Главная / География / Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»

Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»

Из опыта работы учителя географии
Ковалевой Галины Валентиновны.

Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»

Стаж моей педагогической деятельности 31 год. 17 лет работаю учителем географии в Нововоронежской СОШ №4.

Из личного опыта могу точно сказать, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Моя работа как учителя научить детей не только пользоваться готовой информацией, но и уметь обрабатывать ее, размещенной в различных источниках. Умение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ. Четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. Чтобы у учеников со сниженным познавательным интересом не выработалась, не формировалась привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке.

Готовясь к уроку, я всегда стараюсь его разнообразить, применяю различные типы и формы работы.

На уроках формирования новых знаний, применяю такие формы работы как: уроки-лекции, уроки путешествия, уроки исследования, уроки инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки.

На уроках обучения умениям и навыкам часто провожу уроки-диалоги, практикумы, сочинения, уроки с ролевой или деловой игрой.

На уроках повторения и обобщения знаний и умений применяю не только повторительно-обобщающие уроки, но и диспуты, различные конкурсы, игровые уроки: «Поле чудес», «Счастливый случай», уроки соревнования.

На уроках проверки и учета знаний и умений даю такие задания как защита творческих работ, проекты.

На уроке отвожу время для викторин, кроссвордов. Использую на уроках эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.

Часто провожу комбинированные уроки. Совсем недавно в географическом кабинете появилось компьютерное оборудование, и уроки стали проходить еще более интересно. Учащиеся с удовольствием делают презентации урока или различные интересные сообщения. Вставляя в презентацию фрагменты научных фильмов, сопровождающую музыку. Такая форма подходит для любого типа урока, подходит и для опережающего обучения, или несколько минут релаксации. Презентации уроков являются дополнительным методическим и наглядным пособием.

Еще хочу поделиться опытом проектной деятельности. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы: готовить выступления перед товарищами в классе; направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Учащиеся могут выполнять проект как индивидуально, так и в сотрудничестве.

Перед индивидуальной работой с учащимися ставлю задачи:

  1. Выявление познавательных интересов и склонностей учащихся.

  2. Целенаправленное воздействие на развитие и углубление познавательных процессов и склонностей ученика.

  3. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Обучение в сотрудничестве.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в парах, или группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

  1. Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти.

  2. Актуализируются полученные опыт и знания.

  3. Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе.

  4. Повышается ответственность за результат коллективной работы.

  5. Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Уделяю большое значение требованием к оформлению проектной, исследовательской работе.

План выполнения проектной работы:

  1. Тема.

  2. Цель исследования.

  3. Гипотеза.

  4. Задачи исследования.

  5. Актуальность темы.

  6. Методы исследования.

  7. Собственные данные, полученные при исследовании.

  8. Выводы (по задачам)

  9. Заключение.

  10. Список литературы.

Для правильно поставленных целей рекомендую использовать глаголы.

Например: выразить, вычислить, выявить, выделить, доказать, делать логический вывод, защитить, заключить, записать, измерить, изобрести, изучить, исследовать, классифицировать, ликвидировать, наблюдать, обнаружить, обосновать, оценить, отсортировать, определить, описать, повторить, подтвердить, проверить, проиллюстрировать, разработать, решить, представить в виде, продемонстрировать, протестировать, рассчитать, сравнить, сформулировать и др.

В организации процесса учения – предлагаю разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

  1. Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому курсу наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

  2. Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

  3. Ставить задачи, требующие исследовательского подхода;

  4. Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

  5. Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли;

  6. Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.

Я считаю, что благодаря такому разнообразию форм и методов, даже самый слабый ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у школьников развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития ребенка.

Таким образом, выше обозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития творческого мышления

Поэтому география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Современные педагогические технологии в сочетании с информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.





Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»
  • География
Описание:

Методическая тема: «Активизация познавательной деятельности на уроках географии с применением инновационных технологий»

Стаж моей педагогической деятельности 31 год. 17 лет работаю учителем географии в Нововоронежской СОШ №4.

Из личного опыта могу точно сказать, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу. Формирование познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

Моя работа как учителя научить детей не только пользоваться готовой информацией, но и уметь обрабатывать ее, размещенной в различных источниках. Умение организовать самостоятельную деятельность по выполнению исследовательских работ. Четко выражать свои мысли и анализировать способы собственной деятельности при работе с географическими данными. Чтобы у учеников со сниженным познавательным интересом не выработалась, не формировалась привычка к бездумной, бессмысленной деятельности, привычка списывать, отвечать по подсказке.

Готовясь к уроку, я всегда стараюсь его разнообразить, применяю различные типы и формы работы.

На уроках формирования новых знаний, применяю такие формы работы как: уроки-лекции, уроки путешествия, уроки исследования, уроки инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки.

На уроках обучения умениям и навыкам часто провожу уроки-диалоги, практикумы, сочинения, уроки с ролевой или деловой игрой.

На уроках повторения и обобщения знаний и умений применяю не только повторительно-обобщающие уроки, но и диспуты, различные  конкурсы, игровые уроки: «Поле чудес», «Счастливый случай», уроки соревнования.

На уроках проверки и учета знаний и умений даю такие задания как защита творческих работ, проекты.

На уроке отвожу время для викторин, кроссвордов. Использую на уроках эффективное свойство, как занимательность, которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.

Часто провожу комбинированные уроки. Совсем недавно в географическом кабинете появилось компьютерное оборудование, и уроки стали проходить еще более интересно. Учащиеся с удовольствием делают презентации урока или различные интересные сообщения. Вставляя в презентацию фрагменты научных фильмов, сопровождающую музыку. Такая форма подходит для любого типа урока, подходит и для опережающего обучения, или несколько минут релаксации.  Презентации уроков являются дополнительным методическим и наглядным пособием.

 Еще хочу поделиться опытом проектной деятельности. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность ученику проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

На уроках географии важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы: готовить выступления перед товарищами в классе; направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Учащиеся могут выполнять проект как индивидуально, так и в сотрудничестве.

Перед индивидуальной работой с учащимися ставлю задачи:

1.                Выявление познавательных интересов и склонностей учащихся.

2.                Целенаправленное воздействие на развитие и углубление познавательных процессов и склонностей ученика.

3.                Активизация познавательной деятельности учащихся.

Обучение в сотрудничестве.

В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в парах, или группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

1.                Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти.

2.                Актуализируются полученные опыт и знания.

3.                Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе.

4.                Повышается ответственность за результат коллективной работы.

5.                Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Уделяю большое значение требованием к оформлению проектной, исследовательской работе.

План выполнения проектной работы:

1.                Тема.

2.                Цель исследования.

3.                Гипотеза.

4.                Задачи исследования.

5.                Актуальность темы.

6.                Методы исследования.

7.                Собственные данные, полученные при исследовании.

8.                Выводы (по задачам)

9.                Заключение.

10.            Список литературы.

Для правильно поставленных целей рекомендую использовать глаголы.

Например: выразить, вычислить, выявить, выделить, доказать, делать логический вывод, защитить, заключить, записать, измерить, изобрести, изучить, исследовать, классифицировать, ликвидировать, наблюдать, обнаружить, обосновать, оценить, отсортировать, определить, описать, повторить, подтвердить, проверить, проиллюстрировать, разработать, решить, представить в виде, продемонстрировать, протестировать, рассчитать, сравнить, сформулировать и др.    

В организации процесса учения – предлагаю разнообразить самостоятельную работу учащихся, постоянно совершенствовать способы их познавательной деятельности:

1.                Постоянно усложнять познавательные задачи, по каждому курсу наметить систему усложненных задач, требующих овладения новыми, более совершенными познавательными умениями;

2.                Вводить задачи на догадку, развитие сообразительности, побуждая к различному подходу в их решении;

3.                Ставить задачи, требующие исследовательского подхода;

4.                Практиковать задачи на применение знаний в жизни и быту;

5.                Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, требующее активности наблюдения, воображения, самостоятельности мысли;

6.                Дифференцировать познавательные задачи для различных групп учащихся.  

Я считаю, что благодаря такому разнообразию форм и методов, даже самый слабый ученик становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у школьников развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, творческого воспитания и развития ребенка.

Таким образом, выше обозначенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития  творческого мышления

Поэтому география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.  Современные педагогические технологии в сочетании с информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

 

 

 

Автор Ковалева Галина Валентиновна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1297
Номер материала 38014
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓