Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу"

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу"

Название документа Методическая разработка урока русского языка по теме Правописание буквосочетаний жи,ши, ча,ща, чу, щу.doc

Урок русского языка. 2 класс.

Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Задачи:

Предметные –повторение и закрепление навыка правописания буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.(Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.

Оборудование: презентация, карточки – слова (повторять, закреплять), предметные картинки, аудио запись звуков метели, толковые словари, индивидуальные карточки, карточки для дифференцированной работы, ёлка, бумажные шарики.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания приходи старание.

Помоги нам потрудиться,

Мы пришли сюда учиться.

- К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

-Сейчас у нас урок русского языка.

II. Этап проверки домашнего задания.

-На дом вы получили задание.

Выписать слова с буквосочетаними жи – ши, ча – ща, чу – щу.

1 ряд –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы

-Как по другому называются однокоренные слова? (родственные)

-Почему?

2 ряд – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий

3 ряд – в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий

-Определите, какие правила правописания встретились в словах.

-Запишите число, классная работа. (Презентация).

Ш. Чистописание.

Жи-ши, ча-ща, чу,щу

IV. Словарная работа.

Вставьте, пропущенные буквы (на доске)

Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.

-Что объединяет слова? (Зима).

Запись предложения.

Белый снег пушистый

В воздухе кружиться.

V. Актуализация знаний.

Возьмите карточку. Работать в паре 1 карточка на столе.

-Определите, какие правила правописания встретились в словах.

Снеж…нка, пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка.

-Вставьте пропущенные буквы.

-Сформулируйте тему нашего урока.

Правописание буквосочетаний жи — ши, ча – ща, чу — щу. (презентация).

-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.

-Используйте слова помощники:

Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)

Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)

-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.

-Какое правило нам поможет достичь цели урока?

- Отгадайте загадку.

Кручу, бурчу, никого знать не хочу.

Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега? (у)

Прослушивание звуков метели.

Дома вы получили задание узнать значение слова метель.

Работа с толковым словарём.

-Прочитайте значение слова метель.

Метель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)

-Запишите слово 3 раза.

-Прочитайте синонимы к слову в словаре синонимов с. 140 метель – вьюга, буран, пурга, ураган.

Работа по теме урока.

-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда мягкие согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

VI. Физминутка.

1.Работа в паре. С.14 упр.21

-Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

Из слова буквы откусили

К себе в норку утащили.

Что же делать? Как же быть?

Буквы нужно возвратить!

Спишите, вставляя пропущенные словосочетания с.14 упр.21

1 ряд – ча –ща

2 ряд – жи-ши

3 ряд – чу-щу

-Почему после букв Ж и Ш , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем букву И, а не Ы? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ж] и [ш] были мягкими, поэтому писали букву И. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

-Почему после букв Ч и Щ , обозначающих всегда твёрдые согласные, мы пишем буквы А, У, а не Я, Ю? (Так сложилось исторически, в древнерусском произношении звуки [ч] и [щ] были твёрдыми, поэтому писали буквы А, У. Сейчас мы пишем как раньше – традиционно).

2.Работа в группах.

С.14 упр.22

Текст

Работа по теме урока.

4. Дифференцированная работа.

-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:

Карт.3, уровень— сложнее, карт.2, уровень– легче, кар.1, уровень— самый лёгкий.

VII. Итог урока. Рефлексия.

-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?

-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?

В сочетаниях жи –ши

Только и всегда пиши!

В сочетаниях ча – ща

Пишем только букву а.

В сочетаниях чу – щу

Пишем только букву у !

-Оцените свою работу с помощью ёлки.

-Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями, повесьте жёлтый шарик, если у вас есть сомнение – зелёный. Если вы думаете, что эти слова ещё вызывают у вас затруднения — синий.

-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.

VIII. Этап задания на дом.

С. 15 упр.2 - составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.

Литература

  1. Учебник «Русский язык», 2 класс, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.: Просвещение, 2011г.

  2. «Тетрадь по русскому языку. 2 класс». В.П. Канакина – М.: Просвещение, 2011г.

  3. В.П.Канакина, Г.А. Фомичева. Методическое пособие - русский язык. – М.: Просвещение, 2012г.

  4. В.П.Канакина «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку 1 – 4 класс» – М.: Просвещение, 2011г.



Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу"
  • Начальные классы
Описание:

Методическая разработка урока русского языка по теме "Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу". 2 класс, программа "Школа России".

Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Задачи:

Предметные –повторение и закрепление навыка правописания буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Метапредметные :

Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;;оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.(Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.), умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

 

Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.

Автор Григоревская Галина Дмитриевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 565
Номер материала 43493
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓