Методическая разработка урока по русскому языку с
применением элементов технологии «Развитие критического мышления через чтение и
письмо»
по теме: «Суффикс как часть слова», 3 класс
УМК «Школа России»
Предмет: русский
язык
Учебник: Канакина
В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» 3 класс, часть1.
Тема программы: «Состав слова»
Тема урока: «Суффикс
как часть слова»
Тип урока: изучения нового учебного материала
Вид урока: деловая игра
Цель методическая: формирование образовательных компетенций учащихся
(информационных, коммуникативных, рефлексивных,) посредством проведения деловой
игры по теме: «Суффикс как часть слова»
Цели образования:
1.Учебные задачи, направленные
на достижение личностных результатов обучения:
·
воспитание чувства
гордости за свою Родину и за родной русский язык;
·
формирование
уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
·
развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
·
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
·
развитие
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
·
развитие навыков сотрудничества.
2. Учебные задачи, направленные на
достижение метапредметных результатов обучения:
·
развитие
умения использовать различные способы поиска информации;
·
развитие
умения соединять теоретический материал с практической деятельностью;
·
развитие
операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа,
синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
·
формирование
начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
·
формирование
умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения
и аргументировать ее;
·
формирование
умения взаимодействовать в парах на основе диалога;
·
формирование
умения работать в группах в режиме интерактивного обучения (коммуникативные
УУД).
3. Учебные задачи, направленные на
достижение предметных результатов обучения:
·
развитие
речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
·
освоение
первоначальных знаний о грамматике русского языка;
·
овладение
умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания;
·
воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремления
совершенствовать свою речь.
Материально-техническое обеспечение урока:
1. Русский язык: 3
класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х частях Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» 3 класс,
часть1.
2.
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожёгов, Н.Ю.Шведова; 4-е издание; Российская академия
наук,
3.
Электронное интерактивное
приложение. Повторение и контроль
знаний. Русский язык,3 класс.
4.
Компьютер (Интернет ресурсы)
5. Ноутбуки ученические (программа «Академия младшего школьника»),
6.
Интерактивная доска.
Этап
урока,
цель
|
Содержание
взаимодействия с учащимися
|
Методы
и приемы работы
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формируемые
УУД
|
Вызов
Настрой на работу
|
Утром солнышко проснулось,
Улыбнулось, потянулось.
И, отбросив одеяло
На зарядку побежало.
Подарите улыбку солнышку, друг другу.
КВН начинает деловую игру, за каждый правильный ответ -
фишка
|
|
Организационный
(дети рассажены по группам)
Приветствует обучающихся, настраивает на работу
|
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою
готовность к уроку
|
Регулятивные:
-нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания,
проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
-формирование умения слушать и слышать.
|
Каллиграфи-ческая минутка.
Словарная работа.
Повторение слов с безударными гласными, непроверяемыми
ударением
|
-Какие буквы пропущены? Как проверить? (по словарю)
в.рона, в.р.бей, с.рока, гор.д, д.рога, уч.ник
-Какое сочетание запоминаем? (оро)
Этот элемент и будет нашим чистописанием.
-Запишите слова с безударными гласными по памяти.
Проверьте в парах.
|
Наблюдение
Письмо по памяти
|
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого
конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи
урока
|
Дописывают на доске и в тетради, производят взаимопровер-ку,
сравнивают произношение слов с их написанием.
Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма.
|
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей
деятельности.
Познавательные:
-классифицировать
объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
|
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач
урока
Составляют таблицу
|
-Назовите «лишнее» слово.
-Как ещё можно назвать ученика? (школьник)
-Кто это, где учится?
(школа, школьник)
-Как назвать эти слова?
(однокоренные)
-Запишите, выделите корень и окончание в тетрадях и на
листочках.
Проверим, в каком слове не все части выделили?
-Что мы знаем о составе слова?
-Что хотите узнать?
З Х У
(знаю, хочу, умею)
|
Наблюдение, проблемная ситуация, анализ
|
Подводит детей к формулированию темы и постановке задач
урока
|
Формулируют тему и задачу урока
|
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно
Познавательные:
- постановка проблемы
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать
речевые конструкции.
|
Осмысление
Работа с информацией
осмысленное чтение
|
Конкурс «Тайны языка» Прочитайте материал на с.108
учебника; материал из дополнительных источников. Подумайте, что узнали,
изобразите на листах.
|
Поиск и выбор информации, её систематиза-ция
|
Организует работу детей в группах, подводит итоги этапа
конкурса
|
Чтение и выбор информации, заполнение таблицы на
листочках, обобщение ответов
|
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задачи
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания;
проявлять внимание, желание узнать больше.
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Закрепление
динамическая минутка
Развитие умения распозна-вать и выделять морфемы
Проверка понимания способа действия.
|
Конкурс «Животные и их детёныши»
а) Угадайте загадки, изобразите отгадки:
Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(слон)
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
(волк)
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.
(медведь)
б)У слов, записанных под картинками, выделите корень,
суффикс и окончание.
-Каково значение суффикса в данных словах?
в)Только ли названия детёнышей образуются при помощи
суффиксов?
-Выполним упр.2 на с.108 самостоятельно, а по 1
представителю из команд – на доске
|
Динамичес-кая
пауза
Наблюдение, анализ
с/р
|
Организует отдых детей
Указывает объект наблюдения, подводит итоги конкурса на
данном этапе
Организует составление алгоритма выполнения упражнения
|
Отгадывание загадки, пантомима,
называние детёнышей животных.
Разбирают слова по составу, сравнивают ответы
Составление алгоритма, самостоятель-ное выполнение в
тетрадях
проверка
|
Познавательные:
-выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
-составление плана, последовательности действий.
|
Рефлексия
Обощение
|
-Что же мы узнали о суффиксе?
|
Обобщение, синтез
|
Организует
повторение, подводит итоги
|
Заполняют 3-й столбец – «узнали»
|
|
Минутка релаксации
Проверка понимания темы.
|
-Послушайте песню «С чего начинается Родина», представьте
свое любимое место.
-А можно ли человека назвать, указав при этом на место его
жительства?
Конкурс «Мы – жители…»
-Разберём упражнение 3 на с.109 (по 2 примера)
Конкурс капитанов
-За 1 минуту разобрать большее количество слов по составу,
можно взять помощь команды.
|
Релаксация
Наблюдение, с/р,
по1 человеку – у доски
|
Организует отдых,
указывает объект наблюдения, подводит итоги.
Включает игру на компьютере.
|
Составление алгоритма
самостоятель-ное выполнение в тетрадях и на доске,
проверка
Капитаны работают на нетбуке, дети – в тетради
|
Регулятивные:
- умение действовать по плану
- умение контролировать процесс и результаты своей
деятельности
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;
Личностные:
готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками;
|
Подведение итогов.
Домашнее задание
|
-Что нового узнали на уроке?
Синквейн
Суффикс
Образующий, ласкательный
Указывает, ласкает, уменьшает,
Часть слова между корнем и окончанием.
Морфема.
Оцените свою работу на уроке.
Д/З:
|
Обобщение, синтез
|
Подводит итоги игры, к обобщению
темы, составление синквейна.
Показывают кружки разного цвета
|
Составление синквейна
|
Личностные:
готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.