ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В
РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
Шевченко Наталья Ивановна
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №37 (МБОУ СОШ№37) г. Шахты Ростовской области
Аннотация
В тезисах раскрываются возможности применения информационных
технологий в работе учителя информатики.
Информатика в
настоящее время – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая
системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая
информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи,
хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно
расширяющая область практической деятельности человека.
Информационные
технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и
алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Я, как учитель
информатики, применяю ИКТ в разных сферах своей деятельности, ориентируясь на
то, что цель образовательного процесса в школе – создание условий для развития
личности ребенка с учетом его потребностей и возможностей. Мы должны
обеспечивать самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.
Условно
я выделяю следующие направления в своей деятельности:
- урочная
деятельность с обучающимися,
- внеурочная
деятельность,
- работа над
повышением своего профессионально-личностного потенциала.
Во всех случаях я
применяю ИКТ.
I. Урочная
деятельность.
Изучение
информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на
достижение следующих целей:
- освоение знаний,
составляющих основу научных представлений об информации, информационных
процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение
умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и
других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее
результаты;
- развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
- воспитание ответственного
отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков
применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных
и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении
профессий, востребованных на рынке труда.
Современное
содержание образования многообразно, поток информации, который обрушивается на
детей, должен быть четко структурированным, чтобы ребенок мог его усвоить и
применять в своей дальнейшей жизни.
Для
облегчения освоения обучающимися ГОС я использую различные формы работы, том
числе:
1. Использование
мультимедийных презентаций.
Данная
форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов,
что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача
учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения,
высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения
таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Подобные уроки
помогают решить следующие дидактические задачи:
- усвоить базовые
знания по предмету;
- систематизировать
усвоенные знания;
- сформировать
навыки самоконтроля;
- сформировать
мотивацию к учению;
- оказать
учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным
материалом.
При
использовании на уроке мультимедийных технологий структуру урока принципиально
не изменяю. В нем по-прежнему сохраняю все основные этапы.
Структурная
компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок
развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации
можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности:
фронтальную, групповую, индивидуальную.
Мультимедийная
презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует
триединой дидактической цели урока.
Образовательный
аспект: восприятие обучающимися учебного материала, осмысление связей и
отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект:
развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать,
сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.
Воспитательный
аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать
самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества,
взаимопомощи.
Мультимедийные
технологии использую:
- для объявления
темы урока;
- при объяснении
нового материала;
- как информационно
– обучающее пособие (в том числе и для инд.-гр. консультаций);
- для контроля
знаний.
Практически
по всем темам курса «Информатика и ИКТ» имеются разработки в электронном виде
(презентации, проверочные, контрольные работы, тесты и т.д.).
2. Работа с
интерактивной доской для:
- изображения
различных фигур;
- подчеркивания;
- выделения нужной
информации;
- добавления записи
к страницам, которые были приготовлены до занятия (например, при
разгадывании кроссворда, внесения данных в схему и так далее);
- работы разными
цветами;
- для удобства
мультимедийного сопровождения (по ходу изложения материала, вношу в презентацию
необходимые метки, записи, рисунки, выделяю, подчеркиваю главное).
Данное оборудование позволяет с помощью
прикосновения выбрать нужную иконку, достаточно просто коснуться поверхности доски.
Интерактивная доска позволяет работать с различными объектами, искать нужную
информацию в сети или создавать презентацию. В ней объединяются проекционные
технологии с сенсорным устройством.
В ходе мультимедийного урока объём
пройденного, и соответственно, усвоенного материала можно увеличить без риска «перегрузить»
учеников. Информация, полученная через различные сенсорные пути: через текст,
видео, графику, звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше.
Обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной,
эффективной и динамичной подачи материала; начинают работать более творчески и
становятся уверенными в себе.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод:
давно известно, что услышанное усваивается на 10%, увиденное – на 40%, а то,
что ученик получает через деятельность – усваивается им на 90% из ста.
В
моей педагогической деятельности большую роль имеют интернет-технологии,
которые
- нацелены на
развитие обучающегося;
- имеют
продуктивный характер;
- обеспечивают
связи образования с социальной действительностью;
- способствуют индивидуализации
и дифференциации;
- ориентирует на
интересы личности.
II. Внеурочная
деятельность.
Несколько
лет я вела кружок «Путешествие по страницам Интернета», участниками которого
являлись ученики 5-6 классов. В основе деятельности кружка лежит учебный
процесс, цель которого – научить детей цивилизованно и грамотно применять Интернет-ресурсы,
привить школьникам начала информационной культуры, формировать постоянную
потребность в обучении. Одно из направлений работы с одарёнными детьми - участие
в различного уровня конкурсах. Так ребята в апреле принимали участие в I этапе
Конкурса детского креатива «Будущее России». Формат работ был различным: две
работы художественно – графические, одна фото-работа и презентация.
Компьютерные
презентации разрабатываются обучающимися к памятным датам. В преддверии Дня Победы
в ВОВ собирается поисковый материал о событиях военных лет. Так, одна из моих
учениц, Кондратьева Эрна, подготовила фильм «День Победы», её работа была
направлена для участия в городском конкурсе на лучшую разработку с
использованием информационных технологий и вышла в финал.
Таким
образом, осуществляется интеграция научно-технической и военно-патриотической
направленностей в системе дополнительного образования. Это позволяет
обучающимся достичь нового качества образования, успешно реализовать себя,
адаптироваться в социуме.
III. Повышение
профессионально-личностного потенциала.
Остановлюсь
на одной из форм повышения моего профессионально-личностного потенциала как
учителя – это знакомство с программами Intel «Обучение
для будущего» и Web 2.0 в ходе курсовой подготовки. Кроме
того, я часто посещаю такие сайты, как: Сеть творческих учителей, Педсовет,
Открытый класс и др. Благодаря данным сайтам, учителя получили возможность
создать свое виртуальное сообщество и обсуждать интересующие проблемы; стали
применять информационно-коммуникативные технологии на уроках и в процессе
демонстрации нового материала из сетевых ресурсов, и как инструментарий для
учебной деятельности, и для организации коммуникаций. Обучающиеся знакомятся с
позитивными возможностями интернет-технологий в процессе поисковой
деятельности, приобщения к современным средствам коммуникации; учатся
виртуальному общению на вербальном и визуальном уровне.
Таким
образом, целенаправленное использование возможностей ИКТ в урочной и внеурочной
деятельности, совместная работа при этом классного руководителя,
учителей-предметников, руководителей кружков, родителей позволяет развить
творчество детей, повысить мотивацию к обучению, формировать компоненты
исследовательской культуры обучающихся. Интерактивное обучение позволяет
реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий,
отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения
учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса;
формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным
образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.