Главная / Другое / Методическая разработка занятия "Знакомство с авторской песней"

Методическая разработка занятия "Знакомство с авторской песней"

МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» г. Бийск




















Сценарий

тематической программы

«Знакомство с авторской песней»













Разработал: педагог дополнительного

образования Васич

Вячеслав Валентинович












План-схема тематической программы

по предмету «Авторская песня»

педагог дополнительного образования студии авторской песни «Лад»

Васич Вячеслав Валентинович

высшая квалификационная категория


Возраст обучающихся: 13 - 14 лет

Год обучения: первый

Кол-во детей: 12 человек

Продолжительность занятия – 40 мин.


Тема: “Знакомство с авторской песней”


Цель: формирование интереса обучающихся к авторской песне

Задачи:

Воспитательные:

·  развивать музыкально-эстетический вкус;

· создать условия для творческой работы в коллективе;

· воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной творческой деятельности;

Обучающие:

· познакомить обучающихся с музыкальным жанром «авторская песня»;

Развивающие:

· расширить кругозор обучающихся в области отечественной музыки и поэзии;

· формировать познавательную мотивацию;

Тип мероприятия: передача нового материала, комбинированный.

Форма мероприятия: групповое, занятие – творчество.

Методы: монологический, диалогический, эвристический, творческий. наглядного восприятия.

Оснащение мероприятия: мультимедийный проектор, компьютер, проигрыватель CD-дисков, гитара, аудиозаписи отечественных бардов, ножницы, маркеры, цветная бумага, клей-карандаш, ватман.

Дидактический материал: слайдовая презентация «Знакомство с жанром «Авторская песня», буклеты, буквенные сетки «Направления жанра»;

 

В ходе мероприятия формируются следующие компетенции:

Познавательные: продуктивное и репродуктивное познание, постановка и решение познавательных задач;

Ценностно – смысловые: ценности культуры (музыки, поэзии);

Коммуникативные: способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;

Социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей; сотрудничество;

Компетенции деятельности: игра, обучение, творческая деятельность;










Структура мероприятия:

 

I. Организационная часть: приветствие, знакомство (1мин).

 

II. Мотивационный настрой детей на мероприятие: (2 мин)

1. актуализация опорных знаний обучающихся по теме мероприятия;

2. сообщение темы, целевая установка;

 

III. Введение в материал (22 мин):

1. Рассказ о жанре «Авторская песня», его отличительных особенностях;

2. Авторская песня в исполнении педагога «Пионерские воспоминания»;

3. Рассказ об основателях жанра, основных направлениях;

4. Исполнение с обучающимися песни Ю. Кукина «За туманом», определение направления песни;

5. Игра «Буквенная сетка» (закрепление знаний);

6. Рассказ о КСП и фестивалях авторской песни;

7.Исполнение с обучающимися песни Ю. Визбора «Милая моя»;

 

IV. Систематизация знаний о жанре «Авторская песня» (10 мин);

1. Совместная работа с обучающимися по выявлению отличительных особенностей жанра;

2. Работа в группах над творческим заданием: «Изготовление эмблемы жанра «Авторская песня», представление эмблемы (обобщение и закрепление новых знаний);

 

V. Итоговый этап (5 мин):

1. Рефлексия;

2. Исполнение с обучающимися песни О. Митяева «Как здорово»;

3. Подведение итогов мероприятия педагогом;

 

 


 hello_html_m50b57712.gif

 































Ход мероприятия


п/п

Наименование этапа

План-конспект занятия

Презентация


1

Организационная часть

Здравствуйте! Меня зовут Вячеслав Валентинович. Я являюсь руководителем студии авторской песни «Лад».




2

Мотивационный настрой детей на мероприятие

Сначала я хочу спросить: «Какие песни вы слушаете?»

(Ответы детей)

А знаете вы, к каким музыкальным жанрам относится эта музыка, песни?

(Ответы детей)

Хорошо, а сейчас я предлагаю рассмотреть три наиболее известных жанра: рок-музыка, поп-музыка и фолк (народная). На слайде вы видите фотографии исполнителей разных жанров, попробуйте определить и назвать, кто из них к какому жанру относится.

(Ответы детей)

А по каким признакам вы определили?

(Предполагаемые ответы детей: костюмы, инструменты, сценическое оформление).

А сегодня я хочу познакомить вас с таким жанром, как «авторская песня», и его отличительными особенностями. И, конечно же, мы не сможем обойтись без песни.

А может, кто-то из вас уже знает, что такое «авторская песня», «автор – исполнитель»?

(Ответы детей)

 

 


























3

Введение в материал

 


Авторская или бардовская песня — современный жанр устной поэзии, сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.



Сегодня представителей авторской песни часто называют «бардами».

Их сопоставляют с древнегреческими лириками,

русскими гуслярами,

 

 













 

украинскими кобзарями,

 

 

 

 





 

европейскими менестрелями и трубадурами.

















Это основано на том, что современный «бард», как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный аккомпанемент на струнном инструменте (чаще всего— гитаре).

Но сегодня собственные песни под собственный аккомпанемент поют и солисты рок-групп, и многие эстрадные певцы. Однако всю эту продукцию нельзя отнести к авторской песне. Ведь сам термин и был введен как раз для того, чтобы отделить ее, с одной стороны, от песен, поставляемых профессиональной эстрадой, а с другой — от «самодеятельных» песен, сочиняемых «по случаю» для «своей компании», для праздника, и мало кому интересных за пределами узкого круга.

Суть авторской песни вовсе не в «авторском праве» на стихи, мелодию и исполнение, а скорее — в праве автора на утверждение свободной, самостоятельной — жизненной позиции, и в праве самому, без потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя все средства устного общения — слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест. Такие песни возникают спонтанно, естественно, как потребность

 высказаться, поделиться своими мыслями.

Авторская песня никогда изначально не сочинялась на продажу, для исполнения на эстрадных площадках. Это песни о том, чем живет каждый человек: о любви, о надежной дружбе, о подвигах, о романтике дальних дорог и заветной мечте. Личностное начало пронизывает авторскую песню и определяет в ней все — от содержания до манеры исполнения, от сценического облика автора до характера лирического героя.

Отношения между автором и слушателями здесь вряд ли можно назвать концертными. Поэт-певец не отделяет себя от аудитории, он не «исполняет» песню, демонстрируя себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию.

Авторской песне в принципе противопоказаны большая концертная сцена, праздничный зал, любая официальная обстановка. Этому служит не только сама песня с ее доверительной интонацией, но и непрофессиональный, как у всех, голос автора, подчеркнуто обыденная одежда, свободная манера общения с залом, комментарии к песням и т. п.

 И сейчас я хочу показать вам песню собственного сочинения.

(Комментарий к песне) В. Васич «Пионерские воспоминания»

  

 

Авторская песня сформировалась как жанр в конце 60-х годов в среде интеллигенции. Характерным явлением для того времени был самодеятельный туризм. Люди ходили в походы, чтобы отвлечься от привычной суеты и обязательств, навстречу романтике и новым друзьям. А кто-то уходил в далёкие экспедиции, проверяя себя в экстремальных условиях на прочность, на верность избранным принципам. Именно поэтому в те годы рождалось множество песен на тему туризма.

Но первые ростки авторской песни, к которым можно отнести «Глобус» , «Бригантину» и некоторые другие песни, появились в студенческой среде еще до войны.

Особую роль в формировании жанра сыграли песенные миниатюры А. Вертинского,

 









лирика военных лет, кинопение М. Бернеса, П. Алейникова, Н. Крючкова, «задумчивый голос Монтана», который впервые в 1957 г. познакомил многих с французским шансоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









 

 

Во многом благодаря этим исполнителям свои первые песни написали поэты-певцы «первого призыва» — М. Анчаров, А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, А. Городницкий, Ю. Ким.

 

Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того — лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены — представители той среды, в которой возникла и для которой существовала авторская песня. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников.

Они немногословны, сообразительны, ироничны, по-своему нежны, но главное, они верны, надежны.

В авторской песне существуют такие направления, как лирическая, патриотическая, военная, шуточная, детская, студенческая, туристская и другие песни. И сейчас все вместе мы споем песню Ю. Кукина «За туманом», а после вы постараетесь определить, к какому направлению жанра её можно отнести.

Ю. Кукин «За туманом»

(беседа с детьми, определение направления жанра)

 

 







 



Сейчас я предлагаю разделиться вам на две творческие подгруппы. На столах у вас лежат буквенные сетки, в которых зашифрованы шесть названий направлений жанра «авторская песня», вам необходимо как можно быстрее найти их.

Игра «Буквенная сетка»

(Проверка правильности выполнения задания)

 

Как только сформировался жанр, сразу возникло общественное движение КСП. В них входят как авторы, так и исполнители, которые разделяют точку зрения автора, благодаря которым всё большее количество людей знакомится с жанром, а также просто любители авторской песни.

В нашем городе тоже есть КСП, который называется «Подснежник» и существует с 1976г.

 

Еще одно необходимое условие, повлиявшее на развитие бардовской песни, - это фестивали. Одним из первых, который до сих пор остается основным, – является Грушинский

Идея фестиваля буквально витала среди туристов, но решающим для его появления стало следующее письмо.

«Дорогая редакция! Пишут вам студенты Самарского Авиационного института. В Красноярском крае на реке Уде погиб, спасая тонувших детей , наш друг Валерий Грушин. Валерка очень любил природу – леса, горы, тайгу. С весны его палатка стояла на том берегу Волги, и мы забирались к нему, вместе готовились к экзаменам. Где он только ни побывал! Саяны, Алтай, Карпаты, Кольский полуостров, Урал… В большинстве походов он был руководителем. Мы никогда не ходили в походы без песен. Валерка очень хорошо пел, в институте все знали трио «Поющие бобры», в состав которого он входил».

История Грушинского фестиваля началась в 1968 году. Начиная с третьего фестиваля, сцена-плот в виде гитары стала символом всех последующих фестивалей, а их прошло уже более тридцати, что является лучшим доказательством активной жизни авторской песни.

На Мастрюковские озера ежегодно в первые выходные июля приезжает более 200 тысяч человек, авторы и поклонники

 авторской песни более чем из 140 городов России и зарубежья.

Фестивали авторской песни регулярно проходят по всей стране, и наш край не стал исключением: «Песни золотого озера» на Телецком озере, «Сростки», «Зелёный рай», «Акбард», «Гитара по кругу», «Кольцово» и другие. Участие в некоторых из них стало для нас традицией.

Фестивали изначально создавались для общения любителей жанра. Какие-то включают конкурсную программу, какие-то проходят в духе старых традиций без конкурса. Но ни один из них не обходится без песни Ю. Визбора «Солнышко лесное». И сейчас я предлагаю спеть её всем вместе.

Ю. Визбор «Милая моя»



ё



















hello_html_5c04394f.gifhello_html_m6680abd.gif

4

Систематизация знаний о жанре «Авторская песня»

 


Сегодня мы много говорили об авторской песне, и сейчас я предлагаю ещё раз вспомнить все, и вместе с вами мы определим отличительные черты этого жанра.

 -Под сопровождение какого инструмента автор-исполнитель обычно исполняет собственные песни? (акустическая гитара - инструмент широко распространенный в народе)

-Что на ваш взгляд важнее в АП музыка или слово, которое автор пытается донести до слушателя? Поэтичность песни (основа песни – слово)

Также я хочу добавить, что особенностью жанра является:

- Индивидуальность интонации

- Отсутствие театральных костюмов и всяких сценических приемов, вроде пения под фонограмму, подтанцовок, световых эффектов, дыма и т.п.

Творчество относительно независимо от внешнего успеха

И сейчас я предлагаю разделиться вам на две творческие группы и, учитывая особенности авторской песни, за 5-7 минут разработать эмблему, которая смогла бы стать символом жанра. После того как эмблема будет готова, её необходимо представить.

Работа над созданием эмблемы

Представление эмблем


5

Итоговый этап

 


Подходит к концу наше мероприятие, и я хочу, чтобы вы поделились со мной своим впечатлением от нашей встречи. А выразить его я предлагаю с помощью песенных строк, которые написаны на изображениях туристских палаток.

Рефлексия (выбор детьми палатки с соответствующей их настроению фразой и размещение её на «фестивальной поляне»)

Я тоже хочу поделиться своими эмоциями: мне понравилось мероприятие, мне понравилось общаться с вами, и поэтому я выбрал палатку со строкой Олега Митяева «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». И закончить нашу встречу я предлагаю этой песней.

О. Митяев «Как здорово»









Ещё раз спасибо за мероприятие. До свидания.

 


hello_html_m6f2b6077.gif






hello_html_4a8e7076.gifhello_html_4a8e7076.gif









































Материалы к занятию

Тексты песен:

За туманом

Юрий Кукин

Понимаешь, это странно, очень странно,

Но такой уж я законченный чудак:

Я гоняюсь за туманом, за туманом,

И с собою мне не справиться никак.

 

Люди сосланы делами, люди едут за деньгами,

Убегают от обиды, от тоски.

А я еду, а я еду за мечтами,

За туманом и за запахом тайги.

 

Понимаешь, это просто, очень просто,

Для того, кто хоть однажды уходил.

Ты представь, что это остро, очень остро:

Горы, солнце, пихты, песни и дожди.

 

И пусть полным – полно набиты мне в дорогу чемоданы:

Память, грусть, невозвращенные долги…

А я еду, а я еду за туманом,

За мечтами и за запахом тайги.

 1a6fd84ff4be

 1a6fd84ff4be1a6fd84ff4be

 



























Милая моя

Ю.Визбор

 

Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены,
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
 Пеплом несмелым подернулись угли костра,
 Вот и окончилось все - расставаться пора.


Припев: Милая моя, солнышко лесное,
        Где, в каких краях
        Встретишься со мною?

 

Крылья сложили палатки - их кончен полет,
Крылья расправил искатель разлук - самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла,
Вот уж действительно пропасть меж нами легла.

 

Припев.

 

Не утешайте меня, мне слова не нужны,
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,
Вдруг сквозь туман там  алеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают, представьте, меня!

 

Припев.

1973



 

canada_s





























Как здорово

Олег Митяев

 

 

Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба - большой и звездно-снежный...

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

 

Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.

Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!..

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 

И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,

Чьи имена, как раны, на сердце запеклись. -

Мечтами их и песнями мы каждый вдох наполним.

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

1979 год

 

















Методическая разработка занятия "Знакомство с авторской песней"
  • Другое
Описание:

Данная разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, но может быть полезна учителям литературы, музыки и МХК. Рассчитана для детей 13-14 лет. В процессе мероприятия обучающиеся познакомятся с историей жанра "авторская песня", её основоположниками. Мероприятие проходит с элементами игровых технологий.

В ходе мероприятия формируются следующие компетенции:

Познавательные: продуктивное и репродуктивное познание, постановка и решение познавательных задач;

Ценностно – смысловые: ценности культуры (музыки, поэзии);

Коммуникативные: способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;

Социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей; сотрудничество;

Компетенции деятельности: игра, обучение, творческая деятельность;

Автор Васич Вячеслав Валентинович
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 468
Номер материала 28570
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓