Главная / Классному руководителю / Методическая статья Сказка как инструмент в практической исследовательской деятельности замкнутых детей

Методическая статья Сказка как инструмент в практической исследовательской деятельности замкнутых детей

19


Сказка как инструмент в практической исследовательской деятельности замкнутых детей.

Реальный мир очень сложен. Пока его просто созерцаешь, это не страшно: можно впитывать многосложность как органическую особенность мира. Но когда необходимо как следует ориентироваться в нём, эта сложность создаёт для человека различные проблемы.

В первую очередь это относится к тем, кто ещё не обзавёлся хорошо наработанной системой ориентирования, - к детям. Поэтому многие из них замыкаются в себе, в своих догадках, в своём мироощущении.

Ребёнок не готовится стать взрослым, не учится жить - он уже живёт! У каждого ребёнка есть свой собственный мир, включающий детей и взрослых, игрушки, книжки, сказки, мечты, фантазии.… И задача учителя, не разрушая мир детства, - помочь ребёнку самостоятельно войти во взрослый мир, раскрыть свои творческие ресурсы. Не меняя природу ребёнка, шаг за шагом, пройти все ступени личностного роста.

Смена ведущих видов деятельности в начальной школе приводит к тому, что учащиеся начинают познавать окружающий мир не только эмпирическим путём, но и используя возможности своего мышления. И здесь на помощь придёт незаменимый источник и стимул детского творчества - сказка.

Сказка может излечивать — есть у нее такое удиви­тельное свойство. Это свойство стало краеугольным камнем для построения сказкотерапии как особого на­правления в практической исследовательской деятельности замкнутых детей.

Для того чтобы замкнутый, а может и не совсем уверенный в себе ребёнок смог придумать свою, и только свою, не похожую на других сказку, учителю необходимо создать атмосферу доверия и непринуждённости. Такая комфортная для ребёнка среда стабилизирует напряжение и активизирует творческие ресурсы, помогает ребёнку:

  • эмоционально подготовить к восприятию материала повышенной сложности, настроиться на творческую работу;

  • в игровой форме познакомиться с изучаемым объектом;

  • сформировать основы научного, художественного, культурологического знания;

  • пофантазировать, поразмышлять, активизировать интерес, тем самым стимулировать творчество.

В сказке, как известно, персонажи и события являются вымышленными, но ведь именно их и можно дофантазировать, перенести в другие условия. Дети умеют играть по законам «сказочного» жанра, потому что мир сказок и мир детских фантазий имеют много общего:

  • одушевление и очеловечивание окружающих предметов и явлений;

  • наделение обычных существ и явлений сказочными свойствами.

Сочиняя сказки, дети «проживают» ступени развития своей фантазии, воображения.

Непременным условием успешного сочинения сказок является вариативность и разнообразие форм и видов работы, что способствует раскрытию возможности усвоения трудного, а порой и непонятного материала на уроках, так как ставит школьника в позицию активного участника. Ведь в структуре сказки ребёнок видит плоды своего воображения и в то же время его развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира, овладения реальностью.

Сказка помогает любому ребёнку стать творцом. Ведь она является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от того, что он сам что-то создаёт.

Сочинённые детьми сказки поражают богатством фантазии, необычными образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.

Кроме того, сказка создаёт структуру интеллекта ребёнка, устанавливая разного рода связи:

«Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и вымышленные».

Порой главными добрыми героями становятся числа, величины, предметы, животные и герои, которые хотят с ними подружиться и объяснить непонятные задачи, явления или действия, которые в обычной форме не находят понимания у замкнутых детей. Именно он, волшебный, сказочный мир часто помогает решить реальные жизненные проблемы, объясняет сложную математическую задачу или ситуацию.

Выдумка, фантазия, часто вплетаясь в обычную реальную жизнь, помогает найти нужное и единственно правильное решение, или объяснить то, что на сухом языке учебника часто отторгается ребёнком.

Вот только сочинить сказ­ку просто так, ни с того ни с сего, получается далеко не у каждого. К этому волшебному действу надо каким-то образом подготовиться.

Предлагаемая мною процедура направлена на то, что­бы помочь человеку написать сказку. Это своеобраз­ный «чудесный стартер», запускающий процесс сказкотворчества. Он позволяет почти любому человеку за достаточно ко­роткий промежуток времени создать свой личный вол­шебный продукт — новую сказку.

I ЭТАП. ПОДГОТОВКА

Учитель. Положите перед собой чистый лист бума­ги. Давайте на несколько минут погрузимся в удиви­тельный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но, наверное, есть такие слова или слово­сочетания, которые встречаются почти во всех или, во всяком случае, во многих сказках. Пожалуйста, запи­шите в столбик такие слова, желательно существитель­ные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто можно встретить в сказках.

Таких слов или словосочетаний должно быть ровно семь. Вы ведь знаете, что семь - это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в памяти слова жесткой цензуре, пусть будут записаны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.

Это задание является, по сути, разогревающим. Что­бы подобрать нужные слова, участники вынуждены оку­нуться с мир сказок, побродить там, возрождая в памя­ти полузабытые тексты. А включение руки для записи этих слов также помогает «разогреть творческий Дви­гатель» для последующего написания сказки. Впрочем, участники еще не подозревают, что очень скоро им предстоит ни много, ни мало — написать собственную сказку.

Учитель. Теперь, когда все справились с задани­ем, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанными те слова, которые продиктую вам я.

Лошадь

Килограмм

Друзья

Центнер

Путешествие

Магазин

Величина

Бобовое зерно

Пони

Весы

Аршин

Ученые

Сантиметр

Профессор


Можно использовать и любой другой набор слов, причем их отношение к сказкам может быть весьма ус­ловным. Например, я применяла такие наборы: манда­рин, гитара, дельфин, луна, огурец, пиджак, автомобиль, или: шар, змея, лев, волшебство, река, пещера, сол­дат. Однако опыт подсказал, что лучше, если слова внешне будут самыми обычными.

II ЭТАП. НАПИСАНИЕ СКАЗКИ

Учитель. Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать инструкцию для дальнейших действий. На этом же самом листе вы должны будете... написать сказку! При этом у вас есть несколько вариантов.

Первый вариант: вы используете при написании сказ­ки все те семь слов, которые включены вами в первый набор.

Второй вариант: в тексте вашей сказки обязательно должны встретиться все слова второго набора.

Третий вариант: в текст сказки вы должны включить слова и первого, и второго наборов.

Четвертый (последний) вариант: вы... не обращаете ни малейшего внимания на написанные на листочке слова и просто пишете сказку!

Решайте, какой из предложенных вариантов вам по душе, и приступайте к сказкотворчеству. У вас есть двадцать волшеб­ных минут!

Если вам трудно начать, то можете использовать сле­дующий прием: прикройте глаза и вызовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу конкретность и детализированность, «оживите» его, «включите» движение и... понаблюдайте, что будет происходить. А потом запи­шите родившуюся сказку.

На самом деле для подлинного творчества, не ско­ванного никакими особыми границами, предпочтителен последний вариант. В конечном счете, слова, найден­ные самими учениками, как и слова, предложенные учителем, нужны лишь в качестве базовой площадки, тех опор, от которых могло бы оттолкнуться воображе­ние. Но если «сказочник» не нуждается в таких опорах, то и не следует мешать его свободному самовыраже­нию в сказке.

Довольно часто создатели сказок выбирают третий вариант и используют слова обоих наборов. Порой они отказываются от своего набора, отдав предпочтение словам, которые предлагает учитель.

По мере готовности сказок ученики собираются в кругу. Учителю не стоит торопить их, ведь создание сказки — процесс сугубо индивидуальный, не терпящий жесткой регламентации. Не страшно, если времени потребуется чуть больше, чем планировалось.

Когда все ученики завершат свою работу, учитель дает еще минуту на придумывание названия сказкам, а затем предлагает желающим прочесть свои произве­дения вслух.

В качестве примеров сказок, созданных в результате использования описанной технологии, приведем две сказки учащихся одного и того же класса. Легко увидеть, какими разными они оказались... (приложение №1, приложение №2, приложение №3)

Задача сказки состоит в создании своеобразной виртуальной модели и в организации встречи миров: нашего реального мира и построенного сказочного. Если в результате этого взаимодействия миров у человека возникнет новое или обновленное представление о собственных жизненных ориентирах, пусть даже поначалу смутное, - значит, сказка «работает».






Приложение №1

Сказка о единицах длины.

Жила на свете пони по имени Маша. Она была очень смышлёная и любознательная. Ей хотелось всё узнать и понять. Поэтому друзья прозвали её Понимаша.

Понимаша любила путешествовать, и каждое путешествие помогало сделать ей много открытий и найти новых друзей.

Однажды Понимаша оказалась в стране Величин. Она знала, что такое величины, с некоторыми она была уже знакома. Но она даже не могла предположить, сколько нового и интересного ей предстоит узнать в этой стране!

Был замечательный день. Небо было голубое-голубое, трава зелёная-зелёная, а солнце яркое-яркое. Понимаша шла по тропинке и любовалась цветами, выглядывающими из травы. И вдруг голубое небо окутала чернота, земля задрожала. Понимаше показалось, что на неё надвигается огромная стена. Бедная пони закрыла глаза и задрожала как осиновый лист. И вдруг стена заржала. Маша подняла голову. И что она увидела! Огромную лошадь! Низко нагнув голову, лошадь смотрела на Машу. Маша была вежливая лошадка, поэтому, немного справившись с испугом, она сказала:

  • Здравствуйте. Я Маша. А Вы тоже лошадь?

  • Да, я лошадь.

  • Никогда не видела таких огромных лошадей!

  • Я тяжеловоз породы першерон. Самый большой тяжеловоз в мире. Высота до холки один метр восемьдесят сантиметров. А вешу я одну тысячу триста семьдесят два килограмма.

  • Вот это да! Как Вам повезло! - воскликнула Маша.

  • Не так уж это и хорошо, - вздохнул Першерон. - Меня все боятся из-за моей величины и силы.

  • А Вы очень сильный?

  • Очень. Я могу увезти груз весом в одну тысячу пятьсот килограммов.

  • Вы можете увезти больше, чем весите сами?

  • Ну конечно, ведь я тяжеловоз.

Першерон и Маша ещё немного поговорили о тяжеловозах, а потом попрощались. Удивлённая и чуть-чуть грустная Маша пошла дальше. Она шла и думала: «Какая всё-таки я маленькая! Пони - самые маленькие лошадки на свете».

Солнышко светило так же ярко, и скоро Маша перестала грустить. И вдруг она заметила маленькую пёструю лошадку. Лошадка неподвижно стояла в зелёной траве. И была она такая маленькая, что Маше приняла её за плюшевую игрушку, которую кто-то потерял в густой траве. Вдруг лошадка подняла голову, посмотрела на Машу и сказала:

- Здравствуйте!

- «Говорящая игрушка!» - подумала Маша.

  • Вы, наверное, думаете, что я игрушечная? - спросила маленькая лошадка.
    Маша от удивления ничего не могла ответить. Лошадка продолжала:

  • Я настоящая живая лошадка. Только очень маленькая. Я фалабелла.

  • Кто-то? - спросила Маша.

  • Фалабелла. Я самая маленькая лошадка на свете. Высота до холки всего семьдесят шесть сантиметров. И от этого мне очень-очень грустно. Во сне я вижу себя красивой верховой лошадью, которая побеждает в скачках. А в жизни я совсем не умею скакать. От меня никакой пользы. Я только и умею, что катать детей в повозке.

- Но это же здорово! - воскликнула Маша. - Дарить детям радость ещё важнее, чем уметь быстро скакать и перевозить тяжёлые грузы. Ты лучше любой игрушки, потому что ты живая. Ты можешь стать для ребёнка настоящим другом.

Решив, что когда-нибудь обязательно вместе покатают ребятишек в повозке, Маша и Фалабелла попрощались. И тропинка повела Машу вперед, к новым открытиям и новым впечатлениям.

Солнышко опускалось всё ниже и ниже, и на небе начали зажигаться первые звёзды. Маша подумала: «Скоро домой. А я ещё столько не увидела и не узнала. Эх, подняться бы повыше и разглядеть всё получше!». И вдруг над своей головой Маша услышала шум больших крыльев. Какая-то гигантская птица опустилась на тропинку, по которой шла Маша. Приглядевшись, Маша увидела, что птица махала не крыльями, а длинными ушами. Да это была и не птица вовсе, а какое-то странное существо. Четыре ноги, длинные уши и два горба. Да это же Конёк-Горбунок! Маша не верила своим глазам.

Заметив Машино изумление, Конёк-Горбунок подмигнул ей и весело сказал:

- Привет! Давай знакомиться.

Маша назвала своё имя и спросила:

  • А уши у тебя настоящие?

  • Конечно. Можешь потрогать.

Осторожно дотронувшись до уха Конька-Горбунка, Маша сказала:

  • Какое длинное!

  • Целый аршин! - ответил Конёк-Горбунок.

  • Что такое аршин? - спросила Маша.

  • Аршин - старинная русская мера длины, равняется семидесяти одному сантиметру.
    Горбунок посмотрел на небо и сказал:

  • Смотри, какая луна! Давай прокачу! Только держись крепче.

И друзья полетели. Земля становилась всё меньше и меньше, а Луна всё больше и больше. Маша решила, что до Луны теперь копытом подать и протянула вверх одно копытце. Конёк-Горбунок сказал:

  • Не надо, а то упадёшь. Луна очень далеко от нас. Знаешь, сколько до неё вёрст?

  • Каких ещё вёрст? - спросила Маша.

  • Вёрстами раньше на Руси измеряли большие расстояния. Верста чуть больше километра:

  • один километр и шесть метров.

  • А откуда ты знаешь про такие меры длины? - спросила Маша Горбунка.

  • Сказку про меня написали в девятнадцатом веке. С тех пор многое изменилось. Люди больше не измеряют расстояние вёрстами; не знают, что такое аршин и вершок.

  • Какие интересные и непонятные слова! - воскликнула Маша. - Я знаю, о маленьком человеке говорят: от горшка два вершка. Это значит, что этот человек очень маленький.

- Да, - ответил Горбунок. - Вершок - это четыре сантиметра и ещё четыре миллиметра. А ещё в старину длину измеряли пядями. Это расстояние между раздвинутыми большим и указательным пальцами.

Маша посмотрела на Луну:

  • Да, аршинами и пядями расстояние до Луны не измерить.

  • Конечно, - согласился Горбунок. - Ведь расстояние от Земли до Луны равняется сорока тысячам километров. И если бы ты вздумала дойти до Луны пешком, то потратили бы на это сорок лет.

  • А сколько бы мне пришлось до Солнца? - спросила Маша.

  • До Солнца придётся идти десять тысяч лет, - ответил Горбунок.

  • Десять тысяч лет... - прошептала Маша и с восторгом посмотрела на далёкие планеты, которые казались маленькими, а на самом деле были огромными и находились от нас далеко-далеко.

Горбунок показал Маше Венеру, Марс и Сатурн и рассказал ещё много интересного. А потом принёс Машу прямо к её дому. Ведь было уже поздно, и все пони, даже самые смышлёные и любознательные, должны спать.

Уже ночью, лёжа в своей кроватке, Маша подумала о том, что нужно будет обязательно вернуться в страну Величин, рассказать Першерону и Фалабелле о далёких планетах, о старинных мерах длины. «И нужно будет узнать у Конька-Горбунка, чем в старину измеряли вес предметов, что такое фунт и пуд», - подумала Маша и крепко уснула.

Хахалева Варвара,

2 «Б» класс МОУ СОШ №5
















Приложение №2

Сказка о единицах массы.

В тридевятой галактике, в тридесятом созвездии Весов состоялся слёт ученых. Наиглавнейший профессор Квирел торжественно подвел итоги многолетнего изучения своей любимой темы. «Под нашим мудрым руководством галактика обрела все знания о весе» - сказал он и обвел присутствующих своим ярко-зелёным глазом. Вдруг в колбе правды, которая стояла на столе, пожелтело содержимое. Это значит, что прозвучала ложь. Какое волнение поднялось в зале, кто громко трубил в рог, кто хлопал ушами, кто топал ногами. «Уважаемые господа ученые, - сказал профессор, помахивая лапами, - не расстраивайтесь! Мы во всем разберемся!»

Через три минуты перед Квирелом стояла его передовая группа космических метрологов. Дети мои, оказывается белым пятном в нашей работе осталась маленькая голубая планета.

Находится она в двух световых лентах от нашего созвездия, и принести знания оттуда - ваша задача. «Слюк, слюк» - пролаял маленький Слюктик сидевший, на руках Гиплатана. «Спокойно, Слюктик, мы возьмём тебя с собой.

И вот преодолев все световые препятствия, схрустев весь запас сухопродуктов путешественники опустились на Землю.

«Как здесь красиво!» - пропел Лёк-Кетон и первым выскочил из тарелки.

« Так, пять ниток вам на отдых и за работу!» - Прорычал Виц.

-Первым делом отправимся в хранилище земного разума. - Сказал командир.

-Мы что, проникнем в чей-то мозг?- замахал руками, Лёк-Кетон.

-И кто тебя взял в космические метрологи? Ты в своем мозгу разобраться не можешь!

-Почему не могу? Вот посмотри, у меня всё по полочкам разложено!

И он открыл крышку головы и продемонстрировал ровненькие ряды цифровых носителей.

-Я говорю о земном хранилище - библиотеке. И вот тихой лунной ночью, чтобы не вызывать страха у обитателей голубой планеты, они проникли в читальный зал.

Что же они поместили на свои цифровые носители? Оказывается, в древности вес одного бобового зерна служил первоначальной единицей веса. Но веса зерна было недостаточно, чтобы взвесить, например курицу или барашка. Постепенно переходя от старинных мер веса, почка (менее грамма), золотник (4 грамма) к современным, жители земли научились точно взвешивать свои товары. Придумали такие меры веса: грамм, килограмм, центнер, тонна. Для этого они стали пользоваться простыми десятками и сотнями. Как в десятке помещается десять единичек, так и килограмм вмещает в себя граммы, только целую тысячу.

А в центнере - сто килограмм. Выходит уже не трудно взвесить и барашка и мешок сахара и даже слона.

Умные механики сконструировали множество приспособлений для взвешивания. Это и весы для точного взвешивания лекарств в микроскопических дозах, и привычные весы в магазинах , и даже огромные для взвешивания тяжёлых автомобилей. А для того, чтобы без хлопот торговать между разными странами договорились и стали пользоваться одинаковыми мерами веса. А в строгой старой Англии, под воздухонепроницаемыми колпаками хранятся эталоны веса.

-Так ну что, все по своим файлам распределили? - Строго спросил Виц.

-Так точно командир! - Донеслось до Вица. Его подчиненные уже бегали по цветочной поляне. У них на родине среди ровных дорог и точно выстроенных здациц совсем не осталось такой мирной природы.

-Смотрите это бабочка, насекомое, я о них читал. - Вскричал Гиплатан. Он прогнал Слюктика и поймал насекомое.

-Ага, попалась красавица, пойдем взвешиваться.

-Виц, бабочка почти ничего не весит - всего полграмма, а ведь это очень крупный экземпляр.

-А давайте нашего Слюктика взвесим! Нам понадобятся весы побольше. Сиди друг не вертись! Та-ак десять гирек по килограмму - это 10 кг. Слюктик, а ты ещё будешь расти?

-Ну, кажется, мы все выяснили, будет, о чем докладывать нашему учителю Квирелу. По местам, задраить люк. Вперед.

-Вот теперь наши знания о мерах веса можно считать дополненными.- Подвел итог профессор.

- А вас друзья ждут новые экспедиции.

Черваков Володя,

Ученик 2 «Б» класса, МОУ СОШ №5





















Приложение №3

hello_html_3a5886cf.jpg

hello_html_m7f3a98f5.jpg



hello_html_137ab599.jpg

hello_html_6c1ec02f.jpg


hello_html_bf18dc5.jpg


hello_html_66e551d3.jpg

Методическая статья Сказка как инструмент в практической исследовательской деятельности замкнутых детей
  • Классному руководителю
Описание:

 

Сказка как инструмент в практической исследовательской деятельности замкнутых детей.

Реальный мир очень сложен. Пока его просто созерцаешь, это не страшно: можно впитывать многосложность как органическую особенность мира. Но когда необходимо как следует ориентироваться в нём, эта сложность создаёт для человека различные проблемы.

В первую очередь это относится к тем, кто ещё не обзавёлся хорошо наработанной системой ориентирования, - к детям. Поэтому многие из них  замыкаются в себе, в своих догадках, в своём мироощущении.

Ребёнок не готовится стать взрослым, не учится жить - он уже живёт! У каждого ребёнка есть свой собственный мир, включающий детей и взрослых, игрушки, книжки, сказки, мечты, фантазии.… И задача учителя, не разрушая мир  детства, - помочь ребёнку самостоятельно войти во взрослый мир, раскрыть свои творческие ресурсы. Не меняя природу ребёнка,  шаг за шагом,  пройти все ступени личностного роста.

Смена ведущих видов деятельности в начальной школе приводит к тому, что учащиеся начинают познавать окружающий мир не только эмпирическим путём, но и используя возможности своего мышления. И здесь на помощь придёт незаменимый источник и стимул детского творчества - сказка.

Сказка может излечивать — есть у нее такое удиви­тельное свойство. Это свойство стало краеугольным камнем для построения сказкотерапии как особого на­правления в практической исследовательской деятельности замкнутых детей.

Для того чтобы замкнутый, а может и не совсем уверенный в себе ребёнок смог придумать свою, и только свою, не похожую на других сказку, учителю необходимо создать атмосферу доверия и непринуждённости. Такая комфортная для ребёнка среда стабилизирует напряжение и активизирует творческие ресурсы, помогает ребёнку:

-       эмоционально подготовить к восприятию материала повышенной сложности, настроиться на творческую работу;

-       в игровой форме познакомиться с изучаемым объектом;

-       сформировать основы научного, художественного, культурологического знания;

-       пофантазировать, поразмышлять, активизировать интерес, тем самым стимулировать творчество.

В сказке, как известно, персонажи и события являются вымышленными, но ведь именно их и можно  дофантазировать, перенести в другие условия. Дети умеют играть по законам «сказочного» жанра, потому что мир сказок и мир детских фантазий имеют много общего:

-       одушевление и очеловечивание окружающих предметов и явлений;

-       наделение обычных существ и явлений сказочными свойствами.

Сочиняя сказки, дети «проживают» ступени развития своей фантазии, воображения.

Непременным условием успешного сочинения сказок является вариативность и разнообразие форм и видов работы, что способствует раскрытию возможности усвоения трудного, а порой и непонятного материала  на уроках, так как ставит школьника в позицию активного участника. Ведь в структуре сказки ребёнок видит плоды своего воображения и в то же время его развивает, создавая одно из необходимейших средств познания мира, овладения реальностью.

Сказка помогает любому ребёнку стать творцом. Ведь она является одной из первых сфер творчества, в которой ребёнок утверждает свои способности, познаёт себя, переживает первое чувство гордости от того, что он сам что-то создаёт.

Сочинённые детьми сказки поражают богатством фантазии, необычными образами, удивительными переплетениями фантастического и реального.

Кроме того, сказка создаёт структуру интеллекта ребёнка, устанавливая разного рода связи:

«Я и другие», «Я и вещи», «Вещи подлинные и вымышленные».

Порой  главными добрыми героями становятся числа, величины, предметы, животные и герои, которые хотят с ними подружиться и  объяснить непонятные задачи, явления или действия, которые в обычной форме не находят понимания у замкнутых детей. Именно он, волшебный, сказочный мир часто помогает решить реальные жизненные проблемы, объясняет сложную математическую задачу или ситуацию.

Выдумка, фантазия, часто вплетаясь в обычную реальную жизнь, помогает найти нужное и единственно правильное решение, или объяснить то, что на сухом языке учебника часто отторгается ребёнком. 

Вот только сочинить сказ­ку просто так, ни с того ни с сего, получается далеко не у каждого. К этому волшебному действу надо каким-то образом подготовиться.

Предлагаемая мною процедура направлена на то, что­бы помочь человеку написать сказку. Это своеобраз­ный «чудесный стартер», запускающий процесс сказкотворчества. Он позволяет почти любому человеку  за достаточно ко­роткий промежуток времени создать свой личный вол­шебный продукт — новую сказку.

I ЭТАП. ПОДГОТОВКА

Учитель. Положите перед собой чистый лист бума­ги. Давайте на несколько минут погрузимся в удиви­тельный мир сказки. Каждый из вас знает огромное количество сказок. Они очень разные и по содержанию, и по языку. Но, наверное, есть такие слова или слово­сочетания, которые встречаются почти во всех или, во всяком случае, во многих сказках. Пожалуйста, запи­шите в столбик такие слова, желательно существитель­ные или устойчивые словесные обороты, которые, как вам кажется, часто можно встретить в сказках.

Таких слов или словосочетаний должно быть ровно семь. Вы ведь знаете, что семь - это магическое число во многих сказках. Не надо подвергать всплывающие в памяти слова жесткой цензуре, пусть будут записаны те, которые пришли вам в голову именно сейчас.

Это задание является, по сути, разогревающим. Что­бы подобрать нужные слова, участники вынуждены оку­нуться с мир сказок, побродить там, возрождая в памя­ти полузабытые тексты. А включение руки для записи этих слов также помогает «разогреть творческий Дви­гатель» для последующего написания сказки. Впрочем, участники еще не подозревают, что очень скоро им предстоит ни много, ни мало — написать собственную сказку.

Учитель. Теперь, когда все справились с задани­ем, я прошу вас записать в столбик рядом с только что записанными те слова, которые продиктую вам я.

Лошадь

Килограмм

Друзья

Центнер

Путешествие

Магазин

Величина

Бобовое зерно

Пони

Весы

Аршин

Ученые

Сантиметр

Профессор

 

Можно использовать и любой другой набор слов, причем их отношение к сказкам может быть весьма ус­ловным. Например, я применяла такие наборы: манда­рин, гитара, дельфин, луна, огурец, пиджак, автомобиль, или: шар, змея, лев, волшебство, река, пещера, сол­дат. Однако опыт подсказал, что лучше, если слова внешне будут самыми обычными.

II ЭТАП. НАПИСАНИЕ СКАЗКИ

Учитель. Перед вами два набора слов. А теперь я прошу вас очень внимательно выслушать инструкцию для дальнейших действий. На этом же самом листе вы должны будете... написать сказку! При этом у вас есть несколько вариантов.

Первый вариант: вы используете при написании сказ­ки все те семь слов, которые включены вами в первый набор.

Второй вариант: в тексте вашей сказки обязательно должны встретиться все слова второго набора.

Третий вариант: в текст сказки вы должны включить слова и первого, и второго наборов.

Четвертый (последний) вариант: вы... не обращаете ни малейшего внимания на написанные на листочке слова и просто пишете сказку!

Решайте, какой из предложенных вариантов вам по душе, и приступайте к сказкотворчеству. У вас есть двадцать волшеб­ных минут!

Если вам трудно начать, то можете использовать сле­дующий прием: прикройте глаза и вызовите в своей фантазии образ, порождаемый каким-либо выбранным вами словом, придайте образу конкретность и детализированность, «оживите» его, «включите» движение и... понаблюдайте, что будет происходить. А потом запи­шите родившуюся сказку.

На самом деле для подлинного творчества, не ско­ванного никакими особыми границами, предпочтителен последний вариант. В конечном счете, слова, найден­ные самими учениками, как и слова, предложенные учителем, нужны лишь в качестве базовой площадки, тех опор, от которых могло бы оттолкнуться воображе­ние. Но если «сказочник» не нуждается в таких опорах, то и не следует мешать его свободному самовыраже­нию в сказке.

Довольно часто создатели сказок выбирают третий вариант и используют слова обоих наборов. Порой они отказываются от своего набора, отдав предпочтение словам, которые предлагает учитель.

По мере готовности сказок ученики собираются в кругу. Учителю не стоит торопить их, ведь создание сказки — процесс сугубо индивидуальный, не терпящий жесткой регламентации. Не страшно, если времени потребуется чуть больше, чем планировалось.

Когда все ученики завершат свою работу, учитель дает еще минуту на придумывание названия сказкам, а затем предлагает желающим прочесть свои произве­дения вслух.

В качестве примеров сказок, созданных в результате использования описанной технологии, приведем две сказки учащихся одного и того же класса. Легко увидеть, какими разными они оказались... (приложение №1, приложение №2, приложение №3)

Задача сказки состоит в создании своеобразной виртуальной модели и в организации встречи миров: нашего реального мира и построенного сказочного. Если в результате этого взаимодействия миров у человека возникнет новое или обновленное представление о собственных жизненных ориентирах, пусть даже поначалу смутное, - значит, сказка «работает».

 

 

 

 

 

Приложение №1

Сказка о единицах длины.

Жила на свете пони по имени Маша. Она была очень смышлёная и любознательная. Ей хотелось всё узнать и понять. Поэтому друзья прозвали её Понимаша.

Понимаша любила путешествовать, и каждое путешествие помогало сделать ей много открытий и найти новых друзей.

Однажды Понимаша оказалась в стране Величин. Она знала, что такое величины, с некоторыми она была уже знакома. Но она даже не могла предположить, сколько нового и интересного ей предстоит узнать в этой стране!

Был замечательный день. Небо было голубое-голубое, трава зелёная-зелёная, а солнце яркое-яркое. Понимаша шла по тропинке и любовалась цветами, выглядывающими из травы. И вдруг голубое небо окутала чернота, земля задрожала. Понимаше показалось, что на неё надвигается огромная стена. Бедная пони закрыла глаза и задрожала как осиновый лист. И вдруг стена заржала. Маша подняла голову. И что она увидела! Огромную лошадь! Низко нагнув голову, лошадь смотрела на Машу. Маша была вежливая лошадка, поэтому, немного справившись с испугом, она сказала:

-    Здравствуйте. Я Маша. А Вы тоже лошадь?

-    Да, я лошадь.

-    Никогда не видела таких огромных лошадей!

-    Я тяжеловоз породы першерон. Самый большой тяжеловоз в мире. Высота до холки один метр восемьдесят сантиметров. А вешу я одну тысячу триста семьдесят два килограмма.

-    Вот это да! Как Вам повезло! - воскликнула Маша.

-    Не так уж это и хорошо, - вздохнул Першерон. - Меня все боятся из-за моей величины и силы.

-    А Вы очень сильный?                                                  

-    Очень. Я могу увезти груз весом в одну тысячу пятьсот килограммов.

-    Вы можете увезти больше, чем весите сами?

-    Ну конечно, ведь я тяжеловоз.

Першерон и Маша ещё немного поговорили о тяжеловозах, а потом попрощались. Удивлённая и чуть-чуть грустная Маша пошла дальше. Она шла и думала: «Какая всё-таки я маленькая! Пони - самые маленькие лошадки на свете».

Солнышко светило так же ярко, и скоро Маша перестала грустить. И вдруг она заметила маленькую пёструю лошадку. Лошадка неподвижно стояла в зелёной траве. И была она такая маленькая, что Маше приняла её за плюшевую игрушку, которую кто-то потерял в густой траве. Вдруг лошадка подняла голову, посмотрела на Машу и сказала:

-          Здравствуйте!

- «Говорящая игрушка!» - подумала Маша.

-    Вы, наверное, думаете, что я игрушечная? - спросила маленькая лошадка.
Маша от удивления ничего не могла ответить. Лошадка продолжала:

-    Я настоящая живая лошадка. Только очень маленькая. Я фалабелла.

-    Кто-то? - спросила Маша.

-    Фалабелла. Я самая маленькая лошадка на свете. Высота до холки всего семьдесят шесть сантиметров. И от этого мне очень-очень грустно. Во сне я вижу себя красивой верховой лошадью, которая побеждает в скачках. А в жизни я совсем не умею скакать. От меня никакой пользы. Я только и умею, что катать детей в повозке.

-          Но это же здорово! - воскликнула Маша. - Дарить детям радость ещё важнее, чем уметь быстро скакать и перевозить тяжёлые грузы. Ты лучше любой игрушки, потому что ты живая. Ты можешь стать для ребёнка настоящим другом.

Решив, что когда-нибудь обязательно вместе покатают ребятишек в повозке, Маша и Фалабелла попрощались. И тропинка повела Машу вперед, к новым открытиям и новым впечатлениям.

Солнышко опускалось всё ниже и ниже, и на небе начали зажигаться первые звёзды. Маша подумала: «Скоро домой. А я ещё столько не увидела и не узнала. Эх, подняться бы повыше и разглядеть всё получше!». И вдруг над своей головой Маша услышала шум больших крыльев. Какая-то гигантская птица опустилась на тропинку, по которой шла Маша. Приглядевшись, Маша увидела, что птица махала не крыльями, а длинными ушами. Да это была и не птица вовсе, а какое-то странное существо. Четыре ноги, длинные уши и два горба. Да это же Конёк-Горбунок! Маша не верила своим глазам.

Заметив Машино изумление, Конёк-Горбунок подмигнул ей и весело сказал:

-          Привет! Давай знакомиться.

Маша назвала своё имя и спросила:

-    А уши у тебя настоящие?

-    Конечно. Можешь потрогать.

Осторожно дотронувшись до уха Конька-Горбунка, Маша сказала:

-    Какое длинное!

-    Целый аршин! - ответил Конёк-Горбунок.

-    Что такое аршин? - спросила Маша.

-    Аршин - старинная русская мера длины, равняется семидесяти одному сантиметру.
Горбунок посмотрел на небо и сказал:

-    Смотри, какая луна! Давай прокачу! Только держись крепче.

И друзья полетели. Земля становилась всё меньше и меньше, а Луна всё больше и больше. Маша решила, что до Луны теперь копытом подать и протянула вверх одно копытце. Конёк-Горбунок сказал:

-    Не надо, а то упадёшь. Луна очень далеко от нас. Знаешь, сколько до неё вёрст?

-    Каких ещё вёрст? - спросила Маша.

-    Вёрстами раньше на Руси измеряли большие расстояния. Верста чуть больше километра:

-    один километр и шесть метров.

-    А откуда ты знаешь про такие меры длины? - спросила Маша Горбунка.

-       Сказку про меня написали в девятнадцатом веке. С тех пор многое изменилось. Люди больше не измеряют расстояние вёрстами; не знают, что такое аршин и вершок.

-       Какие интересные и непонятные слова! - воскликнула Маша. - Я знаю, о маленьком человеке говорят: от горшка два вершка. Это значит, что этот человек очень маленький.

-          Да, - ответил Горбунок. - Вершок - это четыре сантиметра и ещё четыре миллиметра. А ещё в старину длину измеряли пядями. Это расстояние      между   раздвинутыми   большим   и указательным пальцами.

Маша посмотрела на Луну:

-            Да, аршинами и пядями расстояние до Луны не измерить.

-    Конечно, - согласился Горбунок. - Ведь расстояние от Земли до Луны равняется сорока тысячам километров. И если бы ты вздумала дойти до Луны пешком, то потратили бы на это сорок  лет.

-    А сколько бы мне пришлось до Солнца? - спросила Маша.

-    До Солнца придётся идти десять тысяч лет, - ответил Горбунок.

-    Десять тысяч лет... - прошептала Маша и с восторгом посмотрела на далёкие планеты, которые казались маленькими, а на самом деле были огромными и находились от нас далеко-далеко.

Горбунок показал Маше Венеру, Марс и Сатурн и рассказал ещё много интересного. А потом принёс Машу прямо к её дому. Ведь было уже поздно, и все пони, даже самые смышлёные и любознательные, должны спать.

Уже ночью, лёжа в своей кроватке, Маша подумала о том, что нужно будет обязательно вернуться в страну Величин, рассказать Першерону и Фалабелле о далёких планетах, о старинных мерах длины. «И нужно будет узнать у Конька-Горбунка, чем в старину измеряли вес предметов, что такое фунт и пуд», - подумала Маша и крепко уснула.

                                                             Хахалева Варвара,

2 «Б» класс МОУ СОШ №5

Приложение №2

Сказка о единицах массы.

В тридевятой галактике, в тридесятом созвездии Весов состоялся слёт ученых. Наиглавнейший профессор Квирел торжественно подвел итоги многолетнего изучения своей любимой темы. «Под нашим мудрым руководством галактика обрела все знания о весе» - сказал он и обвел присутствующих своим ярко-зелёным глазом. Вдруг в колбе правды, которая стояла на столе, пожелтело содержимое. Это значит, что прозвучала ложь. Какое волнение поднялось в зале, кто громко трубил в рог, кто хлопал ушами, кто топал ногами. «Уважаемые господа ученые, - сказал профессор, помахивая лапами, - не расстраивайтесь! Мы во всем разберемся!»

Через три минуты перед Квирелом стояла его передовая группа космических метрологов. Дети мои, оказывается белым пятном в нашей работе осталась маленькая голубая планета.

Находится она в двух световых лентах от нашего созвездия, и принести знания оттуда - ваша задача. «Слюк, слюк» - пролаял маленький Слюктик сидевший, на руках Гиплатана. «Спокойно, Слюктик, мы возьмём тебя с собой.

И вот преодолев все световые препятствия, схрустев весь запас сухопродуктов путешественники опустились на Землю.

«Как здесь красиво!» - пропел Лёк-Кетон и первым выскочил из тарелки.

« Так, пять ниток вам на отдых и за работу!» - Прорычал Виц.

-Первым делом отправимся в хранилище земного разума. - Сказал командир.

-Мы что, проникнем в чей-то мозг?- замахал руками, Лёк-Кетон.

-И кто тебя взял в космические метрологи? Ты в своем мозгу разобраться не можешь!

-Почему не могу? Вот посмотри, у меня всё по полочкам разложено!

И он открыл крышку головы и продемонстрировал ровненькие ряды цифровых носителей.

-Я говорю о земном хранилище - библиотеке. И вот тихой лунной ночью, чтобы не вызывать страха у обитателей голубой планеты, они проникли в читальный зал.

Что же они поместили на свои цифровые носители? Оказывается, в древности вес одного бобового зерна служил первоначальной единицей веса. Но веса зерна было недостаточно, чтобы взвесить, например курицу или барашка. Постепенно переходя от старинных мер веса, почка (менее грамма), золотник (4 грамма) к современным, жители земли научились точно взвешивать свои товары. Придумали такие меры веса: грамм, килограмм, центнер, тонна. Для этого они стали пользоваться простыми десятками и сотнями. Как в десятке помещается десять единичек, так и килограмм вмещает в себя граммы, только целую тысячу.

А в центнере - сто килограмм. Выходит уже не трудно взвесить и барашка и мешок сахара и даже слона.

Умные механики сконструировали множество приспособлений для взвешивания. Это и весы для точного взвешивания лекарств в микроскопических дозах, и привычные весы в магазинах , и даже огромные для взвешивания тяжёлых автомобилей. А для того, чтобы без хлопот торговать между разными странами договорились и стали пользоваться одинаковыми мерами веса. А в строгой старой Англии, под воздухонепроницаемыми колпаками хранятся эталоны веса.

-Так ну что, все по своим файлам распределили? - Строго спросил Виц.

-Так точно командир! - Донеслось до  Вица. Его подчиненные уже бегали по цветочной поляне. У них на родине среди ровных дорог и точно выстроенных здациц совсем не осталось такой мирной природы.

-Смотрите это бабочка, насекомое, я о них читал. - Вскричал Гиплатан. Он прогнал Слюктика и поймал насекомое.

-Ага, попалась красавица, пойдем взвешиваться.

-Виц, бабочка почти ничего не весит - всего полграмма, а ведь это очень крупный экземпляр.

-А давайте нашего Слюктика взвесим! Нам понадобятся весы побольше. Сиди друг не вертись! Та-ак десять гирек по килограмму - это 10 кг. Слюктик, а ты ещё будешь расти?

-Ну, кажется, мы все выяснили, будет, о чем докладывать нашему учителю Квирелу. По местам, задраить люк. Вперед.

-Вот теперь наши знания о мерах веса можно считать дополненными.- Подвел итог профессор.

- А вас друзья ждут новые экспедиции.

Черваков Володя,

Ученик 2 «Б» класса, МОУ СОШ №5

    

 

 

 

 

 

 

Автор Климова Екатерина Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 446
Номер материала 32161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓