Инфоурок География Другие методич. материалыМетодическая разработка урока по теме: "Внутренняя политика Петра I"

Методическая разработка урока по теме: "Внутренняя политика Петра I"

Скачать материал

Тема: Внутренняя политика Петра I

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: Познакомить учащихся с основными преобразованиями Петра I.

Помочь студентам в осмыслении значения Петровских реформ для России

Развивать: навыки работы в группах способность анализировать исторические документы и события .

Воспитывать: уважение к прошлому своей страны

Межпредметная связь: история-литература

Оборудование урока: учебник А.Н. Сахарова «История России XVII — XIX века»;

Карта «Россия с конца XVIIв. по 60-е годы XVIIIв.»;

Исторические документы «Мануфактурное производство в России», «Учреждение губерний, 1709», «Устав о наследии престола»;

Презентация

Выставка книг «Дом Романовых»

Основные даты: 1699 — начало проведения военной реформы; указ о новом исчислении

1708 — разделение страны на губернии

1711 — высшим законодательным, исполнительным органом стал Сенат

1714 — указ «О едином наследии»

1721 — учрежден Святейший Синод

1722 — указ о престолонаследии; «Табель о рангах»

Основные понятия: Меркантилизм, протекционизм, дистрикты, посессионные и приписные крестьяне.

Ход урока

 

I. Оргмомент. Распределить учащихся по группам

II. Повторение пройденного материала:

1. Назовите период правление Петра I (1682 - 1725)

2. Кто правил в период несовершеннолетия Петра с 1682 — 1689гг. (Софья)

3. Какие полки носили название гвардейские? (Семеновский и Преображенский)

4. В чем была цель поездки Великого Посольства? (поиск союзников против Турции; познакомиться с промышленностью и военным делом, с культурой и обычаями европейцев)

5. Каковы результаты деятельности Великого Посольства? (В Россию приглашено 800 мастеров разных специальностей. Петр и его сподвижники многому научились, увидели достижения европейской цивилизации)

6. Какую цель поставил перед собой Петр возвращаясь в Россию? (Превратить свою страну в такую развитую, просвещенную и сильную, как европейские страны)

III. ОНМ

План

  1. Предпосылки реформ
  2. Реформы в области экономики
  3. Развитие внутренней и внешней торговли
  4. Военная реформа
  5. Реформа государственного устройства
  6. Значение реформ Петра I для России

 

1. Предпосылки реформ.

Еще в XVII в. наметилось отставание России в экономике, вооруженных силах, госуправление, образовании и культуре от европейских стран. Не было мануфактурной промышленности, не хватало вооружений. Торговля не могла успешно развиваться из-за отсутствия портов на Балтике и Черном море. Отсутствие культурных связей приводило к застою. Южные рубежи подвергались нападению татар. Требовались масштабные реформы. Это стало сутью политики Петра I. (слайд 2,3)

2. Реформы в области экономики. (Слайд 4)

Ведущее место петровских преобразованиях заняли реформы в области промышленности.

Петру I необходимо было создать новую промышленность быстро и на высоком уровне, с тем чтобы ее продукция могла конкурировать с западным образованием. Роль государства и монарха в развитии промышленности была определяющей.

При Петре I в развитие промышленности произошел настоящий скачок.

К 1725г. в России было 220 мануфактур. В 1690г. 21 мануфактура, т.е. За 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз.

 

Вопрос для учащихся :   Что такое мануфактура?

(Слайд 5)

 Работа с историческим документом: «Мануфактурное производство в России»

Задание для учащихся: Перечислите отрасли производства, в которых активно развивалось мануфактурное производство. Свой ответ подтвердите текстом документа.

 

 (Слайд 6)

Примерный ответ учащихся: В основном на мануфактурах развивалась текстильная промышленность. Открывались: парусно-полотняные мануфактуры, канатная, кожевенная, чулочная, шляпная, сахарная. Ориентировалась на нужды армии и флота. Центром текстильной промышленность стала Москва. Крупные мануфактуры открывались в Казани, на Украине и др. регионах.

Первая четверть XVIII в. стало эпохой роста мануфактур.

 

Учитель: Активно развивалась тяжелая промышленность. (Слайд 6)

Задание для учащихся: По карте определите  какие отрасли промышленности были наиболее развиты и  в каких регионах?

(Слайд 8)

Примерный ответ учащихся:(металлургия, горное дело, кораблестроение. Металлургические заводы открываются на Урале (11 заводов) в Карелии, Белозерском, Лебедском и др. уездах)

 

В Сибире г. Нерчинск — добыча серебра.

Особую отрасль промышленности представляли оружейные заводы построенные в Москве, Петербурге, Туле.

 

(Слайд 9)

Другие направления, куда государство устремляло свои ресурсы, было строительство верфей в Петербурге , Архангельске, в Москве и в Воронеже , откуда суда в разобранном виде доставляли на Балтику или в Азов.

 

Особенности развития промышленности: (Слайд  10)

  1. Петр стремился привлечь промышленность частный капитал (купцов, дворян, посадских людей) Предприниматели получали от государства ссуды и льготы, освобожденные от уплаты налогов и гос. повинностей. Нередко государство передавало казенные заводы в частные руки.
  2. Для решения проблемы обеспечения государственных и частных предприятий рабочей силы, Петр I издал указ о котором гос. крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к ним в качестве рабочей силы. Они несколько месяцев в году покидали свои хозяйства и отправлялись работать на ближайшие заводы. За уклонение — жестко наказывали.
  3.  Другим указом Петр разрешил владельцам предприятия покупать крестьян к своим заводом. Этих посессионных крестьян можно было продавать только с заводом.

Положение рабочих было тяжелым. Они работали по 12-14 часов, заработная плата была мизерной. Жили в бараках, землянках, за малейшие провинности жестко наказывались.

  1. Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности.
  2. Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции, так как заказчиком выступало государство.

К концу петровского царствования Россия превратилась в страну с сильно развитой промышленностью (военной и тяжелой). По выплавке чугуна она вышла на III место в Европе, начали продавать железо за границу, хотя XVII в. ввозили его.

 

3. Развитие внутренней и внешней торговли

Пристальное внимание Петра I уделял развитию внутренней и внешней торговли. (Слайд 11)

Большую роль в развитии торговли играли ярмарки (Тихвинская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская и др.) В чем проявилась формирование всероссийского рынка.

Большое значение для развития торговли имели работы по сооружению каналов Вышневолоцкий канал — соединил Волгу с Невой, а значит, с Петербургом и Балтийским морем. Вдоль южного берега Ладожского озера был прорыт обводной канал (100км), что сделало плаванье наиболее безопасным. Строительство канала вилось в течении 3,5 лет. Началось строительство Волго-Донского канала, который объединил в единую торгово-транспортную систему Каспийское, Азовское, Черное, Балтийское и Белое моря.

 

(Слайд 12) Чтобы получать большие доходы от торговли государства объявила о введении казенной монополии на определенные товары частным лицам запрещалось торговать (зерно, щетина, мачтовый лес, табак, парусина).

Петр не поддерживал купцов, но и облагал их высокими налогами. (Слайд 13) Царь приказал купцам торговать за границей только через Петербург, он насильно переселил в новую столицу 4 тысячи купцов с семьями.

Свою экономическую деятельность правительство  Петр  I основывало на политике  меркантилизма и протекционизма.

 

Задание для учащихся: На стр. 133 учебника найдите определение этим понятиям и запишите их в тетрадь.

 

(Слайд 14)

Ответ учащихся: Меркантилизм - государство накапливает деньги за счет  активного торгового баланса, превышение экспорта над импортом.

Протекционизм — ограждение национальной экономики  от иностранной  конкуренции  путем поощрения и покровительства отечественной  промышленности.

 

(Слайд 15)

В 1724 г. по указанию Петра I вышел таможенный тариф. На экспорт были установлены низкие пошлины. А на некоторые виды железных изделий были установлены высокие пошлины (75% стоимости )

Вывозили — лен, смолу, лес, пеньку, кожу, нефть, хлеб и др, товары.

Ввозим -дорогое сукно, шелк, вина, кофе, пряности, фарфор, предметы  роскоши  и тд.

 

4. Военная реформа (Слайд 16)

-        изменена система набора в армию - введена рекрутская повинность. (крестьяне и посадские люди от своих общин должны поставлять определенное количество будущих солдат)

-        армия становится регулярной (пожизненной)

-        введены гренадерские полки — гранатометчиков

-        ликвидирована дворянская конница и образована регулярные кавалерийские части. (драгунские полки вооруженные фузелями (кремневое ружьё, заряжающееся с дула), пистолетами и саблями)

-        В 1716 году издан «Устав воинский» - входили лучшие воинские наставления. («Товарища своего от неприятеля выручай)

-        Созданы военные школы для подготовки национальных военных кадров (в Москве и Петербурге открывались артиллерийские и военно-инженерные школы, школы для унтер-офицеров, морская академия)

-        Введена единая форма одежды.

-        Введение единой системы обучения и воспитания солдат.

Главные итоги  военной реформы: (Слайд 17)

1. К началу 1720-х гг. русская армия и флот были обеспечены собственными кадрами. 2. Иностранным офицерам предложили пройти специальный экзамен и тех, кто его не выдержали его уволили. Затем вообще отказались от практики приема на военную службу иностранцев.

Если в Европе наемные войска сражались за деньги, то в России — за Отечества, что способствовало поднятию патриотического духа и самоотверженности.

3. Создание сильной регулярной армии, способной воевать с основными противниками  России и побеждать их.

4. Появление целой плеяды талантлевых полководцев. (Александр Данилович Меньшиков (1673- 1729) – светлейший князь, сподвижник Петра I. Генералисимус морских и сухопутных войск. Участник Северной войны со шведами, сражения под Полтавой. Борис Петрович Шереметьев (1652 – 1719 - граф, генерал – фельдмаршал. Фёдор Алексеевич Головин (1650 - 1706) – граф, генерал – фельдмаршал, адмирал. Сподвижник Петра I, величайший организатор, один из создателей Балтийского флота).

5. Небывалый рост военных расходов и как следствие — покрытие их за счет жесточайшего выжимания средств из простого народа.

6. Создание мощного военно-морского флота.

 

5. Реформа государственного устройства (Слайд 18)

 

Старая система управления была неспособна осуществлять задачи, поставленные перед страной Петра I. Новая система вводилась постепенно и продолжалась на протяжении всего царствования Петра I.

-        Вместо боярской думы была создана Ближняя канцелярия, членов которой Петр I назвал министрами.

-        Высшим органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 году Правительствующий Сенат.

-        Введена должность фискалов — контролировали администрацию, выявляли случаи нарушения законов, казнокрадства. Они подчинялись только царю, не получали жалования, существовали за счет доли конфискованного имущества.

-        Сенат контролировали генералом-прокурором и обер-прокурором. Они являлись оком государства.

(Слайд 19)

-        Упразднены (1711г.) приказы, взамен созданы коллегии, возглавляли коллегиальное управление президент и вице-президент. Это были центральные распорядительные учреждения с четким разделением функций. Коллегия иностранных дел, Военная, Адмиралтейская, Морская, Мануфактур-коллегия, Камер-коллегия — ведена финансами и т.д.

 

(Слайд 20)

-        С целью укрепления власти на местах в 1708 году страну разделили на 8 губерний. Во главе стояли генерал-губернатор и губернаторы. Губернии разделились на провинциальный (50), а провинции на дистрикты (округа или уезды).

 

Задание для учащихся: Работа с историческим документом «Учреждение губернии» и картой.

Ответ учащихся: Московская, Петербургская, Киевская, Архангельская, Казанская, Смоленская, Азовская и Сибирская.

 

-        Всеми городами в стране ведал Главный магистрат.

-        Важную часть системы управления составляли назначавшиеся царем прибыльщики, задача которых заключалась в пополнении казны за счет введения откупов и налогов — на соль, бороды, дубовые гробы, косяки домов, домашние бани и т.д.

 

(Слайд 22)

-        В 1714 году подписан указ «О единонаследии» ликвидировал разницу между вотчиной  и поместьем. Этим же указом Петр I ввел правило наследования имений лишь одному из наследников: прекращалось дробление имений между наследниками, остальные сыновья, должны были идти на государственную службу, в армию.

-        В 1721 году ликвидирована патриаршество и учреждена духовная коллегия — Святейший Синод. Церковь окончательно подчинена государству.

 

(Слайд 23)

-        В 1722 году издан указ о престолонаследии, по которому император назначал приемника.

 

Задание для учащихся: Работа с историческим документом «Устав о наследии престола».

 

(Слайд 24)

-        В 1722 году принят «Табель о рангах» - определяющий систему чинов и порядок продвижения по службе. Согласно «Табель о рангах» все военные и гражданские чины делились на 14 классов, составляющих служебную лестницу. Присвоение очередного ранга производилась за служебные заслуги, преданность государю, выслуга лет.

 

6. Значение реформ Петра I (Слайд 25)

-        Благодаря реформам Петра I Россия вошла в число передовых стран Европы. Принятие Петром I императорского титула подтвердило окончательное оформление абсолютизма в России.

-        Деятельность Петра I стояла на ряду больших жертв, кроме непосредственно военных потерь, много народа погибло при строительстве Воронежских верфей, строительство Петербурга, Кронштадта и т.д.

-        Во время правления Петром I общая сумма тягот, ложившихся на население, значительно возросла, что вызвало целый ряд восстаний: Стрелецкие мятежи, Астраханское восстание, крестьянская война под предводительством Кондратия Булавина. Все они были жестоко подавленны.

-        Во внешней политике на ряду с блестящими результатами были и провалы, например, Прусский поход, Персидский поход.

-        Однако все эти неудачи с лихвой компенсируются с тем успехом, который Россия при Петре I одержала над шведами.

-        В результате деятельности Петра I Россия становится важнейшим фактором европейской политики. При Петре I в Россию начинают проникать западноевропейские знания и культура, формируется прослойка общества, которая получает европейское образование. 

 

Закрепление нового материала

Вопросы к каждой группе.

1. Как называлась политика, при которой российские промышленники получали различные привилегии, субсидии, сырье от государства? (протекционизм)

2. Как назывался новый высший орган управления церковью? (Синод)

3. Как назывался документ, устанавливавший в России 14 чинов и разрядов?

 (Табель о рангах)

4. Кто такие рекруты?

5. Назовите высший орган управления страной созданный в 1711 году. ( Сенат)

6.С какой целью в 1708 году страну разделили на 8 губерний (Московская, Петербургская, Киевская, Архангельская, Казанская, Смоленская, Азовская и Сибирская.)? (С целью укрепления власти на местах)

 

Прочитайте отрывок из стихотворения и прокомментируйте слова авторов


1 группа.

 То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

А. С. Пушкин


2 группа
Сей шкипер был, тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля.
А.С. Пушкин.

(Период петровского правления поэт называет движущимся кораблем с великим капитаном-шкипером на мостике)


3 группа
Он молвил: «Мне вас жалко,
Вы сгниете вконец;
Но у меня есть палка,
И я вам всем отец».
А.К. Толстой.



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по теме: "Внутренняя политика Петра I""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по безопасности

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка урока по теме: "Внутренняя политика Петра I".

Урок сопровождается презентацией по данной теме.

Цель урока: Познакомить учащихся с основными преобразованиями Петра I. Помочь студентам в осмыслении значения Петровских реформ для России.

Развивать: навыки работы в группах способность анализировать исторические документы и события .

На уроке рассматриваются следующие разделы: 

- предпосылки реформ;

- реформы в области экономики;

- развитие внутренней и внешней торговли;

- военная реформа;

- реформы государственного устройства;

- значение реформ Петра I для России.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 657 032 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок географии "Геологическая история и геологическое строение России"
  • Учебник: «География (изд. "ДРОФА")», Дронов В.П., Баринова И.И. и др./ Под ред. Дронова В.П.
  • Тема: § 9. Геологическая история и геологическое строение территории России
  • 30.09.2020
  • 694
  • 7
«География (изд.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.12.2014 1277
    • DOCX 84.5 кбайт
    • 27 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пойменова Елена Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пойменова Елена Петровна
    Пойменова Елена Петровна
    • На сайте: 8 лет и 10 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 58551
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 145 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания географии в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 245 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

История классической музыки от античности до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Проведение и применение трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 109 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 50 человек