Главная / ИЗО, МХК / Методическая разработка занятия по учебной дисциплине ОДБ.07 ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)

Методическая разработка занятия по учебной дисциплине ОДБ.07 ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ростовской области

«Белокалитвинский политехнический техникум»













Методическая разработка занятия

по учебной дисциплине

ОДБ.07 ИСКУССТВО

(МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)










Белая Калитва

2014

ОДОБРЕНO

цикловой комиссией

общих гуманитарных и

социально-экономических дисциплин

Протокол № 9


«_____» __________20___г.

Председатель

_____________

(подпись)

О.А. Васильева





Разработчик:

преподаватель социально-гуманитарных дисциплин ГБОУ СПО РО «БПТ» Васильева Ольга Анатольевна




Методическая разработка создана с целью описания методики и алгоритма проведения занятия по учебной дисциплине «Искусство (Мировая художественная культура». Разработка раскрывает цели занятия, его организационную структуру, методы и средства обучения. Ключевым компонентом разработки являются практические задания по теме «Высокое Возрождение» и указания по их выполнению для обучающихся. В разработке содержатся критерии оценивания выполненных заданий.

Методическая разработка предназначена для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям гуманитарного профиля.

Содержание

Цели занятия, методы и средства обучения…………………………..…………4

Организационная структура занятия………………………………………….....7

Перечень вопросов и заданий для диагностики исходных знаний и умений…9

Теоретическая часть……………………………………………………...…..….10

Указания по выполнению практических заданий для обучающихся ………..19

Практические задания…………………………………………..…………….....20

Система и критерии оценивания……………………………………………..…23

























Цели занятия, методы и средства обучения


Методическая разработка занятия по учебной дисциплине ОДБ.07 «Искусство (Мировая художественная культура)» составлена на основании федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», Учебного плана ГБОУ СПО РО «БПТ» по специальностям 030912 Право и организация социального обеспечения, 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение, примерной и рабочей программы дисциплины.


Тема занятия: «Высокое Возрождение»


Место темы в структуре дисциплины: тема является ключевой в процессе изучения раздела «Художественная культура эпохи Возрождения».


Вид учебного занятия: урок


Тип урока: комбинированный


Междисциплинарные связи: учебные дисциплины «История», «Обществознание», «Литература»


Цели занятия

Образовательная цель:

  • определение значения художественной культуры эпохи Возрождения в духовной культуре человека и общества;

  • распознавание произведений искусства итальянского Возрождения в спектре художественных произведений мирового искусства, выявление их специфики.


Дидактическая цель:

  • развитие способности анализировать произведения живописи;

  • формирование умения давать эстетическую оценку художественному произведению;

  • формирование исследовательских навыков и компетенций;

  • развитие навыков оценки и критического восприятия источников информации;

  • развитие умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение художественного произведения.


Воспитательная цель:

  • формирование духовной культуры будущего специалиста, эстетическое развитие, развитие художественного вкуса.


Длительность занятия – 90 мин.


Методы обучения:

  • объяснительно - иллюстративный;

  • практический


Принципы развивающего обучения:


Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • мультимедийный проектор, экран.


Учебно-наглядный материал:

  • презентация «Высокое Возрождение», выполненная в программе Microsoft Office PowerPoint.


Информационное обеспечение занятия:

Основные источники

  1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 544 с.


Дополнительные источники

  1. Василевская Л.Ю., Дивненко О.В., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура – М.: Издательский центр АЗ, 1996.

  2. Дмитриева Н.А. История искусств в 2-х т. – М., 1986.

  3. Кравченко А.И. Культурология. Учебник. – М.: Издательство Проспект, 2008.

  4. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сущенко Л.Г. Культурология. Учебное пособие – М.: Издательский центр «МарТ», 2006.


Интернет-ресурсы:

  1. http://atestat.umk-spo.biz

  2. http://festival.1september.ru

  3. http://ru.wikipedia.org

  4. http://www.bibliotekar.ru

  5. http://dic.academic.ru






Организационная структура занятия


Этап занятия

Содержание этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Длитель.

(мин.)

1

2

3

4

Организационный этап

Приветствие

Общее приветствие

3

Проверка готовности студентов к занятию

Демонстрация готовности

Проведение перекличка

Участие в перекличке


Этап целеполагания

Формулировка темы занятия


Фиксация темы занятия в тетради

5

Постановка целей занятия


Участие в постановке целей занятия

Создание условий для положительной мотивации к обучению

Положительный настрой на обучение





Этап диагностики исходных знаний и умений

Проведение опроса в форме беседы

Участие в опросе

5

Теоретическая часть

Изложение нового материла

Фиксация учебного материала в тетради

7


Практическая часть

Выдача практических заданий с указаниями по их выполнению

Выполнение практических заданий в тетради

60

Наблюдение за процессом выполнения заданий

Консультативная помощь


Заключительная часть

Подведение итогов занятия


Фиксация выводов по теме в тетради

10

Рефлексия

Ответы на вопросы

Выставление оценок с комментариями

Ознакомление с оценками

Выдача домашнего задания

Фиксация домашнего задания в тетради

Окончание занятия

Общее прощание

Всего

90






























Перечень вопросов и заданий

для диагностики исходных знаний и умений


  1. Назовите известных вам художников, скульпторов или архитекторов эпохи итальянского Возрождения

  2. Определите название картины и ее автора

hello_html_m2e41006.png

  1. В каких жанрах работали художники Возрождения?

  2. Что такое композиция? Что такое перспектива?

  3. С помощью каких приемов изображается пространство на картинах Леонардо да Винчи?

  4. Каким образом дается эстетическая оценка картины?


Анализ ответов







Теоретическая часть

Европейское Возрождение это:

  • переходный этап от средневековья к новому времени в истории европейской цивилизации;

  • время мощного культурного расцвета, культурная перестройка;

  • восстановления многих культурных традиций греко-римской древности;

Родина Возрождения - Италия. Хронологические границы эпохи Возрождения – вторая половина 13 – 16 века. Итальянское Возрождение хронологически делится на 4 периода:

  • проторенессанс (2-я пол. 13 в. – дученто; 14 в. – треченто): носит переходный характер от культуры Средневековья к культуре Возрождения;

  • раннее Возрождение (15 в. – кватроченто): представляет культуру Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями;

  • высокое Возрождение (70-е гг. 15 в. – 1530 – чинквеченто): наивысший расцвет культуры Возрождения;

  • позднее Возрождение (1530-1590 гг.): спад в развитии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, усилением власти католической церкви.

В 14-15 вв. Италия была одна из наиболее развитых стран, поэтому стала родиной Возрождения. В Италии уже в 14 веке возникли первые мануфактуры. Здесь раньше, чем в других странах Европы, происходило интенсивное развитие городов и городской культуры. Торговля, ростовщичество, эксплуатация ремесленников привели к образованию во многих итальянских городах прослойки банкиров, купцов, промышленников. В ряде городов-государств эта прослойка захватила власть. Расцвет культуры происходил только в городах-государствах, где значительная часть горожан была политически активна, имела возможность принимать участие в управлении государством. Активность личности была столь велика, что казалось, будто от ее волевого усилия зависит все.

На территории Италии было пять значительных государств: Милан, Венеция, Флоренция, Папская область, Неаполь, кроме того, было множество

мелких княжеств. Культура Ренессанса – культура свободных городов. Их самостоятельное развитие создало благоприятные условия для освобождения человека от средневековых традиций и идеалов. Борьба классов, партий, городов, возможность выбора политической и гражданской позиции формировали человека Ренессанса.

В экономической и социально-политической сфере произошло:

  • зарождение капиталистических отношений в условиях феодального строя;

  • развитие товарно-денежных отношений, расширение международной торговли;

  • усовершенствование технологии и организации производства;

  • укрепление государственных образований и подъем национального самосознания.

В формировании новой эпохи важную роль играли технические изобретения: магнитный компас, порох, механические часы, печатный станок.

Ярче всего эпоха Возрождения нашла свое отражение в философско-эстетическом явлении, называемом гуманизмом. Оно носило светский характер, противостояло господству католической церкви, выступало против феодальных привилегий. Гуманизм базировался на мировоззрении, носителем которого выступала городская ремесленная среда. В социальной жизни произошло выдвижение творческой личности на первый план. Считалось, что человек рожден для деятельности, и проводником ему должен служить разум.

Идеология гуманизма нанесла серьезный удар по христианскому миропониманию. В средние века господствовал теоцентризм, утверждавший принципиальную разницу Творца и творения, нетождественность Бога и природы. Человек рассматривался как творение Бога, которое получает способности и таланты именно от него. Поэтому средневековое искусство было имперсональным, авторство скрывалось. В эпоху Возрождения получил распространение пантеизм, который отождествлял Бога с природой, Творца с творением, принижая Бога и возвышая человека.

Если в средние века ученые и философы были почти всегда служителями церкви, то теперь появилась прослойка образованных высококвалифицированных специалистов, непосредственно связанных с наукой и искусством. Именно появление этого качественно нового социального слоя привело к появлению новой культуры, нового мировоззрения, получившего название гуманизм. Гуманисты коллекционировали античные памятники; лингвисты переводили произведения античной литературы. Открывались гуманистические университеты – что-то среднее между обычными университетами и частными школами. В процессе преподавания большое внимание уделялось античной культуре и гуманизму.

Во все области жизни проник антропоцентризм – мировоззрение, в центре которого стоял человек и рассматривался как цент мироздания. В отличие от античного гуманизма и антропоцентризма, где человек был общественным и политическим существом, возрожденческий антропоцентризм подчеркивал в человеке индивидуальность. Человек объявлялся высшей ценностью.

В эпоху Возрождения сферами, где человек мог наиболее полно проявить своя индивидуальность, были наука и искусство. Взлет в развитии искусства проявился:

  • в общей эстетической теории:

  • в творчестве поэтов, художников, скульпторов, архитекторов. изображению драматического массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике.

Сформировалось новое отношение к художнику, как к человеку, имевшему много достоинств и способностей, творившему красоту наравне с Богом и природой. Художник может создавать человека более совершенного, чем создает Бог или природа. Рафаэль считал, что нет изначально красивой женщины, но есть пять очень красивых дам. Он отберет у каждой самую совершенную черту, соединив в одном образе на полотне, создаст идеально прекрасную женщину. Таким образом, он ставит себя выше Бога, так как его идеал красоты совершеннее творений Божиих.

Новое отношение к художнику выражалось в отсутствии имперсональности произведений; теперь в отличие от Средневековья подпись на работах ставилась, часто на очень видном месте, как знак самоуважения и изменения общественного статуса художника.

В средневековой Европе художник почитался ремесленником и сам скромно себя считал таким; его личность была на низших ступенях социальной иерархии. Творить каждому истинному художнику по-своему стало возможным лишь в эпоху Возрождения. Творческая индивидуальность художника стала привлекать внимание всех, интересовавшихся искусством. Именно в эту эпоху безличное цеховое мастерство уступило место индивидуальному творчеству.

Эстетическая теория Возрождения продиктовала характерные черты этой эпохи:

  • светский характер и содержание: это не означает отказ от религии, но выражает другое отношение к ней; религиозные сюжеты остаются основными, но наполняются новым, приближенным к человеку содержанием;

  • познавательная направленность: наука и искусство развиваются в тесном взаимодействии;

  • рационалистичность: основой творчества являются рациональный опыт и знание; активно изучаются природа и человек; большое место занимают рисунки с натуры, основа будущих произведений; искусство Возрождения идеально по форме и реалистично по содержанию;

  • антропоцентризм: обращение к изображению человека совершенного; выдвижение на первый план пластического искусства – живописи и пластики;

  • общественный характер: искусство воспринимается как общественное, гражданское дело; искусство наполнено пафосом гражданственности, любви к родине, своему городу.

Многие черты искусства Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи. Наука Возрождение тоже изменяла представления об окружающем мире. Самые яркие ее достижения – создание Н. Коперником гелиоцентрической модели мира и великие географические открытия, осуществленные Колумбом, Магелланом. Для Возрождения характерно появление универсальных личностей, которые успешно проявляли себя во многих отраслях науки и искусства: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти.

Эстетический и этический идеал Ренессанса – образ универсального человека, создающего самого себя. Ярким примером таких универсальных личностей были Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело. В их жизни и творчестве отразился дух времени.


Композиция - важнейший организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объемов, света и тени, пятен цвета и т. п.


Композиционные приемы


Виды композиции


Светотень - наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.


Колорит изображения (итал. colorito, от лат. color  краска, цвет) — общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении. Колоритом в картине называется совокупность красок, передающая живописное состояние или цветовой облик предмета или явления. Он отражает цвета реального мира и способствует выявлению идейного содержания картины. 


Эстетическая оценка - способ установления эстетической ценности к.-л. объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия, обычно фиксируемый в суждениях типа «Это красиво!», «Это уродливо!» и т. п. О. э. подлежат все предметы и явления, доступные непосредственно-чувственному восприятию (зрительному, слуховому) или воссоздаваемые воображением и вызывающие у человека специфическую эмоциональную реакцию — т. наз. эстетическое чувство, В отличие от более широкого диапазона О. э. худож. оценка выносится только относительно произв. иск-ва, О. э. есть заключительное звено, итог процесса эстетического восприятия

Существуют четыре разновидности эстетической оценки: 

  • положительная - отражает чисто положительные эмоции;

  • отрицательная - чисто отрицательные эмоции (антиэстетическое чувство);

  • неоднозначная ("противоречивая") - противоречивые чувства (сочетание как положительных, так и отрицательных эмоций как эстетического, так и антиэстетического чувства), размытые, неясные.

  • уклончивая ("неопределенная") отражает чувства, пограничные между отрицательными и положительными, между эстетическим и антиэстетическим. Роль таких пограничных чувств обычно играют ирония и юмор.

Эстетическая оценка, как и всякая оценка, требует, обоснования.

Но специфика эстетической оценки (в отличие, например, от экспертных оценок в науке и технике) состоит в том, что это обоснование обычно представляет собой развернутое описание эмоциональной реакции на произведение.

Эстетическая оценка дается для развития художественная вкуса.


Анализ художественного произведения

  1. Дайте описание картины

  2. Что вы можете сказать о ее композиции?

  3. Как используется светотень? Какой колорит?

  4. Каким образом отражается мировоззрение эпохи на картине?

  5. Какую эстетическую оценку вы можете дать картине?



Пример анализа художественного произведения и эстетической оценки

Рафаэль Санти. Афинская школа (1510-1511). Фреска


Работая над «Афинской школой» - фреской на тему философии, Рафаэль изобразил фантастический храм, главный неф которого уходит в даль рядом сводчатых арок, и поместил в его пространство древних философов и ученых. В центре изображены Платон, указывающий на небо, которое, как он считал, определяет всю человеческую жизнь, и Аристотель, простерший руку над землей. Левее, активно жестикулируя, что-то объясняет ученикам Сократ с крутым, упрямым лбом, ниже Пифагор пишет в книге, куда с любопытством смотрят сидящие вокруг него, Гераклит Эфесский застыл с пером в руке, погруженный в свои размышления, Диоген возлежит в непринужденной позе на мраморных ступенях, справа, нагнувшись к табличке, пишет свои формулы Архимед, позади него беседуют Страбон и Клавдий Птолемей. В последней группе Рафаэль изобразил древнегреческого живописца Апеллеса в темной шапочке, смотрящим на зрителя, придав ему собственные черты.

На этой фреске можно найти и другие портреты современников художника: Платон напоминает Леонардо да Винчи, а Гераклит - Микеланджело, причем они написаны в манере каждого из этих мастеров. Фигура первого гармонична, как и картины да Винчи, она уравновешенна и заключена в невидимый овал, а лицо выражает спокойствие. Второй сидит в сложной, «закрученной» позе, в нем чувствуется горение беспокойной мысли, его облик отсылает воображение зрителя к огромной фреске.

Несмотря на обилие персонажей, к тому же разбитых на группы, «Афинская школа» производит впечатление единства изображенного. Рафаэль чередует статичные и динамичные позы, вся композиция идет по кругу, ее замыкает светлая, стройная архитектура, наполненная воздухом.

Колорит фрески: спокойные мягкие тона. Для выражения объема используется светотень. Пространство изображается с помощью прямой линейной перспективы.

В целом философы «любители мудрости» объединены и общим настроением: все они, каждый по-своему, ищут истину, которая должна торжествовать в человеческой жизни так же, как легкие своды храма философии и голубое небо возвышаются над головами мыслителей. Цель одна – поиск истины, но идут к ней философы разными путями. Таким образом, Рафаэль утверждает идеалы эпохи: свободомыслие, тожество разума.

На мой взгляд, эта фреска красива. Она вызывает ощущение внутреннего покоя и уверенности в силе человеческого разума.






















Указания по выполнению практических заданий для обучающихся


Содержание практического здания по теме «Высокое Возрождение»:

  • изображения картин художников итальянского Возрождения, требующие осмысления и анализа;

  • теоретический материал;

  • перечень вопросов;

  • перечень рекомендуемых источников;

  • критерии оценивания.


Указания и рекомендации по выполнению

  1. Внимательно изучите представленную в задании репродукцию картины.

  2. Изучите содержание соответствующих тем, используя конспекты лекций, теоретический материал, а также рекомендованные источники.

  3. Используйте термины композиция, перспектива, светотень, колорит в процессе выполнения заданий.

  4. Дайте эстетическую оценку картине. Оценку кратко обоснуйте.

  5. В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории искусства, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


Требования к оформлению выполненных заданий

  1. Ответы оформите в рабочих тетрадях, стараясь не допускать грамматических, орфографических и стилистических ошибок.

  2. Ответы могут иметь краткую или развернутую форму.

  3. Не дублируйте формулировки заданий и вопросов в тетрадях.

  4. Результаты выполнения заданий должны содержать эстетическую оценку картины.


Практические задания


Вариант №1

hello_html_51f14f98.png

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем Портрет Чечилии Галлерани (1489–1490)

Вариант №2

hello_html_6d09f91c.png

Рафаэль Санти. Портрет папы Юлия II (1511-1512)


Вариант №3


hello_html_m16ca739.png


Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле (1502-1504)


Вариант №4


hello_html_14de8e73.png


Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (1478-1480)


Вариант №5


hello_html_m4b30e88e.png


Микеланджело Буонарроти. Фреска. Сотворение Адама. Сикстинская капелла, Рим, Ватикан (около 1511)





















Система и критерии оценивания


Система оценивания

Оценивание выполненных заданий проводится дифференцированно, по пятибалльной системе. Показатели (объекты оценивания) оценивания:

  • знание теоретического материала;

  • умение пользоваться терминологией из области теории искусства и эстетики;

  • умение самостоятельно пользоваться основными и дополнительными источниками информации: учебниками, учебными пособиями, словарями, энциклопедиями, Интернет-ресурсами;

  • логическая составляющая;

  • правильность грамматической и стилистической формы ответа.


Каждый показатель оценивается в баллах.

  • 1 балл – показатель выполнен;

  • 0 баллов – показатель отсутствует.


Критерии оценивания

Оценка «5» (отлично) – выполнено 5 показателей

Оценка «4» (хорошо) – выполнено 4 показателя

Оценка «3» (удовлетворительно) – выполнено 3 показателя

Оценка «2» (неудовлетворительно) – выполнено 1-2 показателя








Методическая разработка занятия по учебной дисциплине ОДБ.07 ИСКУССТВО (МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА)
  • ИЗО, МХК
Описание:

Методическая разработка создана с целью описания методики и алгоритма проведения занятия по учебной дисциплине «Искусство (Мировая художественная культура». Разработка раскрывает цели занятия, его организационную структуру, методы и средства обучения. Ключевым компонентом разработки являются практические задания по теме «Высокое Возрождение» и указания по их выполнению для обучающихся. В разработке содержатся критерии оценивания  выполненных заданий.

 

Методическая разработка предназначена для преподавателей социально-гуманитарных дисциплин, реализующих Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по специальностям гуманитарного профиля.

Автор Васильева Ольга Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 545
Номер материала 33840
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓