Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока русского языка на тему

Методическая разработка урока русского языка на тему

Методическая разработка урока.

Тема урока: «Служебные части речи» 4 класс.

Учебный предмет: русский язык.

Учитель: Карасёва Наталия Вячеславовна

Цель урока: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи.

. Оборудование урока: учебники, рабочие листы для учащихся, учебные принадлежности, мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи” (Приложение)

Задачи урока:

— образовательные:

  • обобщить знания о самостоятельных частях речи;

  • дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;

  • обобщить и систематизировать знания о служебных частях речи;

  • продолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов и правильное их употребление;

— развивающие:

  • умение сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы;

  • умение работать самостоятельно и коллективно;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • развивать языковые и лингвистические компетенции;

  • развивать орфографическую зоркость.

— воспитательные:

  • воспитывать умение ставить перед собой цель и находить пути ее достижения;

  • ответственное отношение к учебе, требовательность к себе;

  • уважительное отношение к окружающим;

  • воспитывать у обучающихся способности: работать самостоятельно, брать на себя ответственность при командной работе, проявлять инициативу;
    Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный прозвенел звонок, начинается урок.

Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте им подарим свою улыбку. Садитесь удобнее.

Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

2. Минутка чистописания (слайд 3 )

-Откройте тетради и запишите число.

@ @ Где вы встречали такое изображение?

3.Развитие орфографической зоркости.

-Уберите одну букву так,чтобы получилось другое слово

Горсть краска полк

-Добавьте одну букву так,чтобы получилосьдругое слово

Роза стол шар

4. Актуализация знаний.

На доске записана тема урока: «Служебные части речи», первые два слова в названии темы урока прикрыты, слова темы будут постепенно открываться (с конца) после ответов детей.

  • - Ребята, тема сегодняшнего урока спрятана, я открою только последнее слово (речь) ,чтобы открыть все остальные слова нам надо ответить на ряд вопросов: (слайд 4)

  • Что такое речь?(Речь-это средство общения людей,то,что мы говорим и пишем)Какая бывает речь?(Устная и письменная)

  • Из чего состоит речь?(Речь состоит из предложений,а предложение из слов)

  • Чем отличаются слова друг от друга?(Слова различаются произношением,написанием,значением) Как мы по другому называем слова в нашей речи?

  • Теперь мы можем открыть второе слово в теме урока (части речи).


  • -Запишите предложение в тетради,разберите по членам и определите части речи.

( слайд 5)

Если всадник упал духом,то конь не скачет.

  • Какие слова вызвали затруднения?(Слово если,то)

  • Нужно ли их изучать и зачем?(Т.к.мы используем эти слова в речи,они тоже части речи)

Какие части речи вам известны и в предложении вы легко могли их определить?Как мы называем такие части речи как сущ.,прил., глаг? После ответов открыть ( слайд 6). А почему их называют самостоятельными?Поможет материал на форзаце учебника.

  • По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой? После ответов открыть (слайд 7)

4. Постановка темы урока.

-Попробуйте применить эти признаки к словам, вызвавшим у вас затруднения при разборе предложения. Поставьте перед собой учебную задачу .(Ответ детей: на сегодняшнем уроке мы будем изучать части речи, которые ничего не обозначают и ни на какой вопрос не отвечают.)

-Составьте предложение из слов: в, и, не, от, но, а, из и т.д.Удалось ли вам это сделать? Почему? (слайд 8) Посоветуйтесь в парах как могут называться такие части речи, если изученные ранее назывались самостоятельными? (выдвигаются различные названия-гипотезы) После ответов открывается (слайд 9). Открывается на доске первое слово темы урока. Прочитайте тему урока: «Служебные части речи»

Итак,на какие 2 группы можно разделить все части речи?Как вы думаете,какая наука занимается изучением частей речи?(Ответ нам подскажет Ключик с. 74 учебник)

5. Открытие новых знаний.

Каким частям речи посвящен урок? (слайды10, 11)

Они неделимы и целы,

Корней и приставок в них нет,

И в них не отыщешь морфемы –

И в этом их главный секрет.

Открывается тема урока

6.Работа в группах

-Какие части речи есть в стихотворении?Найти в тексте и обозначить части речи.

1 группа –сущ.,2 группа-прил,3 группа-глаг,4 группа –местоимен,5 группа-служ.части речи.

Вывод 5 группы.Служебные части речи могут быть выражены…

(Ответы детей: предлог, союз, частица) (слайд 12)

  • Вывод : Служебные части речи –это предлоги, союзы, частицы.



Отредактируйте предложения (слайд 13) и проверьте (слайд 14) Какую роль в предложении выполняют служебные части речи?

  • Вывод: Они обслуживают самостоятельные части речи.

Работа в группах: (слайд 15)

-Каждой группе дается предложение. Дети должны сделать выводы

1 группа:Не от росы урожай,а от поту.(Пословица)

Разобрать по членам.Ответить на вопрос:являются ли служебные части речи самостоят.членами предлож?

2 группа:Труд при ученьи скучен,да плод ученья вкусен.

Объясните значение каждого слова.Имеют ли служ.части речи лексич.значение?

3 группа:Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Задайте вопрос к каждому слову.Отвечают ли служебные части речи на вопросы?

4 группа:Если хочешь узнать человека,посмотри на его друга.

Измените в предложении число и время.Изменяются ли служ.части речи по числам,временам,родам.

5 группа:Что намолотишь,то в закрома и положишь.

Прочитайте предложение без служебных частей речи.Ответить на вопрос:для чего существуют служебные части речи?

Вывод: служебные части речи не являются членами предложения

  • Вывод: служебные части речи не

отвечают на вопросы.

  • Вывод: служебные части речи не изменяются.



  • Вывод: служебные части речи не имеют лексического значения.

Все эти выводы (слайд 16)

Физминутка

Если слышим самостоят.часть речи,то приседаем,а если служебную,то хлопаем в ладоши:на,весна,краса,и,играет,красив,любила,здорова,я,если,без,вышла,то,тихо,тебя,но,за

7. Закрепление материала путем выполнения практических заданий

1) (слайд 17) Восстановить отрывок из сказки Ершова «Конек-горбунок», используя предлоги, союзы, частицы. Какую же роль выполняют служебные части речи?

2) Стих о служ.ч р

3)Рубрика «Это интересно»

2)Выполнение упражнения №206 по учебнику у доски и в тетрадях.

8.Подведение итогов урока;

Что нового узнали?

Где эти знания можете применить в жизни?

(слайд 20)

9. Домашнее задание:

(слайд 21)







Методическая разработка урока русского языка на тему
  • Начальные классы
Описание:

Методическая  разработка  урока.

 Тема урока: «Служебные части речи» 4 класс.

 Учебный предмет: русский язык.

 Учитель: Карасёва Наталия Вячеславовна

Цель урока: сформировать представление о служебных частях речи и формирование навыков правописания и употребления их в речи.

 Оборудование урока: учебники, рабочие листы для учащихся, учебные принадлежности, мультимедийная установка, компьютер, экран; презентация в MS PowerPoint “Самостоятельные и служебные части речи”

Задачи урока:

— образовательные:

·        обобщить знания о самостоятельных частях речи;

·        дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте;

·        обобщить и систематизировать знания о служебных частях речи; 

·        продолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в     тексте служебных слов и правильное их употребление;

— развивающие:

·        умение сравнивать, классифицировать, анализировать языковой материал, на основе наблюдений делать выводы;

·        умение работать самостоятельно и коллективно;

·        развивать творческие способности учащихся;

·        развивать языковые и лингвистические компетенции;

·        развивать орфографическую зоркость.

— воспитательные:

·        воспитывать умение ставить перед собой цель и находить пути ее достижения;

·        ответственное отношение к учебе, требовательность к себе;

·        уважительное отношение к окружающим;

·        воспитывать у обучающихся способности: работать  самостоятельно, брать на себя ответственность при командной работе, проявлять инициативу;  
                                  Ход   урока

1. Организационный  момент

  Долгожданный прозвенел звонок, начинается урок.

  – Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей. Давайте им  подарим свою   улыбку. Садитесь удобнее.                   

Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХА!

2. Минутка  чистописания     (слайд  3 )

-Откройте тетради и запишите число.

  @ @  Где вы встречали такое изображение?

3.Развитие орфографической зоркости.

-Уберите одну букву так,чтобы получилось другое слово

Горсть  краска  полк

-Добавьте одну букву так,чтобы получилосьдругое слово

Роза   стол   шар

 4. Актуализация знаний.  

  На доске записана тема урока: «Служебные части речи», первые два слова в названии темы урока прикрыты, слова темы будут постепенно открываться (с конца) после ответов детей.

·        - Ребята, тема сегодняшнего  урока спрятана, я открою только последнее слово (речь) ,чтобы открыть все остальные слова нам надо ответить на ряд вопросов: (слайд 4)

·        Что такое речь?(Речь-это средство общения людей, то, что мы говорим и пишем)Какая бывает речь?(Устная и письменная)

·         Из чего состоит речь?(Речь состоит из предложений ,а предложение из слов)   

·        Чем отличаются слова друг от друга?(Слова различаются произношением, написанием, значением) Как мы по другому называем слова в нашей речи?

·         Теперь мы можем открыть второеслово в теме урока (части речи).

 

·   -Запишите предложение в тетради, разберите по членам и определите части речи.

 ( слайд 5)

Если всадник упал духом, то  конь не скачет.

·        Какие слова вызвали затруднения?(Слово если, то)

·         Нужно ли их изучать и зачем?(Т.к.мы используем эти слова в речи, они тоже части речи)

 Какие части речи вам известны и в предложении вы легко могли их определить? Как мы называем такие части речи как сущ., прил., глаг.? После ответов открыть  ( слайд 6). А почему их называют самостоятельными? Поможет материал на форзаце учебника.

·        По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой? После ответов открыть  (слайд 7)

4. Постановка темы урока.

-Попробуйте применить эти признаки к словам, вызвавшим у вас затруднения при разборе предложения. Поставьте перед собой учебную задачу .(Ответ детей: на сегодняшнем уроке мы будем изучать части речи, которые ничего не обозначают и ни на какой вопрос не отвечают.)

-Составьте предложение из слов: в, и, не, от, но, а, из и т.д.Удалось ли вам это сделать? Почему? (слайд 8) Посоветуйтесь в парах как могут называться такие части речи, если изученные ранее назывались самостоятельными? (выдвигаются различные названия-гипотезы) После ответов открывается (слайд  9). Открывается на доске первое слово темы урока. Прочитайте тему урока: «Служебные части речи»

Итак,на какие 2 группы можно разделить все части речи?Как вы думаете,какая наука занимается изучением частей речи?(Ответ нам подскажет Ключик с. 74 учебник)

5. Открытие новых знаний.

Каким частям речи посвящен урок? (слайды10, 11)

Они неделимы и целы,

Корней  и приставок в них нет,

И в них не отыщешь морфемы –

И в этом их главный секрет.

Открывается тема урока

6.Работа в группах

-Какие части речи есть в стихотворении? Найти в тексте и обозначить части речи.

1 группа –сущ.,2 группа-прил,3 группа-глаг,4 группа –местоимен,5 группа – служ. части речи.

 Вывод 5 группы. Служебные части речи могут быть выражены…

(Ответы детей: предлог, союз, частица) (слайд 12)

·        Вывод : Служебные части  речи –это предлоги, союзы, частицы.

 

 Отредактируйте предложения (слайд 13) ипроверьте (слайд 14) Какую роль в предложении выполняют служебные части речи?

·                    Вывод: Они обслуживают самостоятельные части речи.

Работа в группах: (слайд 15)

-Каждой группе дается предложение. Дети должны сделать выводы

1 группа :Не от росы урожай, а от поту.(Пословица)

 Разобрать по членам. Ответить на вопрос: являются ли служебные части речи самостоят. членами предлож.?

2 группа :Труд при учении  скучен, да плод ученья вкусен.

 Объясните значение каждого слова. Имеют ли служ. части речи лексич. значение?

3 группа: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Задайте вопрос к каждому слову. Отвечают ли служебные части речи на вопросы?

4 группа:Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга.

 Измените в предложении число и время. Изменяются ли служ. части речи по числам, временам, родам.

5 группа: Что намолотишь, то в закрома и положишь.

Прочитайте предложение без служебных частей речи. Ответить на вопрос: для чего существуют служебные части речи?

Вывод: служебные части речи не являются членами предложения

·        Вывод: служебные части речи не

отвечают на вопросы.

·        Вывод: служебные части речи не изменяются.

 

·                    Вывод: служебные части речи не имеют лексического значения.

Все эти выводы (слайд 16)

Физминутка

Если слышим самостоят. часть речи, то приседаем, а если служебную, то хлопаем в ладоши: на,весна,краса,и,играет,красив,любила,здорова,я,если,без,вышла,то,тихо,тебя,но,за

7. Закрепление материала путем выполнения практических заданий

1) (слайд 17) Восстановить отрывок из сказки Ершова «Конек-горбунок», используя предлоги, союзы, частицы. Какую же роль выполняют служебные части речи?

2) Стих о служ.ч. р

3)Рубрика «Это интересно»

2)Выполнение упражнения №206 по учебнику у доски и в тетрадях.

8.Подведение итогов урока;

Что нового узнали?

Где эти знания можете применить в жизни?

(слайд 20)

9. Домашнее задание:

(слайд 21)

 

 

 

 

 

 

Автор Карасева Наталия Вячеславовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 536
Номер материала 29453
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓