Главная / Физкультура / Методическая разработка урока русский танец "Хоровод"

Методическая разработка урока русский танец "Хоровод"


hello_html_12c5988f.gifhello_html_68b0baeb.gifhello_html_m6b818dff.gifhello_html_m40fb0eea.gifhello_html_m36d494b3.gifhello_html_m40fb0eea.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_47b2b7bb.gifhello_html_m5cf9032b.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_44592e49.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_12c5988f.gifhello_html_68b0baeb.gifhello_html_m6b818dff.gifhello_html_m36d494b3.gifhello_html_m40fb0eea.gifhello_html_m40fb0eea.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_47b2b7bb.gifhello_html_m5cf9032b.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_44592e49.gifhello_html_m2a7690f7.gif

Организационная информация

Автор

Гусева Марина Юрьевна

Должность


преподаватель ритмики и хореографии

Образовательное учреждение


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Дубовский педагогический колледж»

Республика/край


Волгоградская область

Город/поселение


Дубовка

Предмет


Предметы дополнительного образования детей DODST Спорт и танец

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

Группа студентов второго курса специальность « Преподавание в начальных классах» учреждения среднего профессионального образования, 15 человек

Продолжительность урока/занятия/мероприятия

45мин.

Методическая информация

Тема урока /занятия/мероприятия

Русский танец «Хоровод».

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

-

Место урока/занятия/мероприятия в системе уроков/образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Учебная дисциплина «Хореография» введена в учебные планы ГБОУ СПО ДПК по специальностям Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование для реализации приказа Министерства образования РФ от 01.12.1999 г. № 1025 и приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 12.08.2002 № 2815 «О необходимости внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и нового содержания занятий».

Уроки хореографии решают задачи сохранения и укрепления физического, психологического здоровья молодых людей и содействуют эстетическому, общеобразовательному, профессиональному саморазвитию личности будущего специалиста.

Тема «Русский танец «Хоровод»» включена в раздел «Народный танец» программы учебной дисциплины хореография и изучается после прохождения тем: «Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности», «Азбука танца».

Тип занятия: по дидактической цели – изучения нового материала.


Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностейкласса /коллектива/группы

Обучающиеся специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах и 050144 Дошкольное образование (углубленная подготовка) в процессе занятий хореографией, кроме психологической разгрузки и поддержания физической формы, развивают личные качества, знакомятся с теоретическими основами хореографии, развивают свои художественно-творческие способности, которые будут им необходимы в профессиональной деятельности и жизни.

Цели и задачи занятия

(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия

Цель занятия: создание условий для овладения будущими педагогами умениями необходимыми для организации внеурочной деятельности младших школьников, развития у студентов способностей к творчеству.

Задачи занятия:

- познакомиться с особенностями русского хоровода и обряда встречи Весны;

- научиться выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод»;

- развивать двигательные качества, координацию, мягкость исполнения путем выполнения элементов танцевальной композиции;

- воспитывать интерес и уважение к народной традиции встречи Весны, как части танцевального фольклорного наследия;

- формировать умения, необходимые в профессиональной педагогической деятельности, входящие в состав общих компетенций (ОК1, ОК2) и профессиональных компетенций (ПК3.2, ПК3.3).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия (ОК и ПК в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности «Преподавание в начальных классах»).

Занятие помогает студентам формировать правильную осанку, красивую походку; способствует развитию самоконтроля над телом, учит самовыражаться в движении.

Урок направлен на развитие у будущих специалистов профессионально - значимых качеств личности: креативности, артистичности, коммуникативности, толерантности, эмоциональности.


В результате занятия студент должен уметь:

- выполнять движения хоровода в соответствии с музыкой;

- выполнять рисунки хоровода точно и технично;
- выразительно и непринужденно исполнять танцевальный этюд.


В результате занятия студент должен знать:

- виды движений и рисунков хоровода;

- методику исполнения основных движений и рисунков хоровода;

- основы образного движения и импровизации.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия

Опорные конспекты для студентов.

Музыкальный материал:

Весенние заклички:

- «Ай, Весна – Красна»;

- «Солнышко»;

- «Жаворонушки, прилетите-ка!»;

- «Чувиль-виль-виль».

Фонограмма «Ах, улица, улица широкая» - русская народная песня.

Оборудование: схемы рисунков хоровода, зеленые веточки, птички, баян, флеш-накопитель, музыкальный центр, костюмы.

Перед началом занятия зал украшают веточками деревьев, птицами из папье-маше, рушниками. Скамейки декорированы под бревна. Студенты наряжаются в русские костюмы.





Подробный конспект мастер-класса

Фаза занятия

Этап занятия

Продолжительность этапа

Подробное описание АМО

Фаза 1

Начало образовательного мероприятия

Инициация


5 мин

Инициация

Описание хода занятия

  1. Создание эмоциональной атмосферы занятия.

Звучит музыкальный эпиграф урока – фонограмма «пение птиц».

На фоне птичьего пения звучат весенние заклички.

(«Ай, Весна – красна», «Солнышко»).



Этюд-приветствие (звучит русская народная музыка в инструментальной обработке)



Преподаватель:

- Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам.

(Исполняю поклон под музыкальное сопровождение).

- Какие вы нарядные. Не иначе как весну встречать собрались.

(Звучит хороводная музыка в инструментальной обработке).

- И музыка здесь звучит веселая. Ноги так и просятся в пляс!

Собирайся народ,

Весна идет!

Солнышко светит,

Плясать зовет!

(Поднимаю девушек со скамейки и выстраиваю их в круг).



ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Инициация.

Время проведения: до 5-ми минут.

Название метода: прием «Закличка - приглашение»

Происхождение метода: Прием, заимствованный из методики организации фольклорных праздников, адаптирован к содержанию и задачам занятия.

Цели и задачи: Воздействие на чувства студентов для глубокого (эмоционального) восприятия нового понятия.

Необходимые материалы:-

Предварительная подготовка: Музыкальный центр, флэш - носитель, костюмы.

Технология проведения: Перед началом занятия зал украшают веточками деревьев, птицами из папье-маше, рушниками. Скамейки декорированы под бревна. Студенты наряжаются в русские костюмы.

На первом этапе урока – «Инициации», создается эмоциональная атмосфера занятия.

Звучит музыкальный эпиграф, на фоне птичьего пения слышны весенние заклички. Под музыкальное сопровождение преподаватель исполняет поклон и приглашает девушек танцевать.

Примечание: -

Варианты проведения метода: -



Вхождение или погружение в тему

8 мин

Вхождение или погружение в тему (целеполагание)

Импровизация в стиле хоровода:

- Идем по кругу, взявшись за руки (шаг с носка);

- идем по кругу, меняя положения рук и ног

( руки на пояс, ноги бьют « дробушку»);

- идем по кругу, меняя положение рук

( руки делают движения, импровизирующие покачивание веток на ветру).

Преподаватель:

- Хорошая пляска у нас получилась!

- Что вы почувствовали, исполнив этот танец? Как изменилось ваше настроение?

(Возникли чувства радости, легкости, ощущение праздника).

- Как называется действие, в котором мы сейчас принимали участие?

(Двигались под музыку, танцевали хоровод).

Постановка темы урока.

Преподаватель:

- По каким признакам вы это поняли?

(Музыка, пение, движение, круг).

- Дайте определение понятию « хоровод».

(Хоровод – массовое действие, составляющими которого являются пение, музыка, движения).

- Сформулируйте тему нашего урока хореографии. (Русский танец «Хоровод»).

( на доске тема урока)

- Сегодня на уроке вы научитесь выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод».

- Русский народ любит музыку, песни и танцы. Танец рождается из жизни,

как необходимая потребность проявления чувств.

Знакомство с танцем «Хоровод» поможет вам приобщить детей к истокам русской духовности, традициям и фольклорному наследию.

(на доске слово «Хоровод»)

- Каково происхождение слова хоровод?

(от греческого «хорос» - групповой танец с песней, хор и общеславянское слово – водить).

- А зачем водили хороводы на Руси?

(религиозные обряды, народные традиции, т. к. для Руси характерны общинность, единение, что выражается в единении хоровода (возьмемся за руки)).

- С помощью хоровода люди обращались к природным стихиям, чтобы просить у них тепла, света, дождя, богатого урожая.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Вхождение или погружение в тему.

Время проведения: до 8 минут

Название метода: Прием «Знакомство с понятием хоровод».

Происхождение метода: Подготовка к усвоению основных понятий занятия, заимствован из методики обучения танцу, адаптирован к содержанию и задачам занятия.

Цели и задачи: Подвести студентов к осознанию содержания понятия «хоровод».

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: Мотивируя студентов к активному участию в занятии, преподаватель беседует с группой, задает вопросы по анализу выполненных танцевальных движений (В какую сторону мы пойдем, если идти по солнцу? Как вы думаете, для чего раньше девушки старались сарафаны сшить вровень с землей?). Осуществляется подготовка студентов к усвоению основных дидактических единиц занятия.

Примечание: мотивирует студентов к активному участию в занятии.

Варианты проведения метода: -

Ответы групп

Вхождение или погружение в тему - преподаватель обобщает ответы, делает выводы.






Формирова-ние ожиданий


3 мин

Формирование ожиданий у участников

Организация групповой работы

Задание для групповой работы:

Студенты делятся на группы по 5 человек и выполняют задание:

Определите для себя лично, какими умениями вы бы хотели овладеть в конце занятия.

На групповую работу отводится до 3-х минут.

Затем студенты озвучат свои мнения.

Преподаватель:

На занятии мы научимся выразительно исполнять основные движения и рисунки хоровода с учетом музыки.



ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Формирование ожиданий.

Время проведения: до 3 минут

Название метода: Прием «Целеполагания».

Происхождение метода: Прием, заимствован из технологии развивающего обучения и адаптирован к содержанию и задачам занятия

Цели и задачи: Мотивация студентов к активной заинтересованной работе на занятии.

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: Преподаватель предлагает студентам разделиться на три группы по 5 человек и определить, какими умениями они могли и хотели бы овладеть в конце занятия.

Примечание: -

Варианты проведения метода: -




Фаза 2

« Работа над темой»

Проработка содержания темы

20 мин

Проработка содержания темы

Практическая работа

Преподаватель:

- В народе говорят так: «Когда лес зазеленится, когда вода разольется, когда птицы прилетают, тогда и весну встречают».

Девушки надевают свои лучшие наряды, идут хороводы водить, весну зазывать.

- Какой основной рисунок хоровода?

- Как вы думаете почему?

(Круг олицетворяет солнце).

- Встречая весну, люди поклонялись солнцу – источнику света, тепла, олицетворяющему радость, плодородие, богатство, сытость, удачу.

(на доске схема № 1)

- Встанем в круг так, чтобы видеть друг друга. Возьмемся за руки, теперь мы чувствуем тепло друг друга. Это же общей праздник!



Методика исполнения рис. № 1 Круг



Танцующие поворачиваются лицом к центру круга и, взявшись за руки, образуют замкнутый круг.

(студенты встали в круг)

- В какую сторону мы пойдем?

(по часовой стрелке, по солнцу).

- Хоровод всегда водят по солнцу.





Не зря в народе говорят: «Надо продвинуть солнце по календарному кругу, помочь приблизить Весну-Красну».

- Каким шагом мы будем двигаться по кругу?

Попытаемся возродить шаг русской девушки. Раньше девушки старались сшить сарафан вровень с землей.

- Как вы думаете для чего? (…)

- Чтобы выработать у них грациозную, изящную походку.

- Если девушка сутулилась, что происходило?

(подол по земле пачкался).

- Попытаемся исполнить шаг русской девушки.

В народе говорят:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет.

- Давайте исполним этот шаг.

(студенты исполняют шаг).

- в хореографии это движение носит название «шаг на низких полупальцах»

(на доске название шага)

- Если мы постоянно будем водить хоровод по кругу, не будет ли нам скучно?

Давайте украсим наш хоровод другими рисунками, ведь у нас праздник.

Какие рисунки хоровода, кроме круга, вы знаете? (…)





- Разошелся большой хоровод на малые, разбившись на 2 круга.

Методика исполнения рис. № 2 Два круга

Круги находятся на небольшом расстоянии

друг от друга. Каждый круг делает поворот в свою сторону.











- Сейчас, взявшись за руки, мы чувствуем тепло и добро, идущее от соседа.

- Встаньте так, чтобы почувствовать тепло, идущее из самого центра.

(студенты выполняют рисунок «солнечные лучики»).





Методика исполнения рис. № 3 Лучики

Исходя из двух кругов, которые располагаются

Рядом, образуются «лучики». Танцующие

разворачиваются боком к центру, закрепляя

свои руки в одной точке, продолжая двигаться в

заданном направлении.











(на доске схема № 4)

- Солнце посылает тепло и свет людям. Зима гибнет под его жгучими лучами, и бегут по земле ручейки. Этот рисунок вам знаком. Достаточно вспомнить детство и игру под названием ручеек.

Методика исполнения рис. № 4 Ручеек

Рисунок строится на основе двух колон,

которые стоят рядом и подают друг другу руки, поднимая их вверх (одна девушка поднимает правую, другая – левую руки). Каждая пара поочередно проходит вперед под руками остальных пар, в это время все танцующие продвигаются назад шагом на низких полупальцах. Начинает последняя пара.

- Разделил ручеек улицу на два берега. Разошелся хоровод по разным сторонам.

Методика исполнения рис. № 5 Улица

Два ряда, две параллельные линии, стоящие на

небольшом расстоянии лицом друг к другу,

образуют рисунок «улица». Эти две линии

сходятся и расходятся одновременно. Танцующие держатся за руки и идут шагом на низких полупальцах.

- Часто в танце люди повторяют увиденные в природе движения. Вот и следующий рисунок «змейка» взят из жизни.

Методика исполнения рис. № 6

Змейка

Этот рисунок хоровода может начинаться из

линии. Ведущий хоровода начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все танцующие не разрывая рук, следуют за ведущим.

- Мы с вами уже знаем основные рисунки хоровода. Теперь соединим их в танцевальную композицию. (Перечисляю все рисунки по схеме).

- Не пора ли нам весну встречать, хоровод водить?

(Студенты исполняют хоровод под песенное сопровождение «Ах, улица-улица широкая»).

Встречая весну, девушки не только водили хороводы, но и пели песни - заклички. Послушайте, как в народных традиции звучит закличка.

(звучит фонограмма – пение птиц, Ирина поет заклички и раздает птичек)

- О приближении весны возвещают нам птицы – жаворонки.

«Сорок сороков птиц летят, весну несут». В каждом доме птичек лепили из теста, мастерили из бумаги и глины. Подбрасывая вверх фигурки птиц, девушки и дети пели песни, - зазывали весну.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Проработка содержания темы.

Время проведения: до 20-ти минут.

Название метода: «Освоение рисунков хоровода», выполнение группой практической работы.

Происхождение метода: Прием, заимствованный из технологии преподавания хореографии, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи: Выучить и исполнить основные рисунки хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка).

Необходимые материалы: опорный конспект.

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: До занятия студенты знакомятся с теоретическими материалами темы по опорному конспекту. Преподаватель предлагает студентам выполнить основные рисунки хоровода, (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка), воплощая теорию в практику, опираясь на методику сравнения рисунков танца с образами природы (Как ручеек бежит? Как змейка ползет?). Для реализации задач занятия преподаватель вводит методику проблемных вопросов, предлагая студентам найти на них ответы

Преподаватель:

- В какую сторону мы пойдем, если идти по солнцу?

Ответ студентов:

- Мы пойдем по часовой стрелке.

Преподаватель:

Как вы думаете, для чего раньше девушки старались сарафаны сшить вровень с землей?

Ответ студентов:

Сарафаны шили в пол для того, чтобы осанка у девушки была грациозная, а походка изящная, легкая. Не зря в народе говорят:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет

Девушке в таком сарафане нельзя было сутулиться, а то подол по земле пачкался.


Преподаватель:

Если мы будем водить хоровод по кругу, не будет ли нам скучно?

Ответ студентов:

Конечно, будет скучно. Поэтому надо разнообразить его другими рисунками.

Варианты проведения метода: -


Фаза 3

«Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

4 мин









































































































5 мин
















Подведение итогов

Преподаватель:

  1. Сегодня мы водили хоровод. Как вы объясните младшим школьникам, что такое хоровод?

  2. С какими рисунками хоровода вы познакомились?

В начале урока вы называли…

  1. Как называется основной шаг хоровода?

(С каким шагом хоровода вы познакомились?)

Рефлексия



(Студенты работают по группам. Три группы по пять человек.)

1. Какое настроение у вас вызывает занятие?

2. Получили ли вы те умения, которые были определены в начале занятия?

3. Где в педагогической деятельности вы можете использовать полученные знания и умения?

(Представители от каждой группы дают свои ответы).

ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Рефлексия

Время проведения: до 5-ми минут.

Название метода: Прием «Групповая рефлексия».

Происхождение метода: Прием, заимствованный из технологии проведения социально-психологического тренинга, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи: группе прорефлексировать и дать оценку работы на уроке.

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: Студенты работают по группам. Три группы по пять человек. Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы, предварительно прорефлексируя, оправданы ли их ожидания в конце занятия. Представители от каждой группы дают свои ответы

Примечание:-

Варианты проведения метода: -



Преподаватель:

Вернемся к началу урока. Мы исполняли один и тот же танец «Хоровод» и под современную и под народную музыку. Какая связь между ними?

- В хороводе проявляется важная особенность фольклора – сочетание традиции и новизны. Хороводы не исчезают, а приобретают иные формы бытования. И сейчас мы это с вами докажем, исполнив по схеме рисунков хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка) танцевальный этюд под современную музыку.



ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Подведение итогов занятия.

Время проведения: до 4-ми минут.

Название метода: Прием «Подведение итогов».

Происхождение метода: Прием, заимствованный из традиционного обучения, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи: Группе дать оценку работы на занятии и сделать вывод по теме занятия.

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка:-

Технология проведения: Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы. Студенты делают вывод о том, что хороводы не исчезают, а приобретают иные формы бытования, сочетая традиции и новизну.

Примечание:-

Варианты проведения метода: -


РАЗМИНКА.

(Исполнение фрагмента - этюда «Хоровод» под инструментальную музыку)

Наш урок я хочу закончить словами хореографа К. Голейзовского:

«Хоровод может выразить любую мысль и правдиво, и реально отобразить любое время. В этой универсальности – его право на существование».






ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Этап занятия: Разминка.

Время проведения: до 5-ми минут.

Название метода: Прием «Исполнение этюда по схеме».

Происхождение метода: Прием, заимствованный из технологии преподавания хореографии, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи: Группе исполнить танцевальные движения и рисунки хоровода.

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка: На доске расположены схемы рисунков хоровода.

Технология проведения: На доске, в определенном порядке, расположены схемы рисунков хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка), преподаватель предлагает студентам исполнить танцевальный этюд под современную музыку.

Примечание:-

Варианты проведения метода: -

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для данного урока/занятия/мероприятия:

  1. Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока/занятия/мероприятия

  2. Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока/занятия/мероприятия) за счет использования технологии АМО

Система активных методов (методических приемов), используемых на уроке по теме «Хоровод», позволяет студентам в процессе групповой, коллективной и творческой деятельности:

- познакомиться с особенностями русского хоровода и обряда встречи Весны;

- научиться выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод»;

- развивать двигательные качества, координацию, мягкость исполнения путем выполнения элементов танцевальной композиции;

- воспитывать интерес и уважение к народной традиции встречи Весны, как части танцевального фольклорного наследия;

- формировать умения, необходимые в профессиональной педагогической деятельности, входящие в состав общих компетенций (ОК1, ОК2) и профессиональных компетенций (ПК3.2, ПК3.3).

Хоровод создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни. В процессе работы над движениями под музыку у студентов, развиваются творческие способности.

Занятие оказывает разностороннее влияние на обучающихся, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.

Дополнительная информация

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).


1. Васильева Т.К. «Секрет танца». Составитель – СПб.: ТОО «Диамант», ООО Золотой век, 2010

2. Пуртова, Т. В., Беликова, А. И., Кветная, О. В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие для студ;, учреждений сред. проф. образования /Т.В. Пуртова, А.И. Беликова. – М.: ВЛАДОС, 2012

Примечания автора/ов

Апробированную методику данного урока можно применять на занятиях по темам: « Русский танец кадриль», « Танец перепляс», с обучающимися специальности Дошкольное образование и Физическая культура, в целях подготовки будущих специалистов к организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении (подготовка праздников, концертов, утренников).























Русский танец «Хоровод» Приложение №1

Опорный конспект для студентов к уроку.

«Молодицы, что светлые звезды горят,

И под топот подошв, и под песенный лад,

Изгибаясь, ходят красиво,

Молодцы выступают на диво».

Русский народ любит музыку, песни и танцы. Танец, как и музыка, рождается из жизни, рождается как необходимая потребность проявления чувств, потребность в художественной форме передать ощущение красоты жизни, отобразить трудовой процесс, дать выход избытку жизненной энергии.

В основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни и хороводы.

Хоровод – (от хороs – групповой танец с песней; хоровод – хор и общеславянского – водить) – синкретический вид народного творчества, объединяющий в разных соотношениях музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие.

Хороводы восходят к эпохе общинно-родового строя. В народной традиции сохранились хороводы, связанные с языческими обрядами, трудовым и семейным бытом. Обрядовые хороводы являются древнейшими; им свойственны игровой элемент, медленное круговое движение «по солнцу», под пение песен. Хороводных песен известно очень много. В них ярко и разносторонне отражены трудовая деятельность крестьянина и вся его повседневная и праздничная жизнь.

Существуют хороводные песни, рассказывающие о том, как «пашенку пахати», сеять просо, трепать лен и выполнять прочие полевые работы. В старину хороводы скрашивали однообразную и тяжелую жизнь народа. Особенно многолюдны и торжественны были хороводные гулянья по большим праздникам, в них принимало участие все население. В некоторых местах существовали особые «наборные» песни, с которыми девушки шли по деревне, приглашая подруг на хоровод в начале таких гуляний, и «разборные» песни, исполнявшиеся по окончанию гулянья, при прощании.

Хоровод – массовое действие, составляющими которого являются музыка, песня и движение. Он может быть женским и смешанным. Основным участником его является молодежь. Различные области России имеют свои, отличные от других, хороводы. В хороводе отражаются жизнь народа, его быт, радости и огорчения, любовь к природе.

Хороводы очень разнообразны в своих построениях, но начальной формой является круг. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое название, например: «Круг», «Воротца», «Улитка».

В народном представлении хоровод выполнял особую охранительную роль: в пределы магического круга злые духи проникнуть не могут. Круговые танцевальные фигуры восходят к языческому культу солнца и полной луны и, конечно, являются движениями символическими.

Наиболее типичны хороводы лирического, праздничного и шуточного характера. Хоровод можно исполнять в любое время года: весной, летом, осенью и зимой.

В хороводе проявляется важная особенность фольклора – сочетание традиционности и обновления: хороводы не исчезают, а эволюционируют, приобретая в новых условиях общественной жизни иные формы бытования.





Методика исполнения рис. № 1 Круг



Танцующие поворачиваются лицом к центру круга и, взявшись за руки, образуют замкнутый круг.







Методика исполнения рис. № 2 Два круга

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга. Каждый круг делает поворот в свою сторону.









Методика исполнения рис. № 3 Лучики

Исходя из двух кругов, которые располагаются Рядом, образуются «лучики». Танцующие разворачиваются боком к центру, закрепляя свои руки в одной точке, продолжая двигаться в



заданном направлении.

Методика исполнения рис. № 4 Ручеек

Рисунок строится на основе двух колон, стоят рядом и подают друг другу руки, поднимая их вверх (одна девушка поднимает правую, другая – левую руки). Каждая пара поочередно проходит вперед под руками остальных пар, в это время все танцующие продвигаются назад шагом на низких полупальцах. Начинает последняя пара.









Методика исполнения рис. № 5 Улица

Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу,

образуют рисунок «улица». Эти две линии сходятся и расходятся одновременно. Танцующие держатся за руки и идут шагом на низких полупальцах.





Методика исполнения рис. № 6 Змейка

Этот рисунок хоровода может начинаться из линии. Ведущий хоровода начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все танцующие не разрывая рук, следуют за ведущим.













Методическая разработка урока русский танец "Хоровод"
  • Физкультура
Описание:

Учебная дисциплина «Хореография» введена в учебные планы ГБОУ СПО ДПК по специальностям  Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование   для реализации приказа Министерства образования РФ от 01.12.1999 г. № 1025 и приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 12.08.2002 № 2815 «О необходимости внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и нового содержания занятий».

Уроки хореографии   решают задачи  сохранения и укрепления физического,  психологического здоровья   молодых людей и содействуют эстетическому, общеобразовательному, профессиональному саморазвитию личности  будущего специалиста. 

Тема «Русский танец «Хоровод»» включена в раздел «Народный танец» программы учебной дисциплины хореография  и изучается после прохождения тем: «Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности», «Азбука танца».

Тип занятия: по дидактической цели – изучения нового материала.

 

Автор Гусева Марина Юрьевна
Дата добавления 19.01.2015
Раздел Физкультура
Подраздел Конспекты
Просмотров 1711
Номер материала 54384
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓