Главная / Физика / Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски Smart Board по теме: «Построение изображений в линзах»

Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски Smart Board по теме: «Построение изображений в линзах»

Департамент профессионального образования

Областное бюджетное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Томский коммунально-строительный техникум»






Конкурсная номинация: «Инновационное занятие (урок) 2014-2015 учебного года с учетом требований ФГОС.»


Дисциплина: Физика





Название работы: Методическая разработка урока с использованием

интерактивной доски Smart Board


по теме: «Построение изображений в линзах»





Автор работы


Шелепнева Елена Сергеевна, преподаватель





Место выполнения


ОГБОУ СПО «Томский коммунально-строительный техникум»,

г.Томск







2014 г.

Содержание


  1. Пояснительная записка ………………………………………. 3

  2. План-конспект урока …………………………………………. 4

  3. Технологическая карта ……………………………………….. 7

  4. Ход урока ……………………………………………………… 8

  5. Анализ урока ………………………………………………….. 12

  6. Приложение 1 …………………………………………………. 14

  7. Приложение 2 …………………………………………………. 15


  1. Пояснительная записка


Представленный урок «Построение изображения в линзе», являющемся этапом изучения программной темы: «Оптика», на которую в учебной программе отводится 18 часов. Учебным планом предусмотрено 20 часов физики в неделю. В год на данный предмет отведено 227 часов.


Содержание урока, формулировка темы обусловлены требованиями ФГОС по физике,1 курс.


Актуальность урока обусловлена причинами объективного и субъективного характера:

- объективного – необходимостью развивать у обучающихся ценностно-смысловое отношение к изучаемому предмету;

- субъективного – ограниченностью традиционных форм обучения в достижении этой цели, необходимостью развивать у обучающихся культуру речи и самопрезентации.

Все вышеуказанное определило замысел проведения урока в виде погружения в проблемную ситуацию и последовательного решения возникающих в ней задач. Для реализации замысла использовались элементы технологии развития критического мышления, кейс-технологии, проблемного обучения и диалога, аудиовизуальные интерактивные технологии, педагогические возможности которых позволяют учащимся:

- погрузившись в образовательную ситуацию, сформировать и сформулировать свое видение и представление о предложенном фактическом материале;

- получить подтверждение своих первичных представлений, опровергнуть их;

- приобрести новые знания о предмете обсуждения;

- сформировать свою позицию о предмете обсуждения, проблеме, возникшей в образовательной ситуации;

- осмыслить содержание и результативность собственной деятельности и работы педагога на уроке.

Важнейшем средством обучения на уроке является интерактивная доска Smart Board.


Целесообразность ее использования заключается в том, что в восприятии учащихся большую роль играет наглядно-образное мышление, поэтому мультимедиа компонент занимает основную позицию в структуре урока на всех его этапах. Для повышения мотивации учащихся, эффективности усвоения учебного материала, создания ситуации успеха, восприятия информации, прочного усвоения и закрепления знаний используются различные приемы работы на Smart Board:

- «Проекция - демонстрация» (показ презентации Power Point, просмотр видеоролика, текстового документа и др.);

- «Граффити (электронное перо)» - решение задач, заполнение таблиц и т.д;

- «Подбери верное» - подобрать по данным объектам-понятиям правильные объекты-определения;

Совместно с этим на уроке идет эксперимент, моделирование, исследование; происходит быстрое включение учащихся в работу, благодаря чему создается атмосфера интеллектуального соревнования без психологического напряжения. Все это является педагогическим инструментом и способствует достижению поставленных целей урока.


Этапы урока. Урок включает в себя несколько этапов:

1 этап – формирование и проявление замысла: организация деятельности, определение места урока в развитии темы – создание основы для проявления смыслов (организационный этап);

2 этап – погружение в ситуацию и формулирование проблемы урока (вызов);

3 этап - формирования новых учебных навыков (осмысление);

4 этап - закрепления материала, изученного на уроке.

5 этап – контроль знаний;

6 этап – подведение итогов урока, рефлексия (оценка).


Проектная новизна заключается в том, что использованы педагогические возможности использования элементов различных личностно-ориентированных технологий в едином образовательном проекте.

Практическая значимость урока видится в том, что разработка урока «Построение изображения в линзе» может быть использована учителями и методистами средних школ и системы НПО и СПО.





  1. План-конспект урока


Предмет: Физика


Раздел (тема) программы: Оптика


Тема урока: Построение изображений в линзах


Тип урока: Урок изучения нового учебного материала


Целевая аудитория (специальность, курс): 1 курс


Цель урока:


  1. К концу урока каждый учащийся будет:


знать -

уметь -

Особенности получения изображения с помощью линз

Уметь характеризовать полученные изображения


  1. В ходе урока способствовать формированию у обучающихся компетенций:

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


  1. В ходе урока содействовать воспитанию у учащихся:

- аккуратности и внимательности при выполнении работ;

- творческого отношения к учебной деятельности;

- интереса к изучаемому предмету.


  1. В ходе урока способствовать развитию:

- умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;

- умений устанавливать причинно-следственные связи;

- внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов;

- практического умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом;

- волевых качеств учащихся;

- зрительного восприятия;

- образного мышления;

- навыков работы с чертежными инструментами;

- познавательного интереса учащихся.


Форма урока (по ведущему методу): Лекция-беседа.


Материально-дидактическое оснащение урока

  1. Интерактивная доска Smart Board.

  2. Ноутбук.

  3. Мультимедийный проектор.

  4. Авторский цифровой образовательный ресурс – дидактическая презентация «Действия с информацией», выполненная в программе Smart notebook.

  5. Авторский цифровой образовательный ресурс – дидактическая презентация «Построение изображения в линзе», «Своя игра», выполненные в программе Power point.

  6. Карточки.


Список литературы и электронных образовательных ресурсов

1. Физика: учебник для 11 класса общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2005;

  1. А.П. Рымкевич Задачник по физике 9-11 класс – М.: Дрофа, 1998;

  2. http://class-fizika.narod.ru/ ;

  3. http://festival.1september.ru.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ХОД УРОКА)



Этапы урока

Время

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Средства обучения

Результат

1.

Организационный

3

Проверяет готовность учащихся к уроку. Настраивает их на серьезную работу в ходе урока.

Занимают рабочие места. Слушают вступительное слово педагога.

-

Обучающиеся готовы к работе

Готовность к работе

2.

Актуализация знаний

12

Ставит основополагающий вопрос.

Создает ситуацию актуализации опыта обучающихся.

Формирует мотивацию обучающихся


Отвечают на вопросы преподавателя. Вспоминают все, что знают по данной теме.

Презентация,

Видеоролики.

Обучающиеся нацелены на восприятие новых знаний.

3.

Изучение нового материала


30

Демонстрирует презентацию.

Обсуждает с учащимися возникшие вопросы.



Слушают, задают вопросы, пишут, выделяют главные моменты в новой информации.

Презентация,

Видеоролики,

Интерактивные модели

Обучающиеся формулируют выводы, приобретая знания о характере изображения в линзах.

4.

Закрепление знаний


20

Формулирует задания для учащихся в виде игры (Своя игра)

Отвечают на вопросы.


Презентация

Первичное выявление качества полученных на уроке знаний.

5.

Контроль знаний

20

Объявляет о проведении самостоятельной работе, раздает карточки с заданием.

Учащиеся отрабатывают навыки графического построения изображения, даваемого линзой.

Дают характеристику полученного изображения по выработанным критериям.

Карточки с заданием

Выявляется качество полученных на уроке знаний обучающихся.

6.

Итог занятия

5

Задает проблемные и основополагающий вопросы.

Оценивает работу учащихся на уроке.

Формулирует домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Презентация

Обучающимися получены и усвоены знания по теме урока


Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся




Организационный момент.

1.Взаимное приветствие (Здравствуйте дорогие ребята).


1.Приветствуют педагога.

2.Отметка присутствующих.


2.

3.Запись темы урока (слайд № 1 – На уроке мы с вами поговорим о линзах, а также о способах построения изображений в линзах. Итак, тема нашего урока – «Построение изображений в линзах»).

3.Слушают педагога и записывают тему урока в тетради.



Постановка целей, задач, мотивация

1.Перед учащимися определяются цели, и конечные результаты урока (слайд № 2 – Цель нашего урока заключается в том, чтобы сформулировать правила хода луча света в линзе и научиться применять эти правила, ознакомиться с получением изображений с помощью линз, научиться строить изображения, даваемые линзами и описывать их).

1.Слушают педагога.








Актуализация знаний

1.Ставится основополагающий вопрос. (При помощи линз можно не только собирать и рассеивать лучи света, но и получать разнообразные изображения предметов. Именно благодаря этой способности линзы широко используются на практике. Линзы в киноаппаратах способны давать увеличенное в сотни раз изображение маленького кинокадра, а в фотоаппарате такие же линзы дают уменьшенное изображение

фотографируемого предмета, умещающееся внутри аппарата на обычной фотопленке.) Как же получаются столь различные изображения?


1.Слушают педагога, вступают в дискуссию, пытаясь ответить на вопрос.































Изучение нового материала.


1.Вводится понятие сферической линзы, дается определение, при этом рассматривается слайд №3. (Линзой называется прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями. Линзы обычно изготавливаются из стекла. Тонкой называется линза, толщина которой значительно меньше радиусов ограничивающих её сферических поверхностей.).

1.Слушают педагога, записывают определение в тетради.

2.Обсуждаются разные виды линз, различающиеся по форме преломляющих поверхностей. (Линза которая в середине толще, чем у краев, называется выпуклой линзой. А линза, которая у краев толще, чем в середине, называется вогнутой линзой).

2.Слушают педагога, записывают определение в тетради.

3.Вводятся понятия собирающей и рассеивающей линз, при этом рассматривается слайд № 4, который включает в себя демонстрационное видео этих видов линз.


3.Слушают педагога, смотрят демонстрационное видео, записывают определение в тетради.

4. С помощью слайда № 5, который включает в себя и демонстрационное видео, преподаватель вводит понятие фокуса линзы и рассматривает основные точки и линии линзы. (Даются определения: оптического центра линзы, главной оптической оси, побочной оптической оси, фокусного расстояния.

Главный фокус линзы – называется точка, в которой пересекаются лучи, падающие на линзу параллельно главной оптической оси или продолжения этих лучей. Каждая линза имеет два главных фокуса.

Главная оптическая ось – прямая линия, проходящая через центры сферических поверхностей, ограничивающих линзу.

Точка О пересечение главной оптической оси с тонкой линзой называется оптическим центром линзы.

Плоскость, проходящая через главный фокус линзы перпендикулярно главной оптической оси, называется фокальной плоскостью.

Расстояние от оптического центра линзы до главного фокуса называется фокусным расстоянием линзы.

Любая прямая, проходящая через оптический центр линзы и не совпадающая с главной оптической осью, называется побочной оптической осью).


4.Слушают педагога, смотрят демонстрационное видео, чертят, и записывают определения основных элементов линз.

5. Далее рассматриваются вопросы построения изображения в линзе. Для этого используется слайд № 6, на котором приведена схема построения изображения в собирающей и рассеивающей линзе. (Для построения изображения в собирающей линзе предлагается использовать основные лучи, ход которых хорошо известен

- Луч, проходящий через оптический центр, не меняет своего направления.

- Луч параллельный главной оптической оси, проходя сквозь линзу, пересекает главную оптическую ось в фокусе.

- Луч, прошедший через фокус, пройдя сквозь линзу, будет направлен параллельно главной оптической оси.)


5.Слушают педагога, смотрят и чертят ход лучей в тетради.

6.Пользуясь слайдом № 7, преподаватель рассматривает основное свойство линз – способность давать изображения предметов. (Изображения бывают прямыми и перевернутыми, действительными и мнимыми, увеличенными и уменьшенными. Даются определения мнимого и действительного изображения.

Основное свойство линз, используемое в оптических приборах, заключается в том, что все лучи, исходящие из одной точки А перед линзой, собираются в другой точке А1, за линзой или кажутся исходящими из одной точки А2 перед линзой. В первом случае изображение точки А называется действительным, во втором мнимым).


6.Слушают педагога, записывают определения в тетради.

7.Затем с помощью слайдов № 8 - № 13 (демонстрация, с помощью модели хода лучей) преподаватель вместе с учащимися выясняет, каким является изображение в собирающей линзе при разных расстояниях предмета от линзы. При этом учащимся предлагается последовательно использовать все три луча рассмотренные ранее. Тем самым отрабатывается понятие основных лучей.


7.Слушают педагога, смотрят и чертят изображение в собирающей линзе.

8.Далее с помощью слайдов № 14 - № 16 (демонстрация, с помощью модели хода лучей) выясняется , каким является изображение в рассеивающей линзе при разных расстояниях предмета от линзы.

8.Слушают педагога, смотрят и чертят изображение в собирающей линзе.

9. После рассмотренных выше изображений в собирающей и рассеивающей линзах преподаватель вместе с обучающимися, с помощью слайда № 17 делает выводы. Сделанные выводы в виде таблицы обучающиеся должны занести в тетради.

9.Слушают педагога, делают выводы, с помощью слайда №17 выбирают правильный ответ. Заносят таблицу с верным ответом в тетради.

Закрепление знаний

1.С помощью слайда № 20 педагог знакомит обучающихся с правилами игры а затем закрепляет полученные в ходе урока знания и умения, посредством «Своя игра».

(Обучающиеся по желанию выбирают вопросы, за правильный ответ на который они получают баллы. После завершения игры все баллы суммируются, тот, кто набирает наибольшее количество баллов получает оценку «5», «4» и т.д).

1.Обучающиеся, по желанию выбирают категорию и вопрос. Отвечают на вопросы и зарабатывают баллы.

Контроль знаний

1.Преподаватель объявляет о проведении самостоятельной работе, раздает карточки с заданием (Приложение 1).


1.Обучающиеся выполняют задание.






Итог занятия

1.Преподаватель подводит итог занятия:

- задает проблемные и основополагающий вопросы: какие изображения можно получить с помощью собирающей линзы?, какие изображения дает рассеивающая линза? , как же получаются столь различные изображения?

- оценивает работу обучающихся на уроке.

- формулирует домашнее задание с помощью слайда № 21.


1.Слушают пе-дагога, отвечают на вопросы, записывают домашнее задание.

2. После записи домашнего задания учащимся предлагается ответить на некоторые вопросы (Приложение 2):


2.Отвечают на вопросы.



Анализ урока


Посетил урок: Физика

Преподаватель: Шелепнева Елена Сергеевна

Группа:П-1 присутствовало: 24 человека дата:15.05.2012 г.

Цель посещения: организация самостоятельной работы студентов.


1.Тип урока: Урок изучения нового учебного материала


2.Организационный момент: Взаимное приветствие, проверка присутствующих, запись темы занятия.


3.Изложение нового материала:

3.1 Цель изучения: изучить правила хода луча света в линзе и научиться применять эти правила, ознакомиться с получением изображений с помощью линз, научиться строить изображения, даваемые линзами и описывать их.

3.2 Доступность изложения – полная

3.3 Четкая последовательность и логичность выводов.

3.4 Речь преподавателя – богатая, грамотная, доходчивая, логичная.

3.5 Активизация обучающихся при изучении нового материала – высокая.

4.Обеспечение обратной связи (закрепление):

4.1 Метод – письменное выполнение заданий

4.2 Усвоение материала обучающимися – хорошее

4.3 Опрошено 24 чел, выставлено оценок - 24


  1. Наглядность:

5.1 Количественный анализ - достаточная

5.2 Вид наглядности – интерактивная доска.

5.3 Высокая эффективность


  1. Комментарии по уроку:


Положительные: Отрицательные:


  1. Рабочая, доброжелательная

атмосфера на уроке;

  1. Высокая активность обучающихся;

  2. Интерактивное изучение нового

материала;

  1. Наглядное построение чертежей,

в доступной форме изложен материал;

  1. Работа по средствам игры;

  2. Проведение дискуссии;

  3. Четкое подведение итогов занятия.


  1. Выводы и предложения.


В целом урок проведен на высоком уровне. Учителем используется проблемный подход в изложении материала, демонстрация экранных пособий, работа с карточками. В ходе построения изображений в линзах предполагается формирование образного мышления, развитие навыков работы с чертежными инструментами. Построение материала идет от более простого к более сложному. Приоритетное значение на уроке отводится использованию ИКТ. В ходе урока чередуются различные виды деятельности, а так же используются ИКТ, что позволяет поддерживать внимание, высокую работоспособность и интерес учащихся на протяжении всего урока.

Презентация дает возможность учителю, во время объяснения материала, наблюдать за самостоятельной работой учащихся в тетрадях и контролировать выполняемые ими построения. Такой тип урока позволяет учителю включить ребят в активную самостоятельную работу по овладению новыми знаниями, осознать посильность и доступность выполнения заданий.










Подпись посетившего занятие

Приложение 1

1 вариант:


1. Постройте изображение отрезка АВ в собирающей линзе



hello_html_359f7e68.jpg

2. Построить изображение отрезка - предмета AB, расположенного перед собирающей линзой, так что расстояние от предмета до линзы: d > 2F.


2 вариант:


1. Постройте изображение отрезка АВ в рассеивающей линзе

hello_html_m72b1a5f3.jpg

2. Построить изображение отрезка - предмета AB, расположенного перед собирающей линзой, так что расстояние от предмета до линзы: d = 2F.


3 вариант:


1. Постройте изображение отрезка АВ в собирающей линзе

hello_html_ma24e5bc.jpg

2. Построить изображение отрезка - предмета AB, расположенного перед собирающей линзой, так что расстояние от предмета до линзы: F < d < 2F.

Приложение 2


На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным




На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным




На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Домашнее задание мне кажется

легким / трудным


Самоанализ урока

по учебной дисциплине «Физика»

Тема «Построение изображений в линзах»


Тема занятия «Построение изображений в линзах» является этапом изучения программной темы: «Оптика».

При проведении урока ставились следующие цели:


Обучающая – организация деятельности студентов по изучению и первичному закреплению изучаемой темы.

Развивающая – развитие мыслительной деятельности обучающихся (анализ, сравнение, обобщение) на основе решений различных ситуаций, формирование общих компетенций.

Воспитательная – формирование аккуратности и внимательности при выполнении работ, творческого отношения к учебной деятельности, интереса к изучаемому предмету.

Методическая цель урока: использование интерактивных методов обучения на уроке.

Цель урока полностью соответствует ФГОС СПО.


Для проведения урока были использованы следующие методы обучения:

- индивидуальные

- репродуктивные, продуктивные

- частично – поисковые

- проблемные

- информационные

Сочетание этих методов позволило снять загруженность студентов на занятии, активизировать их деятельность. Кроме того, использовались различные методы мотивации и активизации студентов:

- использование мультимедийной презентации с гиперссылками и триггерами, что позволило объектам двигаться и перемещаться.

- постоянная смена деятельности обучающихся.

- сочетание всех способов воздействия на обучающихся.

Выбор структуры урока обоснован поставленным целям. В начале занятия, после приветствия и проверки посещаемости, обучающиеся были мотивированы на изучение новой темы. Закрепление изученного материала проходило посредствам всеми известной «Своей Игры», которая была представлена в виде цифрового поля с числами от 100 до 500, обозначающими сложность вопроса по выбранной категории. При нажатии на любое число, выбранной категории высвечивался вопрос, на который обучающийся должен был дать ответ. Данный вид закрепления знаний позволил активировать деятельность обучающихся на уроке, так как для выбора вопроса и ответа на него каждый обучающийся должен был подойти к Интерактивной доске и произвести необходимые действия. Изложение нового материала происходило в виде лекции с элементами беседы, изложение материала рассматривалось от более простого к более сложному. В ходе проведения лекции презентация дала возможность наблюдать за самостоятельной работой учащихся в тетрадях и контролировать выполняемые ими построения.

На заключительном этапе произведена оценка деятельности учащихся на уроке, выдано домашнее задание. Все студенты оценены положительно.

На уроке были созданы оптимальные условия для реализации поставленных целей:

- выбрана структура и темп урока;

- использованы современные средства обучения.

В целом урок имеет высокую результативность.






Преподаватель физики Е.С.Шелепнева

Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски Smart Board по теме: «Построение изображений в линзах»
  • Физика
Описание:

1.    План-конспект урока

 

Предмет: Физика

 

Раздел (тема) программы: Оптика

 

Тема урока: Построение изображений в линзах

 

Тип урока: Урок изучения нового учебного материала

 

Целевая аудитория (специальность, курс): 1 курс

 

Цель урока:

 

1.    К концу урока каждый учащийся будет:

 

знать -

уметь -

Особенности получения изображения с помощью линз

Уметь характеризовать полученные изображения

 

2.    В ходе урока способствовать формированию у обучающихся компетенций:

- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

 

3.    В ходе урока содействовать воспитанию у учащихся:

     -  аккуратности и внимательности при выполнении работ;

     - творческого отношения к учебной деятельности;

     -  интереса к изучаемому предмету.

 

4.     В ходе урока способствовать развитию:

5.     линз для нахождения изображений графическим методом;

- умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;

- умений устанавливать причинно-следственные связи;

- внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов;

     -  практического умения применять знания о свойствах

     - волевых качеств учащихся;

     - зрительного  восприятия;

     - образного мышления;

          - навыков работы с чертежными инструментами;

     - познавательного интереса учащихся.

 

 

Форма урока (по ведущему методу): Лекция-беседа.

 

 

 

Автор Шелепнева Елена Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1131
Номер материала 31349
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓