Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока по теме: «Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»

Методическая разработка урока по теме: «Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»

Методическая разработка урока по теме:

«Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»

Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 57 с углубленным изучением отельных предметов Кировского района г. Волгограда

Бабкиной Александры Николаевны.



Слайды 1- 2.

Цели:

  1. Вызвать у учащихся интерес к личностям Кирилла и Мефодия; расширить и углубить представление учеников о святых;

  2. Развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;

  3. Воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни славянских просветителей.

Задачи:

1. Сохранять историческую память о славянских первоучителях, причисленных Русской Православной Церковью к лику святых.

2. Развивать традиции Православия.

3. Воспитывать на основе духовно-нравственных традиций.



Ход урока:

  1. Слайды 3-4. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите имена Кирилла и Мефодия? (возможные ответы: святые, славянская азбука, ученые)

  2. Слайд 5. Ознакомьтесь со словами известных людей об этих людях, какой, на ваш взгляд, подходит больше? Запись эпиграфа в тетрадь.



  • Вот это и есть его слово,

Его величайший почин

Средь круговращенья земного,

Рождений, скорбей и кончин.



Б.Л. Пастернак



Слайд 6.

  • Несгибаемая вера двух людей во Христа и в свою подвижническую миссию во благо славянских народов — вот что было движущей силой проникновения, в конце концов, письменности на Древнюю Русь. Исключительный интеллект одного и стоическое мужество другого — качества двух людей, живших задолго до нас, обернулись тем, что мы сейчас пишем их письменами, и складываем свою картину мира по их грамматике и правилам.

 

Ю. Пелевин

Слайд 7.



  • Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память. Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой.

    Д.С. Лихачев



Слайды 8-9.

  1. Вступительное слово учителя:

С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык? Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории. В глубине веков обычно теряются и имена создателей родной письменности, и сведения о том, как она зарождалась, и какие книги первыми были написаны на родном языке. Но у славянской письменности удивительное происхождение. Славяне, благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим источникам, знают о том, как зарождалась славянская грамота. Мы не только с точностью до года можем определить время появления славянской азбуки, но знаем и имена творцов славянской письменности и их жизнеописания. Если спросить у славян грамотеев: кто вам азбуку сотворил, или кто книги перевёл, - все знают и ответят: святой Константин – Философ и брат его Мефодий… И если спросить, когда это было, знают и это, и скажут: во времена греческого царя Михаила и болгарского князя Бориса, и моравского князя Растицы, и блатенского князя Коцела, в 6563 году после сотворения мира.

  1. Деятельность учеников.

- Слайд 10. Рассмотрите Кириллицу. От каких букв получила свое название азбука? ( Своё название старославянская азбука получила от сочетания двух букв “аз” и “буки”, которые обозначили первые буквы алфавита А и Б.)

- Обратите внимание, что высшая часть включает в себя буквы от А до Ф, т.е. от “аз” до “ферт” и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Низшая часть азбуки начинается с буквы “ша” и заканчивается “ижицей”. Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части, и несут в себе негативный подтекст. Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть её, а вчитываться в каждую букву-слово, ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в неё Константин.

Слайд 11.

- Выступления заранее подготовленных учеников о буквах азбуки, остальные ученики пробуют в тетради рисовать буквы, о которых рассказывают их одноклассники.

Примерные выступления:

АЗ” – первая буква алфавита, основа мира. Причудливый зверь симург, соединяющий в себе свойства птицы, зверя, человека, представляет соединение трёх царств: неба, земли и царства подземного. От этой буквы произошло название алфавита – “азбука”. Книжники Древней Руси отождествляли её с буквой “АЛЬФА” древнегреческого алфавита, “АЛЬФА”– это начало всех начал. “Я есть АЛЬФА и ОМЕГА”.

БУКИ”– вторая буква русского алфавита. Есть поговорка “Не суйтесь, буки, поперёк аза”. Буки олицетворяют собой второе место в мире, потому фигурка человека как бы сдерживает движение. Сложное переплетение орнамента, напоминающего деревья, травы символизирует собой природу, в которую вплетается человек.

Буква “ВЕДИ” – восходит к слову ведать, знать. Маска– символ тайны, окружающий знание.

Буква “ДОБРО”– название равнозначно слову “добро”. На изображении буква ассоциируется с образом царя Давида– псалмопевца и поэта. Это образ, призывающий к стойкости духа в любых гонениях.

Буква “МЫСЛИТЕ” – изображается в виде двух диковинных симургов. Эти звери символизируют мироздание. Симметричность изображения означает восход и заход солнца. В центре из переплетения рождается символ амфоры – сосуда мудрости. Амфора премудрости переполнена, из неё как бы изливается мудрость.

Буква “ОН” – Царственный петух. Он символизирует собою солнце– свет, знания, источник мудрости.

Буква “РЦИ” – мы видим человека, в руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он трубит, о чем–то возвещая. О чём? “Говори и слушай премудрость!”

Буква “СЛОВО” – автор изображает её в виде пойманного сокола. Сейчас на соколе колпачок, а когда он будет снят, сокол устремится вперёд на ловлю премудрости. Это зримое напоминание поэтического образа в “Слове о полку Игореве”, где творчество сравнивается с соколиной охотой. Боян “пускал 10 соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигал, та первой пела песнь”.



- А вы задумывались когда-нибудь, почему буквы в азбуке стоят именно в таком порядке, а не в каком-либо другом? ( Порядок высшей части букв кириллицы можно рассмотреть с двух позиций. Во-первых, каждая буква-слово складывается в осмысленную фразу с последующей, и это может означать неслучайную закономерность, которая была придумана для скорейшего запоминания алфавита. Во-вторых, старославянскую азбуку можно рассмотреть с точки зрения нумерации чисел. То есть каждая буква представляет собой ещё и число. Все буквы-числа расположены в порядке возрастания. Так, букве А – “аз” соответствует единица. С буквы К начинаются десятки, которые здесь перечислены аналогично единицам: 10, 20. 30, 40, 50, 60, 70, 80 и 100. Кроме того многие учёные заметили, что очертания букв “высшей” части азбуки графически просты, красивы и удобны. Они прекрасно подходили к скорописному письму. Многие философы усматривают в численном расположении азбуки принцип триады и духовной гармонии, которой достигает человек, стремясь к Добру, Свету и Истине.)

Слайд 12.

- Попробуйте самостоятельно придумать свое толкование букв.



(Буква Д – дело, дети, дом.

Буква С – свет, сияние)



Слайд 13-14

  1. Заключительное слово учителя:

Совсем немногие народы удостоились чести иметь свой собственный алфавит. Это понимали уже в далёком IX веке. «Бог сотворил и ныне в наши годы – объявив буквы для знания языка вашего – то, чего не было дано никому после первых времён, чтобы и вы были причислены к великим народам, которые славят Бога на своём языке. Прими же дар ценнейший и больше всякого серебра и злата. И драгоценных камней, и всего приходящего богатства», - писал император Михаил князю Ростиславу.

Изучив азбуку с самых “азов”, мы можем прийти к выводу, что Константин и Мефодий оставили своим потомкам главную ценность – творение, которое призывает нас стремиться к самосовершенствованию, учению, мудрости и любви, поминая тёмные тропинки злобы. Зависти и вражды.



Использованные источники:

  1. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907

  2. Кирилл и Мефодий, словенские первоучители. Историко-критическое исследование И. Добровский. - Москва: В тип. Семена Селивановскаго, 1825.



Методическая разработка урока по теме: «Кирилл и Мефодий – первоучители славянские»
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка урока по теме: «Кирилл и Мефодий – первоучители славянские». Я прожу такой урок в 5 классе в рамках проведения гороского праздника "Дни русского языка", который проводится в Волгораде в октябре каждого года.

Цели:

1.       Вызвать у учащихся интерес к личностям Кирилла и Мефодия; расширить и углубить представление учеников о святых;

2.      Развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;

 

3.      Воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни славянских просветителей.

Автор Бабкина Александра Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 479
Номер материала 34450
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓