Главная / История / Методическая разработка урока по теме "Живопись второй половины XVIII века" (7 класс)

Методическая разработка урока по теме "Живопись второй половины XVIII века" (7 класс)


Методическая разработка урока по теме: «Живопись второй половины XVIII в.».


Конспект урока по теме: «Живопись второй половины XVIII в.»

Тема: Живопись западной Европы второй половины XVIII в.

Класс: 7

Цели:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с особенностями западноевропейской живописи;

  • выяснить значение понятий: живопись, жанр, стиль, портрет, пейзаж, рококо, классицизм, неоклассицизм, сентиментализм, романтизм, барокко;

  • рассмотреть жизнь и творчество художников: Жак Луи Давид, Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, Франческо Гварди.

Развивающая:

Способствовать развитию

  • Абстрактного мышления;

  • Фантазии;

  • Навыков работы с текстом;

  • Умения выделять главное;

  • Коммуникативных способностей.

Воспитательная:

  • способствовать развитию чувства прекрасного, уважительного отношения к культуре других народов.

Оборудование:

  • учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений «Новая история, 1500-1800» А.Я Юдовская, П.А. Баранов. – М.: Просвящение, 2005. – С.254;

  • Комплекты раздаточного материала для работы;

  • Большой энциклопедический словарь;

  • Листы А4, карандаши, клей, скрепки.



Тип: изучение нового материала по методу проектов



Ход урока

Этапы

Учитель

Учеников

Организационный момент

Здравствуйте, садитесь.

Дежурный называет отсутствующих.


Переход к изучению нового материала















Ученики приводят свои мнения


«От всех живописных школ, независимо от их характера, всегда будут требовать, чтобы их произведения волновали душу, возвышали и просвещали ум»

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа


Можете ли вы согласится с этим высказыванием?





















Изучение нового материала




Создание альманаха:





Оформление титульного листа

и странички главного редактора




























Оформление странички аналитического отдела (составление таблицы)












Оформление странички информационного отдела (работа с терминами и понятиями)







Оформление странички журналистского отдела











































Выполнение заданий, подготовка альманаха к презентации















Презентация альманаха













Набор материалов для работы над оформлением титульного листа:

  • Инструкция по оформлению титульного листа (см. приложение 1)

  • Лист с афоризмами по теме «живопись» (см. приложение 2)

  • Репродукции картин для оформления (см. приложение 3)

  • Листы А4 для оформления



Набор материалов для оформления странички главного редактора

  • Инструкция по оформлению странички главного редактора (см. приложение 4)

  • Памятка для написания статьи главного редактора (см. приложение 5)

  • Листы А4 для оформления



Набор материалов для оформления странички аналитического отдела:

  • Инструкция оформлению страницы аналитического отдела (см. приложение 6)

  • Текст «Особенности западноевропейской живописи 18 века» (см. приложение 7)

  • Листы А4 для оформления





Набор материалов для оформления странички информационного отдела:

  • Инструкция по оформлению страницы информационного отдела (см. приложение 8)

  • Большой энциклопедический словарь

  • Листы А4 для оформления



Набор материалов для оформления странички журналистского отдела:


  1. Инструкция по оформлению страницы, посвященной творчеству художника (см. приложение 10)

Репродукция картины с портретом художника (см. приложение 11 (Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес), 12 (Жак Луи Давид),13 (Франческо Гварди)).

  1. 4 репродукции картин художника, с краткими данными (см. приложение 14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25)

  2. Памятка «Анализ репродукции картины» (см. приложение 26)

  3. Листы А4 для оформления


Создание альманаха по теме: «Западноевропейская живопись второй половины XVIII в.»


Распределяются роли среди учеников, раздаются комплекты материалов для выполнения заданий.


Главный редактор (1 ученик) и помощник главного редактора (1 ученик) - оформление титульного листа альманаха, оформление странички главного редактора. Для выполнения задания ученики получают набор материалов.
























Аналитический отдел (2 ученика) - оформления странички аналитического отдела (работа с текстом, составление сравнительной таблицы). Для выполнения задания ученики получают набор материалов.



Информационный отдел (1 ученик) – оформления странички информационного отдела (работа с терминами и понятиями). Для выполнения задания ученики получают набор материалов.



Журналистский отдел ( 3 ученика – эксперта и 3 ученика-журналиста)

Опережающее задание для экспертов. Подготовить биографические справки о художниках: Жак Луи Давид, Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес, Франческо Гварди

Информация должна быть оформлена в таблицу (см. приложение 9)


Каждый эксперт совместно с журналистом оформляет страницы альманаха, посвященные жизни и творчеству определенного художника второй половины XVIII века. Для этой работы каждая пара (эксперт – журналист) получает набор материалов.


Работа осуществляется за круглым столом. На выполнение работы ученикам отводится 20 минут. Ученики скрепляют оформленные листы в альманах.


В течении 2-3 минут они обсуждают результаты работы, выбирают человека, который будет презентовать альманах.


Ученики презентуют свой альманах.

Закрепление


Возвращение к эпиграфу урока. Учащиеся отвечают на поставленный в начале урока вопрос, основываясь на изученных на уроке материалах.

Рефлексия


Учащиеся на клейких листочках продолжают предложение «Сегодня на уроке я …» и прикрепляют их к «Дереву познания».

Домашнее задание



Выбрать одно из предложенных заданий по желанию:

  • подготовить презентацию «Западноевропейская живопись второй половины XVIII века».

  • создать буклет « Западноевропейская живопись второй половины XVII века»

  • написать эссе на одну из предложенных тем:

«Картина - это поэма без слов» (Гораций)



«Живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей весь целиком» (Микеланджело)



«Искусство - это и есть бессмертие. Мастер не подвержен смерти, как и его народ...» (К. С. Гамсахурдиа)

( памятка для написания эссе см. приложение 27)
















Приложение 1

Инструкция по оформлению титульного листа:

  1. Титульный лист должен содержать:

  • Творческое название альманаха;

  • Темы, освещенные в альманахе;

  • Несколько высказываний, отражающих основную идею альманаха (ученики на свое усмотрение выбирают несколько высказываний из предложенного списка).

  1. Титульный лист по возможности должен быть ярким, желательно оформить его репродукциями картин.



































Приложение 2

Афоризмы и высказывания по теме «Живопись и искусство».

Живопись спорит и соревнуется с природой.

Леонардо да Винчи



Нет наиболее безнадежного занятия, чем рисовать пустоту, нет ничего труднее, как живописать однообразие.

Стефан Цвейг



Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собою какое-либо великое правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо.

Дени Дидро



Живопись ревнива и не терпит соперниц; она заменяет мне жену и доставляет совершенно достаточно домашних хлопот. Моими детьми будут мои произведения.

Микеланджело



Картина у живописца будет мало совершенна, если он в качестве вдохновителя берет картины других; если же он будет учиться на предметах природы, то он произведет хороший плод.

Леонардо да Винчи



Живопись самое прекрасное из всех искусств; в ней объединяются все ощущения, при виде ее каждый может по воле своего воображения создать роман, с помощью одного только взгляда наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями; и никаких усилий со стороны памяти - все схвачено в одно мгновение.

Гоген П.



Живопись — неболтливое искусство, и в этом, по-моему, ее немалое достоинство.

Эжен Делакруа



Всякое произведение скульптуры или живописи должно быть выражением одной большой идеи, должно быть поучительно для зрителя, - без этого оно будет немым.

Дидро Д.





Живописец не должен пытаться быть универсальным, так как он много теряет в достоинстве от того, что одну вещь делает хорошо, а другую плохо...

Леонардо да Винчи





Живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей весь целиком.

Микеланджело





Живопись — это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным и ироническим.

Фредерик Стендаль





Искусство живописи есть не что иное, как искусство выражать невидимое через видимое.

Фромантен Э.







Картина - это поэма без слов.

Гораций





Искусство - это религия, которая имеет своих жрецов и должна иметь своих мучеников.

О. Бальзак





Подлинный художник лишен тщеславия, он слишком хорошо понимает, что искусство безгранично.

Л. Бетховен



Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу.

А. Блок





Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт



...искусства обходят кругом весь мир и циркулируют, как кровь, в наших венах.

Вольтер



Искусство - это и есть бессмертие. Мастер не подвержен смерти, как и его народ...

К. С. Гамсахурдиа





Фантазия, лишенная разума, порождает чудовище; соединенная с ним, она - мать искусства и источник его чудес.

Гойя





Самая возвышенная цель искусства - заставлять биться человеческие сердца, и так как сердце - центр жизни, искусство должно постоянно находитьси в теснейшей связи со всей моральной и материальной жизнью человечества.

Ж. Гюйо





Искусство - шаг из природы в Бесконечность.

Д. Джебран



Искусство - это свободная птица, которая, когда хочет - парит в вышине, а когда хочет - опускается на землю, и нет в мире никакой силы, чтобы сковать ее или изменить. Искусство - это возвышенный дух, который нельзя ни продать, ни купить.

Д. Джебран



Искусство - могучее средство исправления людского несовершенства.

Теодор Драйзер







Искусство - это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле.

Андре Моруа





Искусство - это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир.

Андре Моруа





Искусство живописи — это искусство выражать невидимое через видимое.

Э. Фромантен





Приложение 3



hello_html_631fcec3.jpghello_html_59b5ff91.jpg



hello_html_m56e5df47.jpghello_html_519b32a3.jpg



hello_html_m2cf10e71.jpghello_html_4966b43.jpg



Приложение 4

Инструкция по оформлению странички главного редактора.

  1. Написать вступительную статью редактора, используя памятку для написания вступительной статьи.

  2. Создать содержание альманаха с указанием страниц.









































Приложение 5

Памятка для написания статьи главного редактора.


Вступительная статья редактора должна содержать:

  • Основные цели создания альманаха;

  • Указание аудитории, на которую направлен альманах;

  • Обзор тем и материалов, которые будут представлены в альманахе;

  • Краткий рассказ о структуре и составителях альманаха;

  • Пожелание читателем альманаха.



































Приложение 6

Инструкция по оформлению страницы аналитического отдела.


  1. Необходимо выделить особенности развития западноевропейской живописи второй половины XVIII в. (работа с текстом «Особенности западноевропейской живописи XVIII века»).

  2. Привлекая ранее изученный материал, нужно сравнить особенности западноевропейской живописи второй половины XVIII века с особенностями живописи эпохи Возрождения - оформить в виде сравнительной таблицы:


Особенности живописи XVIII века

Особенности живописи эпохи Возрождения




Вывод:


  1. Результаты работы должны быть оформлены на листах А4 (заголовок, текст, таблица).



























Приложение 7

«Особенности западноевропейской живописи

второй половины XVIII века».



XVIII в. в Западной Европе - гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества.

В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно реалистического отображения жизни. Расширилась сфера искусства, оно становилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось злободневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, свободного от иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде.

XVIII в. — век разума, век философов, социологов, экономистов; развивались связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа действительности. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной, очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью.

Искусство XVIII в. прошло два этапа. Первый продолжался до 1740—1760 годов. Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины XVIII в. - в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока — арабов, китайцев, персов. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление — у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер. Одновременно с классицизмом, испытывая его воздействие, продолжало жить реалистическое направление. В нем наметились рационалистические тенденции: художники стремились обобщать жизненные явления.

Во второй половине XVIII в. зародился сентиментализм с его культом чувства и страсти, преклонением перед всем простым, наивным, искренним. Возникло и связанное с ним предромантическое направление в искусстве, пробудился интерес к средневековью и народным формам искусства. Представители этих течений утверждали ценность благородных и активных чувств человека, раскрывали драматизм его конфликтов с окружающей средой, побуждавших к вмешательству в реальные общественные дела во имя торжества справедливости. Они прокладывали путь «к познанию человеческого сердца и магическому искусству представлять глазам зарождение, развитие и крушение великой страсти».



































Приложение 8

Инструкция по оформлению страницы информационного отдела.


  1. Используя Большой энциклопедический словарь, дать определения следующим терминам и понятиям:

  • Живопись

  • Жанр

  • Стиль

  • Портрет

  • Пейзаж

  • Рококо

  • Классицизм

  • Неоклассицизм

  • Сентиментализм

  • Романтизм

  • Барокко


  1. Оформить текст на листах А4.


























Приложение 9

Биографическая справка о художнике:

Имя художника



Годы жизни художника



Стиль, в котором работает художник



Основные этапы жизненного пути








Основные картины
































Приложение 10

Инструкция по оформлению страницы, посвященной творчеству художника.

  • Оформить страничку, посвященную художнику. Страничка должна содержать репродукцию портрета художника и краткую биографическую справку о нем, оформленную в виде таблицы (биографическая справка оформлена экспертами заранее).

  • Выбрать 2 репродукции картин (на ваше усмотрение из 4 предложенных). Листы с выбранными репродукциями будут подшиты в альманах.

  • Сделать анализ на отдельном листе одной из 2, выбранных вами репродукций картин (использовать памятку для написания анализа репродукции картины).



















































Приложение 11

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес



hello_html_m6988c746.jpg











Приложение 12

Жак Луи Давид



hello_html_m29581645.jpg

















Приложение 13

Франческо Гварди



hello_html_m5acacd88.jpg

















Приложение 14



Франческо Гварди. Трехарочный мост. 1765-1770.



hello_html_43ef3861.jpg















































Приложение 15



Франческо Гварди. Гала-концерт. 1782.



hello_html_32c7348.jpg



































Приложение 16



Франческо Гварди. Архитектурная фантазия. 1760-е.



hello_html_m74269d19.jpg

















Приложение 17



Франческо Гварди. Площадь Сан Марко. 1760-1765.



hello_html_3131556f.jpg











































Приложение 18

Ф. Гойя. Смерть пикадора. 1793.



hello_html_m76535f37.png























Приложение 19



Ф. Гойя. Зонтик. 1777.



hello_html_631fcec3.jpg





































Приложение 20



Ф. Гойя. Жмурки. 1789.



hello_html_59b5ff91.jpg



































Приложение 21



Гойя. Карл IVв костюме охотника. 1799.



hello_html_519b32a3.jpg









Приложение 22

Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев. 1784.





hello_html_5746189c.jpg



































Приложение 23



Ж.-Л. Давид. Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. 1799.



hello_html_m49ba38f9.jpg





































Приложение 24

Ж.-Л. Давид. Смерть Марата. 1793.

hello_html_m57614aac.jpg



















Приложение 25

Ж.-Л. Давид. Наполеон на перевале сен-Бернар. 1800.



hello_html_4966b43.jpg



























Приложение 26

Памятка для анализа репродукции картины.

1. Автор, время и место создания произведения.

2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.

3. Определить основной замысел картины. Идеи, взгляды, мировоззрение художника, выраженные в произведении.

4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).

5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.

6. Историческая и художественная ценность произведения.



























Приложение 27

Алгоритм написания эссе:

  1. Формулировка проблемы исходного текста.

  2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

  3. Отражение позиции автора исходного текста.

  4. Собственное мнение учащегося, аргументы (1-2 аргумента).

  5. Заключение.

































Эталон заполнения таблицы «Особенности живописи эпохи Возрождения и живописи XVIII века».



Особенности живописи XVIII века

Особенности живописи эпохи Возрождения

  • Возросло значение непосредственно реалистического отображения жизни

  • Живопись становилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось злободневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости общества.

  • Живопись становилась общенациональной

  • Новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, свободного от иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности.

  • Сосуществование нескольких стилей

  • Возвращение к идеалам античности

  • Яркий и сложный образ человека: деятеля, мыслителя, героя - антропоцентризм

  • Национальные школы живописи

  • светский характер изображаемых сюжетов


Вывод: эпоха Возрождения привнесла в изобразительное искусство новые идеалы, центральной фигурой в искусстве становится человек, идеальный как физически, так и духовно. Начался медленный переход к реалистичности изображаемого, обусловленный освобождением от всеобъемлющего влияния церкви. Живопись Нового времени – во многом явилась отражением действительности, носила обличающий характер. В центре по-прежнему стоит человек, но это уже другой образ, наполненный гражданственностью, внутренней свободой.











Эталон заполнения биографической справки о Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентесе.

Имя художника

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес

Годы жизни художника

1746–1828

Стиль, в котором работает художник

Романтизм

Основные этапы жизненного пути

Родился в 1746 году в семье среднего социального класса в Сарагосе. Отец: мастером по золочению. В 1766 году Гойя попадает в Мадрид. Участвует в конкурсах мадридской Академии художеств. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию. Около 1773 года Гойя обосновался в Мадриде у своего друга Франсиско Байеу, и работал у него в мастерской. В 1786 году был назначен придворным живописцем. В 1792-1793 годах его настигает болезнь, в результате которой теряет слух.

В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном.

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе с женой и дочерью выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни.


Основные картины

«Зонтик» (1777); «Продавец посуды» (1778); «Игра в пелоту» (1779); «Молодой бык» (1780);«Раненый каменщик» (1786);

«Игра в жмурки» (1791); «Семья герцога Осуна» (1787).



















Эталон заполнения биографической справки о Жаке Луи Давиде.

Имя художника

Жак Луи Давид

Годы жизни художника

1748 — 1825

Стиль, в котором работает художник

Неоклассицизм

Основные этапы жизненного пути

Выходец из семьи состоятельного парижского коммерсанта. В 1775—1780 обучался во Французской академии в Риме. В 1783 избран членом Академии живописи.

Активно участвовал в революционном движении, в 1792 избран депутатом Национального Конвента, голосовал за смерть короля Людовика XVI. В 1794 году после термидорианского переворота заключён в тюрьму за революционные взгляды.

В 1797 стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона и с тех пор становится его пылким сторонником.

После поражения Бонапарта при Ватерлоо (1815) бежит в Швейцарию, затем переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.



Основные картины

«Клятва Горациев» (1784); «Любовь Париса и Елены» (1788); «Смерть Марата» (1793); «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» (1799).












Эталон заполнения биографической справки о Франческо Гварди.


Имя художника

Франческо Гварди

Годы жизни художника

1712 - 1793

Стиль, в котором работает художник

Барокко

Основные этапы жизненного пути

Родился в Венеции 5 октября 1712. Сын художника, в четырехлетнем возрасте потерял отца. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных композиций в стиле рококо. Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа – ведутой (документально-точный городской пейзаж) и каприччо (архитектурный пейзаж-фантазия), Гварди в 1780–1790-е годы пришел к созданию городского пейзажа нового типа, основанного на непосредственности зрительных впечатлений и лирических переживаний художника.






Основные картины

«Палаццо дожей в Венеции»; «Трехарочный мост» (1765-1770) «Площадь Сан Марко» (1760-1765) «Архитектурная фантазия» (1760-е); «Гала-концерт» (1782).








Методическая разработка урока по теме "Живопись второй половины XVIII века" (7 класс)
  • История
Описание:

Конспект урока по теме: «Живопись   второй  половины XVIII в.» предназначен для 7 класса, разработан к учебнику Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800.  Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М

Урок является одним из серии, посвященных изучению художественной культуры Европы эпохи Просвещения.  Выбранный мной для проведения урока метод проекта  предусматривает самостоятельную работу учащихся над данной темой. Этот выбор обусловлен тем, что подобные темы уже неоднократно рассматривались на уроках истории и ученики уже знакомы с особенностями работы с подобным материалом. К тому же представленный для изучения материал не сложен и насыщен художественными образами, что значительно облегчает восприятие. 

Автор Кочеткова Ирина Валерьевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 690
Номер материала 34203
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓