Главная / Химия / Методическая разроботка по теме :

Методическая разроботка по теме :

Методическая разработка урока для 9 класса по программе Л.М.Кузнецовой (учебник Кузнецова Л.М. «Химия -9») с использованием ИКТ-технологий.

Учитель химии МОУ «СОШ №9»

Волжского района г. Саратова Мамунц Светлана Самвеловна


Тема урока: «Электроотрицательность элементов и полярность связи».

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • формировать систему комплексного восприятия химических процессов, как части мирового движения материи;

закрепить понимание сущности химической связи и ковалентной связи, в частности;

начать формирование понятия электроотрицательности атомов элементов, полярных и неполярных связей.

Задачи урока:

 активизировать межпредметные связи, используя комплексный подход к рассмотрению образования химической связи ;

  • развивать навыки аналитического мышления;

формировать умение объяснять внешние признаки путем понимания особенностей внутреннего строения вещества ;

  • воспитывать культуру научного труда ;

  • повышать интерес к проблемам современной науки ,

Оборудование урока:

        Мультимедийный проектор, экран, системный блок с установле­нным Office XP ( не ниже  Windows 2000),колонки.

        Презентация , выполненная в программе Mikrosoft  Power Point XP;

        Раздаточный материал:  карточки с   заданиями

  Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Электронные материалы к учебнику «Химия-9» Л.М.Кузнецовой (по теме «Химическая связь»)


Содержание урока


1. Проверка домашнего задания. ( слйд 3 ) (Приложение 1)

2. Опрос по теме: «Строение атома»(пока работают у доски)

Работа по пер. таблице (фронтальная работа с классом):

Возвращаемся к проверке домашнего задания. (слайд 4)

2. Актуализация знаний

1. Вводное слово: Тема нашего урока: Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связь. (Тему урока учащиеся записывают в тетрадях) (слайд 5)

Давайте вспомним, как могут взаимодействовать друг с другом атомы химических элементов? Какие силы заставляют их притягиваться друг к другу? Как связаны атомы в молекуле? Что является причиной связывания атомов? Какие частицы более устойчивы: молекулы или разрозненные атомы?Посмотрим видеофрагмент опыта « Взаимодействие серы и железа»

2. Видеофрагмент. Взаимодействие серы и железа.(Приложение 2)

3. Беседа по материалу видео.

4.Работа с электронными материалами по УМК Кузнецовой. Эвристическая беседа по вопросам. (Приложение 3)

3. Выводы : (по вопросам)( Слайды 5- 10)

Что такое химическая связь?

Какая химическая связь называется ковалентной?

Какие разновидности ковалентной связи по способу взаимодействия электронных облаков вам известны?

Дать определение σ- и π – связям. Привести примеры.

hello_html_7509b283.gif4hello_html_3dc19656.gifhello_html_7024fa14.gifhello_html_c750ab8.gifhello_html_m70fc4668.gifhello_html_m70fc4668.gifhello_html_m1c34be47.gifhello_html_55ab553f.gifhello_html_55ab553f.gif.Физкультминутка. Видеозаписи (образование связей в молекулах азота и водорода). (Приложение 4)

5.Изучение нового материала

1.Работа с рисунками №9,10 в учебнике.

Учитель.

Прочность химической связи между атомами зависит от межъядерного расстояния и электронной плотности.

Чем выше электронная плотность между ядрами связываемых атомов и чем меньше длина связи,тем больше прочность ковалентной связи.(записи в тетрадях). (Слайд 11)

Собеседование по вопросам:

Как распределяется электронная плотность в молекулах водорода и хлора?

Одинаково ли воздействуют ядра атомов водорода и хлора на общие электронные облака?

Каковы заряды ядер атомов водорода и хлора?

На каком атоме электронная плотность концентрируется в большей степени, а на какой меньше?

Вывод: общее электронное облако между ядрами атомов в молекуле хлороводорода распределяется несимметрично, так как ядро атома хлора сильнее притягивает электронную плотность, чем ядро атома водорода.

Учитель даёт четкое определение понятию «Электроотрицательность».

Свойство ядер атомов притягивать к себе электроны называется электроотрицательностью.(Учащиеся записывают в тетрадях) (слайд12)

2.Учитель. Давайте посмотрим, как изменяется электроотрицательность элементов в периодах и группах.

Серия вопросов учителя и ответов учащихся

по периоду и группе в периодической системе:

От чего зависит притяжение противоположных зарядов?

Как меняется заряд ядра в атомах элементов в периоде,например, во втором периоде ?

Меняется ли число электронных слоев в электронных оболочках этих атомов?

Влияет ли сила притяжения электронных слоев на размер электронной оболочки?

Как меняется сила притяжения валентных электронов к ядру ,то есть ЭО, у атомов элементов второго периода? (слайды13)

Учитель.(Дает краткую информацию о великом ученом) Американский ученый Льис Полинг предложил шкалу,в которой ЭО фтора принята за 4,0; ЭО калия равна 0,8. (Слайд 14-15)

Работа с таблицей Д.И.Менделеева

Выводы делают учащиеся с помощью учителя .

С увеличением заряда ядра атомов элементов: в периодах размеры(радиусы)атомов уменьшаются, ЭО возрастает ,а в группах размеры атомов увеличиваются, ЭО ослабевает

Элементы-неметаллы обладают наибольшей ЭО (Фтор- самый ЭО).

Элементы- металлы обладают меньшей ЭО. (слайд16)

Учитель. По убыванию ЭО элементы располагаются в ряд

F, O, N, Cl, Br, S, I, C, Р, H, В, Si, Cu, Fe, Zn, Al, Mg, Li, Ca, Na ,K(Слайд 17)

3.Таким образом, в молекуле HCl электронная пара смещается к более электроотрицательному атому хлора. На атоме хлора создается избыточный отрицательный заряд, а на атоме водорода – положительный. Заряды на атомах меньше единичного заряда электрона, так как электронное облако лишь частично смещается к одному из атомов. Этот заряд обозначается буквой δ (дельта). В молекуле возникают два полюса: положительный и отрицательный.

Это можно изобразить так: HCl- δ

(Кто-то из учащихся изображает на доске).

Учитель. Если на концах связи возникают разноименно заряженные полюса, то такую связь называют полярной (термин «полярный» возник от слова «полюс»). А если электронное облако распределяется симметрично относительно двух ядер, то связь будет неполярной.

Определения полярной и неполярной связи

Учитель.В каком случае связь бывает неполярной?

4. Далее совместно с классом обсуждаем схему классификации ковалентной связи, механизмы образования ковалентной полярной и неполярной связей и разбираем несколько примеров на доске и в тетрадях.(Слайды18-23)

После обсуждения учитель дает четкое определение понятиям «Ковалентная полярная и ковалентная неполярная связи». Учащиеся записывают в тетрадях. (Слайды 24 )

6.Физкультминутка. Видеозаписи(образование связей в молекулах хлора и воды).(Приложение 4)

7.Закрепление темы урока:

Самостоятельная работа

1. Мини-тест по теме: « Электроотрицательность»

1. В ряду элементов F Cl Br I с увеличением порядкового номера химического элемента электроотрицательность 1) увеличивается 2)уменьшается 3) не изменяется 4) изменяется периодически

2. В ряду элементов С N О F с увеличением порядкового номера химического элемента электроотрицательность

1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 4) изменяется периодически

3. Как изменяется электроотрицательность (ЭО) в группе галогенов?

1) ЭО (F) > ЭО (Cl) > Э О Br) > ЭО (I) 2) ЭО (F) = ЭО (Cl) = ЭО (Br) = ЭО (I)

3) ЭО (I) > ЭО (Br) > ЭО (Cl) > ЭО (F) 4) ЭО (F) < ЭО (Сl) < ЭО (Br) < ЭО (I)

2. В каких веществах связь полярная , а в каких- неполярная:

AlCl3, PF3, S8, SiCl4, P4, H2S? Укажите какие заряды возникают на атомах.

Карточки с выполненными работами учащиеся сдают на проверку и затем обсуждаются фронтально.

Следующее задание выполняется совместно с учителем.

В каких веществах полярность связи больше, в каких - меньше:

HF, HCl, H2O, H2S, HI. Какие заряды возникают на атомах?

Вывод по выполненным заданиям .

8.Выводы по уроку(фронтальная беседа)

О каких новых понятиях мы с вами сегодня узнали? (слайд25)

Каковы закономерности изменения ЭО в периодах и группах? Привести примеры..

От чего зависит полярность связи? ( Учащиеся в большинстве дают правильные ответы).

(Количество вопросов зависит от того, сколько времени остается до окончания урока)

9.Домашнее задание. § 4,повт.§1,§3;задания 4, 7,8.

10.Рефлексия

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

- Было ли интересно на уроке?

- Удалось ли получить новые знания?

- Пригодятся ли Вам эти знания?



Список использованной литературы:

  1. Нифантьев Э.Е. Химия .10 класс:учебник для общеобразовательных учреждений(базовый уровень)/Э.Е.Нифантьев,П.А.Оржековский.-2-е изд.,стер.—М.:Мнемозина,2011.

  2. Ромашина Т.Н. Органическая химия.11 (10)класс: методическое пособие для учителя (к учебнику Э.Е.Нифантьева)/Т.Н.Ромашина.-М.:Мнемозина,2007.

Методическая разроботка по теме :
  • Химия
Описание:

Тема урока:  «Электроотрицательность элементов и полярность связи».

Тип урока: урок формирования и совершенствования   знаний.

 Вид урока: комбинированный

Цели урока:

  • формировать систему комплексного восприятия химических процессов, как части мирового движения материи;

•закрепить понимание сущности химической связи и ковалентной связи, в частности;

     •начать формирование понятия электроотрицательности атомов элементов, полярных и неполярных связей.

                    

Задачи урока:

 активизировать межпредметные связи, используя комплексный подход к рассмотрению образования химической связи ;

·          развивать навыки аналитического мышления;

    •  формировать умение объяснять внешние признаки путем понимания особенностей внутреннего строения вещества ;

·         воспитывать  культуру научного труда ;

·         повышать  интерес к проблемам современной науки ,

 Оборудование урока:

 ·        Мультимедийный проектор, экран, системный блок с установле­нным Office XP ( не ниже  Windows 2000),колонки.

 ·        Презентация , выполненная в программе Mikrosoft Power Point XP;

 ·        Раздаточный материал:  карточки с   заданиями

 ·        Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

 ·        Электронные материалы к учебнику «Химия-9» Л.М.Кузнецовой                (по теме «Химическая связь»)

  

 

Автор Мамунц Светлана Самвеловна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 516
Номер материала 31118
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓