Главная / Химия / Методическая разработка урока по предмету: "Химия" на тему: " Алкадиены. Строение,номенклатура, изомерия".

Методическая разработка урока по предмету: "Химия" на тему: " Алкадиены. Строение,номенклатура, изомерия".

hello_html_m2a7690f7.gifОбоснование метода.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.


1.Организационный этап.

2. Этап подготовки студентов к

активному сознательному усвоению знаний.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этап закрепления новых знаний.

5. Этап информации студентам о домашнем задании и инструкции по его выполнению.





Триединой целью такого урока является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний комбинированного урока, ибо в его структуре этот этап занимает доминирующее положение по времени и объему, являясь главной и решающей частью урока. Все же другие этапы сокращены во времени и объеме, иногда вообще отсутствуют. Задача остальных этапов заключается в том, чтобы «обслуживать» процесс усвоения новых знаний студентами как главную часть учебного занятия. Основным назначением этого урока является формирование знаний у студентов.











План урока

Курс:1-й Группа: МР–11–14г дата 11.12.2014г.

Предмет

ХИМИЯ

Тема занятий

Алкадиены. Строение, номенклатура, изомерия

Тип занятий

Комбинированный

Вид занятия

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель занятия

Изучить классификацию и строение диеновых углеводородов.

Обучающая задача:

  • на основе сравнения моделей молекул этана, этилена, бутадиена познакомить студентов с углеводородами с двумя двойными связями в молекуле; подчеркнуть, что возможность атомов углерода образовывать ординарные (простые) и кратные связи является одной из причин многообразия органических веществ;

  • научить студентов составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда диеновых и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда.

Воспитывающая задача:

  • воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе;

  • воспитание интереса к профессии;

  • воспитывать чувство гордости о вкладе учёных страны в развитие мировой химической науки.

Развивающая задача:

  • развивать внимание, логическое мышление;

  • умение характеризовать состав и химическое строение диеновых углеводородов, составлять структурные и электронные формулы.


Учащиеся должны понимать:

  • для того чтобы одна молекула могла содержать две двойные связи, необходимо три атома углерода в составе молекулы.

Учащиеся должны иметь ценностные установки:

  • на нравственное отношение к учебной и профессиональной деятельности;

  • на продуктивное сотрудничество с преподавателем и другими студентами в процессе познавательной деятельности;

Учащиеся должны уметь:

  • составлять структурные формулы, уравнения реакций.



Межпредметная связь:



  • «Алгебра» и «Геометрия»: использование математических расчетов при изучении количественного состава вещества по формулам и уравнениям химических реакции; формы электронных облаков, пространственное строение и геометрия молекул.

  • «Физика»: состав и строение атома, атомных ядер, изотопы, радиоактивность, ядерные реакции; агрегатные состояния веществ, кристаллические решетки, газовые законы; электролиз расплавов и растворов солей; закон электролиза Фарадея; альтернативные источники энергии, энергетический потенциал Казахстана.

  • «География»: месторождение полезных ископаемых, угля, нефти, природного газа; природные сырьевые ресурсы и основные металлургические, химические и перерабатывающие производства в Казахстане и мире, их практическая значимость для социально-экономического развития страны; рациональное использование минеральных ресурсов.



































Сабақ кезендері

Этапы занятия

Уақыттың мөлшері

Дозировка времени


Оқытушының іс әрекеті

Действия преподавателя


Оқушылардың іс әрекеті

Действия обучаемых


Сабақтың әр кезенінің құралдары

Средства каждого этапа занятия

1.Организационный момент (1мин)

Приветствие;

психологический настрой студентов на совместную результативную работу.

Мобилизует интеллектуальные, волевые и физические способности для интерактивной деятельности в познавательном процессе

Журнал группы

Тетради с конспектами


2. Сообщение темы и цели занятия

(4мин)

Ознакомление студентов с темой урока и учебно-воспитательными целями и задачами.

Вступительное слово преподавателя.

Осмысление.

Доска, конспект урока, рабочие тетради, презентация.

3. Усвоение новых знаний

(60 мин)

Организует процесс восприятия новой темы с использованием следующих методов:

* словестно-наглядный;

* игровой метод;

* иллюстративный.

Знакомит студентов с планом работы урока:

  • Строение алкадиенов. Гомологический ряд.

  • Номенклатура и изомерия.

Слушают, задают вопросы, уточняют, записывают, анализируют, принимают активное участие в игре.


Рабочая тетрадь, учебная доска, презентация.


4. Обобщение и систематизация знаний

(20 мин)


  • Выдает студентам задания для самостоятельной работы /тест/;

  • контролирует выполнение студентами самостоятельной работы по составлению структурных формул;

  • корректирует деятельность студентов по ходу выполнения работы


  • Выполняют самостоятельную работу по составлению структурных формул /тест/;

  • По ходу выполнения работы консультируются у преподавателя и отвечают на его вопросы


Рабочая тетрадь, учебная доска, тест.

5. Подведение итогов

(3 мин)

  • Обобщает результат выполненной работы.

  • Подводит итоги урока.

  • Отвечает на вопросы заданные студентами.

  • Участвуют в обобщении результатов работы.

  • Воспринимают сообщаемые преподавателем итоги урока и задают имеющиеся вопросы.

  • Студенты оценивают свои ответы, свою деятельность, комфортность. Отвечают на вопросы /рефлексия/.

Результаты выполненной работы.

Тетради с конспектами.

6. Домашнее задание

(2 мин)

Выдает домашнее задание:

Запись в тетрадь.

Обсуждают ход выполнения заданий.

Рабочая тетрадь студентов.



План урока

По предмету: «Химия»

Дата проведения: 11.12.2014

Время: 09:00

Аудитория: №54

Группа: МР-11-14

Тема: Алкадиены. Строение, номенклатура, изомерия.

Цель урока: Изучить классификацию и строение диеновых углеводородов.


Задачи урока:

Обучающая задача:

  • на основе сравнения моделей молекул этана, этилена, бутадиена познакомить студентов с углеводородами с двумя двойными связями в молекуле; подчеркнуть, что возможность атомов углерода образовывать ординарные (простые) и кратные связи является одной из причин многообразия органических веществ;

  • научить студентов составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда диеновых и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда.

Воспитывающая задача:

  • воспитание добросовестного отношения к выполняемой работе;

  • воспитание интереса к профессии;

  • воспитывать чувство гордости о вкладе учёных страны в развитие мировой химической науки.

Развивающая задача:

развивать внимание, логическое мышление;

умение характеризовать состав и химическое строение диеновых углеводородов, составлять структурные и электронные формулы.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Метод обучения: объяснение нового материала, самостоятельная работа, словесно-наглядный, иллюстративный.





Оборудование, материалы:

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Карточки

  • Шаростержневая модель молекулы пропадиен 1,2

  • Презентация.

Литература:

Учебная литература по предмету «Химия»:

1. Л.А. Цветков «Органическая химия»10 класс Москва 2004г;

2. Д.И. Артеменко «Органическая химия» Москва 2001г;

3. Н.Н. Нурахметов; К.Б. Бекишов; Н.Н. Заграничная «Химия» 10 класс «Мектеп» 2006г.


Межпредметные связи:

«Алгебра» и «Геометрия»: использование математических расчетов при изучении количественного состава вещества по формулам и уравнениям химических реакции; формы электронных облаков, пространственное строение и геометрия молекул.


«Физика»: состав и строение атома, атомных ядер, изотопы, радиоактивность, ядерные реакции; агрегатные состояния веществ, кристаллические решетки, газовые законы; электролиз расплавов и растворов солей; закон электролиза Фарадея; альтернативные источники энергии, энергетический потенциал Казахстана.


«География»: месторождение полезных ископаемых, угля, нефти, природного газа; природные сырьевые ресурсы и основные металлургические, химические и перерабатывающие производства в Казахстане и мире, их практическая значимость для социально-экономического развития страны; рациональное использование минеральных ресурсов.


Деятельность студентов: Индивидуальная, групповая самостоятельная работа.













Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

1.1. Приветствие;

1.2 Психологический настрой студентов на совместную результативную работу.


2. Сообщение темы и цели занятия

2.1 Ознакомление студентов с темой урока и учебно-воспитательными целями и задачами.

2.2 Вступительное слово преподавателя «приложение №1».



3.Изложение нового материала (приложение №2).

3.1.Сообщение нового материала

План работы урока:

  • Строение алкадиенов. Гомологический ряд.

  • Номенклатура и изомерия.

3.2. «Релаксация»- минута отдыха.



Во время перерыва следует расслабиться.



4. Обобщение и систематизация знаний

4.1 Самостоятельная работа /тест/;

4.2 Индивидуальная консультация деятельности студентов по ходу выполнения работы.



5. Подведение итогов

5.1 Рефлексия и обобщения результатов урока

Ребята, сегодня вы многое узнали о алкадиенах, их строении, номенклатуре и изомерии.

Я предлагаю, рефлексию урока провести следующим образом – на стикерах, что лежат у вас на столах, например - написать отзывы о пройденном уроке, по следующим вопросам:

1.       Что вы узнали нового на уроке?

2.       Что вы поняли?

3.       С чем вы можете это сравнить?

4.       Где вы это можете применить?

5.       Как вы можете оценить работу на уроке?

6.       Что вы можете предложить?

Студенты пишут отзывы и приклеивают на доску стикеры.


5.2 Подведение итогов урока.

5.3 Ответы на вопросы заданные студентами

Домашнее задание: 0-1 стр 63










































Приложение 1

Вступительное слово преподавателя:

Химические темы, как перроны

Проносятся, на каждом столько лиц!

На траектории не люди – электроны,

И жизнь почти невидимых частиц!

И как планеты в космосе частицы

Несутся, открывая мир идей.

Не химия ли открывает принцип

Валентных связей среди людей.

Не знать законов!

Что ж сказать по чести,

Безграмотный, увы, убог и сир.

Все движется, мир не стоит на месте,

И ХИМИЯ – окно в огромный мир.














































Приложение 2

Опорный конспект



Непредельные соединения, в молекулах которых имеются две двойные связи, называют диеновыми углеводородами «алкадиенами».



СТРОЕНИЕ АЛКАДИЕНОВ. ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД

Для того чтобы одна молекула могла содержать две двойные связи, необходимо по крайней мере три атома углерода. Поэтому в ряду диеновых углеводородов нет соединений с одним или двумя атомами углерода.

Простейшим представителем алкадиенов является пропадиен /пример/. Если сравнить это соединение с пропеном (он содержит также три атома углерода), то можно сделать вывод, что диеновые углеводороды на два атома водорода беднее, чем алкены, с тем же числом углеродных атомов.

Поэтому общая формула гомологического ряда диеновых углеводородов:

СnН2n-2 (составить два гомолога алкадиенов, дать название)

Две двойные связи в молекулах алкадиенов могут находиться в различных положениях относительно друг друга.

Если они расположены рядом, то такие связи называют кумулированными (пример №1)

Если двойные связи разделены одной простой связью, называют сопряженными (пример №2)

Если двойные связи разделены двумя и более простыми связями, называют изолированными (или несопряженными) (пример №3)


Работа по вариантам;

Вариант I

Пентадиен 1,4 (определить вид двойной связи)

Н

Н

Вариант II

Гексадиен 3,4




НОМЕНКЛАТУРА

Называют диеновые углеводороды по систематической номенклатуре, так же как и алкены, заменяя суффикс –ен на –диен. Положение двойных связей указывают цифрами. Нумерацию производят таким образом, чтобы сумма цифр, обозначающих положения двойных связей, была наименьшей: пример (гексадиен-1,3).



ИЗОМЕРИЯ

Диеновые углеводороды могут различаться положением двойных связей в углеродной цепи:



  1. Пентадиен-1,2;

  2. Пентадиен-1,3;

  3. Пентадиен-2,3;

  4. Пентадиен-1,4.

Мы вновь встречаемся с изомерией положения двойных связей в молекуле.















































Приложение №3

Задание №1

Найди ошибку.


Студентам выдаются карточки, необходимо из приведенных формул найти строение молекулы диеновых углеводородов.


Задание №2





ОТВЕТЫ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

А

Б

В

Г

Д

1


+




2


+




3





+

4

+





Всего: ______________ баллов





























Задание №3


Тесты по химии.

Тема: Диеновые углеводороды.


Ф.И. студента_______________________________________________


1.Какая из приведенных формул не является диеновым углеводородом:

А) 2-метилгексадиен- 1,4;

Б) 2,2 – диметилпентадиен-1,6;

В) 2-метил, 2 –этил гексадиен-4,5;

Г) 2,3 – диметилпентан;

Д) Все ответы верны.


  1. Допущена ошибка в названии Д.У.:


А) СН3-СН С СН2 – бутадиен-1,2;


Б)

СН3

!

СН2 - С – СН - СН2 -2 этилбутадиен-1,3;


В)


С2Н5

!

СН2 -СН - СН-СН - СН2 -3 этилпентадиен 1,4;


Г) СН3

!

СН2 -С-СН -С-СН2-СН3- 3 метил 3 этилгексадиен 4,5;

!

С2Н5


Д) все ответы верны.


  1. Названию Д.У. 4,4-диметилгептадиен 1,2 соответствует формула:

А)

СН3

!

СН3-С-СН2-СН2

! !

СН3 СООН




Б) СН2-СН-СН3

! !

СН3 СН3


В) СН3-СН-СН-СН2-СН3

! !

СН3 СН3



Г) СН3-СН СН2-СН-СН2

! ! !

СН3 СН3 СООН



СН3

!

Д) СН3-СН2-СН2- С-СН- С- СН2

!

СН3



  1. Среди приведенных формул Д.У. является:

А) С5Н8;

Б) С3Н8;

В) С4Н9;

Г) С6Н12;

Д) С2Н4.











































Содержание

  1. Обоснование метода

  2. План урока (Вариант А)

  3. План урока (Вариант В)

Приложение 1. Вступительное слово преподавателя.

Приложение 2. Опорный конспект по теме

Приложение 3. Найди ошибку; тестовые задания.























Методическая разработка урока по предмету: "Химия" на тему: " Алкадиены. Строение,номенклатура, изомерия".
  • Химия
Описание:

Данная методическая разработка предназначена  для проведения учебного занятия по предмету химия на тему: "Алкадиены. Строение, номенклатура, изомерия".

Подготовлена в соответствии с требованиями государственного общеобязательного стандарта образования и программы предмета: "Химия".

Методическая разработка содержит развернутый конспект урока с акцентированием  межпредметных связей каждой порции закрепляемого  материала.

К числу положительных сторон методической разработки следует отнести:

-тщательную разработку каждого элемента урока;

-активное использование в ходе урока различных видов наглядности

( карточки, тестовые задания, иллюстрации  и т.д);

-сочетание традиционных и инновационных  методов и приемов в обучении;

-широкое применение интерактивных форм при закреплении ранее изученного  материала;

-практическая направленность заданий для закрепления;

- разнообразные приемы активизации всех студентов  группы в ходе проведения учебного занятия.

 

 

Автор Егурцева Наталья Валериевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 517
Номер материала 46474
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓