Главная / Другое / Методическая разработка "Влияние игры на эмоциональное состояние ребенка"

Методическая разработка "Влияние игры на эмоциональное состояние ребенка"

Влияние игры на эмоциональное состояние ребенка.

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии детей, взрослые зачастую забывают о важности их эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Важно передать детям определённые первоначальные навыки эмоционального общения, которые необходимы ему в дальнейшем для обучения в школе и просто для жизни.

Отмечается, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Влияние игры на развитие детей неоспоримо велико. Детская игра – основной вид деятельности ребенка, способ познания окружающего мира, испытания типичных жизненных ситуаций, своеобразная форма деятельности, при посредстве которой дети готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности. Детская игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками, предметами большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками, предметами. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Он не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоции для детей имеют следующее значение:

  • выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют, осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);

  • способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

  • побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;

  • помогают приспособиться к ситуации;

  • сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;

  • являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Эмоционально – сенсорные игры  являются одним из методов данной работы и основаны на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности.

К ним относятся:

  • игры-знакомства (проводятся как правило, на кругу и преимущественно на первых этапах работы с группой): «Снежный ком», «Повтори имя», «Имя, жест, поза», «Спой свое имя, а мы подпоем» и т.п.

  • игры на внимание (развивающие внимание в нестандартной, «провоцирующей» ситуации коллективной игры или сольного участия в ней): «Хватай», «И я», «Повтори и не ошибись», «Собери слово (по командам)», «Третий лишний», и т.д.

  • эмоционально-разогревающие игры (позволяющие снять напряжение, отойти от шаблона отношений и деятельности, раскрепостить играющих): «Гляделки», «Испорченный телефон», игры с завязанными глазами («Найди друга», «Накорми пару бананом»), предметами (прищепки, воздушные шары) и т.д.

Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционального развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны, и их можно изобразить только символически. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть, как он изображает те или иные эмоции.

Интересным для эмоционального развития детей является использование моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно использовать: пиктограммы, графические изображения лица, силуэты людей, пантомимы, отражающие эмоции, задания-игры.

Детей уже в младшем возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Для достижения этой цели мы используем игры: «Определи выражение лица», «В мире эмоций», «Грустно – весело», «Сделай так», «Четвертый лишний» и др.

Так же мы проводим игры – эстафеты, игры – забавы.

В этих играх можно показать, какой ты ловкий, сильный, быстрый, сообразительный. Командные игры сплачивают детей, заставляют переживать за членов своей команды и за конечный результат. При таких играх всегда бывают неожиданности. Кто-то упадет, стукнется. Одни делают все быстро и правильно, другие хитрят, чтобы успеть, третьи не успевают или сил не хватает.

Мы стараемся все учитывать, заострять внимание детей, на то, если ребенок упал и разбил себе коленку, мы все вместе жалеем его и оказываем ему первую помощь. При нарушении правил – стараемся тактично сделать замечание, чтобы не вызывать агрессии и злобы.

Важным элементом игр при эмоциональном развитии является музыка. Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Особенно ярко проявляются чувства радости у детей, когда проходят игры под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.

Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением психо - эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.










Методическая разработка "Влияние игры на эмоциональное состояние ребенка"
  • Другое
Описание:

Влияние игры на эмоциональное состояние ребенка.

В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии детей, взрослые зачастую забывают о важности их эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Важно передать детям определённые первоначальные навыки эмоционального общения, которые необходимы ему в дальнейшем для обучения в школе и просто для жизни.

Отмечается, что современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Влияние игры на развитие детей неоспоримо велико. Детская игра – основной вид деятельности ребенка, способ познания окружающего мира, испытания типичных жизненных ситуаций, своеобразная форма деятельности, при посредстве которой дети готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности. Детская игра насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.

У эмоционально активных детей ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками, предметами большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками, предметами. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Эмоциональные проявления, возникающие в конкретной игровой ситуации, способны закрепляться и обобщаться, воспитатель должен так организовать игру, чтобы препятствовать возникновению и развитию отрицательных эмоций, проявлению невнимания, агрессивности.

Однако большей эффективности можно достичь при участии самого воспитателя в игре. Взяв на себя роль, взрослый косвенно управляет игрой, выводя детей из конфликтной ситуации и предупреждая их. Это особенно удается в тех случаях, если воспитатель хорошо знает жизненные ситуации и игровые интересы детей и деликатно, ненавязчиво использует свои знания для поддержания положительного отношения к игре и партнерам.

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Он не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоции для детей имеют следующее значение:

·                                 выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют, осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);

·                                 способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;

·                                 побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;

·                                 помогают приспособиться к ситуации;

·                                 сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;

·                                 являются показателем общего состояния ребенка, его физического и психического самочувствия.

Эмоционально – сенсорные игры  являются одним из методов данной работы и основаны на развитии чувственной и эмоциональной сферы личности.

К ним относятся:

·                                 игры-знакомства (проводятся как правило, на кругу и преимущественно на первых этапах работы с группой): «Снежный ком», «Повтори имя», «Имя, жест, поза», «Спой свое имя, а мы подпоем» и т.п.

·                                 игры на внимание (развивающие внимание в нестандартной, «провоцирующей» ситуации коллективной игры или сольного участия в ней): «Хватай», «И я», «Повтори и не ошибись», «Собери слово (по командам)», «Третий лишний», и т.д.

·                                 эмоционально-разогревающие игры (позволяющие снять напряжение, отойти от шаблона отношений и деятельности, раскрепостить играющих): «Гляделки», «Испорченный телефон», игры с завязанными глазами («Найди друга», «Накорми пару бананом»), предметами (прищепки, воздушные шары) и т.д.

Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционального развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны, и их можно изобразить только символически. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть, как он изображает те или иные эмоции.

Интересным для эмоционального развития детей является использование моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно использовать: пиктограммы, графические изображения лица, силуэты людей, пантомимы, отражающие эмоции, задания-игры.

Детей уже в младшем возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Для достижения этой цели мы используем игры: «Определи выражение лица», «В мире эмоций», «Грустно – весело», «Сделай так», «Четвертый лишний» и др.

Так же мы проводим игры – эстафеты, игры – забавы.

В этих играх можно показать, какой ты ловкий, сильный, быстрый, сообразительный. Командные игры сплачивают детей, заставляют переживать за членов своей команды и за конечный результат. При таких играх всегда бывают неожиданности. Кто-то упадет, стукнется. Одни делают все быстро и правильно, другие хитрят, чтобы успеть, третьи не успевают или сил не хватает.

Мы стараемся все учитывать, заострять внимание детей, на то, если ребенок упал и разбил себе коленку, мы все вместе жалеем его и оказываем ему первую помощь. При нарушении правил – стараемся тактично сделать замечание, чтобы не вызывать агрессии и злобы.

Важным элементом игр при эмоциональном развитии является музыка. Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Особенно ярко проявляются чувства радости у детей, когда проходят игры под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.

Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением психо - эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.









 

Автор Григорьева Мария Павловна
Дата добавления 15.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Конспекты
Просмотров 1295
Номер материала 58092
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы