Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"

Тема: «Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но

и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но»


Цель: создать условия для формирования навыка правильной постановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но и в простых предложениях с однородными членами и союзами и, а, но


Задачи:

  • наблюдать и делать выводы о роли союзов и, а, но в сложном предложении;

  • развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений;

  • конструировать предложения, обозначать схемами;

  • воспитывать интерес и любовь к родному языку;


Познавательные компетенции: учиться использовать знаково-символические схемы; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать.


Регулятивные компетенции: самостоятельно формулировать тему и цель урока; составлять план деятельности (алгоритм) решения учебной проблемы; корректировать свою деятельность.


Коммуникативные компетенции: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.


Личностные: дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; стремиться к совершенствованию собственной речи;









Этапы урока

Ход урока

УУД

  1. Оргмомент.

Мотивация к деятельности

Давайте начнем наш урок

с пожелания добра друг другу.

Я желаю тебе сегодня добра.

Ты желаешь мне сегодня добра.

Мы желаем друг другу сегодня добра.

Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Пусть сегодняшний день будет для вас добрым и принесёт удовлетворение во всех делах.

Коммуникативные УУ

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в деятельности (Языковая разминка)

- Прочитайте предложение.

-Какие задания вы можете предложить, работая с этим предложением?

Вспыхнула алмазным блеском молния и раздался гром. Слайд 2

 - Я вам предлагаю записать данное предложение и выполнить синтаксический разбор.

Откройте тетради, запишите число, вид работы.

- Повторите ещё раз инструкцию, что вы должны сделать?

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.


III Выявление причины затруднения и постановка темы и цели деятельности




- Кто пройдёт к доске и составит схему предложения?

- Кто желает озвучить?

- Просмотрев ваши тетради, я увидела, что вы по-разному записали это предложение. Почему?

- Почему по - разному составили схему этого предложения?

Значит, какова тема урока?

Посмотрите на схему, согласны? Слайд 3

А только ли о сложных предложениях пойдёт речь? Посмотрите на 2-ю схему. Слайд 4


Так, кто сформулирует тему урока более точно?

Тема: Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но Слайд 4

Постановка целей

Глядя на тему урока, скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- На какой главный вопрос, мы должны дать ответ в ходе урока?

(Какие сходства и отличия есть в постановке запятых в сложном предложении и в простом с однородными членами?) Слайд 5

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель

IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.

  • Чтобы ответить на главный вопрос урока проведём наблюдение

  • 1.Наблюдение с.68

  • Прочитайте предложения, взятые из рассказов М.Пришвина в 1 колонке и сравните их с предложения 2-й колонки.

  • 1 группа работает с 1-й строкой, 2 со второй,….

  • - Какие это предложения? (сложные).

  • - При помощью чего соединены части сложного предложения?

  • ( При помощи интонации и союзов и, а, но, или только при помощи интонации)

  • - Какова роль союзов в предложении? (соединяют части предложения или однородные члены)

  • - Что вы заметили? 1 группа? (в сложном предложении перед союзом а ставится запятая) 2 группа? 3 группа?

  • - Какой вывод о постановке запятой в сложном предложении можно сделать?

  • А сейчас полученные знания мы должны зафиксировать, получить какой-то продукт

1. Используя схему, по которой мы определяли тему урока, составьте для себя схему – подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом  предложении с однородными членами и в сложном, т.е. соотнесите вид предложения с нужными союзами (по группам) Слайд 6

Защита мини - проекта (схемы).

Вывод: Слайд 10

- Пригодятся вам эти схемы-подсказки? Где?

- Где ставятся запятые мы с вами выяснили. А вот как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении, над этим мы сейчас и поработаем.

  1. Составьте самостоятельно инструкцию (алгоритм) как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении. Работаем в парах. Слайд 11, 12,13

1.Нахожу и подчёркиваю……… главные члены предложения (основу предложения)
2. Считаю………………… сколько основ в предложении
3. Если основ две или больше, то…… предложение сложное
4.Нахожу границы……………частей сложного предложения и нумерую части
5. Выделяю…………………союзы, если они есть
6.Ставлю…………………запятую перед союзом

7. Проверяю…….. написанное


Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, делать выводы. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 Владеть навыками аудирования

V. Этап закрепления и формирования метапредметных результатов (УУД)


Мы с вами составили схемы-подсказки, алгоритм, а теперь цель нашей работы? (Потренироваться)
Задания для групп: Слайд 14

Определите, к какому типу относятся предложения.

В соответствии с этим поставьте недостающие знаки препинания.

1 группа: Слайд 15

Утром пошёл сильный дождь, но к обеду перестал.

Совы днём спят, а ночью вылетают на охоту.

2 группа: Слайд 16

Часовой дошёл до угла и повернул обратно.

В лесу мы нашли и подосиновики, и подберёзовики, и белые грибы.

3 группа: Слайд 17

Утром шёл сильный дождь, но к обеду погода разгулялась.

Вот солнышко пригрело землю, и ласточка простилась с Дюймовочкой.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, делать выводы. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (схемы в предложения, предложения в схемы).

Личностные результаты

Стремиться к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные УУД  Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Мы с вами потренировались, а дальше что? Какова цель нашей дальнейшей работы?

(проверить знания, полученные на уроке)

- Насколько вы были внимательны на уроке, мы сейчас и проверим.

Графический диктант

Прослушайте утверждения. Рядом с верными поставьте «+»,

с неверными «–».

1) Между однородными членами всегда ставится запятая. ( - )

2) Сложное предложение состоит из двух и более основ. ( + )

3) Это схема простого предложения с однородными членами:

[  ___  ═    ] , [  _____  ═   ]. ( - )

4) Перед союзом и всегда ставится запятая. ( - )

5) В простом предложении с однородными членами и в сложном предложении перед союзами а, но всегда ставится запятая. ( + )

Выполнили графический диктант? А что будем делать дальше?

Самопроверка

Внимание на слайд. Слайд 18

Проверьте по эталону: - + - - +

Кто допустил ошибки? В чём причина?

- Кто справился без ошибок?












Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 


Познавательные УУД

 Задавать вопросы.



Коммуникативные УУД        

Владеть монологической речью.

Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

VII. Домашнее задание.                     


с.69 – правило, с.70, №73; Слайд 18

(задание по уровням, уровни, расписаны на карточке) 

(Прочитайте внимательно задание, выберите посильное для себя)

 Задание первого уровня

         Списать любые 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания.

Задание второго уровня

         Списать любые 2 предложения, подчеркнуть грамматические основы, поставить пропущенные знаки препинания. Составить схемы предложений.

Задание третьего уровня

         Найти и записать предложения по данным схемам. Подчеркнуть грамматические основы.

1. [ ______   ______  ] и [  ______   _____ ].

2. [ ______ _______ и ] .

3. [  ____ _____ ] , [ ____ ____ ] , [___ ___ ].

VIII. Итог урока.


- Вспомните, какую цель перед собой мы ставили в начале урока? Слайд 19

- Достигли мы их или нет?

- На каком этапе вам было легко?

- В чем затруднялись? Над чем ещё нужно работать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- У кого есть вопросы?

 - Спасибо за сотрудничество! Слайд 20



Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме "Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но"
  • Начальные классы
Описание:

Тип урока – введение нового знания;

На данном уроке используется технология деятельностного подхода, проблемного обучения, здоровьесберегающая, дифференцированный подход.

На уроке развиваются общеучебные умения ребенка: целеполагания, способность анализировать, обобщать, сравнивать, рефлексировать собственную деятельность и деятельность класса, работать в группе.

С предыдущими уроками связан целью обучения, теоретическим материалом, графическими требованиями к постановке знаков препинания между частями сложного

Автор Ильина Татьяна Петровна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1297
Номер материала 32006
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓