Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока: "Гражданственность в лирике А.А.Ахматовой" (11 класс)

Методическая разработка урока: "Гражданственность в лирике А.А.Ахматовой" (11 класс)

Предмет: Литература

Группа: 83К

Курс 2

Профессия: повар, кондитер

Преподаватель: Лачугина Л.А.


Тема программы: « А.А.Ахматова. Лирика»


Тема урока:

«Гражданственность в лирике А. А. Ахматовой»


Продолжительность урока: 90 минут

Цели урока:

Образовательные цели:

раскрыть глубокую народность и гражданственность её поэзии;

проанализировать способ выражения гражданственности в творчестве А.А.Ахматовой.

Развивающие цели:

развивать стремления студентов к постоянному творческому поиску, навыки

постижения и восприятия стихотворений А.Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями;

развивать коммуникативные навыки, способности к самообучению и самообразованию.

Воспитательные цели:

на примере гражданского мужества А.А.Ахматовой воспитывать чувство истинного гражданина и патриота, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость;

совершенствовать культуру речи.


Учащиеся должны знать:

условия жизни и творчества А.А.Ахматовой в годы первой мировой войны, революции, в годы массового террора, в годы Великой Отечественной войны; народность и гражданственность каждого периода Ахматовой.

Учащиеся должны уметь:

самостоятельно работать в микрогруппе;

рассказать о жизни и творчестве А. Ахматовой необычным способом: словами из её стихотворений, воспоминаний поэтессы и её современников; выразительно читать и определять тему, идею стихотворений;

проиллюстрировать каждый период творчества Ахматовой.

Опережающее обучение: за 1 мес.

    1. разделение студентов на 4 микрогруппы по принципу психологической совместимости;

    2. составление плана работы для доказательства выдвинутой гипотезы;


    1. распределение заданий между членами микрогруппы:

подготовить сообщение о каждом творческом периоде

А. Ахматовой, показать, как история преломляется и отражается в ее творчестве; выучить наизусть стихотворения поэтессы и уметь определять тему, идею стихотворений;

оформить литературную газету.


* представить свою работу в форме творческого отчёта.


Тип урока: комбинированный

Формы учебной работы учащихся: фронтальная, самостоятельная работа учащихся в микрогруппах.

Методы обучения: репродуктивный, продуктивный: частично- поисковый

Средства обучения:

тексты стихотворений А.А.Ахматовой, слайды с портретами и фотографиями разных лет А.А.Ахматовой, исторический документ: отрывки из доклада Жданова А.А. « О журналах «Звезда» и «Ленинград»; плакат с изображением Фемиды; тесты; компьютер, проектор.




















Ход урока.

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Предполагаемая

деятельность учащихся на уроке

1. Организационный момент. (2 минуты)

Преподаватель приветствует студентов,

отмечает отсутствующих.

1.Студенты приветствуют преподавателя, дежурный сообщает информацию об отсутствующих.

2.Актуализация знаний учащихся.

(4 минуты)



























  1. уч


3.Звучит стихотворение

«Родная земля» в исполнении А.Ахматовой.

(4 минуты)


Преподаватель подготавливает учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе повторения опорных

знаний и проведенной поисковой работы.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор об Ахматовой: о женщине- поэте,с одной стороны мягкой и таинственной, а с другой – твердой, прямой, открытой. Начало ее творчества связано с Серебряным веком русской поэзии, а последние произведения появляются в 60 годы.

-Вспомним, какое значение имеет выражение «серебряный век»? Какова суть этой метафоры?






-Назовите модернистские течения Серебряного века?






-Какое литературное течение представляла А.Ахматова в раннем творчестве?



-Раскройте смысл понятия «акмеизм». На какие традиции русской литературы опирается акмеизм?



Преподаватель продолжает вступительное слово:

-Творчество Ахматовой, как впрочем Гумилева и Мандельштама вышли за рамки акмеизма.

Ахматова всегда вызывала неослабевающий интерес: и в период славы, и во время запрета. Ее творчество вызывало горячие споры, как во времена советской власти, так и в настоящее время, у современников осталось множество вопросов. Попытаемся сегодня прояснить некоторые изучая жизнь и творчество Ахматовой.


После прослушивания, преподаватель задает вопросы по содержанию произведения.


«Какой смысл имеет с вашей точки зрения название стихотворения?»


Студенты отвечают на вопросы преподавателя.

Фронтальная беседа.




(-Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии. Для этого времени характерны активная литературная жизнь: литературные салоны и кафе, поэтические вечера и состязания, разнообразие поэтических талантов.





-Самыми влиятельными модернистскими течениями были символизм, акмеизм, футуризм.






- Акмеизм.




-Акмеизм –модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Гуманистический смысл этого течения был значителен – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.)










Студенты внимательно слушают и отвечают

на вопрос преподавателя.

Обсуждение.

Студент- оператор показывает слайд № 1

4. Постановка темы и задач урока.

( 3 минуты)



Преподаватель совместно со студентами формулируют

цели урока.

Преподаватель корректирует формулировки

Студенты принимают активное участие в выдвижении формулировок.

Студент- оператор

показывает слайд № 2-3 с темой и задачами урока.

Студенты записывают

тему урока.

4.Создание проблемной

ситуации.(3 минуты)





























5. Творческие отчеты

микрогрупп,

направленные на решения проблемы.










5.1 Выступление

первой микрогруппы.

(11 минут)








































5.2. Выступление

второй микрогруппы.

(10 минут)



























5. 3. Выступление

третьей микрогруппы.

(13 минут)

































5. 4. Выступление

  1. четвертой

  2. микрогруппы.

(10 минут)










Преподаватель просит доказать актуальность темы, обращая внимание студентов на эпиграф темы урока:

« Меня, как реку, суровая эпоха повернула».

Преподаватель задает вопрос.

- Как вы думаете, почему повернула?

При затруднении преподаватель наводит на мысль: «Может быть, сломала, насильственно изменила естественный

ход, направила в другое русло?»

Преподаватель по ходу обсуждения направляет студентов на формулировку гипотезы.




Преподаватель предоставляет слово студенту дать определение гражданственности, который готовился предварительно используя по выбору один из вариантов подготовки:

1) Педагог предлагает конкретный словарь, из которого нужно выписать определение.

2) Педагог предлагает самостоятельно найти определение « «гражданственности», используя соответствующие словари.

3) Педагог предлагает сравнить несколько определений из нескольких словарей, сделать обобщение и предложить для урока.


Прослушав предложенное определение студентом, преподаватель

обращает внимание группы на раздаточный материал – таблицу «Гражданственность в лирике А.Ахматовой», с которой студенты будут работать в течение урока и записывать свои наблюдения и выводы. В конце урока студенты должны сформулировать свое понимание «гражданственности» и записать

под таблицей.



Преподаватель предлагает подготовиться студентам 1-ой микрогруппы.

Преподаватель продолжает:

-В 1946 г. была открыта кампания против Ахматовой, организована травля: в выступлении А.Жданова и последовавшее за этим Постановление ЦК ВКП(б)

«О журналах»Звезда» и «Ленинград»» поэзия Ахматовой объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Вместе с Ахматовой под пресс власти попал и М.Зощенко. Оба были исключены из Союза писателей, лишены средств к существованию, оказались изгоями в собственной стране.

Итак, перед вами непростая задача. Каждая микрогруппа занималась исследованием одного из творческих периодов поэтессы. И сейчас каждая группа после прослушивания отрывка из доклада Жданова представит свой творческий отчет, оппонируя взглядам Жданова


Предоставляем слово первой микрогруппе

Задача:«Актуализация проблемы гражданственности в ранней лирике А. Ахматовой»










Деятельность преподавателя при

защите групп: контролирующая,

консультирующая, обучающее-информативная.




















Преподаватель обобщает:

-Итак, Ахматова училась «просто, мудро жить» .А услужливые журналисты после печально знаменитого

Постановления, в котором Ахматову и ее стихи буквально осыпали площадной бранью, писали о том, что «… социальная среда, вскормившая творчество Ахматовой,- это среда помещичьего гнезда и барского особняка. Мирок Ахматовой необыкновенно узок».

Послушаем отрывок

из доклада Жданова. Только истинные ценители ее таланта говорили об Ахматовой, что она последняя великая представительница великой русской дворянской культуры.



Предоставляем слово второй микрогруппе.

Задача: «Гражданская позиция А.Ахматовой в годы первой мировой войны и революции»































Преподаватель:

«Время, как топор…»,- поет А.Розенбаум в одной из песен. Время – самый строгий, самый верный и беспристрастный судья. Поэтому у нас висит плакат с изображением богини Фемиды – богини справедливости. Много было хулителей и гонителей. Все

они канули в вечность. Кто помнит их сейчас имена. А если и вспоминаем, то с осуждением. Ахматовой привелось вынести самое тяжкое испытание из всех выпавших на ее долю – «гражданскую казнь»,учиненную Ждановым. В его докладе поэзия А.Ахматовой была признана «антинародной», а сама Ахматова названа «монахиней» и «блудницей».



Предоставляем слово 3-ей микрогруппе.

Задача: « 30-ые годы в жизни А.А. Ахматовой».
























Преподаватель:

-Трудно представить, что когда-то Постановление и доклад на экзамене по литературе требовали знать назубок. Несколько поколений еще на школьной скамье усваивали, что Ахматова «не то монахиня, не то блудница…» Решением Политбюро ЦК КПСС от 20 октября 1988 года Постановление ЦК ВКП(б) 1946 г. «О журналах

«Звезда» и «Ленинград»» отменено.



Предоставляем слово 4-ой микрогруппе.


Задача: «Гражданская позиция А. .Ахматовой в годы 1941-1945 гг.»

























Преподаватель завершает рассказ об А. А.хматовой, о ее последних годах жизни, опираясь на слайды.





Студенты записывают

эпиграф.



Студенты высказываю свои предположения.




Студенты доказывают актуальность темы,

обозначают объект цели; выдвигают гипотезу:

Гражданственность свойственна каждому творческому периоду А.Ахматовой.


Один из студентов дает определение

« гражданственности»










Студенты знакомятся с раздаточным материалом и задают вопросы, если они у них возникают.







Студенты вывешивают газету, выполненную ранее и готовятся к выступлению с творческим отчетом.











Студент-оператор показывает слайд №4 со звуком .

Студенты слушают отрывок из доклада Жданова.


Студенты первой микрогруппы выступают согласно ранее разработанному плану.

План выступления

1 группы:

1. Детство -Царское Село-

Пушкин. Первые сборники отражают нескрываемую любовь к Петербургу, Царскому Селу. Малая Родина –живой образ Отечества.

  1. Окружение (цвет русской интеллигенции 20 века) –связь с культурой, традициями – усвоение определенного исторического опыта, морально-нравственных ориентиров.

  2. Самовоспитание и самопознание. Чувство уважения к себе и своей писательской миссии стало фундаментом гражданственности в поэзии.

  3. Чтение стихотворений

«В Царском Селе», «Я научилась просто, мудро жить…». Краткий анализ стихотворений.

5.Представление литературной газеты.


Во время выступления первой микрогруппы студент-оператор показывает слайды № 5-13, выполненные в стиле журнала «Первая страница. Детство и юность. Раннее творчество А.Ахматовой»


Остальные студенты внимательно слушают и записывают свои наблюдения и выводы в таблицу.


После выступления микрогруппа оставляет на доске выводы-«память отчета группы».

«Память подгруппы»

- человеческое достоинство

- целеустремленность

-самокритичность

- смелость

- требовательность к себе


Студенты 2-ой микрогруппы готовятся к выступлению








Студент-оператор показывает слайд №1 4 со звуком.

Студенты слушают отрывок из доклада Жданова.



Студенты второй микрогруппы выступают согласно ранее разработанному плану.

План выступления

2 группы:

1.Открытое выступление

первой мировой войны – активная гражданская позиция –быть со своим народом, быть его голосом. Стихи – плачи, причитания, самопожертвование.

Мотив воспаленной совести, ответственности, самокритичности. Отношение к революции 1917 года. Отказ от эмиграции.

2.Чтение стихотворений

«Памяти 19 июля 1914 года», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Не с теми я, кто бросил землю…»

Краткий анализ стихотворений.

3.Представление литературной газеты.

После выступления микрогруппа оставляет на доске выводы-«память отчета группы».

Память «Память подгруппы»

- самоотверженность

- стремление заботиться о людях

- любовь к своей стране

и народе

- желание сохранить себя как личность и поэта, разделив собственную судьбу со своим народом

- желание утвердить в повседневной жизни правду, доброту и красоту


Во время выступления второй микрогруппы студент-оператор показывает слайды № 15-18, выполненные в стиле журнала «Вторая страница. Первая мировая война и революция в лирике А.Ахматовой»



Остальные студенты внимательно слушают и записывают свои наблюдения и выводы в таблицу.


Студенты 3-ей микрогруппы готовятся к выступлению.



Студент-оператор показывает слайд №19 со звуком.

Студенты слушают отрывок из доклада Жданова.








Студенты 3-ей микрогруппы выступают согласно ранее разработанному плану.

План выступления

  1. группы:

  1. Активная гражданская позиция Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.

  2. Чтение стихотворений «Мужество», «Клятва»,

«Победителям»

Краткий анализ стихотворений.

3.Представление литературной газеты.


После выступления микрогруппа оставляет на доске выводы-«память отчета группы».

«Память подгруппы»

- не отрекалась от друзей

-поддерживала тех, кто подвергался репрессиям

-заступалась за людей

-мужество

Во время выступления третьей микрогруппы студент-оператор показывает слайды № 20-22, выполненные в стиле журнала «Третья страница. А.Ахматова в годы сталинского террора. Поэма «Реквием»»

Остальные студенты внимательно слушают и записывают свои наблюдения и выводы в таблицу.








Студент-оператор показывает слайд №23 со звуком.

Студенты слушают отрывок из доклада Жданова.





Студенты четвертой микрогруппы выступают согласно ранее разработанному плану.

План выступления

  1. группы:

1.А.Ахматова в годы сталинского террора.

Поэма «Реквием».

2.Чтение стихотворений

«Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление»,«Уводили тебя на рассвете…», «Семнадцать месяцев кричу…», «Опять поминальный приблизился час…». Краткий анализ стихотворений.

3.Представление литературной газеты.

После выступления микрогруппа оставляет на доске выводы-«память отчета группы».

«Память подгруппы»

-любовь к Отечеству

-бережное отношение к Родине

-готовность защищать родину

-знание истории страны


Во время выступления четвертой микрогруппы студент-оператор показывает слайды № 24-29, выполненные в стиле журнала «Четвертая страница. Патриотическая лирика А.Ахматовой в годы Великой Отечественной войны»

Остальные студенты внимательно слушают и записывают свои наблюдения и выводы в таблицу.


Студент-оператор демонстрирует слайды № 30-33.

6.Самостоятельная работа студентов

( 5 минут)

Преподаватель дает время закончить работу по заполнению таблицы и дает задание написать свою формулировку гражданственности.

Выполнив работу, студенты должны положить лист на край стола для сдачи на проверку.

Окончание работы студентов с таблицей,

студенты формулируют выводы и письменно осмысливают понятие « гражданственность»

6.Формулирование

выводов по

итогам выступлений

микрогрупп

( 4 минуты)






Вовлечение студентов в беседу, комментирование ( по

необходимости)

Преподаватель обращает внимание на эпиграф и с позиции

проведенного исследования предлагает ответить

на проблемный вопрос:

В чем же смысл сказанных Ахматовой слов: « Меня, как реку, суровая эпоха повернула».


Преподаватель обобщает итоги обсуждения гипотезы:

-Ахматова сумела выстоять и период гонений, и в период славы, сохранила человеческое достоинство и находила способы отстаивать собственное мнение, явилась примером стойкости и преданности Отчизне в годы испытаний. Гипотеза доказана.







Студенты высказывают свои аргументы.



Студент-оператор показывает слайд №34-35

( Гражданственность- сознание личной ответственности за происходящее, признание права на уважение индивидуальности,

сохранение и поддержание культуры, утверждение правды, доброты.)



7. Закрепление материала, проверка его усвоения.

(5 минут)

Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы

теста.

Студенты выполняют предложенные задания и сдают работу.




8.Заключитель

ное

слово преподавателя.

( 3 минуты)



Преподаватель благодарит всех за работу на уроке, отмечает лучшие выступления.

Критерии оценки работы творческих групп:


* Постановка цели;


* Наличие наглядности;


* Подведение итогов.


Студенты принимают участие в обсуждении результатов работы.

9. Домашнее

задание.

( 3 минуты)

Преподаватель предлагает студентам домашнее задание:

написать сочинение на тему: « Я- гражданин своей страны».

Студенты записывают домашнее задание,

задают вопросы, если они у них возникают.




Методическая разработка урока: "Гражданственность в лирике А.А.Ахматовой" (11 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема программы "Литература" 11 кл.: « А.А.Ахматова. Лирика»

 

Тема  урока:

              «Гражданственность  в  лирике А. А. Ахматовой»

 

Продолжительность урока: 90 минут

Цели урока:

Образовательные цели:

             раскрыть глубокую народность  и  гражданственность её  поэзии;

  проанализировать  способ  выражения  гражданственности   в творчестве А.А.Ахматовой.

Развивающие цели:

      развивать  стремления  студентов  к  постоянному  творческому  поиску, навыки 

постижения    и   восприятия   стихотворений  А.Ахматовой, соотнесения  их со  своими   внутренними  представлениями;

развивать  коммуникативные  навыки,  способности  к  самообучению  и самообразованию.

Воспитательные цели:

      на  примере  гражданского  мужества  А.А.Ахматовой  воспитывать  чувство истинного гражданина  и  патриота, эмоциональную   и   интеллектуальную  отзывчивость;

     совершенствовать  культуру  речи.

 

 

Автор Лачугина Людмила Анатольевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 768
Номер материала 20576
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓