Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными" (9 класс)

Методическая разработка урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными" (9 класс)

Методическая разработка урока русского языка «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными» (9 класс)


Автор –Патрахина Тамара Владимировна, учитель БОУ «Ермаковская СОШ» Тарского МР Омской области


Цели урока:

- познакомиться с понятием «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными»,

- находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении,

- производить (где это возможно) их синонимическую замену,

- правильно употреблять в речи,

- развивать пунктуационную зоркость.

- воспитывать уважительное отношение к природе родного края.


Тип урока – комбинированный, по технологии сотрудничества.


Оборудование урока: карточки с дидактическим материалом, компьютер, проектор, экран, презентация к уроку


1.Слово учителя:

Обратимся к мысли выдающегося советского поэта, прозаика, собирателя фольклора Виктора Федоровича Бокова:

«…Молодой человек, вооруженный знаниями, должен полюбить природу, став и хозяином, и защитником, и умным преобразователем…

Кто-то почувствует заново прелесть малой речки, питающей вместе с другими такими же тихими, незаметными речушками большую, могучую реку. Человек, полюбивший неторопливую речку,..ельник или березняк, неугомонный птичий мир, не будет им вредить, будет их защищать. …».(слайд 2)Как вы понимаете эту мысль?

Сегодня мы будем обращаться неоднократно к этой мысли.


2.Проверка домашнего задания

1.Сам. работа определить тип связи в словосочетании (слайд 3)

«…Молодой человек(1), вооруженный знаниями(2), должен полюбить природу(3), став и хозяином (4), и защитником(5), и умным (7) преобразователем(6)…


Определите позиции и запишите ответ в таблицу (имеются у учащихся)

2. В это время Райкова Диана выполняет на компьютере мини-тест из 5 заданий и оценивает работу


1.Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И

А) бл…стящий, пр…умолкнуть, заж…гать

Б) пр..длагать, пр…морский, пр…тягивать

В) сд…рать, меж…нститутский, сверх…нтересный


2. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется НН

А) лише…ый, пуще..ый, ране…ый в ногу

Б) броше…ый, да…ый, серебря…ый

В) кожа…ый, организова…ый, свяще…ый


3.Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется И

А) отп…рать, пр..обрести, пр..зидент

Б) пр..одоление, пр…смыкаться, пр…образовать

В) пр…ключение, пр…росли, пр…горел


4. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется НН

А) смышлё…ый, моше…ик, ю…ый

Б) свяще…ый, жела…ый, негада…ый

В) нежда…ый, прида…ое, кова…ый


5. Укажите ряд, в котором на месте пропуска во всех словах пишется А

А) пол…гать, сл…гаемое, сл..гать

Б) сл..жить, перел..жить, сл..гаемое

В) прил..жение, пол..гать, прил..гательное

Проверка:

Оцени свою работу.

1 В

2 А

3 В

4 Б

5 А

Критерии оценивания:

5 правильных ответов – «5»

4 правильных ответа – «4»

3 правильных ответа – «3»

2 правильных ответа – «2»



Проверяется сам. работа (Слайд 4)

Проверка:

согласование

управление

примыкание

1,7

2,3, 4,5,6

---


3.Словарная работа (слайд 5)

Панорама, пейзаж, аромат,достопримечательность, колорит

Что объединяет все эти слова?

(Тема природы)


4.Проверка по словарю Ожегова (слайд 6)

ПАнОрама- вид, открывающийся с высоты, с открытого места;

ПЕйзаж- общий вид какой-н. местности;

АрОмат- душистый, приятный запах;

ДостопрИмечательность- место или принадлежащий какому-н. месту предмет, заслуживающие особого внимания;

КОлОрит- 1. соотношение красок в картине по тону, 2. перен. - Совокупность особенностей местности.


3. Изучение нового материала

1. Слово учителя о выразительности и красоте речи (слайд 7)

Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет по мосту, который метет и пр.- заменяя краткость причастия вялым оборотом». Но нам никуда не деться от законов разговорной речи. (слайд)

И.С.Тургенев, наоборот, практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Причастный оборот употребляется в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной.



2. Целеполагание (слайд 8)

- познакомиться с понятием «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными»,

- находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении,

- производить (где это возможно) их синонимическую замену,

- правильно употреблять в речи,

- развивать пунктуационную зоркость.

- воспитывать уважительное отношение к природе родного края.


3. Сам. ознакомление по учебнику Самостоятельно прочитайте параграф 22 учебника на стр. 69,70 и осмыслим прочитанное.


4. Вопросы по прочитанному своим одноклассникам


5.Таблица «СПП с придаточными определительными» (слайд 9)

Придаточные определительные

Союзы

Союзные слова

Указательные слова в главном предложении


---

КТО, ЧТО, КАКОЙ, КОТОРЫЙ, ЧЕЙ, ГДЕ, КУДА,ОТКУДА, КОГДА

ТОТ, ТАКОЙ


4. Закрепление


1.Задание: замените причастный оборот придаточным определительным, в качестве связующего элемента используйте слово «который». (слайд 10)


Молодой человек, который вооружился знаниями, должен полюбить природу, став и хозяином, и защитником, и умным преобразователем…(слайд 11)

2. Запомнить (Слово учителя)

Союз не является членом предложения, его легко можно опустить; союзное слово (наречие или местоимение) нельзя опустить, является членом предложения.(слайд 12)

3. В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом. Такие задания обязательно встретятся вам на ЕГЭ. (слайд 13)

  1. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.

  2. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега реки, неповторима в своей красоте.

  3. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.


( В предложении 2 глагол придаточной части можно заменить причастием, которое характеризует последнее существительное, а в предложениях 1,3 придаточную часть нельзя преобразовать в синонимичное предложение с причастным оборотом.)


4.Поговорим о достопримечательностях родного края из историко-документального очерка В.Шатова и К.Гутовой «Ермаковка- частица России» (слайды 14,15,16)

  1. Основная достопримечательность Ермаковской округи – река Уй с ее омутами и перекатами, изобилующая рыбой. Берега, густо заросшие смородиной, малиной, черемухой, шиповником, бузиной, тальником и хмелем, стали любимым местом отдыха сельчан и гостей.(слайд 17, 18)

  2. Редактирование текста (слайд 19)

Место, которое выбрали первопоселенцы Ермаковки, оказалось весьма привлекательным и красивым. Основная достопримечательность Ермаковской округи – река Уй с ее омутами и перекатами, что изобилует рыбой. Берега, какие густо заросли смородиной, малиной, черемухой, шиповником, бузиной, тальником и хмелем, стали любимым местом отдыха сельчан и гостей.


  1. Шалев бор (слайд 20)

В 4-5 километрах от Ермаковки раскинулся красивый лес смешанных пород, получивший издавна название Шалев бор. (устно)


  1. Озеро Карнигуль (слайды 21,22) Текст для анализа (слайд 23)

В 1,5 километрах от деревни Новоермаковка раскинулось таинственное озеро Карнигуль, с двойным дном, окруженное сосновым лесом. В свое время на этом озере был организован вылов гольяна для кормления черно-бурых лисиц, которые выращивали на Новоермаковкой звероферме. В настоящее время людей тянут сюда в изобилии растущие здесь черника, брусника и даже морошка

  1. Проверим (слайд 24)

В 1,5 километрах от деревни Новоермаковка раскинулось таинственное озеро Карнигуль, что имеет двойное дно и которое окружено сосновым лесом. В свое время на этом озере был организован вылов гольяна для кормления черно-бурых лисиц, каких выращивали на Новоермаковкой звероферме. В настоящее время людей тянут сюда черника, брусника и даже морошка, что растут здесь в изобилии.


  1. Часты речевые ошибки на использование причастных оборотов и придаточных определительных (слайд 25)

1.Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом.

2.Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью.

3.На столе стоял букет цветов, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.


  1. Проверка (слайд 26)

1.Мы въехали в поселок, находившийся в лощине, что начиналась сразу же за лесом.

2.Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, засеянного рожью.

3.На столе стоял букет цветов, аромат которых наполнял комнату, имеющую праздничный вид.


Систематизация изученного

1.Работа по оценочным листам (розданы учащимся перед уроком)

Теория (сам-но заполнить таблицы) (слайд 27)

Проверка (слайд 28)

Практика (слайд 29)

1.На какой вопрос отвечает придаточное определительное?

2.От какого слова (части речи) задается вопрос к придаточному определительному?

3.Что может выступать в качестве связующего элемента?

4. Возможны ли указательные слова в главном предложении? Приведите примеры указательных слов.

5.Каково место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении?

Сам. работа (учащиеся заполняют таблицу) (слайд 30)



1. Вопрос

Какой?

2.Контактное слово (часть речи)

существительное

3.Средства связи

Союзные слова: который. какой, кто, что, где, куда, откуда

4.Возможны указательные слова. Назовите их

Тот, такой

5.Позиция по отношению к главному слову

Всегда стоят после существительного, как при причастном обороте

Критерии оценивания (слайд 31)

Вернемся к целям урока (слайд 32)

Рефлексия

  1. Составление синквейна (сам. работа) (слайд 33)

Предложение

придаточное, определительное.

Не понимал. Осознаю. Выучу.

Определи значение придаточного по вопросу!

Синтаксис!

СПП


  1. Заполнение оценочных листов (выставление оценки)


Итог урока

- Довольны ли своей работой на уроке?

- Что для вас осталось непонятным?

- Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Научились:

- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения.

- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно,

- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми)

Домашнее задание (слайд 34) Подобрать 5 примеров СПП с придаточными определительными из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».



Методическая разработка урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными" (9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

1. Слово учителя о выразительности и красоте речи (слайд 7)

Известно, что А.С.Пушкин говорил об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет по мосту, который метет и пр.- заменяя краткость причастия вялым оборотом». Но нам никуда не деться от законов разговорной речи. (слайд)

 И.С.Тургенев, наоборот, практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

Причастный оборот употребляется в книжной речи, придаточные определительные – в разговорной.

 

 

2. Целеполагание (слайд 8)

- познакомиться с понятием  «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными»,

- находить придаточные определительные в сложноподчиненном предложении,

- производить (где это возможно) их синонимическую замену,

- правильно употреблять в речи,

- развивать пунктуационную зоркость.

- воспитывать уважительное отношение к природе родного края.

Автор Патрахина Тамара Владимировна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 647
Номер материала 17864
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓