Областное
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ульяновский
техникум железнодорожного транспорта»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по истории
по теме: «Страны третьего мира»
выполнил
преподаватель
общих гуманитарных и
социально-экономических
дисциплин 1 категории
А.В. Катанаенко
Ульяновск, 2014
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА
Группа: СД 13.5
Дата: 26.11.2014
Тема урока: Страны третьего мира
Цели урока:
обучения (образования):
Формирование у студентов:
- представления о путях развития стран «третьего мира» во второй
половине XX века;
- знаний характеристики социально-экономического и политического
развития стран «третьего мира»;
- умений выделять главное, сравнивать пути развития стран Латинской
Америки, Африки и Юго-Восточной Азии;
- умений сравнивать социально-экономическое развитие стран
капиталистического и социалистического путей развития;
воспитания:
- Способствовать
воспитанию гуманистических и нравственных ценностей при оценке исторических
событий, настойчивости в достижении учебной цели.
развития:
- Содействовать развитию логического мышления, во время рассуждений об
исторических фактах;
- Содействовать развитию творческой деятельности и познавательного
интереса обучающихся, включая их в решения проблемных задач и
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид занятия: практическое занятие
Методическая цель: восприятие и усвоение учебного материала, путем
применения различных форм деятельности студентов.
Принципы обучения: принцип наглядности, системный подход к изучению материала,
доступность изложения
Методы:
- объяснительно – иллюстративный;
- частично-поисковый;
Формы организации деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная
Средства обучения: учебник, раздаточный материал, карта, презентация.
В результате обучающиеся должны
знать:
- пути развития стран третьего мира, какой
результат их развития;
- принципы образования государств в Африке, Латинской Америке и Юго-Восточной
Азии;
- характеристику социально-экономического и политического развития
стран «третьего мира»;
уметь:
- работать с картой, текстом учебника;
- сравнивать социально-экономическое развитие стран капиталистического
и социалистического путей развития.
Содержание учебного материала способствует
формированию ОК
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать
в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
План проведения занятия:
1.
Вводная часть Организационно-мотивационный этап (5 минут)
2.
Основная часть Этап организации учебно-познавательной (35 минут)
деятельности
2.1. Обеспечивающая стадия (5 минут)
2.2. Формирующая стадия (25 минут)
2.3. Результативная стадия (5 минут)
3. Заключительная
часть Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)
Ход занятия:
1.
Вводная часть Организационно-мотивационный этап
1) Вступительное слово преподавателя:
Приветствие обучающихся и объявление темы занятия.
Тема сегодняшнего урока говорит сама за себя, но, тем не менее, мне
хотелось бы услышать от вас ваши гипотезы и предположения о чём конкретно
пойдёт речь на сегодняшнем уроке.
Предполагаемые ответы обучающихся:
- Речь пойдёт о странах, которые мы не изучали;
- Нам придётся узнать, как эти страны развивались, и какой путь
развития они выбрали;
Конечно, тема важная для понимания, так изучая развитие Стран третьего
мира, мы с вами можем ответить на ряд важных вопросов, почему наша страна
развивается интенсивнее, почему существуют противостояния между государствами.
2) Актуализация ранее полученных знаний.
1.Что изменилось в мире после Второй мировой войны?
(Мир разделился на 2 противоборствующие системы - капиталистический мир
и социалистический мир. Во главе две сверхдержавы - СССР и США)
2.Что такое капитализм? Назовите признаки капитализма и
капиталистического общества.
3.Что такое социализм? Каковы его признаки? Чем социалистический путь
развития отличается от капиталистического? В чём его преимущества и минусы?
(Ответы обучающихся)
Преподаватель: из перечисленных стран назовите государства
капиталистического и социалистического лагерей. Показывают их на карте.
(Работа с картой)
Преподаватель: Что такое страны «третьего мира»?
Что сегодня мы должны выяснить на уроке? Какую проблему решить?
Определение задач и хода урока вместе с обучающимися (запись в тетрадь)
Студенты: Мы должны сегодня выяснить: какой путь развития выберут
страны «третьего мира» и какой путь окажется наиболее успешным. Объявление
темы занятия, цели, плана проведения занятия.
Преподаватель: сегодня наш урок пройдёт в необычной форме. Вы будете
работать в группах. И именно в группах вы будете решать проблему урока, а затем
представите результаты своей работы группам. (группы преподаватель формирует
сам для более эффективной работы).
2. Основная часть
Этап организации учебно-познавательной
деятельности
2.1.
Обеспечивающая стадия
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Средства реализации: комплект раздаточного материала
(таблицы), учебник.
Формы взаимодействия: групповая
Содержание деятельности преподавателя
|
Содержание
деятельности обучающихся
|
Раздаёт комплект
раздаточного материала (таблицы), группам на выбор региона. (Африка,
Юго-Восточная Азия, Латинская Америка).
Предлагает открыть учебник на странице 201, 207, 211 параграф №35,
36, 37. На партах лежит таблица (приложение 1). Определяет задачи - заполнить
колонки, а также определить, какие возможные пути развития стран третьего
мира.
|
Студенты
определяют роли в группе, кто какую информацию ищет в учебнике, кто
записывает
|
2.2. Формирующая стадия
Методы: частично-поисковый
Средства реализации: комплект раздаточного материала
(таблицы), учебник.
Формы взаимодействия: групповая
Содержание деятельности преподавателя
|
Содержание
деятельности обучающихся
|
Координирует работу групп
|
Студенты работают с учебником и заполняют таблицу (приложение 1)
|
2.3. Результативная стадия
Методы: беседа, сравнения.
Средства реализации: таблицы, учебник.
Формы взаимодействия: групповая
Содержание деятельности преподавателя
|
Содержание
деятельности обучающихся
|
Проверка правильности заполненных таблицы, пояснение.
|
Выступления групп, защита своих работ. Вопросы (если возникают)
задают представители других групп. Высказывается мнение, какой путь развития
более успешен – социалистический или капиталистический.
Просмотр
презентаций Страны третьего мира
|
3. Заключительная часть
Рефлексивно-оценочный этап
Преподаватель: Оценивает работу в группах. Выставление оценок.
( Комментарии студентов и преподавателя)
1)
Рефлексия
Продолжите фразу
- Сегодня на уроке я узнал…
- Новым для меня сегодня стало…
- Мне было уже известно…
- Знания, полученные сегодня на уроке, помогут мне…
2) Домашнее задание
Практическое задание: На примере одной из стран докажи, какой путь
развития ты счёл наиболее удачным.
Приложение 1
Студенты заполняют таблицу своего региона по 4 параметрам развития:
страна, политика, лидеры, дата события (работа в группах
регламентирована временем – 15 мин.) Каждая группа определяет государства
своего региона.
Результаты развития стран «третьего мира»
Латинская Америка 211 параграф № 37.
Страна
|
Политика, путь развития
|
Лидеры
|
события
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Африка 201, параграф №35.
Страна
|
Политика, путь развития
|
Лидеры
|
события
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юго-Восточная Азии
207параграф №36.
Страна
|
Политика, путь развития
|
Лидеры
|
события
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема защиты выполненной работы
Сегодня на уроке
работая над темой Страны третьего мира, а наша подгруппа работала со странами _______________________________________________________________________________________________________________________________,
мы определили что большинство стран после Второй мировой войны выбрали
социалистический (капиталистический) путь развития – это такие страны
как________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Важными событиями были в такой стране (сказать о лидирах)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На наш взгляд цели
наша подгруппа выполнила, а именно
Рассмотрели пути развития стран «третьего мира» во второй половине XX века;
Охарактеризовали социально-экономического и политического развития
стран «третьего мира» в нашей подгруппе
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.