Инфоурок Биология Другие методич. материалыМетодическая разработка урока "Цветение и опыление растений"

Методическая разработка урока "Цветение и опыление растений"

Скачать материал

Урок по теме: «Цветение и опыление растений»

 

Тип урока : изучение нового материла

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблица «Перекрестное опыление».

Цели и задачи урока :

  1. Обучающая: продолжить формирование представлений о цветении, о значении цветка в жизни растения, сформировать представление об опылении, о приспособлениях к опылению различными способами, начать формирование представления об оплодотворении
  2. Развивающая: Развивать познавательный интерес к предмету, умения применять знания на практике,   развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика),воспитывать культуру речи.
  3. Воспитывающая: Воспитать любовь и бережное отношение к природе, интерес к предмету.

 

Ход урока:

 

I.      Проверка знаний учащихся.

1.      Строение цветка.

2.      Типы околоцветников, цветков, разнообразие растений с раздельнополыми цветками.

3.      Письменная работа по карточкам.

 

Карточка №1.

Рассмотрите рисунок.

1. Укажите части цветка.

2. Определите, какой тип околоцветника имеет данный цветок. Ответ поясните.

 

 

 

 

 

Карточка №2.

Чем отличается простой околоцветник от двойного?

Зарисуйте цветки с простым и двойным околоцветником и укажите части.

 

Актуализация знаний:

ü  Почему цветок является побегом? Почему цветок называют видоизмененным побегом?

ü  Почему пестики и тычинки называют главными частями растения?

ü  Игра «Звездный час»

У детей таблички с цифрами от 0 до 6. Отвечая на вопросы учителя, дети поднимают таблички с нужной цифрой. Если ответа нет, то поднимают табличку 0.

1.  Под какой цифрой изображена часть цветка, в которой созревает пыльца?

2. Часть цветка, из которой образуется плод.

3. Околоцветник…

4. Часть цветка, привлекающая насекомых.

5. Главные части цветка.

6. Часть цветка, имеющая завязь.

7. часть цветка, в которой имеются семязачатки.

 

 

 

 

II.      Изучение нового материала (слайд 1)

1. Цветение.

О свет, возникший в первый день творенья!

С небес на это дерево слети.

Тебе подвластно таинство цветенья,

Назначь же срок, когда ему цвести.

Вспыхнут нежным пламенем бутоны,

И, славя солнце, затрепещут кроны.

Р. Тагор.

Вопрос: Ребята, как вы понимаете слово «цветение»?

Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания. (слайд 2)

 

Вопрос: Все ли растения цветут?

 

Существует такая легенда.

В ночь накануне праздника Ивана Купалы необходимо пойти в лес, найти место, где растут папоротники, очертить вокруг себя круг и ждать. Ровно в полночь на папоротнике распустится цветок. Тому, кто успеет его сорвать, он покажет, где находятся сокровища.

Ребята, права ли легенда?

(Дети отвечают)

 

Зачем растение цветет?

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление)

 

2. Опыление. (слайд 3)

Ребята, как бы вы объяснили, что такое опыление.

Опыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика.

Вопрос: -Зачем растению опыление? (слайд 4)

После опыления происходит оплодотворение.

 

3.  Оплодотворение – это слияние двух половых клеток (гамет). (слайд 5)

Как вы считаете, ребята, что дает оплодотворение?

(После этого у растения появляются плоды) (слайд 6)

На прогалинке лесной земляничка под сосной.

Земляничка-невеличка хорошо цвела весной,

На нее садились пчелы,

Шустрый шмель летал над ней.

У нее сосед веселый –

Родничок среди камней.

Солнце грело много дней

Пышный кустик у камней.

Становилась земляничка

Все пригоже да крупней.

Покраснела каждым боком,

Налилась душистым соком.

 

Как же происходит перенос пыльцы с тычинок на пестики?

4. Виды опылений:

o    Самоопыление(слайд 7)

Вопрос: Ребята, используя определение опыления, опробуйте дать определение самоопыления

Самоопыление – это перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика того же цветка. (слайд 8)

 

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для самоопыления?

Приспособления к самоопылению: (слайд 9)

v  Тычинки должны быть длиннее пестика.

v  Происходит в закрытом бутоне.

Примеры: пшеница, томат, картофель, лен. (слайд 10)

 

o    Перекрестное опыление(слайд 11)

Вопрос: Используя определение опыления, опробуйте дать определение перекрестного опыления.

Перекрестное опыление – это перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка. (слайд 12)

Вопрос: Каким образом пыльца с тычинок одного цветка может попасть на пестики другого цветка?

 

ü  Перекрестное опыление животными

Ребята, какие животные чаще и больше других опыляют цветки?

(Насекомые) (слайд 13,14)

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления насекомыми.

Приспособления к опылению насекомыми: (слайд 15)

v  Наличие нектара

Цветок всю ночь готовит мед,

Пчелу-сластену в гости ждет.

Бери, мол, но как другу,

Мне окажи услугу –

Пыльцу мучную эту

Перенеси соседу.

Пчела несет ее, и вот –

Цветок увял, и зреет плод.

Л. Н. Домбровская

v  Много пыльцы

v  Яркий околоцветник

Нынче удались цветы повсюду.

Вволю им дано покрасоваться.

И смотрю на землю, как на чудо,

Просто не могу налюбоваться.

Вот раскрылся лютик, милый-милый.

А на холм, где расцвела ромашка,

Где калина руки заломила,

Вышел клевер в розовой рубашке.

 

Оказывается, что насекомые не равнодушны к окраске цветка. Так «любимыми» цветами пчел и шмелей являются синий и фиолетовый, меньше – желтый. К зеленому они равнодушны, а красный вообще не замечают. А вот некоторые бабочки, напротив, предпочитают красный цвет.

 

v  Запах:

™  Приятный аромат

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Как он прекрасен, холоден и чист,

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист.

Так поэт описал царицу всех цветов Розу.

 

™  Неприятный запах гниющего мяса (если опылители мухи)

Примеры: шиповник, клевер, ландыш, черемуха, стапелия. (слайд 16)

 

На острове Суматра растет удивительное растение-паразит, у которого нет ни стебля, ни листьев. Называется это растение раффлезия Арнольди (впервые обнаружил европейский натуралист Арнольди в 1918 г.). Оно состоит из одного гигантского цветка, диаметр которого более 1 м., и корней, которыми цветок присасывается к корням растения-хозяина. Цветок имеет пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более светлых тонов. Цветет он только одну ночь. Когда он раскрывается, раздается удушающий запах гниющего мяса, который чувствуется на расстоянии 1 км. На этот запах слетаются сотни тысяч ночных мух. К утру от прекрасного цветка остается только комок слизи, в котором созревают семена.

Удивительное растение, не правда ли?

 

Интересно знать, что бутоны с цветками баобаба раскрываются в одну ночь. Крупные цветки источают странный аромат, немного напоминающий запах мускуса. На старом баобабе за ночь распускается до ста цветков. Их сладкий нектар привлекает лемуров галаго, которые вылизывая нектар, переносят пыльцу.

 

Различные насекомые далеко не равноценны как опылители. У цветков выработалось приспособление, защищающее нектар от бесполезных для цветка лакомок и открывающее к нему доступ насекомым, производящим перекрестное опыление.

Чтобы избавиться от толпы назойливых мух, многие цветки имеют такую форму венчика, где сладкий нектар спрятан в глубине трубки венчика или специальной шпорце, образованной выпячиванием одного из лепестков.

Цветки донника приспособлены к опылению пчелами. На нижних лепестках этих цветков, раскрытых в виде пасти, может усидеть только пчела, а бабочке некуда здесь деть свои крылья.

 

ü  Перекрестное опыление ветром(слайд 17)

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления ветром.

Приспособления к опылению ветром: (слайд 18)

v  Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй

v  Мелкие цветки собраны в длинные соцветия

v  Пестики длинные или раздвоенные, опушенные

v  Тычинки длинные

v  Пыльца легкая, летучая

Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик. (слайд 19)

             Какие еще существуют способы  опыления растений. (слайд 20)

ü  Перекрестное опыление водой(слайд 21)

Вопрос: Как вы считаете, у каких растений может происходить такое опыление.

 

Происходит у водных растений.

Примеры: роголистник, элодея.

Опыление растений насекомыми – муравьями (слайд 22)

Опыление растений птицами – колибри в тропиках (слайд 23)

Опыление растений летучими мышами (слайд 24)

 

III.      Вопросы для закрепления изученного материала:

Ø  Почему пестики и тычинки у многих растений развиваются в разное время?

Ø  Почему у кукурузы и ржи невзрачные цветки?

Ø  Растение душистого табака раскрывает свои цветки ночью. Почему?

Ø  Почему нектарники располагаются в нижней части цветка?

Ø  Ученые провели опыт и выяснили: яблоня при удаленности ульев на 600 м давала урожай 124 кг яблок, на 200 м – 252 кг. Как это можно объяснить?

 

 

IV.      Домашнее задание: §24, повторить §22-23, сочинить рассказ с ошибками по теме: «Цветок. Опыление».

 

(Мультимедийная презентация прилагается)

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока "Цветение и опыление растений""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок по теме: «Цветение и опыление растений»

 

Тип урока : изучение нового материла

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, таблица «Перекрестное опыление».

Цели и задачи урока :

 

  1. Обучающая: продолжить формирование представлений о цветении, о значении цветка в жизни растения, сформировать представление об опылении, о приспособлениях к опылению различными способами, начать формирование представления об оплодотворении
  2. Развивающая: Развивать познавательный интерес к предмету, умения применять знания на практике,   развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика),воспитывать культуру речи.
  3. Воспитывающая: Воспитать любовь и бережное отношение к природе, интерес к предмету.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 101 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 399
    • DOCX 102.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Людмила Анатольевна
    Иванова Людмила Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 496
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 217 человек из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 68 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе