Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока внеклассного мероприятия по теме: «Экологический суд», 4 класс

Методическая разработка урока внеклассного мероприятия по теме: «Экологический суд», 4 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

г.Армавир










Методическая разработка урока внеклассного мероприятия по теме:

«Экологический суд», 4 класс








Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №9

Рябухина Наталья Петровна










Апрель, 2012г.





Цель: формирование экологической культуры, нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношении человека с окружающей средой;


Задачи:

- развивать гуманное отношение к окружающей среде;

- усвоение эстетических эталонов;

- эмоциональное восприятие природы.


Оборудование: слайды, макет человека на ватмане, украшение класса,

песня « Не дразните собак»


Ход праздника.


Ведущий 1: -Здравствуйте, друзья!

Ведущий 2: - Здравствуй природа!

Ведущий 3: -Здравствуйте, леса, реки, моря и озёра, поля и горы!


Ведущий 1: -Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Ведущий 2: -Здравствуйте звери: тигры, львы, слоны, волки!

Ведущий 3: - Если б человек каждый день вот так вот здоровался не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их.


Ведущий 1: -Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного или его меха.

Ведущий 2: - Кто-то хочет поохотиться в своё удовольствие, кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу — развлекается.

Ведущий 3: -Иногда слышишь: человек – царь природы. Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представит себе это невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Всё это щедро нам даёт природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем.




Слайд 1. Итак, суд. Суд над человеком.

Ведущий 1: ( Слайд 2) - Судьёй у нас будет Зубр. Может быть, вы не слышали о нём, но не могу не поделиться восхищением и уважением, которые вызывает у меня этот замечательный зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли.

Ведущий 2: (Слайд 3) - Главный обвинитель Тур. Я объясню, почему главным обвинителем выбрали именно Тура. Дело в том, что последний тур был убит в 17 веке.

Ведущий 3: ( Слайд 4,5) –Адвокат – защитник человека — Собака, помощник адвоката – Кошка. Присяжные заседатели – все те, кто находиться здесь за столом.


Судья: - Прошу внимания! Судебное разбирательство начинается! Слово главному обвинителю.

Тур: ( Слайд 6) – Мне трудно говорить. И не только потому, что меня уже давно не существует на свете. Я боюсь, что ещё много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять только одного: ведь человек сам – творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны и опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно.


Судья: - Давайте выслушаем свидетелей и со стороны обвинения, и со стороны защиты. Первый свидетель обвинения – Зебра - квагга.

Зебра – квагга: ( Слайд 7) – Я обвиняю человека в том, что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра – квагга. Когда люди стали осваивать Африку, они решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать « солнечных лошадок». Да разве только зебры? Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до прихода европейцев.

Судья: - Следующий свидетель – Бизон.

Бизон: ( Слайд 8) – А бизоны? К началу 20 века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. За один год охотник убивал не менее двух тысяч бизонов.

Судья: - Следующий свидетель – Странствующий голубь.

Странствующий голубь: ( Слайд 9) – Ещё один пример странствующий голубь. Последний странствующий голубь умер в зоопарке в начале 20 века. Огромные стаи этих птиц уничтожили ради вкусного мяса.

Судья: - Следующий свидетель – Морская корова.

Морская корова: ( Слайд 10) – Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

Судья: - Следующий свидетель – Дронт.

Дронт: ( Слайд 11) – Крупная нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на земле: люди убили их всех.

Судья: - Следующий свидетель – Ливанский кедр.

Ливанский кедр: ( Слайд 12) – Обратимся теперь к судьбе флоры. Ливанский кедр. Когда-то это дерево росло повсюду, но его решили обменять на канаты, полотно, золото, на другие товары, которые привозили из Египта. И вот результат: сейчас только в Ливане осталась роща из 400 деревьев.


Тур: - Где бы не появлялся человек, он всегда чего-нибудь разрушал, кого-то убивал. А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами своего непонимания или недопонимания. Отравлены воздух, реки. Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!

Зубр: - Какое наказание, по-вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?

Тур: - Он наказал и продолжает наказывать себя сам. Впрочем, своё мнение я выскажу позже.

Зубр: - Теперь слово защите.

Собака: - Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним – человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

Обвинитель: - Уважения?

Кошка: - Да! Да! Кто, как не мы, домашние животные, знаем человека?

Обвинитель: - Смешно! Вы же от него зависите во всём. Вам не выгодно его обвинять, а иначе кто даст вам пищу, питьё?

Собака: - А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, то есть там, где природе был нанесён такой сокрушительный удар. В Америке же был создан первый национальный парк в 1872 году.


Судья: - Продолжаем слушать свидетелей. Следующий свидетель – Воздух.

Воздух: ( Слайд 13) – За год только углекислого газа выбрасывается в атмосферу 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой – появляются озоновые дыры: постоянная – над Антарктидой, временами расширяющая, временами уменьшающаяся – над Арктикой, над районом Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. А если сюда добавить выхлопные газы от транспорта, котельных, заводов химической промышленности?

Судья: Свидетель Вода.

Вода: ( Слайд 14) – Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы поступает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Сена, Дунай, Волга, Рейн купаться вообще нельзя.


( Слайд 15) В сибирских реках, из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков, появились микроорганизмы, очень вредные для здоровья человека и животных.


( Слайд 16) Байкал из-за закрытого нынче бумажно-целлюлозного комбината теряет способность самоочищаться: омуль еле шевелится. Весь мир облетели снимки плачущей нерпы. Байкал содержит 1/3 мировых запасов пресной воды. В реке Амур столько минеральных удобрений, что дети после купания покрываются сыпью.

В организмах рыбы происходит мутация: увеличивается печень, рыбы рождаются с двумя хвостами. Ханкайская низменность—вода загрязнена пестицидами на глубину 20 м, а в почве – 2-3% гумуса, что изменило состав воды; более 100 тысяч человек живёт на привозной воде.

Юг Приморья. В мае здесь сильно обрабатывают лес пестицидами, которые попадают в воду.

Бухта Находка, золотой Рог, Амурский залив потеряли своё промысловое значение из-за загрязнённости. В результате медузы-крестовики стали агрессивными и нападают на человека.

Золотой Рог, красивейшая бухта, мертва. На её дне полуметровый слой мазута. Нужны миллионы рублей для её очистки.

Судья: - Свидетель Почва.

Почва: ( Слайд 17,18,19) –Почва образуется очень медленно, нужны сотни и тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно ¼ часть всех плодородных земель. Освоение целинных и залежных земель велось безграмотно. Первые 5 лет мы давали хорошие урожаи.

Но суховеи поднимали сотни тонн гумуса – «плодородного слоя» и уносили к подножию Тянь-Шаня. Человек стал вносить горы минеральных удобрений. Происходило засаливание земель, отравление почвы и людей. Люди испортили почву Приханкайской низменности, где выращивали рис.


Судья: - Слово защите.

Собака: - Да, аргументы весомые. Но ведь человеку нужна вода: чтобы получить одну иону стали необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить одну тонну бумаги необходимо 250 т воды.

И человек стал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют. Человек старается сократить выбросы в атмосферу. Сокращает человек и выбросы двуокиси углерода машинами. Начали выпускать машины с двигателями, работающими на газе, солнечных батареях.


Судья: - Продолжаем слушание свидетелей. Приглашаются бабочка Аполлон и Махаон.

Аполлон: ( Слайд 20) – И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а затем заповедники с парками создают. Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать.

Махаон: - Как же простить, если до сих пор меня ловят все, кому не лен. Как я жалею, что родилась такой красавицей.

Судья: - Все ловят! И птицы?

Аполлон: - О нет, я имела в виду людей: и взрослые, и дети. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать нельзя, что я несъедобная. А в минуту опасности могу испугать птицу шипением.

Махаон: - Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полёте. С каждым годом нас становиться всё меньше и меньше.


Судья: - Послушаем следующих свидетелей. Цветы.

Мать-и-мачеха: ( Слайд 21) – И нас всё меньше и меньше. Природой велено нам зацветать рано. И человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой срывает нас только для того, чтобы подержать в руках. Сорвёт, помнет, помнет пальцами, а потом забросит. Ведь мы могли бы ему помочь, сорви он нас по всем правилам и в определённое время.


Ведущий:- О какой помощи говорит мать-и-мачеха? (Мать-и-мачеха – целебное растение. Из неё готовят лекарство от кашля).


Мать-и-мачеха: - А, кроме того, мы очень выручаем пчёл весной, они с трудом разыскивают себе питание – ведь цветов мало. А к нашим цветкам пчёлы летят охотно.

Судья: - Следующий свидетель – Ландыш.

Ландыш: ( Слайд 22) – А людям всё равно. Они рвут и меня, не задумываясь. А ведь чтобы я зацвёл, с того времени, как упало семечко в землю, должно пройти 10 лет. Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс успеют закончить школу.

Судья: - Но вас, уважаемый ландыш, рвут и в целебных целях?

Ландыш: - Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. А ведь когда-то обо мне люди складывали легенды, устраивали праздники. Например, во Франции и у североамериканских индейцев я был священным цветком. Сейчас из меня изготавливают ландышевые капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же я получаю за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите. А мой друг, Ягель?

Если по нему пройдёт человек, цветок будет восстанавливаться 30 лет, а после гусеничной машины и все 100 лет.

Судья: - Следующий свидетель – Колокольчик.

Колокольчик: ( Слайд 23) – У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько их занесено в Красную книгу?

Венерин башмачок: ( Слайд 24) – В Приморье так безжалостно рвут Венерин башмачок, а он зацветает на 18 году жизни.

Мы уменьшаем содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тысяч видов высших растений.


Судья: - Следующий свидетель – Лягушка.

Лягушка: ( Слайд 25) – Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы, лягушки, на наше горе, относимся к нелюбимым человеком существам, к «противным». И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2% вредных насекомых. Это огромное количество. Как жаль. Что мы беззащитны и беспомощны.


Судья: - Следующий свидетель – Сова.

Сова: ( Слайд 26) – Все группы животных интересны. Но наибольший интерес у «любителей» природы вызываем мы, птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то нужно чучело, кому-то пух, кому-то мясо. А меня. Сову, человек считает предвестницей несчастья. Да, кричим мы страшно, но пользу приносим большую, уничтожая грызунов. Вы уже слышали об исчезновении странствующих голубей и дронтов. Я хочу дополнить. Уже нет ни одного Мо – эту птицу, достигающую в высоту 3,5 метра, уничтожили в 19 веке.

За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц.


Судья: - Мы выслушали свидетелей. После всего, что мы здесь узнали, что же нам делать с человеком?

Собака:- На всяком суде даётся слово обвиняемому. Послушаем человека.



Человек:- ( Слайд 27) – Я не буду оправдываться. Я хочу

попросить у вас прощения, хотя от этого вам не будет легче.


Собака:- А я хочу вам вот что сказать. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить. Именно человек создал Красную книгу. Именно он создаёт заповедники и охраняет их. К нашему счастью люди на Земле разные, кому, как не вам. Уважаемый Зубр не знать об этом?

Судья: - Да! Не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.

Тур:- Но именно благодаря людям вы чуть не исчезли с лица Земли.

Аполлон:- Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?

Судья: - К сожалению, зависим!

Цветы:- Ужасно! Ужасно! Мы погибли!


Кошка:- Хотя и домашнее животное, а с вами согласна. Ужас! Сколько раз меня человек выгонял из дома. Бросал где попало…

Тур:- Видите? Уже и защитники стали обвинителями.


Судья: - Какое решение нам принять? Прошу внимания!

Внимательно изучив материалы дела. Мы установили, что каждому пятому виду зверей, каждому четвёртому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность. 25000 видов высших растений планеты на грани уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезло 77 видов зверей и несколько сот видов растений, 26 видов птиц…

В кризисном состоянии. Приближающемся к катастрофическому, находятся крупнейшие агломерации Москвы и Санкт – Петербурга, Среднее Поволжье и Прикамье, западная часть Кольского полуострова. Промышленная зона Урала и Кузбасса.

Непосредственную угрозу представляют также загрязнения Чёрного и Азовского морей в пределах курортных зон, загрязнение вод в бассейне Волги и Каспийского моря.

Надо признать кризисной ситуацию на Байкале. Длительный, в течение 20 лет, сброс 40% всех загрязнённых стоков региона в озеро повысил температуру воды до + 12 градусов С и выше, загрязнение донных отложений Байкала отмечено на площади 20 квадратных км, выросла мутность воды.



РЕШЕНИЕ: пусть Человек исправит то. Что пока ещё можно исправить. А если не исправит? Тогда его постигнет участь Тура: его не станет. Ведь без всех нас и ещё многих, без чистого Воздуха, чистой Воды и многого другого он не сможет выжить.



Лягушка:- Получается так, что человек сам себе подписывает смертный приговор!

Судья: - Получается так!

Все:- Какой ужас!



СТИХИ: Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.


Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету.

Чёрные…

Сотрёшь ли, человек?

Слайд 29

Смотрю на глобус – шар земной.

И вдруг вздохнул он, как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги».


Слайд 30

В тревоге рощи и леса.

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги».


Слайд 31

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».


Слайд 32

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги.

Ты береги нас, береги».


Слайд 33

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу…»



Слайд 34 22 апреля День Земли


Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.



Методическая разработка урока внеклассного мероприятия по теме: «Экологический суд», 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка урока внеклассного мероприятия по теме:

 «Экологический суд», 4 класс

Цель:     формирование экологической культуры, нового  образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношении      человека с окружающей средой;

 

Задачи: 

              - развивать гуманное отношение к окружающей   среде;

              - усвоение  эстетических эталонов;

              - эмоциональное восприятие природы. 

 

Оборудование: слайды, макет человека на ватмане, украшение класса,

                           песня     « Не дразните собак»      

 

Автор Рябухина Наталья Петровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 505
Номер материала 51253
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓