Главная / Технология / Методическая разработка урока технологии (технический труд) "Геометрическая резьба" ( 7 класс)

Методическая разработка урока технологии (технический труд) "Геометрическая резьба" ( 7 класс)

Название документа Геометрическая резьба.pptx

Учитель технологии МКОУ Добрятинская СОШ Курахина Н.Н. Геометрическая резьба
шкатулка блюдо
ЗАХВАТ РЕЗЦА При резьбе на себя (способ 1) При резьбе на себя (способ 2) При ...
Сколышки Пирамидки
Витейка Змейка Бусины(ромбы) Цепочка
ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ДВЕРКИ ШКАФА ВЫПОЛНЕННЫЕ В ТЕХНИКЕ ТРЁХГРАННО- ВЫЕМЧАТО...
Глазки Звёздочка Соты: выпуклые (а) и вогнутые (б) Лесенка
Розетка Сияние Паутинка (морщинки, насечка)
ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕЗЦА
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАТОЧКЕ РЕЗЦА
ЗАТОЧКА РЕЗЦА Заточка на электроточиле Правка на оселке
Кухонные доски
Правила резьбы. Срез делается сразу одним движением за исключением рисунка с ...
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕЗЬБЫ НОЖОМ КОСЯКОМ НЕЛЬЗЯ ДЕРЖА...
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНИК ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД 7 КЛАСС Казакевич .Г.А. Моле...
1 из 19

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Учитель технологии МКОУ Добрятинская СОШ Курахина Н.Н. Геометрическая резьба
Описание слайда:

Учитель технологии МКОУ Добрятинская СОШ Курахина Н.Н. Геометрическая резьба

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 шкатулка блюдо
Описание слайда:

шкатулка блюдо

№ слайда 4 ЗАХВАТ РЕЗЦА При резьбе на себя (способ 1) При резьбе на себя (способ 2) При рез
Описание слайда:

ЗАХВАТ РЕЗЦА При резьбе на себя (способ 1) При резьбе на себя (способ 2) При резьбе от себя

№ слайда 5 Сколышки Пирамидки
Описание слайда:

Сколышки Пирамидки

№ слайда 6 Витейка Змейка Бусины(ромбы) Цепочка
Описание слайда:

Витейка Змейка Бусины(ромбы) Цепочка

№ слайда 7 ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ДВЕРКИ ШКАФА ВЫПОЛНЕННЫЕ В ТЕХНИКЕ ТРЁХГРАННО- ВЫЕМЧАТОЙ Р
Описание слайда:

ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ДВЕРКИ ШКАФА ВЫПОЛНЕННЫЕ В ТЕХНИКЕ ТРЁХГРАННО- ВЫЕМЧАТОЙ РЕЗЬБЫ НАСТЕННЫЕ ПАННО

№ слайда 8 Глазки Звёздочка Соты: выпуклые (а) и вогнутые (б) Лесенка
Описание слайда:

Глазки Звёздочка Соты: выпуклые (а) и вогнутые (б) Лесенка

№ слайда 9 Розетка Сияние Паутинка (морщинки, насечка)
Описание слайда:

Розетка Сияние Паутинка (морщинки, насечка)

№ слайда 10 ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕЗЦА
Описание слайда:

ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕЗЦА

№ слайда 11
Описание слайда:

№ слайда 12 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАТОЧКЕ РЕЗЦА
Описание слайда:

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАТОЧКЕ РЕЗЦА

№ слайда 13 ЗАТОЧКА РЕЗЦА Заточка на электроточиле Правка на оселке
Описание слайда:

ЗАТОЧКА РЕЗЦА Заточка на электроточиле Правка на оселке

№ слайда 14
Описание слайда:

№ слайда 15
Описание слайда:

№ слайда 16 Кухонные доски
Описание слайда:

Кухонные доски

№ слайда 17 Правила резьбы. Срез делается сразу одним движением за исключением рисунка с бол
Описание слайда:

Правила резьбы. Срез делается сразу одним движением за исключением рисунка с большими элементами. Соблюдение одного угла наклона в работе над всей композицией обязательно, если не предусмотрены варианты. При возможности не подрезайте против на-правления слоя дерева могут быть сколы. Производите резьбу прочным, но тонким косяком, чтобы меньше раздвигал слои.

№ слайда 18 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕЗЬБЫ НОЖОМ КОСЯКОМ НЕЛЬЗЯ ДЕРЖАТЬ
Описание слайда:

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕЗЬБЫ НОЖОМ КОСЯКОМ НЕЛЬЗЯ ДЕРЖАТЬ СВОБОДНУЮ РУКУ ПЕРЕД РЕЖУЩИМ ИНСТРУМЕНТОМ. ПРИ РЕЗЬБЕ ВЫРЕЗАЕМУЮ ДОСКУ СЛЕДУЕТ ПРИЖИМАТЬ К УПОРУ. ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТАТЬ КОСЯЧКОМ С ТРЕСНУВШЕЙ НЕПЛОТНО НАСАЖЕННОЙ РУЧКОЙ. РАБОТАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ХОРОШО ЗАТОЧЕННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ Во время работы не отвлекайтесь, не вертитесь, говорите тихо, не размахивайте инструментом. Не ходите по мастерской с режущим инструментом, а если появилась необходимость, то несите его режущей кромкой вниз в конце занятий: Сдайте режущий инструмент учителю или дежурному. Покажите проделанную работу. Поставь отметку в дневник. Убери своё рабочее место.

№ слайда 19 ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНИК ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД 7 КЛАСС Казакевич .Г.А. Молева.
Описание слайда:

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА УЧЕБНИК ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД 7 КЛАСС Казакевич .Г.А. Молева. Москва « Дрофа» 2008 год. «Домовая резьба» В.Г.Буриков. В.Н.Власов. Москва «Нива России» 1993 год. «Резьба по дереву». Пособие для учителя 2-е издание Москва Просвещение 1985 год. А.С. Хворостов. М.Д.Ильяев. «Прикоснувшись к дереву резцом». Москва «Экология» 1996г. Альбом «Резьба по дереву» К.А Туманян выпуск 9 М. Народное творчество 2004 год. Основы мастерства резчика по дереву А.А.Логачёва.Москва Народное творчество 2002г.

Название документа Технология резьбы по дереву.docx

Технология геометрической резьбы по дереву.

Геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков; треугольник, ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиция узоров в трёхгранной резьбе в основном создаются из сочетания этих элементов.


МАТЕРИАЛЫ.

Для учебной резьбы применяют древесину, обладающую равномерным однородным строением, без резко выраженных слоёв.

Как вы знаете, все древесные породы разделяются по твёрдости на три группы: очень твёрдые, твёрдые и мягкие.

Лучше работать на мягких породах древесины – липа, ольха, осина.

ЛИПА - мягкая, достаточно вязкая древесина однородного строения. Она одинаково легко режется вдоль и поперёк волокон. Липу как поделочный материал издавна применяли русские мастера в резных и токарных работах. Особенно широко её использовали в 17 в- 18в. при создании церковного и светского декоративного убранства. Можно использовать древесину красной и чёрной ольхи. Это также однородный, матовый, светло- коричневый, вязкий материал, легко поддающийся обработке, хотя на вид она кажется очень твёрдой.

Исконно русским резным материалом считается белая твёрдая и упругая берёза. Она режется значительно труднее, но превосходит ольху и липу по другим качествам. Наиболее ответственные работы, требующие прочности и долговечности, выполняют из берёзы.

Дуб считается классической резной породой. Несмотря на крупнотекстурное полосатое строение, он обладает однородной плотностью на тёмных и светлых участках годичных слоёв, вязкостью и необычайной прочностью, позволяет выполнять как монументальные, так и камерные композиции.

Осина.

Её серебристая, светящаяся древесина обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы. Осина чрезвычайно широко распространена на территории нашей страны, её следует считать одной из основных пород для занятий.

На определённом этапе, когда познана технология, изучены приёмы и методы работы, можно вырезать и на хвойных породах ярко выраженная полосатая текстура даёт выразительную резьбу.

Практически любая древесина может быть применена в резьбе, лишь бы задуманные композиции отвечали механическим и декоративным свойствам соответствующих пород.

Инструменты.

Набор косячков

Разметочный инструмент.

Этапы выполнения резьбы.

Резьбу по дереву, как и каждый вид художественной обработки разбивается на этапы выполнения ( порядок выполнения)

  1. Выполнение орнамента, рисунка на бумаге.

  2. Подготовка деревянной поверхности.

  3. Нанесение орнамента

  4. Непосредственный процесс резьбы.

  5. Отделочные операции.


Выполнение резной композиции.

Характер рисунка диктуется техникой резьбы. Чёткое геометрическое построение изображения в целом и каждого элемента в отдельности необходимо при трёхгранной резьбе. Чёткость узора – одно из основных требований, предъявляемых к геометрической резьбе.


В трёхгранно-выемчатой технике можно выполнять не только геометрические орнаменты. Упрощение и смелая переработка предметов окружающего мира в соответствующие образы позволяют передавать в этой технике фигуры людей, животных, растений. Нужно только найти ту степень обобщения, которая позволяет сохранять характер изображаемого объекта в столь своеобразной трактовке. Композицию в резьбе отличают рациональная простота, неброская, но подлинная красота, нежный светотеневой узор

Существуют традиционные правила составления композиции.

Если, например, создается композиция в круге ( блюдо, декоративная тарелка) то всю поверхность делят концентрическими кругами на зоны. В центре основной мотив типа розетки. По внешним участкам размещают вспомогательные, ритмически чередующиеся узоры. В творческой работе установленные каноны могут служить отправной точкой для свободного сочинения композиции.

Подготовка деревянной поверхности .

Деревянная поверхность под резьбу может быть подготовлена вручную или на токарном, фуговальных и тр. станках. Плоские заготовки рекомендуется обрабатывать механически на рейсмусовом станке. Если строгать вручную, то на свилеватых волокнах нередко остаются задиры и заколы. При станочном оборудовании можно получить чистую, гладкую поверхность. Не надо строганную поверхность шлифовать наждачной шкуркой, т.к. мелкий абразивный порошок, забиваясь в поры дерева, быстро тупит ножи и стамески.

Выполнение резьбы.

Учитель показывает резание на материале и рассказывает. Вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке , кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам. Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы - трёхгранно выемчатая. Трёхгранно-выемчатая, геометрическая резьба состоит из целого ряда элементов, возникших в результате многовекового опыта народных резчиков: треугольник , ромб, змейка, витейка, ёлочка, квадрат, соты, звёздочка, сияние, розетка и др. Композиция узоров в геометрической резьбе в основ-ном создаётся из сочетания этих элементов. Но тот, кто занимается резьбой, могут вырабатываться и свои узоры.

При срезании треугольников, небезразлично в какой последовательности это делать. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою. Если же удалить сначала два других треугольника, то этот не срежется, а сколется, т.к. вокруг него всё будет углублено. Плоскость будет волокнистой, шероховатой, неопрятной. Нужно будет обязательно делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Когда же первым срезают треугольник, расположенный по волокнам, по слою то у него есть опора. Поэтому, не скалываясь, он срезается нормально.

Следует иметь в виду, что трудность выполнения разных элементов зависит не только от твёрдости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям.

Наиболее сложно выполнить различного рода сияния. Тут есть ряд особенностей. Накалывают сияния при резьбе по-разному. Если порода мягкая, однородная (липа, осина, ольха) можно делать наколку лишь по коротким лучам треугольника. Затем, срезав этот маленький треугольничек, сразу без центрального надреза, удаляют длинные треугольники. Если же резьбу делают на хрупких или твёрдых породах, то нужен и центральный надрез по длинному лучу треугольника. Только надрез нужно делать так, чтобы нож постепенно и равномерно выходил из глубины дерева на поверхность к центру сияния. Около центра, где сходятся узкие треугольники, ни в коем случае нельзя делать глубокий надрез. Иначе в этом месте волокна сколятся и центр сияния будет выщербленным. Исправить этот дефект будет очень трудно.

Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор.

Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку , направляет острие ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.

Отделочные операции.

К отделочным операциям относятся шлифование резной поверхности, тонирование различными красителями, нанесение прозрачного покрытия, обжиг паяльной лампой и т.д.

Название документа технологическая карта урока.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель технологии Курахина Н.Н. МКОУ Добрятинская СОШ:

Предмет : Технология

Класс: 7

Урок : изучение нового материала.

Тема урока: Геометрическая резьба - как один из видов декоративно-прикладной обработки древесины.

Базовый учебник: Технический труд 7 класс.

Цели урока:. Формировать навыки в выполнении геометрической резьбы; показать учащимся приёмы выполнения резьбы; воспитывать дисциплинированность, аккуратность, и бережное отношение к материалам.

Планируемые результаты обучения: Научить выполнять геометрическую резьбу

Личностные : Формирование эстетических потребностей ценностей и чувств, развитие навыков сотрудничества ,формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные : Формирование умения понимать причины успеха в учёбе, готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение познавательной и личностной рефлексии.

Предметные: Углубить знания об декоративной обработке древесины, научить вырезать геометрическую резьбу.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Выделяют и формулируют познавательную цель.

Осознанно и произвольно определяют последовательность и технологии выполнения.

Коммуникативные УУД

Умение слушать и слышать друг друга. Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать.

Регулятивные УУД

Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

Личностные УУД

Доброжелательное отношение к окружающим.

Потребность в самовыражении и самореализации.


Тип урока:

Основные понятия , применяемые на уроке: геометрическая резьба, сколошки, треугольники, ромбы, витейка, змейка. сияние.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история,

Ресурсы:

- поделки выполненные в стиле геометрической резьбы

- разделочные доски выполненные в стиле геометрической резьбы.

- плакат с геометрическими орнаментами.

- альбом для резчиков по дереву.

- столярный верстак, нож-косяк,

- заготовки из древесины осины, липы,


Технологическая карта урока

Этапы урока

Приемы обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Приветствие

Проверка явки учащихся;

Заполнение классного журнала;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.


3. Актуализация знаний

Обобщающая беседа с учащимися

Учитель обсуждает правила выбора материала для изготовления разделочной доски и дополняет ответы учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Личностные: готовность к равноправному сотрудничеству.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

4.Объяснение нового материла

Презентация к

уроку

Рассказ темы с применением презентации к уроку. Мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

Показ приёмов вырезания геометрического «треугольника»

Приёмы накалывания и вырезание треугольника.

Техника безопасности. Приложение №1.


Слушают, делают записи в тетрадях.

Учащиеся обдумывают учебные действия, строят план на достижение цели




Познавательные: извлечение необходимой информации из текста.


Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

5.Перввичное закрепление

Индивидуальная работа

Контролирует выборочно ответы учащихся на вопросы. Приложение №2.


Отвечают на вопросы раздаточного материала и проговаривают последовательность выполнения резания треугольника Приложение №3.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: определение последовательности и технологии выполнения.

5. Динамическая пауза

Физкультминутка под музыку.

Учитель вызывает физоргов класса и они показывают упражнения на снятие усталости в плечевом суставе, упражнение для глаз.


Выполняют упражнения


6. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

Индивидуальное выполнение задания.


Следит за правильностью приёмов черчения орнамента на дощечку, оказывает помощь.

Контролирует правильность рабочей по

зы и хватки инструмента, соблюдение правил безопасности труда.

Предупреждает возможные типичные ошибки.

Учащиеся организуют своё рабочее место, выбирают заготовку, переносят

свой рисунок. .Приложение №4

Приступают к выполнению выпиливания игушки.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

7. Домашнее задание


Записывает на доске п.8стр 27-30.

Записывают в дневник

домашнее задание.



8. Рефлексия деятельности

Продолжить предложение.

«Тот, кто в жизни сделал красивое хоть раз, плохо сделать уже не захочет» С.Фёдоров.

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Учащиеся вступают в дискуссию.

Личностные: адекватное понимание причин успеха.

Коммуникативные: Формулирование своего мнения, учёт разных мнений.


Познавательные: контроль и оценка процесса результатов деятельности.



Список литературы: Технический труд учебник 7 класса под редакцией В.М. Казакевича. Г.А. Молевой. М. : Дрофа 2008.

« Домовая резьба» В.Г.Буриков. В.Н.Власов. Москва «Нива России» 1993 год.

Альбом для резчиков. К.А.Туманян выпуск 9 М. Народное творчество. 2004г.

« Резьба по дереву « А.С.Хворостов. пособие для учителя 2-е издание. Москва. Просвещение.1995 год.

«Прикоснувшись к дереву резцом» М.Д.Ильяев М.» Экология» 1996г.

Приложение №1.

Правила безопасности при выполнении резьбы.

1. Работать можно только хорошо заточенным инструментом.

2.Во время резьбы следует прижимать заготовку к упору на верстаке.

3. Запрещается работать косяком с треснувшей или неплотно насаженной ручкой.

4. Во время работы нельзя низко наклоняться над заготовкой.

5.При выполнении резьбы ножом-косяком нельзя держать свободную руку перед режущим инструментом.

6. Приступать к резьбе только с разрешения учителя.

7. Не ходить по мастерской с режущим инструментом, если появилась необходимость, несите его в футляре или кромкой вниз.

8. Во время работы не отвлекайся, говорить тихо и только о деле.

Приложение №2.

Раздаточный материал.

- расскажите, древесину каких пород лучше использовать для выполнения геометрической резьбы.

- каким инструментом выполняется геометрическая резьба

- как выполняется резание треугольника.

- почему этот вид декоративно-прикладной обработки древесины называют геометрической резьбой.?

- подумайте как следует подрезать грани на берёзовой заготовке.

Приложение №3.

Последовательность выполнения резьбы

1. Выбрать заготовку, при разметке можно пользоваться готовыми композициями, а можно составлять их самостоятельно.

2. Начертить геометрический орнамент на бумаге

3. Перенести орнамент или композицию на доску.

4. Непосредственный процесс резьбы

5. Отделочные операции





Приложение №4.

Рисунки

C:\Users\Курахина НН\Desktop\Геом\IMG_0030.jpgC:\Users\Курахина НН\Desktop\Геом\IMG_0024.jpgC:\Users\Курахина НН\Desktop\Геом\IMG_0026.jpgC:\Users\Курахина НН\Desktop\Геом\IMG_0023.jpgC:\Users\Курахина НН\Desktop\Геом\IMG_0025.jpgC:\Users\Курахина НН\Desktop\Геом\IMG_0027.jpgC:\Users\Курахина НН\Desktop\Геом\IMG_0029.jpgC:\Users\Курахина НН\Desktop\Геом\IMG_0028.jpg



Методическая разработка урока технологии (технический труд) "Геометрическая резьба" ( 7 класс)
  • Технология
Описание:

Разработка состоит из трех частей: технологическая карта урока, презентация и подробное описание технологии резьбы по дереву.

Технологическая карта составлена согласно требованиям ФГОС: выдержана структура урока, прописаны УУД на каждом этапе урока.

Презентация состоит из 19 слайдов, демонстрирующих разновидности геометрической резьбы, их применение в быту; приборы для выполнения данной резьбы - их изготовление и заточка.

Описание технологии резьбы по дереву содержит: сравнительную характеристику структур пород дерева; основные этапы выполнения геометрической резьбы.

Разработка предназначена для учителей технологии (технический труд).

Автор Курахина Нина Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 2633
Номер материала 49453
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓