Главная / Русский язык и литература / Методическая разработка урока по развитию речи на основе художественного фильма

Методическая разработка урока по развитию речи на основе художественного фильма

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА

«МЫ ИЗ БУДУЩЕГО»

Просмотр кинофильма в учебных целях предполагает не только демонстрацию фильма, но и аудиторную и самостоятельную работу учащихся, направленную на обучение аудированию с опорой на зрительный ряд и развитие практических навыков в других видах речевой деятельности (задания во время просмотра и после

его окончания). Демонстрация фильма проводится на практических занятиях по русскому языку. В процессе такой работы формируются навыки, необходимые для самостоятельного просмотра кинофильмов и других видеоматериалов, что, в свою очередь, способствует формированию умения учащихся воспринимать информацию «на слух». Опора на зрительный ряд помогает пониманию звучащей речи, способствует развитию навыков аудирования аутентичных текстов. Учащиеся слышат живую русскую речь, произносимую мужскими, женскими, детскими

голосами в нормальном темпе.

Работа с фильмом не только обучает учащихся речевому общению, но и позволяет избежать однообразия и монотонности, помогает сделать урок привлекательным, вызывает неизменный интерес и, как следствие, повышает мотивацию учащихся; даёт возможность учащимся непосредственно познакомиться с обычаями, культурой, историей страны изучаемого языка.

Высказывания из кинофильмов широко используются в речи носителей языка.

1. ПЕРЕД ПРОСМОТРОМ ФИЛЬМА


В начале урока (перед просмотром фильма) напишите на доске название фильма, имя и фамилию режиссёра, а также год выхода фильма:

«Мы из будущего» (2008 г.)

Режиссёр Андрей Малюков

1.1. Как вы думаете, о чём будет этот фильм? Какой сюжет может быть у фильма с таким названием?

2. ВО ВРЕМЯ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА

2.1. Начнём просмотр 1-го фрагмента фильма. (Просмотр.)

Действие фильма начинается в Санкт-Петербурге. Главный герой (Сергей

Филатов - «Борман») – типичный представитель современной российской молодёжи.

У него есть 3 друга (Олег Васильев - «Череп», Виталий Бероев - «Чуха», Андрей Смирнов - «Спирт»), с которыми он занимается раскопками. Они раскапывают атрибутику, медали и оружие времен Великой отечественной войны и продают перекупщикам. Они очень хорошо зарабатывают. Борман - главарь группы, он руководит работами, и он же определяет места раскопок, так как учился на историческом факультете и является самым образованным и начитанным в «команде». После очередной продажи «находок» Борман раздает выручку и договаривается о следующей встрече...


После просмотра 1-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Как Вы думаете, когда и где происходит действие фильма?

2. Кто главный герой? Как его зовут, чем он занимается, где учился?

3. Опишите внешность Бормана. Как Вы думаете, какой у него характер?

4. С какими ещё героями вы познакомились? Кто они?

5. Как зовут остальных главных героев, чем они занимаются?

74

6. Что Вы можете сказать о них, об их предпочтениях?

7. Как Вы думаете, что будет дальше?

2.2. Начнём просмотр 2-го фрагмента фильма. (Просмотр.)

Группа Бормана приезжает в деревеньку под Питером на раскопки и находят на территории, ранее выбранной ими, группу Ашота. Завязывается драка, Ашот и его ребята уезжают. Группа Бормана работает. Потом Череп и Спирт идут за продуктами и водкой в деревню, по дороге они дерутся, и Череп отрезает Спирту дреды. Борман в свободное от раскопок время читает Историю Второй мировой войны, воспоминания Курта Бонхофа об августовских сражениях 1942 года, происходивших на территории раскопок. Спирт раскопал блиндаж, засыпанный землей. Они находят сейф, письмо матери старшего лейтенанта и часы, которые остановились и

показывают время 6:42. Молодые люди празднуют находку блиндажа, а Череп и Спирт решают пострелять по черепам, найденным в блиндаже, Борман им помешал.

Неожиданно появляется бабушка из деревни, которая принесла им молока и думает, что ребята откапывают останки погибших солдат, чтобы похоронить их как полагается. Она рассказывает о своем сыне Дмитрии Соколове и просит найти его останки или памятный портсигар. Они смеются над старушкой. Она советует им искупаться в озере. Они пьяны. В блиндаже они нашли сумку санитарки, в которой была ее фотография и документы четверых солдат. Борман достает из сумки 4 документа, со своими полными именами и фотографиями. Ребята считают, что отравились водкой, так как они не могли в 1942 году воевать в этих местах. Борман решает, что им нужно искупаться в озере и стать трезвыми. Ребята все вместе прыгают в озеро. Когда они находятся под водой, в воду падают пули...

Они вылезли из воды.

После просмотра 2-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Как развиваются события?

2. Что вы думаете о Бормане? Какой у него характер?

3. Как вы думаете, кто такой Череп? Чем он занимается? Что вы можете сказать о

его человеческих качествах?

4. Кто такой Спирт? Какой у него характер?

5. Кто такой Чуха? Какой у него характер?

6. К каким субкультурам, на ваш взгляд, относятся герои?

7. Почему к ребятам пришла старушка? О чем она их попросила?

8. Какую книгу читает Борман? О чем эта книга?

9. Назовите настоящие имена героев.

2.3. Начнём просмотр 3-го фрагмента фильма. (Просмотр.)

Ребята вышли из воды, на берегу их арестовали советские солдаты. Они попали в прошлое…Точнее в 1942 год. Старшине они сказали, что выбирались из окружения. Борман порекомендовал Черепу замазать фашистскую свастику на плече, чтобы их не отправили под трибунал. На допросе у старшего лейтенанта, Борман сказал, что они – потомки из будущего. Им не поверили, но старшина за них заступился, сказав, что их контузило, когда они выбирались из окружения, где полег весь их полк. Их

оставили в роте. Борман говорит ребятам, что сейчас 19 августа 1942 года. Обсудив все, молодые люди решили, что попасть обратно они смогут все вместе и через озеро. Происходит знакомство с санинструктором Ниночкой, которая еще на фотографии понравилась Борману. Вечером концерт для солдат, Ниночка поет «Романс». Утром начинается бомбардировка, и так герои оказываются в своем первом бою. Бормана слегка ранило в руку. Он поцеловал Ниночку и получил пощечину. После боя Борман и Чуха начинают ухаживать за Ниночкой, но Борман «устраняет» Чуху. Ребята помогают закапывать погибших солдат. За Ниночкой давно ухаживает также и старший лейтенант. Но Ниночка отдает свое предпочтение

Сергею Филатову. Ребята ночью снова прыгают в озеро... Они под водой.

После просмотра 3-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Что произошло с героями после купания в озере?

2. Когда и где они оказались? С кем встретились?

3. Что вы знаете о Второй мировой войне? Как её называют в России?

4. Что они сказали на допросе, поверили ли им?

5. Есть ли главная героиня? Как ее зовут? Чем она занимается?

6. Какой у Ниночки характер?

7. Кто ухаживает за Ниной? Ей кто-нибудь из них нравится? Почему вы так

решили?

8. Как вы считаете, по-настоящему любит Ниночку Сергей? Почему вы так

думаете?

9. Почему герои хоронят погибших солдат? Что Вы знаете о братских могилах?

10. Почему герои снова оказались в озере?

11. Что будет дальше?

2.4. Начнём просмотр 4-го фрагмента фильма. (Просмотр.)

Герои почему-то не попали в настоящее… Старшина их нашел. Они сообщили начальству, что просто решили искупаться. Ребята очень хотят домой, но они догадались, что не смогут вернуться обратно, пока не отыщут Дмитрия Соколова и его портсигар. Особист посылает ребят в разведку вместе со старшиной за «языком». Сопоставив все факты, они узнали, что у них осталось 62 часа, чтобы сходить в

разведку, найти портсигар (тем самым выполнить данное старушке обещание) и вернуться домой. Ниночка отказала лейтенанту Дёмину и сказала, что он для нее друг. Ребята пошли в разведку, но их обнаружили, старшина погиб, прикрывая их. Они снова оказались на берегу озера. Их догнали немцы...

После просмотра 4-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Получилось ли у ребят попасть в свое настоящее? Как вы думаете, почему?

2. Почему именно их послали в разведку? Кто еще пошел в разведку?

3. Кого герои должны захватить в разведке? Кто такой «язык»?

4. Сколько времени осталось до наступления, во время которого их не должно

быть?

5. Почему Нина сказала лейтенанту Дёмину, что она относится к нему только как

к другу?

6. Что произошло в разведке? Почему старшина остался? Что случилось после

этого?

7. Как вы думаете, герои погибнут? Что будет дальше?

2.5. Начнём просмотр 5-го фрагмента фильма.

Ребят захватили в плен фашисты. Они оказались на допросе у Курта Бонхофа. Борман сообщил ему, что Германия проиграет войну в мае 1945 года. Немецкий офицер пытался сломить дух Сергея, но не получилось. Герои оказались запертыми в сарае и ожидали расстрела, но там они познакомились с тем самым Дмитрием Соколовым, который будучи раненым, отдал им портсигар и помог сбежать через подкоп, вырытый собственноручно. Ребятам удалось бежать. Снова герои оказались

на берегу того самого озера. Появились советские солдаты... «Разведка! В

часть возвращаемся».

После просмотра 5-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Где оказались герои? Что сказал Сергей Курту Бонхофу?

2. Кто такой Курт Бонхоф?

78

3. Почему Сергей отказался закусить водку?

4. С кем герои познакомились в сарае? Почему Дмитрий Соколов им помог?

5. Что произошло дальше?

6. Почему герои все время оказываются на берегу озера? Как вы думаете, какую

роль в фильме играет озеро?

2.6. Начнём просмотр 6-го фрагмента фильма.

Ребят доставили к лейтенанту Дёмину и особисту на допрос. Им не до конца

поверили, но решили пока оставить в роте. Сергей пошел к Нине, она очень рада была его видеть и знать, что он остался в живых. Она его ждала и больше не скрывает своих чувств. Для Сергея это оказалось неожиданностью. Они проводят время вместе, говоря друг другу о любви. Виталий дерётся с Сергеем, так как ему тоже нравится Нина, и он считает, что Сергей, зная о своем возвращении в

настоящее, поступает нечестно. Сергея сажают под арест за драку до утра. Ребята обсуждаю эту ситуацию, и приходят к общему согласию, что вернуться только вместе и не бросят друг друга. У Нины и Сергея происходит разговор, из которого становится понятным, что он полюбил Нину по-настоящему (судя по всему, так происходит с ним впервые). Он говорит ей, что вынужден вернуться. Ему уже не хочется возвращаться, ведь Ниночки там нет…Герои должны решить. Решение было принято остаться и держаться вместе (у каждого своя причина). Лейтенант Дёмин

отдаёт команду... «К бою!»

После просмотра 6-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Что произошло с героями после того, как их нашли «свои»? Кто такие «свои»?

2. К кому пошел Сергей? Почему?

3. Как отреагировала Нина при виде Сергея? Она его ждала? Почему?

4. Какая ситуация произошла с Виталием и Сергеем? Почему? С кем Вы

согласны? Как бы вы поступили на месте Бормана?

5. Кого и как наказали?

6. Мы уже выяснили раньше, что Сергею нравится Нина, как вы думаете, какие

чувства он испытывает сейчас? Что-то изменилось? Почему?

7. Как вы считаете, хочет ли Сергей вернуться в настоящее теперь? Что он решит?

8. Что решили по поводу возвращения остальные герои? Почему они решили

остаться.

9. Произошли ли изменения в наших героях, какие?

10. Что будет дальше?

2.7. Начнём просмотр 7-го фрагмента фильма.

Начинается бой, от которого многое зависит. Наши герои рассредоточены по

полю и участвуют в наступлении. Вокруг свистят пули, разрываются бомбы и гибнут люди. Сергея ранило в ногу, он не может ходить. Старший лейтенант Дёмин отдает приказ Виталику и Олегу ползти к фашистскому доту, чтобы его обезвредить, так как из-за него невозможно подобраться к фашистам. Нина перевязала Сергея и ползает по полю, помогая остальным раненым. Андрей пытается сбежать, но и он осознает ситуацию и уже по своему желанию идет вперед со всеми. Сергей лежит в воронке, не способный бежать, и видит Ниночку, несущую с четырьмя солдатами капитана в землянку, которую ребята отрыли. Он знал, что землянка со всеми

людьми взорвется в 6:42. Он кричит ей, чтобы она не ходила туда, она его не

слышит… Происходит взрыв на его глазах, землянки больше нет. Он очень сильно страдает и кричит из-за своей потери…Сергей ест землю.

После просмотра 7-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Как Вы думаете, боятся ли наши герои? Почему? А как бы вы и ваши друзья

вели себя в такой ситуации?

80

2. Что произошло с Сергеем?

3. Какой приказ отдал лейтенант Дёмин Виталику и Олегу?

4. Что делает Андрей, почему? Он изменил свое поведение?

5. Что делает Нина?

6. Что произошло с землянкой? Сергей знал, что так будет? Он смог этому

помешать?

7. Как переживает смерть Нины Сергей? Как вы думаете, забудет ли он Нину? Как

он будет жить дальше?

2.8. Начнём просмотр 8-го фрагмента фильма.

Виталик и Олег ползут к вражескому доту, по дороге встречают Сергея, у

которого после гибели Нины исчез страх и он хочет отомстить фашистам.

Появляется Андрей. Все вместе они обезвредили дот, но тяжело ранило Виталика. Теперь они по-настоящему держатся вместе. Ради спасения Виталика они бегут к озеру и прыгают. Сергея в прошлом больше ничего не держит… Они ныряют под воду.

После просмотра 8-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Почему Виталик и Олег согласились ползти к доту и его обезвредить?

2. Что важного сделали ребята?

3. Что случилось с Виталиком?

4. Как ребята отреагировали, осознав, что Виталик может умереть?

5. Что они решили сделать?

6. Тяжело ли Сергею покидать прошлое?

7. Как вы думаете, ребята вернуться в настоящее на этот раз?

2.9. Начнём просмотр 9-го фрагмента фильма.

Они вынырнули в своем времени. Все живы и рады, что вернулись и вместе.

Сергей печален и страдает молча. Олег первым делом камнем сдирает вместе с кожей свастику. Ребята смотрят на Сергея и понимают, что Нина погибла. Все молчат, Сергей забирает фотографию Ниночки и смотрит на озеро... Над

озером сгущается туман.

После просмотра 9-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Вернулись л наши герои в настоящее?

2. Какие у них чувства?

3. Что сделал Олег? Почему?

4. Что происходит с Сергеем?

2.10. Начнём просмотр 10-го фрагмента фильма.

Молодые люди приезжают чрез какое-то время в Петербург. Они видят со

стороны молодежь, которая ведет такой образ жизни, как и они до своего

путешествия в прошлое. Им это больше не нравится. Конец фильма.

После просмотра 10-го фрагмента преподаватель задаёт учащимся вопросы:

1. Изменились ли герои и как?

2. Как вы думаете, как они теперь будут жить?

3. Будут ли герои заниматься раскопками? Почему?

4. Получили ли ребята жизненный опыт, какой?

5. Как они теперь относятся к жизни?

6. Чему их научила война и вообще путешествие в прошлое?


3. ПОСЛЕ ПРОСМОТРА ФИЛЬМА

Ко м м е н т а р и й д л я п р е п о д а в а т е л я

Преподаватель выбирает те задания, которые с его точки зрения помогут

проверить знания учащихся.

3.1. Понравился ли вам фильм? Аргументируйте свой ответ.

3.2.Перескажите кратко содержание фильма (субъект – событие – место и время).

3.3. Как вы думаете, почему фильм называется «Мы из будущего»? Соответствует ли название фильма его содержанию? Придумайте своё название к фильму.

3.4. Как Вы думаете, как в дальнейшем сложится судьба героев?

3.5. Прочитайте анонс к этому фильму в телепрограмме и придумайте свой анонс:

«Действие картины разворачивается в двух временных пластах: в наши дни и в годы войны, во время тяжелых оборонительных боев августа 1942-го. Главные герои ленты — четверо «черных следопытов» (людей этой сомнительной профессии называют также «черными копателями») — Борман, Череп, Чуха и Спирт. Они ведут раскопки в тех местах, где когда-то шли бои, чтобы потом продать найденные медали, ордена, документы и немецкое оружие.

Дело это выгодное, но опасное. Однажды вечером на месте раскопок начинает происходить нечто странное: откуда-то появляется бледный босой парень, который, спросив «Где наши?», исчезает, не оставив на земле никаких следов. А в найденных солдатских книжках, принадлежавших погибшим солдатам Красной армии, вдруг обнаруживаются фотографии самих «следопытов». Пытаясь прийти в себя, коллеги по «черному» бизнесу отправляются купаться в озере и… попадают в 1942 год. В самый разгар тяжелых боев…»

3.6. Представьте, что Вы участник форума, где обсуждается фильм «Мы из

будущего», выскажите своё мнение.

3.7. Существуют ли в нашей стране проблемы молодежи такого характера и

насколько они актуальны?

3.8. Какие молодежные субкультуры представлены в фильме? Нужно ли бороться с проблемами молодежи? Как?

3.9. Письменные задания.

4. Напишите рекламу к фильму «Мы из будущего» (5–8 предложений).

Ко м м е н т а р и й д л я п р е п о д а в а т е л я

Это задание учащиеся выполняют на уроке, по очереди зачитывают вслух, а

потом все вместе решают, какая реклама оказалась лучше.

4.1. Письменное домашнее задание. Напишите письмо Вашему другу и

посоветуйте ему посмотреть этот фильм.

4.2. Письменное домашнее задание. Напишите продолжение к фильму «Мы из будущего».

4.3. Письменное домашнее задание. Выскажите своё мнение о том, что можно (и нужно ли?) делать для того, чтобы молодежь не становилась такой как герои в начале фильма?

4.4. Письменное домашнее задание. Выберите наиболее понравившегося героя и напишите сочинение о нем от первого лица, обосновывая свой выбор.

4.5. Письменное домашнее задание. Прочитайте некоторые отзывы о фильме, выберите правильный на ваш взгляд, аргументируйте свой ответ.


Песни из фильма:

«Ты и Я», исполнитель: Лена Терлеева;

«Лучше нас здесь нет», исполнители: MARSEL;

«Романс», исполнитель: Екатерина Климова (в исполнении Ниночки);

«Солдат», исполнитель: Андрей Терентьев (песня о войне под гитару);

«Реквием» (лирическая мелодия на протяжении фильма).

* Данный фильм можно посмотреть online на сайте www.filmix.ru

Литература

Электронный ресурс: www.kinopoisk.ru.

Художественный фильм «Мы из будущего». 2008. (Режиссёр Андрей Малюков).__

Методическая разработка урока по развитию речи на основе художественного фильма
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка урока по развитию речи на основе художественного фильма "Мы из будущего".

Просмотр кинофильма в учебных целях предполагает не только демонстрацию фильма, но и аудиторную и самостоятельную работу учащихся, направленную на обучение аудированию с опорой на зрительный ряд и развитие практических навыков в других видах речевой деятельности (задания во время просмотра и после

его окончания). Демонстрация фильма проводится на практических занятиях по русскому языку. В процессе такой работы формируются навыки, необходимые для самостоятельного просмотра кинофильмов и других видеоматериалов, что, в своюочередь, способствует формированию умения учащихся воспринимать информацию«на слух». 

Автор Хомидова Холида Толибовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 382
Номер материала 16466
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓