Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрока русского языка на тему "Виды связи слов в словосочетаниях" (8 класс)

урока русского языка на тему "Виды связи слов в словосочетаниях" (8 класс)

Скачать материал

Тема: Виды  связи  слов  в  словосочетаниях.

           «Байтерек - символ  страны»

 Иметь:  представление  о  подчинительной  связи, знания  о  согласовании, управлении, примыкании;

Уметь: определять  способ  связи  в  словосочетании, находить  словосочетания  в  соответствии  с  приведенными  схемами, составлять  словосочетания, подбирать  синонимичные  словосочетания.

Воспитательная  цель: чувство  любви  к  Родине, интерес  к  философии  символа  страны.

Раздаточный  материал: тексты  по  теме «Астана -Байтерек»

Оборудование: слайды - фотоиллюстрации  «Байтерек»

Словарь  к  уроку: соотечественник, архитектура, зодчий, комплекс, амулет, талисман, длань.

Ход  урока

I. Организационный  момент .Целевая  установка урока.

Мы  продолжаем  работу  по  изучению  раздела «Словосочетание». Сегодня  на  уроке  вспомним  все  виды  подчинительной  связи  в  словосочетаниях, остановимся  подробно  на  согласовании  и  управлении, закрепим  свои  знания  на  материале  различных  видов  упражнений. Поговорим  об  архитектурном  комплексе «Астана -  Байтерек».

Идея  создания  символа  страны  принадлежала  Президенту. По  - своему  осмысленная  архитекторами, она  наиболее  полно  отразила  философию  символа. В  конкурсе  принимали  участие  зодчие  из  Саудовской  Аравии, Турции, России, Украины, а  о  его  уровне  говорит  участие  таких  мэтров, как, например, Церетели, но  победителями  конкурса  стали  наши  архитекторы - Акмурза   Рустембеков, Суйерхан  Базарбаев, Бисен  Тогаев, главный  конструктор  Макс  Вайнштейн  и  инженер  Михаил  Ризунов. Видимо, самую  интересную  и  жизнеутверждающую  идею  смогли  предложить  именно  наши  соотечественники.

Словарь  к  уроку:

Соотечественник - человек, имеющий  общее  с  кем - либо  отечество.

архитектура (лат.) - строительное  искусство, зодчество.

комплекс (лат.)- совокупность, сочетание  предметов, действий, явлений, составляющих  одно  целое.

зодчий  - строитель, архитектор.

амулет - какой -либо  небольшой  предмет, носимый  суеверными  людьми  на  теле  как  средство  якобы  предохраняющее  от  болезней, несчастья  и т.п,; талисман.

длань - рука, ладонь (высок., устар.)

 

II.Повторение.

1.Определить  исходную  форму  словосочетаний  и  указать  способ  связи  слов  в  словосочетаниях.

Интересная  идея, архитектурный  комплекс, прекрасная  легенда, сказочное  дерево,  безбрежный  океан, священная  птица, золотое  яйцо, национальная  идея, уникальное  изобретение.

Вывод: Слова  в  этих  словосочетаниях   связываются  способом  согласования.

2.Упр.

Учащиеся  вспоминают, что  слова  в  словосочетаниях  могут  соединяться  с  помощью  других  видов  подчинительной  связи, например, стоят  у  печки, гаснет  за  горой-управление, навсегда  сохраним - примыкание.

3. Устное  сочинение  по  фотоиллюстрации «Байтерек» (появляется  на  экране  слайд «Байтерек»)

 

  Байтерек -визитная  карточка  Астаны. В  основе  монумента  положена  прекрасная легенда  о  Байтереке. Байтерек -это  сказочное  дерево, растущее  на  горе  Кок -Тюбе. Ежегодно  священная  птица  Самрук  откладывает  в  его  листве  золотое  яйцо -Солнце. Дракон  всякий  раз съедает  Светило. Но  птица  Самрук  снова  и  снова  прилетает  к  дереву,И  нерушимой  остается  смена  Дня  и  Ночи, Лета  и  Зимы, Добра  и Зла, Света  и  Тьмы.Такова  философия  легенды.

Из  множества  предложений  участников  конкурса  была  выбрана  идея  легенды  про  Байтерек, она  оказалась  наиболее  выразительной  и  символичной.

 

- Какие  известны  вам  архитектурные  символы  в  мире?
( Статуя  Свободы, Эйфелева  башня, Медный  всадник…)

4. Выборочный  диктант.

Прочитайте  выразительно  текст.

                         Чудо - дерево

   Размер  «Байтерека» впечатляет - сказочное  дерево  со  стеклянным  шаром  взметнулось  на  высоту  97 метров. Такая  высота  выбрана  не  случайно, ведь  1997 год  был  годом  переноса  столицы  Казахстана  в  Астану. И  эта  цифра  получила  воплощение  в  символе «Байтерек - Астана».

  Теперь  сверкающее  чудо  видно  из  любой точки  города!  Причём  шар  из  стекла - хамелеона  при  различном  освещении  меняет  оттенки, и  за  его  цветовыми  превращениями  может  наблюдать  весь  город. В  будни  это  сооружение  подсвечивается  белым  рассеянным  светом. Но  зато  в  праздники  система  ночной  подсветки  специальными  компьютерными  средствами  даёт  до  500  оттенков!

(Газета «Страна  и  мир», 7 января   2005г, статья «Философия  давней  легенды»)

 

Выпишите  словосочетания  по  группам  в  соответствии  с  приведенными  схемами.

Составьте  ещё  по  одному  словосочетанию  на  каждую  схему.

                             х

Прилаг. +  существ.: …

х                       

Сущ + сущ. р.п.:….

х         

Гл. + сущ. в  в.п:….

 

 

х         

Гл. + сущ. в  тв.п:….

 

                     х

Нареч + гл.:…..

 

 

 

Вывод: в  роли  главного  слова  в  словосочетании  выступают  существительные, глагол  и  наречие.

Не  только  в  роли  главного  слова  выступает  существительное, но  и  прилагательное  и  числительное. Например. один  из  авторов, достойный  уважения, всему  новому…

 

5. Перепишите, распределяя  по  трём  рубрикам  словосочетания: а) с  главным  словом  существительным, затем  с  прилагательным, числительным; б) с  главным  словом -глаголом; в) с  главным  словом - наречием.

Подземная  часть, прекрасная  возможность, по  замыслу  авторов, эту  мысль, за  миром  океана, через  стекло  аквариума, огромный  аквариум, подземные  воды, ствол  дерева, известный  миру. очень  внимательный, внимательный  взгляд, достойный  уважения, жизненно  необходимый, чрезвычайно  приятно, современная  архитектура.

 

6. К  данным  словосочетаниям  подберите  синонимичные  словосочетания.

Металлическая  конструкция - конструкция  из  металла, золотой  шар - …, трёхслойное  стекло - ….,мировые  религии -…, национальная  идея- …, представить  с  достоинством- …

7. В  каждом  словосочетании назовите  зависимое  слово. Чем  выражается  его  связь  с  главным  словом (окончанием, предлогом  и  окончанием, только  по  смыслу)? Перепишите. Какими  частями  речи  выражены  зависимые  слова?

Посетить  комплекс, через  стекло  шар… , с  первым  лиц… , падает  на  ладонь, наблюдать (не) торопясь, узнать  о  легенд… , ошеломляющее  впечатление, заставлять  каждого, возможность  полюбова (т, ть) ся, наши  соотечественники, из  семнадцати  стран.

 

8.Работа  с  текстом.

Прочитайте  выразительно  текст. Определите  тип  и  стиль  текста.

Найдите  словосочетания  с  согласованием  и  управлением.

 

Здесь  можно «поздороваться»  с  первым  лицом  государства. Как? Стоит  подойти  к  композиции «Аялы  Алакан», что  означает  «добрые  ладони», и  вложить  свою  ладонь  в  серебряный  амулет - тумар  с  дланью  Нурсултана  Назарбаева. При  прикосновении  к  амулету  загорается  фиброоптическая  композиция  под  куполом  шара,  и  как  только  луч  падает  на  ладонь - звучит  Гимн  Казахстана.

  Момент  полон  торжественности  и  очень  впечатляет.

 При  звуках  Гимна  сама  композиция, словно  отрываясь  от  основания,  начинает  парить  в  воздухе!.. «рукопожатие» произвело  ошеломляющее  впечатление.

(Газета «Страна  и  мир», 7 января   2005г, статья «Философия  давней  легенды»)

(высвечивается  слайд- композиция «Аялы  Алакан»)

 

III. Итог  урока.

-Что  такое  словосочетание?

-Какие  виды  связи  слов  в  словосочетаниях  вы  знаете?

-Дайте  определение  согласования. Приведите  примеры.

-Дайте  определение  управления. Приведите  примеры.

-Дайте  определение  примыкания. Приведите  примеры

Выставление  оценок.

IV. Домашнее  задание.  §

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урока русского языка на тему "Виды связи слов в словосочетаниях" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Методическая разработка урока русского языка на тему "Виды связи слов в словосочетаниях" предназначена для учителей-предметников. Учащиеся должны иметь:  представление  о  подчинительной  связи, знания  о  согласовании, управлении, примыкании. Они должны уметь: определять  способ  связи  в  словосочетании, находить  словосочетания  в  соответствии  с  приведенными  схемами, составлять  словосочетания, подбирать  синонимичные  словосочетания.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 610 310 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 27 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
  • 06.10.2020
  • 452
  • 10
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 486
    • DOCX 33.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Баекенова Сандыбала Айтокиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3196
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 81 человек из 30 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 33 регионов

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов

Мини-курс

ЕГЭ по биологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Предпринимательские риски

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические концепции и практики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе