Главная / ИЗО, МХК / Методическая статья.«Формирование духовно-нравственных ценностей у современных школьников на уроках искусства" Методическая статья.

Методическая статья.«Формирование духовно-нравственных ценностей у современных школьников на уроках искусства" Методическая статья.

«Формирование духовно-нравственных ценностей у современных

школьников на уроках «искусства» и МХК».

Учитель высшей категории по музыке и МХК

МБОУ СОШ №33 г. Энгельса.

Данилова Елена Яковлевна.

«Духовный… - все относимое к душе человека все умственные и нравственные силы его, ум и воля. В.И. Даль «Толковый словарь».

В наше время перед любым педагогом, воспитателем встает ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценности общества. Культура пронизывает всю жизнь общества, его экономику, политику, социальную и духовную стороны. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и в социальном плане. Нравственный беспредел, оказывает негативное воздействие прежде всего на детей, подростков и молодежь. Как результат - постоянно растущая преступность среди молодежи.

Кто же устанавливает моральные нормы? Основатели мировых религий – великие учителя человечества: Конфуций, Будда, Моисей, Иисус Христос.

Христос учил: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами

поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Так в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого морального требования.

Широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им формировать свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Приобщить современного школьника к общечеловеческим ценностям через собственный опыт, через личное эмоциональное переживание на уроках эстетического цикла.

Целью изучения этих предметов являются:

- духовно-нравственное, гармоничное развитие личности школьника

- изучение закономерности развития мирового художественного наследия человека,

- формирование способностей учащихся к самостоятельному творчеству,

- постижение явлений искусства,

- развитие художественного вкуса школьника,

- умение оценивать художественные произведения,

- умение метапредметно, ассоциативно мыслить.

«…Самая большая ценность, которая награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство, человек становится нравственно ярче, а следовательно, и счастливее.»

Д.С. Лихачев (Письмо о добром и прекрасном.)

Далее хочу привести несколько примеров того, как я на уроках гуманитарного цикла воспитываю, развиваю духовную нравственность в учащихся.


«Кто наставляемый на пути любви, будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот достигнув конца этого пути, вдруг увидит нечто прекрасное

по природе…» Платон.

В первобытном искусстве у «Палеолитической «Венеры» – это обобщающий образ хранительницы очага, символ плодородия, первобытный скульптор не детализировал черты лица, именно в глазах, отмечают дети, передается душа человека. А «Венеры» Палеолита бездуховны.

В Древнем Египте, прежде чем переступить порог Чертоги двух Истин, умерший должен был произнести «Исповедь отрицания».

«Исповедь отрицания» «Книга мертвых» гл. 125.

Я не совершал несправедливости против людей.

Я не притеснял ближних,

Я не лгал в Месте Истины.
Я не грабил бедных,

Я не отравлял.

Я не убивал.

Я не сделал зла никому. …

Я чист, я чист, я чист, я чист.

Стремясь попасть в страну вечного блаженства, египтянин старался всю жизнь не нарушать моральных законов. Учащиеся обсуждают позиции нравственности древних египтян и принципы, по которым сегодня живет человечество.

Античная культура пленяет нас своим пластичным, «телесным» характером. Пластичность души – основа греческого миропонимания. Античный мир был ориентирован на свободную гражданскую личность, прославлял и возвеличивал человека.

Персидскую и таджикскую лирику невозможно представить без творчества поэта, математика и философа Омара Хайяма. На уроках мировой художественной культуры мы с учащимися отмечаем художественные достоинства поэзии Омара Хайяма, находим актуальность тем 12 века в жизни Востока, так и в жизни людей 21 века.

Много лет размышлял я над жизнью земной

Непонятного нет для меня под луной

Мне известно, что мне ничего не известно! -

Вот последняя, правда, открытая мной.

Ученики открывают для себя многогранность души человеческой.

Мы источник веселья - и скорби рудник.

Мы вместилище скверны - и чистый родник.

Человек, словно в зеркале мир – многолик,

Он ничтожен - и он же безмерно велик!


Средневековая Икона сопровождает христианина от рождения до самой смерти, она влияет на дух его во всех важных обстоятельствах жизни.

«Икона есть видимый образ невидимого».

Преподобный Иоанн Домаскин.

Присутствие святых в каждом доме поддерживало нравственное в нем и благочиние.

В духовно - нравственном, гармоничном формировании личности школьника, несомненно, большую роль играет живопись. Ей доступно изображение разнообразного круга явлений, впечатлений, выражения чувств, переживаний, характеров, полёта фантазий, оттенки настроений. Рассматривая картины, учащиеся определяют средства художественной выразительности, знакомятся с биографией, стилем художника, причиной написания того или иного полотна.

Рафаэля Санти –«Сикстинская мадонна»-- материнская красота, как символ жертвенной любви во имя спасения человечества.

«Юдифь» - Джорджоне­ - нежная, кроткая, но спасшая свой народ.

«Кающаяся Мария Магдалина» - Тициана - мечты о свободной личности в свободном обществе, о гармонии мира, достигаемой даже ценой нечеловечесго страдания. Глубоким трагизмом наполнена картина Питера Брейгеля «Калеки», Рембрандт мастерски передает тонкие и сложные психологические состояние человеческой души. Его герои движутся, мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах «Автопортрет Саскией» - он богат, счастлив и независим. Но после трагической гибели любимой жены, Рембрандт искал утешение в жизни природы, в пейзажах. «Три дерева».

Назовем ещё одно искусство, которое призвано воспитывать духовность в человеке – это музыка или искусство звука. Музыка, пение, чарующая сила звука, способная пробуждать

сильнейшие переживания. «Музыка – самое поэтическое, самое могучее, самое живое из всех искусств». Г. Берлиоз.

В борьбе со своим недугом Л. В. Бетховен вышел ещё более сильным. Он понял, что дух перед обществом, перед людьми выше, важнее его личных страданий. Подготовленные моим рассказом ученики, с глубоким пониманием погружаются в спокойные, размеренные, тяжелые звуки I части «Лунной сонаты», как бы вместе с Бетховеном переживают всю трагедию его судьбы.

И напротив, красочность, образность программной музыки Антонио Вивальди (цикл «Времена года»), поэм

А. Н. Скрябина («Поэма огня»), ребята хорошо понимают. Хочется отметить, что старшеклассники с большим интересом слушают классическую музыку. Вероятно они перенасыщаются «попсой».

Необычайное воздействие оказывает на учащихся музыка

С.В, Рахманинова. Второй фортепианный концерт, вокально-симфоническая поэма «Колокола» - эта музыка необычайной, удивительной красоты, воспевая любовь к Родине, к её духовным корням.

Все мои старания в формировании духовно-нравственных ценностей у школьников не проходят даром. Учащиеся успешно проявляют себя в творчестве: сочиняют сами приветственные песни осени, зиме, весне, в своих былинах прославляют школу, лепят статуэтки, вазы подобно греческим, конструируют православные церкви. Старшеклассники выходят на классные часы с литературно-музыкальными лекториями, готовят исследовательские проекты: «Женский образ в русской живописи», «Зачем людям письменность», «Из далека долго течёт река Волга…»

Мой авторский элективный курс для предпрофильной подготовки «Серебряный век в русской культуре» помогает приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям отечественной

культуры. Курс направляет учеников на выбор профессий: экскурсовода, архитектора, дизайнера.

Методическая статья.«Формирование духовно-нравственных ценностей у современных школьников на уроках искусства" Методическая статья.
  • ИЗО, МХК
Описание:

Христос учил: «…Во всём, как хотите, чтобы с вами  

                        поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Так в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого морального требования.

       Широкий, общественный смысл слова «учитель»: это мыслитель, ведущий людей по дороге знаний, помогающий им формировать свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Приобщить современного школьника к общечеловеческим ценностям через собственный опыт, через личное эмоциональное переживание на уроках эстетического цикла.

Целью   изучения этих предметов являются:

- духовно-нравственное, гармоничное развитие личности школьника

- изучение закономерности развития мирового художественного наследия человека,

- формирование способностей учащихся к самостоятельному творчеству,

- постижение явлений искусства,

- развитие художественного вкуса школьника,

- умение оценивать художественные произведения,

 

    - умение метапредметно, ассоциативно мыслить.

«…Самая большая ценность,   которая   награждает   человека    искусство, -  это ценность доброты. Награжденный  даром понимать искусство, человек  становится нравственно  ярче,  а   следовательно,  и счастливее.»

                          Д.С. Лихачев (Письмо о добром и прекрасном.)

ель,W \pZлюдей по дороге знаний, помогающий им формировать свои взгляды, искать и находить свой жизненный путь. Приобщить современного школьника к общечеловеческим ценностям через собственный опыт, через личное эмоциональное переживание на уроках эстетического цикла.

 

Целью   изучения этих предметов являются:

- духовно-нравственное, гармоничное развитие личности школьника

- изучение закономерности развития мирового художественного наследия человека,

- формирование способностей учащихся к самостоятельному творчеству,

- постижение явлений искусства,

- развитие художественного вкуса школьника,

- умение оценивать художественные произведения,

 

    - умение метапредметно, ассоциативно мыслить.

Автор Данилова Елена Яковлевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 518
Номер материала 53048
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓