Главная / Обществознание / Методическая разработка внеклассного мероприятия "Маленькая Вселенная"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Маленькая Вселенная"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БАЙКОНУРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»











Методическая разработка

открытого внеклассного мероприятия

«Маленькая Вселенная»










Байшораева Т.П. - преподаватель предмета «Обществознание»





















Тип урока: урок-конференция


Метод проведения: интегрирование предметов


Внутрипредметные связи:


«Типы семьи. Воспитание в семье»

«Аборт и его последствия»

«Бесплодный брак»

«Современные методы контрацепции»

«Сексуальное здоровье»

«Семья - как социальный институт»



Межпредметные связи:


История

Обществознание

Здоровый человек и его окружение


Структура и ход занятия:


I. Организационный момент;

II. Вводное слово преподавателя;

III. Актуализация опорных знаний;

IV. Основной момент

А)введение

Б) выступление студентов

В) данные анкетирования

Г) разыгрывание ролей

V. Подведение итогов

VI. Литературная пауза (стихотворения).

VII. Выступления гостей.












Цели урока:


а) обучающая: сформировать базовое систематизированное представление о семье: социальный контекст семьи, основы брака, ведущие функции семьи, и т.п. с использованием результатов исследовательской деятельности;

б) развивающая: побудить к практическому применению полученных знаний;

в) воспитательная: побудить студента к познанию других и самого себя, серьезному и ответственному отношению к браку, осознанию возможности адекватного активного построения семейных интеграции.



Оснащение:


1. Методическая разработка урока;

2. Мультимедиа проектор;

3. Плакаты;

4. Магнитофон;

5. Доска передвижная;

6. Реквизиты для сценок;

7. Данные анкетирования;

8. Сочинения студентов.




Участники: преподаватель, 4 ведущих, студенты.

Оформление зала: На сцене - большими буквами тема: «Маленькая Вселенная», 3 плаката с типами семьи, плакаты с пословицами о семейных взаимоотношениях, воспитании в семье, матери, отце.

Музыкальный центр, подбор музыки.

На доске написаны отрывки из сочинений студентов:

«Семья это:

- город, который предстоит построить и сохранить;

- гавань, где тебя ждут;

- оркестр, играющий одну музыку;

- зонтик, который защищает от дождя;

- разные планеты, имеющие одну атмосферу; ~ маленькая вселенная».






Ход урока

Тихо играет музыка Еnnio Morricone». Студенты стоят полукругом и произносят слова из собственных сочинений «Что такое семья?», затем садятся.


Преподаватель: «Маленькая вселенная» - это тема нашего открытого мероприятия, направленная на представление семьи молодыми людьми как общественно значимой единицы, наиболее целесообразной формы отношений между членами общества, как фактора существования общества. Ведь в воспитании детей, подростков, молодых людей большую роль кроме детских дошкольных учреждений, школы, средних и высших учебных заведений играет семья. Если мы заинтересованы в здоровом будущем, то начать надо с семьи, с ее оздоровления, как физического, так и психологического. Да, мы не можем в каждой конкретной семье создать определенные условия для развития личности, но мы можем побудить молодых людей — студентов к познанию других людей и самого себя, родителей, к созданию благоприятных отношений в семье, к серьезному и ответственному отношению к браку и возможности построения адекватных семейных взаимоотношений.

«Семья — это:

- Город, который предстоит построить и сохранить;

- Гавань, где тебя ждут;

- Оркестр, играющий одну музыку;

- Зонтик, который защищает от дождя;

- Разные планеты, имеющие одну атмосферу;

- Маленькая вселенная.

Это представления молодых людей о семье.


Преподаватель: История возникновения семьи насчитывает тысячелетия. Создание устойчивых парных связей было фактором, препятствующим уничтожению раннего человеческого сообщества.

Путь к моногамной семье был непростым. Впервые семейные отношения как особый вид отношений между мужчиной и женщиной, подразумевающий определенные права и обязанности, возникли в групповом браке, или, как его еще называют, родовом союзе. Группы мужчин и женщин жили рядом, вели совместное хозяйство. Каждый мужчина, принадлежавший к группе, считался мужем всех женщин этой группы.

Позже появилась сегментарная семья, когда глава семьи, имел отдельных жен, братья имели общих жен, а сестры - несколько общих мужей.

Затем возникла индивидуальная семья по типу полигамии (многобрачия).

Существовало два варианта полигамии: полигиния и полиандрия.

Полигиния была распространена в странах, исповедующих ислам. В этих странах девочек рождалось больше, чем мальчиков, а постоянные войны, которые вели эти государства, еще более усиливали неравенство между мужским и женским населением.

Полиандрия существовала у народов, у которых был распространен обычай выкупа за невесту. Иногда выкуп был таким большим, что родителям нескольких братьев приходилось «покупать» им одну жену на всех.

Следующим этапом развития семейных отношений стал моногамный брак.

Это произошло в период развития частной собственности и расширения торговли. В этой сфере деятельности мужчина захватил бразды правления в свои руки, в семейных отношениях процветал патриархат. Патриархальная семья основывалась на власти мужа и отца, а женщина была в полной зависимости от нее.

История современного брака начинается с 1793 года, когда Французская революция провозгласила перед законом равенство мужчин и женщин. Тогда же были введены брак по взаимному согласию, система разводов. Современный брак также называют современным типом брачности.


Преподаватель: А теперь группа должна поделиться на 2 подгруппы, каждая из которых демонстрирует формы брака в виде «немых» сцен с комментариями другой подгруппы.


Включается громкая музыка. Демонстрируются формы брака:

- Моногамный;

- Полигиния;

- Полиандрия;

- Однополый брак.


Преподаватель: Семейные отношения прошли процесс эволюции. В обществе резко возросла возможность свободного выбора партнера. Брак освободился от национальных и религиозных предрассудков. Увеличился возраст, вступающих в брак, людей. Снижается власть родителей над детьми и власть мужчин над женщинами.

В России тоже присутствуют все признаки современных брачных отношений. Но в то же время специалисты констатируют, что практически на всей территории России наблюдается кризис семьи. В чем же этот кризис проявляется?

Во-первых, уменьшается количество детей в семьях. В среднем по России большинство семей имеет только по одному ребенку. А этот фактор вместе с повышением уровня смертности является причиной демографического кризиса, когда количество умерших людей превышает количество рождающихся.

Для того, чтобы население страны не сокращалось, на каждых двух взрослых людей в семье должно приходиться не менее двух детей. А если учесть, что не все женщины и мужчины вступают в брак и не все вступившие в брак имеют детей, то современные семьи должны быть трехдетными.

Во-вторых, возрастает количество разводов. В России это число составляет примерно 60 разводов на 100 заключенных браков.

Многие считают, что в кризисе семьи виновато, прежде всего, общество.


1-й ведущий: Специалисты говорят о том, что общество благополучно только в том случае, когда крепки устои семьи. В этом обществе слабело семейное устройство.


2-й ведущий: Завоевание Римом Древней Греции произошло в то время, когда в Греции семья была слаба. Древняя Спарта была подчинена Римской империи, несмотря на свое прославленное воспитание воинов.

Нравы, существующие в Древней Спарте, иллюстрируются следующим примером: спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, ребенок (если это был здоровый, крепкий мальчик) - тоже.


3-й ведущий: Великий французский писатель Оноре де Бальзак сказал, что семья всегда будет основой общества. Семья выполняет для общества две незаменимые функции: физического и духовного воспроизводства населения. И никакая другая общественная структура не может взять эти функции на себя.


4-й ведущий: Функцию воспитания решить вне семьи тоже очень сложно. В истории известны случаи воспитания детей в коммунах. Но ни одно самое лучшее воспитательное учреждение не может дать ребенку того, что дает полноценная семья.

По данным психологических исследований, к пяти годам у ребенка формируется более половины всего нравственного и интеллектуального потенциала, которым будет обладать взрослый человек. И именно эти первые пять лет своей жизни, ребенок проводит непосредственно в семье.


Преподаватель: Но для воспитания ребенка очень важен психологический климат семьи, который, в свою очередь, зависит от того, какие отношения существуют между родителями.

Демонстрация плакатов «Типы семьи»:

- Типичная семья;

- Конфликтная семья;

- Идеальная семья.


Преподаватель: Интересны результаты нашего анкетирования. Студентам предлагалось ответить на такие вопросы, как: «К какому типу относится твоя семья? Чем ты радуешь или огорчаешь своих родителей? Как тебя наказывают родители? В каком возрасте планируешь создать семью?» и т.д. Итоги анкетирования демонстрируются с помощью кодоскопа.


Студент: Всего проанкетировано 140 студентов. Нз них 71% - из полных семей, 29% - из неполных семей.


Преподаватель: Во все времена велико и ничем незаменимо было место отца в семье. Вступая в брак, мужчина берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье. Однако с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина - жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. В современных квартирах есть все и дети часто не видят трудового примера отца. Однако, все равно отец - это сила, ум, опора семьи в житейских вопросах.


Преподаватель: Аристотель заметил, что по-настоящему отцами мужчины становятся позже, чем женщины — матерями. В наше время действительность такова, что в детских садах и школах с детьми работают в основном женщины, ощутимым становится дефицит мужского влияния на детей. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность. Поэтому отцы должны восполнять своего влияния в семейных отношениях. В противном случае воспитание будет ущербным. Отец нужен семье не только для наказания и воспитания, но и для помощи

детям во всех его делах, должен быть другом своему ребенку.


3-й ведущий: Конечно же, огромнейший вред наносит воспитание детей в неблагополучных семьях - увеличивается количество неврозов, растет пугливость, падает успеваемость.

Таким образом, для полноценного развития и воспитания ребенка необходима полная семья.

А теперь подгруппы должны продемонстрировать типы воспитания в семье.


Включается громкая музыка. Демонстрируются типы воспитания в семье:

- По типу «Золушки» или отвержения;

- Высокой моральной ответственности;

- Гиперопека;

- Жестокое обращение с ребенком.


Студент: Вопрос анкеты: «Кто является главой семьи?»

64% студентов утверждают, что главой семьи является отец, а 31% - мама,

остальные 5% считают, что бабушки и дедушки - главы семьи.


Студент: Вопрос анкеты: «Сколько детей в вашей семье?» и «Сколько детей будет в твоей семье?».

5% - является единственным ребенком в семье, 30% - из многодетных семей, у 65% студентов в семье 2-3 детей. Около 80% наших студентов хотят иметь 2-3 детей.


Студент: Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 25-30 лет население страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше, чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения, рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов.


Студент: Вопрос анкеты: «Есть ли у тебя бабушки и дедушки?»

75% студентов имеют бабушек и дедушек, которые тем или иным образом

влияют на семью.

В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенным типом является простая (нуклеарная) семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Расширенную (сложную) структуру семья приобретает в случае, когда кто-то из детей вступает в брак. Она включает в себя 3 и более поколения или же 2 или более нуклеарных семей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.


Студент: Вопрос анкеты: «Как ты собираешься создать семью?» 85% студентов собираются создать по любви, 8% - по расчету; 7% - по другим причинам.

Наиболее распространенной преградой на пути к счастливой семье является создание семьи без любви. Если семья создается ради чего-то (обеспечить себя материально, иметь ребенка, жить «как все», уйти из-под гнета родителей), то в такой семье трудно решать главную задачу раскрытие каждого из ее членов.


1-й ведущий: Сегодня выживают семьи, в основу которых положены любовь, уважение. Взаимопонимание, духовные знания и стремление к раскрытию личности. Часто началом проблем в семье является отсутствие или недостаток любви одного или обоих. Создают семью на расчете, на безысходности, на обиде, на случайности... Строить на таком фундаменте семью опасно. Это равнозначно построению дома на песке - в любой момент может произойти разрушение самой красивой постройки. Некоторые пытаются скреплять отношения с помощью детей, думая ответственностью подменить любовь. Но природу не обманешь!


Студент: Почему же очень часто разрушаются семьи, построенные на любви? Как говорят в таких случаях - «любовная лодка разбилась о быт».

Действительно, начальный «запас любви» у одних быстро, у других медленно тает, растрачиваясь на большое количество проблем, возникающих у молодой семьи. Огромной проблемой является неумение любить.


Преподаватель: В человеке все начинается с семьи. Но семья тоже с чего-то начинается.

Считается, что большинство семей создается либо по любви, либо по расчету. И, как свидетельствуют исследования, в обоих случаях люди одинаково обманываются в своих ожиданиях относительно семейной жизни.

Есть такое понятие как влюбленность. По словам немецкого писателя-юмориста Моисея Сафира «В любви теряют рассудок, в браке лее замечают эту потерю».

Приходит время, когда пелена влюбленности проходит и оказывается, что рядом - человек не очень знакомый, а порой и далекий по склонностям и интересам.

Состояние влюбленности — это в большинстве случаев, прежде всего чувственное влечение. Согласно восточной мудрости

«Влечение тела порождает желание, влечение души — дружбу, влечение ума - уважение, слияние трех влечений порождает любовь».


2-й ведущий: Браки по расчету более длительны по сравнению с браками по любви, но это еще не значит, что они более благополучны. «Брак по расчету, - говорил французский писатель Андре Моруа, - оборачивается благом только в том случае, когда есть возможность превратить его в брак по любви».

А такая надежда есть, когда двое, помимо уважения друг другу, имеют и общие интересы, готовы оказать помощь и поддержку другому, понять, проявить сочувствие.


4-й ведущий: Считается, что для счастливого брака - это найти подходящего человека, т.е. человека понимающего тебя.

Преподаватель: Давайте, сравним потребности мужчины и женщины в браке.


Демонстрируется с помощью мультимедиа проектора.


Женщины ищут в браке:

Надежности;

Ощущения нужности;

Защиты;

Поддержки;

Понимания.



Мужчины считают, что женщины ищут в браке:

Стабильности;

Ребенка (детей);

Безопасности;

Понимания;

Поддержки.



Мужчины ищут в браке:

Понимания;

Заботы;

Стабильности;

Самоутверждения;

Решения бытовых проблем.


Женщины считают, что мужчины ищут в браке:

Решения бытовых проблем;

Самоутверждения;

Эмоциональной поддержки;

Заботы;

Понимания.


Преподаватель: Получается, что и мужчины и женщины от семейной жизни ждут одного и того же.


1-й ведущий: Еще один секрет счастливой семейной жизни кроется в том, что в семье от другого важно не только получить, но и дать другому то, что ему необходимо.


Преподаватель: По словам американского психолога Леланд Вуд «Удачный брак - это нечто гораздо большее, чем умение найти подходящего человека; это и способность самому быть таким человеком».


Преподаватель: И здесь мы можем вспомнить красивую легенду о двух половинках, ищущих друг друга по свету:


Преподаватель:

Когда-то давным-давно не было на Земле мужчин и женщин, а жили сильные и красивые существа. И так прекрасны и могущественны они были, что боги, опасаясь, как бы те не заняли их место, решили их наказать. Они разрубили каждого на две части и разбросали эти половинки по всему свету. И с тех пор эти половинки ищут друг друга, а когда находят возрождается единое целое, гармоничное и прекрасное.


Преподаватель: И тогда семья действительно превращается в:

- гавань, где тебя ждут,

- зонтик, защищающий от дождя,

- оркестр, играющий одну музыку,

- маленькую вселенную.


И так, давайте сделаем выводы:


- Что нужно для идеальной семейной жизни? любовь, уважение, понимание, соответствие друг другу.


- Сколько детей должно быть в семье? - 2-3-4.


- Кто должен заниматься воспитанием ребенка? - крайностей не должно быть, и отец, и мать должны участвовать в процессе воспитания ребенка с самого рождения.



Спасибо за внимание!



































Использованная литература:


1. «Среднее профессиональное образование» (приложение) № 4,2004

2. «Семья - начало мудрости» А.Некрасов, изд.дом «Манускрит

Новосибирск, 2001 год.

3. Основы социологии и политологии», А. Кравченко, М., 2003 год.

4. «Социальная психология», курс лекций, М., 2001 год.

5. «Библия о семье», м., 1998 год.

6. «Основы религиоведения», М., 2002 год.

7. «Планирование семьи», учебно-методическое пособие, М., ВУНМЦ, 2000 год.

8. Проект «ЬЕМОН» «Здоровое материнство и отцовство», 1998 год.



































ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Потребности мужчины.


Мужчины ищут в браке:

-понимания;

-заботы;

-стабильности;

-самоутверждения;

-решения бытовых проблем.



Женщин считают, что мужчины ищут в браке.

-решения бытовых проблем;

-самоутверждения;

-эмоциональной поддержки;

-заботы;

-понимания.



Потребности женщины


Женщины ищут в браке:

надежности;

ощущения нужности;

защиты;

поддержк;

понимания.



Мужчины считают, что женщины ищут в браке:

стабильности;

ребенка (детей);

безопасности;

понимания;

поддержки.









ПРИЛОЖЕНИЕ 2



Анкета

«Я и моя семья »


1. К какому типу относится твоя семья?

А. Полная

Б. Неполная

2. Сколько детей в вашей семье?

А. 1

Б. 2

В.З

Г. больше трех.

3. Есть ли у вас бабушки и дедушки?

Л. Да

Б. Нет

4. Кто глава вашей семьи?

А. Папа

Б. Мама

В. Дедушка

Г. Бабушка

5. Чем ты радуешь родителей?

А. Хорошей учебой.

Б. Прилежностью, трудолюбием.

В. Отзывчивостью, добротой.

Г. Предложи свой вариант.

6. Чем ты огорчаешь их?

А. Плохой учебой, плохим поведением.

Б. Вредными привычками.

В. безразличностью ко всему.

7. Как тебя наказывают родители?

А. Не общаются.

Б. Не дают денег на карманные расходы.

В. Запрещают общаться с друзьями.

Г. устраивают «порку»

8. Просишь ли ты прощения?

А. Да

Б. Нет

9. Считаешь ли ты своих родителей строгими и справедливыми?

А. Да

В. Нет.



10.Часто ли бывают случаи, когда родители не справедливы по отношению к тебе?

А. Да

Б. Нет

11.Какие у тебя отрицательные черты характера?

А. Эгоизм;

Б. Агрессивность;

В. Легкомыслие.

Г.___________


12.Что хотел бы ты изменить в своей семье?


13. В каком возрасте планируешь создать семью?_____________________

_

14. Сколько детей будет в твоей семье?_______________________________


15. Ты собираешься создать семью:

А. По любви;

Б. По расчету;

В.Другие причины.

























Всего проанкетировано 140 студентов. Из них 71% - из полных семей, 29% - из неполных семей.


64% студентов утверждают, что главой семьи является отец, а 31% - мама, остальные 5% считают, что бабушки и дедушки -

главы семьи.


Вопрос анкеты; «Сколько детей в вашей семье?» и «Сколько детей будет в твоей семье?».

5% - является единственным ребенком в семье,

30% - из многодетных семей, у 65% студентов в семье 2-3

детей.


Вопрос анкеты; «Есть ли у тебя бабушки и дедушки?»

75% студентов имеют бабушек и дедушек, которые тем или иным

образом влияют на семью.


Вопрос анкеты: «Как ты собираешься создать семью?»

85% студентов собираются создать по любви, 8 % - по расчету; 7% - по другим причинам.

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Маленькая Вселенная"
  • Обществознание
Описание:

При подготовке к данному  мероприятияю, мне, как преподавателю и обществознания (а в прошлом еще и основ социологии), и истории, было легко интегрировать данные предметы. Предварительно были даны опережающие задания студентам, с чем они справились очень хорошо.

Целью данного мероприятия является сформирование систематизированного представления о семье, рассказать о ведущих функциях семьи с использованием исследовательских результатов деятельности. Так же, данный урок-конференция побуждает студентов к познанию других и самого себя, серьезному и отвтественному отношению к браку, осознанию возможности адекватного, активного построения семейных интеграции.

Автор Байшораева Турсын Пахреддиновна
Дата добавления 01.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 596
Номер материала 6129
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓