Главная / Начальные классы / Методическая разработка занятия " Путешествие в Царство насекомых"

Методическая разработка занятия " Путешествие в Царство насекомых"

Пояснительная записка


В настоящее время продолжает интенсивно развиваться методика экологического воспитания младших школьников: создаются программы, совершенствуются методы, разрабатываются региональные подходы к содержанию и формам работы с детьми с учётом специфических природных и социальных условий большой страны.

Опыт показывает, что уже в младшем школьном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме.

Одно из таких занятий мы предлагаем вашему вниманию – это игра – путешествие: « Путешествие в мир насекомых».


Цель: ознакомление с классом насекомых и их характерными признаками.

Задачи:

  • формировать у детей обобщённое представление о насекомых;

  • развивать кругозор, творческое мышление, познавательную

активность;

  • воспитывать бережное отношение к природному окружению и его обитателям;


Ход занятия:


1.Организационный момент, сообщение темы и цели занятия.

Прочитайте тему занятия: « Царство насекомых»

Сегодня мы совершим удивительное путешествие в царство насекомых и познакомимся с некоторыми из них.

2.Работа по теме

Педагог:

Есть на Земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись друг без друга не могут. У них всё общее: земля, реки, моря... Это царство животных - Фауна и царство растений - Флора.

Жители царства растений добывают из земли пищу, которой кормятся сами и кормят царство животных. В свою очередь, жители царства животных оберегают царство растений от болезней и вредителей. Эти два царства никогда не враждуют, а помогают друг другу.

В царстве Фауна есть уголок, в котором живут удивительные существа. Они совсем не похожи на нас своим строением и образом жизни, встретить их можно повсюду: в низинах, в горах, на земле и под землёй, на растениях и животных, в воздухе, в воде и на её поверхности. Эти существа — насекомые.

Как вы думаете, почему их назвали насекомыми? (от слов «насечка», «насекать»)

Дети рассматривают муляжи насекомых ( на брюшке видны поперечные полоски - насечки), определяют количество конечностей (их всегда шесть) и количество частей тела (их три - голова, грудь, брюшко).

Теперь, когда вы знаете три основных признака: насечки на брюшке, три части тела, шесть конечностей, вы сможете без труда отличить насекомых от других живых существ.

А сейчас, ребята, положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. В эту пору на лугу весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.

Ой, но что это? Куда пропали звуки насекомых? Почему стало так тихо? Вы что – нибудь понимаете, ребята?

Входит мальчик в костюме паука.

Это я, паук - гроза всех насекомых.

Многорукий царь Гордей

Наплёл ловушек да сетей.

Везде расставил я ловушки,

Прошипел: «Ловитесь, мушки».

Главная особенность, нас, пауков - способность плести паутину. На брюшке паука располагаются паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая на воздухе, превращается в нити необыкновенной прочности. Вот из них я и строю ловчие сети. Я обиделся на вас за то, что вы не относите меня к группе насекомых и всех насекомых окутал своей паутиной.

Педагог:

А ты, паук, не обижайся, а лучше послушай ребят. Они тебе сейчас докажут, что ты не насекомое.

(Дети рассматривают муляж паука: у него 8 ног, нет насечек на брюшке, количество частей тела - два).

Педагог:

Оставайся, паук, с нами на занятии, мы знакомимся с миром насекомых и ты ещё раз убедишься, что не относишься к группе насекомых.

Педагог: Отгадайте загадку

Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз

(муравей)

Правильно! Это муравей. Самый сильный на земле не слон, не бегемот, а муравей. Да, да, ведь он переносит тяжести в 10-20 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. Муравей, по сравнению со слоном, настоящий силач. А как называется «дом» в котором живут муравьи? (муравейник)

Да, ребята, муравьи великолепные строители. Какие прекрасные терема - муравейники, они строят! Муравейник - это многоэтажный дом: теплый, уютный, многоквартирный с хорошей вентиляцией, с кладовочками, со спальнями, с детскими комнатами, с мусоросборником, с туалетом. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Они живут большой и дружной семьёй. Население в одном муравейнике - несколько сот тысяч жителей. Как целый город!

Правит в муравейнике муравьиная принцесса. В молодости у неё были небольшие крылышки и она любила порезвиться и полетать. Но, став почтенной матерью большого семейства, муравьиха отгрызает себе крылья и с этих пор живёт в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появляются личинки. Заботятся о них рабочие муравьи. Охраняют муравейник муравьи - солдаты.

Из чего состоит муравейник? (Из хвоинок и мелких растительных остатков). Видят муравьи плохо, поэтому важную роль в их жизни играют усики, которыми они ощупывают всё, что встречается на их пути. При помощи усиков находят дорогу к своему муравейнику, отличают своих сожителей от «чужаков».

Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса», некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Педагог:

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(бабочка)

(Дети рассматривают рисунок бабочки и доказывают, что бабочка - это насекомое).

Вы когда-нибудь задумывались, почему бабочки такие красивые? Почему так разнообразны их наряды?

У бабочек крылья покрыты множеством мельчайших чешуек, которые отражают солнечные лучи. Чем питаются бабочки? (нектаром). Нектар находится в глубоких чашечках цветов и бабочка достаёт его с помощью длинного хоботка, который скручивает в виде спирали. Как же начинает свою жизнь бабочка?

Дети рассматривают таблицу, на которой изображены этапы развития бабочки, и составляют свои варианты рассказов.

( Жизнь бабочки начинается в яйце на листе. Из яйца появляется крохотная гусеница (личинка), которая ест лист и быстро растёт. Гусеница становится толстой и вялой. У неё вырастает жёсткое покрытие, и она превращается в куколку. Куколки почти не двигаются, но внутри происходят большие изменения: гусеница превращается в бабочку. Под твёрдой оболочкой ей становится тесно, куколка раскрывается, из неё выползает бабочка. Как только у неё высохнут и расправятся крылья - она улетит).

Жизнь бабочек удивительна: из противной гусеницы вдруг родится прекрасная крылатая бабочка!

Бабочки живые барометры:

- много бабочек над цветками - к хорошей погоде;

- залетают в дом, в укрытие - к холодному ветру.

Всё лето бабочки украшают поля и луга. А осенью исчезают. Одни, как птицы, улетают на юг. Другие прячутся и спят всю зиму. А третьи отложат яички и умрут.

Педагог:

Что за маленькая крошка

У Егорки на ладошке?

Красный плащ, семь чёрных точек Улетать совсем не хочет.

( Божья коровка)

Игра «Божья коровка»

На полянке резвятся божьи коровки, как только появляется водящий — птица, божьи коровки должны замереть, но ни в коем случае не убегать.

Как вы думаете, почему это насекомое получило такое интересное название? (В старые времена «божьими» называли человека безобидного, простодушного, доверчивого и беззащитного.) Божья коровка так же безобидна и беззащитна, не кусается, не царапается, отличается только тем, что выпускает желтое «молочко», поэтому ее называют коровкой.

Тля - основная пища для божьей коровки. Тля не только истощает растения, высасывая соки, но и загрязняет своими выделениями листья, как бы душит растения. Божья коровка - верный помощник человека в борьбе с тлями и другими вредными насекомыми, эти полезные жучки ядовиты и почти не имеют врагов, в случае опасности жук прижимает к телу ножки, усики и ... падает на землю - «притворяется мёртвым». Благодаря своей яркой «одежде» божья коровка видна издалека. Однако редкая птица пытается отведать этого жука. Существует народная примета: если взятые на руку божьи коровки быстро слетают - к ясной тёплой погоде.

Творческое задание

«Дорисуй и раскрась рисунок».

Педагог предлагает каждому обучающемуся дорисовать и раскрасить половинки жуков.

Педагог:

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи,

Летит - стрекочет (стрекоза)


Игра «Замри»

Дети кружатся, танцуют - «летают». Когда водящий произнесёт слово «ветер» и взмахнёт при этом платком, все должны замереть. Кто замрёт последним - выбывает из игры.

Стрекоза - это живой вертолёт, в котором вместо мотора работают чудо - мышцы, вращающие крылья с огромной быстротой. Она может летать со скоростью поезда, а может висеть неподвижно в воздухе. Стрекоза - настоящая хозяйка воздуха.

Быстро увидеть свою жертву при таком скоростном полёте ей помогают сложные глаза, занимающие почти всю большую голову, и ещё три глаза на темени.
Педагог: 1

Но не всё так благополучно у наших шестиногих соседей, как кажется на первый взгляд. Многие насекомые находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу России. Давайте вспомним, что такое «Красная книга» (ответы детей).

Педагог показывает иллюстрации насекомых, занесенных в Красную книгу и называет их:

  • Бабочка аполлон;

  • Переливница большая;

  • Шмель моховой:

  • Красотел пахучий;

  • Усач большой дубовый;


Практическая работа.

Учащиеся разделены на группы. Им предлагается нарисовать природоохранные знаки (о насекомых). Дается несколько минут на выполнение этого задания. Далее проводится выставка знаков запрета.

Диагностика занятия.

Учащиеся сигнальными кругами отвечают на вопросы педагога.

1. Насекомые - это животные. ч

2. Все насекомые живут в лесу.

3. У насекомых шесть ног.

4. «Дом», в котором живут муравьи, называется улей.

5. Тля - основная пища для божьей коровки.

6. Бабочки питаются мошками.

(Ответы: 1 - да; 2 - нет; 3 - да; 4 - нет; 5 - да; 6 - нет).

Игра « Улыбнитесь»

( для снятия напряжения) *
Педагог:

Мы прощаемся с царством насекомых, его разнообразными и интересными жителями. Надеюсь, что наше путешествие было увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового о насекомых. Давайте улыбнёмся всем обитателям уголка шестиногих, улыбнёмся друг другу и порадуемся нашей чудесной природе. Мы обещаем, что будем бережно относиться ко всему живому.


Методическая разработка занятия " Путешествие в Царство насекомых"
  • Начальные классы
Описание:

 

Методическая разработка занятия " Путешествие в Царство насекомы"  подходит для учащихся начальной школы с 1-4классы. Можно использовать как для внеурочной деятельности, так и на уроках окружающего мира в начальных класса. Здесь Вы найдёте весь необходимый материал для проведения " Путешествия  в Царство насекомых"Ребята совершили путешествие в мир насекомых. Узнали много нового и интересного о муравье, божьей коровке, бабочке.  Отгадывали, загадки, играли в подвижные игры. Были предложены творческие задания: «Дорисуй и раскрась жуков» и « Составь рассказ о  развитии бабочки». Такие задания способствуют развитию наблюдательности, развитию творческого мышления.

 

 

Автор Зебель Вера Ивановна
Дата добавления 13.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 645
Номер материала 7090
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓