Выбранный для просмотра документ времена года.pdf
Скачать материал "Методическая разработка занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Времена года""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ времена года.pptm
Скачать материал "Методическая разработка занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным места. Времена года""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
«СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ МЕСТА.
ВРЕМЕНА ГОДА»
ТАШКЕНТ 2014
2 слайд
Цель урока: способствовать закреплению и углублению знаний учащихся о значении и строении сложноподчинённого предложения с придаточной частью места.
Задачи урока:
образовательные:
познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточной частью места
формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным места
закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным места
развивающие:
развивать умение выполнять комплексный анализ текста
развивать мыслительные навыки учащихся
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку
поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока
3 слайд
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С ПРИДАТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ МЕСТА
Придаточные места указывают на место или направление движения,
отвечают на вопросы где? куда? откуда?
Они прикрепляются к главному предложению союзными словами:
где, куда, откуда.
В главной части им соответствуют указательные местоимения там, туда, оттуда, всюду:
Где раньше была пустыня, там теперь цветут сады.
4 слайд
Придаточные места могут стоять
перед главным предложением,
в середине главного предложения,
но чаще – после главного предложения:
Откуда ветер, оттуда и счастье.
Все долго смотрели туда, где гасли последние искры костра.
5 слайд
Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.
Сравните:
И Таня входит в дом пустой, где (в котором) жил недавно наш герой (придаточное определительное).
Я стал припоминать, куда ходил в течение дня
(придаточное изъяснительное).
6 слайд
ПЕРЕРИСУЙТЕ СХЕМУ
7 слайд
НАДО ПОДУМАТЬ!
Ты знаешь край, где всё обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишнёвых рощах тонут хутора.
где
где
где
8 слайд
Я не знаю, где граница Между севером и югом; Я не знаю, где граница
Меж товарищем и другом.
где
где
9 слайд
Скоро там, где спят купавы,
Где туманны небеса,
На серебряные травы
Ляжет медленно роса.
где
где
10 слайд
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Что обозначают придаточные места?
На какие вопросы отвечают?
Могут ли быть в главной части указательные слова?
Назовите средство связи в таких предложениях.
В какой части может располагаться придаточное?
11 слайд
ЗАДАНИЕ: ЗАМЕНИТЬ УТОЧНЯЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА МЕСТА ПРИДАТОЧНЫМИ МЕСТА
Образец: Там, в конце сада, росла береза. Там, где кончается сад, росла береза.
Далеко, почти у самого горизонта, темнели горы.
На окраине города, за новыми домами, строится стадион.
На дороге, у поворота к пристани, встретились друзья.
На центральной площади города, у Вечного огня, стояли ветераны.
12 слайд
ЗАДАНИЕ: ВЫПИШИТЕ ТОЛЬКО ТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ПРИДАТОЧНЫЕ МЕСТА
А. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно мой герой.
Б. Теперь море пшеницы шумит там, где когда-то шла война.
В. Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
Г. Не знаю, где он нашёл этот экземпляр.
Д. Я смотрел туда, где толпились люди.
13 слайд
ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ
А. Я хочу рассказать вам, где мы отдыхали летом.
Б. Куда не обращаю взор везде синеет мрачный бор.
В. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором.
Г. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
НАЙДИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, В КОТОРЫХ ДОПУЩЕНЫ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ, ИСПРАВЬТЕ ИХ.
НАЙДИТЕ СПП, В КОТОРОМ ПРИДАТОЧНОЕ СТОИТ В СЕРЕДИНЕ ГЛАВНОГО.
УКАЖИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ МЕСТА.
14 слайд
ОСЕНЬ
По календарю осень наступает в сентябре. В России сентябрь называют «задумчивым» месяцем. Дни стоят тихие, воздух прозрачен. Особенно мне нравится средняя полоса России. Там, где горизонт как бы отодвинулся, открывается красота осенней природы. С деревьев слетают жёлтые листья. Природа как бы задумалась в ожидании больших перемен…
Но этот ещё совмещает приметы лета и осени. Когда тепло, забываешь о том, что лето уже прошло. Вдруг подул ветер. И там, где солнце появляется реже, становится холоднее. Небо покрывается тучами. Начинаются осенние дожди. Солнца ждёшь как награды. Но за окном видишь мелкий серый дождь.
15 слайд
И вдруг снова возвращается тепло. Устанавливается «бабье лето» – последние тёплые солнечные дни в сентябре. Но вот «бабье лето» закончилось. Недолго оно радует прощальной красой. Снова собрались тучи, гремят грозы. Там, где короткое тепло сменяется долгим холодом, по ночам бывают заморозки.
Октябрь отличается резкой сменой погоды. С середины октября солнце едва показывается и спешит спрятаться. Небо закрывают свинцовые тучи, за которыми не видно солнца. Рано наступают сумерки. Дни становятся всё короче. Ноябрь – самый туманный месяц года.
16 слайд
Поздней осенью погода неустойчива. Резкие похолодания могут сменяться теплом. Но воздух начинает холодеть. Его температура опускается ниже нуля. И когда устанавливаются лёгкие морозы, выпадает снег.
Но он долго не задерживается. Снег начинает таять и смешивается с грязью. Скоро всё станет белым, снег окутает землю на всю долгую зиму.
17 слайд
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Ответьте на вопросы:
Какие дни стоят в сентябре?
О чём забываешь, когда тепло?
Когда устанавливается «бабье лето»?
Чем отличается октябрь?
Как ведёт себя солнце в середине октября?
Когда погода бывает неустойчивой?
Когда выпадает снег?
Разделите текст на две части и озаглавьте их.
Дайте другой заголовок к тексту. Обоснуйте своё мнение.
18 слайд
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ
ЗАДАНИЯ
Составьте план текста.
Объясните значение данных предложений:
Сентябрь называют «задумчивым» месяцем.
Солнца ждёшь как награды.
Природа как бы задумалась в ожидании больших перемен.
Задайте вопрос к каждому члену предложения. Определите тип придаточной части:
Там, где горизонт как бы отодвинулся, открывается красота осенней природы.
19 слайд
А КАКИЕ ОСЕННИЕ ПРИМЕТЫ ВЫ ЗНАЕТЕ?
Дым стелется – значит быть непогоде.
Дым столбом – к хорошей погоде.
Лягушки квакают – к дождю.
Перед ненастьем муравьи уползают в свой муравейник, закрывают в него вход.
Бабье лето ненастно – осень сухая.
Осенью тихая вода – хорошая зима, шумная – морозы метели.
Если журавли полетят на покров (в октябре), будет мороз.
Комары в ноябре – быть мягкой зиме.
20 слайд
СЛОВАРЬ
21 слайд
Напишите сочинение на тему
«Моё любимое время года»,
употребляя сложноподчинённые предложения
с придаточным места.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
22 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным места"+ электронная презентация по лексической теме "Времена года". Разработка предназначена для академических лицеев и профессиональных колледжей с нерусским языком обучения и составлена в соответствии с действующими в Республике Узбекистан учебными программами и учебниками по русскому языку. Организация учебного материала занятия подчинена ведущему методическому принципу коммуникативности в обучении русскому языку.
6 625 455 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем КОН ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс повышения квалификации
72/108/144 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.