Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Методическая разработка урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"

МОУ «Турочакская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока русского языка

в 9 классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Манеева Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику С.Г. Бархударова. В ней приведены различные типы заданий: фронтальный опрос, запись под диктовку, диктант, работа со схемами, устная работа и др. В течение данного урока у обучающихся формируются следующие компетенции: ценностно- смысловые, учебно- позна-

вательные, языковые, информационные, коммуникативные, лингвистические,

социально- трудовые.

Цели урока:

1.Обучающая цель: знакомство с бессоюзными сложными предложениями (БСП) со значением причины, пояснения; формирование навыков постановки двоеточия в БСП, составление БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие; закрепление умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП.

2.Развивающая цель: работа над правильной интонацией, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности внимания, логического мышления; умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

3.Воспитательная цель: воспитание уважения к предмету, воспитание любви к слову.

Основные понятия: простые и сложные предложения, сложносочиненные предложения (ССП), сложноподчиненные предложения (СПП), БСП.

Методические приемы: фронтальный опрос, запись под диктовку, диктант, работа с учебником, работа со схемами, устная работа, работа с мультимедийной доской, конструирование предложений, фронтальная беседа.

Оборудование: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык. 9 класс», компьютер (презентация), учебные карточки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура урока

  1. Организационный момент

Цель:

  • нацеливание обучающихся на работу;

  • проверка готовности класса к уроку;

  • эмоциональный настрой.

II.Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания

Цель: систематизация имеющихся у обучающихся знаний по темам «Сложное предложение», ССП, СПП, БСП.

а) Беседа по теоретическому материалу

1.По количеству грамматических основ на какие группы делятся предложения?

2. Какие предложения называются простыми?

3.Какие предложения называются сложными?

4.На какие группы делятся сложные предложения?

5.Дайте определение БСП.

6.Когда ставится запятая в БСП?

7.Когда ставится точка с запятой в БСП?

б) Работа по учебнику, упражнение № 218 (выборочно)

2.Тренировочное задание

Цель: отработка имеющихся у обучающихся умений постановки знаков препинания в БСП, выделения грамматической основы, составления схемы предложения.

Задание: запишите предложение под диктовку, выделите грамматические основы, составьте схему.

Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге, далеко разносится дружный топот; лошади бегут, навострив уши; впереди всех , задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве.

3.Орфоэпический диктант

Цель: отработка орфоэпических умений.

Агрономия, алфавит, ассиметрия, бармен, благовест, бряцание, верховенство, генезис, гражданство, дедовщина, дефис, древко, жалюзи, завидно, знамение, иконопись, мессия, мусоропровод, односоставное, осведомиться, подростковый, санитарный, украинский.

III.Изучение нового материала (слайды №1,2,3,4)

Цель: знакомство обучающихся с условиями постановки двоеточия в БСП.

  1. Работа с учебником (стр.98)

(Учащиеся изучают новый теоретический материал в учебнике по теме «Двоеточие в БСП»)

2.Коллективная работа над составлением схем

Цель: отработка новых теоретических сведений об условиях постановки двоеточия в БСП.

Схема правила (проверочные союзы и слова)

1.[ ] : [ причина]. (=потому что, так как, ибо).

Я доверяю любящим : они великодушны.

2. [ ] : [ пояснение]. (=а именно, то есть).

Нам открылась неожиданная картина: на опушке стояли два оленя.

3. [ ] : [ дополнение]. (=что; и слышу,

[ ] : [ изъяснение]. и вижу, и чувствую).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчет штурмана.

IV. Физкультурная минутка

Цель: эмоциональная разгрузка обучающихся.

V. Закрепление нового материала.

Цель контроль усвоения знаний и умений учащихся по изучаемой теме и применение их на практике.

1.Игра «Кто быстрее назовет?»

(фронтально, слайд №6)

Задание: кто быстрее назовет условие постановки двоеточия в БСП:

1.Путешествовал мало: не позволяло здоровье (Д.Лихачев).

2.Вижу: кто-то скачет на лихом коне. (А.Фет).

3.Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. (А. Пушкин).

4.Хорошо, что Лемм не слышал: он бы в обморок упал. (И.Тургенев).

5.В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела. (К. Паустовский).

6.Пускаться плыть теперь беда: мой челн не крепок, весла ломки. (В. Жуковский).

7.Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

8.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М.Горький).

Ответы:1- причина, 2- дополнение, 3- дополнение, 4- причина, 5- дополнение, 6- причина, 7- пояснение, 8- причина.

2.Работа с учебником (письменно)

221 ,№144

3.Самостоятельная работа. (слайд №7)

Задание: объясните условия постановки двоеточия, указывая номер предложения и условие:

1.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И.Тургенев)

2.Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит. (М.Горький).

3.Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц. (И.Гончаров).

4.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М. Горький).

5.Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. (А.Толстой).

6.В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку. (В.Маяковский).

7.Проснулся: в широкие щели сарая глядятся солнца лучи.

8.Он жаждал теперь только одного: правды, как бы горька она ни была.

9.Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показывать, что ей зачем-то нужна лодка. (В.Распутин).

Ответы:1-дополнение, 2-пояснение,3-дополнение, 4- причина, 5-пояснение, 6- причина, 7- дополнение, 8-пояснение,9-причина.

4.Конструирование предложений (слайд №8).

Задание: образуйте БСП с двоеточием, прибавляя нужные по смыслу предложения.

Галя не пришла на занятия……

Вся площадка перед школой пестреет цветами….

Разведчик приложил ухо к земле и услышал…….

Собака громко залаяла…….

  1. Подведение итогов урока.

Цель: обобщение, систематизация изученного материала.

Фронтальная беседа с обучающимися

  • Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав БСП, обозначаются двоеточием?

  • Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?

  • С какой интонацией произносятся БСП, если в них стоит двоеточие?

Рефлексия

Цель: оценка обучающихся своей работы на уроке, степени активности.

  • Что удалось и не удалось на уроке?

  • Что затруднило вас в течение работы на данном уроке?

VII. Оценивание,

выставление оценок

Цель: оценивание работы обучающихся на данном уроке.

  1. Домашнее задание.

Цель: сообщение и разъяснение обучающимся домашнего задания. (новый теоретический материал стр. 98, №223, выписать из художественной литературы 5 предложений с двоеточием в БСП, доказать условия постановки двоеточия)

Список литературы

    1. Бархударов, С.Г. Русский язык.9 класс, -М.: Просвещение, 2011.

    2. Горшкова ,Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс,- М.: Вако, 2012

    3. Предложения из произведений классической литературы

4. Бибик С, В. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.,

Фестиваль-конкурс ИКТО -2011.












Методическая разработка урока по теме "Бессоюзное сложное предложение"
  • Русский язык и литература
Описание:

МОУ «Турочакская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока русского языка

в 9 классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Манеева Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

Данная разработка урока  предназначена для учителей русского языка, работающих по учебнику С.Г. Бархударова. В ней приведены различные типы заданий: фронтальный опрос, запись под диктовку, диктант,  работа со схемами, устная работа и др.  В течение данного урока у обучающихся формируются следующие компетенции: ценностно- смысловые, учебно- позна-

вательные, языковые, информационные, коммуникативные, лингвистические,

социально- трудовые.

Цели урока:

1.Обучающая цель: знакомство с бессоюзными сложными предложениями (БСП) со значением причины, пояснения; формирование навыков постановки двоеточия в БСП, составление БСП, между частями которых необходимо ставить двоеточие; закрепление умения устанавливать смысловые отношения между частями БСП.

2.Развивающая цель: работа над правильной интонацией, совершенствование пунктуационных  навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности внимания, логического мышления; умение сравнивать, классифицировать, обобщать.

3.Воспитательная цель: воспитание уважения к предмету, воспитание любви к слову.

Основные понятия: простые и сложные предложения, сложносочиненные предложения (ССП), сложноподчиненные предложения (СПП), БСП.

Методические приемы: фронтальный опрос, запись под диктовку, диктант, работа с учебником, работа со схемами, устная работа, работа с мультимедийной доской, конструирование предложений, фронтальная беседа.

Оборудование: учебник под редакцией С.Г. Бархударова «Русский язык.  9 класс», компьютер (презентация), учебные карточки.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Структура урока

I.                   Организационный момент

Цель:

·        нацеливание обучающихся на работу;

·        проверка готовности  класса к уроку;

·        эмоциональный настрой.

II.Актуализация знаний

1.Проверка домашнего задания

Цель: систематизация имеющихся у обучающихся знаний по темам «Сложное предложение», ССП, СПП, БСП.

а) Беседа по теоретическому материалу

1.По количеству грамматических основ  на какие группы делятся предложения?

2. Какие предложения называются простыми?

3.Какие предложения называются сложными?

4.На какие группы делятся сложные предложения?

5.Дайте определение БСП.

6.Когда ставится запятая в БСП?

7.Когда ставится точка с запятой в БСП?

б) Работа по учебнику, упражнение № 218 (выборочно)

2.Тренировочное задание

Цель: отработка имеющихся у обучающихся умений постановки знаков препинания в БСП, выделения грамматической основы, составления схемы предложения.

Задание: запишите предложение под диктовку, выделите грамматические основы, составьте схему.

Легкая пыль желтым столбом поднимается и несется по дороге, далеко разносится дружный топот; лошади бегут, навострив уши; впереди всех , задрав хвост и беспрестанно меняя ногу, скачет какой-нибудь рыжий космач с репейниками в спутанной гриве.

3.Орфоэпический диктант

Цель: отработка орфоэпических умений.

Агрономия, алфавит, ассиметрия, бармен, благовест,  бряцание, верховенство, генезис, гражданство, дедовщина, дефис, древко, жалюзи, завидно, знамение, иконопись, мессия, мусоропровод, односоставное, осведомиться, подростковый, санитарный, украинский.

III.Изучение нового материала  (слайды №1,2,3,4)

Цель: знакомство обучающихся с условиями постановки двоеточия в БСП.

1.     Работа с учебником (стр.98)

(Учащиеся изучают новый теоретический материал в учебнике по теме «Двоеточие в БСП»)

2.Коллективная работа над составлением схем

Цель: отработка новых теоретических сведений об условиях постановки двоеточия в БСП.

Схема правила (проверочные союзы и слова)

1.[    ] : [ причина]. (=потому что, так  как, ибо).

Я доверяю любящим : они великодушны.

2. [    ] : [ пояснение]. (=а именно, то есть).

Нам открылась неожиданная картина: на опушке стояли два оленя.

3. [    ] : [ дополнение]. (=что; и слышу,

    [    ] : [ изъяснение].   и вижу, и чувствую).

Я знаю: в вашем  сердце есть и гордость, и прямая честь.

Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчет штурмана.

IV. Физкультурная минутка

Цель: эмоциональная разгрузка обучающихся.

V. Закрепление нового материала.

Цель контроль усвоения знаний и умений учащихся по изучаемой теме и применение их на практике.

1.Игра «Кто быстрее назовет?»

(фронтально, слайд №6)

Задание: кто быстрее назовет условие постановки двоеточия в БСП:

1.Путешествовал мало: не позволяло здоровье (Д.Лихачев).

2.Вижу: кто-то скачет на лихом коне. (А.Фет).

3.Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. (А. Пушкин).

4.Хорошо, что Лемм не слышал: он бы в обморок упал. (И.Тургенев).

5.В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза,  и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела. (К. Паустовский).

6.Пускаться плыть теперь беда: мой челн не крепок, весла ломки. (В. Жуковский).

7.Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев)

8.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М.Горький).

Ответы:1- причина, 2- дополнение, 3- дополнение, 4- причина, 5- дополнение, 6- причина, 7- пояснение, 8- причина.

2.Работа с учебником  (письменно)

№221 ,№144

3.Самостоятельная работа. (слайд №7)

Задание: объясните условия постановки двоеточия, указывая номер предложения и условие:

1.Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает. (И.Тургенев)

2.Сделай план квартиры: как расположены комнаты, где двери, где окна, где что стоит. (М.Горький).

3.Обломов очнулся: перед ним наяву, не в галлюцинации, стоял настоящий действительный Штольц. (И.Гончаров).

4.Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука. (М. Горький).

5.Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына: он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом. (А.Толстой).

6.В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: ее заворачивают вам в бумажку. (В.Маяковский).

7.Проснулся: в широкие щели сарая глядятся солнца лучи.

8.Он жаждал теперь только одного: правды, как бы горька она ни была.

9.Настена извелась вся, но подгонять свекра не решалась: нельзя было показывать, что ей зачем-то нужна лодка. (В.Распутин).

Ответы:1-дополнение, 2-пояснение,3-дополнение, 4- причина, 5-пояснение, 6- причина, 7- дополнение, 8-пояснение,9-причина.

4.Конструирование предложений (слайд №8).

Задание: образуйте  БСП с двоеточием, прибавляя нужные по смыслу предложения.

Галя не пришла на занятия……

Вся площадка перед школой пестреет цветами….

Разведчик приложил ухо к земле и услышал…….

Собака громко залаяла…….

VI.            Подведение итогов урока.

Цель: обобщение, систематизация изученного материала.

Фронтальная беседа  с обучающимися

·        Какие смысловые отношения  между простыми предложениями, входящими в состав БСП, обозначаются двоеточием?

·        Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?

·        С какой интонацией произносятся БСП, если в них стоит двоеточие?

Рефлексия

Цель: оценка обучающихся своей работы на уроке, степени активности.

·        Что удалось и не удалось на уроке?

·        Что затруднило вас в течение работы на данном  уроке?

VII. Оценивание,

выставление оценок

Цель: оценивание работы обучающихся на данном уроке.

VII.         Домашнее задание.

Цель: сообщение и разъяснение обучающимся домашнего задания. (новый теоретический материал стр. 98, №223, выписать из художественной литературы 5 предложений с двоеточием в БСП, доказать условия постановки двоеточия)

Список литературы

1.                Бархударов, С.Г. Русский язык.9 класс, -М.: Просвещение, 2011.

2.                Горшкова ,Н.В., Горшкова В.Н. Поурочные разработки по русскому языку. 9 класс,- М.: Вако, 2012

3.                Предложения из произведений классической литературы

4.      Бибик С, В. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.,

Фестиваль-конкурс  ИКТО -2011.

 

 

 

          

Автор Манеева Н.С.
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2018
Номер материала 2052
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓