Главная / Школьному психологу / Методическая разработка уроков психологии для учащихся среднего звена «Толерантность – дорога к миру».

Методическая разработка уроков психологии для учащихся среднего звена «Толерантность – дорога к миру».







hello_html_6c837b13.png




Толерантность – дорога к миру

Педагог- психолог Силантьевской средней школы

Детянцева Л.А.

Методическая разработка уроков психологии для учащихся среднего звена.


















hello_html_67a66ab5.png







Пояснительная записка.

Необходимость уроков нравственности по развитию толерантного сознания вызвана событиями, происходящими в мире. Проявление нетерпимости, непримиримости ведет к серьезным последствиям: от раздражительности, пренебрежения к другим до этнических чисток и геноцида.

Нетерпимость способствует совершению преступлений. Она имеет широкий диапазон: оскорбления, насмешка, игнорирование, предубеждение, этноцентризм, поиск врага, преследование, запугивание, дискриминация, расизм, ксенофобия, национализм, фашизм, империализм, эксплуатация, изгнание, репрессии, войны, терроризм.

В этой связи важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры.



Прогнозируемый результат уроков.


Воспитание школьника в духе мира, прав человека и демократии. Данный проект должен привести к укоренению духа толерантности, развитию у школьников черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственным путем.

Предполагаемый результат педагогической деятельности - самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

  • активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

  • принятие себя и других людей такими, какие они есть;

  • непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

  • сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

  • обладание чувством юмора;

  • развитые творческие способности;

  • неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

  • озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

  • способность к глубокому пониманию жизни;

  • установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

  • способность смотреть на жизнь открытыми глазами,

оценивать её беспристрастно, с объективной точки зрения;

  • непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в неё,

так, как это обычно делают дети;

  • предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных, путей;

  • умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

  • открытое и честное поведение во всех ситуациях;

  • готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны

большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

  • способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

  • приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

  • умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

hello_html_31831d73.gif

Тема: «Толерантность – дорога к миру».

Цель: познакомить учащихся с понятиями «Толерантность», «Толерантная личность», «Интолерантная личность».

Задачи:

  • развитие стремления быть толерантным;

  • формирование у учащихся представление о толерантности; основных чертах толерантной и интолерантной личности;

  • воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Используемые материалы:

  1. Презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft PowerPoint 2010 «Толерантность-дорога к миру»

  2. «Заплати вперёд».mp4;

  3. «Гимн Болашак» плюс.Wav; «Гимн Болашак» минус.wav;

  4. Группа Барбарики «Друзья».mp3;

  5. «Дорога добра».wmv;

I урок

hello_html_4e40000a.png«Букет пожеланий»

Психолог приветствует учащихся и приглашает встать в круг. В руке у каждого ученика цветочек (можно использовать недорогие пластмассовые цветы или из бумаги, заранее изготовленные).

Психолог приветливо улыбается, здоровается и передает цветочек ученику, стоящему рядом, с пожеланиями, а тот следующему и т.д. Букет постепенно увеличивается и к учителю возвращается не только его цветок, но и целый букет – БУКЕТ ПОЖЕЛАНИЙ.



Цитата урока

Для введения в тему урока психолог предлагает ученикам подумать над смыслом изречений, представленных в рубрике «Цитата урока»:



Молчите, пока не почувствуете, что вполне владеете собой.

Ли-Цзы.



Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения.

Восточная мудрость.



  • Как вы понимаете смысл изречений?

Важно подвести учащихся к мысли о том, конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.



Психолог организует чтение текста, представленного в рубрике «Читаем», и строит его обсуждение таким образом, чтобы помочь учащимся в осмыслении основной идеи.

Сhello_html_m4e1c082c.pngказочка о счастье (автор неизвестен)

На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он.

hello_html_7bfefdbb.jpghello_html_m66c1d1da.pnghello_html_e0ce5a.pngИ порой бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» -
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

hello_html_m2d2a1fd3.pngСказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.

hello_html_3cae2917.pnghello_html_m48c965d3.pngВдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!


Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Из дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!



  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?

  2. Как вы думаете, почему изменился король?

  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?



  • Чему нас учит эта сказка?



Обобщая размышления учеников, психолог продолжает общение в ходе проведения беседы.

  1. Как вы понимаете смысл слова « Толерантность»? С какими человеческими ценностями оно ассоциируется?

  2. Как вы понимаете выражение «Жить в мире и согласии»?

  3. Что значит толерантность для вас, вашего класса?







Подытоживая ответы учеников, учитель подводит их к осмыслению учебной информации из рубрики « Узнаем новое»:

16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Толерантность (от лат. toleraпtia - терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом. Все религии мира проповедуют терпимость к другим людям, т. е. толерантность.

В жизни человек общается с людьми разных национальностей, вероисповеданий, языковых семей, разных рас, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другого, научиться находить компромиссы. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для жизни в новых неожиданных условиях. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.



Представленное задание призвано расширить мировоззренческие рамки восприятия учебного материала, способствовать постижению смысла изучаемого понятия.

Прочитайте определения слова толерантность. Перевод слова с разных языков земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).





  1. Какое из определений вам импонирует более всего?

  2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

  3. А что же объединяет эти определения?

  4. Актуальна ли тема толерантность в современном мире? В современном Казахстане? Почему?



У каждой нации свои представления о человеческих ценностях.

Участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма, нетерпимости, обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты.

Люди все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям – умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

В многонациональном Казахстане царит этническая толерантность

В Казахстане насчитывается около 130 различных этнических групп. Мы живем дружно.

Мы терпимы друг к другу.

И желаем быть милосердными, добрыми, справедливыми, терпимыми.

А если мы все будем такими, то не только в нашей стране, но и на всей планете Земля будут жить счастливо люди, никогда не будет войны.



Певец берет домбру простую в руки

И вздрагивает медленно струна.

Звени струна, крутой судьбой согрета!

Звени ты, как певец тебе велит!

Нhello_html_4687abcf.pngет нации у доброты,

У счастья и любви!

Пусть толерантность воспоет

акын моей страны!



Исполнение песни «Болашак» под фонограмму.



Разыгрываем сценку

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...

Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду.

- Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, - он попытался увести её.

- Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

- Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо...

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина – Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдёте себе счастье.

  • Почему молодой человек отказался помочь?

  • Как бы вы поступили в этом случае?

  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

  • Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.



Мы видим, что есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный.



Задание

Задание выполняется в тетради с целью осмысления пройденного материала.

Толерантная и интолерантная личности”

вам нужно распределить слова в 2 колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.



Толерантная личность

Интолерантная личность

Терпение

непонимание

чувство юмора

уважение мнения других

уважение мнения других

эгоизм

доброжелательность

нетерпимость

умение владеть собой

выражение пренебрежения

умение слушать собеседника

раздражительность

понимание и принятие

равнодушие

чуткость

цинизм

любознательность

немотивированная агрессивность

гуманизм


Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и позволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.

Толерантные люди больше знают о своих достоинствах и недостатках. Относясь критично к себе, они не стремятся во всех своих бедах обвинять окружающих.



Чтение

Психолог акцентирует учеников на главной идеи урока, что люди должны относится друг к другу терпимо, доброжелательно, душевно. Что доброе слово может оказаться ценнее «золота».

Притча Нищий.

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья…

Он протягивал мне красную, опухшую грязную руку…

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собой. Потерянный, смущённый, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

- Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

- Что же, брат, – прошамкал он, – и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

В чем заключается главная идея притчи?



Творческое задание

Творческое осмысление полученных знаний, психолог предлагает выполнить дома на листе А4.

Нарисуйте эмблему толерантности и придумайте название.







Упражнение “Волшебная лавка”

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок



Психолог даёт учащимся возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

Психолог просит учеников представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Психолог выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается ученик. Он может выбрать одну или несколько “вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного ученика). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.





Заканчивается урок чтением стихотворения «Мир начинается с тебя…»

Мир начинается с тебя -

Об этом помни.

В тебе живет цветок добра -

Его не скомкай,

Взрасти его сквозь ложь обид

И слез ненастья

И подари ему свою

Любовь и счастье.

И это чудо ты взрасти

На благо людям.

Одаришь радостью сполна

Тех, кого любишь.

Все, что сегодня приобрел,

Возьмешь ты в завтра.

Мир начинается с тебя -

И это правда!



WordArt 4









































II урок

hello_html_4e40000a.png



Психолог приветствует учащихся и приглашает всех встать в круг и исполнить песню «Дорога добра»

Дорога добра.

сhello_html_4687abcf.pngл. Ю. Энтина, муз. М Минкова.

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра?
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, неведом.
Дорогою Добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведет себя
Не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный.
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.



Продолжается урок с проверки домашнего задания «Эмблема толерантности».

Каждый ученик представляет свою работу, и крепит ее на доску-флипчарт.





Чтение

Цель: выявить взаимосвязь человеческих ценностей толерантность, любовь, доброта.

Сказка: «Любовь и Доброта»

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

Любовь: Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтоб я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Учитель: Подумал волшебник и сказал:

Волшебник: Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет.

Учитель: Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Волшебник: Вот выбирай. Одну зовут радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

Любовь: Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать…

Волшебник: Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Учитель: Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась. А кого бы выбрали вы? Почему?

Учитель: Подошла Любовь к девушке по имени Доброта и протянула ей руку. Почему Любовь выбрала Доброту?

Задание

Цель: Способность резюмировать информацию. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Построение синквейна для слов толерантность и доброта.



Определить сходство значений этих слов.

Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна

(Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Происходит от французского слова «5». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк:

тема существительное,

два прилагательных, которые по твоему мнению подходит к теме существительного,

три глагола по теме,

осмысленная фраза на данную тему,

резюме к теме (желательно 1 слово или словосочетание).



Индивидуально пишут синквейны, потом по группам – общий.). Попробуем составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность.



Доброта

Отзывчивый душевный

Поддерживает помогает облагораживает

Доброта спасёт мир

Душевность



Толерантность

Терпимый снисходительный

Принимает располагает прощает

Толерантность способствует уважению

Терпение

  • В чем сходство и различие синквейнов этих слов.

  • Может ли толерантность существовать без доброты?




Анализируем ситуацию

В рубрике «Анализируем ситуацию» предлагается просмотр видеоролика «Заплати вперед» в формате mp.4

  • Какую идею проекта преподнес мальчик Тревер?

  • Как отреагировали на этот проект одноклассники Тревера?

  • Можно сказать, что Тревер толерантная личность?

  • Можете ли и вы подключиться к этому проекту или разработать свой?



Цитата урока

Содержание изречения перекликается с основной идеей видеоролика «Заплати вперед», поэтому может рассматриваться как один из выводов урока.

«Лучшее средство хорошо начать новый день состоит в том, чтобы проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость»

(Ф. Ницше)

  • Согласны ли вы с автором изречения? Почему?



Твори добро на всей земле

Твори добро другим во благо

Не за красивое спасибо

Услышавшего тебя рядом.



Как хорошо, что мы понимаем, что толерантности, как и математике, русскому языку, физике, рукоделию, приготовлению пищи и т. д., надо учиться.

Учиться понимать другого, не такого как мы. Учиться принимать иного, другого вероисповедания, цвета кожи, возраста. Выстраивать взаимоотношения, понимать другую культуру, хотя и пришедшую из разных религий, но основанную на самых главных общечеловеческих ценностях.





Чтение

Чтение притчи «Ладная семья».

Китайская притча

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;

  • прощение;

  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

  • Назовите качества толерантной семьи?

В толерантной семье

  • все терпимые и терпеливые;

  • здоровые, добрые, любящие;

  • уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;

  • окружающие друг друга заботой;

  • внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;

  • успешные, независимые, счастливые.

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Чтобы ответить на этот вопрос нужно выполнить





Задание «Дерево толерантности»:

Психолог предлагает взять каждому ученику заготовку листочка дерева (желательно из зеленой бумаги) и написать на них, что, на их взгляд, надо сделать, чтобы класс стал пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в нем стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы класс стал “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, расположенного на доске в классе.)



Резюме

Подводя итог урока, психолог предлагает учащимся прочитать вывод:

Сделав добро, человек сам становиться лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, это и будет проявление толерантности.



Творческое задание

Домашнее задание разработать проект «Твори добро» (название можно придумать самим). Что доброго, толерантного можно сделать для учащихся класса, школы,близких, нуждающихся в помощи. А может быть и для односельчан.



Психолог приглашает учащихся в круг и исполнить песню «Друзья» группы Барбарики.





Если друг не смеётся ты включи ему солнце

ты включи ему звезды это просто

и исправь ошибку превращая в улыбку

все грустинки и слезы это просто

воскресенье суббота дружба это не работа

дружба это не работа.



есть друзья, а для них у друзей нет выходных

есть друзья, а для них у друзей нет выходных

если свалится счастье, подели его на части,

и раздай всем друзьям - это просто

а когда будет надо, все друзья будут рядом,

чтоб включить тебе солнце или звёзды

воскресенье суббота дружба это не работа,

дружба это не работа.



есть друзья, а для них у друзей нет выходных

есть друзья, а для них у друзей нет выходных

если каждый друг по кругу другу протянет руку,

то будет видно в иллюминатор: дружба - это экватор.

если каждый друг планеты другу ромашкой помашет,

то станет ясно: дружба - это планета ромашек!

воскресенье суббота дружба это не работа

дружба это не работа.



есть друзья, а для них у друзей нет выходных

есть друзья, а для них у друзей нет выходных

у друзей нет выходных

у друзей нет выходных



На память о нашем уроке я дарю каждому из вас закладку для книги

с правилами толерантного общения:



  • Уважай собеседника.

  • Старайся понять то, о чем говорят другие.

  • Отстаивай свое мнение тактично.

  • Ищи лучшие аргументы.

  • Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

  • Стремись учитывать интересы других.













































Использованная литература

  1. Абдулкаримов Г.Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4.

  2. Гудошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44.

  3. Кленова Н.В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7.

  4. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8.

  5. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5.

  6. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2.

  7. http://www.atlaskin.21417s02.edusite.ru/

  8. http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru/p1aa1.html

  9. http://lasius.narod.ru/images/toler1.htm

  10. http://garmonija.ucoz.ru/publ/1-1-0-8

  11. http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=4040

  12. http://nsc.1september.ru/2002/21/7.htm

  13. http://malmyzh-sc1.ru/content/view/26/1

  14. http://tolerance.fio.ru/forum.php.

  15. http://kins07-oremif-nikol.narod.ru/p55aa1.html

  16. http://www.tolz.ru/library/?id=649

  17. http://image.websib.ru/05/text_article.htm?475

  18. http://www.vlivkor.com/2007/12/12/tolerantnost__preddverie_mira.html

  19. http://x-carp.narod.ru/Arhiv/lec/toleranty.htm

  20. http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

  21. http://www.youtube.com/watch?v=_j6IBdHW_rY

  22. Фотоматериалы с сайта : http://images.search.yahoo.com/search/images?p=tolerance+kids&ni=18&ei=UTF-8&fr=yfp-t-150&fr2=tab-web&xargs=0&pstart=1&b=1

























Пhello_html_m938c98f.jpgриложение

Закладки

hello_html_m53cff046.gif

hello_html_67a66ab5.png









hello_html_67a66ab5.png



hello_html_416729e.gif

hello_html_m938c98f.jpg





ТОЛЕРАНТНОСТЬ –ДОРОГА К МИРУ





hello_html_416729e.gifhello_html_67a66ab5.pnghello_html_m5e2051d9.gif

hello_html_m938c98f.jpg







hello_html_67a66ab5.png







Творческие работы учащихся:

Эмблема толерантности



hello_html_6f5f6689.gif











































hello_html_m5431af6.png





























hello_html_6e9a1316.png



























hello_html_m13839c70.png





























hello_html_3f398ce1.png















hello_html_m55dae422.jpg

hello_html_67a66ab5.png





























Букет толерантности

hello_html_m7bfc155e.jpg

























hello_html_m53b08c9b.jpg

























Дерево толерантности

hello_html_191c7116.jpg



hello_html_m6d01ca4.jpghello_html_65b5deed.gifhello_html_m624bbb4a.jpghello_html_m4d466bb7.pnghello_html_2deb9279.png


Методическая разработка уроков психологии для учащихся среднего звена «Толерантность – дорога к миру».
  • Школьному психологу
Описание:

Необходимость уроков нравственности по развитию толерантного сознания вызвана событиями, происходящими в мире. Проявление нетерпимости, непримиримости ведет к серьезным последствиям: от раздражительности, пренебрежения к другим до этнических чисток и геноцида.

 Нетерпимость способствует совершению преступлений. Она имеет широкий диапазон: оскорбления, насмешка, игнорирование, предубеждение, этноцентризм, поиск врага,  преследование, запугивание, дискриминация, расизм, ксенофобия, национализм, фашизм, империализм, эксплуатация, изгнание, репрессии, войны, терроризм.

            В этой связи важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры.

 

Прогнозируемый результат уроков.

 

Воспитание школьника в духе мира, прав человека и демократии. Данный проект должен привести к укоренению духа толерантности, развитию у школьников черт толерантной личности, способной понимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни, уметь предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственным путем.

Предполагаемый результат педагогической деятельности - самоактуализирующаяся личность, которой присущи:

Øактивное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

Øпринятие себя и других людей такими, какие они есть;

Øнепосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

Øсосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

Øобладание чувством юмора;

Øразвитые творческие способности;

Øнеприятие условностей, но без показного их игнорирования;

Øозабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

Øспособность к глубокому пониманию жизни;

Øустановление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

Øспособность смотреть на жизнь открытыми глазами,

          оценивать её беспристрастно, с объективной точки зрения;

Øнепосредственная включенность в жизнь с полным погружением внеё,

так, как это обычно делают дети;

Øпредпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных, путей;

Øумение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

Øоткрытое и честное поведение во всех ситуациях;

Øготовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны

большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

Øспособность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

Øприложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

 

Øумение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать   сопротивление других людей.

Автор Детянцева Людмила Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел
Просмотров 1128
Номер материала 43782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓