КОНСПЕКТ УРОКА ПО
ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ТЕМУ:
« ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
(ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ
РАДОНЕЖСКИЙ)
Выполнила
: учитель школы 1467
Дресвянникова Е.И.
Москва
2014 г.
Тема: ИГУМЕН ЗЕМЛИ
РУССКОЙ.
( тематическая беседа с
показом слайдов )
Цели:
1.На примере духовного подвига
Сергия Радонежского показать, как важно каждому из нас работать над собой,
уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага.
2.Развивать умение анализировать
ситуации, давать оценку поступкам.
3.Способствовать пониманию
учащимися нравственных ценностей христианства и принятию этих ценностей.
4.Стремиться пробудить у учащихся
интерес к жизни православных святых земли Русской ,к книгам духовного
содержания.
Форма урока :тематическая беседа с показом
слайдов.
Оборудование: книги по тематике,
мультимедийные средства.
Понятия: Преподобный ,житие, Лавра ,
Псалтирь, келья, литургия,обитель.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Эмоциональный настрой.
(звучит духовная музыка
И.С.Баха.)
2.Вступительное слово учителя.
-- Сегодня мы будем говорить о
великом человеке, которого почитают на нашей русской земле многие века, многие
поколения, Преподобном Сергии Радонежском.(слайд 1)
Сергий любил свою Родину и верил в творческие
силы своего народа, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и
совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу
жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на
государственное бытие и развитие. Сегодня духовное начало продолжает оставаться
главным залогом успешного развития России и нам по примеру Сергия Радонежского
надо , прежде всего , научиться служить ближнему, своими добрыми делами и
поступками увеличивать положительный потенциал нашего общества.
3.Учитель: Какой вывод можно
сделать из факта ,что о Сергии Радонежском писали Ключевский В.И .-историк ,
академик Д.Лихачев ,знаменитый художник Н.Рерих, Патриарх Московский и Всея
Руси Алексий 11 и др.?
(Ребята излагают предположения ,отвечая
на вопрос)
Сергия называли «Благодатный
воспитатель русского народного духа», «Игумен земли русской», «Великий
водитель».
«С тех пор ,как существует православная
Россия, в ней не было еще такого светлого и чудного торжества, какое
совершалось 25 сентября 1892 года в Свято-Троицкой Лавре , а с нею и
первопрестольной столице и во всей России…»- писали более ста лет назад. В
сентябре 1892 года, за несколько дней до 500-летия блаженной кончины
Преподобного Сергия в Лавру пришли крестные ходы из Москвы, Суздаля, Коврова и
многих городов России. Только в Московском крестном ходе приняли участие около
100 тысяч человек. Все они, несмотря на холодный дождь, шли поклониться гробу
святого…
Учитель: (ключевые вопросы урока)
-- Почему, за какие заслуги так почитали
мощи Преподобного Сергия и князья, и цари, и все слои общества?
-- Чем заслужил он такое признание?
На эти вопросы мы попробуем сегодня
ответить.
4.Ученик: (заранее подготовленный
рассказ о детстве Варфаламея , используя иллюстрацию картины М. Нестерова «
Видение отрока Варфаламея»)
Преподобный Сергий, в миру Варфоломей,
происходит от благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. (слайд 2) Семи
лет отдан был обучаться грамоте ,но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он
днем и ночью молил Господа о помощи в учении. Однажды в поле, куда Варфоломей
пошел отыскивать коней , он увидел под дубом незнакомого старца, которому и
поведал скорбь своей души. Старец вынул частицу просфоры и , благословив,
сказал: « Возьми, чадо ,и съешь». Он проводил отрока до дома и остался
ненадолго, а тот побежал в домашнюю часовенку молиться. И случилось чудо:
Варфоломей открыл Псалтирь и начал внятно читать!(слайд 3)
« Сын ваш многих поведет за собой к
уразумению божественных заповедей», -- сказал монах изумленным родителям и
вышел из дому, а за воротами вдруг исчез …Этот случай произвел огромное
впечатление на мальчика. И до этого набожный, после встречи с монахом он стал
молиться еще ревностнее.
5. Учитель: Дополнение и обобщение
рассказа. Вопросы к учащимся:
-- Какие черты характера уже
проявились в детстве?
-- Что особенно привлекло
ваше внимание?
6.Ответы учащихся.
7. Динамическая пауза.
8.Учитель: ( продолжение беседы ).
Вскоре семья переехала в город
Радонеж. Состарившись , родители по- тогдашнему обычаю, решили уйти в
монастырь, где в 1337 году мирно скончались.
После кончины родителей Варфоломей
оставил часть имущества брату Петру, остальное раздал нищим и вместе со старшим
братом Степаном ушел в лес. На берегу реки Кончуры они выстроили деревянную
церковь и кельи. Игумен одного из ближайших монастырей подстриг 23-летнего
Варфаламея под именем Сергий. Так начался его долгий путь в монашестве…(слайд
4)
В 1340 году брат Степан ушел в
московский Богоявленский монастырь. Сергей остался один в дремучем лесу среди
диких зверей. (слайд 5) Дни текли в непрестанной борьбе с природой и собственными
слабостями и соблазнами. Мало-помалу укреплялся его дух, открывались тайны
мироздания. Люди приходили беседовать с ним , а кое- кто оставался. Монахи –
странники рубили кельи, устраивали нехитрое жилье. (слайд 5)
Так возникла Троицкая лавра.(слайд)
Сергий постоянно трудился, делая
сам всю крестьянскую работу .(слайд 6,7,8) Он умел строить избы и церкви , сам
шил себе и братии одежду, носил на плечах дрова из леса, «и, разбив и наколов,
на поленья разрубив, разносил по кельям ( своей братии), толок зерно и
жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду он кроил и шил; и из
источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору
носил и каждому у кельи ставил». Так написано в Житии святого.
Крестьянский труд был для Сергия
актом христианского смирения. Даже служение Богу ( совершение литургии)
соединялось у него с простым крестьянским трудом. Был он « учителем и
исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».
Сергий — один из самых
популярных среди русского крестьянства святых. Он был хорошо известен уже при
жизни, но оставался очень скромным и тихим тружеником.
Это особенно видно по эпизоду,
когда преподобный работал на огороде и не был узнан приехавшим ему поклониться
крестьянином. Сергий был очень обрадован тем, что тот не признал в нем
прославленного игумена. Он первым подошел к крестьянину , поклонился ему ,
поцеловал с большой любовью и похвалил за то ,что тот гнушался им и принял за
нищего, « сироту».
Мир приходил к монастырю и
пытливым взглядом смотрел на чин жизни монашеской.
В монастыре все было скудно, «
нищенско… чего ни хватись, всего нет».Случалось вся братия по целым дням сидела
чуть ли не без куска хлеба. Но все были дружны между собой и приветливы к
пришельцам , во всем порядок и размышления, каждый делает свое дело, каждый
работает с молитвой и все молятся после работы.(слайд 7,8)
Мир видел это и уходил
одобренный и освеженный впечатлением о настоящем христианском братстве. « От
вековых бедствий люди оскудели нравственно, - писал Ключевский , - и не могли
не замечать в своей жизни недостатка этих первых основ христианского общежития
« , они чувствовали потребность в них. Пробуждение этой потребности и было
началом нравственного , а потом и политического возрождения русского народа. Пятьдесят
лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые
полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его
пустыне утешение и ободрение и , воротясь в свой круг , по каплям делились ими
с другими.
Этими каплями нравственного
влияния и выращены были два события.
Первое состояло в том , что
народ , привыкший дрожать при одном имени татарина , собрался наконец с духом и
не только встал на поработителей , но и пошел искать татарских полчищ в
открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной.(слайд 9,10)
В о п р о с к у ч а щ и м с
я : О каком событии идет речь ?
Ответы учащихся.
Второе : в жизни русских
монастырей со времени Сергия начался заметный перелом : заметно оживилось
стремление к иночеству. Из Куликова поколения и его ближайших потомков вышли
основатели 150 новых монастырей.
Таким образом , древнерусское
монашество было точным показателем нравственного состояния общества. Стремление
покидать мир усилилось не оттого , что в миру скоплялись бедствия , а по мере
того , как в нем возвышались нравственные силы.
Еще одним признаком перелома
стало изменение направления монастырской жизни со времен Преподобного Сергия.
До половины 14 века почти все монастыри на Руси возникли в городах или под их
стенами ; с этого времени начинается основание монастырей вдали от городов , в
лесной глухой пустыне.
Преподобный Сергий со своею
обителью и учениками был образцом и начинателем этого оживления монастырской
жизни , « начальником и учителем всем монастырям , иже в Руси « , как называет
его летописец.
Силы
Сергия Радонежского , его слава особенно ярко выступают на фоне того факта ,
что он решительно отказывался принять сан главы Русской Православной Церкви : «
От юности я не был златоносцем ; а в старости тем более желаю пребывать в
нищете « , и отказался принять от митрополита золотой крест митрополномочий , усыпанный драгоценными камнями. Вот
почему великий князь Дмитрий Иванович Московский перед выступлением в поход на
хана Мамая приехал к Сергию в обитель и просил благословения. Оно необходимо
было , чтобы огромная московская рать , большую часть которой составляли
крестьяне , почувствовала святость предстоящей войны. Послав в войско Дмитрия
двух монахов Пересвета и Осляблю , преподобный Сергий с особой убежденностью
показал , что сражение в войсках Дмитрия – святое дело. На это святое дело и
благословил он главного вождя русского ополчения , сказав : « Иди на
безбожников , и ты победишь.»
Учитель: Вопросы к учащимся, беседа по сказанному выше.
Учитель:
И сегодня Троице-Сергиева Лавра –
самое святое место в России.Идут и идут с 7 часов до 10 вечера люди. Идут
поклониться мощам Преподобного Сергия… Мерцают лампады, и в трепетной
тишине слышна одна незамысловатая ,короткая молитва.… « Преподобный наш отче
Сергий, моли Бога о нас…»
Кем же был этот человек ? Какими деяниями стяжал он себе
память людскую, не меркнущую 600 лет: Кем был он для России?
Философ Флоренский афористично написал : « Чтобы
понять Россию, надо понять Лавру , надо понять Сергия.
Учитель:
--- Ребята , попробуйте
ответить на вопросы , поставленные в начале урока.
1. П о ч е м у , з а
к а к и е з а с л у г и п о ч и т а л и и п о ч и т а ю т
Преподобного Сергия ?
2. Ч е м з а с л у ж и
л о н т а к о е п р и з н а н и е ?
7. Высказывания
учащихся.
8.Учитель:
Обобщая сказанное
учениками , следует завершить разговор словами из речи Патриарха Московского и
Всея Руси Алексия 2 на торжественном акте , посвященном 600-летию преставления
Преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1992 года : « В памяти народа имя
Преподобного Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с
борьбой за объединение разрозненных княжеств , с нашим национальным
всемирноисторическим подвигом на поле Куликовом и с расцветом золотого века
отечественной культуры. Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине
и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности , что
духовное начало и есть главное в жизни и что без этого начала жизнь и смерть
теряют свой смысл и значение…»
9.Рефлексия.
10. Домашнее задание :
прочитать одну из книг о Преподобном Сергии, представленную на выставке.
Приложение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.