Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыМетодическая разработка занятия "Сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.РЕМЁСЛА"

Методическая разработка занятия "Сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.РЕМЁСЛА"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ резьба.pdf

Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

 

 

 

 

ССП с придаточной частью уступки.

Резьба по ганчу и дереву

 

 

 

 

 

 

 

ССП с придаточной частью уступки.

 

Придаточная часть уступки отвечает на вопрос несмотря на что?  

И присоединяется к главной при помощи союзов хотя (хоть); несмотря на то, что

 

Например: Несмотря на то, что время меняет традиции, они не ушли от нас окончательно; 

Хотя узор по ганчу выполнен традиционно, он радует глаз.

 

 

 

 

Запишем новые слова:

 

Регион

 

mitaqa, viloyat

Кружево

 

tor

Непревзойденный

 

tengi yo’q, eng yaxshi

Карниз

 

parda osib qo’yiladigan moslama

Колона

 

ustun, saf

Стремление

 

intilish

Прохлада

 

salqin

Восторг

 

zo’r zavq, shodlik

Приглашать

 

taklif qilmoq

Резать

 

kesmoq, o’ymoq

Напоминать

 

elatmoq

Уровень

 

past-balandlik darajasi

Резьба по ганчу и дереву

 

Названия многих регионов Узбекистана связаны с бытующими ремёслами. Риштан. Шахрисабз издавна славились как центры керамики. Хотя в других местах тоже было много умельцев, Бухаре не было равных в искусстве золотого шитья и резьбы по ганчу. В Хорезме, ковроткачества и гончарного промысла, были сильны традиции деревянного зодчества.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Сейчас резьба по ганчу очень популярна как украшение интерьера. Изделия ганчкоров используются в отделке дома. Это изящные карнизы, небольшие колонны, детали в виде кружева. Поделок из ганча можно встретить достаточно. А вот настоящую работу, сделанную по всем правилам ремесла, отыскать нелегко.

Современные мастера тщательно изучают наследие известных бухарских ганчкоров. В особенности- непревзойденного мастера  художественной резьбы по ганчу усто Ширин Мурадов. Несмотря на то, что мастера давно уже нет, добрая память о нём жива. Каждая его работа заставляет замирать от восторга. Узоры, выполненные им, прекрасны. Кажется,  что  их создала сама природа. 

Резьба по дереву издавна широко использовалась в оформлении мечетей,  медресе, надгробий. С особым наслаждением мастера оформляли резьбой двери. Узор на дверях имел особый смысл. Он рассказывал о природе края, приглашал отдохнуть в прохладе оазиса.

Сегодня, чтобы познакомится с работой узбекских резчиков, не обязательно идти в музей. Резьба по дереву всегда украшала дома. В орнаменте мастера выражали стремления людей к прекрасному. Резьба по дереву архитектурные строения Ташкента, Карши, Паркента.

 Искусства резьбы по дереву в Хорезме всегда славились высоким уровнем. Хорезмская резьба отличается сложным растительным орнаментом. Хорезмские резчик братья Джуманиязовы известны даже во Франции. По заказу бывшего президента Франции Французы Миттерана они сделали резную дверь. Джуманиязовых считают продолжателями традиций непревзойденного резчика по дереву Ата Палвана. Это он в 1937 году на всемирной выставке в Париже поразил всех свой колонной, за которую получил золотую медаль. Хотя колонна сделана  из дерева, её узоры напоминают тончайшее кружево.  Она сделана в лучших традициях хивинской резьбы. 

Наследие великих мастеров прошлого является не только предметом восхищения. Оно было и будет источником

знаний для нынешнего и будущего поколений народных мастеров.

 

 

 

 

 

Выполните задание.

 

1.     Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.

 

2.     Выпишите из текста СПП с придаточной частью уступки.

 

3.     В данном предложение выделите союз. Задайте вопрос к придаточной части. Определите ёё место.

Хотя колона сделана из дерева, её узоры напоминают тончайшее кружева.

 

4.     Объясните смысл данных предложений.

Каждая работа Усто Ширина заставляла замирать от восторга.

Наследие мастеров было и будет источником знаний для нынешних и будущих мастеров.

 

5.     Составьте диалог на основе текста.

 

6.     Составьте тезисный план к тексту

 

7.     Представьте себя в роли экскурсовода. Перескажите текст от его имени.

У

пражнение 380. Перепишите предложения. Определите тип придаточных. Задайте к ним вопросы. Выделите СПП с придаточной частью уступки.

 

 

 

1.   Чинара - любимый материал зодчих. 

2.   Известно, что чинара на Востоке  считалась священным  деревом. 

3.   Резчики рассказывали нам, что дверь на Востоке издавна считалась визитной карточкой хозяина. 

4.   Дверь украшалась богатой резьбой и драгоценными камнями, потому что по ней судили о благосостоянии семьи. 

5.   Работа Ташкентского резчика Файзуллаева, хотя он ещё молод, поражает своей гармонией.

 

 

 

 

 

 

У

пражнение 381.  Объясните, как вы понимаете данное высказывание Ата Палвана. Как оно характеризует

                            выдающегося резчика?     

 

Настоящее чудо может сотворить только мастер, наделённый воображением поэта и чувством ритма музыканта.

 

 

У

пражнение  382. Прослушайте без опоры на текст заповеди мастеров резчиков. Согласны ли вы сними?

                             Какие из них вы можете применить себе?    

 

Работать надо так, чтобы душа пела.

Главный враг мастера – гордыня. Нельзя считать, что ты постиг ремесло в совершенстве. Кто так считает, останавливается в пути. 

 

 

пражнение 383.  (взаимодиктант) Продиктуйте текст сокурснику.  Затем под его диктовку сами

    Узапишите текст. Сверьте написанное.  Выделите придаточную часть уступки.

 

Усто Ширин.

 

Имя зодчего и мастера резьбы по ганчу Усто Ширина навеки осталось в его творениях. Он украшал лепкой дома в Бухаре. Не смотря на то, что прошёл  целый век, его работы до сих пор поражают людей. Пятнадцать лет работал великий ганчкор на строительстве дворцов в Кермине и Шахрисабзе. 

Усто Ширин одел в кружево из ганча всемирно известный дворец Ситораи Мохи Хоссиа. Хотя мастер жил в Бухаре, он много сделал как реставратор в медресе и мечетей  в Хиве, Карши, Самарканде.

Даже если бы он украсил только дворец  Ситораи Мохи Хоссиа, люди славили бы его вечно.

Народный мастер Усто Ширин оформляет интерьер театра в 1947 году.

 

пражнение 384.  Прочитайте восьмистишие, которое всю жизнь цитировал Усто Ширин.

    УСкажите, почему. Составьте диалог на его основе. 

 

 

Я – школяр в этом лучшем из лучших миров.

Труд мой тяжек: учитель уж больно суров!

До седин я у жизни хожу в подмастерьях. Всё ещё не зачислен разряд мастеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

У

пражнение 385.  Прочитайте русские пословицы. Объясните их смысл. Выучите понравившиеся

                            пословицы.    

 

 

1.     Худое ремесло лучше хорошего воровства. 

2.     С ремеслом и увечный хлеба добудет. 

3.     Человек сыт одним хлебом, да не одним ремеслом.

4.     Кто с трудом ладу, тот и с отдыхом не в ссоре.

 

 

 

 

 

У

  

пражнение 386.  Познакомьтесь со следующим высказыванием.

В том доме, где есть искусство резьбы или расписки, постоянно обитает радость, и туда ни придут, ни

скука, ни глупость. И тот, кто живёт в нём, крепче любит свой дом, свой народ, свою родину.

 

 

У

пражнение 387. Напишите сочинение на тему “Резьба по ганчу и дереву”, используя СПП с придаточной

                             частью уступки.      

 

 

 

 

У  

пражнение 1.  Опишите картинку, используя СПП с придаточной частью уступки.  

 

 

 

Вспомогательные слова:

Учитель, ученик, резьба по ганчу, украшение, зал, наблюдать, научать, старание, умение, навыки, несмотря на то, что.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка занятия "Сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.РЕМЁСЛА""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ уступительные.pptx

Скачать материал "Методическая разработка занятия "Сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.РЕМЁСЛА""

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТА...

    1 слайд

    МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН



    ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УСТУПИТЕЛЬНЫЕ


  • П р и д а т о ч н ы е у с т у п и т е л ь н ы е указывают на действие, против...

    2 слайд

    П р и д а т о ч н ы е у с т у п и т е л ь н ы е указывают на действие, противопоставленное другому, названному в главном предложении.

  • НЕСМОТРЯ НА ЧТО?   ВОПРЕКИ ЧЕМУ?кто, что, как, где, когда … + ни хотя, несмот...

    3 слайд

    НЕСМОТРЯ НА ЧТО? ВОПРЕКИ ЧЕМУ?
    кто, что, как, где, когда … + ни
    хотя, несмотря на то что, пусть, пускай
    ДЕЙСТВИЕ, ПРОТИВОПОСТАВ-ЛЕННОЕ ДРУГОМУ ДЕЙСТВИЮ

  • Например:В степи было тихо, пасмурно (не смотря на что? вопреки чему?), не см...

    4 слайд

    Например:
    В степи было тихо, пасмурно (не смотря на что? вопреки чему?), не смотря на то что солнце поднялось. (Ч.)
    У него ничего не клеилось (несмотря на что? вопреки чему?), что бы он ни предпринимал. (Фед.)

  • Упражнение 142. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Обратите внимание...

    5 слайд

    Упражнение 142. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. Обратите внимание на расстановку знаков препинания.
    1. Несмотря на то что путь лежал направо, Хаджи-Мурат повернул в противоположную сторону . (Л.Т.) 2. Несмотря на то, что ветер… свободно носился над морем, тучи были неподвижны. (М.Г.) 3. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа. (Пауст.) 4. Работа кипела, несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи. (Л.Т.)

  • •Сделайте вывод:Сложный уступительный союз несмотря на то что разделяется зап...

    6 слайд

    •Сделайте вывод:
    Сложный уступительный союз несмотря на то что разделяется запятой в зависимости от …

  • Чтобы отличить придаточные уступительные от неуступительных, в главное...

    7 слайд

    Чтобы отличить придаточные уступительные от неуступительных, в главное
    предложение следует ввести союз но. Если этого сделать нельзя, придаточное
    не является уступительным, например:
    Куда не повернись, везде теснота. (Леск.)
    Союз но ввести нельзя – придаточное места.



  • 143. Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите вид каждого придаточ...

    8 слайд

    143. Перепишите, расставляя знаки препинания. Определите вид каждого придаточного предложения. • Сделайте синтаксический разбор 5-го предложения.
    1. Мальчик был готов выполнить все что бы ему ни поручил его старший брат. 2. Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы нам сделать этого не удалось. (Арс.) 3. Разлука какая бы она ни была все-таки мешает естественной жизни любви. (Герм.) 4. И когда бы я ни звонил по телефону его не было дома. 5. Ты последнее отдашь любому кто ни спросит. (Ант.) 6. Сколько я ни напрягал зрение я не мог увидеть конца этой низины. (Арс.) 7. Куда ни глянь кругом снег.

  • 144. Перепишите, заменяя  придаточные уступительные деепричастными оборотами....

    9 слайд

    144. Перепишите, заменяя придаточные уступительные деепричастными оборотами.
    1. Он старался переубедить товарища, хотя и не вступал с ним в споры. 2.Несмотря на то, что ученые работали в трудных условиях Заполярья, они сумели добиться замечательных результатов. 3.Пилот сумел сохранить самообладание, несмотря на то что оказался в опасной ситуации. 4.Он не спешил с отъездом, хотя закончил все свои дела в этом городе. 5.Хотя дедушка по праву считал себя занятым человеком, он всегда находил время для дружеской беседы.

  • Чтобы сделать вывод из сравнения, выявите сходство и различие сравниваемых яв...

    10 слайд

    Чтобы сделать вывод из сравнения, выявите сходство и различие сравниваемых явлений, например:
    Уголь и алмаз имеют одинаковую структуру.
    Уголь и алмаз различаются по своей твердости.
    Делая вывод, определите, на что вам важно обратить особое внимание – на сходство или на различие.
    То, на что нужно обратить больше внимания, назовите в главной части сложноподчиненного предложения с придаточным уступительным.
    Уголь и алмаз имеют одинаковую структуру, хотя и различаются по своей твердости.


  • 145. Сравните понятия. С помощью сложноподчиненных предложений с придаточными...

    11 слайд

    145. Сравните понятия. С помощью сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными, сделайте вывод из сравнения. Обратите особое внимание на сходство сравниваемых понятий.

    1. Золото и серебро.
    2. Кот и кит.
    3. Придаточное определительное и обособленное определение.

  • 146. Сравните понятия. С помощью сложноподчиненных предложений с придаточными...

    12 слайд

    146. Сравните понятия. С помощью сложноподчиненных предложений с придаточными уступительными сделайте вывод из сравнения. Обратите особое внимание на различие сравниваемых понятий.
    1. Город и село.
    2. Вишня и арбуз.
    3. Придаточное сравнительное и сравнительный оборот.

  • 147. Выявите у данных понятий признаки, которые могут быть противопоставлены...

    13 слайд

    147. Выявите у данных понятий признаки, которые могут быть противопоставлены друг другу. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными.
    Образец. Омонимы. Хотя омонимы совпадают по звучанию и написанию, они различаются по своему лексическому значению.

  • 1. Славяне. 2. Синонимы. 3. Яд змеи. 4. Наполеон. 5. Атомная энергия.

    14 слайд

    1. Славяне. 2. Синонимы. 3. Яд змеи. 4. Наполеон. 5. Атомная энергия.

  • 148. Составьте 5–6 предложений о том: 1) каких успехов вы добились в изучении...

    15 слайд

    148. Составьте 5–6 предложений о том: 1) каких успехов вы добились в изучении иностранного языка (алгебры, истории и т.д.), невзирая на какие-либо трудности; 2) какие виды упражнений (задач, правил) вам пока не удалось усвоить, несмотря на все ваши старания.

  • 149. Запомните значение слова, заключенного в рамку. Фено'’’‚мен (от греческо...

    16 слайд

    149. Запомните значение слова, заключенного в рамку.
    Фено'’’‚мен (от греческого
    phainomenon – “являющийся”) –
    это выдающееся явление,
    исключительная личность.
    феномен

  • Вспомните, какие феномены вам известны. 
Прочитайте отрывок из романа Алекса...

    17 слайд


    Вспомните, какие феномены вам известны.
    Прочитайте отрывок из романа Александра
    Грина «Блистающий мир».

  • “В среду, - говорила афиша, - 23 июня 1913 г. Состоится первое, единственное...

    18 слайд

    “В среду, - говорила афиша, - 23 июня 1913 г. Состоится первое, единственное и последнее выступление ранее нигде не выступавшего, поразительного, небывалого феномена, именующего себя “Человеком Двойной Звезды”.

  • 


Не имеющий веса
Летящий бег
Чудесный полет

    19 слайд




    Не имеющий веса
    Летящий бег
    Чудесный полет

  • Настоящее парение в воздухе, которое
будет исполнено без помощи скрытых
меха...

    20 слайд

    Настоящее парение в воздухе, которое
    будет исполнено без помощи скрытых
    механических средств и каких бы то ни было
    приспособлений.
    Человек Двойной Звезды остается висеть в
    воздухе до 3-х секунд полного времени.
    Человек Двойной Звезды – величайшая
    научная загадка нашего века ”.

  • • Составьте предложения со словом “феномен”

    21 слайд

    • Составьте предложения со словом “феномен”

  • СПАСИБО 
ЗА 
ВНИМАНИЕ

    22 слайд

    СПАСИБО
    ЗА
    ВНИМАНИЕ

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по русскому языку на тему "Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным"+ электронная презентация по лексической теме "Ремёсла". Разработка предназначена для академических лицеев и профессиональных колледжей с нерусским языком обучения и составлена в соответствии с действующими в Республике Узбекистан учебными программами и учебниками по русскому языку. Организация учебного материала занятия подчинена ведущему методическому принципу коммуникативности в обучении русскому языку.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 650 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 615
  • 5
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
Самоанализ урока по теме "Имя существительное как часть речи. Повторение изученного в начальной школе"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
  • Тема: § 88 Имя существительное как часть речи
  • 02.10.2020
  • 855
  • 15
«Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1318
    • RAR 3.3 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем КОН ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    КОН ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ
    КОН ОЛЕГ ВИКТОРОВИЧ
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 20175
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Мини-курс

Организация и контроль занятий со студентами специальных медицинских групп

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционная деятельность и проектный менеджмен

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе