Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка занятия по дисциплине Литература "И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Методическая разработка занятия по дисциплине Литература "И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональное училище № 15»












Методическая разработка занятия

по дисциплине Литература


Тема: И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»










Составила:

преподаватель русского языка и литературы

Жданова Оксана Валерьевна.











Стрежевой 2014г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-методическая характеристика занятия

  3. Хронологическая карта занятия

  4. Ход занятия

  5. Раздаточный материал

  6. Материалы для текущего контроля



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятие строится по принципу лекции-беседы с использованием технических средств обучения (ТСО).

Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения студентов к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал.

Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель преподавателя на данной лекции. Применение иллюстративного материала (портреты Базарова, Павла Петровича), ТСО (DVD) для того, чтобы дать студентам опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов. Процессу диалога предшествует рассказ преподавателя, затем задаются вопросы, заполняется таблица.

Для отбора содержания определяющими являются требования учебной программы к уровню подготовки

Дидактические единицы занятия: Творческая история романа. Проблемы поколений в романе “Отцы и дети”, самовоспитания, жизненной активности и вечных человеческих ценностей. Сюжет, композиция, система образов романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа. Роль образа Базарова.

Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения. В результате изучения темы И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Студент должен:

знать/понимать:

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века

- содержание изученных литературных произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.



































УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Тип учебного занятия: комбинированное

Место проведения аудитория

Продолжительность проведения занятия: 90 минут

Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия

Цели занятия:

1. Образовательная: знать/понимать основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века; содержание изученных литературных произведений; основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

воспроизводить содержание литературного произведения; сопоставлять литературные произведения;

2. Развивающая: формировать умение анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

3. Воспитательная: раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости.

Междисциплинарная интеграция: история, русский язык

Внутридисциплинарная интеграция: Обзор русской литературы второй половины XIX века. Островский А.Н. Жизнь и творчество

Формы и методы осуществления и организации учебно-познавательной деятельности: диалог, самостоятельная работа в малых группах, лекция, анализ текста

объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый;

наглядные – мультимедиа презентация с демонстрацией наглядного материала; печатно-словесные - учебник, дидактические материалы, методическая разработка занятия для преподавателя, тексты произведений.

Оборудование: проектор, компьютер, презентация, портрет И. С. Тургенева, выставка книг, DVD, “Отцы и дети” телесериал.

Глоссарий занятия: нигилизм, пореформенная эпоха, метафизика, гегелизм.

Перечень литературы:

Основная:

- роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

- Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008

- Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011

Дополнительная:

- Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2006

- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

- Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. - СПб., 2008

- Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. - М.: Московский лицей, 1997

- Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

Интернет ресурсы:

-  http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

- http://www.openclass.ru/

 
























ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

Цель

Время

1

Организационный этап

(проверка готовности аудитории и студентов к занятию, отметка отсутствующих на занятии)

Организация начала занятия, настраивание студентов на учебную деятельность

2 мин

2.

Целевая установка. Мотивация учебной деятельности (сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости)

Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы

3 мин

3

Актуализация опорных знаний

Выявление имеющихся знаний, оценка степени подготовленности студентов к занятию

5 мин

4.

Усвоение новых знаний (организация внимания; сообщение преподавателем нового материала; систематизация и обобщение этого материала студентами)

Формирование теоретических знаний

35 мин




5.

Физкультминутка

Снятие напряжения с мышц шеи, верхних

конечностей

5 мин

6.

Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

(проверка преподавателем глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий, закрепление полученных знаний и умений)


Закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по данной теме

35 мин

7.

Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

(объяснение содержания работы, приемов и последовательность ее выполнения)



Сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

2 мин

8.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

(Самооценка и оценка работы группы)


Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее

3 мин




Ход занятия

  1. Организационный момент: приветствие группе, выявление отсутствующих, оценка гигиенических условий подготовки аудитории к занятию.

  2. Мотивация учебной деятельности

Обозначение темы занятия, формирование цели занятия, обозначение плана предстоящей работы на занятии.

3. Актуализация опорных знаний

Проверка Д\З - выборочное чтение сочинений.

4. Усвоение новых знаний

Лекция- беседа (презентация)

О биографии

1. «Мать». Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и по-своему обаятельной. По отношению к троим сыновьям — заботливая и нежная, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа «Муму», Глафире Петровне из романа «Дворянское гнездо», властной бабушке из повести «Пунин и Бабурин». Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о ее жизни: «Какая женщина!.. Да простит ей Бог все! Но какая жизнь!»
2.«Несколько слов о любви». Может быть, именно от матери сформировались противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение «прекрасной половине человечества» и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного «мещанского счастья». Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из «Севильского цирюльника» Дж. Россини покорила Тургенева. В письме к ней читаем: «Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; — день, когда мне не светили Ваши глаза, — день потерянный!» Ее обликом навеяно стихотворение в прозе «Стой!»
 3. «Отец». Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. «Другим» оказался отец будущего писателя Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а в повести «Первая любовь» изобразил его «трепетно и влюбленно».
4.
«Впечатления детства». Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери Федор Иванович Лобанов учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту. (Показ материалов о Спасском-Лутовинове)
5. «Первое произведение». Литературную деятельность Тургенев начинает как поэт. 1843 г. — создана поэма «Параша». Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа «тургеневской девушки». (Чтение стихов о любви, посвященных Татьяне Бакуниной.)
 
6. «Записки охотника». 1852 г. — Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает «Записки охотника» (рассказы отдельно печатались в «Современнике» с 1841 по 1851 г.). За эти публикации и «нарушение цензурных правил» «по высочайшему повелению» Тургенев был арестован и выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 г. «Обвинительный акт крепостничеству» — так назвал Герцен «Записки охотника». Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. «Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?» — спрашивает он в стихотворении в прозе «Сфинкс».

7. «Либералы». Большая дружба связывала Тургенева с «Современником», он тяжело переживал разрыв с ним. Следует подчеркнуть, что Тургенев — либерал 1840-х гг. В 1860-е гг. это был уже другой либерализм. «Это слово „либерал“ в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины... Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время... слово „либерал“ означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству и, наконец, — пуще всего означало любовь к народу».
8.
«Последние годы». В 1880-е гг., умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Я. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу — родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Скончался Тургенев 22 августа 1883 г., покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге. Его поэтическим завещанием, обобщившим философские размышления о жизни, стали «Стихотворения в прозе».

О романе

      Вопросы для фронтальной беседы
-  Какого героя ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа?

(Писатель ищет нового героя, но вначале опирается на традиции изображения «лишнего человека». Таков Рудин, который так и не нашел настоящего дела.) «Онегин сменился Печориным, Печорин — Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника», — писал Чернышевский. Таков и Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо», страдающий от неустроенности и одиночества. Таков и герой романа «Накануне» Инсаров, который так и не доехал до своей Родины, чтобы вступить в борьбу за ее освобождение.
- Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману?

(«Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова» (Добролюбов). Таким героем станет Базаров.)
- Какова обстановка в стране в момент написания романа?

(Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки — Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.)
 -
В чем смысл заглавия романа?

(Смысл двойной: социально-исторический (противостояние двух общественных сил) и общечеловеческий (семейный).) Упоминание о романе впервые встречается в письме к Е. Е. Ламберт (1860). В истории создания романа выделяют три этапа написания: 1) август 1860 — август 1861 — создание основного текста; 2) конец сентября 1861 — январь 1862 — «перепахивание романа», внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями политической обстановки; 3) февраль — сентябрь 1862 — подготовка романа к печати. Итог — 238 листов убористого тургеневского почерка. Из-за разрыва с «Современником» роман напечатан в журнале М. Н. Каткова «Русский вестник».)
-
Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел?

(Писатель хотел показать подъем революционно-демократического движения, новый, нарождающийся в результате этого движения тип — нигилизм; подвергнуть критике моральные качества нигилистов, в частности самомнение; представить конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); остановиться на проблемах семьи.)
Чем объясняется центральное положение Базарова в романе? Каковы его прототипы?

(Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над «живым лицом».) В статье «По поводу „Отцов и детей“» читаем: «…в основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось — на мои глаза — то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма». По мнению исследователей творчества И. С. Тургенева, в основе — черты нескольких «живых лиц»:
      — Доктор Д. — уездный врач Дмитриев. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова» (Тургенев).
      — Молодой русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.
      — Молодой доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной дороги.
      — Молодой провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин. (Версия Н. Чернова.)
      — Черты представителей революционной демократии: Чернышевского, Добролюбова.
      — Черты Белинского, которому посвящен роман.)

5. Физкультминутка

6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. Закрепление нового материала

Вопросы для коллективного обсуждения

-  Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы «отцов» и «детей». (У Базарова «обнаженная красная рука», которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича «красивая рука с длинными розовыми ногтями», которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр «в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича». Прокофьич «подошел к ручке к Аркадию». Таким образом, рука — показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт «отцов» и «детей» существует даже в среде слуг.)
-
Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? (Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.) Итоги спора о «принсипах»:

Базаров прав:
Надо делать дело. Надо проверять любую истину 

Павел Петрович прав:
Нужна связь во времени, т. е. преемственность

Базаров не прав:
В отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви, природы, красоты, мечты (любовь — физиология, природа — мастерская, красота — польза, мечта — гниль)

Павел Петрович не прав:
В отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в постановке принципов во главу угла

- Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга?

(Позиции Базарова и Кирсанова — крайности. Им не хватило: одному — чувства почтения «сына», другому — любви и понимания «отца». Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с ХIII главы автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.)
-
Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: «Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он — сам по себе, а идеи — сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка»?

(Увлечение Аркадия нигилизмом — это дань моде, времени. Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.)
-
Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе?

(Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.)
-
Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя?

(У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.)
-
Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? (Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии «отцов» и «детей» соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от «отцов», а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.)
Работа в группах. Каждой группе предлагается ответить на вопросы и обсудить эти вопросы в группе

     Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р.
      1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
      2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
      3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
(Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича, после смерти княгини он уже не мог жить по-прежнему. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки.)
      Группа 2. Николай Петрович и Фенечка.
      1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?
      2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
      3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?
      (Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.)
      Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
      1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
      2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
      3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
      4. Сравните две сцены объяснения Базарова — поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
      5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
      6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?
      (Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.)
      Группа 5. Аркадий и Катя.
      1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
      2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
      3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?
     (Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.)
7. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

- ответы на вопросы (Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2008- С. 190)

8. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

1. Заключительное слово преподавателя.

Сложность жизни И. С. Тургенева нашла отражение в его творчестве, где герои, как правило, несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей. Об этом писал в некрологе М. Е. Салтыков-Щедрин: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов... он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что, ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал „добрые чувства“, то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные „добрые чувства“... но те простые, всем доступные общечеловеческие „добрые чувства“, в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты».

Появление романа на русской почве вызвано временем, которое требовало исследования всех сторон жизни, так как она не устраивала прогрессивно настроенных людей. Тургенев внес большой вклад в развитие романной формы. Не случайно даже появилось определение «тургеневский роман». Можно говорить о Тургеневе и как о создателе русского романа. Романы писателя — это поиск героя и возможных путей развития общества.

Однажды Тургенев сказал: «Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим». Незатихающие споры вокруг романа — лучшее доказательство этих слов. Споры вызваны тем, что Базарова рассматривали как некую типичную фигуру, как схему, оторванную от жизни, а не как человека со своими проблемами и переживаниями. Его пытались подогнать под время и ругали, если не помещался в отведенные ему рамки.
2. Комментарий оценок, поставленных в течение занятия

«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

3. Поставьте итоговый смайлик.

Работа на занятии

hello_html_m2be9a611.gifhello_html_m12040873.gifhello_html_m17dfadbf.gif
















РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ





























     Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р.
      1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
      2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
      3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.

























      Группа 2. Николай Петрович и Фенечка.
      1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?
      2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
      3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?



























      Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
      1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
      2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
      3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
      4. Сравните две сцены объяснения Базарова — поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
      5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
      6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?




     












      Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
      1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
      2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
      3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла «состояться» любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
      4. Сравните две сцены объяснения Базарова — поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?
      5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
      6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?
















 Группа 5. Аркадий и Катя.
      1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
      2. Докажите текстом, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
      3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?































































МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

































Контрольная работа по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»


Карточка № 1

«Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душой и телом. Все в нем необыкновенно идет к его сильной натуре…. Холодным, отвлеченным человеком Базаров быть не мог; его сердце требовало полноты, требовало чувств; и вот он злится на других, но чувствует, что ему еще больше следует злиться на себя». (Н.Н. Страхов)

«Подумайте только, молодец этот, Базаров, господствует, безусловно, над всеми и нигде не встречает себе никакого дельного отпора…». (М.Н. Катков)

«Ну и досталось же ему (Тургеневу) за Базарова, беспокойного и тоскующего Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его нигилизм». (Ф.М. Достоевский)

  1. Какое из суждений критиков о тургеневском герое ближе вашему вниманию после прочтения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

  2. С кем из критиков вы согласны? Почему?

  3. В чем проявляется нигилизм Базарова?

  4. Сформулируйте свое мнение о Базарове.


Карточка № 2

«Декабристы – наши великие отцы, Базаровы – наши блудные дети».

«Что Тургенев вывел не для того, чтобы погладить его по головке, - это ясно; что он хотел что-то сделать в пользу отцов - и это ясно. Но в соприкосновении с такими жалкими и ничтожными отцами, как Кирсановы, крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, он выпорол отцов». (А.И. Герцен)

  1. В чем вы можете согласиться, а в чем нет с А.И. Герценом?

  2. Почему, по мнению А.И. Герцена, Базаров – блудный сын?

  3. Какой была обстановка, в которой жили «дети» романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?










Карточка № 3

«… В основании главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке воплотилось то едва народившееся, еще бродившее начало, которое получило потом название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно; я, на первых порах сам не мог хорошенько дать себе в нем отчета – и напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало, как бы желая поверить в правдивость собственных ощущений. Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду; поневоле возникало сомнение: уж не за призраком ли я гонюсь?». (И.С. Тургенев)

  1. Как вы считает, отразилось ли в образе Базарова общее психологическое настроение «новых» людей? В чем оно заключалось?

  2. В каких произведениях вы встречались с проявление «нового», до этого не описанного в литературе того времени?



Карточка № 4

«…В основании сюжета «Отцов и детей» … лекарский сын-бедняк, нигилист – попадает в чужую атмосферу дворянской культуры. Попадает и безнадежно влюбляется в холодную аристократку, дерется на дуэли, страдает от мировой скорби не хуже байроновских героев. А всех окружающих его появление сталкивает с проблемами, о самом существовании которых не догадывались раньше». (В.М. Маркович)

«Роман «Отцы и дети» - это «классический образец стратегии либерализма». (В. Архипов)

  1. Какие события романа вы считаете основными? Почему?

  2. С какими, доселе не виданными проблемами, сталкиваются окружающие Базарова люди в связи с его появлением?

  3. Как вы понимаете выражение «стратегия либерализма» в романе «Отцы и дети»?




Карточка № 5

«… Диалог в чистом виде – главный инструмент в оркестре тургеневского романа. Если в действии романа преимущественно сказываются обстоятельства и конфликты частной жизни, то в диалоге обнаруживаются глубокие идейные противоречия». (А.В. Чичерин)

«Художественная система Тургенева, основанная на прозрачной ясности и четкости изображения, определяется вниманием и чуткостью к определенным психическим состояниям личности». (Г.Б. Курляндская)


  1. Приведите примеры изображения Тургеневым частных конфликтов и идейных противоречий в романе.

  2. Какие еще способы передачи конфликта, кроме диалога использует автор в романе?

  3. Как Тургенев передает психическое состояние героев в романе?



Карточка № 6

«…Отрицание Базарова направлено не столько на идеи, понятия и направления и т.д., сколько на общественно-психологические и личные черты человека: в Павле Петровиче он отрицает всего не либерала, не идеалиста, а барина, испорченного воспитанием, избалованного жизнью, ничего не делающего, убившего лучшие годы жизни на любовь к женщине… Это вражда двух противоположных общественно-психологических типов, двух различных душевных организаций, двух моральных начал». (Д.И. Овсяник-Куликовский)


  1. Чья точка зрения, Павла Кирсанова или Базарова, является более убедительной в споре? Почему?

  2. В чем своеобразие языка участников спора?











Карточка № 7

«Мы видим, что Базаров относится к простым людям небрежно – почему это? Не есть ли эта небрежность нечто унаследованное им из недр прошлого? Прочитайте всю повесть, и вы увидите, что это именно так». (Максим Горький)

«В отношениях Базарова к простому народу надо заметить, прежде всего, отсутствие всякой вычурности, всякой сладости. Народу это нравится, и поэтому прислуга любит Базарова, любят ребятишки, несмотря на то, что он с ними вовсе не миндальничает и не задаривает ни деньгами, ни пряниками… У мужиков лежит сердце к Базарову, потому что они видят в нем простого и умного человека, но в то же время этот человек для них чужой, потому что он не знает их быта, их потребностей, их надежд и опасений, их понятий, верований и предрассудков». (Д.И. Писарев)

  1. Свой Базаров или чужой для людей из народа? Почему?

  2. Чье суждение об отношении Базарова к народу представляется вам убедительней?

  3. Чем заканчиваются взаимоотношения Базарова и народа?


Карточка № 8

«Базаров не упускает случая сообщить – прямо или прозрачным намеком, - что он естественник, физиолог, врач, на худой конец, лекарь. Но вот еще одна странность в нем: о литературе «по специальности» он говорит редко и неохотно, тогда как о литературе художественной, философской, о публицистике он так или иначе вспоминает на каждом шагу, обнаруживая при этом обширнейшую и основательную осведомленность». (М. Еремин)

  1. Каким образом Тургенев оспаривает высказывания своего героя об искусстве и природе?

  2. Чем можно объяснить отношение Базарова к искусству: невежеством, пренебрежением как к бесполезному явлению или глубоким пониманием его силы воздействия на человека?






Карточка № 9

  1. В чем смысл испытания Базарова любовью?

  2. Сопоставьте историю любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.




Карточка № 10

«…Люди, окружающие Базарова, страдают не от того, что он поступает с ними дурно, и не от того, что тони сами дурные люди; напротив того, он не делает в отношении к ним ни одного дурного поступка, и они, со своей стороны, также очень добродушные и честные люди…» (Д.И. Писарев)

«…Несмотря на внешнюю черствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их … На прямой вопрос непонятливого Аркадия, любит ли он своих родителей, Базаров без обиняков отвечает: «Люблю, Аркадий». Ему нелегко дается решение покинуть их вскоре после приезда, и он целый день не решается сказать об этом отцу … своему отцу он прощает даже порку мужика, чего, без сомнения, не простил бы никому другому, - черта настолько удивительная в Базарове, что кажется едва ли не художественной ошибкой Тургенева». (Г. Вялый)

  1. Как повлияли на создание образа Базарова сцены в родительском доме?

  2. Каковы основные моменты расхождений во взглядах Базарова и его отца?

  3. Кто, по-вашему, прав в оценке отношений Базарова с родителями?












Карточка № 11

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг… Оттого, что Базаров умер твердо и спокойно, никто не почувствовал себе ни облегчения, ни пользы, но такой человек, который умирает спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью… Базаров не изменяет себе: приближение смерти не перерождает его; напротив, он становится естественнее, человечнее, непринужденнее, чем он был в полном здоровье». (Д.И. Писарев)

«Герои Тургенева, как правило, гибнут или иным способом отходят от жизни, но они никогда не отрекаются от исповедуемых идеалов, не поступаются своей верой, не продаются». (Н. Сергованцев)

  1. Можно ли назвать смерть Базарова подвигом?

  2. Согласны ли вы с тем, что Базаров и перед смертью не отрекся от «исповедуемых» идеалов?

  3. Какова судьба взглядов Базарова в будущем?




Методическая разработка занятия по дисциплине Литература "И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Русский язык и литература
Описание:

  Занятие строится по принципу лекции-беседы с использованием технических средств обучения (ТСО).

 

 

 Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения  студентов  к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал.  

 

 Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель преподавателя  на данной лекции. Применение иллюстративного материала (портреты Базарова, Павла Петровича), ТСО (DVD) для того, чтобы дать студентам  опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов. Процессу диалога предшествует рассказ преподавателя, затем задаются вопросы, заполняется таблица.

 

 Для отбора содержания определяющими являются требования учебной программы к уровню подготовки

 

Дидактические единицы занятия:  Творческая история романа. Проблемы поколений в романе “Отцы и дети”, самовоспитания, жизненной активности и вечных человеческих ценностей. Сюжет, композиция, система образов романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа. Роль образа Базарова.

 Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения. 

Автор Жданова Оксана Валерьевна
Дата добавления 11.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1570
Номер материала 53777
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓