Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока по русскому языку " Определение склонения имен существительных"(3 класс))

Методическая разработка урока по русскому языку " Определение склонения имен существительных"(3 класс))





Методическая разработка урока

по русскому языку в 3 классе


с применением ИКТ


(УМК Л.В.Занкова)



Урок-зачёт «Определение склонения

имен существительных»



Подготовила: учитель высшей категории

МБОУ СОШ № 137

г. Нижнего Новгорода

О.П.Левицкая












Урок-зачет по русскому языку в 3 классе

(УМК Л.В.Занкова)

Тема: Определение склонения имён существительных.

Цели: - закрепить распознавание типа склонения имен существительных;

- выявить степень усвоения учащимися теоретического материала по теме, сформированность умений и навыков;

- практическое применение знаний в известных и новых ситуациях;

- привить навыки самостоятельной работы;

- повысить личную ответственность каждого школьника за результаты учебы;

- учить оценивать свои знания и знания одноклассников;

- формировать У У Д :

Л: осознать смысл изучения склонения и успешного его использования при общении с людьми;

П: различать существительные по типу склонения; отличать склоняемые существительные от несклоняемых; правильно использовать несклоняемые существительные в речи;

Р: оценивать ход и результат выполнения заданий, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

К: уметь работать в группах, внимательно слушать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


Оборудование: - персональный ноутбук для учителя;

- комплект мини-ноутбуков для учащихся;

- беспроводная сеть для связи учителя

с ноутбуками ученика (WiFi);

- зачетные листы;

- рабочая тетрадь.


Ход урока.

1. Орг. момент

- Сегодня урок-зачет. Что это значит? (экзамен)

- Что делают на экзаменах? (проверяют знания, оценивают их)

- Чем же мы будем заниматься на уроке? (будем выполнять задания, оценивать их, повторять и обобщать пройденный материал)

- По какой теме будет зачёт предстоит вам самим назвать.


2. Чистописание (записать первую букву слова)

- Главный член предложения, который подчеркивается двумя чертами (сказуемое)

- Главная неизменяемая часть слова (корень)

- Непроизносимая согласная в слове СОЛНЦЕ (л)

- Изменяемая часть слова (окончание)

- Существительные бывают собственные и … (нарицательные)

- Существительные МОЛОКО, КОФЕ имеют форму только …

(единственного числа)

- В какой форме стоят существительные ед. числа, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? (в начальной форме)

- Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)

- Соединительная гласная в слове ВЕЗДЕХОД? (е)

( открывается запись на доске - с к л о н е н и е )-проверка

3. Актуализация знаний

- Что такое склонение? (изменение по падежам)

- Для чего надо знать склонение? (чтобы правильно писать окончания)

- Сколько типов склонений есть в русском языке? (3)

( вывешивается тема урока « Определение склонения имен существительных»)

Самоценивание (выставить оценку в зачетный лист)

4. Словарная работа (списать, вставить буквы)

На доске: …ЛЛЕЯ …ПТЕКА Б…С…ДКА П.…ЛЬТО

(Ученик вставляет у доски, проверка)

- Чем похожи слова? (с непроверяемой гласной буквой)

- Какое лишнее? Почему?

- Какое слово не изменяется при склонении? (пальто)

- Какие ещё вы знаете несклоняемые существительные? (кенгуру, колибри, шоссе, алоэ, кино, метро и т.д.- так как все они пришли из другого языка)


5. Групповой чат

- Записать предложение со словом ПАЛЬТО.

- Проверить работу, найти и объяснить ошибки одноклассников.

- Какое предложение вам понравилось больше всего? Почему?

- Выписать безошибочно в тетрадь любое предложение, определить род и число слова ПАЛЬТО. Взаимопроверка в парах.

Оценивание (выставить оценку в зачетный лист)

Проблемная ситуация:

- Какая разница между словосочетаниями

надевать пальто и одевать пальто?

- Когда так говорят?

Высказывания детей.

Задание на дом: самостоятельно найти ответ на вопрос.


6. Гимнастика для глаз.

- Поднять глаза вверх, провести глазами восьмерку. Голову не поворачивать. Повторить 3 раза.

- Сильно зажмурить глаза. Открыть. Повторить 3 раза.

- Представить перед собой квадрат. Не поворачивая головы, провести глазами по периметру этого квадрата. Повторить 2 раза. Один раз по часовой стрелке, другой раз - против часовой стрелки.

7. Определение склонений имен существительных.

- Как определить склонение имен существительных? (по роду и окончанию)

Компьютерное задание в WORD:

ОБЛИК СИРЕНЬ ТЬМА

УЛИЦА ВНЕШНОСТЬ ДЕРЕВНЯ

ОБЛАКО СВЕТ МЕБЕЛЬ

а) выделить желтым цветом: существительные 1 склонения

красным цветом: существительные 2 склонения

синим цветом: существительные 3 склонения

б) стрелкой указать: 1 вариант - антонимы

2 вариант - синонимы

Через экран студента проверить задание.

Самооценивание (выставить оценку в зачетный лист)


8. Физ. минутка

1 склонение - присесть

2 склонение- хлопок

3 склонение- прыжок

Сирень, щука, ночь, кофе, яблоня, тополь, карандаш, береза, тюль, река.

- Чем особенны слова: кофе и тюль? (м.р.)


9. Цифровой диктант

- Как определить склонение существительных в косвенных падежах? (поставить существительное в начальную форму)

В тетрадях записать только склонение.

Один ученик выполняет на закрытой доске:

ТЕПЛОЙ НОЧЬЮ В ОЗЕРЕ ЗА МЫШЬЮ

ОСВЕЩАЛСЯ СОЛНЦЕМ С МАТЕРЬЮ ЗА КНИГОЙ

ПЕРЕД МЕТЕЛЬЮ В НЕБЕ ПОД ЗЕМЛЕЙ


Сhello_html_684443f7.gifhello_html_3902c93c.gifоединить третье склонение. Ответ: 3 2 3

2 3 1

3 2 1

- У кого получилась буква У? УМНИЦА.

- Какого рода слова УМНИЦА? (общего)

- Какие слова общего рода вы ещё знаете? (соня, жадина, ябеда и т.д.)

Самооценивание (выставить оценку в зачетный лист)


10. Итоговый компьютерный тест.

- Что необходимо сделать, чтобы определить склонение имен существительных?

- Для чего необходимо хорошо и быстро узнавать склонение существительных?

Выполнение компьютерного теста с оцениванием в программе e-Learning

Шкала оценивания:

50 баллов – 5

49-40 баллов – 4

39-25 баллов – 3

24-0 баллов – 2

Проверка теста, самооценивание (выставить оценку в зачетный лист)

Задания теста:

а) определить склонение слова дочь

б) определить склонение слова юноша

в) определить склонение слова гнездо

г) найти лишнее слово: небо, солнце, метель, облако

д) определить склонение существительного: в дальнюю дорогу

е) определить склонение существительного: под старой елью

ж) определить склонение существительного: с близкими друзьями

з) найти существительное 3 склонения: старик, старуха. старость

и) найти существительное 2 склонения: молодежь, молодость, молодец

к) найти несклоняемое существительное: цирк. кино, театр


11.Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. Поставьте итоговую оценку в зачетном листе.

- Закончите предложение: Сегодня на уроке я …..
























Приложение 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА-ЗАЧЁТА

«Определение склонения имен существительных»

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИХСЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

( скрин-шоты, режим использования)

Мотивационно-ориентировочный этап

Цели этапа:

-обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;

-подвести детей к формулированию темы и постановке учебных задач урока;

-уточнить тип урока

Методы работы: частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, индивидуальная


Виды УУД, формируемых на данном этапе урока, и способы их формирования

Л: в начале урока учитель задает проблемные вопросы, которые настраивают детей на деятельностную работу на уроке, дети предполагают, чем будут заниматься на уроке, осознают важность темы и значимость урока

П: в игровой форме, отвечая на вопросы и записывая буквы-ответы, дети называют тему урока и ставят перед собой учебные задачи

Р: учащиеся принимают участие в целеполагании, в планировании предстоящей деятельности, обсуждают правила самооценивания

К: организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, дети участвуют в коллективном обсуждении проблемы; отвечая на вопросы, дети учатся оформлять свои мысли в устной форме

Операционно-исполнительский этап

Цели этапа:

-создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность;

-обеспечить восприятие и осмысление знаний и способов действий в объекте изучения;

-применить на практике знания в известных и новых ситуациях

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная (взаимопроверка)

Работа с нетбуками в групповом чате.


Работа с нетбуками. Индивидуальная практическая работа в программе WORD. Проверка через экран студента.


Работа с нетбуками. Итоговый контрольный тест по теме урока «Определение склонения существительных» в программе

e-Learning. Самопроверка.

Виды УУД, формируемых на данном этапе урока, и способы их формирования

Л: при выполнении различных заданий по теме, дети осознают смысл изучения склонения и значимость правильного определения типа склонения существительных; а также, оценивая каждое задание, дети учатся объективно оценивать свою работу и свои знания
П:
учатся различать существительные по типу склонения, при проведении словарной работы дети учатся мыслить логически, выделять существенные и несущественные признаки, доказывают свою точку зрения, выдвигают гипотезы; в групповом чате дети исследуют речь, учатся самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера, применять свои знания в известных и новых ситуациях; получают задание на дом, используя различные источники информации, самостоятельно найти ответ на интересующий вопрос (надевать или одевать пальто?)
Р:
учатся работать самостоятельно, следить за ходом работы, проверять её, сравнивать свою работу с работами одноклассников (экран студента, у доски) и её оценивать, исправлять и дополнять результат своей деятельности
К:
учатся работать в парах (взаимопроверка), в группе (групповой чат), комментируют задания, учатся внимательно слушать друг друга и выражать свои мысли грамотно, в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексивно-оценочный этап

Цели этапа:

-подвести итоги урока, сделать выводы, оценить свою работу и работу одноклассников.

Форма работы: фронтальная в виде беседы, индивидуальная


Виды УУД, формируемых на данном этапе урока, и способы их формирования

Л: осознание своей деятельности ( Что я делал? Для чего?), объективное её оценивание (Как я с этим справился?)
Р:
анализируют свою работу на уроке, подводят итоги, оценивают успешность и качество усвоения материала
К:
учатся правильно формулировать ответ, делать вывод













Приложение 2


hello_html_m7eaa7d36.gifФамилия, имя_______________________________________________

ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ

(лист самооценивания)

Тема: Определение склонения имен существительных


Теория

Групповой

чат

Компьютер-

ное задание

Цифровой

диктант

Компьютер-

ный тест

Итоговая

оценка

Я


Итоговая оценка

УЧИТЕЛЬ












Методическая разработка урока по русскому языку " Определение склонения имен существительных"(3 класс))
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока-зачета по русскому языку с применением ИКТ разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по программе Л.В.Занкова.

На уроке дети закрепляют ранее полученные знания по теме, учатся практически применять эти знания в известных и новых ситуациях, работают самостоятельно, как в тетрадях, так и в личных нетбуках, выполняют тест,учатся оценивать свою работу и работу одноклассников.

В приложении к уроку предложена технологическая карта урока и лист самооценивания.

Разработка урока может быть интересна и учителям, работающим по другим программам.

Автор Левицкая Ольга Полуектовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 837
Номер материала 45002
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓