Главная / Начальные классы / Методическая разработка занятия по традиционной кукле "Вятский зайчик"

Методическая разработка занятия по традиционной кукле "Вятский зайчик"



План-конспект занятия по традиционным куклам.

«ВЯТСКИЙ ЗАЙЧИК».

Цель: обобщать и расширять знания по традиционной русской культуре, вести работу по формированию национального самосознания и бережного отношения к природе, развивать мелкую моторику рук, формировать навыки работы с лоскутом.


Тип урока: комплексный.


Методы: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный; самостоятельный.


Формы работы: групповая, индивидуальная.


Материалы и инструменты:

- лоскутки ткани,

- нитки,

- ножницы.

- синтепон.

Наглядные пособия:

- образцы кукол, пучок лыка, мочальная кисть, банка с золой,

- инструкционные карты.


План занятия:

I. Организационный момент.

II. Повторение и обобщение знаний.
III. Усвоение новых знаний.
IV. Практическая работа.

V. Подведение итогов.

Ход занятия.


I. Организационный момент.

Приветствие, отметка отсутствующих, сообщение темы занятия и плана работы.


Вступительная беседа

II. Повторение и обобщение знаний.

Педагог: Скажите, пожалуйста, как вы проводите своё время? Как проходит ваш день?

Дети: Ходим в школу и в разные кружки.

Делаем уроки.

Читаем книги.

Смотрим телевизор.

Играем.

Педагог: А во что вы играете?

Дети: В компьютерные игры.

Конструкторы.

Машинки.

В футбол.

В куклы.

Педагог: А в какие куклы?

Дети: Барби.

Беби-бон.

Плюшевый Мишка.

Робот.

Солдатики.

Педагог: А как вы думаете, ваши бабушки и прабабушки играли в куклу Барби?

Дети: Нет, тогда не было Барби.

Педагог: А в каких кукол тогда играли? Или кукол во времена ваших прабабушек не было совсем?

Дети: Были.

Самодельные.

Педагог: Ну не только самодельные. Фабричное производство кукол началось очень давно – ещё 300 лет назад. Но далеко не все могли иметь дорогих покупных кукол. Поэтому чаще кукол делали дома. А как вы думаете, из чего можно было делать кукол в домашних условиях?

Дети: Из глины.

Из соломы.

Из дерева.

Из ниток.

Из лоскутиков.

Педагог: Правильно. Таких кукол вы все знаете (педагог показывает кукол и называет): из глины – свистульки, из соломы куклы-стригушки, деревянная кукла – матрёшка, куклы из ниток и лоскутков. А ещё для изготовления кукол применяли лыко и золу (Педагог показывает этих кукол).

III. Усвоение новых знаний.

Кто-нибудь знает, что такое лыко?

Лыко – это природный материал, его ещё называют мочало – это волокно, которое получают путём вымачивания из внутреннего слоя липовой коры. Мочало идёт на изготовление мочальных кистей, верёвок, мочалок (педагог показывает лыко, мочальную кисть, куклу, если нет лаптей, даже кукольных, можно показать иллюстрацию). Раньше из лыка плели лапти, небольшие короба и, конечно, делали кукол. Когда лыко заготавливают, дерево погибает, поэтому «драть» лыко можно только со спиленного дерева и расходовать лыко надо очень экономно, чтобы сберечь природу.

А что же такое зола?

Все вы видели деревенские дома. Чтобы было тепло, такие дома отапливаются печами. Топливо для печи – дрова. Когда дрова сгорают в печи остаётся зола – очень похоже на крупный песок (Педагог показывает баночку с золой). Золу использовали как удобрение на огороде и, даже, как моющее средство для стирки белья.

Если золу намочить, а затем дать ей высохнуть, то она станет твёрдой, как камень. Это свойство использовали, чтобы делать куклам головки (Педагог показывает зольную куклу, даёт детям потрогать головку).

Мы сегодня будем делать куклу из ткани. Посмотрите, пожалуйста, на этих кукол и попробуйте понять, как их делали? (Педагог показывает куклу-кувадку в двух вариантах).

Дети: Складывали.

Сворачивали.

Завязывали.

Педагог: Правильно. Вы назвали самые традиционные способы изготовления лоскутных кукол: сложить или свернуть, наши предки говорили «скрутить», и завязать ниткой – закрепить. Такие куклы называются закрутки. Кукол-закруток существовало и существует великое множество: страна у нас большая и в каждом регионе кукол крутили по-своему (Педагог показывает несколько кукол, можно иллюстраций).

Мы с вами сделаем куклу-зайчика. Его называют вятским, потому что делали таких зайчиков в Вятской губернии, сейчас это – Кировская область.

А кто делал кукол? Пока дети маленькие, кукол крутили и шили матери, бабушки, старшие сёстры. Лет с пяти простейшую куклу могла сделать любая девочка. Детей специально обучали традиционным приёмам изготовления куклы. Сегодня мы с вами тоже научимся очень важному приёму, он называется – скользящая петля.


IV. Практическая работа.

Необходимые материалы и инструменты:

Х/б ткань длиной 20 см., шириной 7 см., нитки швейные, синтепон, ножницы.


Правила работы и техника безопасности:

Подготовьте рабочее место.

Экономно расходуйте материалы.

Работайте аккуратно.

Закончив работу, уберите своё рабочее место.

Работайте спокойно и дружно.


Ход работы:

  1. Сворачиваем ткань вдоль длинной стороны пополам (педагог показывает на своей работе), загибаем уголок и держим пальцами, обматываем нитью острые уголки и затягиваем. Дальше нужно закрепить, сделав скользящую петлю (педагог объясняет и показывает на своей работе), нить не отрезать.

  2. В образовавшийся мешочек кладём маленький шарик из синтепона, закрываем его тканью и сжимаем ткань ниже – получилась головка. Её тоже нужно закрепить: нитью, которая идёт от ушек, обматываем место шеи и завязываем скользящую петлю, нить не отрезать.

  3. Положить работу на стол (мордочкой вниз) и расправить оставшуюся ткань. Снизу вверх закатываем ткань в тугую скатку (педагог показывает на своей работе) примерно наполовину.

  4. Приложить скатку к шейке (голова посредине скатки), прижать пальцами, работу держать на весу. Всё той же нитью закрепить скатку (ручки) у шейки, обмотав крест-на-крест (педагог показывает на своей работе), затем сделать несколько оборотов нити вокруг туловища под ручками и завязать скользящую петлю, нить отрезать. Расправить зайчику «платьице».


V. Контроль и оценка учителем работы учащихся.

Самоконтроль (сравнение), игры с зайчиками.


Литература.


  1. Дайн Г.Л., Дайн М, Б. Русская тряпичная кукла, М., «Культура и традиции», 2007.

  2. Котова И.Н., Котова А.С., Русские обряды и традиции. Народная кукла,

С-Пб, Издательство «Паритет»,» 2003

  1. Лаврова С. Русские игрушки, игры, забавы, М., «Белый город», 2007.

  2. Новожилова В., Тренина С., Холодякова И. Русская народная игрушка, М., Издательство «Современное образование», журнал «Русская национальная школа» №1, 2009.

  3. Сахарова М.И. Традиционная кукла, М., «Росучприбор», 2001.




















Приложение 1.

Инструкционная карта №1. «Вятский зайчик»





Необходимые материалы и инструменты


hello_html_m294f6546.jpg




Сворачиваем ткань вдоль длинной стороны пополам, загибаем уголок и держим пальцами, обматываем нитью острые уголки и затягиваем.

Завязать скользящую петлю, нить не отрезать.



hello_html_627bfec4.jpghello_html_m1f962d1d.jpg


В образовавшийся мешочек кладём маленький шарик из синтепона, закрываем его тканью и сжимаем ткань ниже – получилась головка. Её тоже нужно закрепить: нитью, которая идёт от ушек, обматываем

и завязываем место шеи.


hello_html_m29d205a3.jpghello_html_6822b82c.jpg



Положить работу на стол (мордочкой вниз) и расправить оставшуюся ткань. Снизу вверх закатываем ткань в тугую скатку примерно наполовину.



hello_html_m17392257.jpg





Приложить скатку к шейке (голова посредине скатки), прижать пальцами, работу держать на весу.


hello_html_m7176b130.jpg





Всё той же нитью закрепить скатку (ручки) у шейки, обмотав крест-на-крест.


hello_html_69efec12.jpg





Сделать несколько оборотов нити вокруг туловища под ручками и завязать скользящую петлю, нить отрезать. Расправить зайчику «платьице».



hello_html_78b27a64.jpg



















Приложение 2.

Инструкционная карта №2.

Положение рук при завязывании скользящей петли.


hello_html_m58e32cd0.jpg



Правой рукой два раза закрутить образовавшуюся петлю, надеть её на «ушки».

Правой рукой потянуть нить, идущую к клубку, вниз: петля затянется узелком.





Приложение 3.

Игры с куклой-зайчиком для развития мелкой моторики

(методы народной педагогики).


Положить руку на стол ладонью вниз. Надеть зайчика на указательный палец. Рука расслаблена. Под песенку: «Заинька, попляши, Серенький, поскачи» зайка «подпрыгивает» на пальце вверх. Работает только один палец, остальные – «отдыхают».

«Пересадить» зайку на другой пальчик. Всё повторить каждым пальчиком обеих рук.

Перевернуть руку ладонью вверх. Повторить для каждого пальчика.

Можно включить соревновательный момент: у кого зайка выше прыгает, кто лучше выполняет правила, – работает только одним пальцем.


























Приложение 4.

Наглядные пособия к занятию(Все куклы выполнены педагогом в материале)

hello_html_m74c70649.jpg

Куклы из глины.


hello_html_1b74744d.jpg

Куклы из дерева (Матрёшки).

hello_html_62a6594e.jpg

Куклы из ниток.


hello_html_4797c6f8.jpg

Куклы из лоскутков ткани.


hello_html_m7440262c.jpg

Куклы кувадки.


hello_html_m239553d1.jpg

Зольная кукла.

hello_html_m6eb45ca4.jpg

Куклы из лыка.


hello_html_m21804f04.jpg

Вятский зайчик.


Методическая разработка занятия по традиционной кукле "Вятский зайчик"
  • Начальные классы
Описание:

В методической разработке представлен конспект занятия по традиционным лоскутным куклам с детьми начальных классов в системе дополнительного образования. Материал предназначен для педагогов дополнительного образования образовательных учреждений, центров детского творчества. Может использоваться учителями начальных классов на уроках художественного труда, а также учителями технологии на уроках по художественной обработке текстильных материалов.

Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. Технический прогресс — бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением духовности. Положение усложняется утратой значительной части культурных традиций.

Эстетическое воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики, эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Усвоение знаний реализовывалось через традиции, праздники, фольклор, ремесло.

В настоящее время, когда наших детей окружает быт, созданный по Западному образцу, особенно важно познакомить их именно с русской культурой, вернуть их к своим корням, научить их понимать и любить красоту и поэзию традиционных русских ремёсел, гордиться своей принадлежностью к русской культуре.

Первое знакомство ребёнка с миром, его познание проходят через игрушку. Проникновение в традиционную культуру происходит через традиционную игрушку, ремёсла и народные промыслы. Знакомство с традиционной русской игрушкой при её изготовлении позволяет не только развить индивидуальные творческие способности ребёнка, но и привить уважение к традициям русской семьи, приобщить к обрядовой культуре родного края, познакомить через игрушку с историей Отечества.

 

Автор Филонович Ольга Васильевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 505
Номер материала 44271
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓