Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодическая разработка урока по русскому языку " Определение склонения имен существительных"(3 класс))

Методическая разработка урока по русскому языку " Определение склонения имен существительных"(3 класс))

Скачать материал

 

 

 

 

            Методическая разработка урока

 

         по русскому языку в 3 классе

 

                с применением ИКТ

 

               (УМК  Л.В.Занкова)

 

 

  Урок-зачёт  «Определение склонения 

        

              имен существительных»       

            

 

 

                   Подготовила: учитель высшей категории

                                           МБОУ СОШ № 137

                                           г. Нижнего Новгорода

                                           О.П.Левицкая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

         Урок-зачет по русскому языку в 3 классе

                              (УМК Л.В.Занкова)

                                                           

Тема:  Определение склонения имён существительных.

Цели: - закрепить распознавание типа склонения имен существительных;

            - выявить степень усвоения учащимися теоретического материала по                           теме, сформированность умений и навыков;

            - практическое применение знаний в известных и новых ситуациях;

            - привить навыки самостоятельной работы;

            - повысить личную ответственность каждого школьника за результаты учебы;

            - учить оценивать свои знания и знания одноклассников;

            - формировать У У Д :

Л: осознать смысл изучения склонения и успешного его использования при общении с людьми;

П: различать существительные по типу склонения; отличать склоняемые существительные от  несклоняемых; правильно использовать несклоняемые существительные в речи;

Р: оценивать ход и результат выполнения заданий, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

К: уметь работать в группах, внимательно слушать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

Оборудование: - персональный ноутбук для учителя;

                             - комплект мини-ноутбуков для учащихся;

                             - беспроводная сеть для связи учителя

                               с ноутбуками ученика (WiFi);

                             - зачетные листы;

                             - рабочая тетрадь.

 

                                             Ход урока.

1. Орг. момент

     - Сегодня урок-зачет. Что это значит? (экзамен)

     - Что делают на экзаменах? (проверяют знания, оценивают их)

     - Чем же мы будем  заниматься на уроке?  (будем выполнять задания,     оценивать их, повторять и обобщать пройденный материал)

     - По какой теме будет зачёт предстоит вам самим назвать.

 

2. Чистописание (записать первую букву слова)

    - Главный член предложения, который подчеркивается двумя чертами (сказуемое)

    - Главная неизменяемая часть слова (корень)

    - Непроизносимая согласная в слове СОЛНЦЕ (л)

    - Изменяемая часть слова (окончание)

    - Существительные бывают собственные и … (нарицательные)

    - Существительные МОЛОКО, КОФЕ имеют форму только …

(единственного числа)

    - В какой форме стоят существительные ед. числа, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? (в начальной форме)

    - Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)

    - Соединительная гласная в слове ВЕЗДЕХОД? (е)

      ( открывается запись на доске -  с к л о н е н и е  )-проверка

3. Актуализация знаний

   - Что такое склонение? (изменение по падежам)

   - Для чего надо знать склонение? (чтобы правильно писать окончания)

   - Сколько типов склонений есть в русском языке? (3)

( вывешивается тема урока « Определение склонения имен существительных»)

Самоценивание (выставить оценку в зачетный лист)

4. Словарная работа (списать, вставить буквы)

    На доске:     …ЛЛЕЯ     …ПТЕКА     Б…С…ДКА      П.…ЛЬТО

(Ученик вставляет у доски, проверка)

   - Чем похожи слова? (с непроверяемой гласной буквой)

   - Какое лишнее? Почему?

   - Какое слово не изменяется при склонении? (пальто)

   - Какие ещё вы знаете несклоняемые существительные? (кенгуру, колибри,  шоссе, алоэ, кино, метро и т.д.- так как все они пришли из другого языка)

 

5. Групповой чат

   - Записать предложение со словом ПАЛЬТО.

   - Проверить работу, найти и объяснить ошибки одноклассников.

   - Какое предложение вам понравилось больше всего? Почему?

   - Выписать безошибочно в тетрадь любое предложение, определить род и число слова ПАЛЬТО. Взаимопроверка в парах.

 Оценивание (выставить оценку в зачетный лист)

    Проблемная ситуация:

    - Какая разница между словосочетаниями

                        надевать пальто и одевать пальто?

    - Когда так говорят?

  Высказывания детей.

  Задание на дом: самостоятельно найти ответ на вопрос.

 

6. Гимнастика для глаз.

   - Поднять глаза вверх, провести глазами восьмерку. Голову не поворачивать. Повторить 3 раза.

   - Сильно зажмурить глаза. Открыть. Повторить 3 раза.

   - Представить перед собой квадрат. Не поворачивая головы, провести глазами по периметру этого квадрата. Повторить 2 раза. Один раз по часовой стрелке, другой раз - против часовой стрелки.

7. Определение склонений имен существительных.

   - Как определить склонение имен существительных? (по роду и окончанию)

     Компьютерное задание в WORD:

ОБЛИК        СИРЕНЬ      ТЬМА

УЛИЦА        ВНЕШНОСТЬ     ДЕРЕВНЯ

ОБЛАКО     СВЕТ       МЕБЕЛЬ

 а) выделить желтым цветом:   существительные 1 склонения

                     красным цветом:   существительные 2 склонения

                     синим цветом:       существительные 3 склонения

 б) стрелкой указать: 1 вариант - антонимы

                                     2 вариант - синонимы

     Через экран студента проверить задание.

     Самооценивание (выставить оценку в зачетный лист)

 

8. Физ. минутка

    1 склонение - присесть

    2 склонение- хлопок

    3 склонение- прыжок

    Сирень, щука, ночь, кофе, яблоня, тополь, карандаш, береза, тюль, река.

  - Чем особенны слова: кофе и тюль? (м.р.)

 

9. Цифровой диктант

    - Как определить склонение существительных в косвенных падежах? (поставить существительное в начальную форму)

     В тетрадях записать только склонение.

Один ученик выполняет на закрытой доске:

ТЕПЛОЙ НОЧЬЮ                            В ОЗЕРЕ                  ЗА МЫШЬЮ

ОСВЕЩАЛСЯ СОЛНЦЕМ             С МАТЕРЬЮ           ЗА КНИГОЙ

ПЕРЕД МЕТЕЛЬЮ                          В НЕБЕ                     ПОД ЗЕМЛЕЙ

 

Соединить третье склонение. Ответ:       3      2      3

                                                                     2      3      1

                                                                     3      2      1

     - У кого получилась буква У? УМНИЦА.

     - Какого рода слова УМНИЦА? (общего)

     - Какие слова общего рода вы ещё знаете? (соня, жадина, ябеда и т.д.)

Самооценивание (выставить оценку в зачетный лист)

 

10. Итоговый компьютерный тест.

     - Что необходимо сделать, чтобы определить склонение имен существительных?

     - Для чего необходимо хорошо и быстро узнавать склонение существительных?

      Выполнение компьютерного теста с оцениванием в программе e-Learning

Шкала оценивания:

50 баллов – 5

49-40 баллов – 4

39-25 баллов – 3

24-0 баллов – 2

Проверка теста, самооценивание (выставить оценку в зачетный лист)

                                         Задания теста:

а) определить склонение слова дочь

б) определить склонение слова юноша

в) определить склонение слова гнездо

г) найти лишнее слово: небо, солнце, метель, облако

д) определить склонение существительного: в дальнюю дорогу

е) определить склонение существительного: под старой елью

ж) определить склонение существительного: с близкими друзьями

з) найти существительное 3 склонения: старик, старуха. старость

и) найти существительное 2 склонения: молодежь, молодость, молодец

к) найти несклоняемое существительное: цирк. кино, театр

 

11.Рефлексия.

    - Оцените свою работу на уроке. Поставьте итоговую оценку в зачетном листе.

    - Закончите предложение: Сегодня на уроке я …..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Приложение 1

  

                  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА-ЗАЧЁТА

                 «Определение склонения имен существительных»

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

       УЧИТЕЛЯ, УЧАЩИХСЯ

         ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ

( скрин-шоты, режим использования)

Мотивационно-ориентировочный этап

Цели этапа:

-обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;

-подвести детей к формулированию темы и постановке учебных задач урока;

-уточнить тип урока

Методы работы: частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

 

Виды УУД, формируемых на данном этапе урока, и способы их формирования

Л: в начале урока учитель задает проблемные вопросы, которые настраивают детей на деятельностную работу на уроке, дети предполагают, чем будут заниматься на уроке, осознают важность темы и значимость урока

П: в игровой форме, отвечая на вопросы и записывая буквы-ответы, дети называют тему урока и ставят перед собой учебные задачи

Р: учащиеся принимают участие в целеполагании, в планировании предстоящей  деятельности, обсуждают правила самооценивания

К: организовано сотрудничество учителя и учащихся как равных партнеров, дети участвуют в коллективном обсуждении проблемы; отвечая на вопросы, дети учатся оформлять свои мысли в устной форме

Операционно-исполнительский этап

Цели этапа:

-создать условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность;

-обеспечить восприятие и осмысление знаний и способов действий в объекте изучения;

-применить на практике знания в известных и новых ситуациях

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная (взаимопроверка)

Работа с нетбуками в групповом чате.

 

Работа с нетбуками. Индивидуальная практическая работа в программе WORD. Проверка через экран студента.

 

 Работа с нетбуками. Итоговый контрольный тест по теме урока «Определение склонения существительных»  в программе

 e-Learning. Самопроверка.

Виды УУД, формируемых на данном этапе урока, и способы их формирования

Л: при выполнении различных заданий по теме, дети осознают смысл изучения склонения и значимость правильного определения типа склонения существительных; а также, оценивая каждое задание, дети учатся объективно оценивать свою работу и свои знания
П:
учатся различать существительные по типу склонения, при проведении словарной работы дети учатся мыслить логически, выделять существенные и несущественные признаки, доказывают свою точку зрения, выдвигают гипотезы; в групповом чате дети исследуют речь, учатся самостоятельно решать проблемы творческого и поискового характера, применять свои знания в известных и новых ситуациях; получают задание на дом, используя различные источники информации, самостоятельно найти ответ на интересующий вопрос (надевать или одевать пальто?)
Р:
учатся работать самостоятельно, следить за ходом работы, проверять её, сравнивать свою работу с работами одноклассников (экран студента, у доски) и её оценивать, исправлять и дополнять результат своей деятельности
К:
учатся работать в парах (взаимопроверка), в группе (групповой чат), комментируют задания, учатся внимательно слушать друг друга и выражать свои мысли грамотно, в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Рефлексивно-оценочный этап

Цели этапа:

-подвести итоги урока, сделать выводы, оценить свою работу и работу одноклассников.

Форма работы: фронтальная в виде беседы, индивидуальная

 

Виды УУД, формируемых на данном этапе урока, и способы их формирования

Л: осознание своей деятельности ( Что я делал? Для чего?), объективное её оценивание (Как я с этим справился?)
Р:
анализируют свою работу на уроке, подводят итоги, оценивают успешность и качество усвоения материала
К:
учатся правильно формулировать ответ, делать вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

            

   Фамилия, имя_______________________________________________

                                

                                          ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ

                                        (лист самооценивания)

              Тема: Определение склонения имен существительных

 

 Теория

Групповой 

      чат

Компьютер-

ное задание

Цифровой

  диктант

Компьютер-

  ный тест

Итоговая

  оценка

      Я

 

Итоговая    оценка

УЧИТЕЛЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по русскому языку " Определение склонения имен существительных"(3 класс))"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Главный хранитель

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока-зачета по русскому языку с применением ИКТ разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по программе Л.В.Занкова.

На уроке дети закрепляют ранее полученные знания по теме, учатся практически применять эти знания в известных и новых ситуациях, работают самостоятельно, как в тетрадях, так и в личных нетбуках, выполняют тест,учатся оценивать свою работу и работу одноклассников.

В приложении к уроку предложена технологическая карта урока и лист самооценивания.

Разработка урока может быть интересна и учителям, работающим по другим программам.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 963 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 403
    • DOCX 65.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Левицкая Ольга Полуектовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Левицкая Ольга Полуектовна
    Левицкая Ольга Полуектовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4486
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 484 человека

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 560 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 488 человек

Курс профессиональной переподготовки

Математика: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель математики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 180 человек

Мини-курс

Уникальный образ как педагога: основные принципы позиционирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе