Главная / Другое / методическая тема "Деятельностный подход в обучении биологии как средство достижения метапредметных результатов""

методическая тема "Деятельностный подход в обучении биологии как средство достижения метапредметных результатов""

Тема «Деятельностный подход в обучении биологии как средство достижения метапредметных результатов»

Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета.

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году.

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Таким образом, существующие подходы, хотя и рассматривают метапредметность с разных позиций, имеют явные области пересечения. При этом именно подход Научной школы А.В. Хуторского является наиболее полным, представляющим, в том числе, и поле для реализации метапредметности с позиций ФГОС.

Основополагающая цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к построению процесса обучения биологии на основе деятельностного подхода как средства развития у учащихся универсальных учебных действий, которые создадут условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать, обеспечат успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей не только в моей предметной области, но и в любой другой.

Целевые установки реализации методической системы направлены также на:

  • обеспечение более гибкого и прочного усвоения знаний учащимися, возможности их самостоятельного движения в обучении биологии;

  • организацию совместной деятельности учителя и обучающихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения;

  • использование современных образовательных технологий для развивающей направленности уроков биологии;

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера.

Подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе – это деятельностный подход.

Деятельностный подход позволяет:

  • реализовать в практике преподавания такие принципы дидактики, которые обеспечат обучение, ведущее за собой развитие ученика:

В зависимости от учебных ситуаций приоритеты отдаются:

  • проблемному методу обучения, чаще на уроках получения новых знаний;

  • проектному методу, дающему возможность индивидуализировать учебный процесс, развивать умения и навыки самообразования учащихся;

  • исследовательский (модельный) метод, используемый при проведении лабораторных, практических работах, во внеурочной деятельности;

  • метод мотивации учебно-познавательной деятельности через познавательные игры, занимательные ситуации.

Один из наиболее эффективных способов реализации деятельностного подхода в процессе обучения является проблемное обучение. Полностью данной схеме, основанной на психолого-педагогических закономерностях обучения, я следую на уроке изучения нового материала. На уроках другого типа применяю отдельные элементы.

Учебная проблема реализуется в двух основных формах: как тема урока и как несовпадающий с темой вопрос, ответом на который будет новое знание. К учебной проблеме я подвожу учеников двумя путями: создав проблемную ситуацию, или с помощью мотивирующих приемов. Например: В 8 классе при изучении темы «Группы крови. Переливание крови». Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей – это стало причиной его смерти. Почему? Удивление вызывают ситуации, обнажающие противоречия между житейским представлением учеников и научным фактом. Постановка любой проблемы начинается с вопроса. Умение правильно поставить вопрос это и будет метаумения. Зная это ученики на любом предмете правильно могут сформулировать проблему.

Применяю в постановке учебной проблемы также мотивирующие приемы. В качестве этого использую сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки. Этот прием чаще всего я использую при изучении тем и разделов, значимость которых важна для каждого ученика: это изучение анатомии и физиологии человека, основ генетики. Это позволяет ученику ответить на вопрос «Для чего мне это нужно знать?» Например: в 8 классе при изучении темы «Слуховой анализатор» предлагается для осмысления фрагмент из произведения В. Шекспира «Гамлет», гда рассказывается, как был отравлен отец Гамлета. Или легенды о цветах на уроке «Вегетативное размножение» в 6 классе.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии техника “знающего не – знания”. Осваивая ее, школьники учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Формулируют, что именно они не знают, намечают ту зону, где должны осуществить следующий этап поиска.

Деятельностный подход– это переход от теории к практике. Применить его можно при помощи метаспособов.

В зависимости от метапредметной темы выбираю способ ее реализации. Это может быть “МЕТАЗНАК”. Работая с метазнаком у учащихся формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.

С помощью “Метазадач” на уроках биологии учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения (задачи по генетике на наследственность и изменчивость, по экологии и д.р.)

Интерес вызывают задачи практической направленности. А также задачи -дилеммы.

А вот при помощи компетентностно-ориентированных заданий учащиеся формируют умение применять накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни.Очень эффективно решение компетентностных задач при выполнении лабораторных работ.. На лабораторной работе «Микроскопическое строение крови» для решения вынесен вопрос: «Почему у жителей высокогорных районов количество эритроцитов в крови увеличено?» Это вопрос не только предмета биологии, это вопрос знаний интеграции предметов физики, химии, экологии, географии.

В рамках “Метазнание” формирую способность работать с понятиями как особой формой знания. Необходимо показать ученику разницу между определением и понятием, какие виды определений бывают и как их можно применить на практике. Это и будет – метаумения.

Ученик не запоминает, но осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Знания можно научить классифицировать – это тоже метаумение.

Пример классификации понятия “цветок” в 6 классе рассматриваю с разных позиций.

Задаю вопрос “ Действительно ли цветок это уникальный орган?”Схемы понятий выстраиваем в 6-х классах вместе, а в старших самостоятельно. Эта схема поможет им осмыслить понятие “цветок” и увидеть его значение не только в науке биологии, но и в искусстве, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях.

Результатом метапредметной деятельности можно считать развитие чувства собственного достоинства, рост креативности учеников. Получив на уроках биологии метазнания и метаумения, ученики воплощают их на практике.

Любая деятельность направлена на достижение результата, и именно он является мерилом успешности или тщетности всех трудов. Результат педагогической деятельности – это гармонично развитая личность ребенка, математически измерить которую невозможно. Но реально возможно оценить изменения интеллектуального потенциала личности, степень осведомленности ребенка по тем или иным вопросам, уровень его психического и физического развития.

Несмотря на то, что работаю по данной методической системе только второй год (хотя опыт работы по интеграции межпредметных связей в преподавании биологии есть), можно отметить положительную динамику качества знаний, активности и результативности участия учащихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в том числе и олимпиадах метапредметной направленности.

При создании инновационной среды в школе и использовании метапредметного подхода мы создаем целостную картину мира в сознании ребенка.







методическая тема "Деятельностный подход в обучении биологии как средство достижения метапредметных результатов""
  • Другое
Описание:

Данная разработка является методическим материалом, который может быть использован при проведении семинаров,  педсоветов, обобщении опыта.

 

Метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Углубляя собственную предметную специализацию, мы сами порой очень плохо ориентируемся в устройстве другой научной дисциплины и учебного предмета.

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель.Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году.

В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

Автор Истомина Ирина Александровна
Дата добавления 19.12.2014
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1161
Номер материала 7829
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓