Инфоурок Математика ПрезентацииМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВЕЧЕРА , ПОСВЯЩЕННОГО ВЕЛИКОМУ УЧЕНОМУ МИХАИЛУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ЛОМОНОСОВУ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВЕЧЕРА , ПОСВЯЩЕННОГО ВЕЛИКОМУ УЧЕНОМУ МИХАИЛУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ЛОМОНОСОВУ.

Скачать материал

      Харьковская специальная вечерняя  общеобразовательная

       школа  ІІ – ІІІ  ступеней  № 23   Харьковского  районного 

                  совета   Харьковской   области

 

 

 

 

 

 

 

  МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА

       ВЕЧЕРА ,  ПОСВЯЩЕННОГО

         ВЕЛИКОМУ  УЧЕНОМУ

 

МИХАИЛУ      ВАСИЛЬЕВИЧУ 

            ЛОМОНОСОВУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Вечер подготовили и провели:

                                 учитель  математики  ІІ квалификационной

                                 категории   Самофал    Елена    Юрьевна   и

                                 учитель  математики  ІІ  квалификационной

                                  категории  Терещенко Ольга Александровна

                

 

                                             2012  год

 

 

 

 

 

Цель данного внеклассного мероприятия :

 

обобщить и систематизировать знания учащихся  о жизни и  научной деятельности  М.В.Ломоносова;

- раскрыть его роль в развитии математики, русской литературы , физики , химии и других наук ;

- содействовать расширению кругозора , становлению познавательных интересов учащихся.

 

Задачи:

 

1.Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.

2.Показать значение просветительской и научной деятельности М.В.Ломоносова.

 

Форма проведения:

 

- лекция,  с использованием компьютерной презентации и фрагментов фильмов о Ломоносове; музыкальное сопровождение .

 

Образовательные и воспитательные технологии:

 

информационно- коммуникационные, рационные.

 

Оборудование:

 

- На  доске портрет М.В.Ломоносова, эпиграфы к мероприятию, фото мозаичных работ М.В.Ломоносова, словарь трудных слов.

- На стенде  иллюстрации высказываний М.В.Ломоносова и о нем, рисунки, выполненные учащимися.

- Мультимедийный  комплекс и другие технические средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         ХОД      МЕРОПРИЯТИЯ.

 

1. Вступительное слово  ведущего.

 

Здравствуйте, друзья!

 

Сегодня мы собрались на вечер, посвященный  300 -  летию  великого ученого.

Вы уже наверное догадались?! Да, правильно,  М.В.ЛОМОНОСОВА.

 

 

 

А.С.Пушкин так писал о Ломоносове:

 

       «Он создал первый университет, лучше сказать,

        сам   был   первым       университетом »

 

 

2.Звучат стихи:

 

Бескрайние   поморские   просторы

Суровая     и      щедрая      Земля

Старинное    селенье      Холмогоры

Далече от  Московского  Кремля.

 

 

Поэтому     Артемий         Ломоносов

Бежал    от   гнева  грозного   царя

В тайгу, на Север, где Тверские плесы

Ласкает    нежно     летняя       заря.

 

 

Отсюда   же   сквозь  снежные  заносы,

Цепляя,     убегающий         обоз,

Его  праправнук   Миша     Ломоносов

Свои надежды  в мир наук  понес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Фрагмент фильма «Звезда Ломоносова»

 

 

 

 

 

 

3.“Детские годы М.В. Ломоносова”

 

 

 

 

4.Ведущий.

 

На  реке Двине стоял город Холмогоры. В 60-ти верстах от него на одном из островов находилась деревня Мешанинская. Там 8 (19 )ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов. Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким. Как и все дети, он с детства помогал своим родителям: пас скот, трудился в огороде, в поле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Ведущий.

 

Когда Михайло исполнилось 10 лет, отец его стал брать с собой в море. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля “Чайка”, летевшего на всех парусах! Отец научил его ориентироваться по звездам, пользоваться компасом, определять направление ветра, ставить парус.

 

Михайло был очень любопытным ребенком и все время задавал отцу вопросы. Отец решил отдать сына учиться читать и писать в церковь к местному дьякону Семену Никитичу Сабельникову. Ломоносов начал учиться в 11 лет, но уже через 2 года стал лучшим чтецом.

 

В то время было очень мало книг. К мальчику в руки попали учебники “Арифметика” и “Грамматика”. Потом он назовет эти книги вратами своей учености. Но учение Ломоносову давалось нелегко. Мачеха не разрешала ему читать, поэтому Михайло прятал от нее учебники. Он перечитал все церковные книги, но его все равно очень сильно тянуло к учению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Ведущий.

 

“Путь в науку”. “Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей” А.С.Пушкин

 

 

 

 

 

7.Ведущий.

 

Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. У Михайлы же была другая мечта: он задумал отправиться в Москву учиться. Попросил Михайло у отца позволения уйти из дома: хочу, мол, учиться, а здесь негде. Василий Дорофеевич не понимал сына, сердился: зачем тебе уходить, когда хозяйство налажено. Он уже и невесту приискал Михаилу. Оставалось выбрать: то ли уйти без родительского позволения, то ли навсегда забросить мечту об учении.

 

 

 

 

 

 

 

8.Ведущий.

 

В декабре 1730 года Ломоносов вместе с рыбным обозом отправился в Москву. Было ему 19 лет.

 

 

 

 

9.Ведущий.

 

 

В декабрьскую ночь, никого не предупредив, вышел Михайло из дому и побежал догонять обоз с мороженой рыбой, который ещё утром отправился в Москву. С собой у Михаила было три рубля денег, взятые взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги- грамматика и арифметика. Обоз он догнал через три дня.

 

9.Фрагмент фильма «Михайло Ломоносов»

 

10. Ведущий.

 

В Москве Михайло не имел ни одного знакомого человека, а ночевал пока у рыбного обоза, с которым пришёл. Но ведь, когда продадут последнюю рыбу, обоз вернётся домой и Михайло останется один. Думая об этом, Ломоносов горько плакал. Однажды пришёл какой-то господский приказчик покупать рыбу с обоза и оказался он земляком Ломоносова. А, узнав, для чего тот в Москву пришёл, взял его к себе в дом, отвёл для житья угол между слугами того дома.

 

 

11.Ведущий.

 

Единственным высшим учебным заведением в Москве того времени была Славяно - греко-латинская академия (“Спасские школы”). В неё и решил поступить Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение.

 

В Славяно - греко-латинскую академию Михайло приняли: он сказал, что является сыном холмогорского дворянина. Занятия велись в небольших комнатах. Сквозь маленькие окошки в толстых стенах едва проникал свет.

 

 

 

 

 

12.Ведущий.

 

Ломоносов начал учёбу в классе с девятилетними мальчишками. Много обидных насмешек претерпел, но за первый год учёбы осилил три класса.

Когда Михайло вошёл в класс, многие ученики в удивлении рты раскрыли, да так и замерли. Новичок был выше самого высокого из них, шире самого плечистого и по виду старше всех. Ребята сразу же подняли Михаила на смех.

- Глядите, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил:

- Что с тобой делать? На крышу забросить?

Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, как на чудо стали смотреть.

- Да он лучше учителей всё знает - шептались школяры. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во 2 класс, а вскоре и в 3.

 

 

 

13.Ведущий.

 

Вскоре как одного из лучших учеников его направляют для дальнейшего обучения в Петербургскую академию наук, а оттуда в Германию для обучения химии и горного дела.

 

 

 

 

 

 

14. Ведущий.

 

В 1736 году Михайло Ломоносов становится студентом Марбургского Университета. Нелегко ему жилось на те деньги, что получал он из России. Несмотря на это, русский студент восхищал иноземных педагогов своими знаниями.

Однажды с ним произошло событие, едва не изменившее всю его жизнь. Студент Ломоносов попал в плен. По приказу прусского короля солдаты отлавливали на улицах высоких крепких мужчин для гренадёрской службы. Их помещали в старинную крепость, обучали военному делу и принуждали подписывать контракты на долгие годы. За всю историю крепости никто не смог совершить из неё побег, а помор Ломоносов бежал! Обошёл все преграды, переплыл ров, достиг границ соседнего княжества и спасся…

 

 

 

15.Ведущий.

 

 

В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором. Сейчас в это трудно поверить, но только в 1 746 году в Петербургской Академии наук впервые была прочитана лекция на русском языке. Это сделал Ломоносов. До него в академии наук “научные должности” занимали иностранцы.

 

 

 

 

16.Ведущий.

 

“Ломоносов- учёный”. “Историк, механик, химик художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник…” А.С. Пушкин

 

 

 

 

Трудно назвать какую-либо отрасль науки из существующих в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. В физике, астрономии,  метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся научные открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.

 Академик М.В.Келдыш, 1961г.

 

 

 

М. В. Ломоносов: «… Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания».

 

 

М.В. Ломоносов в химической лаборатории за проверкой опытов. Михайло Васильевич нередко сутками не выходил из лаборатории. Поэтому и лабораторию построил рядом с домом, ведь многие химические опыты длятся целые дни, а то и ночи

 

 

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе         1742 года передал его на рассмотрение в Академию.

Ломоносов пишет прошение : «… Химическая лаборатория при Академии наук для исследования натуральных вещей необходима, и профессор химии без нее почти никакой пользы учинить не может, равно как профессор астрономии без обсерватории и надлежащих тому инструментов. Того ради Правительствующий Сенат всепокорнейшее  просим, дабы по примеру других славных Академий повелено  было при Академии наук построить химическую лабораторию по приложенному при сем рисунку и оную удовольствовать нужными к тому инструментами и другими принадлежностями…». Академии наук  адьюнкт  Михайла Ломоносов».

         И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Ведущий.

 

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-х годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

 

 

Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стекол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезенных из Рима графом М. Л. Воронцовым. Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стекол.

 

«Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым  лучом блистающих в глазах.

Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса».

 

 

 

 

Необходимо к пользе и славе Российской империи завести фабрику делания мною разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18.Ведущий.

 

         В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I.  Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: ее длина 6,4 метра и высота 4,8 метра. Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Физика

 

 

М. В. Ломоносов: «… Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденным только воображением».

 

 

 

 

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

 

 

 

 С 1841 г. М. Ломоносов работает в Петербургской академии наук. Создает там хорошие физическую и химическую лаборатории. Переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке.

С 1743 года Ломоносов начал изучать электрические явления. В месте с академиком Г.В. Рихманом он несколько лет наблюдал грозовые явления, причем для определения степени наэлектризованности атмосферы использовалась так называемая громовая машина.

 

 

         26 мая 1761 г. М. Ломоносов в своей домашней обсерватории наблюдает редкое астрономическое явление прохождение Венеры по диску Солнца. Он замечает, что        «… когда передний край Венеры приблизился к солнечному краю, тогда появился на краю Солнца пупырь, который тем явственнее учинился, чем ближе Венера подходила…». Это явление наблюдали многие в Европе, но только Ломоносов понял, что  Венера окружена воздушной атмосферой.

 20. История

 

М. Ломоносов: «Открой мне бывшие, о древность, времена…».

 

За годы жизни Ломоносова в России сменилось восемь правителей, но основное время выпало на годы правления Елизаветы Петровны. Вместе с Шуваловым Ломоносов бывает при дворе и Елизавета Петровна дает наказ Ломоносову: «Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная «профессором слова».

В начале 50-х гг. Ломоносов занялся написанием «Древней Российской истории». Сохранившиеся на­броски плана свидетельствуют о стремлении ученого обобщить процесс русской истории, дать деление ее на периоды, непосредственно связанные друг с дру­гом. Он выработал свою периодизацию, которая ос­новывалась на изменении политических форм прав­ления Русского государства.

С большим усердием принялся ученый за сбор исторических материалов. Он сознавал большую от­ветственность, принимаясь за этот нелегкий труд. В 1758 г. Ломоносов подготовил первый том «Рос­сийской истории» и передал его в академическую типографию. Но в следующем году он взял рукопись, чтобы изменить расположение примечаний. Работа затянулась, и при жизни автора книга так и не была отпечатана. Она вышла в свет в 1766 г., через год после его смерти, под названием «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.». Издание этого  труда Ломоносова   было крупным событием в русской историографии. Освещая древ­нейший период русской истории, Ломоносов высту­пил как серьезный исследователь, вооруженный зна­нием многих источников, мастерски доказывающий многие положения, имевшие большое значение и для современности, и для дальнейшего развития истори­ческой науки. Идеи ученого о глубокой древности славянских народов, о важной роли славянства в общеевропейской истории, о смешанной славяно­чудской этнической основе населения России и другие были оригинальными и направлены против норман­нской теории.

«Древняя Российская история» Ломоносова поль­зовалась популярностью не только в России, но и за рубежом. В 1768 г. она была переведена на немецкий язык, в 1769 г. вышла во французском переводе.

         Среди исторических тем, которые привлекали внимание ученого, особое место занимала история Петра I. Ломоносов в течение многих лет собирал материалы, чтобы написать серьезное исследование. 

М. В. Ломоносов, придавая истории большое вос­питательное значение, ставил перед собой задачу пропаганды событий прошлого средствами изобра­зительного искусства. В 1763 г. он составил заметку «Идеи для живописных картин из российской исто­рии». Из богатого национального прошлого он ото­брал сюжеты и образы, замечательные по своей зна­чимости, а живописцев он призывал к соблюдению ис­торической достоверности. Изучая прошлое своей Родины, Ломоносов возлагал большие надежды на ее величие в будущем. Он понимал, что история создает национальные традиции и связывает между собой поколения.

1 ноября 1761 года Ломоносов написал Шувалову письмо, полное глубоких мыслей и заботы о процветании Российского государства. Это письмо, озаглавленное                    «О Сохранении Российского народа» раскрывает богатство души Ломоносова и показывает удивительную разносторонность его гения.

До последних дней жизни боролся Ломоносов с врагами русской культуры.  «Зато терплю, - писал он в своих заметках, – что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы научились Россияне показывать свое достоинство…»

 

 

 

 

 

 

 

21. Ломоносов-просветитель.

 

М. В. Ломоносов:

«Науки юношей питают,

Отраду старцам подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут...».

 

Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. Ломоносов решил действовать через любимца императрицы Ивана Шувалова, слывшего за покровителя наук и искусства.  Указ  об учреждении  Московского университета был подписан 25 января 1755 года.

В Московском университете первоначально работало три факультета: философский, медицинский и юридический. Преподавание велось в основном на русском языке. В 1756 году при университете открылась типография, которая начала свою работу изданием двухтомного собрания сочинений М. В. Ломоносова. Первый том вышел в свет в 1757 – 1758 годах, второй в – 1759 году.

Эти книги стали служить наградой для студентов, показавших отличные успехи в освоении наук. На переплете книг золотым тиснением обозначено: «За приложение». Впервые в истории русского книгопечатания в книгах был помещен гравированный портрет автора.

1 марта 1757 года М. В. Ломоносова назначили членом академической канцелярии, что давало ему возможность управлять делами Академии.

Наибольшее внимание М. В. Ломоносов уделял надзору за учебными заведениями Академии, которыми он заведовал до самой своей смерти. Он устроил для учащихся общежитие, настоял на своевременной выплате денег на их содержание, добивался повышения жалованья особо отличившимся ученикам.

М. В. Ломоносов составил для гимназистов правила поведения, где предусматривал им «к наукам простирать крайнее прилежное и никакой другой склонности не внимать»; быть вежливыми с учителями, не шуметь и не ссориться, не мешать учиться другим; остерегаться в разговорах «слов подлых и соромских», не лгать. Лень –  наивреднейший  для учащихся порок: «того ради всячески должно преодолевать оную послушанием, воздержанием, бдением и терпением». Большое внимание М. В. Ломоносов обращал на авторитет учителя. Он писал в проекте регламента академической гимназии: «Учители с учениками не должны поступать ни гордо, ни фамильярно. Первое производит к ним ненависть, второе – презрение. Умеренность не даст места ни тому, ни другому, и словом, учитель должен не только словами учение, но и поступками добрый пример показывать учащимся…».

 

 

  22.Литература – языкознание.

 

М. В. Ломоносов: «Стихотворство – моя утеха, физика – мое упражнение»

 

Уезжая в 1736 году в Германию, М. В. Ломоносов захватил с собой книгу                В. К. Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Все это время он внимательно изучал ее и, будучи в Марбурге, для показания своих успехов в изучении иностранных языков перевел с французского языка на русский оду Франсуа Фенелона. Свои занятия поэзией М.В. Ломоносов продолжил и во Фрейберге. В сентябре – ноябре 1739 года он написал и отправил в Петербург оду «На взятие Хотина»:

 

 

Не смея в бой пуститься вновь,
Местами враг бежит пустыми,
Забыв и меч, и стан, и стыд,
И представляя страшный вид
В кров Другов своих лежащих.
Уже тряхнувшись, легкий лист
Страшит его, как яркий свист
Быстро сквозь воздух ядр летящих.
Шумит с ручьями бор и дол:
Победа, российская победа!
Но враг, что от меча ушел,
Боится собственного следа.
Тогда, увидев бег своих,
Луна стыдилась сраму их
И в мрак лице, зардевшись, скрыла . . .

 

 

 

Вместе с одой он послал в Академию небольшую теоретическую работу –  «Письмо о правилах российского стихотворения».

 

М. В. Ломоносов, сочинил оды ко дню рождения императора Ивана Антоновича и на победу российских войск при Вильманстраде. Оды эти сразу же были напечатаны и привлекли всеобщее внимание новизной стиля, звучности языка и содержанием.

 

Со вступлением на престол Елизаветы Петровны Ломоносов пишет Оду « На день восшествия на престол Ее величества государыни императрицы  Елизаветы Петровны»:

 

 

Заря багряною рукою

От утренних спокойных вод
Выводит с солнцем за собою

Твоей державы новый год.
Благословенное начало
Тебе, богиня, воссияло.
И наших искренность сердец
Пред троном вышнего пылает,
Да счастием твоим венчает
Его средину и конец.

 

А годом раньше оду «Радостные и и благодарственные восклицания Муз Российских», где поэт прославляет императрицу за покровительство наукам и искусствам  и вместе воспевает Петра Великого и науки, «божественные чистого ума плоды»; здесь же он обращается к новому поколению России, призывая его к просвещению,  наукам.

 

Как поэт и преобразователь русского языка, М. В. Ломоносов написал «Краткое руководство к риторике, на пользу любителей сладкоречия сочиненное», несколько од, посвященных частным событиям в жизни царствующих особ, а также переложение нескольких псалмов.

 

В 1743 году М. В. Ломоносов написал два философских стихотворения: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». В первом стихотворении он описывает происходящие на Солнце процессы, гениально предугадывая явления, ставшие известными лишь в      XIX веке:

 

когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло приблизившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся.
Борющийся множество веков;
Там камни, как вода, кипят;
Горящи там дожди шумят…

 

         В «Вечернем размышлении …», написанном под впечатлением необычного яркого северного сияния, наблюдавшегося в Петербурге в 1743 году, М. В. Ломоносов рассуждает о причинах этого удивительного явления природы:

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…
Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!..
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния Без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?..

 

Истинным поэтом Ломоносов был и тогда, когда в стихах своих касался «Любезного отечества»:

 

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих и
Видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрены
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

 

23. Фрагмент документального фильма о Ломоносове

 

24.Подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВЕЧЕРА , ПОСВЯЩЕННОГО ВЕЛИКОМУ УЧЕНОМУ МИХАИЛУ ВАСИЛЬЕВИЧУ ЛОМОНОСОВУ."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Оператор очистных сооружений

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель данного внеклассного мероприятия : – обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и научной деятельности М.В.Ломоносова; - раскрыть его роль в развитии математики, русской литературы , физики , химии и других наук ; - содействовать расширению кругозора , становлению познавательных интересов учащихся. Задачи: 1.Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества. 2.Показать значение просветительской и научной деятельности М.В.Ломоносова. Форма проведения: - лекция, с использованием компьютерной презентации и фрагментов фильмов о Ломоносове; музыкальное сопровождение . Образовательные и воспитательные технологии: информационно- коммуникационные, Оборудование: - На доске портрет М.В.Ломоносова, эпиграфы к мероприятию, фото мозаичных работ М.В.Ломоносова, словарь трудных слов. - На стенде иллюстрации высказываний М.В.Ломоносова и о нем, рисунки, выполненные учащимися. - Мультимедийный комплекс и другие технические средства.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 994 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.07.2020 170
    • DOCX 20 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кожевникова Александра Владимеровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 109679
    • Всего материалов: 266

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 424 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 5 547 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 329 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 537 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровые компетенции и навыки: работа с презентациями

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 176 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек