Тема: Виды связи слов в
словосочетаниях.
«Байтерек - символ страны»
Иметь:
представление о подчинительной связи, знания о согласовании, управлении,
примыкании;
Уметь: определять
способ связи в словосочетании, находить словосочетания в соответствии с
приведенными схемами, составлять словосочетания, подбирать синонимичные
словосочетания.
Воспитательная цель:
чувство любви к Родине, интерес к философии символа страны.
Раздаточный материал: тексты
по теме «Астана -Байтерек»
Оборудование:
слайды - фотоиллюстрации «Байтерек»
Словарь к уроку:
соотечественник, архитектура, зодчий, комплекс, амулет, талисман, длань.
Ход урока
I.
Организационный момент .Целевая установка урока.
Мы продолжаем работу по изучению
раздела «Словосочетание». Сегодня на уроке вспомним все виды
подчинительной связи в словосочетаниях, остановимся подробно на
согласовании и управлении, закрепим свои знания на материале различных
видов упражнений. Поговорим об архитектурном комплексе «Астана -
Байтерек».
Идея создания символа страны
принадлежала Президенту. По - своему осмысленная архитекторами, она
наиболее полно отразила философию символа. В конкурсе принимали участие
зодчие из Саудовской Аравии, Турции, России, Украины, а о его уровне
говорит участие таких мэтров, как, например, Церетели, но победителями
конкурса стали наши архитекторы - Акмурза Рустембеков, Суйерхан
Базарбаев, Бисен Тогаев, главный конструктор Макс Вайнштейн и инженер
Михаил Ризунов. Видимо, самую интересную и жизнеутверждающую идею смогли
предложить именно наши соотечественники.
Словарь к уроку:
Соотечественник
- человек, имеющий общее с кем - либо отечество.
архитектура
(лат.) - строительное искусство, зодчество.
комплекс
(лат.)- совокупность, сочетание предметов, действий, явлений, составляющих
одно целое.
зодчий
- строитель, архитектор.
амулет
- какой -либо небольшой предмет, носимый суеверными людьми на теле как
средство якобы предохраняющее от болезней, несчастья и т.п,; талисман.
длань
- рука, ладонь (высок., устар.)
II.Повторение.
1.Определить
исходную форму словосочетаний и указать способ связи слов в
словосочетаниях.
Интересная идея,
архитектурный комплекс, прекрасная легенда, сказочное дерево, безбрежный
океан, священная птица, золотое яйцо, национальная идея, уникальное
изобретение.
Вывод: Слова в
этих словосочетаниях связываются способом согласования.
2.Упр.
Учащиеся
вспоминают, что слова в словосочетаниях могут соединяться с помощью
других видов подчинительной связи, например, стоят у печки, гаснет за
горой-управление, навсегда сохраним - примыкание.
3. Устное
сочинение по фотоиллюстрации «Байтерек» (появляется на экране слайд
«Байтерек»)
Байтерек
-визитная карточка Астаны. В основе монумента положена прекрасная легенда
о Байтереке. Байтерек -это сказочное дерево, растущее на горе Кок -Тюбе.
Ежегодно священная птица Самрук откладывает в его листве золотое яйцо
-Солнце. Дракон всякий раз съедает Светило. Но птица Самрук снова и
снова прилетает к дереву,И нерушимой остается смена Дня и Ночи, Лета
и Зимы, Добра и Зла, Света и Тьмы.Такова философия легенды.
Из множества
предложений участников конкурса была выбрана идея легенды про Байтерек,
она оказалась наиболее выразительной и символичной.
- Какие известны
вам архитектурные символы в мире?
( Статуя Свободы, Эйфелева башня, Медный всадник…)
4. Выборочный
диктант.
Прочитайте
выразительно текст.
Чудо - дерево
Размер «Байтерека» впечатляет - сказочное дерево со стеклянным шаром
взметнулось на высоту 97 метров. Такая высота выбрана не случайно, ведь
1997 год был годом переноса столицы Казахстана в Астану. И эта цифра
получила воплощение в символе «Байтерек - Астана».
Теперь
сверкающее чудо видно из любой точки города! Причём шар из стекла -
хамелеона при различном освещении меняет оттенки, и за его цветовыми
превращениями может наблюдать весь город. В будни это сооружение
подсвечивается белым рассеянным светом. Но зато в праздники система
ночной подсветки специальными компьютерными средствами даёт до 500
оттенков!
(Газета «Страна
и мир», 7 января 2005г, статья «Философия давней легенды»)
Выпишите
словосочетания по группам в соответствии с приведенными схемами.
Составьте ещё
по одному словосочетанию на каждую схему.
х
Прилаг. +
существ.: …
х
Сущ + сущ. р.п.:….
х
Гл. + сущ. в
в.п:….
х
Гл. + сущ. в
тв.п:….
х
Нареч + гл.:…..
Вывод: в роли
главного слова в словосочетании выступают существительные, глагол и
наречие.
Не только в
роли главного слова выступает существительное, но и прилагательное и
числительное. Например. один из авторов, достойный уважения, всему
новому…
5. Перепишите,
распределяя по трём рубрикам словосочетания: а) с главным словом
существительным, затем с прилагательным, числительным; б) с главным словом
-глаголом; в) с главным словом - наречием.
Подземная часть,
прекрасная возможность, по замыслу авторов, эту мысль, за миром океана,
через стекло аквариума, огромный аквариум, подземные воды, ствол дерева,
известный миру. очень внимательный, внимательный взгляд, достойный
уважения, жизненно необходимый, чрезвычайно приятно, современная
архитектура.
6. К данным
словосочетаниям подберите синонимичные словосочетания.
Металлическая
конструкция - конструкция из металла, золотой шар - …, трёхслойное стекло -
….,мировые религии -…, национальная идея- …, представить с достоинством- …
7. В каждом
словосочетании назовите зависимое слово. Чем выражается его связь с
главным словом (окончанием, предлогом и окончанием, только по смыслу)?
Перепишите. Какими частями речи выражены зависимые слова?
Посетить
комплекс, через стекло шар… , с первым лиц… , падает на ладонь, наблюдать
(не) торопясь, узнать о легенд… , ошеломляющее впечатление, заставлять
каждого, возможность полюбова (т, ть) ся, наши соотечественники, из
семнадцати стран.
8.Работа с
текстом.
Прочитайте выразительно
текст. Определите тип и стиль текста.
Найдите
словосочетания с согласованием и управлением.
Здесь можно
«поздороваться» с первым лицом государства. Как? Стоит подойти к
композиции «Аялы Алакан», что означает «добрые ладони», и вложить свою
ладонь в серебряный амулет - тумар с дланью Нурсултана Назарбаева. При
прикосновении к амулету загорается фиброоптическая композиция под
куполом шара, и как только луч падает на ладонь - звучит Гимн
Казахстана.
Момент полон
торжественности и очень впечатляет.
При звуках
Гимна сама композиция, словно отрываясь от основания, начинает парить
в воздухе!.. «рукопожатие» произвело ошеломляющее впечатление.
(Газета «Страна
и мир», 7 января 2005г, статья «Философия давней легенды»)
(высвечивается
слайд- композиция «Аялы Алакан»)
III.
Итог урока.
-Что такое
словосочетание?
-Какие виды
связи слов в словосочетаниях вы знаете?
-Дайте
определение согласования. Приведите примеры.
-Дайте
определение управления. Приведите примеры.
-Дайте
определение примыкания. Приведите примеры
Выставление
оценок.
IV.
Домашнее задание. §
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.