Методическая
разработка
«Здоровый
ребенок – наше будущее!»
Выполнила:
воспитатель СП ГБОУ СОШ № 4
Богданова Анастасия Рафаэльевна
г. Сызрань
2014 г.
Анализ
проблемы
В
настоящее время одной из приоритетных задач стоящих перед педагогами, является
сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Ведь
здоровье – это самое дорогое, что есть у каждого человека, а жизнь и здоровье
ребёнка – дорога вдвойне. Но с каждым годом возрастает процент детей, имеющих
отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня
заболевания среди детей дошкольного возраста. Факторов, приведших к такому
положению много: экологические, социальные, генетические, медицинские. Именно
поэтому, уже в дошкольном возрасте у ребенка необходимо формировать правильное
отношение, как к своему здоровью, так и к здоровью окружающих его людей. В соответствии
с ФГОС ДО одной из приоритетной задачей педагога является формирование у детей
и их родителей мотивации к ведению здорового образа жизни. Ведь именно в семье
и в детском образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше
понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить
самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Ведь
как известно, что привычки, закрепленные и полученные в детстве, остаются на
всю жизнь, поэтому стоит острая необходимость формировать у детей представление
о здоровье как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового
образа жизни.
Для
решения этой проблемы будет реализован проект на тему: «Здоровый
ребенок – наше будущее!».
Тип
проекта: практико-ориентированный, групповой, кратковременный.
Участники
проекта: воспитанники подготовительной группы,
воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования, медицинский
работник.
Сроки
реализации проекта: 1 месяц
Цель
проекта:
способствовать формированию у детей и их родителей мотивации к ведению
здорового образа жизни.
Задачи
с учетом интеграции образовательных областей:
«Познавательное
развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественное
– эстетическое развитие», «Речевое
развитие».
Познавательное
развитие:
-
реализовать системный подход в использовании всех средств и форм
образовательной работы с дошкольниками в формировании представлений о здоровом
образе жизни;
-
познакомить детей с внешним строением тела человека, с возможностями его
организма;
-
познакомить детей с полезными продуктами питания, уметь включать их в свой
рацион;
-
довести до понимания детей значимость ведения здорового образа жизни;
-
формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению
и укреплению своего здоровья;
-
повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка
через вовлечение их в совместную деятельность.
Социально
– коммуникативное развитие:
-
воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически;
следить за чистотой зубов, ногтей.
-
закреплять знания об использовании столовых приборов; совершенствовать навыки
приема пищи: есть аккуратно, бесшумно, сохранять правильно осанку за столом.
-
формировать уравновешенное активное поведение и преобладание бодрого, хорошего
настроения, способности быстро адаптироваться к новой обстановке;
-
закреплять умение взаимодействовать и помогать друг другу в той или иной
ситуации;
Физическое
развитие:
-
продолжать работу по укреплению здоровья детей: закаливать организм,
совершенствовать основные движения;
-
воспитывать гигиенические навыки и телесную рефлексию;
-
развивать самостоятельность, выразительность, грациозность движений;
-
вовлекать детей активно участвовать в коллективных играх, развлечениях,
спортивных мероприятий;
-
довести до сознания детей о необходимости проведения закаливающих процедур;
-
формировать осмысленное отношение к необходимости занятий физкультурой и
спортом, важных для нормального роста и функционирования всех органов и систем
организма.
Художественное
эстетическое:
-
подобрать и изучить совместно с детьми литературу по теме проектной
деятельности;
-
развивать воображение и творческие способности детей;
-
способствовать проявлению интереса к произведениям изобразительного искусства
по данной тематике;
-
развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус.
Речевое
развитие:
-
развитие коммуникативных навыков в ходе совместной деятельности детей и
взрослых;
-
формировать умение составлять рассказы творческого характера не данную тему;
-
продолжать рассказывать детям познавательную информацию по укреплению своего
здоровья;
-
осуществлять словарную работу детей по данной теме;
-
совершенствовать диалогическую форму речи, уметь высказывать свою точку зрения.
Проект
реализуется через интеграцию образовательных областей с использованием следующих
методов и приёмов:
1.
Наглядных: наблюдение, просмотр видеоматериалов, мультимедийных презентаций,
иллюстраций, личный пример.
2.
Словесных: рассказы педагога, родителей, беседы, объяснения, чтения
художественной литературы.
3.
Практических: предметно-практическая деятельность, продуктивная деятельность,
исследовательская и игровая деятельность.
Этапы
реализации проекта:
1
этап - подготовительный: постановка цели и задач, выбор оборудования и
материалов, пополнение предметно-развивающей среды.
2
этап – практический: реализация проекта через взаимодействие с детьми,
родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей.
3
этап – обобщающий: обобщение результатов работы в форме закрепления полученных
знаний.
Прогнозируемый
результат:
-
снижение заболеваемости среди детей;
-
сформированность знаний детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание
заботиться о своем здоровье;
-
умение детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью;
-
сформировать активную жизненную позицию у большинства участников проекта на
сохранение и укрепление собственного здоровья, создания условий для поддержания
этой позиции.
|
Формы работы
|
Срок реализации
|
Время в режиме дня
|
Ответственные за проведение
|
|
1 неделя
|
Проведение
утренней, дыхательной, пальчиковой гимнастики, образовательной деятельности
по физическому развитию
|
Ежедневно
|
Воспитатель, физ. инструктор
|
|
I
раздел. «Я – человек. Что я знаю о себе?»
|
|
Рассматривание
иллюстраций, схем, фотографий о строении человека.
|
1 день недели
|
вторая половина дня
|
воспитатель,
родители
|
|
Беседы
на тему:
«Как
устроен человек?»
«Какой
я, какие другие?»
«Глаза –
наши помощники»
«Для чего
нужны язык и зубы»
«Органы
дыхания и пищеварения» и т.д.
|
В течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Рисование:
«Мальчики и девочки»
|
2 день недели
|
первая половина дня
|
воспитатель
|
|
Чтение художественной литературы,
сказок, пословиц и поговорок на данную тематику
|
в течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель родители
|
|
Дидактические игры:
«Наше тело», «Что не так?», «Сложи
картинку»
Словесные игры: «Назови правильно»,
«Чего не хватает?»
|
в течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Пальчиковая гимнастика: «Наши пальчики»,
«Кулак – ладошка», «Ладошки»
|
в течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Сюжетно – ролевая игра: «Центр здоровья»
|
в течение недели
|
вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Решение логических задач: «Если у
человека не было ушей?", «»
|
3 – 4 день недели
|
вторая половина
дня
|
воспитатель
|
|
Сотворчество
родителей и детей мини-плакатов на тему: «Я - человек»
|
в
течение недели
|
|
воспитатель
родители
|
|
2
неделя
|
II раздел
«Здоровье и личная гигиена»
|
|
Беседы, рассуждение: «Гигиена, чистота –
нам здоровье, красота», «Что такое гигиена?», «Надо, надо умываться»,
«Чистая одежда, обувь», «Предметы гигиены», «Хочу быть здоровым»
|
в течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель, родители
|
|
Игровая – ситуация: «Волшебное
зеркальце»
|
1 день недели
|
первая половина дня
|
воспитатель
|
|
Совместная разработка правил «Чистюль»
|
2 день недели
|
вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Сюжетно – ролевые игры: «Химчистка»,
«Больница»
Дидактические игры: «Хорошо – плохо»,
«Чего не стало»
|
В течение недели
|
вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Совместное создание коллажа из бумаги:
«Правила личной гигиены»
|
3 день недели
|
первая половина дня
|
воспитатель
|
|
|
Чтение рассказа: К. Чуковского
«Мойдодыр», В. Маяковский «Что такое хорошо, что
такое плохо» (отрывок), Р. Куликова «Мыло»
|
В течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель,
родители
|
|
Познавательная игра: «В гостях у Мойдодыра»
|
5 день
недели
|
первая половина дня
|
воспитатель
|
|
3
неделя
|
III раздел
«Правильное питание»
|
|
Беседы на тему: «Полезные продукты»,
«Правила этикеты», «Где содержаться витамины», «Для чего нужны столовые
приборы», «Хлеб всему голова» и т.д.
|
в течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель, родители
|
|
Опытно – экспериментальная деятельность
с картофелем «Что полезно?»
|
1 день недели
|
вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Приготовление полезных салатов из овощей
и фруктов
|
2 день недели
|
первая половина дня
|
воспитатель
|
|
Викторина: «Ешь на здоровье»
|
3 день недели
|
вторая
половина дня
|
воспитатель, медицинский работник
|
|
Дидактические игры: «Составь меню»,
«Полезно – вредно», «Лекарственные растения»
С/р: «Повар», «Забывчивый покупатель»,
«Званный ужин»
Подвижные игры на свежем воздухе:
«Вкусные старты», «Боулинг с овощами»
|
в течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Разучивание стихотворения М. Силинской
«Радость вовсе не в еде!»
|
4 день недели
|
вторая половинадня
|
воспитатель, родители
|
|
Музыкально – ритмические движения:
«Виноград мой, виноград»
|
3 день недели
|
первая половина дня
|
физ. инструктор, воспитатель, муз. руко
водитель
|
|
Лепка из пластилина: «Плох обед, если
хлеба нет»
|
5 день недели
|
первая половина дня
|
воспитатель
|
|
Конкур фотографий с родителями «Мой
домашний обед»
|
в течение недели
|
|
воспитатель, родители
|
|
4 неделя
|
IV раздел
«В здоровом теле – здоровый дух»
|
|
Беседа: «Как сохранить свое здоровье?»,
«Чем полезен спорт?», «Почему люди болеют? » «Солнце, воздух и вода – наши
лучшие друзья», «Кто поможет быть здоровым?», «Что опасно для человека?»
|
в течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель, родители
|
|
С/р игра: «А мы спортсмены», «Скорая
помощь», «Аптека», «Тихо! Идет операция»
|
в течение недели
|
вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Дидактические игры: «Часы здоровья», «Мой
день», «Хорошо или плохо»
|
в течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Подвижные игры: «Зарядка
веселых мышат». «Зеркало». «Угадай – повтори»
|
в течение недели
|
первая – вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Заучивание стихов, пословиц, поговорок о
здоровье.
|
первый, третий, пятый день недели.
|
первая половина дня
|
воспитатель
|
|
Закаливающий массаж стоп «Поиграем с
ножками». Обширное умывание. Игровой массаж кистей рук.
|
в течение недели
|
вторая половина дня
|
воспитатель
|
|
Просмотр презентации
«У здоровья есть враги, с ними дружбы не
води»
|
2 день недели
|
первая половина дня
|
воспитатель
|
|
Досуг «Дорога к доброму здоровью»
|
5 день недели
|
первая половина дня
|
воспитатель, физ. инстр
уктор, муз. работник
|
|
Создание проекта с родителями: «Быть
здоровым – здорово! »
|
|
|
воспитатель, родители
|
|
Итоговое
мероприятие:
Спортивный
досуг совместно с родителями «Азбука Здоровья»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результативность
проекта:
Целостная
система образования, оздоровления, психолого - педагогического сопровождения,
основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому
развитию детей. Эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском
саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах
здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности
в детском саду. Это в конечном итоге положительно влияет на развитие
двигательной активности ребенка, развитие физических качеств, благоприятно
сказывается на состоянии здоровья детей, что выражается в снижении простудных
заболеваний. Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и
физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные
навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Этот
проект позволяет:
1.
Сравнить эффективность различных форм работы с детьми.
2.
Оценить качество педагогической работы по формированию здорового образа жизни
воспитанников ДОУ.
3.
Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
4.
Создавать новые проекты, здоровьесберегающей направленности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.