Инфоурок География Другие методич. материалыМетодическая разработка урока с презентацией по православной культуре.

Методическая разработка урока с презентацией по православной культуре.

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

                    КОНСПЕКТ  УРОКА ПО ПРАВОСЛАВНОЙ  КУЛЬТУРЕ НА ТЕМУ:

                  « ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

                   (ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ)

 

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Выполнила : учитель школы 1467                                 

                                                                            Дресвянникова Е.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Москва 2014 г.

                     Тема: ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ.

 

                   ( тематическая беседа с показом слайдов )

 

 

 

 

Цели:

       

          1.На примере духовного подвига Сергия Радонежского показать, как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага.

          2.Развивать умение анализировать ситуации, давать оценку поступкам.

          3.Способствовать пониманию учащимися нравственных ценностей христианства и принятию  этих ценностей.

          4.Стремиться пробудить у учащихся интерес к жизни православных святых земли Русской ,к книгам духовного содержания.

 

 

Форма урока :тематическая беседа с показом слайдов.

 

Оборудование: книги по тематике, мультимедийные средства.

 

Понятия: Преподобный ,житие, Лавра , Псалтирь, келья, литургия,обитель.

 

 

 

                                             Ход урока

 

            1.Организационный момент.

        

            2.Эмоциональный настрой.

            (звучит духовная музыка И.С.Баха.)

 

            2.Вступительное слово учителя.

      

            -- Сегодня мы будем говорить о великом человеке, которого почитают на нашей русской земле многие века, многие поколения, Преподобном Сергии Радонежском.(слайд 1)

  Сергий любил свою Родину и верил в  творческие силы своего народа, в его историческое призвание. Обратившись к делам веры и совести, чести и правды, его соотечественники становились способны к подвигу жизни по вере и потому сумели отстоять историческое право Руси на государственное бытие и развитие. Сегодня духовное начало продолжает оставаться главным залогом успешного развития России и нам по примеру Сергия Радонежского надо , прежде всего , научиться служить ближнему, своими добрыми делами и поступками увеличивать положительный потенциал нашего общества.

 

 

            3.Учитель: Какой вывод можно сделать из факта ,что о Сергии Радонежском писали Ключевский В.И .-историк , академик Д.Лихачев ,знаменитый художник Н.Рерих, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий 11 и др.?

       (Ребята излагают предположения ,отвечая на вопрос)

             Сергия называли «Благодатный воспитатель русского народного духа», «Игумен земли русской», «Великий водитель».

«С тех пор ,как существует православная Россия, в ней не было еще такого светлого и чудного торжества, какое совершалось 25 сентября 1892 года в Свято-Троицкой Лавре , а с нею и первопрестольной столице и во всей России…»- писали более ста лет назад. В сентябре 1892 года, за несколько дней до 500-летия блаженной кончины Преподобного Сергия в Лавру пришли крестные ходы из Москвы, Суздаля, Коврова и многих городов России. Только в Московском крестном ходе приняли участие  около 100 тысяч человек. Все они, несмотря на холодный дождь, шли поклониться гробу святого…

 

 

Учитель: (ключевые вопросы урока)

 

 

-- Почему, за какие заслуги так почитали мощи Преподобного Сергия и князья, и цари, и все слои общества?

 

      

-- Чем заслужил он такое признание?

 

На эти вопросы мы попробуем сегодня ответить.

 

 

     4.Ученик: (заранее подготовленный рассказ о детстве Варфаламея  , используя иллюстрацию картины М. Нестерова « Видение отрока Варфаламея»)

 

 

    Преподобный Сергий, в  миру Варфоломей, происходит от благочестивых Ростовских бояр Кирилла и Марии.  (слайд 2) Семи лет отдан был обучаться грамоте ,но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа о помощи в учении.  Однажды в поле, куда Варфоломей пошел отыскивать коней , он увидел под дубом незнакомого старца, которому и поведал скорбь своей души. Старец вынул частицу просфоры и , благословив, сказал: « Возьми, чадо  ,и съешь». Он проводил отрока до дома и остался ненадолго, а тот побежал в домашнюю часовенку молиться. И случилось чудо: Варфоломей открыл Псалтирь и начал  внятно читать!(слайд 3)

    « Сын ваш многих поведет за собой к уразумению божественных заповедей», -- сказал монах изумленным родителям и вышел из дому, а за воротами вдруг исчез …Этот случай произвел огромное впечатление на мальчика. И до этого набожный, после встречи с монахом он стал молиться еще ревностнее.

 

    

      

    5. Учитель: Дополнение и обобщение рассказа. Вопросы к учащимся:

 

 

              -- Какие черты характера уже проявились в детстве?

              -- Что особенно привлекло ваше внимание?

 

    6.Ответы учащихся.

       7. Динамическая пауза.

 

 

       8.Учитель: ( продолжение беседы ).

 

 

       Вскоре семья переехала в город Радонеж. Состарившись , родители по- тогдашнему обычаю, решили уйти в монастырь, где в 1337 году мирно скончались.

       После кончины родителей Варфоломей оставил часть имущества брату Петру, остальное раздал нищим и вместе со старшим братом Степаном ушел в лес. На берегу реки Кончуры они выстроили деревянную церковь и кельи. Игумен одного из ближайших монастырей подстриг 23-летнего Варфаламея под именем Сергий. Так начался его долгий путь в монашестве…(слайд 4)

         В 1340 году брат Степан ушел в московский Богоявленский монастырь. Сергей остался один в дремучем лесу среди диких зверей. (слайд 5) Дни текли в непрестанной борьбе с природой и собственными слабостями и соблазнами. Мало-помалу укреплялся его дух, открывались тайны мироздания. Люди приходили беседовать с ним , а кое- кто оставался. Монахи – странники рубили кельи, устраивали нехитрое жилье. (слайд 5)

  Так возникла Троицкая лавра.(слайд)

          Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую  работу .(слайд 6,7,8) Он умел строить избы и церкви , сам шил себе и братии одежду, носил на плечах дрова из леса, «и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям ( своей братии), толок зерно  и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там,  воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил». Так написано в Житии святого.

           Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Даже служение Богу ( совершение  литургии) соединялось у него с простым крестьянским трудом. Был он « учителем и исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».

            Сергий — один из самых популярных среди русского крестьянства святых. Он был хорошо известен уже при жизни, но оставался очень скромным и тихим тружеником.

             Это особенно видно по эпизоду, когда преподобный работал на огороде и не был узнан приехавшим ему поклониться крестьянином. Сергий был очень обрадован тем, что тот не признал в нем прославленного игумена. Он первым подошел к крестьянину , поклонился  ему , поцеловал с большой любовью и похвалил за то ,что тот гнушался им и принял за нищего, « сироту».

          Мир приходил к монастырю и пытливым взглядом смотрел на чин жизни монашеской.

           В монастыре все было скудно, « нищенско… чего ни хватись, всего нет».Случалось вся братия по целым дням сидела чуть ли не без куска хлеба. Но все были дружны между собой и приветливы к пришельцам , во всем порядок и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы.(слайд 7,8)

           Мир видел это и уходил одобренный и освеженный впечатлением о настоящем христианском братстве. « От вековых бедствий люди оскудели нравственно, - писал Ключевский , - и не могли не замечать в своей жизни недостатка этих первых основ христианского общежития « , они чувствовали потребность в них. Пробуждение этой потребности и было началом нравственного , а потом и политического возрождения русского народа. Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и , воротясь в свой круг , по каплям делились ими с другими.

           Этими каплями нравственного влияния и выращены были два события.

            Первое состояло в том , что народ , привыкший дрожать при одном имени татарина , собрался наконец с духом и не только встал на поработителей , но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной.(слайд 9,10)

 

          В о п р о с    к    у ч а щ и м с я :  О каком событии идет речь ?

 

           Ответы учащихся.

 

             Второе : в жизни русских монастырей со времени Сергия начался заметный перелом : заметно оживилось стремление к иночеству. Из Куликова поколения и его ближайших потомков вышли основатели 150 новых монастырей.

              Таким образом , древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния общества. Стремление покидать мир усилилось не оттого , что в миру скоплялись бедствия , а по мере того , как в нем возвышались нравственные силы.

               Еще одним признаком перелома стало изменение направления монастырской жизни со времен Преподобного Сергия. До половины 14 века почти все монастыри на Руси возникли в городах или под их стенами ; с этого времени начинается основание монастырей вдали от городов , в лесной глухой пустыне.

                Преподобный Сергий со своею обителью и учениками был образцом и начинателем этого оживления монастырской жизни , « начальником и учителем всем монастырям , иже в Руси « , как называет его летописец.

                Силы Сергия Радонежского , его слава особенно ярко выступают на фоне того факта , что он решительно отказывался принять сан главы Русской Православной Церкви : « От юности я не был златоносцем ; а в старости тем более желаю пребывать в нищете « , и отказался принять от митрополита золотой крест митрополномочий , усыпанный драгоценными камнями. Вот почему великий князь Дмитрий Иванович Московский перед выступлением в поход на хана Мамая   приехал к Сергию в обитель и просил благословения. Оно необходимо было , чтобы огромная московская рать , большую часть которой составляли крестьяне , почувствовала святость предстоящей войны. Послав в войско Дмитрия двух монахов Пересвета и Осляблю , преподобный Сергий с особой убежденностью показал , что сражение в войсках Дмитрия – святое дело. На это святое дело и благословил он главного вождя русского ополчения , сказав : « Иди на безбожников , и ты победишь.»

 

 

Учитель: Вопросы к учащимся, беседа по сказанному выше.

 

 

Учитель:

 

 

                         И сегодня  Троице-Сергиева Лавра – самое святое место в России.Идут и идут с 7 часов до 10 вечера люди. Идут поклониться мощам Преподобного Сергия…      Мерцают лампады, и в трепетной тишине слышна одна незамысловатая ,короткая молитва.… « Преподобный  наш отче Сергий, моли Бога о нас…»

   Кем же был этот человек ? Какими деяниями стяжал он себе память людскую, не меркнущую 600 лет: Кем был он для России?

      Философ Флоренский афористично написал : « Чтобы понять Россию, надо понять Лавру , надо понять Сергия.

 

 

Учитель:

 

--- Ребята , попробуйте ответить на вопросы , поставленные в начале урока.

 

 

 1. П о ч е м у , з а  к а к и е   з а с л у г и    п о ч и т а л и    и   п о ч и т а ю т  Преподобного Сергия ?

2. Ч е м  з а с л у ж и л     о н    т а к о е     п р и з н а н и е ?

 

 

7. Высказывания учащихся.

 

 

 

 

  8.Учитель:

 

    Обобщая сказанное учениками , следует завершить разговор словами из речи Патриарха Московского и Всея Руси Алексия 2 на торжественном акте , посвященном 600-летию преставления Преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1992 года : « В памяти народа имя Преподобного Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств , с нашим национальным всемирноисторическим подвигом на поле Куликовом и с расцветом золотого века отечественной культуры. Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине и веру в ее историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности , что духовное начало и есть главное в жизни и что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение…»

 

9.Рефлексия.

 

 

 

10. Домашнее задание : прочитать одну из книг  о Преподобном Сергии, представленную на выставке.

 

Приложение.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока с презентацией по православной культуре."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист в области обращения с отходами

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 

  • Методическая разработка и презентация  о жизни святого земли русской Сергия Радонежского . Беседа связана с историей России,ее трудном периоде становления и борьбы с монголо-татарами. Важная роль Сергия Радонежского в этой борьбе. Также показан трудный путь становления и духовные подвиги великого святого. В ходе беседы учащиеся вовлечены в работу. Высказывают свои суждения, своё отношение к святому. Показана связь с современной духовной жизнью.Роль в наши дни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Цель урока: показать духовный путь святого как пример человеческой жизни,приближённой к божественной (преподобный, т.е.подобный Богу.)

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 263 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация по истории на тему "Внешняя и внутренняя политика Бориса Годунова" (7 класс)
  • Учебник: «История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.
  • 06.01.2015
  • 733
  • 0
«История России (в 2 частях)», Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др./ Под ред. Торкунова А.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 395
    • DOCX 52.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дресвянникова Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дресвянникова Елена Ивановна
    Дресвянникова Елена Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 484
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 722 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Стратегия продаж и продуктовая линейка: успех в современном бизнесе

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе