Главная / Начальные классы / Методическая разработка занятия «Народные промыслы России»

Методическая разработка занятия «Народные промыслы России»











Методическая разработка занятия

«Народные промыслы России»

http://doverienn.ru/site.php?id=1077







Автор: Макарова И.Р., воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 53





г. Санкт-Петербург 2014 г

Аннотация

Данная разработка посвящена развитию интереса детей 8 – 12 лет к русскому народному творчеству, и обучению выполнения основных элементов в цвете на бумаге.

Разработанные материалы будут полезны педагогам дополнительного образования, обучающим детей цветной рисовальной графике. В них приведено занятие, посвященное графическому цветному рисованию матрешки.

Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе , а так же на занятиях ГПД .

Цель занятия:

научить графическому выполнению в цвете основных элементов хохломской , городецкой росписи на матрешке.

Задачи занятия:

обучающие:

познакомить детей с формой матрешки, с деталями ее и изображением .

научить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;

воспитательные:

прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;

приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;

развивающие:

развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;

способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;

способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к ремеслу.


Методическое оснащение занятия:

Материально – техническая база:

технические средства обучения (ПК); материалы (цветные карандаши, ручки и фломастеры), краски: гуашь, акварель, кисти «пони» № 5, бумага белая А 4, лекала, линейка, ножницы, цветная бумага.

Дидактическое обеспечение: презентация «История изготовления русской куклы «Матрешка», образец изделия, презентация « Хохлома», презентация « Городецкая роспись» , технологические карты.

Методы обучения:

рассказ педагога;

практическая работа детей под контролем педагога;

выставка работ.

Формы организационной деятельности: индивидуально-групповая.


Конспект занятия:

Организационный момент.

Дети собираются в кабинете студии, рассаживаются по местам и готовятся к занятию.


Вступительная беседа. Объявление темы занятия.

Звучит русская народная музыка.

Педагог демонстрирует детям хохломскую ложку и русскую матрешку.

- Здравствуйте, дети! Посмотрите на эту куколку. Нравится? Сегодня вы сами научитесь рисовать такую.



Для начала я расскажу вам немного об истории этой куклы.

Русская матрешка появилась в России в 90-х годах 19 века.

Под руководством русского мецената Мамонтова были созданы художественные мастерские в селе Абрамцево, где наряду с профессиональными художниками работали и народные умельцы. Здесь и зародилась идея создания русской деревянной куклы. Эскизы к ней были сделаны Малютиным – пропагандистом «русского стиля» в искусстве.

Матрешка это «Мать» (по латински) многочисленного семейства.

Далее идет демонстрация презентации c комментариями педагога.

Слайд №1. с изображениями народных кукол-матрешек.

В матрешек не только играли – они помогали человеку на протяжении всей жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: они непременно помогут! Ведь кукла-матрешка – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой куколке. И тому, кому мы ее подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.

Слайд №2. Ребенок в колыбельке и мама.

Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, ее любовь оберегала ребенка с момента его рождения. Она отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки, помогала ребенку заснуть, потому что злая Бессонница не могла устоять – играла в куклы, а малыш тем временем крепко спал...

Слайд №3 Фото весеннего леса. Дети играют на улице.

Весна – время невероятной радости, несущей обновление в жизни. Ее ждали, связывали с ней большие надежды. К весне делали много разных кукол-матрешек – обрядовых и игровых, чтобы ребятишек порадовать. После долгой зимы они наконец-то могли много времени проводить на улице. Ни дождь, ни грязь – ничто не могло удержать дома многочисленную ребятню.

3. Подготовка к работе. Правила ТБ.

-Именно такую куклу – «Матрешку» мы сегодня попробуем с вами нарисовать.

- Давайте посмотрим, что нам потребуется для рисования матрешки.

Что вы видите на столе?

Дети рассказывают о том, что лежит на столе.

Для чего нам нужны эти вещи?

- белая бумага А 4, ручки, цветные карандаши и фломастеры, краски, кисти, лекала, линейка, ножницы, цветная бумага.

- схемы с изображением последовательности рисования матрешки;

У вас на столах есть и схемы рисования куклы–матрешки. Они вам помогут правильно нарисовать матрешку.

- Матрешку будем рисовать поэтапно. Помогайте друг другу, спрашивайте, если что – то не поняли.

звучит лёгкая музыка.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Веселая неделька» (гимнастика для глаз).

- Давайте немножко отдохнем.


Заключение. Рефлексия.

Ребята ,вы – молодцы! Потрудились на славу.

- Что нового вы для себя узнали? Чему научились?

- Сложно было? (Ответы детей)

-Давайте поставим наши работы на выставку и посмотрим, что у кого получилось!

6. Уборка рабочего места.

7. Подведение итогов занятия.

Я рада вашим успехам сегодня на занятии. Спасибо за урок. Вы талантливы и способны. До следующей встречи.


Список использованной литературы:

Е.Берстенева, Н. Догаева, «Кукольный сундучок», Москва. Издательство «Белый город»,2011 г.

И.Н. Котова, А.С. Котова, «Русские обряды и традиции. Народная кукла», Санкт-Петербург, Издательство «Паритет», 2003 г.

Сайты:

letopisi.ru/index.php/Игровые_куклы (игровые народные куклы - фото с названием)

http://www.webartplus.narod.ru/folk32.html (Авторская матрешка).


Приложение №1.

«Весёлая неделька» - гимнастика для глаз.


- Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем, так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

- По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

- В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять в другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

- Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

- В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять, чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать. Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя.




Методическая разработка занятия «Народные промыслы России»
  • Начальные классы
Описание:

Аннотация

     Данная разработка посвящена развитию интереса детей 8 – 12 лет к русскому народному творчеству, и обучению выполнения основных элементов в цвете на бумаге.

     Разработанные материалы будут полезны педагогам дополнительного образования, обучающим детей цветной рисовальной графике. В них приведено занятие, посвященное графическому цветному рисованию матрешки.

     Данная разработка может быть использована для приобщения детей к народной культуре на занятиях  в системе дополнительного образования детей и на уроках технологии в общеобразовательной школе , а так же на занятиях ГПД .

Цель занятия:

научить графическому выполнению в цвете основных элементов хохломской , городецкой росписи на матрешке.

Задачи занятия:

    обучающие:

познакомить детей с формой матрешки, с деталями ее и изображением .

научить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;

 

воспитательные:

прививать любовь к своему краю через традиции и обычаи своего народа;

приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;

прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;

развивающие:

развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;

способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;

способствовать формированию и развитию познавательного  интереса  обучающихся к ремеслу.

Автор Макарова Ирина Романовна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 701
Номер материала 9769
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓