Главная / Обществознание / Методическая разработка урока по теме "Политическое участие граждан"

Методическая разработка урока по теме "Политическое участие граждан"




ЗАЯВКА


п/п

Разделы заявки

Заявка

1.

Фамилия, имя, отчество автора

Старостенко Светлана Михайловна,

Братцева Алевтина Ивановна.


2.

Название конкурсной работы

Избирательное право как форма политического участия, элемент правовой культуры.

3.

Ученая степень, учёное звание, почетное звание


4.

Место работы с

расшифровкой аббревиатур)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6»

город Ноябрьск

5.

Должность

Учителя истории, обществознания, права

6.

Индекс и почтовый адрес образовательного учреждения

629802,  г. Ноябрьск,   ул. Космонавтов, д.22а.

7.

Телефон, с кодом города

тел/факс: 8(3496) 39-13-63


8.

Мобильный телефон

8(982)4005994

9.

Е- mail

bratcev-70@mail.ru


















Окружной конкурс методических разработок уроков, учебных занятий и внеклассных мероприятий «Азы правовой культуры».







Методическая разработка урока по теме «Правоотношения, правосознание и правовая культура в современном российском обществе».





«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ, ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ».

















Урок разработали:

Братцева А.И, Старостенко С.М.

учителя истории и обществознания, права МБОУ СОШ №6


Контактные данные:

629802 г.Ноябрьск, ул. Космонавтов

22а тел/факс: 8(3496) 32-72-07





Аннотация.

Данный урок «Избирательное право как форма политического участия, элемент правовой культуры» является важным компонентом в формировании правовой культуры, правосознания и правоотношений в современном российском обществе.

В настоящее время отмечается невысокий уровень правосознания и правовой культуры в нашем обществе. Об этом свидетельствует рост преступности, аполитичность, слабое знание законов, своих прав и обязанностей. Существует и проблема правового нигилизма. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемой частью цивилизованного образа жизни. От осознания этой, казалось бы, очевидной истины зависят настоящее и будущее каждого человека, страны в целом. Демократия предполагает всеобщие, прямые и открытые выборы. Они - необходимый конституционно гарантированный минимум политической деятельности личности. Это, с одной стороны, - право, с другой - обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы. Но в нашей стране явное снижение избирательной активности, особенно среди молодежи. Наступит день, когда выпускники школ, достигнув восемнадцатилетнего возраста, станут избирателями. Будут ли они к этому готовы? Пойдут ли молодые россияне голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Как еще в школьном возрасте привить им правовую, избирательную культуру?

Правовая культура - необходимое условие сознательного осуществления гражданином его долга перед обществом, реализации его гражданских прав и свобод. Опосредование людьми прав, свобод и обязанностей в поведении и деятельности способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения граждан, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления народа являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В российском современном обществе, надо признать, правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст. 1 Конституции Российской Федерации.


Данный урок даёт возможность продолжить правовое воспитание и обучение через усвоении знаний, принципов и норм избирательного права, а также в формировании соответствующего отношения к нему и практике его реализации, умения использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Только осознанное усвоение основных положений законодательства, терминологии даст возможность знаниям превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон, проявлять правовую и профессионально-юридическую активность.

Исходя из целей и задач урока выбрана следующая форма – практикум, используются элементы модульной технологии, проблемного обучения. У каждого ученика есть опорный конспект, что позволяет увеличить время на работу со схемами, документами. Учащиеся работают с текстом конституции, учебника, анализируют документы, отрабатывают навыки самоконтроля, самооценки через проверку теста, схем. Составление памятки избирателя даёт возможность практической значимости занятия, так как этот алгоритм действий необходим в процессе выборов. На уроке используется презентация, которая помогает проводить самооценку, самоконтроль. Важным элементом является форма домашнего задания: эссе или сообщение, что позволяет рассмотреть тему на творческом уровне, индивидуальном. Памятки, образцы подготовки к ним у ребят уже есть, отрабатываются навыки выполнения таких творческих заданий. Постановка проблемного вопроса в начале урока и его обсуждение в конце даёт возможность увидеть результат урока, его восприятие учащимися.

Наша разработка состоит из трёх частей:

1. Краткий план занятия (тема, цели, ход, временные рамки).

2. Описание занятия (подробный конспект методической разработки).

3. Опорный конспект (раздаточный материал для учащихся).

4.Презентация.

Практика проведённых уроков по этой разработке показала: сильные стороны – интерес учащихся, раскрытие потенциала учащихся с разными учебными возможностями, способностями, активная работа на уроке и дома; слабые – из-за большого объёма информации урок лучше проводить на двухчасовом занятии, недостаточное усвоение терминологии.
















Краткий план занятия (тема, цели, ход, временные рамки).


Тема: Избирательное право как форма политического участия, элемент правовой культуры.

Цели:

-Формирование активной правовой позиции.

-Научиться сопоставлять различные источники, формулировать выводы,

аргументировать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей.

Задачи:

- характеристика избирательного права как формы политического участия.

-определение значения выборов для демократического государства, их классификация.

- работа с таблицами, схемами, справочной литературой.

- составление памятки «Политические технологии избирателя».

Тип урока: урок-практикум.

Средства обучения:

Учебник Никитин А.Ф. «Право» 10 класс, п. 21,22.

Конституция РФ (ст. 32) .

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (фрагмент).

И.И.Ильин «Предпосылки творческой демократии» (фрагмент)

Опорный конспект.

Диагностический тест.

Задание для домашней работы (темы эссе, сообщений).

Порядок работы на уроке.

1. Организационный момент.(3 мин.)

2. Постановка проблемного вопроса.(2 мин.)

3.Выявление первоначальных представлений по теме. Диагностический тест.(5 мин.)

4.Усвоение нового материала.(22 мин.)

А) Сущность и структура избирательной системы.(8 мин.): работа со схемами

«Избирательная система», «Типы избирательных систем» (заполнить пропуски).

Б). Сущность выборов, их виды.(6 мин.)

- понятие «выборы»

- схема «Разновидности выборов в Российской Федерации» (выписать признаки)

-принципы избирательного права (выделить 6 принципов избирательного права, опираясь на текст закона « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.3 и ст.81 Конституции РФ)


В). Политические технологии избирателей.(8 мин.) Работа в парах по документу и тексту учебника.

5.Закрепление. Анализ теста. Сравнение первоначальных и итоговых знаний.(5мин.)

6. Информация о домашнем задании. (3 мин.)

7. Итоги урока.(2 мин.)

8. Рефлексия. Обсуждение проблемного вопроса(8 мин.)

Описание занятия.

Тема. Избирательное право как форма политического участия, элемент правовой культуры.

Цели:

-Формирование активной правовой позиции.

-Научиться сопоставлять различные источники, формулировать выводы,

аргументировать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей.

Задачи:

- характеристика избирательного права как формы политического участия.

-определение значения выборов для демократического государства, их классификация.

- работа с таблицами, схемами, справочной литературой.

- составление памятки «Политические технологии избирателя».

Тип урока: урок-практикум.

Средства обучения:

Учебник « Право» 10 класс, п. 21,22.

Конституция РФ (ст. 32) .

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (фрагмент).

И.И.Ильин «Предпосылки творческой демократии» (фрагмент)

Опорный конспект.

Диагностический тест.

Задание для домашней работы (темы эссе, сообщений).

Ход урока.

1. Организационный момент. Памятка работы с опорным конспектом(3 мин)

Здравствуйте. Садитесь, начинаем наш урок.

Вспомните, какие формы политического участия вы знаете? (Референдум, выборы, обращение и письма в государственные органы).

Посмотрите на доску (слайд 1) и определите: как тема урока «Избирательное право как форма политического участия, элемент правовой культуры» связана с ними. (Избирательное право является основой такого политического участия как выборы).

Сегодня мы работаем по опорным конспектам, напоминаю правила работы с ними (слайд 2).

1.Все записи делаем в конспекте, вкладываем его в рабочую тетрадь.

2.Алгоритм действий, основные вопросы, задания, выдержки из источников, информация о домашнем задании содержатся в опорном конспекте.

Кроме опорных конспектов нам понадобятся учебник, Конституция РФ.

2. Постановка проблемного вопроса.(2 мин.) (слайд3).

Я хочу привести вам слова О.Бисмарка, канцлера Германии в XIX веке «Каждый народ заслуживает своего вождя» ». Думаю любой из вас сразу определит своё согласие или несогласие с автором. Но сейчас меня интересует другое, как связано это высказывание с темой нашего урока? (Здесь поднимается проблема связи народа и власти, автор утверждает, что существует неразрывная связь народа и власти, народ (его сознательность, образованность, инициативность) может повлиять на то, какая будет власть. Именно избирательное право граждан даёт возможность формирования этой власти,, но в тоже время и порождает ответственность за неё). Мы вернёмся к данному высказыванию в конце урока.

3.Выявление первоначальных представлений по теме. Диагностический тест.(5 мин.) На уроке обществознания мы рассматривали тему «Выборы, избирательное право» сегодня некоторые вопросы рассмотрим подробнее, например классификацию выборов, принципы избирательного права. Но главное наша задача, поставить себя на место избирателя, попытаться четко определить свои права, которые конечно не могут быть без обязанностей, проследить связь между гражданином, избирателем и властью, которую мы, по словам Бисмарка заслуживаем. Научиться делать правильный выбор.

Определить результаты нашей работы на уроке нам поможет тест (в опорном конспекте). Выполните его в течение 5 минут, а анализ проведём в конце урока, чтобы сравнить первоначальные представления и конечные, узнать, поменялись ли наши представления, а может быть и убеждения, в ходе урока.

Учащиеся выполняют тест в опорном конспекте самостоятельно.


1. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе_.

А) 30 лет

Б) 35 лет

В) 40 лет

Ответ: а

2. Президент Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при _______ голосовании.

Ответ: тайном

3. Активное избирательное право – это

А) право граждан РФ избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Б) право граждан РФ избирать только в органы государственной власти;

В) право граждан РФ избирать президента РФ и органы местного самоуправления

Ответ: а

4) Содержит ли избирательный бюллетень разъяснение о порядке его заполнения?

А) да

Б) нет

Ответ: а

5. Регистрация кандидата может быть аннулирована:

А) судом

Б) избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата

В) судом либо избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата

Г) избирательной комиссией, организующей выборы

Ответ: б

6. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ производятся:

А) по мажоритарной избирательной системе;

Б) по пропорциональной избирательной системе;

В) по смешанной избирательной системе

Ответ: б

7. Вправе ли член избирательной комиссии выдать новый избирательный бюллетень взамен испорченного?

А) да

Б) нет

В) с согласия председателя избирательной комиссии

Ответ: б

8.Референдум

А) форма прямого и косвенного волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам только государственного и местного назначения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ и иностранных граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Б) форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающим правом на участие в референдуме.

В) форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающим правом на участие в референдуме

Г) нет правильного ответа

Ответ: в

4.Усвоение нового материала.(22 мин.)

В опорном конспекте представлен план изучения нового материала. Переходим к первому вопросу.

А). Сущность и структура избирательной системы.(8 мин.)

Избирательная система

Избирательное право

Избирательный процесс (стадии)

Активное

18 лет)

Пассивное

( в Государственную Думу с 21 года; Президентом РФ 35 лет)

  1. Подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

  2. Выдвижение и регистрация кандидатов;

  3. Предвыборная агитация и финансирование выборов;

  4. Голосование и подведение итогов выборов.

Типы избирательных систем

мажоритарная

пропорциональная

Способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов

Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов

Принцип абсолютного большинства

Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, то есть 50% + 1 голос

Принцип относительного большинства

Побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности.










Выполняете следующее задание: работа со схемами «Избирательная система», «Типы избирательных систем» (заполнить пропуски). Набор материала по тексту учебника с 133,140-142, п. «Нормы и принципы избирательного права», «Избирательные системы»; Конституции РФ (ст.32).Продолжительность работы 6 минут.



Б) Сущность выборов, их виды.(6 мин.)

Давайте сформулируем понятие «выборы»

Посмотрите на доску (слайд 4) и запишите в конспект определение, вставив пропуски.

ВЫБОРЫ - действия граждан, избирательных объединений по формированию органов власти (граждан, власти).

Выборы в нашей стране имеют несколько разновидностей, перед вами схема «Разновидности выборов в Российской Федерации». Ознакомьтесь с классификацией и выпишите в конспект признаки классификации.


По объекту:

  • Президентские;

  • Парламентские;

  • В органы местного самоуправления.


По масштабам (объектам):

  • Федеральный уровень;

  • Региональный уровень;

  • Местный уровень.


По срокам:

  • Очередные;

  • Досрочные;

  • Отсроченные;

  • Повторные.

По характеру:

  • Полные;

  • Частичные.


(Признаки: по объекту, по масштабам, по срокам, по характеру)(слайд 5).

-принципы избирательного права (выделить 6 принципов избирательного права, опираясь на текст закона « Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.3 и ст.81 Конституции РФ) (в тексте подчеркнуть : всеобщие, равные, добровольные, тайные, открытые, гласные)(слайд 6).


Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

В). Политические технологии избирателей.(8 мин.)

Политические технологии избирателей (работа в парах, по рядам). Каждый из вас в скором времени сможет воспользоваться своим конституционным правом - избирательным. От того как грамотно вы им воспользуетесь, зависит многое, какая власть будет. Давайте определим: на что в первую очередь необходимо обращать внимание, прежде чем отдать свой голос. Предлагаю составить памятку для избирателей на основе документа: И.И.Ильин «Предпосылки творческой демократии» (фрагмент). Также конечно будет подспорьем информация о предвыборных компаниях, которые освещались СМИ, телевидением. Материал фиксируем в конспекте. Первый ряд (работа в парах) составляет памятку для избирателя «технология избирателя на выборах в Государственную Думу». Второй ряд ( работа в парах) составляет памятку избирателя «технология избирателя на выборах Президента РФ»

И.И.Ильин (фрагмент)

Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамота, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и военных опасностей и, конечно, приобщённость к источникам правдивых сведений…

Есть уровень необразованности, малообразованности и неосведомленности, при котором голосует не народ, а обманываемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охлократия. И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30-40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» - и все сейчас же объявят себя сторонниками республики и федерации…


( Первый ряд «технология избирателя на выборах в Государственную Думу».

Презентация первой группы

Политические технологии избирателя на выборах в Государственную думу:

  1. Внимательно изучить название, лозунги и эмблемы избирательных объединений.

  2. Критически проанализировать внешние атрибуты избирательного блока.

  3. Получить подробные общие сведения о партийном объединении:

  • Кто его лидер?

  • Баллотировался ли этот блок раньше в парламент?

  • Как проявила себя партийная фракция в его работе?

  1. Иметь представление о предвыборной платформе ( программе) избирательного объединения:

  • Как оно оценивает современное положение дел в стране?

  • Какие общественные проблемы и как собирается решать?

  • Какие из проблем считает приоритетными?

  • В чем видит основной результат реализации программы?

  • Насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции?

  1. Сопоставить полученную информацию со своими собственными взглядами , потребностями и ожиданиями.

  2. Проанализировать списочный состав претендентов на власть.

  3. Проверить наличие в списке знакомых кандидатов, проанализировать их деятельность в Государственной Думе предыдущего созыва.

  4. При наличии незнакомых фамилий обратиться к их биографии, обратив внимание на возраст, образование, опыт и т. д.

Группа выявляет в кандидате в депутаты Госдумы следующие черты:

  • Ответственность;

  • Внимательность;

  • Политическая грамотность;

  • Интерес к гражданам своей страны;

  • Ораторские способности и т. д.



Второй ряд «технология избирателя на выборах Президента РФ»

Презентация работы второй группы

Политически технологии избирателя на выборах Президента РФ:

  1. Анализ предвыборных заявлений кандидата.

  2. Анализ личностных качеств.

  3. Анализ семейного положения.

  4. Наличие собственной новаторской программы, отвечающей интересам избирателей.

  5. Способность выражать и отстаивать интересы определенных социальных групп.

  6. Необходимый уровень политической культуры.

  7. Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе.

Группа выявляет в кандидате в президенты РФ следующие черты:

  • Решительность;

  • Умение взять ответственность на себя;

  • Сильная воля;

  • Честность;

  • Самостоятельность;

  • Умение прислушиваться к мнению других людей;

  • Жестокость в проведении своей линии;

  • Умение заглянуть в завтрашний день и т. д.

Проверка осуществляется через выступления отдельных учащихся, также несколько работ оцениваются по письменным ответам.

5. Анализ теста и разбор ошибок. Возвращаемся к диагностическому тесту, проверяем себя, поменялись ли ваши ответы после урока (слайд7). Совместный анализ ошибок.

6. Информация о домашнем задании (темы эссе).

На домашнее задание выносится эссе или сообщение.

Темы эссе (слайд 8).

«Меньшинство нередко становится большинством, потому что встаёт с постели и голосует» (Л.Питер.)

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж.Даламбер)

«Есть минимальный уровень образования и осведомлённости, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою» (И.Ильин)

«Каждый народ заслуживает своего вождя» (О.Бисмарк)

« Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют» (Д.Нейтан)

Тема сообщений (слайд 9)

«Избиратель как гражданин»

«Система российского законодательства о выборах в органы власти»

«Правовая культура избирателя».

7. Итоги урока (выставление оценок).

8. Рефлексия.

- Обсуждение проблемного вопроса.

- Каков продукт нашего урока?

- С какими источниками работали, какими приемами?

-Что показалось трудным в организации деятельности на уроке?

-Что неожиданным и интересным?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Поблагодарим друг друга за урок.





Опорный конспект

Тема. Избирательное право как форма политического участия, элемент правовой культуры.

Цели:

-Формирование активной правовой позиции.

-Научиться сопоставлять различные источники, формулировать выводы,

аргументировать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей.

Задачи:

- характеристика избирательного права как формы политического участия.

-определение значения выборов для демократического государства, их классификация.

- работа с таблицами, схемами, справочной литературой.

- составление памятки «Политические технологии избирателя».


Тип урока: урок-практикум.

Средства обучения:

1. Учебник «Право» 10 класс, п. 21,22.

2.Конституция РФ (ст. 32) .

3.Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (фрагмент).

4.И.И.Ильин «Предпосылки творческой демократии» (фрагмент)

5.Опорный конспект.

6.Диагностический тест.

7.Задание для домашней работы (темы эссе, сообщений).

Ход урока.

1.Организационный момент. Памятка работы с опорным конспектом:

1.Все записи делаем в конспекте, вкладываем его в рабочую тетрадь.

2.Алгоритм действий, основные вопросы, задания, выдержки из источников, информация о домашнем задании содержатся в опорном конспекте.

2. Обсуждение проблемного вопроса «Каждый народ заслуживает своего вождя» (О.Бисмарк).

3. Выявление первоначальных представлений по теме. Диагностический тест.

1. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе_.

А) 30 лет

Б) 35 лет

В) 40 лет

2. Президент Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при _______ голосовании.

3. Активное избирательное право – это

А) право граждан РФ избирать органы государственной власти и органы местного самоуправления;

Б) право граждан РФ избирать только в органы государственной власти;

В) право граждан РФ избирать президента РФ и органы местного самоуправления

4) Содержит ли избирательный бюллетень разъяснение о порядке его заполнения?

А) да

Б) нет

5. Регистрация кандидата может быть аннулирована:

А) судом

Б) избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата

В) судом либо избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата

Г) избирательной комиссией, организующей выборы

6. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ производятся:

А) по мажоритарной избирательной системе;

Б) по пропорциональной избирательной системе;

В) по смешанной избирательной системе

7. Вправе ли член избирательной комиссии выдать новый избирательный бюллетень взамен испорченного?

А) да

Б) нет

В) с согласия председателя избирательной комиссии

8.Референдум

А) форма прямого и косвенного волеизъявления граждан РФ по наиболее важным вопросам только государственного и местного назначения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ и иностранных граждан, обладающих правом на участие в референдуме.

Б) форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающим правом на участие в референдуме.

В) форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан РФ, обладающим правом на участие в референдуме

Г) нет правильного ответа



4.Изучение нового материала. Схемы.

Избирательная система

Избирательное право

Избирательный процесс (стадии)

Активное

(с ….. лет)

…………..

( в Государственную Думу с …. года; Президентом РФ с …. лет)

  1. Подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

  2. …………………….

  3. Предвыборная агитация и финансирование выборов;

  4. …………………………..

Типы избирательных систем

………………………….

пропорциональная

Способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов

Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количеству голосов

Принцип абсолютного большинства

Избранным считается кандидат…………….

………..


Побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности.









А). Сущность и структура избирательной системы.(8 мин.)

Выполняете следующее задание: работа со схемами «Избирательная система», «Типы избирательных систем» (заполнить пропуски). Набор материала по тексту учебника с 133,140-142, п. «Нормы и принципы избирательного права», «Избирательные системы»; Конституции РФ (ст.32).Продолжительность работы 6 минут.

Б) Сущность выборов, их виды.

-понятие выборы (перенести определение в опорный конспект с доски) заполнить пропуски.

ВЫБОРЫ - действия …….., избирательных объединений по формированию органов …….

- схема « Разновидности выборов в РФ» (перенести в опорный конспект признаки классификации).


……………………………

  • Президентские;

  • Парламентские;

  • В органы местного самоуправления.


…………………………….

  • Федеральный уровень;

  • Региональный уровень;

  • Местный уровень.


……………………………..

  • Очередные;

  • Досрочные;

  • Отсроченные;

  • Повторные.

……………………………..

  • Полные;

  • Частичные.


-выделить 6 принципов избирательного права опираясь на текст закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ст.3 и ст. 81 Конституции РФ (в тексте подчеркнуть).


Фрагмент закона. Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

4. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.


В). Политические технологии избирателей (работа в парах). Составьте памятку для избирателей на основе документа: И.И.Ильин «Предпосылки творческой демократии» (фрагмент) и рекламного ролика.

Первый ряд составляет памятку для избирателя «технология избирателя на выборах в Государственную Думу». Второй ряд составляет памятку избирателя «технология избирателя на выборах Президента РФ»

Фрагмент документа.

И.И.Ильин (фрагмент)

Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамота, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и военных опасностей и, конечно, приобщённость к источникам правдивых сведений…

Есть уровень необразованности, малообразованности и неосведомленности, при котором голосует не народ, а обманываемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охлократия. И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30-40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» - и все сейчас же объявят себя сторонниками республики и федерации…

1ряд 2 ряд.











5. Анализ теста и разбор ошибок.

6. Информация о домашнем задании (темы эссе и сообщений).

Темы эссе:

«Меньшинство нередко становится большинством, потому что встаёт с постели и голосует» (Л.Питер.)

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж.Даламбер)

«есть минимальный уровень образования и осведомлённости, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою» (И.Ильин)

«Каждый народ заслуживает своего вождя» (О.Бисмарк)

- Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют. (Д.Нейтан)

Темы сообщений:

«Избиратель как гражданин»

«Система российского законодательства о выборах в органы власти»

«Правовая культура культура избирателя».

7. Итоги урока (выставление оценок).

9. Рефлексия.

- Обсуждение проблемного вопроса.

- Каков продукт нашего урока?

- С какими источниками работали, какими приемами?

-Что показалось трудным в организации деятельности на уроке?

-Что неожиданным и интересным?

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Поблагодарим друг друга за урок.



























Список литературы


Л.С.Бахмутова. Методика преподавания обществознания, Москва, «Владос»,2001


П.А.Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Москва, «Астрель»,2010


Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации».


Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями на 30.12.2008).

И.И.Ильин «Предпосылки творческой демократии» (учебник 11 класс Обществознание, Боголюбов Л.Н., профильный уровень)


Словарь обществоведческих терминов, Москва, «Просвещение», 2010.


А.Ф. Никитин. «Право» учебник для 10 класса, Москва, «Просвещение», 2010




Методическая разработка урока по теме "Политическое участие граждан"
  • Обществознание
Описание:

 

Тема: Избирательное право как форма политического участия, элемент правовой культуры.

 

Цели:

 

-Формирование активной правовой позиции.

 

-Научиться сопоставлять различные источники, формулировать выводы,

 

 аргументировать свою точку зрения, оценивать свою работу и работу товарищей.

 

Задачи:

 

- характеристика избирательного права как формы политического участия.

 

-определение значения  выборов для демократического государства, их классификация.

 

- работа с таблицами, схемами, справочной литературой.

 

- составление памятки «Политические  технологии избирателя».

 

Тип урока:  урок-практикум.

 

Средства обучения:

 

Учебник Никитин А.Ф. «Право» 10 класс, п. 21,22.

 

Конституция РФ (ст. 32) .

 

Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (фрагмент).

 

И.И.Ильин «Предпосылки творческой демократии» (фрагмент)

 

Опорный конспект.

 

Диагностический тест.

 

Задание для домашней работы (темы эссе, сообщений).

 

Автор Старостенко Светлана Михайловна, Братцева Алевтина Ивановна
Дата добавления 14.02.2015
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 497
Номер материала 56322
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓