Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМетодическая разработка занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Времена года"

Методическая разработка занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Времена года"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ времена года.pdf

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

 

 

 

 «СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ  С ПРИДАТОЧНОЙ  ЧАСТЬЮ МЕСТА. ВРЕМЕНА ГОДА»

 

Цель урока: способствовать закреплению  и углублению  знаний учащихся о  значении и строении  сложноподчинённого предложения с придаточной частью места.

Задачи урока:

образовательные:

Ø познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточной частью места

Ø формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным места

Ø закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным места

развивающие:

Ø развивать умение выполнять комплексный анализ текста Ø развивать мыслительные навыки учащихся

воспитательные:

Ø воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку

Ø поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока

 

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 

С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ МЕСТА.

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросы  где? куда? откуда?

Они прикрепляются к главному предложению союзными словами: где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные местоимения там, туда, оттуда, всюду:

     Где раньше была пустыня, там теперь цветут сады.

 

Придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще – после главного предложения:

     Откуда ветер, оттуда и счастье.

     Там, где начинается поляна, росли высокие кусты.

     Все долго смотрели туда, где гасли последние искры костра.

 

Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.

Сравните: 

     И Таня входит в дом пустой, где (в котором) жил недавно наш герой (придаточное определительное).

 

     Я стал припоминать, куда ходил в течение дня (придаточное изъяснительное).

 

 

 

 

Перерисуйте схему:

 

 

 

Задания для закрепления:

 

1.             Что обозначают придаточные места? 

2.             На какие вопросы отвечают?

3.             Могут ли быть в главной части указательные слова?

4.             Назовите средство связи в таких предложениях.

5.             В какой части может располагаться придаточное?

6.             Выпишите только те предложения, в состав которых входят придаточные места:

 

А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

В. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

Г. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр. Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

 

 

7.             Прочитайте предложения и ответьте на вопросы (обведите кружочком номера предложений, выбранных вами):

 

А. Я хочу рассказать вам, где мы отдыхали летом.

Б. Куда не обращаю взор везде синеет мрачный бор.

В. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.

Г. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.

 

Ø Найдите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки, исправьте их.

 

Ø Найдите СПП, в котором придаточное стоит в середине главного.

 

Ø Укажите предложение с придаточным места.

   

ОСЕНЬ.

     По      календарю      осень       наступает       в сентябре. В России сентябрь называют «задумчивым» месяцем. Дни стоят тихие, воздух прозрачен. Особенно мне нравится средняя полоса России. Там, где горизонт как бы отодвинулся, открывается красота осенней природы. С деревьев слетают жёлтые листья. Природа как бы задумалась в ожидании больших перемен…

    Но этот ещё совмещает приметы лета и осени. Когда тепло, забываешь о том, что лето уже прошло. Вдруг подул ветер. И там, где   солнце    появляется     реже, становится холоднее. Небо покрывается тучами.    Начинаются   осенние дожди.

Солнца ждёшь как награды. Но за окном  видишь мелкий серый дождь.    Ранняя осень

                

       И вдруг снова возвращается тепло. Устанавливается «бабье лето» – последние тёплые солнечные дни в сентябре. Но вот «бабье лето» закончилось. Недолго оно радует прощальной красой. Снова собрались тучи, гремят грозы. Там, где короткое тепло сменяется долгим холодом, по ночам бывают заморозки.

     Октябрь отличается резкой сменой погоды. С середины октября солнце едва показывается и спешит спрятаться. Небо закрывают свинцовые тучи, за которыми не видно солнца. Рано наступают сумерки. Дни становятся всё короче. Ноябрь – самый туманный месяц года.

 

 

     

 

         

    Поздней осенью погода неустойчива. Резкие похолодания могут сменяться теплом. Но воздух начинает холодеть. Его температура опускается ниже нуля. И когда устанавливаются лёгкие морозы, выпадает снег.

    Но он долго не задерживается. Снег начинает таять и смешивается с грязью. Скоро всё станет белым, снег окутает землю на всю долгую зиму.

 

Поздняя осень

    


Послетекстовые задания:

IV. I. Ответьте на вопросы:

1.  Какие дни стоят в сентябре?       V.

2.  О чём забываешь, когда тепло?

3.  Когда устанавливается «бабье лето»?

4.  Чем отличается октябрь?

5.  Как ведёт себя солнце в середине октября?

6.  Когда погода бывает неустойчивой?        VI.

7.  Когда выпадает снег?

 

II.                 Разделите текст на две части и озаглавьте их.

III.            Дайте другой заголовок к тексту.

Обоснуйте своё мнение.

 

Составьте план текста.

 

Объясните значение данных предложений:

Ø Сентябрь называют «задумчивым» месяцем.

Ø Солнца ждёшь как награды.

Ø Природа как бы задумалась в ожидании больших перемен.

 

Задайте вопрос к каждому члену предложения. Определите тип придаточной части:

Там, где горизонт как бы отодвинулся, открывается красота осенней природы.


     А какие осенние приметы вы знаете?

 

v     Дым стелется – значит быть непогоде. 

v     Дым столбом – к хорошей погоде. 

v     Лягушки квакают – к дождю. 

v     Перед ненастьем муравьи уползают в свой муравейник, закрывают в него вход.

v     Бабье лето ненастно – осень сухая. 

v     Осенью тихая вода – хорошая зима, шумная – морозы метели.

v     Если журавли полетят на покров (в октябре), будет мороз. 

v     Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

Словарь:

календарь

taqvim

calendar

задумчивый

o’ychan, hayolchan

pensive

прозрачный

tiniq

transparent

горизонт

Ufq

horizon

ожидание

kutish, orzu-umid

expectation

лето

Yoz

summer

осень

Kuz

autumn

зима

Qish

winter

заморозки

yer ust qatlamini sal

muzlatadigan sovuq

freezing

сумерки

oqshom

twilight

туманный

tuman bosgan

foggy

неустойчивый

bo’sh, o’zgaruvchan

unstable

таять

erimoq

melt

грязь

loy, kirlik

dirt

 

         Домашнее задание:  

 

Напишите сочинение на тему 

«Моё любимое время года»,  употребляя сложноподчинённые предложения  с придаточным места.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Времена года""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ времена года.pptm

Скачать материал "Методическая разработка занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Времена года""

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТ...

    1 слайд

    МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН





    «СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ МЕСТА.
    ВРЕМЕНА ГОДА»






    ТАШКЕНТ 2014

  • Цель урока: способствовать закреплению  и углублению  знаний учащихся о  знач...

    2 слайд

    Цель урока: способствовать закреплению и углублению знаний учащихся о значении и строении сложноподчинённого предложения с придаточной частью места.

    Задачи урока:
    образовательные:
    познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточной частью места
    формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным места
    закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным места
    развивающие:
    развивать умение выполнять комплексный анализ текста
    развивать мыслительные навыки учащихся
    воспитательные:
    воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку
    поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока

  • СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ МЕСТАПридаточные места ук...

    3 слайд

    СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ МЕСТА
    Придаточные места указывают на место или направление движения,
    отвечают на вопросы где? куда? откуда?
    Они прикрепляются к главному предложению союзными словами:
    где, куда, откуда.
    В главной части им соответствуют указательные местоимения там, туда, оттуда, всюду:
    Где раньше была пустыня, там теперь цветут сады.


  • Придаточные места могут стоять 
перед главным предложением,
в середине главно...

    4 слайд

    Придаточные места могут стоять
    перед главным предложением,
    в середине главного предложения,
    но чаще – после главного предложения:
    Откуда ветер, оттуда и счастье.

    Все долго смотрели туда, где гасли последние искры костра.

  • Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже...

    5 слайд

    Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.
    Сравните:
    И Таня входит в дом пустой, где (в котором) жил недавно наш герой (придаточное определительное).
     
    Я стал припоминать, куда ходил в течение дня
    (придаточное изъяснительное).

  • ПЕРЕРИСУЙТЕ СХЕМУ

    6 слайд

    ПЕРЕРИСУЙТЕ СХЕМУ

  • НАДО ПОДУМАТЬ!
Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище се...

    7 слайд

    НАДО ПОДУМАТЬ!

    Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
    Где реки льются чище серебра,
    Где ветерок степной ковыль колышет,
    В вишнёвых рощах тонут хутора.

    где
    где
    где

  • Я не знаю, где граница Между севером и югом;...

    8 слайд

    Я не знаю, где граница Между севером и югом; Я не знаю, где граница
    Меж товарищем и другом.
    где
    где

  • Скоро там, где спят купавы,
Где туманны небеса,
На серебряные  травы
Ляжет ме...

    9 слайд

    Скоро там, где спят купавы,
    Где туманны небеса,
    На серебряные травы
    Ляжет медленно роса.
    где
    где

  • ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯЧто обозначают придаточные места? 

На какие вопросы о...

    10 слайд

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
    Что обозначают придаточные места?

    На какие вопросы отвечают?

    Могут ли быть в главной части указательные слова?

    Назовите средство связи в таких предложениях.

    В какой части может располагаться придаточное?

  • ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЬ УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТАОбразец:...

    11 слайд

    ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЬ УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА
    Образец: Там, в конце сада, росла береза. Там, где кончается сад, росла береза.

    Далеко, почти у самого горизонта, темнели горы.

    На окраине города, за новыми домами, строится стадион.

    На дороге, у поворота к пристани, встретились друзья.

    На центральной площади города, у Вечного огня, стояли ветераны.

  • ЗАДАНИЕ: ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО ТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ПРИДАТОЧНЫЕ...

    12 слайд

    ЗАДАНИЕ: ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО ТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА
    А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.

    Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.

    В. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

    Г. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.

    Д. Я смотрел туда, где толпились люди.

  • ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
А. Я хочу рассказать ва...

    13 слайд

    ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
    А. Я хочу рассказать вам, где мы отдыхали летом.
    Б. Куда не обращаю взор везде синеет мрачный бор.
    В. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
    Г. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
     
    НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ДОПУЩЕНЫ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ, ИСПРАВЬТЕ ИХ.
    НАЙДИТЕ СПП, В КОТОРОМ ПРИДАТОЧНОЕ СТОИТ В СЕРЕДИНЕ ГЛАВНОГО.
    УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ МЕСТА.

  • ОСЕНЬ       По календарю осень наступает в сентябре. В России сентябрь называ...

    14 слайд

    ОСЕНЬ
    По календарю осень наступает в сентябре. В России сентябрь называют «задумчивым» месяцем. Дни стоят тихие, воздух прозрачен. Особенно мне нравится средняя полоса России. Там, где горизонт как бы отодвинулся, открывается красота осенней природы. С деревьев слетают жёлтые листья. Природа как бы задумалась в ожидании больших перемен…
    Но этот ещё совмещает приметы лета и осени. Когда тепло, забываешь о том, что лето уже прошло. Вдруг подул ветер. И там, где солнце появляется реже, становится холоднее. Небо покрывается тучами. Начинаются осенние дожди. Солнца ждёшь как награды. Но за окном видишь мелкий серый дождь.

  • И вдруг снова возвращается тепло. Устанавливается «бабье лето» – последние т...

    15 слайд

    И вдруг снова возвращается тепло. Устанавливается «бабье лето» – последние тёплые солнечные дни в сентябре. Но вот «бабье лето» закончилось. Недолго оно радует прощальной красой. Снова собрались тучи, гремят грозы. Там, где короткое тепло сменяется долгим холодом, по ночам бывают заморозки.
    Октябрь отличается резкой сменой погоды. С середины октября солнце едва показывается и спешит спрятаться. Небо закрывают свинцовые тучи, за которыми не видно солнца. Рано наступают сумерки. Дни становятся всё короче. Ноябрь – самый туманный месяц года.

  • Поздней осенью погода неустойчива. Резкие похолодания могут сменяться теплом...

    16 слайд

    Поздней осенью погода неустойчива. Резкие похолодания могут сменяться теплом. Но воздух начинает холодеть. Его температура опускается ниже нуля. И когда устанавливаются лёгкие морозы, выпадает снег.
    Но он долго не задерживается. Снег начинает таять и смешивается с грязью. Скоро всё станет белым, снег окутает землю на всю долгую зиму.

  • ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


Ответьте на вопросы:
Какие дни стоят в сентябре?
О ч...

    17 слайд

    ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ


    Ответьте на вопросы:
    Какие дни стоят в сентябре?
    О чём забываешь, когда тепло?
    Когда устанавливается «бабье лето»?
    Чем отличается октябрь?
    Как ведёт себя солнце в середине октября?
    Когда погода бывает неустойчивой?
    Когда выпадает снег?
     
    Разделите текст на две части и озаглавьте их.
    Дайте другой заголовок к тексту. Обоснуйте своё мнение.
     


  • ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ 
ЗАДАНИЯ
Составьте план текста.
Объясните значение данных...

    18 слайд

    ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ
    ЗАДАНИЯ
    Составьте план текста.
    Объясните значение данных предложений:
    Сентябрь называют «задумчивым» месяцем.
    Солнца ждёшь как награды.
    Природа как бы задумалась в ожидании больших перемен.
    Задайте вопрос к каждому члену предложения. Определите тип придаточной части:
    Там, где горизонт как бы отодвинулся, открывается красота осенней природы.

  • А КАКИЕ ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ               ВЫ ЗНАЕТЕ?
Дым стелется – значит быть...

    19 слайд

    А КАКИЕ ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ ВЫ ЗНАЕТЕ?
    Дым стелется – значит быть непогоде.
    Дым столбом – к хорошей погоде.
    Лягушки квакают – к дождю.
    Перед ненастьем муравьи уползают в свой муравейник, закрывают в него вход.
    Бабье лето ненастно – осень сухая.
    Осенью тихая вода – хорошая зима, шумная – морозы метели.
    Если журавли полетят на покров (в октябре), будет мороз.
    Комары в ноябре – быть мягкой зиме.

  • СЛОВАРЬ

    20 слайд

    СЛОВАРЬ

  •  
Напишите сочинение на тему 
«Моё любимое время года», 
употребляя сложнопод...

    21 слайд

     
    Напишите сочинение на тему
    «Моё любимое время года»,
    употребляя сложноподчинённые предложения
    с придаточным места.

    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    22 слайд

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

            Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным места"+ электронная презентация по лексической теме "Времена года". Разработка предназначена для академических лицеев и профессиональных колледжей с нерусским языком обучения и составлена в соответствии с действующими в Республике Узбекистан учебными программами и учебниками по русскому языку. Организация учебного материала занятия подчинена ведущему методическому принципу коммуникативности в обучении русскому языку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 455 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 558
    • RAR 2.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем КОН ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    КОН ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ
    КОН ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 20049
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Мини-курс

Современные направления в архитектуре: архитектурные решения гениальных изобретателей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие детей: сенсорика, самостоятельность и моторика

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Политическое проектирование и международные отношения"

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции