Главная / Иностранные языки / Методическая статья по теме самообразования

Методическая статья по теме самообразования

«Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения эффективности обучения иностранному языку»


1. Информационный раздел.

По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Основные причины: малоподвижный образ жизни, учебные перегрузки, несбалансированное питание, низкая культура здорового образа жизни в некоторых семьях, неблагополучная экологическая ситуация. Перед школой встаёт острая проблема разработки и проведения мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а так же просветительской работы с обучающимися и их родителями.

Сохранение здоровья подрастающего поколения является одной из самых насущных проблем государства. В настоящее время государственный интерес к здоровью детей и к организации школьной жизни закреплён в национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования, где в качестве ведущих выделяют задачи сохранения здоровья, оптимизации образовательного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

Основополагающий принцип здоровьесберегающей педагогики – приоритет здоровья, грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.

Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.

Среди здоровьесберегающих педагогических технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, в которых используются разные подходы, методы и формы работы:

  • медико – гигиенические технологии;

  • физкультурно - оздоровительные технологии;

  • экологические здоровьесберегающие технологии;

  • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности;

  • здоровьесберегающие образовательные технологии.

В свою очередь здоровьесберегающие образовательные технологи подразделяют на следующие подгруппы:

  • организационно- педагогические технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиН, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптивных состояний;

  • психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, сюда же относится психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

  • учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек и просвещению родителей учащихся.

Здоровьесберегающие технологии в работе отдельного учителя представляют собой системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

Используя здоровьесберегающие технологии в своей педагогической практике, ставлю следующую цель – создание условий для формирования коммуникативной компетенции и культуры здоровья школьников на уроках иностранного языка. Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся в процессе иноязычного общения.

  2. Укреплять физическое и психическое здоровье школьников через просвещение и профилактику средствами иностранного языка.

  3. Способствовать социальной адаптации обучающихся через знакомство с иностранной культурой.

Таким образом, реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой качественное обучение, развитие и воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.




2.Этапы работы над темой самообразования.


Этап работы

Сроки

Содержание

Ожидаемый результат

I

Диагностико-

прогностический

2011 – 2012

учебный год

- изучение теории, методической литературы по теме;

- диагностика языковой подготовленности обучающихся;

- анкетирование учащихся;

- определение цели и задач работы;

- выбор и апробация форм, методов и приёмов работы.

Создание представления о языковой подготовленности обучающихся.

Определение проблемного поля, проектирование цели, перспективы и методов реализации цели.

II

Практический

2012 – 2013

учебный год

- практическая реализация цели и задач в педагогической деятельности;

- ведение мониторинга эффективности работы;

- повышение уровня квалификации по предмету и по вопросам здоровьесбережения.

Повышение познавательной активности, качества знаний обучающихся,

вовлечение всех в процесс взаимодействия.


III

Обобщающе –

внедренческий

2013 – 2014

учебный год

- анализ результатов работы через диагностику, самоанализ, подведение итогов;

- оценка своих профессиональных качеств, составление плана необходимой самокоррекции;

- распространение опыта среди коллег.

Обобщение полученного опыта, доказательство эффективности выбранных форм и методов работы.

Повышение уровня интеллектуального и творческого развития учащихся, воспитание культуры здоровья.










3. Описание опыта работы по теме самообразования.

2011 – 2012 учебный год - первый год моей работы над темой самообразования. На диагностико – прогностическом этапе была изучена литература по теме, теоретические основы здоровьесберегающих технологий. С целью создания целостного представления об языковой подготовленности учащихся, определения проблемного поля в начале учебного года проводила «входной контроль» в 5-х и 7-х классах (см. Приложение 1). Проведение аналогичного тестирования среди учащихся 2-х и 3-х классов было нецелесообразным, так как во 2-м классе существовала безоценочная система обучения. Входной контроль» в 5-х классах представлял собой лексико-грамматический тест из 10 заданий по материалам 4 класса. По результатам теста общая успеваемость – 72%, качественная успеваемость – 43% (из 28 обучающихся 6 человек выполнили тест на отметку «5», 6 человек – на «4», 8 человек – на «3», и 8 человек – на «2»). Обучающиеся 7 – классов выполняли тест по лексико-грамматическому материалу за 6 класс (15 заданий). Общая успеваемость – 79%, качество выполнение работы – 50%. Среди 38 обучающихся 7 получили отметку «5», 11 человек – «4», 12 человек – «3», 8 человек – «2».

Анкетирование учащихся по предпочитаемым видам деятельности на уроке

(см. Приложение 2), беседы с классными руководителями обучающихся помогли сформулировать цель и задачи работы, спроектировать перспективы и выбрать методы их реализации на основе следующих принципов:

  • учёт возрастных особенностей;

  • учёт состояния здоровья ученика, его индивидуальных особенностей;

  • структурирование урока на три части (вводная часть, основная и заключительная);

  • осуществление здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.

2012 – 2013 учебный год – второй год работы над темой самообразования. На практическом этапе осуществлялась реализация цели и задач в педагогической деятельности с обязательным ведением мониторинга эффективности работы.

В период обучения в школе происходит интенсивный рост и развитие организма ребёнка, который чутко реагирует как на неблагоприятные факторы, так и на оздоравливающие меры. С целью создания оптимальных условий для обучения английскому языку постоянно осуществляю контроль за санитарным состоянием учебного кабинета, соблюдая режим сквозного проветривания, за правильной посадкой учащихся (согласно маркировке мебели).

Учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения, в результате в клетках головного мозга происходит ряд процессов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Учитывая данный факт, стараюсь сложный для восприятия материал (аудиотекст, новую грамматику и т.д.) вводить в первые 15 – 20 минут урока. Смена видов деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо), видов и форм работы (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, работа с учебником, творческие задания), приёмов «гость-хозяин», «карусель», «пары сменного состава», элементы парацентрической технологии, разнообразие заданий способствуют снятию повышенной утомляемости и поддержанию интереса ребят.

Внешним проявлением утомления на уроке является отвлечение, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка и т.д. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность у детей и повысить эффективность урока мне так же помогает организация двигательной активности учащихся.

Любой урок начинаю с фонетической зарядки в форме произношения отдельных звуков, проговаривания фраз, пословиц, коротких рифмовок, стихов или песен. Такая разминка для губ и языка снимает напряжение, развивает подвижность речевого аппарата, настраивает на особенности английской фонетики.

Снять напряжение, скованность в руке, развивать мелкую моторику помогает пальчиковая гимнастика, которую дети с удовольствием делают перед выполнением письменных заданий или после них: «инсценируют» при помощи пальцев детские рифмовки.

В начальных классах, в пятом, иногда и в шестом включаю в урок физминутки с выполнением различного вида движений под музыку, рифмовки. Отработку употребления названий животных, глаголов действия, прилагательных во 2 классе провожу в форме пантомимы, сначала сама, а затем учащиеся изображают слова движением, такой наглядно-действенный приём способствует эффективному восприятию материала.

С каждым годом обучения у детей возрастает необходимость перерабатывать всё больший объём зрительной информации, поэтому, начиная с шестого - седьмого класса провожу упражнения для глаз, точечный самомассаж. Такая форма релаксации, на мой взгляд, наиболее приемлема для повышения работоспособности подростков.

Введение информационно-коммуникативных технологий в образование даёт безграничные возможности для развития учебно-познавательных и творческих способностей обучающихся, но вместе с тем представляет определённый риск для их здоровья. Я использую ИКТ на своих уроках в качестве дополнительного средства обучения к учебнику и рабочей тетради: слайды для наглядности и конкретизации учебного материала (картинки с тематической лексикой, модели предложений, грамматические правила в формулах и таблицах, ответы для самоконтроля, домашнее задание), аудиоприложения (стихи, песни, рифмовки, тексты, диалоги, отработка правил чтения), интерактивная доска (задания для самоконтроля).

Сохранению психического здоровья учащихся, без сомнения, способствует создание благоприятного психологического климата на уроке. Создавать положительный эмоциональный настрой мне помогают приветствия в виде рифмовок (в младших классах), короткие диалоги этикетного характера (в среднем и старшем звене), дыхательные упражнения: если на урок приходит перевозбуждённый класс, например, после урока физкультуры, провожу упражнения «на выдох» («Надуй воздушный шарик», «Сдуй снежинку с ладони»), если же наоборот, уставший класс, предлагаю упражнение «на вдох» («Мой любимый аромат»).

Профилактике стрессовых ситуаций на уроке и созданию положительных взаимоотношений способствует рефлексивный компонент деятельности. Наиболее часто использую рефлексию эмоционального состояния в младших классах (цветные карточки, смайлики, «Экран настроения», «Букет настроения», «Дерево чувств», эмоционально-музыкальная концовка урока), в старших - эффективна рефлексия содержания учебного материала (незаконченное предложение, «Выбор афоризма, эпиграфа»), рефлексия деятельности (оценочная карта, достижение цели).

В общении со своими учениками помню главное правило Дейла Карнеги: «Имя человека – самый сладостный для него звук», поэтому обращаюсь к детям только по имени. Первый урок в незнакомом классе всегда начинаю с игры, в которой каждый ребёнок говорит своё имя и что он любит делать, игра проходит по принципу «Снежного кома», я остаюсь последним игроком и называю имена и любимые занятия всех детей, мои ошибки вызывают у детей улыбку и искренне желание помочь мне. Так зарождаются мои взаимоотношения с классом.

Улыбка, искренний смех ученика на уроке – мощный противовес утомлению. Забавная картинка в учебнике, смешная скороговорка, уместная фраза превращается в полезную «встряску», названную кем-то из ребят «шутка-минутка», и равна по своей эффективности динамической паузе.

Как учитель считаю своей главной задачей - формирование положительной мотивации к изучению английского языка, повышение качества знаний учащихся, поэтому стараюсь спланировать урок так, чтобы каждый ученик чувствовал свою причастность к тому, что происходит на уроке. Реализовать системно-деятельностный подход в работе мне помогают разнообразные методы и формы. Дифференциация по уровню сложности материала позволяет вовлечь всех учащихся в практику, развивать навыки анализа своей деятельности, соотносить результаты с требованиями к отметке. Индивидуальный подход создаёт условия для творческого развития одарённых детей (творческие задания, проектные задания), и успешной адаптации учащихся с низкой мотивацией к обучению (групповые формы работы, индивидуальные занятия).

Особое место в системе моей работы отводится домашнему заданию: подробное объяснение, с выполнением аналогичных примеров (при необходимости), наличие альтернативы (задания по желанию, дополнительные задания), обязательная запись в дневник, контроль за выполнением.

Большое внимание на уроках уделяю игре - эффективному методическому приёму обучения. Лексические, грамматические, фонетические игры, игры на развитие внимания, памяти, мышления, отработку определённых языковых и речевых умений, игры для релаксации помогают мне оживить, разнообразить уроки, вызвать положительный эмоциональный отклик каждого ученика.

Внедрять здоровьесберегающие технологии в обучение мне помогают постоянные межпредметные связи английского языка, что отражается в подборе учебного материала по темам. Использование в работе аутентичных текстов, стихов, рифмовок, пословиц, проведение конкурса чтецов в 4 классах помогло познакомить учащихся с произведениями детского английского фольклора, сформировать толерантное принятие иноязычной культуры. Исполнение песен на моих уроках даёт возможность не только для отдыха, но и для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Певческая деятельность заключается в аудировании, разучивании и исполнении песен. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету и общую культуру учащихся.

Расширять знания учащихся о здоровье, формировать культуру здорового образа жизни помогает валеологизация учебного материала: ведение бесед, диалогов, составление сообщений о ценности здоровья проходит в рамках изучения таких тем, как «Распорядок дня» (3 класс), «Правильное питание» (3,6 класс), «Профилактика заболеваний» (6 класс), формирование экологической культуры - при изучении темы «Проблемы экологии» (7 класс), формирование культуры общения – «Семья» (2, 4, 5 класс), «Как стать настоящим другом» (7 класс).

Осознавая необходимость совместной работы с родителями обучающихся по формированию культуры здоровья, по повышению качества обучения английскому языку, старалась привлечь внимание родителей к результатам учебной деятельности через выступления на родительских собраниях, через индивидуальные беседы.

С целью повышения квалификации по вопросам здоровьесбережения в 2013 году мной был пройден образовательный модуль по теме «Развитие здоровьесберегающей среды общеобразовательной школы с учётом комплексного решения вопросов психофизического и социального здоровья обучающихся» в рамках курсов повышения квалификации в ТОГИРРО.

2013 – 2014 учебный год – обобщающее - внедренческий этап работы над темой самообразования. На протяжении первых двух этапов работы осуществлялся контроль за качеством знаний учащихся через проведение проверочных и контрольных работ, тестов, выполнение проектных заданий, промежуточной аттестации с обязательным ведением мониторинга. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что учащиеся всех классов владеют теоретическим материалом в полном объёме, умеют применять его в практических целях.

С точки зрения объективности было проведено анкетирование обучающихся 6-х и 7-х классов. Им была предложена анкета «Оценка деятельности учителя» (автор Лизинский В.М.), в которой предлагалось 31 утверждение, детям нужно было ответить «да» или «нет». Результаты анкетирования (см. Приложение 3) позволяют судить о положительной мотивации к изучению предмета у большинства обучающихся: они охотно посещают уроки, внимательно слушают объяснения учителя, никогда не занимаются посторонними делами, читают литературу или смотрят передачи по английскому языку.

Многие отмечают, что материал урока облегчает выполнение домашнего задания, объяснения учителя близки тексту учебника, но вместе с тем учитель даёт много дополнительной информации, которая, по их мнению, может пригодиться им в дальнейшей жизни. Ребята не боятся проверочных работ, во время которых не списывают у одноклассников. Поэтому можно с уверенностью сказать, что содержание учебного материала соответствует возрасту, интересам и потребностям детей, помогает усвоить необходимые знания и умения.

Из разных форм работы обучающимся больше всего нравятся письменные задания и совместная работа в микрогруппе, отвечать предпочитают с места, только треть опрошенных любит работать у доски. Практически половина детей постоянно выполняет дополнительные задания, некоторые делают доклады, наглядные пособия и участвуют в предметных олимпиадах. 81% опрошенных отмечают оптимальный темп уроков. Данные ответы доказывают эффективность выбранных форм и методов работы.

Анкета так же содержала вопросы о личностных взаимоотношениях учащихся с учителем. Судя по ответам, большинство учеников не испытывают психологического дискомфорта на уроке, не боятся обратиться к учителю с просьбой или вопросом, согласны с объективностью отметок, чувствуют уважение со стороны учителя.

Однако, ответы отдельных учащихся свидетельствуют о низкой мотивации к предмету: они с неохотой посещают уроки, часто отвлекаются на посторонние дела, считают информацию на уроке бесполезной. Некоторые считают, что учитель относится к ним хуже, чем к другим учащимся, испытывают затруднения в подготовке домашнего задания, волнуются при ответах и выполнении контрольных работ, не удовлетворены отметками, предпочли бы самостоятельно заниматься предметом.

Анализ возможных причин (обобщенное знание индивидуальных особенностей отдельных обучающихся, недостаточное вовлечение в образовательный процесс) помог спланировать работу по самокорекции с целью повышения уровня интеллектуального и творческого развития данных учащихся:

  • консультация со школьным психологом по уровню сформированности познавательных способностей учащихся данной группы;

  • индивидуальный и дифференцированный подход через урок и индивидуальные занятия;

  • беседа с родителями об организации учебной деятельности по предмету дома.

Мониторинг качества обучения по английскому языку, самоанализ уроков с позиции здоровьесбережения и результаты анкетирования детей позволяют сделать вывод: выбранные формы и методы работы, осуществляемые через индивидуальный и дифференцированный подход, применение игровых технологий на уроке, валеологизация учебного материала, организация двигательной активности, создание благоприятного психологического климата, использование рефлексии на уроках способствуют внедрению здоровьесберегающих технологий и эффективности педагогического взаимодействия.

В процессе работы над темой самообразования был накоплен и обобщён дидактический материал, представленный в виде методических разработок (см. Приложение). Данный материал может быть использован в работе учителей английского языка.



Приложение 1

Результаты «входного контроля в 5-х и 7-х классах 2011 – 2012 учебный год

Классы

Всего учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

% выполнения

% качества

5-е

28

6

6

8

8

72%

43%

7-е

38

7

12

11

8

79%

50%


































Приложение 2

Анкета по предпочитаемым видам деятельности на уроке английского языка

(автор Говард Гарднер)


Объект



К-во учащихся

5 «в»

5 «г»

7 «а»

7

«б»

7

«в»

Итого

%

14

14

13

13

12

66

100

I. Виды речевой деятельности

1) читать вслух

10

8

5

9

4

36

55

2) читать про себя

6

8

3

4

6

17

26

3)работать письменно

5

7

4

3

6

25

38

4) слушать английскую речь

8

10

10

5

7

37

56

5) составлять рассказы

5

5

3

4

5

22

33

6) составлять диалоги

8

8

5

7

3

32

48

II. Учебные

действия

7) отвечать на вопросы

2

4

1

3

4

14

21

8) составлять предложения из слов

6

9

8

6

4

33

50

9) находить лишнее слово

11

13

8

4

8

44

67

10) располагать картинки,

абзацы текста,

предложения в правильной

последовательности

9

10

4

3

1

27

41

11) решать кроссворды, ребусы

3

5

4

5

1

18

27

12) учить слова, стихотворения

6

7

2

1

1

17

26

13) находить информацию

7

5

6

6

4

28

43

14) выполнять творческие работы

5

4

4

3

1

17

26

III. Формы

работы

15) делать индивидуальные задания

5

5

4

6

5

25

38

16) работать в паре

10

10

10

8

9

47

71

17) работать в группе

14

12

13

10

12

63


IV.Учебный

материал

18) работать с текстом

8

10

5

8

6

37

56

19) читать или рассказывать стихи

8

10

4

3

7

32

48

20) слушать и петь песни

11

14

9

8

10

53

95

21) выполнять грамматические упражнения

4

3

2

3

5

17

26

22) смотреть фильмы

14

14

10

12

8

50

76

23) выполнять тесты

6

9

5

2

5

27

41

V.Рефлексия

24) оценивать свою работу

7

4

3

5

1

20

30

25) оценивать работу одноклассников

12

14

10

11

9

56

85













Приложение 3

Анкета для учащихся

«Оценка деятельности учителя»

(автор Лизинский В.М.,кандидат педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Классный руководитель»)

Вопросы

Класс

Итого

%

К-во опрошенных

12

10

9

11

11

14

67

100

1. Я внимательно слушаю объяснение учителя на уроке.

да

12

10

9

10

11

13

65

97

нет

0

0

0

1

0

1

2

3

2. На уроке я часто думаю о своём.

да

4

4

0

3

5

6

21

31

нет

8

6

9

8

6

8

46

69

3. На уроке я часто занимаюсь делами, не имеющими отношения к уроку.

да

2

0

0

3

3

4

12

18

нет

10

10

9

8

8

9

55

82

4. Учитель даёт на уроке много дополнительной информации сверх учебника.

да

8

9

8

8

8

10

51

76

нет

4

1

1

3

3

4

16

24

5. Мне часто хочется прогулять уроки по этому предмету.

да

4

0

0

0

0

2

6

9

нет

8

10

9

11

11

12

61

91

6. Я люблю устно отвечать у доски.

да

5

4

2

6

2

3

22

33

нет

7

6

7

5

9

11

45

67

7. Я люблю отвечать с места.

да

9

9

9

8

10

10

55

82

нет

3

1

0

3

1

4

12

18

8. На уроке мы часто переписываем учебник.

да

0

1

0

2

3

3

9

13

нет

12

9

9

9

8

11

58

87

9. Из разных форм опроса мне больше всего нравится:




индивидуальный зачёт

2

3

2

4

1

1

13

19

письменная работа

5

9

6

4

7

10

54

81

совместная работа в микрогруппе

10

8

6

8

8

12

52

78

10. Если будет контрольная проверка, я покажу хорошие знания.

да

8

6

7

11

5

10

47

70

нет

4

4

2

0

6

4

20

30

11. Во время контрольных я не списываю.

да

9

8

8

11

5

12

53

79

нет

3

2

1

0

6

2

14

21

12. То, что удается записать на уроке, очень полезно при выполнении домашних заданий.

да

12

10

9

11

11

13

66

99

нет

0

0

0

0

0

1

1

1,5

13. Я очень волнуюсь, когда отвечаю домашнее задание по этому предмету.

да

4

5

5

3

5

7

29

43

нет

8

5

4

8

6

7

38

57

14. В классе есть ученики, к которым учитель относится лучше, чем ко мне.

да

3

3

1

4

4

4

19

28

нет

9

7

8

7

7

10

48

72

15. Я жду этого урока.

да

6

5

5

7

4

4

31

46

нет

6

5

4

4

7

10

36

54

16. Я всё время жду, когда же кончится этот урок, и всё время смотрю на часы.

да

5

1

1

1

3

2

13

19

нет

7

9

8

10

8

12

54

81

17. Темп урока слишком быстрый для меня.

да

3

2

1

2

3

2

13

19

нет

9

8

8

9

8

12

54

81

18. Мне очень трудно выполнять домашние задания по этому предмету.

да

3

4

2

2

3

4

18

27

нет

9

6

7

9

8

10

49

73

19. Я часто по этому предмету:


выполняю дополн.

задания

2

2

6

2

11

6

29

43

делаю

доклады


0

0

0

1

3

3

7

10

делаю наглядные пособия

4

8

6

1

3

3

25

37

участвую в олимпиадах


2

2

2

1

1

3

11

16

20. Мне нравится задавать вопросы учителю.

да

1

3

4

5

4

3

20

30

нет

11

8

5

6

7

11

47

70

21. Оценки, которые мне выставляет учитель, меня устраивают.

да

12

5

7

8

9

12

53

79

нет

0

5

2

3

2

2

14

21

22. Если мне что-то непонятно, я всегда обращаюсь к учителю.

да

9

7

8

9

10

10

53

79

нет

3

3

1

2

1

4

14

21

23. Мне интересно читать дополнительную литературу (смотреть телепередачи) по этому предмету.

да

3

7

7

8

6

11

42

63

нет

9

3

2

3

5

3

25

37

24. Объяснения учителя очень близки к тексту учебника.

да

7

7

8

8

9

10

49

73

нет

5

3

1

3

2

4

18

27

25. Учитель умеет и любит пошутить, при этом он никогда не задевает моё человеческое достоинство.

да

10

8

8

11

10

13

60

90

нет

2

2

1

0

1

1

7

10

26. Я с удовольствием занимался бы этим предметом самостоятельно вместо того, чтобы тратить

время на уроке.

да

0

3

0

2

1

2

8

12

нет

12

7

9

9

10

12

59

88

27. Я очень устаю на этом уроке.

да

3

2

1

2

2

2

12

18

нет

9

8

8

9

9

12

55

82

28. Я знаю, что если наш учитель не прав, он обязательно извинится.

да

12

9

9

11

11

14

66

99

нет

0

1

0

0

0

0

1

1,5

29. Я люблю на уроке незаметно читать художественную литературу.

да

1

1

1

1

2

0

6

9

нет

11

9

8

10

9

14

61

91

30. Обычно учитель проводит урок, постоянно заглядывая в конспект.

да

1

1

0

1

0

0

3

4,5

нет

11

9

9

10

11

14

64

95,5

31. Информация, которую я получаю на уроке, пригодится мне в дальнейшей жизни.

да

11

9

9

11

11

14

65

97

нет

1

1

0

0

0

0

2

3






Приложение 4

Рифмовки для фонетической зарядки.


Say hello

Неllо “-здравствуй,

Hi” - привет, а что же мне сказать в ответ?

пожалуй, буду вежлив я –

Good morning милые друзья”.


Жил-был на свете маленький кролик.

Он по утрам говорил всем: “Good morning!”

Солнечный зайчик смеялся в ответ:

«Доброе утро! Good morning!

Hello! Привет!»


Даже если ты молчун,

Даже если бука,

Говори: ''Gооd afternoon!''

Если встретишь друга.

Это днем, когда светло,

И спешишь не очень.

А спешишь, скажи: "Hello!"

Как бы, между прочим.

Вечер выдался плохой,

С ветром или с ливнем.

Все равно, придя домой,

Ты скажи: "Good evening!"

Посмотри: опять светло,

Синь на небосклоне.

Утро доброе пришло.

Говори: "Gооd morning!

Будь вежлив и не забывай,

Прощаясь говорить:

"Good-bye!"



Считалка

Посчитать хочу я вам:

Вот одна овечка, one.

К ней шагают по мосту

Сразу две овечки, two.

Сколько стало? Посмотри.

Три теперь овечки, thrее.

Вон еще недалеко"

Их уже – четыре, four.

К ним спешит овечка вплавь -

Стало пять овечек, five,

Вдруг, откуда не возьмись

Еще овечка - шесть их, six.

Это кто за стогом сена?

Семь уже овечек, seven.

Стал считать я их скорей -

Получилось восемь, eight.

Но на двор явились к нам

Почему-то девять, nine.

Я считал их целый день,

Оказалось десять, ten.

Ну а ты, хочу я знать,

Сможешь всех пересчитать?


Оnе, two, I like you.

One, two, three, you like mе.

Оnе, two, he likes you.

One, two, three, she likes mе.


Му Class

1,2,3,1,2,3

I like school and school likes me!

1,2,3,1,2,3

I like friends and they like me!

1,2,3,1,2,3

I like pets and they like me!


Соlоurs

I see gгееn,

I see yellow,

I see that funny fellow,

I see white, I see black

I see this and that, and that.

Red, yellow, pink and white.

Let's play ball day and night!


Пальчиковая гимнастика.

Incy wincy spider

Incy wincy spider

Crawled up the water spout,

(пальцами рук изображают паука, ползущего вверх)

Down саmе the rain

And washed the spider out.

(медленно опyскают руки, шевеля пальцами и изображая дождь)

Оut саmе the sun

And dried up all the гаin,

(медленно поднимают руки, изображая восходящее солнце)

Апd the incy wincy spider

Crawled the spout again.

(пальцами рук изображают паука, ползущего вверх)


These are mother’s forks and knives,

This is mother’s table,

This is sister’s looking glass,

This is a baby’s cradle.


Физминутки.

Hands up! (pyки, вверх) Hands down! (руки опустить)

Hands оn hips! (руки на пояс) Sit down! (присесть)

Stand uр! (встать) Hands to the sides! (руки в стороны)

Bend left! (наклон влево) Bend right! (наклон вправо)

Stand still. (руки опустить)

Оnе, two, thrее, hop! (три прыжка, хлопок)

Оnе, two, three, stop! (шаги на месте)

Sit down, (присесть)

Stand up. (встать)


This is mу right hand,

I'1l raise it up high (поднимают правую руку).

This is mу left hand,

I’ll touch the sky (поднимают левую руку).

Right hand, (опускают правую руку)

Left hand, (опускают левую руку)

Roll them around. (вращают руки в локтях)

Right hand (вращают правую кисть),

Left hand (вращают левую кисть),

Turn аrоund, turn аrоund (круговые движения руками).


Teddy Bear, Teddy Bear, touch your nose.

Teddy Bear, Teddy Bear, touch your toes.

Teddy Bear, Teddy Bear, touch the ground,

Teddy Bear, Teddy Bear, turn around.

Teddy Bear, Teddy Bear, reach up high,

Teddy Bear, Teddy Bear, wink one eye,

Teddy Bear, Teddy Bear, slap your knees,

Teddy Bear, Teddy Bear, sit down, please!


Clap, clap, clap уоur hands,

Clap your hands together,

Stamp, stamp, stamp уоur feet,

Stamp your feet together.

Spin, spin, spin around,

Spin around together.

Dance, dance, dance а dance,

Dance а dance together.

Flу, fly, fly u high,

Fly up high together.

Swim, swim, swim ahead,

Swim ahead together.

Smile, smile at your friends,

Let us smile together.


Игры, способствующие формированию языковых навыков.

Снежный ком”

Играют все поочередно. Первый играющий выбирается считалкой. Он говорит своё слово или фразу и встает первым в линейке. Следующий повторяет его слово или фразу и встаёт вторым в линейке и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все слова или фразы. Ученик, не оправившийся с заданием, выбывает из игры.

Фишками награждаются все учащиеся, справившиеся с заданием.


Звук и имя”

Дети сидят на своих местах, играют поочередно, внимательно слушая учителя, который проговаривает предложения- задания.

Учитель: Соme here, who has sound [s] in his name?

Ученик выходит к доске: I аm Sveta.

Игра продолжается. Победитель не определяется.


Хлопушки”

Играю все дети одновременно. Они садятся в круг. Предварительно дважды хлопнув в ладоши и дважды по коленям, спрашивают: "'Whats уоur nаmе?" ответы: "My name is …. I am …." - дети делают индивидуально поочередно. Перед ответом следуют хлопки в ладоши и по коленям.


Знакомство на прогулке”

Играют все дети одновременно. Учитель даёт команду "Walk" и включает запись любой английской песенки. Дети «гуляют» по классу. Учитель останавливает запись и говорит: "Stop". Учащиеся образуют пары и знакомятся друг с другом. Каждая пара проговаривает следующий диалог:

Hello! What's your паmе?”

Hello! I'm ... . What’s уоur nаmе?”

I am … .


Как тебя зовут?”

Дети становятся в круг. Играют все одновременно. Учитель бросает мяч одному из учащихся и говорит: "What's уоur name? " Ученик ловит мяч и отвечает: "My name is … "Бросает мяч другому ученику. Игра продолжается до тех пор, пoкa в ней не примут участие все учащиеся.


Угадай – ка”

Дети сидят на своих местах, первый играющий, выбранный считалкой, показывает учащимся один из рисунков- портретов и спрашивает: "What's his/her name?" Угадывающие говорят: "Her name is Lena”. Угадавший сменяет водящего. Игра продолжается.


Передай другому”

Играют все одновременно. Дети образуют круг. Звучит музыка, дети передают друг другу кубики: красный и зеленый. Учитель останавливает звучание музыки. Тот учащийся, у кого в руках оказался красный кубик, задает вопрос: " What's уоur name?" Тот, у кого зеленый, отвечает: "Mу nаmе is/ I am" Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все учащиеся.


Я умею”

Дети сидят на своих мecтax. Поочередно, выходя на середину класса, каждый участник игры говорит: I саn go. I can jump. I can swim. И т.д. Задание заключается в том, чтобы произнести максимальное количество предложений. Предложения подсчитываются, результат записывается на классной доске, победители награждаются «фишками».




Мальчики - девочки!”

Играют все дети одновременно. Они стоят, построившись в линейку. Учитель просит учащихся выполнить какое-либо действие поочередно, обращаясь к мальчикам и девочкам: "Boys, run, please! Girls, jumр, please!'' Действие выполняют или только мальчики, или только девочки. Можно усложнить игру, сделав акцент и на слово “please”


Секретный приказ”

Играют все дети одновременно. Двоих ведущих выбирают считалочкой. Один другому шепчет на ушко: “Run and jump.” Приказание выполняется, ученик показывает движение. Все остальные задают вопросы, угадывая действия: “Can уоu run and jump?” Ученик, правильно угадавший действие, отдает другой секретный приказ. Игра продолжается.


Веселый кубик”

В игре используется кубик, на гранях которого картинки с действиями. Дети поочередно выходят к столу, бросают кубик и проговаривают предложение в соответствии с выпавшей картинкой.

Например:

- I can run.

- I can jump.


Цветик – семицветик”

Дети сидят на своих местах, играют все одновременно. На столе учителя набор цветных карточек в виде лепестков цветка. Дети поочерёдно берут лепестки и прикрепляют на кружок – сердцевину цветка, при этом проговаривая: «I like red».


Весёлый счёт”

Дети становятся в круг, у каждого карточка с цифрой. Карточку следует держать перед собой. каждый из игроков называет свою цифру, подтверждая этим, что он её запомнил. Учитель называет две цифры, например: “Twoseven”. Два игрока быстро меняются местами. В игре нет победителей.

Такую игру можно использовать также при отработке лексики.


Маленький пони”

После прослушивания стихотворения два ученика выходят и изображают наездника и лошадь, остальные в это время читают стих вслух. Правильное произношение звуков [о] и [ou] - условие, при котором (пони) удаётся сдвинуть с места.

Go, mу little pony, go!

Go, go, go!

Go, mу little pony, go!

Go, go, go!

Gallop, pony, gallop. go!

Go, go, go!

Go, mу little pony, go!

Go, go, go!


"Тhе АВС"

Сначала все повторяют английский алфавит, затем дети получают карточки с буквами. При прослушивании стихотворения дети поднимают карточку с названной буквой. Затем можно попросить детей встать, когда они слышат букву с их карточки.

АBCDЕFG

HIJKLMNOP

QRS and TUV

W аnd XYZ

This is called the alphabet,

Which we nеvеr must forget.

Letters twenty - six in all

Васkwаrds nоw we’ll sing them all:

ZYX and WV

UTS and RQP

ONIM and LKJ

IHGFEDCBA.


Магический квадрат

Каждый ученик чертит таблицу четыре на четыре клетки. Учитель или сильный ученик диктует любые 16 букв, все записывают их в клетки в любом порядке. Затем составляют как можно больше слов, причём, только из букв, которые стоят рядом по вертикали, горизонтали или диагонали. В старших классах для образования более сложных слов можно вместо букв давать пары или даже тройки букв.


Ключевое слово”

Учащимся предлагается составить как можно больше слов из одного ключевого слова, например: UNFОRGЕТАВLЕ. Вот какие слова были составлены: table, forget, gable, glean, fоrtunе, fоrt. Правило - новые слова должны состоять не менее чем из трёх букв, и только имена нарицательные.


Лото”

Ведущий называет цифры по-английски. Остальные просматривают свои карточки, поднимают руку, если есть пример, ответом которому будет эта цифра. Карточками с ответами закрывают примеры. Выигрывает тот, кто вперёд закроет карту. Такое лото можно проводить и по тематической лексике и по грамматике.



Неверное слово”

Учитель или сильный ученик называет четыре слова, три из них объединены одной темой, одно слово лишнее, его необходимо услышать и записать, затем идёт проверка. Например, по теме «Еда»:

Apple, рlum, sausage, lеmоn

Теа, соla, milk, soup

Cake, tomato, bread, rоl1


Придумай рифму

Первый ученик пишет на листочке слово, второй ему рифму, третий - слово, четвёртый - снова рифму. По приёму «буриме» сочиняют, короткие стихотворения. Для этого можно разбиться на группы, пары или выполнить задание индивидуально дома. Например, слова sleep, deep, сlock, dock можно употребить в таком стихотворении:


When I go to sleep,

I hеаr the clock,

But when I sleep deep,

I hоре I аm not оn а dock.




Методическая статья по теме самообразования
  • Иностранные языки
Описание:

В данной статье описан опыт работы по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих  технологий как средство повышения эффективности обучения иностранному языку».

Статья включает следующие разделы:

1. Информационный раздел.

2. Этапы работы по теме самообразования.

3. Описание опыта работы по теме.

В Приложениях находятся результаты диагностики и анкетирования учащихся. В процессе работы над темой самообразования был накоплен и обобщён  дидактический материал, представленный в виде методических разработок. Данный материал может быть использован в работе учителей английского языка.

 

 

Автор Ткачёва Оксана Геннадьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 510
Номер материала 48283
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓