Главная / Иностранные языки / Методическая тема:Личностно ориентированное обучение и общение в условиях группового взаимодействия на уроках немецкого языка".

Методическая тема:Личностно ориентированное обучение и общение в условиях группового взаимодействия на уроках немецкого языка".



« Современная педагогика: методология, теория, практика»





Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №61

Городского округа город Уфа Республики Башкортостан







«Личностно ориентированное обучение

и общение в условиях группового взаимодействия на уроках

немецкого языка».





учитель немецкого языка : Саяпова Л.Р.





Решение проблемы развития личности ученика в процессе обучения привлекало педагогов во все времена. Организация процесса усвоения неродного языка, основанная на взаимодействии учащихся младших классов и учителя, в центре которого стоит ученик с его интересами, способностями, потребностями и индивидуальными особенностями. Именно с начальной школы создаются условия для самоопределения личности и ее самореализации, для формирования в последующем образовательном процессе, адекватного мировому уровню общей и профессиональной культуры. Это обеспечит интеграцию личности в национальную культуру.

В работах Л.С. Выготского, С.Л.Рубенштейна, А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и других отражено, что формирование личности возможно только в условиях совместной деятельности. Групповые формы работы могут принести больше высоких результатов в развитии и воспитании личности учащегося, в сравнении с индивидуальной или фронтально организованного обучения. За основу разработок уроков с групповыми формами работы я беру личностно ориентированное обучение и общение, а также основы теории деятельного опосредования межличностных отношений в коллективе.

Правила и приемы общения учебно-игровых задач дают возможность учащимся чувствовать себя равноправными и активными членами группы, что положительно воздействует на мотивацию обучения, и способствует снятию внутренней напряженности. Как результат, дети становятся раскрепощенными, общительными, мобильными и внимательными друг другу. Каждый ученик стремится проявить свои лучшие качества и инициативу, интерес к более взрослой жизни и мотивирует к новым способам общения через немецкий язык.

Групповое взаимодействие оказывает на успешность обучения ученика. Только во взаимной работе, в вовлечении всех учащихся в классе в процесс обучения, могут быть решены задачи формирования коммуникативности на немецком языке, а также социальной адаптации ученика. Это формирует познавательную активность ребенка.

В групповом взаимодействии на уроках немецкого языка происходит первое освоение моделей общения и начальное формирование коммуникативных умений общаться со сверстниками и взрослыми, видеть их партнерами в беседе, диалоге, в игре, в отгадывании ребусов, загадок и т.д. В этих разнообразных формах работы идет процесс обучения детей средствам общения, которые помогают вступать в контакты и строить отношения друг с другом.

Учителю необходимо настроиться на благожелательный, заинтересованный в успехе ученика тон, побуждать их к совместной деятельности, к взаимопомощи, к сопереживанию, уметь радоваться успехам других, огорчаться, удивляться, восхищаться и т.д., формировать умение поддерживать собеседника.

Для этого я разрабатываю и использую разнообразные формы группового взаимодействия :

- индивидуально-групповые, где учащиеся по очереди участвуют в выполнении задания и работают УЧИТЕЛЬ-ГРУППА, УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК, УЧЕНИК-УЧЕНИК, УЧЕНИК-ГРУППА, УЧЕНИК-МИКРОГРУППА. Работа втроем, вчетвером предполагает смену собеседников в группе, где у каждого ученика есть возможность проявить себя.

В обучении используется конвейерное и поточное взаимодействие.

Для конвейерного мы делимся на две подгруппы, которые противостоят друг другу в парах, в конце задания один из членов крайней пары подгруппы переходит на другой конец ряда, а все его партнеры по подгруппе перемещаются на одно место вправо или влево. Каждый следующий член подгруппы занимает место предыдущего человека. Вторая подгруппа остается неподвижной. Стоя друг перед другом можно поздороваться с партнером напротив, получить благодарность и ответ на вопрос , как дела, рассказать друг другу рифмовку или стишок, считалку, пропеть песенку.

Поточное взаимодействие отличается более упрощенной организацией. Здесь учащиеся сами выбирают собеседника.

Так отрабатываются и закрепляются диалоги по коммуникативным намерениям. В поточном взаимодействии предоставляется выбор партнера, возможность подарить какой-то символический подарок, знак, рисунок. К примеру изображение любимого животного, а в ответ получить рассказ о нем.(3 класс)

Например:Das ist ein Hund. Er ist grau. Ich magi einen Hund.

При таких формах работы создаются ситуации, в которых участник не может молчать, поэтому язык вливается в деятельность и используется по назначению.

Принцип личностно ориентированного обучения общению - это индивидуальный подход к каждому ученику:

- учет индивидуальной личности каждого ученика.

- знание достижений его в речевом развитии, уровень развития, сформированность психический функций и характера поведения, психологические особенности усвоения ИЯ, а также характер, темперамент и способность ученика.

- Учет и развитие в положительную сторону личности каждого ребенка.

- Необходимость преемственности и перспективности в работе не только в группе, но и с отдельным учеником.

- Обеспечение системности индивидуальной работы, комбинирования и трансформации разнообразных способов и форм в речевых, игровых, коммуникативных и мотивационных достижений детей.

- Единая цель и согласованность действий всех предметников, работающих в этом классе.

Одним из критериев эффективности индивидуальной работы с детьми являются не количество и не разнообразие внешних мер, а уровень обученности, развитости, воспитанности каждого ученика их готовность к успешному продолжению обучения в старших классах.

Учет дидактических требований помогает осуществлять личностно ориентированное обучение в условиях группового обучения и общения. Такое обучение предусматривает учет и развитие всех индивидуальных наклонностей и способностей ученика, что стимулирует его познавательную творческую активность, эмоциональную включенность в совместную деятельность по решению задач, повышения мотивации за счет необычности формы занятия, духа соревнования, возможности проявить себя и повысить свой статус в группе. Групповые занятия помогают организовать совместные дела, например: разделив на подгруппы, дать задание приготовить фруктовый букет для мамы. Пред ними лежат «фрукты»- рисунки. Дети играют и затем рассказывают о своем подарке. Можно подбирать одежду для поездки, делимся на группу мальчиков и девочек, соответственно подбираем из предложенных вещей- мужскую и женскую, или кто едет на юг и кто едет на север. Более подготовившись можно выполнить проектное задание на темы: « Мой день рождения», « Девочки, глазами мальчиков», « Мальчики, глазами девочек», используя картинки, журналы, газеты.

В.Майер, немецкий педагог, выделяет следующие положительные стороны групповой работы:

- совместная деятельность детей в небольшой группе отличается тем, что она вызывает определенные чувства детей, которые способствуют общению детей.

- каждый ребенок в группе берет на себя какую-то роль для решения общей задачи.

- в каждой группе вырабатывается ряд ценностей и норм, которые признаются всеми детьми.

- подгруппа может выполнять определенное задание даже лучше чем те, которые работают в большой группе.

Немецкие педагоги выделяют результаты группового учебного взаимодействия, такие как :

- самостоятельно думать, чувствовать, действовать,

- находить взаимопонимание с друзьями по группе,

- критиковать себя, развивать фантазию на заданную тему.

- планировать шаги в решении определенного задания,

-рассказывать (анализировать) о результатах своей работы ( рассказывать, описывать, объяснять, рисовать, подбирать иллюстративный материал).

Эффективность групповой работы заключается в ее направленности на комплексное развитие личности ученика, на целостность формирования интеллектуальных эмоциональных и мотивационных сторон.

В групповом учебном взаимодействии каждый ученик получает возможность реализовать свои индивидуальные способности и интересы. Инициативность ученика с одной стороны ориентирована на объективное содержание задачи, с другой – на партнера занятого этой задачей. Приглашая партнера к совместной деятельности, запрашивая помощь или оценку, ученик использует:

- способ распределения функций между партнерами,

- характер приглашения партнера к взаимной работе.

Форма взаимодействия рассматривается как психическое новообразование, которое обеспечивает ученику в дальнейшем успешность его индивидуальной деятельности и способность устанавливать отношения с людьми и самим собой.



Использованная литература:

1.Ш.А.Амонашвили» Основы овладения устной иностранной речью» М.,1988. 1.И.Л.Бим « Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе» М.,1988.

2. Л.С.Выготский « Мышление и речь»// Собр.соч. М.,1982.Т.2

3.П.Я.Гальперин «Методы обучения и умственное развитие ребенка».М.1985.

4. А.Н.Утехина « Модель развития способностей к усвоению иностранного языка»Ижевск,1996.

5. А.Н.Утехина «Веселый немецкий»: Учебное пособие. Ижевск 1997.

6. Л.Г.Урушадзе «Вербальные игры как средство развития

Русской устной речи в группах грузинского детского сада» Тбилиси,1980.

7. Maier Wolfgang.Fremdspracheen in der Grundschule.Muenchen,1990.











































Методическая тема:Личностно ориентированное обучение и общение в условиях группового взаимодействия на уроках немецкого языка".
  • Иностранные языки
Описание:

 

 

      Решение проблемы развития личности ученика в процессе обучения привлекало педагогов во все времена. Организация процесса усвоения неродного языка, основанная на взаимодействии учащихся младших классов  и учителя, в центре которого стоит ученик с его интересами, способностями, потребностями и индивидуальными особенностями. Именно с начальной школы создаются условия для самоопределения личности и ее самореализации, для формирования в последующем образовательном процессе, адекватного мировому уровню общей и профессиональной культуры. Это обеспечит интеграцию личности в национальную культуру.

Автор Саяпова Лилия Раисовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 515
Номер материала 38836
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓