Главная / История / Методическая разработка урока с презентацией по православной культуре.

Методическая разработка урока с презентацией по православной культуре.













КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ТЕМУ:

« ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

(ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ)










Выполнила : учитель школы 1467

Дресвянникова Е.И.





















Москва 2014 г.

Тема: ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ.


( тематическая беседа с показом слайдов )





Цели:

1.На примере духовного подвига Сергия Радонежского показать, как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага.

2.Развивать умение анализировать ситуации, давать оценку поступкам.

3.Способствовать пониманию учащимися нравственных ценностей христианства и принятию этих ценностей.

4.Стремиться пробудить у учащихся интерес к жизни православных святых земли Русской ,к книгам духовного содержания.



Форма урока :тематическая беседа с показом слайдов.


Оборудование: книги по тематике, мультимедийные средства.


Понятия: Преподобный ,житие, Лавра , Псалтирь, келья, литургия,обитель.




Ход урока


1.Организационный момент.

2.Эмоциональный настрой.

(звучит духовная музыка И.С.Баха.)


2.Вступительное слово учителя.

-- Сегодня мы будем говорить о великом человеке, которого почитают на нашей русской земле многие века, многие поколения, Преподобном Сергии Радонежском.(слайд 1)

Сергий любил свою Родину и верил в творческие силы своего народа, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Сегодня духовное начало продолжает оставаться главным залогом успешного развития России и нам по примеру Сергия Радонежского надо , прежде всего , научиться служить ближнему, своими добрыми делами и поступками увеличивать положительный потенциал нашего общества.



3.Учитель: Какой вывод можно сделать из факта ,что о Сергии Радонежском писали Ключевский В.И .-историк , академик Д.Лихачев ,знаменитый художник Н.Рерих, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий 11 и др.?

(Ребята излагают предположения ,отвечая на вопрос)

Сергия называли «Благодатный воспитатель русского народного духа», «Игумен земли русской», «Великий водитель».

«С тех пор ,как существует православная Россия, в ней не было еще такого светлого и чудного торжества, какое совершалось 25 сентября 1892 года в Свято-Троицкой Лавре , а с нею и первопрестольной столице и во всей России…»- писали более ста лет назад. В сентябре 1892 года, за несколько дней до 500-летия блаженной кончины Преподобного Сергия в Лавру пришли крестные ходы из Москвы, Суздаля, Коврова и многих городов России. Только в Московском крестном ходе приняли участие около 100 тысяч человек. Все они, несмотря на холодный дождь, шли поклониться гробу святого…



Учитель: (ключевые вопросы урока)



-- Почему, за какие заслуги так почитали мощи Преподобного Сергия и князья, и цари, и все слои общества?


-- Чем заслужил он такое признание?


На эти вопросы мы попробуем сегодня ответить.



4.Ученик: (заранее подготовленный рассказ о детстве Варфаламея , используя иллюстрацию картины М. Нестерова « Видение отрока Варфаламея»)



Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, происходит от благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии. (слайд 2) Семи лет отдан был обучаться грамоте ,но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа о помощи в учении. Однажды в поле, куда Варфоломей пошел отыскивать коней , он увидел под дубом незнакомого старца, которому и поведал скорбь своей души. Старец вынул частицу просфоры и , благословив, сказал: « Возьми, чадо ,и съешь». Он проводил отрока до дома и остался ненадолго, а тот побежал в домашнюю часовенку молиться. И случилось чудо: Варфоломей открыл Псалтирь и начал внятно читать!(слайд 3)

« Сын ваш многих поведет за собой к уразумению божественных заповедей», -- сказал монах изумленным родителям и вышел из дому, а за воротами вдруг исчез …Этот случай произвел огромное впечатление на мальчика. И до этого набожный, после встречи с монахом он стал молиться еще ревностнее.


5. Учитель: Дополнение и обобщение рассказа. Вопросы к учащимся:



-- Какие черты характера уже проявились в детстве?

-- Что особенно привлекло ваше внимание?


6.Ответы учащихся.

7. Динамическая пауза.



8.Учитель: ( продолжение беседы ).



Вскоре семья переехала в город Радонеж. Состарившись , родители по- тогдашнему обычаю, решили уйти в монастырь, где в 1337 году мирно скончались.

После кончины родителей Варфоломей оставил часть имущества брату Петру, остальное раздал нищим и вместе со старшим братом Степаном ушел в лес. На берегу реки Кончуры они выстроили деревянную церковь и кельи. Игумен одного из ближайших монастырей подстриг 23-летнего Варфаламея под именем Сергий. Так начался его долгий путь в монашестве…(слайд 4)

В 1340 году брат Степан ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей остался один в дремучем лесу среди диких зверей. (слайд 5) Дни текли в непрестанной борьбе с природой и собственными слабостями и соблазнами. Мало-помалу укреплялся его дух, открывались тайны мироздания. Люди приходили беседовать с ним , а кое- кто оставался. Монахи – странники рубили кельи, устраивали нехитрое жилье. (слайд 5)

Так возникла Троицкая лавра.(слайд)

Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу .(слайд 6,7,8) Он умел строить избы и церкви , сам шил себе и братии одежду, носил на плечах дрова из леса, «и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям ( своей братии), толок зерно и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил». Так написано в Житии святого.

Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Даже служение Богу ( совершение литургии) соединялось у него с простым крестьянским трудом. Был он « учителем и исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».

Сергий — один из самых популярных среди русского крестьянства святых. Он был хорошо известен уже при жизни, но оставался очень скромным и тихим тружеником.

Это особенно видно по эпизоду, когда преподобный работал на огороде и не был узнан приехавшим ему поклониться крестьянином. Сергий был очень обрадован тем, что тот не признал в нем прославленного игумена. Он первым подошел к крестьянину , поклонился ему , поцеловал с большой любовью и похвалил за то ,что тот гнушался им и принял за нищего, « сироту».

Мир приходил к монастырю и пытливым взглядом смотрел на чин жизни монашеской.

В монастыре все было скудно, « нищенско… чего ни хватись, всего нет».Случалось вся братия по целым дням сидела чуть ли не без куска хлеба. Но все были дружны между собой и приветливы к пришельцам , во всем порядок и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы.(слайд 7,8)

Мир видел это и уходил одобренный и освеженный впечатлением о настоящем христианском братстве. « От вековых бедствий люди оскудели нравственно, - писал Ключевский , - и не могли не замечать в своей жизни недостатка этих первых основ христианского общежития « , они чувствовали потребность в них. Пробуждение этой потребности и было началом нравственного , а потом и политического возрождения русского народа. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и , воротясь в свой круг , по каплям делились ими с другими.

Этими каплями нравственного влияния и выращены были два события.

Первое состояло в том , что народ , привыкший дрожать при одном имени татарина , собрался наконец с духом и не только встал на поработителей , но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной.(слайд 9,10)


В о п р о с к у ч а щ и м с я : О каком событии идет речь ?


Ответы учащихся.


Второе : в жизни русских монастырей со времени Сергия начался заметный перелом : заметно оживилось стремление к иночеству. Из Куликова поколения и его ближайших потомков вышли основатели 150 новых монастырей.

Таким образом , древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния общества. Стремление покидать мир усилилось не оттого , что в миру скоплялись бедствия , а по мере того , как в нем возвышались нравственные силы.

Еще одним признаком перелома стало изменение направления монастырской жизни со времен Преподобного Сергия. До половины 14 века почти все монастыри на Руси возникли в городах или под их стенами ; с этого времени начинается основание монастырей вдали от городов , в лесной глухой пустыне.

Преподобный Сергий со своею обителью и учениками был образцом и начинателем этого оживления монастырской жизни , « начальником и учителем всем монастырям , иже в Руси « , как называет его летописец.

Силы Сергия Радонежского , его слава особенно ярко выступают на фоне того факта , что он решительно отказывался принять сан главы Русской Православной Церкви : « От юности я не был златоносцем ; а в старости тем более желаю пребывать в нищете « , и отказался принять от митрополита золотой крест митрополномочий , усыпанный драгоценными камнями. Вот почему великий князь Дмитрий Иванович Московский перед выступлением в поход на хана Мамая приехал к Сергию в обитель и просил благословения. Оно необходимо было , чтобы огромная московская рать , большую часть которой составляли крестьяне , почувствовала святость предстоящей войны. Послав в войско Дмитрия двух монахов Пересвета и Осляблю , преподобный Сергий с особой убежденностью показал , что сражение в войсках Дмитрия – святое дело. На это святое дело и благословил он главного вождя русского ополчения , сказав : « Иди на безбожников , и ты победишь.»



Учитель: Вопросы к учащимся, беседа по сказанному выше.



Учитель:



И сегодня Троице-Сергиева Лавра – самое святое место в России.Идут и идут с 7 часов до 10 вечера люди. Идут поклониться мощам Преподобного Сергия… Мерцают лампады, и в трепетной тишине слышна одна незамысловатая ,короткая молитва.… « Преподобный наш отче Сергий, моли Бога о нас…»

Кем же был этот человек ? Какими деяниями стяжал он себе память людскую, не меркнущую 600 лет: Кем был он для России?

Философ Флоренский афористично написал : « Чтобы понять Россию, надо понять Лавру , надо понять Сергия.



Учитель:


--- Ребята , попробуйте ответить на вопросы , поставленные в начале урока.



1. П о ч е м у , з а к а к и е з а с л у г и п о ч и т а л и и п о ч и т а ю т Преподобного Сергия ?

2. Ч е м з а с л у ж и л о н т а к о е п р и з н а н и е ?



7. Высказывания учащихся.





8.Учитель:


Обобщая сказанное учениками , следует завершить разговор словами из речи Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2 на торжественном акте , посвященном 600-летию преставления Преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1992 года : « В памяти народа имя Преподобного Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств , с нашим национальным всемирноисторическим подвигом на поле Куликовом и с расцветом золотого века отечественной культуры. Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности , что духовное начало и есть главное в жизни и что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение…»


9.Рефлексия.




10. Домашнее задание : прочитать одну из книг о Преподобном Сергии, представленную на выставке.


Приложение.

Методическая разработка урока с презентацией по православной культуре.
  • История
Описание:

 

  • Методическая разработка и презентация  о жизни святого земли русской Сергия Радонежского . Беседа связана с историей России,ее трудном периоде становления и борьбы с монголо-татарами. Важная роль Сергия Радонежского в этой борьбе. Также показан трудный путь становления и духовные подвиги великого святого. В ходе беседы учащиеся вовлечены в работу. Высказывают свои суждения, своё отношение к святому. Показана связь с современной духовной жизнью.Роль в наши дни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Цель урока: показать духовный путь святого как пример человеческой жизни,приближённой к божественной (преподобный, т.е.подобный Богу.)

 

Автор Дресвянникова Елена Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 485
Номер материала 39225
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓