Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока по теме "Баллада В.А. Жуковского "Светлана"

Методическая разработка урока по теме "Баллада В.А. Жуковского "Светлана"

Раз в крещенский вечерок


Девушки гадали…


(Отражение быта русского народа в балладе В.А.Жуковского «Светлана».)



Цели:


· Знакомство с особенностями жанра баллады;


· Чтение и анализ баллады «Светлана»; как отразился быт русского народа в этой балладе;


· Воспитание уважения к традициям своего народа.



Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества В.А.Жуковского, познакомимся с особенностями жанра баллады, с балладой «Светлана».


Запишите дату, тему урока.



I. Теория литературы (баллада).



1. Что такое баллада?


Баллада (прованс. Ballar – плясать) – лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом.



2. Особенности жанра:


1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.


2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку.


3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.



II. Знакомство с балладой.


1. Вступление.


Жизнь русского человека раньше была тесно связана с традициями и обрядами – знамениями судьбы или природы.



- Что такое обряд?


а)Церемония, чин, по которому совершается что-либо;


Б) Действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие-либо акты (обычно культового характера). – см.учебник.



Раз в крещенский вечерок


Девушки гадали… - так начинается баллада «Светлана» - одна из самых замечательных баллад Жуковского. Она была завершена в 1812 году.


- Кому была посвящена эта баллада?


- Когда была написана?


3. Чтение баллады.


4. Разберемся в прочитанном.


1) Давайте посмотрим, усвоили ли вы сюжет баллады?


Расположите события по порядку.


а) Девушки гадают в крещенский вечер.


b) Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха.


c) Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.


d) Светлане является её жених и увозит её венчаться.


e) Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой хижины.


f) В избе Светлана видит своего жениха в гробу.


g) Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.



2) О чем говорится в начале баллады?


О гаданиях.


В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В н.19 века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было её замужество, поэтому вопрос, кто станет её «суженым», был очень важным.

3) Что вы знаете о святочных гаданиях?


(сообщения учащихся).


Святочные гадания.


В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.


Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно.


Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12 часов ночи.


Гадали как правило на суженого.


Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.


Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим.


Ворожить направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды - гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.

Гадание с подблюдными песнями.


Это один из старинных обрядов. Происходил он так. Молодые люди ( не менее 6 человек ) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли, а потом и другие. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание. Подблюдными эти песни назывались потому, что их пели за столом, на котором находилось блюдо.

Гадание по валенку.


Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.



Гадание на кур.


В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.


Гадание по снегу.


Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.

Гадание с зеркалами.


Лучшее время для такого гадания – полночь. Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга., освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

4) Баллада была написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Давайте объясним значение непонятных слов.

Вы дома составляли словарики этих слов.

5) Вернемся к теории литературы. Докажите, что баллада «Светлана» относится к жанру баллады.


O Сочетание реального и фантастического

реальное

Фантастическое


Гадание


Сон


Встреча с возлюбленным

События, произошедшие во сне:


Встреча


Ночные путешествия


Мертвец


Ворон (символ темных сил)


Голубка (символ светлых сил)



O Элементы фабулы:


Завязка – гадание


Кульминация – встреча с мертвецом


Развязка – пробуждение, встреча с возлюбленным.



O Сюжет, герои .


Баллада передает трепетный девичий сон. Образы страшного и фантастического : жених –мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча.


O Чувства.


Лирическая тема в балладе связана с образом Светланы, с тоской по милому другу.

6) Поговорим о главной героине.


- Что вы можете сказать о Светлане?


В образе Светланы Жуковский отражает типичные черты русской девушки, это идеал поэта. Светлана кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение.

7) В чем смысл финала баллады?

Вот баллады толк моей


«Лучший друг нам в жизни сей


Вера в провиденье.


Благ зиждителя закон:


Здесь несчастье – лживый сон.


Счастье – пробужденье».



Главная мысль баллады об определяющей роли судьбы, высшей божественной силы в жизни человека.


IV. Домашнее задание.


1. Выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана».


Методическая разработка урока по теме "Баллада В.А. Жуковского "Светлана"
  • Русский язык и литература
Описание:

Раз в крещенский вечерок

 

Девушки гадали…

 

(Отражение быта русского народа в балладе В.А.Жуковского «Светлана».)

 

 

 

Цели:

 

·         Знакомство с особенностями жанра баллады;

 

·         Чтение и анализ баллады «Светлана»;  как отразился быт русского народа в этой балладе;

 

·         Воспитание уважения к традициям своего народа.

 

 

 

Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества В.А.Жуковского, познакомимся с особенностями  жанра баллады, с балладой «Светлана».

 

Запишите дату, тему урока.

 

 

 

       I.            Теория литературы (баллада).

 

 

1.      Что такое баллада?

 

Баллада (прованс. Ballar – плясать) – лироэпическое стихотворение с историческим, героическим или фантастическим, сказочным сюжетом.

 

 

 

2.      Особенности жанра:

 

1)      Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.

 

2)      Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку.

 

3)      Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

 

 

     II.            Знакомство с балладой.

 

1.      Вступление.

 

Жизнь русского человека раньше была тесно связана с традициями и обрядами – знамениями судьбы или природы.

 

 

 

- Что такое обряд?

 

                        а)Церемония, чин, по которому совершается что-либо;

 

  Б) Действия, строго определенные обычаем, сопровождающие какие-либо акты (обычно культового характера). – см.учебник.

 

 

 

 Раз в крещенский вечерок

 

Девушки гадали… -   так начинается баллада «Светлана» - одна из самых замечательных баллад Жуковского. Она была завершена в 1812 году.

 

 - Кому была посвящена эта баллада?

 

- Когда была написана?

 

 

3.      Чтение баллады.

 

 4.      Разберемся в прочитанном.

 

1)      Давайте посмотрим, усвоили ли вы сюжет баллады?

 

Расположите события по порядку.

 

а)      Девушки гадают в крещенский вечер.

 

b)      Подруги просят грустную Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена по причине отсутствия весточки от жениха. 

 

c)      Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало.

 

d)      Светлане является её жених и увозит её венчаться.  

 

e)     Неожиданно жених, сани и кони исчезают, и Светлана оказывается  одна у незнакомой  хижины.

 

f)      В избе Светлана видит своего жениха в гробу. 

 

g)     Светлана пробуждается от страшного сна, и милый друг возвращается к ней.

 

 

 

2)      О чем говорится в начале баллады?

 

О гаданиях.

 

В «Светлане» поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещением. В н.19 века гадания утратили свою магическую силу, став излюбленной девической игрой. Единственным путем к перемене жизни девушки в то время было её замужество, поэтому вопрос, кто станет её «суженым», был очень важным.

3)      Что вы знаете о святочных гаданиях?

 

(сообщения учащихся).

 

 Святочные гадания.

 

В промежутке от Рождества до Крещения – 2 недели традиционно считаются зимними праздниками, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января) – святки. На Рождественской неделе полагалось раздавать подарки детям, помогать старикам и беднякам. Работать в это время не рекомендовалось, и надо было хотя бы раз посетить в церкви праздничную службу. В народе в это время было принято погадать, поколядовать и повеселиться.

 

Святочные гадания передавались из рода в род. Поэтому точно определить момент появления этих обрядов практически невозможно.

 

Гадания проводились вечерами. Обычно они начинались, как только в доме зажигали свечи. А полуночные гадания начинались в 12  часов ночи.

 

Гадали как правило на суженого.

 

Лучшими местами для гадания считались «нехорошие места»: заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.

 

Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узлы на одежде, так как они перекрывали энергетические поля, что недопустимо для общения с будущим.

 

Ворожить направлялись тайком: выходили из дома, не крестясь, шли молча, босиком, в одной рубахе. На Крещение – в день освящения воды -  гадавшие и ряженые окунались в проруби, смывая грехи.

Гадание с подблюдными песнями.

 

Это один из старинных обрядов. Происходил он так. Молодые люди ( не менее 6 человек ) собирались вечером вместе, брали кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и клали их под блюдо вместе с кусочками хлеба, иногда помещали хлеб, соль, глину. Блюдо накрывали чистым полотенцем. После этого собравшиеся пели песню, посвященную хлебу и соли, а потом и другие. Наконец, со словами: «Кому вынется, тому сбудется», отвернувшись, из-под закрытого блюда вынимали какой-нибудь предмет, попавшийся первым в руку. По вынутой вещи и по содержанию пропетой песни и делали предсказание. Подблюдными эти песни назывались потому, что их пели за столом, на котором находилось блюдо.

Гадание по валенку.

 

Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Девушки поочередно бросают валенок (сапог, туфельку) на дорогу и по направлению «носка» узнают, откуда придет супруг. Если сапог укажет на дом гадающей, в этот год она замуж не выйдет.

 

 

 

Гадание на кур.

 

В полночь снимали с насеста кур, давали им отборные зерна пшена, если куры съедят все, то замужество будет благополучным. Если останется хотя бы одно зерно, это предвещает бедность. Оставляли курам воду и смотрели: если курица будет пить, то муж будет пьяница, если нет – это предвещает хорошего мужа.

 

Гадание по снегу.

 

Вечером девушки ложились на снег. А утром смотрели на отпечаток. Если отпечаток гладкий, то муж будет покладистый, если отпечаток неровный, ребристый – то муж – злой и драчливый.

Гадание с зеркалами.

 

Лучшее время для такого гадания – полночь. Берут два зеркала, устанавливают их друг напротив друга., освещают двумя свечами, так чтобы в одном из них образовался длинный коридор, озаренный огнями. В комнате не должно быть кошек, собак, птиц, посторонних лиц, кроме одной или двух подруг. Подруги не должны глядеть в зеркала, подходить к гадающей и разговаривать с ней. В конце этого коридора должен появиться суженый; правда, смотреть иногда приходилось очень долго, и увидеть можно было не только суженого, но и всякую нечисть.

 4)      Баллада была написана почти 200 лет назад. Поэтому в ней есть архаизмы и церковнославянизмы. Давайте объясним значение непонятных слов.

Вы дома  составляли  словарики этих слов.

5)      Вернемся к теории литературы. Докажите, что баллада «Светлана» относится к жанру баллады.

 

O  Сочетание реального и фантастического

реальное       

Фантастическое

 

Гадание

 

Сон

 

Встреча с возлюбленным   

События, произошедшие во сне:

 

Встреча

 

Ночные путешествия

 

Мертвец

 

Ворон (символ темных сил)

 

Голубка (символ светлых сил)

 

 

O  Элементы фабулы:

 

 Завязка – гадание

 

Кульминация – встреча с мертвецом

 

Развязка – пробуждение, встреча с возлюбленным.

 

 

 

O  Сюжет, герои .

 

Баллада передает трепетный девичий сон. Образы страшного и фантастического : жених –мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча.

 

 O  Чувства.

 

Лирическая тема в балладе связана с образом Светланы, с тоской по милому другу.

6)      Поговорим о главной героине.

 

- Что вы можете сказать о Светлане?

 

В образе Светланы Жуковский отражает типичные черты русской девушки, это идеал поэта. Светлана кротка, религиозна, молчалива. В разлуке с милым Светлана грустит, она не ропщет, а ищет облегчение в молитвах и слезах. За все это её и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву её ждет радость, данная ей провидением за покорность и терпение.

7)      В чем смысл финала баллады?

Вот баллады толк моей

 

«Лучший друг нам в жизни сей

 

Вера в провиденье.

 

Благ зиждителя закон:

 

Здесь несчастье – лживый сон.

 

Счастье – пробужденье».

 

 

 

Главная мысль баллады об определяющей роли судьбы, высшей божественной силы в жизни человека.

 

   

   IV.            Домашнее задание.

 

1.       Выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана».

 

 

Автор Манеева Н.С.
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3345
Номер материала 2133
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓