План
урока
По
предмету:
«Химия»
Дата
проведения: 11.12.2014
Время: 09:00
Аудитория: №54
Группа: МР-11-14
Тема: Алкадиены. Строение, номенклатура, изомерия.
Цель урока: Изучить классификацию и строение диеновых
углеводородов.
Задачи
урока:
Обучающая
задача:
Ø на основе
сравнения моделей молекул этана, этилена, бутадиена познакомить студентов с
углеводородами с двумя двойными связями в молекуле; подчеркнуть, что
возможность атомов углерода образовывать ординарные (простые) и кратные связи
является одной из причин многообразия органических веществ;
Ø научить
студентов составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда
диеновых и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда.
Воспитывающая
задача:
Ø воспитание добросовестного
отношения к выполняемой работе;
Ø воспитание интереса к
профессии;
Ø воспитывать чувство
гордости о вкладе учёных страны в развитие мировой химической науки.
Развивающая
задача:
развивать
внимание, логическое мышление;
умение
характеризовать состав и химическое строение диеновых углеводородов, составлять
структурные и электронные формулы.
Тип урока:
комбинированный
Вид
урока: урок
изучения и первичного закрепления знаний.
Метод
обучения: объяснение
нового материала, самостоятельная работа, словесно-наглядный, иллюстративный.
Оборудование,
материалы:
ü Персональный компьютер
ü Мультимедийный проектор
ü Карточки
ü Шаростержневая модель
молекулы пропадиен 1,2
ü Презентация.
Литература:
Учебная
литература по предмету «Химия»:
1. Л.А. Цветков «Органическая
химия»10 класс Москва 2004г;
2. Д.И. Артеменко
«Органическая химия» Москва 2001г;
3. Н.Н.
Нурахметов; К.Б. Бекишов; Н.Н. Заграничная «Химия» 10 класс «Мектеп» 2006г.
Межпредметные связи:
«Алгебра» и «Геометрия»: использование
математических расчетов при изучении количественного состава вещества по
формулам и уравнениям химических реакции; формы электронных облаков,
пространственное строение и геометрия молекул.
«Физика»: состав и строение атома,
атомных ядер, изотопы, радиоактивность, ядерные реакции; агрегатные состояния
веществ, кристаллические решетки, газовые законы; электролиз расплавов и
растворов солей; закон электролиза Фарадея; альтернативные источники энергии,
энергетический потенциал Казахстана.
«География»: месторождение полезных
ископаемых, угля, нефти, природного газа; природные сырьевые ресурсы и основные
металлургические, химические и перерабатывающие производства в Казахстане
и мире, их практическая значимость для социально-экономического развития страны;
рациональное использование минеральных ресурсов.
Деятельность студентов: Индивидуальная,
групповая самостоятельная работа.
Ход
урока
1. Организационный
момент. Приветствие.
1.1.
Приветствие;
1.2 Психологический настрой студентов на совместную
результативную работу.
2. Сообщение темы и цели занятия
2.1 Ознакомление студентов с темой урока и
учебно-воспитательными целями и задачами.
2.2 Вступительное слово преподавателя «приложение №1».
3.Изложение нового материала (приложение
№2).
3.1.Сообщение нового материала
План работы урока:
ü Строение алкадиенов.
Гомологический ряд.
ü Номенклатура и
изомерия.
3.2. «Релаксация»- минута отдыха.
Во время перерыва следует расслабиться.
4. Обобщение и систематизация
знаний
4.1 Самостоятельная работа /тест/;
4.2 Индивидуальная консультация деятельности
студентов по ходу выполнения работы.
5. Подведение итогов
5.1 Рефлексия и обобщения результатов урока
Ребята, сегодня вы многое узнали о алкадиенах,
их строении, номенклатуре и изомерии.
Я предлагаю, рефлексию урока провести
следующим образом – на стикерах, что лежат у вас на столах, например - написать
отзывы о пройденном уроке, по следующим вопросам:
1.
Что вы узнали нового на уроке?
2.
Что вы поняли?
3.
С чем вы можете это сравнить?
4.
Где вы это можете применить?
5.
Как вы можете оценить работу на уроке?
6.
Что вы можете предложить?
Студенты пишут отзывы и приклеивают
на доску стикеры.
5.2 Подведение итогов урока.
5.3 Ответы на вопросы заданные студентами
Домашнее задание: 0-1 стр 63
Приложение
1
Вступительное слово преподавателя:
Химические темы, как перроны
Проносятся, на каждом столько лиц!
На траектории не люди – электроны,
И жизнь почти невидимых частиц!
И как планеты в космосе частицы
Несутся, открывая мир идей.
Не химия ли открывает принцип
Валентных связей среди людей.
Не знать законов!
Что ж сказать по чести,
Безграмотный, увы, убог и сир.
Все движется, мир не стоит на месте,
И ХИМИЯ – окно в огромный мир.
Приложение
2
Опорный
конспект
Непредельные
соединения, в молекулах которых имеются две двойные связи, называют диеновыми
углеводородами «алкадиенами».
СТРОЕНИЕ АЛКАДИЕНОВ. ГОМОЛОГИЧЕСКИЙ РЯД
Для того чтобы одна молекула могла содержать две
двойные связи, необходимо по крайней мере три атома углерода. Поэтому в ряду
диеновых углеводородов нет соединений с одним или двумя атомами углерода.
Простейшим
представителем алкадиенов является пропадиен /пример/. Если сравнить это
соединение с пропеном (он содержит также три атома углерода), то можно сделать
вывод, что диеновые углеводороды на два атома водорода беднее, чем алкены, с
тем же числом углеродных атомов.
Поэтому
общая формула гомологического ряда диеновых углеводородов:
СnН2n-2 (составить
два гомолога алкадиенов, дать название)
Две двойные связи
в молекулах алкадиенов могут находиться в различных положениях относительно
друг друга.
Если они
расположены рядом, то такие связи называют кумулированными
(пример №1)
Если
двойные связи разделены одной простой связью, называют сопряженными
(пример №2)
Если
двойные связи разделены двумя и более простыми связями, называют изолированными
(или несопряженными) (пример №3)
Работа
по вариантам;
Вариант
I
Пентадиен
1,4 (определить вид двойной связи)
Вариант II
Гексадиен 3,4
НОМЕНКЛАТУРА
Называют диеновые углеводороды по систематической номенклатуре,
так же как и алкены, заменяя суффикс –ен на –диен. Положение
двойных связей указывают цифрами. Нумерацию производят таким образом, чтобы
сумма цифр, обозначающих положения двойных связей, была наименьшей: пример
(гексадиен-1,3).
ИЗОМЕРИЯ
Диеновые
углеводороды могут различаться положением двойных связей в углеродной цепи:
1. Пентадиен-1,2;
2. Пентадиен-1,3;
3. Пентадиен-2,3;
4. Пентадиен-1,4.
Мы вновь встречаемся с
изомерией положения двойных связей в молекуле.
Приложение №3
Задание №1
Найди ошибку.
Студентам выдаются
карточки, необходимо из приведенных формул найти строение молекулы диеновых
углеводородов.
Задание №2
ОТВЕТЫ
НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
№
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
Д
|
1
|
|
+
|
|
|
|
2
|
|
+
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
+
|
4
|
+
|
|
|
|
|
Всего: ______________ баллов
Задание №3
Тесты
по химии.
Тема:
Диеновые углеводороды.
Ф.И. студента_______________________________________________
1.Какая из
приведенных формул не является диеновым углеводородом:
А) 2-метилгексадиен-
1,4;
Б) 2,2 –
диметилпентадиен-1,6;
В) 2-метил, 2
–этил гексадиен-4,5;
Г) 2,3 –
диметилпентан;
Д) Все ответы
верны.
2. Допущена
ошибка в названии Д.У.:
А) СН3-СН С СН2 – бутадиен-1,2;
Б)
СН3
!
СН2 - С – СН - СН2 -2
этилбутадиен-1,3;
В)
С2Н5
!
СН2 -СН -
СН-СН - СН2 -3 этилпентадиен 1,4;
Г) СН3
!
СН2 -С-СН -С-СН2-СН3- 3 метил 3 этилгексадиен 4,5;
!
С2Н5
Д) все ответы
верны.
- Названию
Д.У. 4,4-диметилгептадиен 1,2 соответствует формула:
А)
СН3
!
СН3-С-СН2-СН2
! !
СН3 СООН
Б) СН2-СН-СН3
! !
СН3 СН3
В) СН3-СН-СН-СН2-СН3
! !
СН3 СН3
Г) СН3-СН СН2-СН-СН2
! ! !
СН3 СН3 СООН
СН3
!
Д) СН3-СН2-СН2- С-СН- С- СН2
!
СН3
- Среди
приведенных формул Д.У. является:
А) С5Н8;
Б) С3Н8;
В) С4Н9;
Г) С6Н12;
Д) С2Н4.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.