Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Выразительные возможности русской лексики" 10 класс

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Выразительные возможности русской лексики" 10 класс



Краевое государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нытвенский промышленно-экономический техникум»













Методическая разработка урока по дисциплине

«Русский язык»

Тема: Выразительные возможности русской лексики







Преподаватель: М.Г.Кылосова,

I квалификационная категория



















Нытва

2014



Технологическая карта урока

Цели занятия: формирование предметных компетенций, обобщение и углубление теоретических знаний по теме.

Задачи:

  1. образовательная:

- сформировать умения и навыки работы со словом;

- способствовать закреплению и углублению теоретических знаний по теме;

2. развивающая:

-способствовать развитию умения анализировать языковые;

- развивать умение различать ошибочное употребление и умелое использование лексических средств;

3. воспитательная:

- способствовать формированию внимательного отношения к слову как средству грамотного оформления мысли;

- воспитывать чувства ответственности за свою работу и работу членов команды

- развивать интерес к родному языку;


Тип учебного занятия: урок совершенствования знаний, умений, навыков; 


Педагогические методы и технологии: системно-деятельностный подход, интерактивный метод, технология развивающего контроля


Материальное оснащение: мультимедийная установка, презентация, карточки-задания


Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи: русский язык, литература, история


Формируемые компетенции:

ОК: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Литература:

Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Русский язык и культура речи: Учебник –М.: 2004 г.

Греков В.Ф., Л.А.Чешко Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, 43-е издание-М.:2003г.

Федин С.Н. Лучшие игры со словами – М.: 2009 г.




Структура урока


Этапы урока


Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

  1. Ориентировочно-мотивационный


1.1 Оргмомент. Сообщение темы

Приветствует обучающихся, сообщает тему

Приветствуют преподавателя, записывают тему

1.2 Обсуждение целей, задач

Предлагает сформулировать цели и задачи урока исходя из потребностей

Работают с вопросами, формируют цели и задачи урока

1.3 Мотивация учебной деятельности

Объявляет форму работы на уроке, определяет критерии оценки

Предлагают варианты работы на уроке

  1. Операционно-деятельностный


2.1 Проверка теоретических знаний

Определяет задание для проверки теоретических знаний

Выполняют здания

2.2 Практическая часть:

- Игра «Перевертыши»





- Омонимия. Лингвистические загадки

- Каламбур



- Паронимы



- Работа с фразеологизмами





-Викторина «крылатых слов»





Объясняет правила игры, координирует действия обучающихся



Предлагает поработать с загадками



Зачитывает каламбур



Уточняет определение и значение паронимов в речи



Предлагает объяснить трансформированные фразеологизмы



Предлагает объяснить значения «крылатых слов»





Выполняют задания







Разгадывают загадки





Отвечают на вопрос



Формулируют определение, работают со словами



Объясняют значения фразеологизмов





Объясняют значения

  1. Рефлексивно-оценочный


3.1 Обобщение и систематизация знаний

Работа с вопросами

Дополняют ответы

3.2 Рефлексия (самооценка, взаимооценка)

Объявляет критерии оценки

Выставляют оценки

3.3 Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание

Записывают домашнее задание








Конспект урока


Ход урока


І. Организационный момент


  1. Вступительное слово преподавателя


Добрый день! Поздравляю всех с Днем родного языка! Ни для кого не секрет, что Россия – многонациональная, многоязычная страна, но некоторые национальности постепенно исчезают, а вместе с ними уходят в прошлое и языки, поэтому данный праздник направлен в первую очередь на поддержание исчезающих языков. Объектом же нашего изучения остается русский язык как язык межнационального общения, ведь именно он объединяет людей всей национальностей. Мы с вами – главные носители этого одновременно сложного и богатого языка и должны относится к нему более бережно и использовать все его ресурсы.

А ресурсы выразительных средств языка неисчерпаемы. Средства выразительности мы можем обнаружить на всех уровнях языка, особенно ярко они проявляются на лексическом уровне.


Итак, тема нашего урока «Выразительные возможности русской лексики»


  1. Формулировка целей

Работать с вами мы будем в группах. А сейчас я предлагаю вам ответить на несколько вопросов и таким образом сформулировать цели нашего урока. Попробуйте ответить на такие вопросы: Какие? Где? Зачем?

Итак, мы с вами пришли к следующему мнению… (озвучивание целей урока)


ІІ. Основная часть


  1. Проверка теоретических знаний (макс. баллов 5)

1 вариант – терминологический диктант (приложение 1)

2 вариант – кроссворд (приложение 1)

3 вариант – понятийный диктант (приложение1)


  1. Антонимия.

Посмотрите на картинку, переверните ее. (Жена на работе, жена дома)


- С каким языковым явлением можно соотнести эту картинку? (С антонимией)

-Что такое антонимы? (Слова противоположные по значению)

- Зачем они нужны в речи? (Противопоставляют явления, как средство выразительности, шутки)

-В основе каких художественных приемов лежит антонимия? (Антитеза и оксюморон)


Игра «Перевертыши» (баллов – 2 за каждое выражение)

На основе антонимии строятся некоторые игры со словами. Вот, например, игра «Перевертыши» (Огромной березище жарко летом – Маленькой елочке холодно зимой)


1 группа (Приложение 2)

2 группа (Приложение 2)

3 группа (Приложение 2)





  1. Омонимия

Посмотрите еще на одну картинку.

- С каким языковым явлением можно соотнести то, что на ней изображено? (омонимия)

На рисунке изображены одними и теми же линиями две женщины: леди и старуха.

- Что такое омонимы? (Слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение)


Лингвистические загадки (за каждую – 2 балла)


  1. Вот слово. Для решенья в нем отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке. (Ключ)

  2. В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают. (Шашки)

  3. Каким словом мы называем и охотника, и лекарственное растение. (Зверобой)

  4. Каким словом называют и птицу, и шест у колодца? (Журавль)

  5. Какой бор не имеет листвы? (Химический элемент)

6.Какую строчку нельзя прочесть? (прошитую на машинке)


Каламбуры


А теперь предлагаю послушать небольшую шутку.

Однажды некий учитель богословия, или попросту богослов, встретил своего ученика. «Здравствуйте, бог ослов!» - вежливо съязвил острый на язык гимназист, приветствуя занудного преподавателя. «А-а, скотина, - не растерялся тот, - узнал своего господина!»


Эта популярная когда-то шутка построена на игре слов, одинаково воспринимаемых на слух, но по-разному записываемых. Такие словесные ловушки называются каламбурами.


- Скажите, всегда ли омонимы вносят юмористический оттенок в нашу речь?

(Неумелое использование средств языка может привести к лексической или речевой ошибке. Например, двусмысленности)


  1. Еще одной речевой ошибкой являются паронимы.

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Характерная лексическая ошибка: смешение слов паронимов. Причина: неразличение значений слов


Например: Это выдающий политический деятель


- Для чего нужны паронимы?

  • Для точного выражения мысли

  • Как средство выразительности речи, эмоциональность речи

  • Для создания каламбуров


  1. Фразеологизмы и «крылатые слова» (2 за каждый фраз.)

Еще одним средством выразительности являются фразеологизмы и «крылатые слова».

-Что такое фразеологизмы?

- С какой целью они используются в речи? (Они делают речь богатой и выразительной)


Действительно, фразеологизмы сами по себе наделены образностью и выразительностью, но многие авторы сознательно трансформируют их с целью придания большей выразительности






Задание:

Напишите, с какими фразеологизмами соотносятся выражения, как вы понимаете трансформированные фразеологизмы?


  1. Единожды приписавши, кто тебе поверит (Единожды солгавши, кто тебе поверит) означает простую вещь: грош цена словам уверениям и обещаниям человека, про которого достоверно известно, что однажды он кого-то обманул. И этот обманувший однажды может сделать это и ещё раз.

  2. Без отрыва от конспекта (производства)

  3. Я же вам черным по белому говорю. (Написано черным по белому)

  4. Пойман с наличными (с поличным)

  5. Брак – понятие расторжимое (любовь – понятие растяжимое)

  6. Пожирать плоды чужих трудов (пожинать плоды чужих трудов)


  1. Викторина «крылатых слов» (3 балла)


- Что такое «крылатое выражение»? (устойчивый фразеологизм образного или афористического характера, вошедший в лексику из исторических либо литературных источников и получивший широкое распространение благодаря своей выразительности)

Задание: 

Как вы понимаете выражения? Откуда они взяты? Составить предложения с выражениями:

«Рыльце в пуху»

Выражение из басни И.А. Крылова "Лисица и Сурок" (1813). Лисица жалуется Сурку, что она терпит напраслину и, оклеветанная, выслана за взятки:

Выражение это употребляется в значении: быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному.



«Услужливый дурак опаснее врага» Выражение из басни И.А. Крылова "Пустынник и Медведь" (1808):

«А ларчик просто открывался» А ларчик просто открывался 
Цитата из басни И.А. Крылова "Ларчик" (1808). Применяется, когда говорят о каком-нибудь деле, вопросе, при разрешении которого нечего было мудрить.

Рефлексия

Возвращаемся к нашим вопросам. Попробуйте дополнить ответы на вопросы. Что нового вы сегодня узнали? Свои ответы прокомментируйте.



  1. Подведение итогов

Оценки за урок



  1. Домашнее задание

Составьте каламбуры, используя омонимы, антонимы, паронимы или сделать такую подборку из различных газет, журналов, речи журналистов.


































































Приложение 1

1 подгруппа

  1. Соотнесение слова с предметом или явлением действительности (лексическое значение)

  2. Устойчивые словосочетания постоянные по своему составу, строению и значению (фразеологизмы)

  3. Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии и т.д. (метафора)

  4. Слова одинаковые по звучанию или написанию, но различные по значению. (омонимы)

  5. Художественное преувеличение (гипербола)



2 подгруппа

  1. Лексическое значение – это

  2. Фразеологизмы – это

  3. Метафора – это

  4. Омонимы – это

  5. Литота – это



3 подгруппа



  1. Словарный запас каждого отдельного человека (лексикон)

  2. Художественное преуменьшение (литота)

  3. Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека (олицетворение)

  4. Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой и скрытой насмешки (ирония)

  5. Единица языка (слово)

5

1








2






3














4

















Приложение 2

1 подгруппа

  1. Улетело счастье – закрывай окна

  2. Легки вы, кеды Чингисхана!

  3. Кредит дармовщиной бел.

2 подгруппа

  1. Мойша добрый рожает чужую дочь

  2. Ненависть до последнего вздоха

  3. Громче, кошки, - пес в подвале!

3 подгруппа

  1. Искусство проигрывать

  2. С грохочущего мелководья ангелы убегают

  3. Пол рояля перед дверью радостно заткнулись

  4. Дополнительно:

Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австралийское ухо!



































Приложение 3

Проверка теоретических знаний

  1. Подгруппа

Понятийный диктант

Задание: допишите соответствующие понятиям термины



  1. Соотнесение слова с предметом или явлением действительности -



  1. Устойчивые словосочетания постоянные по своему составу, строению и значению -





  1. Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии и т.д. -



  1. Слова одинаковые по звучанию или написанию, но различные по значению -





  1. Художественное преувеличение -





Проверка теоретических знаний

  1. Подгруппа

Терминологический диктант

Задание: допишите соответствующие терминам понятия





  1. Лексическое значение – это



  1. Фразеологизмы – это





  1. Метафора – это





  1. Омонимы – это





  1. Литота – это





Проверка теоретических знаний

  1. Подгруппа

Кроссворд

Задание: решить кроссворд

  1. Словарный запас каждого отдельного человека

  2. Художественное преуменьшение

  3. Наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека

  4. Употребление слов в обратном смысле с целью тонкой и скрытой насмешки

  5. Единица языка

1



5





2






3














4






































Приложение 4

Игра «Перевертыши»

Задание: при помощи антонимов восстановить известные выражения

  1. подгруппа

  1. Улетело счастье – закрывай окна.

  2. Легки вы, кеды Чингисхана!

  3. Кредит дармовщиной бел.













Игра «Перевертыши»

Задание: при помощи антонимов восстановить известные выражения

  1. подгруппа

  1. Мойша добрый рожает чужую дочь

  2. Ненависть до последнего вздоха.

  3. Громче, кошки, - пес в подвале!













Игра «Перевертыши»

Задание: при помощи антонимов восстановить известные выражения

  1. подгруппа

  1. Искусство проигрывать

  2. С грохочущего мелководья ангелы убегают

  3. Пол рояля перед дверью радостно заткнулись











Приложение 5



Фразеологизмы

Задание: восстановить фразеологизм, объяснить, как вы понимаете трансформированный фразеологизм.

  1. Единожды приписавши, кто тебе поверит

  2. Без отрыва от конспекта






Фразеологизмы

Задание: восстановить фразеологизм, объяснить, как вы понимаете трансформированный фразеологизм.

  1. Я же вам черным по белому говорю.

  2. Пойман с наличными






Фразеологизмы

Задание: восстановить фразеологизм, объяснить, как вы понимаете трансформированный фразеологизм.


  1. Брак – понятие расторжимое (любовь – понятие растяжимое)

  2. Пожирать плоды чужих трудов (пожинать плоды чужих трудов)











hello_html_m3e230874.png











hello_html_6796655b.png



Приложение 6

«Крылатые слова»


Задание: 

Как вы понимаете выражение? Откуда оно взято? Составить предложения с выражением.



«Рыльце в пуху»



«Крылатые слова»


Задание: 

Как вы понимаете выражение? Откуда оно взято? Составить предложения с выражением.



«Услужливый дурак опаснее врага»







«Крылатые слова»


Задание: 

Как вы понимаете выражение? Откуда оно взято? Составить предложения с выражением.



«А ларчик просто открывался»»

















Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "Выразительные возможности русской лексики" 10 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

      Методическая разработка урока по дисциплине "Русский язык" предназначена для педагогов старшего звена. Целью разработки является углубленное изучение раздела "Лексика и фразеология", а также выявление и совершенствование качества знаний обучаемых о языковых средствах языка.

     Овладение речевым мастерством необходимо как для повседневой жизни, так и в профессиональной деятельности, а также для успешной сдачи итоговых испытаний. С этой целью в разработке использованы задания разных уровней: от заданий первого уровня сложности до более сложных и творческих.

     В ходе урока предполагается применение таких педагогических методов и технологий как: системно-деятельностный подход, инерактивный метод, технология развивающего контроля.

     Кроме этого в разработке предполагается такой вид оценивания результатов знаний обучающихся как формирующее оценивание, которое предполагает поэтапное выведение оценки. В ходе урока обучающиеся сами могут проследить формирование собственной деятельности и выведение оценки.

    Таким образом данная методическая разработка преследует и основные воспитательные задачи, а это способствование формированию внимательного отношения к слову как средству грамотного оформления мысли, воспитание чувства ответственности за свою работу, работу членов команды и развитию интереса к русскому языку. 

     Данный методический материал может быть использован и в преподавании дисциплины "Русский язык и культура речи".

Автор Кылосова Мария Григорьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1646
Номер материала 2145
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓