Главная / Другое / Методическая статья"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя "

Методическая статья"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя "

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

Шевченко Наталья Ивановна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №37 (МБОУ СОШ№37) г. Шахты Ростовской области



Аннотация

В тезисах раскрываются возможности применения информационных технологий в работе учителя информатики.


Информатика в настоящее время – одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющая область практической деятельности человека.

Информационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Я, как учитель информатики, применяю ИКТ в разных сферах своей деятельности, ориентируясь на то, что цель образовательного процесса в школе – создание условий для развития личности ребенка с учетом его потребностей и возможностей. Мы должны обеспечивать самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.

Условно я выделяю следующие направления в своей деятельности:

  • урочная деятельность с обучающимися,

  • внеурочная деятельность,

  • работа над повышением своего профессионально-личностного потенциала.

Во всех случаях я применяю ИКТ.

I. Урочная деятельность.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Современное содержание образования многообразно, поток информации, который обрушивается на детей, должен быть четко структурированным, чтобы ребенок мог его усвоить и применять в своей дальнейшей жизни.

Для облегчения освоения обучающимися ГОС я использую различные формы работы, том числе:

1. Использование мультимедийных презентаций.

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структуру урока принципиально не изменяю. В нем по-прежнему сохраняю все основные этапы.

Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока.

Образовательный аспект: восприятие обучающимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Мультимедийные технологии использую:

  • для объявления темы урока;

  • при объяснении нового материала;

  • как информационно – обучающее пособие (в том числе и для инд.-гр. консультаций);

  • для контроля знаний.

Практически по всем темам курса «Информатика и ИКТ» имеются разработки в электронном виде (презентации, проверочные, контрольные работы, тесты и т.д.).

2. Работа с интерактивной доской для:

  • изображения различных фигур;

  • подчеркивания;

  • выделения нужной информации;

  • добавления записи к страницам, которые были приготовлены до занятия (например, при разгадывании кроссворда, внесения данных в схему и так далее);

  • работы разными цветами;

  • для удобства мультимедийного сопровождения (по ходу изложения материала, вношу в презентацию необходимые метки, записи, рисунки, выделяю, подчеркиваю главное).

Данное оборудование позволяет с помощью прикосновения выбрать нужную иконку, достаточно просто коснуться поверхности доски. Интерактивная доска позволяет работать с различными объектами, искать нужную информацию в сети или создавать презентацию. В ней объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством.

В ходе мультимедийного урока объём пройденного, и соответственно, усвоенного материала можно увеличить без риска «перегрузить» учеников. Информация, полученная через различные сенсорные пути: через текст, видео, графику, звук, усваивается лучше и сохраняется гораздо дольше. Обучающиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: давно известно, что услышанное усваивается на 10%, увиденное – на 40%, а то, что ученик получает через деятельность – усваивается им на 90% из ста.

В моей педагогической деятельности большую роль имеют интернет-технологии, которые

  • нацелены на развитие обучающегося;

  • имеют продуктивный характер;

  • обеспечивают связи образования с социальной действительностью;

  • способствуют индивидуализации и дифференциации;

  • ориентирует на интересы личности.

II. Внеурочная деятельность.

Несколько лет я вела кружок «Путешествие по страницам Интернета», участниками которого являлись ученики 5-6 классов. В основе деятельности кружка лежит учебный процесс, цель которого – научить детей цивилизованно и грамотно применять Интернет-ресурсы, привить школьникам начала информационной культуры, формировать постоянную потребность в обучении. Одно из направлений работы с одарёнными детьми - участие в различного уровня конкурсах. Так ребята в апреле принимали участие в I этапе Конкурса детского креатива «Будущее России». Формат работ был различным: две работы художественно – графические, одна фото-работа и презентация.

Компьютерные презентации разрабатываются обучающимися к памятным датам. В преддверии Дня Победы в ВОВ собирается поисковый материал о событиях военных лет. Так, одна из моих учениц, Кондратьева Эрна, подготовила фильм «День Победы», её работа была направлена для участия в городском конкурсе на лучшую разработку с использованием информационных технологий и вышла в финал.

Таким образом, осуществляется интеграция научно-технической и военно-патриотической направленностей в системе дополнительного образования. Это позволяет обучающимся достичь нового качества образования, успешно реализовать себя, адаптироваться в социуме.

III. Повышение профессионально-личностного потенциала.

Остановлюсь на одной из форм повышения моего профессионально-личностного потенциала как учителя – это знакомство с программами Intel «Обучение для будущего» и Web 2.0 в ходе курсовой подготовки. Кроме того, я часто посещаю такие сайты, как: Сеть творческих учителей, Педсовет, Открытый класс и др. Благодаря данным сайтам, учителя получили возможность создать свое виртуальное сообщество и обсуждать интересующие проблемы; стали применять информационно-коммуникативные технологии на уроках и в процессе демонстрации нового материала из сетевых ресурсов, и как инструментарий для учебной деятельности, и для организации коммуникаций. Обучающиеся знакомятся с позитивными возможностями интернет-технологий в процессе поисковой деятельности, приобщения к современным средствам коммуникации; учатся виртуальному общению на вербальном и визуальном уровне.

Таким образом, целенаправленное использование возможностей ИКТ в урочной и внеурочной деятельности, совместная работа при этом классного руководителя, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей позволяет развить творчество детей, повысить мотивацию к обучению, формировать компоненты исследовательской культуры обучающихся. Интерактивное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса; формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.


Методическая статья"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя "
  • Другое
Описание:



В тезисах раскрываются  возможности  применения информационных технологий в работе учителя информатики.


Условно я выделяю следующие направления в своей деятельности:

  • урочная деятельность с обучающимися,
  • внеурочная деятельность,
  • работа над повышением своего профессионально-личностного потенциала.

В статье раскрывается  возможность  применения  ИКТ по этим направлениям.



Информационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Я, как учитель информатики, применяю ИКТ в разных сферах своей деятельности, ориентируясь на то, что цель образовательного процесса в школе – создание условий для развития личности ребенка с учетом его потребностей и возможностей. Мы должны обеспечивать самоопределение личности, создание условий для ее самореализации.

Автор Шевченко Наталья Ивановна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 347
Номер материала 46689
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓