Главная / История / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» В 8 КЛАССЕ ТЕМА: «ДОРОГАМИ ПОДВИГА И СВЯТОСТИ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» В 8 КЛАССЕ ТЕМА: «ДОРОГАМИ ПОДВИГА И СВЯТОСТИ


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)


Институт непрерывного образования

Духовно-просветительский культурный центр имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ

«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» В 8 КЛАССЕ


ТЕМА: «ДОРОГАМИ ПОДВИГА И СВЯТОСТИ:

ЮЖНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ. СЕРПУХОВСКАЯ ЗЕМЛЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ – ОСНОВАТЕЛЬ ВЫСОЦКОГО МОНАСТЫРЯ»






Автор:

Беспалова Оксана Викторовна

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 8 г. Чехов









2014 год




ДОРОГАМИ ПОДВИГА И СВЯТОСТИ:

ЮЖНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ. СЕРПУХОВСКАЯ ЗЕМЛЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ – ОСНОВАТЕЛЬ ВЫСОЦКОГО МОНАСТЫРЯ.



ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- дать знания о феноменах православной культуры XIV века на землях Южного Подмосковья;

- дать знания о святых, объектах духовной культуры, связанных с их именами.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- выявление причинно-следственных связей (установление взаимосвязи исторических событий и их отражения в жизни исторических личностей и объектах духовной культуры);

- развитие мотивации для познания православной картины мира.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- духовно-нравственное воспитание;

- этическое воспитание в контексте православных ценностей жизни.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Молитва. Богомыслие. Боголюбие. Преподобный Афанасий Высоцкий. Послушание. Икона Божией Матери: «Неупиваемая чаша».


СРЕДСТВА УРОКА:

Учебное пособие «ДКП», иллюстрации №№ 144-155, призентация.


ФОРМА УРОКА:

Проблемная лекция с элементами беседы с использованием ИКТ технологий.


СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Постановка задач урока

  3. Постановка темы и проблемного вопроса

  4. Объяснение нового материала

  5. Закрепление материала (работа с учебным пособием и иллюстрациями) и работа над проблемным вопросом

  6. Итог урока (рефлексия), домашнее задание









ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент: приветствие учащихся, создание позитивной, дружелюбной обстановки в классе, настраивающей на доверительную беседу.

  2. Актуализация знаний. Постановка задач урока:

Дорогие ребята, сегодня мне бы хотелось начать урок со стихотворения известного писателя Серебряного века, поэта-символиста Дмитрия Мережковского «Бог»:




О Боже мой, благодарю

За то, что дал моим очам

Ты видеть мир, Твой вечный храм,

И ночь, и волны, и зарю...

Пускай мученья мне грозят,-

Благодарю за этот миг,

За все, что сердцем я постиг,

О чем мне звезды говорят...

Везде я чувствую, везде,

Тебя Господь,- в ночной тиши,

И в отдаленнейшей звезде,

И в глубине моей души.

Я Бога жаждал - и не знал;

Еще не верил, но любя,

Пока рассудком отрицал,-

Я сердцем чувствовал Тебя.

И Ты открылся мне: Ты - мир.

Ты - все. Ты - небо и вода,

Ты - голос бури, Ты - эфир,

Ты - мысль поэта, Ты - звезда...

Пока живу - Тебе молюсь,

Тебя люблю, дышу Тобой,

Когда умру - с Тобой сольюсь,

Как звезды с утренней зарей.

Хочу, чтоб жизнь моя была

Тебе немолчная хвала.

Тебя за полночь и зарю,

За жизнь и смерть - благодарю!..


Вопросы для обсуждения с учениками:

- Согласитесь, в этом стихотворении автор в каждой строчке описывает свои чувства, а именно его любовь к Творцу, ко Всевышнему, они буквально пропитаны благодарностью и благоговением. Через это поэтическое произведение Мережковский беседует с Богом, соединяется с ним.

- А как обращают ум и сердце ко Всевышнему православные христиане? - Правильно, через молитву

Со времен Крещения Руси в 988 году и по сей день верующие обращаются к господу с молитвой: благодарят Бога, просят Его, каются и славят Творца.

Молитва помогает приблизиться человеку к постижению цели жизни православного христианина.В молитве человек совершенствуется, размышляет о Боге, «богомыслит». А это один из этапов маршрута духовного краеведения – пути к святости. И мы продолжаем с вами наше путешествие по духовным маршрутам нашей Подмосковной земли: таким образом, мы получаем знания о нашей духовной и религиозной истории, изучаем традиции нашего народа, узнаем о Святых и Святынях родного края.

  1. Постановка темы и проблемного вопроса:

Сегодня мы познакомимся с именами и жизнью Святых и Святынями Серпуховской земли. Тема нашего урока: «Серпуховская земля. Преподобный Афанасий Высоцкий – основатель Высоцкого монастыря».

Проблемный вопрос:

- Какие нравственные и духовные уроки мы, люди XXI века, можем извлечь из жития Преподобного Афанасия Высоцкого; как сохранившиеся святыни Серпуховской земли открывают нам путь к духовному совершенствованию?

4.Объяснение нового материала:


Серпуховский Высоцкий монастырь. Серпухов

Серпуховский Высоцкий монастырь был основан в 1374 году устроением серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго, двоюродного брата и сподвижника великого князя Дмитрия Донского.(слайд 7) Князь Владимир избрал для обители возвышенность к югу от Серпухова на левом берегу реки Нары, недалеко от ее впадения в Оку(слайд 8), и обратился за благословением к самому преподобному Сергию Радонежскому, духовный авторитет которого в то время уже был чрезвычайно велик. Преподобный лично прибыл в Серпухов. (слайд9)

Место, избранное под новую обитель, называлось Высоким, поэтому и сам монастырь получил название Высоцкого. Руководство обителью Радонежский чудотворец поручил одному из своих любимых учеников - Афанасию Старшему.(слайд 10) Не покладая рук трудился настоятель Афанасий. Его достойная примера деятельность привлекала к себе все больше внимания, и число насельников обители постепенно росло. Среди них особенно выделялись ближайшие ученики, просиявшие впоследствии святостью своей жизни преподобные: Никон Радонежский, будущий преемник Сергия Радонежского, второй игумен Троицкого монастыря, а также Афанасий Младший.

Преподобный Афанасий младший




Преподобный Афанасий младший. Икона из Высоцкого монастыря.

В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября 1380 года объединенное русское войско под командованием Дмитрия Донского одержало великую победу над Золотой Ордой в битве на Куликовом поле. Громадная заслуга в этой исторической победе принадлежала князю Владимиру Храброму, который возглавлял засадный полк и в решающий момент сражения ударил по врагу, обратив его в бегство. В память о победе и в благодарность Небесной Владычице по возвращении домой князь Владимир воздвиг в Высоцком монастыре обширный каменный Зачатьевский собор, заменивший прежний деревянный, и трапезную палату с церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Новый храм был поставлен над братской могилой воинов-серпуховичей, сложивших головы в кровавой сече.

По преданию, в 1381 году обитель на Высоком в сопровождении преподобного Сергия Радонежского посетил митрополит Киевский и всея Руси Киприан(слайд 11) - писатель, редактор, переводчик и книгописец, один из виднейших представителей славянской книжности.

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси
Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси.

Киприан прибыл для того чтобы освятить новые храмы. Согласно некоторым сведениям, встреча игумена Афанасия и митрополита Киприана связала их глубокими узами духовной дружбы и единомыслия. Когда осенью следующего года Дмитрий Донской изгнал Киприана из
Москвы, с ним вместе удалился сначала в Киев, затем в Константинополь и Афанасий. Игуменом Высоцкого монастыря стал Афанасий Младший, а после его кончины в 1395 году - преподобный Никита, которого считают духовником Пафнутия Боровского и основателем Богоявленского монастыря в Костроме.

При этих преемниках Афанасия Старшего обитель продолжала процветать, сохраняя прежние традиции и уклад жизни. По-прежнему велось и каменное строительство. К 1396 году относится сооружение каменной сени на четырех столбах над местом погребения Афанасия Младшего. Время управления монастырем первыми тремя святыми настоятелями оценивается как самая драгоценная страница его истории.

Важной особенностью жизни Высоцкого монастыря было его пограничное положение на южных рубежах великого княжества Московского. Вплоть до XVII века река Ока являлась границей, разделявшей русские земли и Степь. Вдоль нее строились оборонительные линии, защищавшие государство от разорительных набегов неспокойных южных соседей. Высоцкий монастырь зачастую использовался как крепость и всегда находился под угрозой разорения.


Итак, подробнее обратимся к житию Преподобного Афанасия, дабы извлечь из него нравственные уроки для нас (подробное житие необходимо для подготовки учителя к уроку. Допустимы сокращения в жизнеописании во время урока). 51777575_1259482522_ib1956

[показ слайда преподобный Афанасий Высоцкий] Преподобный Афанасий Высоцкий (Серпуховской) родился в семье священника Авксентия из Новгородской области и в миру носил имя Андрей.

Родителями своими Андрей воспитан был в правилах христианского благочестия и еще в детстве обучен чтению, письму и церковному пению. С ранних лет полюбил он храм Божий, часто молился в нем, и самое решение посвятить себя иноческой жизни созрело в юноше во время богослужения. Однажды во время литургии Андрея поразили слова Господа из дневного евангельского зачала: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16, 24; Мк. 8, 34); и в этих словах он услышал призыв к иночеству. В то время распространилась уже на Руси слава о великом подвижнике Радонежском прп. Сергии и об основанной им пустынной Троицкой обители. Под руководством прп. Сергия и пожелал Андрей проходить подвиг иночества; пешком пришел он из Обонежья в Троицкую обитель и со слезами упал к ногам святого старца, прося принять его в число своих учеников. Прп. Сергий исполнил пламенное желание Андрея, принял его в обитель и для испытания назначил ему послушание — трудиться на поварне. Проходя это испытание, Андрей показал себя благопокорным тружеником и усердным молитвенником, и потому прп. Сергий постриг его в монашество, дав при этом иноческое имя Афанасий.174n2


Новый инок отличался добронравием, чистотою мысли и совершенным послушанием. «Во все время, пока ты был при мне, — говорил ему впоследствии прп. Сергий, — ты ни разу не оказал непослушания не только мне, но и братии». В то же время Афанасий отличался среди других братией знанием Священного Писания и любовью к переписыванию книг. Он оставил в Троицкой обители много «доброписаний» своей руки и за свою начитанность и любовь к книгам особенно любим был прп. Сергием.

Такой инок способен был не только проходить монастырское послушание, но и руководить других на иноческом пути. И действительно, прп. Афанасий стал основателем и игуменом одного из первых монастырей, происшедших от великой лавры Сергиевой, — монастыря Высоцкого Серпуховского [показ слайда Высоцкий мужской монастырь в Серпухове].

Благочестивый князь серпуховской Владимир Андреевич Храбрый, почитавший и любивший монашеский и священнический чин, задумал устроить в своем городе монастырь. Он просил прп. Сергия прибыть к нему для благословения и основания обители. Исполняя желание князя, и видя его усердие к монастырям и храмам Божиим, преподобный Сергий с радостью и без замедления пришел в Серпухов. Преподобный осмотрел и одобрил выбранное князем место для будущей обители, называвшееся Высоким (по своему положению на очень высоком берегу Нары), и своими руками заложил основание храма в честь Зачатия Пресвятой Богородицы богоматерью Анной. Это было в 1374 г. Князь Владимир просил у прп. Сергия любимого ученика его прп. Афанасия в игумены нового монастыря. Князь знал прп. Афанасия потому, что Радонежская обитель находилась в его княжестве и он часто посещал ее. Жалко было великому подвижнику отпускать от себя мужа, чудного в добродетелях и разумного в Божественном Писании. Но склоняясь на просьбу князя Владимира, он отпустил в Серпухов прп. Афанасия. Благодаря щедротам усердного князя скоро воздвигнут был храм обители, устроены братские келлии. Строитель пожертвовал в обитель все потребное в изобилии: святые иконы, книги, священные сосуды. На высокой горе прекрасно устроенный монастырь был очень красив. Быстро собирались в него братия, и прп. Афанасий, искусный и разумный в управлении монастырем, ввел в обители строгое общежитие. Поэтому монастырь процветал и нравами. В числе первых иноков Высоцкого монастыря был прп. Никон, впоследствии преемник самого прп. Сергия по игуменству в Троицком монастыре. Весьма знаменательно то, что когда юный Никон пришел в Троицкую обитель и просил пострижения, сам прп. Сергий направил его сперва в Высоцкий монастырь к прп. Афанасию, сказав, что он получит там наставление в иноческой жизни: так ценил великий подвижник духовное руководство прп. Афанасия. После же того, как прп. Никон прошел первоначальный монашеский искус

и удостоился сана священства за свои подвиги, прп. Сергий взял его в свой монастырь и перед смертью назначил своим преемником по игуменству.

Прп. Афанасий поучал подчиненную братию как высоким личным примером своим, так и проповедническим словом; свои наставления преподобный брал из творений святых — Василия Великого, Исаака Сирина и других отцов Церкви. По-прежнему, как и в Троицком монастыре, он любил переписывать душеполезные книги: эти книги его письма и после него долго хранились в Высоцком монастыре. Заставлял трудиться над перепискою книг и братию монастыря.

Преподобный был в близких, дружеских отношениях с тогдашним Московским митрополитом Киприаном, который и сам приезжал в Высоцкий монастырь для освящения каменной церкви, заменившей первоначальную деревянную. Высоцкий игумен и митрополит Московский вели между собою переписку. Когда в 1382 г. митрополит Киприан вследствие неудовольствия на него великого князя Димитрия Донского удалился из Москвы в Киев, вместе с ним на некоторое время уехал туда же и прп. Афанасий. В 1387 г. митрополит Киприан по вызову Константинопольского патриарха должен был отправиться в Константинополь. Пользуясь этим невольным путешествием митрополита, преподобный решился сопутствовать ему и уже навсегда оставил свой Высоцкий монастырь. Летопись объясняет нам причину этого решения в таких словах: «Бога ради остави игуменство». Это должно понимать так, что Афанасий, подобно прп. Никону, вскоре после смерти прп. Сергия, оставившему игуменство, возжелал совершенного безмолвия и уединения.

Но оставляя игуменство в Высоцком монастыре, прп. Афанасий передал его в добрые и верные руки: он вручил управление обителью соименнику своему, им же воспитанному в иноческих добродетелях, Афанасию Младшему.

В Константинополе подвижник вместе с митрополитом Киприаном жил в Предтечевом монастыре, носившем прозвание «Богом богатого», затем подвизался в обители Перивлепто. В одном из этих монастырей св. Афанасий купил себе келлию и право на содержание от монастыря и пребывал, как один из убогих, оставив попечение о настоящем и желая будущего воздаяния. Когда митрополит Киприан в 1390 г. приехал снова в Москву и утвердился на митрополичьем престоле, он много упрашивал прп. Афанасия, чтобы тот возвратился в Россию и принял почетную должность. Но смиренный подвижник решительно отказался от этого и сказал: «Эта келлия моя дороже мне всяких почестей!»

Один из учеников Афанасия в Предтечевом монастыре, сообщивший известие об этом отказе, справедливо восклицал: «О, ум рассудительный! О, взор светлый! Дивлюсь я твоему воздержному житию

Живя в Константинополе, прп. Афанасий не забывал своего Серпуховского монастыря; он прислал в него несколько икон византийского письма, которые и доныне стоят в главном монастырском храме Пресвятой Богородицы над царскими вратами.

Прп. Афанасий и в Константинополе пользовался, вероятно, большим почетом и уважением за свою подвижническую жизнь; переписчик упомянутого выше святоотеческого Сборника именует его «священночестнейшим между иноками». «Прожив в молчании со святым старцем», преподобный «старости глубоце преставился ко Господу» в Константинополе, по всей вероятности, в первых годах XV в.

5.Закрепление материала (работа с учебным пособием и иллюстрациями) и работа над проблемным вопросом:

- Откройте, учебник «ДКП» на стр. 135-138: Путешествие по святым местам родной земли: Серпуховский Высоцкий монастырь. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

- как взаимосвязано возрождение духовной жизни в России в 90-е годы ХХ века и возрождение Высоцкого монастыря?

- какие храмы были здесь построены в 90-е годы?


- Одной из святынь Высоцкого монастыря является чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша».(слайд13) Прочитайте текст об иконе на странице 141 и ответьте на вопросы:thumb_FG-002

- какова история иконы?

- о чем рассказывает икона?

- почему она так названа?

- какие чувства возникают у вас, при рассмотрении этой иконы?



(подробная информация об иконе необходима для подготовки учителя и самообразования) На протяжении многих лет образ Божией Матери "Неупиваемая Чаша", находящийся в Высоцком монастыре, достойно почитается православным народом, как чудотворный. В конце ХХ века Высоцкий монастырь стал местом возрождения почитания дотоле почти забытого образа Богородицы, который в наши дни приобрел всероссийское почитание и стал известен во всем православном мире.

Явление первообраза иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства. Он пропивал всю пенсию, все, что находил в своем доме, и дошел до нищенского состояния. От непомерного пьянства у него отнялись ноги, но он все продолжал пить. И вот однажды этот уже опустившийся человек видит необыкновенный сон. Перед ним предстал благолепный старец-схимник и сказал: "Иди в город Серпухов в монастырь Владычицы Богородицы. Там есть икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша", отслужи перед ней молебен и будешь здоров душой и телом".

Не владея ногами, не имея посторонней помощи, без всяких средств, крестьянин не рискнул пуститься в дальнее путешествие. Святолепный старец явился ему снова, но тот все еще не решался выполнить услышанное. Старец явился ему в третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно на четвереньках отправился в путь. В одном селении он остановился на ночлег. Сердобольная старушка-хозяйка, чтобы облегчить боль, растерла ему ноги и уложила на печь. Ночью путник почувствовал приятное ощущение в ногах, попробовал встать и, хотя очень слабо, мог удержаться на них. На следующую ночь ему стало еще легче. Так, опираясь сначала на две, а потом на одну палку, он добрался до Серпухова.

Придя в женский Введенский Владычный монастырь, страждущий рассказал о своих сновидениях и попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда кому-то пришла мысль: а не эта ли икона с изображением Чаши висит в проходе из соборного храма в ризницу. Каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: "Неупиваемая Чаша"! В явившемся ему схимнике он узнал старца Варлаама, строителя этого монастыря. Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.

Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стало стекаться множество богомольцев из города Серпухова, его пределов, а также из более дальних мест. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие стремились вознести свои молитвы к Богоматери об исцелении от недуга, и многие приходили уже для того, чтобы возблагодарить Владычицу за оказанную им милость.

Особо икона почиталась в Серпухове. В центре города при храме благоверного князя Александра Невского было создано Александро-Невское братство трезвости. Каждое воскресенье при большом скоплении народа перед списком с чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в храме совершались молебны с чтением акафиста, обычно завершавшиеся религиозно-нравственными беседами. thumb_IMG_1133

В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали закрываться. После закрытия Владычного монастыря чудотворная икона была перенесена в кафедральный собор Николы Белого. В 1928-1930 гг. Серпуховскую кафедру возглавлял митрополит Мануил (Лемешевский). В воспоминаниях о нем было написано, что он восстановил почитание святыни этой обители, местночтимой иконы Богоматери "Неупиваемая Чаша", которое к тому времени постепенно приходило в забвение. Также по просьбе верующих с благословения Владыки Мануила было написано 8 копий с Чудотворной иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". В 1929 году Никольский собор был закрыт, все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы с изображением образа Божией Матери "Неупиваемая Чаша", включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.

Почитание Серпуховской святыни возобновилось в 80-х годах ХХ века. Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (ныне епископ Биробиджанский и Кульдурский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста Божией Матери "Неупиваемая Чаша".



Работа над проблемным вопросом:

Напомним поставленный в начале урока вопрос:

- Какие нравственные и духовные уроки мы, люди XXI века, можем извлечь из жития Преподобного Афанасия Высоцкого; как сохранившиеся святыни Серпуховской земли открывают нам путь к духовному совершенствованию?


Мы, люди XXI века, можем много поучительного извлечь из жития у Преподобного Афанасия Высоцкого (Старшего), например, быть более добронравными, стараться чисто мыслить и быть послушными, трудиться. Вся его жизнь – это пример духовного подвига во имя веры!

А примеры святынь нашей, родной Подмосковной земли, учат нас проявлять скромность, бескорыстие, самоотверженность.




6.Итог урока (рефлексия), домашнее задание:

Д/З:

- Подготовить сообщения о других монастырях и храмах Серпуховской Земли (можно в пределах современного Серпуховского района);

- стр. 144, задание 6, 9


Рефлексия:

- Ребята, интересный ли был для вас урок? Выявили ли вы для себя какие-то новые духовные ценности?

- Чувствуете ли вы себя потомком православной духовной культуры?


Спасибо за внимание,

до встречи на уроках «Духовного краеведения Подмосковья».


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» В 8 КЛАССЕ ТЕМА: «ДОРОГАМИ ПОДВИГА И СВЯТОСТИ
  • История
Описание:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ

«ДУХОВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» В 8 КЛАССЕ

 

ТЕМА: «ДОРОГАМИ ПОДВИГА И СВЯТОСТИ:

ЮЖНОЕ ПОДМОСКОВЬЕ. СЕРПУХОВСКАЯ ЗЕМЛЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ – ОСНОВАТЕЛЬ ВЫСОЦКОГО МОНАСТЫРЯ»

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- дать знания о феноменах православной культуры XIV века на землях Южного Подмосковья;

- дать знания о святых, объектах духовной культуры, связанных с их именами.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- выявление причинно-следственных связей (установление взаимосвязи исторических событий и их отражения в жизни исторических личностей и объектах духовной культуры);

- развитие мотивации для познания православной картины мира.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- духовно-нравственное воспитание;

- этическое воспитание в контексте православных ценностей жизни.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Молитва. Богомыслие. Боголюбие. Преподобный Афанасий Высоцкий. Послушание. Икона Божией Матери: «Неупиваемая чаша».

 

СРЕДСТВА УРОКА:

Учебное пособие «ДКП», иллюстрации №№ 144-155, призентация.

 

ФОРМА УРОКА:

Проблемная лекция с элементами беседы с использованием ИКТ технологий.

 

СТРУКТУРА УРОКА:

1.     Организационный момент

2.     Актуализация знаний.  Постановка задач урока

3.     Постановка темы и проблемного вопроса

4.     Объяснение нового материала

5.     Закрепление материала (работа с учебным пособием и иллюстрациями) и  работа над проблемным вопросом

Итог урока (рефлексия), домашнее задание

 

Автор Беспалова Оксана Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1142
Номер материала 26453
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓