« Современная педагогика: методология, теория,
практика»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
№61
Городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
«Личностно
ориентированное обучение
и
общение в условиях группового взаимодействия на уроках
немецкого
языка».
учитель немецкого
языка : Саяпова Л.Р.
Решение проблемы развития личности
ученика в процессе обучения привлекало педагогов во все времена. Организация
процесса усвоения неродного языка, основанная на взаимодействии учащихся
младших классов и учителя, в центре которого стоит ученик с его интересами,
способностями, потребностями и индивидуальными особенностями. Именно с
начальной школы создаются условия для самоопределения личности и ее
самореализации, для формирования в последующем образовательном процессе,
адекватного мировому уровню общей и профессиональной культуры. Это обеспечит
интеграцию личности в национальную культуру.
В работах
Л.С. Выготского, С.Л.Рубенштейна, А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина
и других отражено, что формирование личности возможно только в условиях
совместной деятельности. Групповые формы работы могут принести больше высоких
результатов в развитии и воспитании личности учащегося, в сравнении с
индивидуальной или фронтально организованного обучения. За основу разработок
уроков с групповыми формами работы я беру личностно ориентированное обучение и
общение, а также основы теории деятельного опосредования межличностных
отношений в коллективе.
Правила и
приемы общения учебно-игровых задач дают возможность учащимся чувствовать себя
равноправными и активными членами группы, что положительно воздействует на
мотивацию обучения, и способствует снятию внутренней напряженности. Как
результат, дети становятся раскрепощенными, общительными, мобильными и
внимательными друг другу. Каждый ученик стремится проявить свои лучшие качества
и инициативу, интерес к более взрослой жизни и мотивирует к новым способам
общения через немецкий язык.
Групповое
взаимодействие оказывает на успешность обучения ученика. Только во взаимной
работе, в вовлечении всех учащихся в классе в процесс обучения, могут быть
решены задачи формирования коммуникативности на немецком языке, а также
социальной адаптации ученика. Это формирует познавательную активность ребенка.
В групповом
взаимодействии на уроках немецкого языка происходит первое освоение моделей
общения и начальное формирование коммуникативных умений общаться со
сверстниками и взрослыми, видеть их партнерами в беседе, диалоге, в игре, в
отгадывании ребусов, загадок и т.д. В этих разнообразных формах работы идет
процесс обучения детей средствам общения, которые помогают вступать в контакты
и строить отношения друг с другом.
Учителю
необходимо настроиться на благожелательный, заинтересованный в успехе ученика
тон, побуждать их к совместной деятельности, к взаимопомощи, к сопереживанию,
уметь радоваться успехам других, огорчаться, удивляться, восхищаться и т.д.,
формировать умение поддерживать собеседника.
Для этого я
разрабатываю и использую разнообразные формы группового взаимодействия :
-
индивидуально-групповые, где учащиеся по очереди участвуют в выполнении задания
и работают УЧИТЕЛЬ-ГРУППА, УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК, УЧЕНИК-УЧЕНИК, УЧЕНИК-ГРУППА,
УЧЕНИК-МИКРОГРУППА. Работа втроем, вчетвером предполагает смену собеседников в
группе, где у каждого ученика есть возможность проявить себя.
В обучении
используется конвейерное и поточное взаимодействие.
Для
конвейерного мы делимся на две подгруппы, которые противостоят друг другу в
парах, в конце задания один из членов крайней пары подгруппы переходит на
другой конец ряда, а все его партнеры по подгруппе перемещаются на одно место
вправо или влево. Каждый следующий член подгруппы занимает место предыдущего
человека. Вторая подгруппа остается неподвижной. Стоя друг перед другом можно
поздороваться с партнером напротив, получить благодарность и ответ на вопрос ,
как дела, рассказать друг другу рифмовку или стишок, считалку, пропеть песенку.
Поточное
взаимодействие отличается более упрощенной организацией. Здесь учащиеся сами
выбирают собеседника.
Так
отрабатываются и закрепляются диалоги по коммуникативным намерениям. В поточном
взаимодействии предоставляется выбор партнера, возможность подарить какой-то
символический подарок, знак, рисунок. К примеру изображение любимого животного,
а в ответ получить рассказ о нем.(3 класс)
Например:Das
ist ein Hund. Er ist grau. Ich magi einen Hund.
При
таких формах работы создаются ситуации, в которых участник не может молчать,
поэтому язык вливается в деятельность и используется по назначению.
Принцип
личностно ориентированного обучения общению - это индивидуальный подход к
каждому ученику:
- учет
индивидуальной личности каждого ученика.
- знание
достижений его в речевом развитии, уровень развития, сформированность
психический функций и характера поведения, психологические особенности усвоения
ИЯ, а также характер, темперамент и способность ученика.
- Учет и развитие
в положительную сторону личности каждого ребенка.
- Необходимость
преемственности и перспективности в работе не только в группе, но и с
отдельным учеником.
- Обеспечение
системности индивидуальной работы, комбинирования и трансформации разнообразных
способов и форм в речевых, игровых, коммуникативных и мотивационных достижений
детей.
- Единая цель и
согласованность действий всех предметников, работающих в этом классе.
Одним из
критериев эффективности индивидуальной работы с детьми являются не количество и
не разнообразие внешних мер, а уровень обученности, развитости, воспитанности
каждого ученика их готовность к успешному продолжению обучения в старших
классах.
Учет
дидактических требований помогает осуществлять личностно ориентированное
обучение в условиях группового обучения и общения. Такое обучение предусматривает
учет и развитие всех индивидуальных наклонностей и способностей ученика, что
стимулирует его познавательную творческую активность, эмоциональную
включенность в совместную деятельность по решению задач, повышения мотивации
за счет необычности формы занятия, духа соревнования, возможности проявить себя
и повысить свой статус в группе. Групповые занятия помогают организовать
совместные дела, например: разделив на подгруппы, дать задание приготовить
фруктовый букет для мамы. Пред ними лежат «фрукты»- рисунки. Дети играют и
затем рассказывают о своем подарке. Можно подбирать одежду для поездки, делимся
на группу мальчиков и девочек, соответственно подбираем из предложенных вещей-
мужскую и женскую, или кто едет на юг и кто едет на север. Более подготовившись
можно выполнить проектное задание на темы: « Мой день рождения», « Девочки,
глазами мальчиков», « Мальчики, глазами девочек», используя картинки, журналы,
газеты.
В.Майер,
немецкий педагог, выделяет следующие положительные стороны групповой работы:
- совместная
деятельность детей в небольшой группе отличается тем, что она вызывает
определенные чувства детей, которые способствуют общению детей.
- каждый ребенок в
группе берет на себя какую-то роль для решения общей задачи.
- в каждой группе
вырабатывается ряд ценностей и норм, которые признаются всеми детьми.
- подгруппа может
выполнять определенное задание даже лучше чем те, которые работают в большой
группе.
Немецкие педагоги
выделяют результаты группового учебного взаимодействия, такие как :
- самостоятельно
думать, чувствовать, действовать,
- находить
взаимопонимание с друзьями по группе,
- критиковать
себя, развивать фантазию на заданную тему.
- планировать шаги
в решении определенного задания,
-рассказывать
(анализировать) о результатах своей работы ( рассказывать, описывать,
объяснять, рисовать, подбирать иллюстративный материал).
Эффективность групповой работы заключается в ее направленности на комплексное
развитие личности ученика, на целостность формирования интеллектуальных эмоциональных
и мотивационных сторон.
В групповом
учебном взаимодействии каждый ученик получает возможность реализовать свои
индивидуальные способности и интересы. Инициативность ученика с одной стороны
ориентирована на объективное содержание задачи, с другой – на партнера
занятого этой задачей. Приглашая партнера к совместной деятельности,
запрашивая помощь или оценку, ученик использует:
- способ
распределения функций между партнерами,
- характер
приглашения партнера к взаимной работе.
Форма взаимодействия
рассматривается как психическое новообразование, которое обеспечивает ученику
в дальнейшем успешность его индивидуальной деятельности и способность
устанавливать отношения с людьми и самим собой.
Использованная литература:
1.Ш.А.Амонашвили» Основы овладения устной
иностранной речью» М.,1988. 1.И.Л.Бим « Теория и практика обучения немецкому
языку в средней школе» М.,1988.
2. Л.С.Выготский « Мышление и речь»//
Собр.соч. М.,1982.Т.2
3.П.Я.Гальперин «Методы обучения и
умственное развитие ребенка».М.1985.
4. А.Н.Утехина « Модель развития
способностей к усвоению иностранного языка»Ижевск,1996.
5. А.Н.Утехина «Веселый немецкий»: Учебное
пособие. Ижевск 1997.
6. Л.Г.Урушадзе «Вербальные игры как
средство развития
Русской устной речи в группах грузинского
детского сада» Тбилиси,1980.
7. Maier Wolfgang.Fremdspracheen in der
Grundschule.Muenchen,1990.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.