Методическая разработка урока по теме:
«Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»
Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №
57 с углубленным изучением отельных предметов Кировского района г. Волгограда
Бабкиной Александры Николаевны.
Слайды 1- 2.
Цели:
1.
Вызвать у
учащихся интерес к личностям Кирилла и Мефодия; расширить и углубить
представление учеников о святых;
2.
Развивать
мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;
3.
Воспитывать
в учениках нравственные качества на примере жизни славянских просветителей.
Задачи:
1. Сохранять историческую память о славянских
первоучителях, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.
2. Развивать традиции Православия.
3. Воспитывать на основе духовно-нравственных
традиций.
Ход урока:
1. Слайды
3-4. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите имена Кирилла и
Мефодия? (возможные ответы: святые, славянская азбука, ученые)
2. Слайд 5. Ознакомьтесь
со словами известных людей об этих людях, какой, на ваш взгляд, подходит больше?
Запись эпиграфа в тетрадь.
· Вот это и
есть его слово,
Его
величайший почин
Средь
круговращенья земного,
Рождений, скорбей и кончин.
Б.Л.
Пастернак
Слайд 6.
· Несгибаемая
вера двух людей во Христа и в свою подвижническую миссию во благо славянских
народов — вот что было движущей силой проникновения, в конце концов,
письменности на Древнюю Русь. Исключительный интеллект одного и стоическое
мужество другого — качества двух людей, живших задолго до нас, обернулись тем,
что мы сейчас пишем их письменами, и складываем свою картину мира по их
грамматике и правилам.
Ю.
Пелевин
Слайд 7.
· Чтобы
воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их
происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них
культурную память. Именно память помогает человечеству преодолевать время, она
накапливает то, что называется культурой.
Д.С. Лихачев
Слайды 8-9.
3. Вступительное
слово учителя:
С детства мы
привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам
удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова.
Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как
возник у каждого народа его родной язык? Началом своей национальной
письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. В глубине
веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том,
как она зарождалась, и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у
славянской письменности удивительное происхождение. Славяне, благодаря
доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают
о том, как зарождалась славянская грамота. Мы не только с точностью до года
можем определить время появления славянской азбуки, но знаем и имена творцов
славянской письменности и их жизнеописания. Если спросить у славян грамотеев:
кто вам азбуку сотворил, или кто книги перевёл, - все знают и ответят: святой
Константин – Философ и брат его Мефодий… И если спросить, когда это было, знают
и это, и скажут: во времена греческого царя Михаила и болгарского князя Бориса,
и моравского князя Растицы, и блатенского князя Коцела, в 6563 году после
сотворения мира.
4. Деятельность
учеников.
- Слайд 10. Рассмотрите
Кириллицу. От каких букв получила свое название азбука? ( Своё название
старославянская азбука получила от сочетания двух букв “аз” и “буки”, которые
обозначили первые буквы алфавита А и Б.)
- Обратите внимание, что высшая
часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от “аз” до “ферт” и представляет
собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая
часть азбуки начинается с буквы “ша” и заканчивается “ижицей”. Буквы низшей
части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв
высшей части, и несут в себе негативный подтекст. Для того чтобы понять
тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а
вчитываться в каждую букву-слово, ведь каждая буква-слово содержит смысловое
ядро, которое вкладывал в неё Константин.
Слайд 11.
- Выступления заранее
подготовленных учеников о буквах азбуки, остальные ученики пробуют в тетради
рисовать буквы, о которых рассказывают их одноклассники.
Примерные выступления:
“АЗ” – первая
буква алфавита, основа мира. Причудливый зверь симург, соединяющий в себе
свойства птицы, зверя, человека, представляет соединение трёх царств: неба,
земли и царства подземного. От этой буквы произошло название алфавита –
“азбука”. Книжники Древней Руси отождествляли её с буквой “АЛЬФА”
древнегреческого алфавита, “АЛЬФА”– это начало всех начал. “Я есть АЛЬФА и
ОМЕГА”.
“БУКИ”– вторая
буква русского алфавита. Есть поговорка “Не суйтесь, буки, поперёк аза”. Буки
олицетворяют собой второе место в мире, потому фигурка человека как бы
сдерживает движение. Сложное переплетение орнамента, напоминающего деревья,
травы символизирует собой природу, в которую вплетается человек.
Буква “ВЕДИ” –
восходит к слову ведать, знать. Маска– символ тайны, окружающий знание.
Буква “ДОБРО”–
название равнозначно слову “добро”. На изображении буква ассоциируется с
образом царя Давида– псалмопевца и поэта. Это образ, призывающий к стойкости
духа в любых гонениях.
Буква “МЫСЛИТЕ” –
изображается в виде двух диковинных симургов. Эти звери символизируют
мироздание. Симметричность изображения означает восход и заход солнца. В центре
из переплетения рождается символ амфоры – сосуда мудрости. Амфора премудрости
переполнена, из неё как бы изливается мудрость.
Буква “ОН” –
Царственный петух. Он символизирует собою солнце– свет, знания, источник
мудрости.
Буква “РЦИ” – мы
видим человека, в руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он
трубит, о чем–то возвещая. О чём? “Говори и слушай премудрость!”
Буква “СЛОВО” –
автор изображает её в виде пойманного сокола. Сейчас на соколе колпачок, а
когда он будет снят, сокол устремится вперёд на ловлю премудрости. Это зримое
напоминание поэтического образа в “Слове о полку Игореве”, где творчество
сравнивается с соколиной охотой. Боян “пускал 10 соколов на стаю лебедей, и
какую лебедь настигал, та первой пела песнь”.
- А вы
задумывались когда-нибудь, почему буквы в азбуке стоят именно в таком порядке,
а не в каком-либо другом? ( Порядок высшей части букв кириллицы
можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, каждая буква-слово складывается в
осмысленную фразу с последующей, и это может означать неслучайную
закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита.
Во-вторых, старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации
чисел. То есть каждая буква представляет собой ещё и число. Все буквы-числа
расположены в порядке возрастания. Так, букве А – “аз” соответствует единица. С
буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам: 10,
20. 30, 40, 50, 60, 70, 80 и 100. Кроме того многие учёные заметили, что очертания
букв “высшей” части азбуки графически просты, красивы и удобны. Они прекрасно
подходили к скорописному письму. Многие философы усматривают в численном
расположении азбуки принцип триады и духовной гармонии, которой достигает
человек, стремясь к Добру, Свету и Истине.)
Слайд 12.
- Попробуйте
самостоятельно придумать свое толкование букв.
(Буква Д – дело,
дети, дом.
Буква С – свет,
сияние)
Слайд 13-14
5. Заключительное
слово учителя:
Совсем немногие народы
удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далёком IX
веке. «Бог сотворил и ныне в наши годы – объявив буквы для знания языка
вашего – то, чего не было дано никому после первых времён, чтобы и вы были
причислены к великим народам, которые славят Бога на своём языке. Прими же дар
ценнейший и больше всякого серебра и злата. И драгоценных камней, и всего
приходящего богатства», - писал император Михаил князю Ростиславу.
Изучив азбуку с
самых “азов”, мы можем прийти к выводу, что Константин и Мефодий оставили своим
потомкам главную ценность – творение, которое призывает нас стремиться к
самосовершенствованию, учению, мудрости и любви, поминая тёмные тропинки злобы.
Зависти и вражды.
Использованные
источники:
1.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и
И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907
2. Кирилл и
Мефодий, словенские первоучители. Историко-критическое исследование И.
Добровский. - Москва: В тип. Семена Селивановскаго,
1825.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.