Главная / Начальные классы / Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Русская народная кукла"

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Русская народная кукла"

Потложа Л.А.,СОШ№20

hello_html_m7cfbae12.gif

Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:

- умения цели ставить, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей   проблемы;

- умения свои мысли выражать с достаточной полнотой и точностью;

- умения готовым быть конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Цель занятия: приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей.

Задачи:  способствовать –

-воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;

-бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;

-расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;

-развитию эстетического и художественного вкуса;

-развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 

Регулятивные УУД:

- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; 

- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 

- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;

- Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли;

- слушать и понимать речь других;

- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой  деятельность.

Тип занятия: творческая мастерская

Методы обучения: словесные – рассказ, беседа; наглядные – демонстрация образцов кукол и приемов работы, просмотр презентации; практические; репродуктивный, игровой.

Оборудование и материалы: 

1. Три лоскутка разноцветной ткани круглой формы диаметром 25 см, 21 см, 18 см. или один лоскут 20х10

2. Лоскуток белой ткани размером 28 на 18 см для головы и рук.

3. Лоскуток треугольной формы для платка.

4. Кусочек ваты или другой  наполнитель.

5.  Нитки.

6. Ножницы.

7.  Тесьма для украшения (по желанию).

8  Презентация по исследовательской работе Немыкиной Анастасии.

9. Иллюстрации народных кукол.

10. Сундучки с народными куклами.

Оборудование: Презентация, образцы кукол, панно поэтапного изготовления куклы, выставка кукол, инструкционные карты для изготовления куклы.

Материалы и инструменты: наборы лоскутов цветных и однотонных х/б тканей, нитки мулине, шерстяные нитки, ножницы.

План занятия

1.Организационный этап:

Подготовка рабочего места.

Психологический настрой.

2. Подготовительный этап:

Определение темы занятия.

Определение цели и задач.

Знакомство с планом.

3. Изучение нового материала:

Рассказ учителя.

Работа в группе.

4. Творческая мастерская

Выполнение практической творческой работы.

5. Целевые обходы учителя:

Контроль над правильностью выполнения задания.

Оказание помощи слабым ученикам.

6. Итог урока и рефлексия:


Ход занятия

Организационный этап:

Проверка готовности учащихся к уроку.

Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:

-Я рада приветствовать вас у себя на занятии. За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте возьмемся за руки, все вместе улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.

Спасибо за прекрасные улыбки. Прошу всех занять свои рабочие места. (Дети берутся за руки, улыбаются, занимают свои рабочие места).



Послушайте загадку и назовите тему и цель занятия

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.


(Ответы детей: «Кукла»)

Правильно!

О народных куклах.

(Демонстрируется образец тряпичной куклы. Ответы детей)



Сформулируйте цель: изготовить сувенирную русскую народную куклу.

Задачи: обобщить работу по проекту, поработать в творческой мастерской: изготовить сувенир.



Изучение нового материала

Однажды к нам на занятие «Акварельки» пришла Белгородская мастерица-Шубина Ирина Александровна и показала своих кукол.

Давайте послушаем Немыкину Анастасию.

Демонстрация презентации «Кукла-оберег в русском народном творчестве»

Итак, по своему назначению куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые, обереговые.

А, что это за такие сундучки, давайте заглянем! Пусты! А зачем они нам? Кто помнит?

(Ответы детей: спрятать от злых глаз наши куклы, которые мы уже начали учиться делать)

-Многим стали помогать делать куклы родители. А им это зачем?

(Ответы детей: вернуться в детство, нести радость, позитивные эмоции.)

-А нам зачем?

(Ответы детей: узнать и попробовать сделать куклы наших далеких родственников, передавать традиции будущим поколениям.)

-Когда мы попробовали найти информацию, для целого проекта нашлось. Такое изобилие данных о народной кукле и как не попробовать сделать ее своими руками .

И, что же у нас получилось?

Работа в группах

Дети выходят с куклой и рассказывают о ней, кладут в нужный сундучок.

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.

В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы.

1 группа

Куклы-обереги в народной традиции были безликими, что указывало на их неодушевленность и недоступность для вселения в неё злых сил. Они выполняли роль амулетов, защитников домашнего очага и членов семьи и были в каждом доме. Каждая из кукол-оберегов имеет свое предназначение: от порчи и сглаза, от лихорадки, от тоски и др. Чаще всего они оберегали детей и женщин.

Уваров Влад- Кукла «Благополучница»

Хованская Катя- Кукла «Желанница»

Артемьева Алина-«Путешественница»

Сличенко Даниил- «Кукла на счастье»

Бородатов Кирилл-«Зайчик на пальчик»


2группа

Обрядовая кукла - те, которые использовались в обрядах календарных праздников и жизненного цикла с целью положительного влияния на этот обряд. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы - талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Немыкина Анастасия-Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Эти куклы использовали во время свадебного обряда, подвязывая либо на свадебный поезд, либо к полотенцу, на котором выносили хлеб и соль. Они отводили недобрые взгляды от молодых. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.

Кукла «Покосница» изображала женщину во время сенокоса. Эта кукла выполнялась дочерью для матери во время сенокоса. Руки куклы обматывались нитями, чтобы защитить руки матери от повреждений. Эту куклу закладывали под стог при метании сена. Зимой, когда разбирали стог, тот, кто первым находил куклу – был счастливым.

Бурцев Артем- «Масленица»

Корнева Валерия - «Коляда»

Зорин Вова – «Мартинички»

Назарова Анастасия-«Ангелочек»

3 группа

Игровые куклы Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.

Гатунов Олег- «Кулаки»

Чечубалин Кирилл «Деревянные куклы»

Баринова Юлия –«Барыня»

Бурцев Вадим -«Столбики»

Потехина Валерия- «Кукла с косой»

«Кукла на выхвалку», «Баба-девка»(Перевертыш)

-Дети, а , что объединяет все куклы?


Ответы детей: русская народная одежда.

-Поэтому они похожи, но и различны!


Кто может вспомнить правила техники безопасности при работе с ножницами?

- Быть внимательным в работе;

- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

-передавать ножницы только кольцами вперед.

Творческая мастерская

-Ну, ребятишки ,не подведите, мастерство свое во всей красе предъявите!


Но наша куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделаем подружек ей.

Кукле будет веселей!

Исследование:

Сейчас внимательно рассмотрите образцы кукол и скажите мне, какие материалы и инструменты нам понадобятся? Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы.

(Ответы детей: «Ткань, нитки, вата, ножницы.»)

Повторить технологию изготовления куклы «Путешественницы» и куклы «Зайчик на пальчик»


А сейчас мы с вами узнаем: сможете ли вы сами изготовить русскую народную куклу? Я приглашаю вас за рабочий стол.

В старину было принято учить детей за общим столом, чтобы дети учились не только мастерству, но и учились помогать друг другу преодолевать трудности.

Перед вами лежат индивидуальные папки. Давайте выложим содержимое папок на стол. Все материалы положим слева от себя, инструменты – справа, а инструкционные карты перед собой.

Инструкционная карта

«Зайчик на пальчик»

C:\Users\Люда\Desktop\1.jpgC:\Users\Люда\Desktop\Новая папка\2.jpgC:\Users\Люда\Desktop\Новая папка\3.jpgC:\Users\Люда\Desktop\Новая папка\4.jpgC:\Users\Люда\Desktop\Новая папка\5.jpgC:\Users\Люда\Desktop\Новая папка\7.jpgC:\Users\Люда\Desktop\Новая папка\9.jpgC:\Users\Люда\Desktop\Новая папка\10.jpghello_html_6311c3a1.pngC:\Users\Люда\Desktop\Новая папка\13 (1).jpg

Кукла «Зайчик на пальчик» - это оберег для детей.В старину родители делали куклу и давали детям, когда уходили из дома. Зайчик надевается на пальчик и крепко держится в ладошке.

Этапы изготовления куклы «Зайчик на пальчик»

1. Для выполнения куклы берем ткань 4Х14 см, нитки, синтепон.

2. Складываем ткань вдвое по длине, лицевой стороной наружу. С одного края закладываем угол ткани внутрь.

3. Посередине наклонной линии собираем ткань в пучок и туго перевязываем одним концом нити – формируем ушки.Нить на протяжении всей работы не обрезаем.

4. Формируем голову зайца, наполнив её синтепоном.

5. Свободным концом нити перевязываем ткань на шее и закрепляем нить петлёй.

6. Укладываем ткань в три слоя.

7 Свободный конец ткани скручиваем примерно на третью часть длины лоскута – формируем лапки.

8. Прикладываем лапки к шее зайчика сзади.

9. Закрепляем ткань к туловищу под лапками.

10. Оставшимся концом нити перевязываем туловище крест-накрест,

закрепляем нитку на шее и обрезаем её.

11. Оформляем зайчика.


Инструкционная карта

Кукла «Путешественница»

hello_html_m2af2d482.png

или колокольчик-обереговая - она оберег путешественников, кукла добрых вестей. Лицо не нарисовано , чтобы злые духи не вселились, без иголки. Но так как у каждой кукла будет авторская, то кто как считает нужным. Есть такая практика-вложить в куклу намерение, и каждый день подкреплять его. Материалы: для изготовления кукла Колокольчик потребуется несколько видов цветной ткани (я использовала 4 вида) и лоскуток белой ткани. хлопчатобумажные нитки, кусочек ваты.

hello_html_m4b200372.png

1. Вырезаем из разноцветных тканей круги -один кружок большой, другой поменьше, третий еще поменьше

hello_html_m3dddf8a.pnghello_html_m48fdb951.png

2. Начинаем делать куклу с того, что кусочек ваты скатанный в шарик выкладываем ровно в центр самого большого их кругов на изнанку, делаем голову как показано на фото ниже-обматываем ниткой, расправляем складочки, затем вкладываем этот шарик в ткани на центр меньшего круга обвязываем, тоже самое проделываем с меньшим кругом. аккуратно раскладываем и расправляем складочки-чтобы они были равномерно и маленькие. Получает такой вот колокольчик из ткани

hello_html_m3bc4829.png

3. Откладываем заготовка и делаем ручки. Для этого прямоугольник из белой ткани складываем конфеткой, убираем внутрь края перевязываем красной ниткой, накладываем получившиеся ручки на заготовку-колокольчик-обвязываем шарик красной ниткой, расправляем складки-стараясь убрать складки с лица куклы назад, соблюдаем симметрию

hello_html_50ab57ad.png

4. Завязываем платочек-обвязывается платок под руками, узелок сзади, на середине лица в платке делаются заломы. Осталось расправить складочки и кукла готова.



Итог занятия:

Давайте объясним пословицы: Мастерство тому дается, кто весь делу отдается. Каков мастер, такова и работа. Кто в куклы не играл, тот счастья не видал.

А теперь давайте поставим наших красавиц в хоровод и посмотрим, что же у нас сегодня с вами получилось.

Вот все куколки подружки.

Не похожи друг на дружку.

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши!

А теперь давайте поделимся своей радостью творчества с гостями и подарим им куклы.

Рефлексия

Ребята, обратите внимание на эту куклу (кукла нарисована на картоне).

Давайте все вместе украсим её наряд. Перед вами лежат цветочки: красный и синий. Если вам понравилось занятие, прикрепите на сарафан красный цветочек, если нет – то синий.

Заглянем в сундучок. Каких кукол меньше, значит на следующих занятиях мы продолжим наш проект «Русская народная кукла»







Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Просвещение» 2011

2.  Данилюк А. Я., А. М. Кондаков. В. Ю Концепция духовно-нравственного развития  и воспитания личности  гражданина России,. Тишков, «Просвещение» 2011.

3. . Григорьева Д. В, П. В. Степанов, «Внеурочная деятельность школьников»,  «Просвещение»2011.

4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.

5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М: Культура и традиции, 2007;

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб: Паритет, 2006;

7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006;



Интернет-ресурсы

http://www.livemaster.ru/topic/694783-delaem-kuklu-obereg-puteschestvennika?msec=99

yandex.ru/video/

http://www.youtube.com/watch?v=aS0Cw7f5Xi8

9


Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Русская народная кукла"
  • Начальные классы
Описание:

В методической разработке "Русская народная кукла" собрана информация о том , как наши прапрабабушки и прапрадедушки создавали первые куклы. Детям это интересно и полезно.

Они прикасаются своими руками к русской народной культуре. Сами они этого не сделают. Поэтому нам просто необходимо открывать этот мир детям.

В моем внеурочном занятии есть поэтапное изготовление двух кукол: "Зайчик на пальчик" и куклы  "Путешественницы".

В методической разработке показана  организация деятельности детей в группе, работа с инструкционной картой. Конечно, занятие будет плодотворнее, если работа по теме будет выходить за рамки одного занятия. Когда Вы начнете знакомиться с материалом о русской народной игрушке, то остановиться будет трудно . Вам захочется рассказывать все детям.

Автор Потложа Людмила Анатольевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1166
Номер материала 11335
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓