Главная / Начальные классы / методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые- недра земли" (4класс0

методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые- недра земли" (4класс0

Название документа багатства недр 4класс.doc

Тема: Полезные ископаемые - богатства недр

Автор: Бочкова Т.В.

Цель: ознакомление учащихся с объектами природы своей местности

Задачи:

  1. Показать значение добычи и использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей;

  2. Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд);

  3. Учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

  4. Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых

Оборудование:

Учебник «Окружающий мир». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 4 класс, 2014 года, УМК «Планета знаний»; Рабочая тетрадь к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир», 4 класс, 2014г.; физическая карта России, карта Хабаровского края, коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, торф, нефть, руды металлов; лупы, компас, гвозди; ЦОР «Календарь погоды»; презентация «Полезный ископаемые- богатства недр»

Послушаем синоптика о погоде :ЦОР Календарь погоды


  1. Мотивация

Мы ведём репортаж с урока «Окружающего мира» в 4 классе

Булгинской средней школы с.Булгин.

Мы проводили исследования полезных ископаемых Хабаровского края и Охотского района.

- Ребята, вы конечно любите приключенческие книги, фильмы, где герои ищут таинственные клады, спрятанные пиратами в глубоких подземельях.

- Давно нет на земле пиратов, но люди по-прежнему ищут подземные сокровища.

-Об искателях кладов написал в своём стихотворении «Геологи» поэт Степан Щипачёв: слад №2


Ничего на свете нет богаче

Недр земных, что нам принадлежат.

С сотворенья мира, не иначе,

Эти клады под землёй лежат

-Если мы посмотрим на карту полезных ископаемых Хабаровского края, то увидим на ней настоящие россыпи квадратов, треугольников и кружочков.

Давайте вместе попробуем разобраться в загадке «Где что лежит»


II . Актуализация знаний

Тест. Слайд № 3, 4

  1. Выбери правильное утверждение

  • Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле

  • Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли

  • Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку

  1. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

  • Гранит

  • Рубин

  • Руда

  1. Металлы – это:

  • Соль, агат, базальт

  • Медь, алюминий, железо, олово

  • Известняк, глина, песок

  1. Из железной руды получают:

  • Чугун, сталь

  • Алюминий , гранит

  • Бриллиант, малахит


III. Построение проекта выхода из затруднения - слайд № 5

  1. В чём затруднялись?

  2. Постановка цели

  3. Тема урока «Полезные ископаемые- богатства недр»


IV. Реализация построенного проекта

  1. Объяснение учителя.

Наш Хабаровский край является частью великого рудного пояса, который расположен в западной части Охотского моря вдоль Тихого океана. Титанические силы Земли, смявшие её покров в грандиозные каменные складки, вынесли из глубинных недр и обнажили для человека ископаемые сокровища. По разнообразию и запасам минерального сырья наш регион относится к числу богатейших районов страны.

Чем богаче страна полезными ископаемыми, тем больше возможностей для её экономического развития, а значит , повышение уровня жизни населения. Вот почему так важно знать о свойствах важнейших полезных ископаемых и их использовании.

Бесконечно разнообразны сокровища наших гор и долин. Как в драгоценной шкатулке лежат в недрах Земли уголь и железная руда, золото и оловянная руда, редкие металлы, голубая яшма и горный хрусталь. Целые горы сложены мрамором разных цветов. Глыбы гранита и базальта. Во многих районах в неограниченном количестве – песок и гравий.


  1. Какие полезные ископаемые вы знаете? (строительные)

*А как человек использует эти полезные ископаемые?


  1. Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

*Какие виды топлива вы знаете?

*Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами)

*Почему сейчас не отапливают дровами? (истреблялись леса, дрова не могли выделить большое количество тепла)

*Что сейчас человек использует вместо дров?

Горючие полезные ископаемые


  1. Исследование свойств каменного угля (по группам)

*На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых. Я предлагаю вам исследовать свойства каменного угля с помощью карточки - инструкции


Карточка инструкция

Название _________

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Хрупкость ___________________

Полезные свойства ____________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Какое свойство применяют

5.Подготовь сообщение о данной породе

*Какая группа будет рассказывать о свойствах каменного угля?

  1. В Хабаровском крае много залежей каменного угля, некоторые выходят прямо на поверхность, даже шахты рыть не надо.

Самая большая угольная «кочегарка» края находится на ю-в

*Буреинский каменноугольный бассейн

*Хабаровский район (бурый уголь)- очень глубоко залегает, на глубине150м , поэтому его не добывают

*Комсомольский район (бурый уголь)

*Охотский район (бурый уголь) – используется для местных кочегарок

  1. Каменный уголь исследовал Ромашов Сергей . Слово исследователюслайд № 6, № 7, № 8

Бурый уголь- горючее полезное ископаемое. Материалом для образования бурого угля послужили лиственные деревья и торфяные растения, которые постепенно разлагались под водой без доступа воздуха под слоем глины и песка. Первой стадией истлевания после торфа является бурый уголь. Дальнейшее разложение завершается превращением в каменный уголь и антрацит и даже графит.

На глубине в 1километр из 20-метрового слоя торфа получается пласт бурого угля толщиной в 4 метра. На глубине в 3 километра слой торфа превратится в пласт каменного угля толщиной в 2 метра. На большей глубине от 6 км , 20 метровый слой торфа становится пластом антрацита толщиной в 1,5 метра. Чем глубже находится торф, тем качественнее будет уголь.

Как топливо бурый уголь в России и многих странах употребляется значительно меньше, чем каменный уголь. Однако из-за низкой стоимости и маленьких котельных он более популярен и занимает около 80%. У нас в Охотском районе используют бурый уголь, который здесь и добывают.

Добыча угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведётся открытым и закрытым способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты у нас в России до 1200 метров.

Учитель. Различают несколько видов каменного угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Самый молодой уголь- бурый, а самый древний- антрацит, который образовался более 200млн лет назад. Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.

  1. Исследование свойств торфа (карточка инструкция) слайд № 9

Карточка инструкция

Название _________

Цвет _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Полезные свойства ________________________


1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Опусти в воду, плавает ли в воде

3.Какое свойство применяют

4.Подготовь сообщение о данном полезном ископаемом


  • Какая группа расскажет об исследовании торфа ( опыт горения торфа)


  1. Вывод: уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф.

6.Торф исследовал Тен Ваня–демонстрация пособий у доски

Торф образуется из отмирающих корней болотных растений- пушицы, осоки, мха сфагнума, которые опускаются на дно болот. На болотах высокая влажность и недостаток воздуха. В таких условиях растительные остатки полностью не разлагаются и накапливаются по 1мм в год на дне болот. Постепенно слои спрессовываются и получается бурое вещество- торф. Высохший торф хорошо горит.

Используют торф в качестве удобрения на полях, в теплицах и парниках. Из торфа изготавливают: воск, парафин, органические красители, уксусную кислоту, смазочные масла, активированный уголь. Торф хорошо впитывает влагу, поэтому его используют для подстилки животным.

Слайд № 9 ( 2, 3)

В старину торф называли «горючей землёй». Петр 1 в 1703 году издал указ: «искать всемерно торф, чтобы было подспорье дровам». В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций сейчас в России около 80



Учитель.*Месторождения торфа находятся вдоль реки Амур и на Охотском побережье



  1. Нефть исследовала Крупницкая Саша – слайд-№ 10, 11 демонстрация пособия

Нефть- одно из горючих полезных ископаемых, которое широко используется в наше время. Слово «нафата» в переводе с арабского означает «извергать». Действительно при бурении скважин нефть вырывается из недр земли фонтанами чёрной маслянистой горючей жидкости. Одни учёные утверждают, что нефть образовалась из остатков древних растений и останков животных, другие – из минеральных веществ. Известна нефть с древних времён. Её ещё называли горным маслом. Использовали нефть для обмазки днищ лодок, для освещения жилища и улиц, из неё делали лекарства. Бензин, керосин, соляр, парафин, вазелин, дизельное топливо, мазут- это продукты переработки нефти.

Из нефти делают пластмассы и синтетические волокна. Также используют нефть в парфюмерной и косметической промышленности для изготовления мазей, кремов и в бумажной промышленности. Двадцатый век иногда называют веком нефти.

Нефть легче воды. Это свойство нефти приводит к большим бедствиям. При аварии судов, перевозящих нефть, она растекается тонкой плёнкой, покрывая огромные пространства воды и причиняя большой ущерб растениям и животным морей и океанов. Особенно страдают птицы. Оказавшаяся в воде нефть может воспламениться.


Учитель.*Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Её называют «чёрным золотом» , так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире.

Нефть нашли в Охотском районе, на Шантарских островах и в Сахалинском заливе



  1. Природный газ - слайд № 12 – Зачитать по учебнику на с. 46 природный газ и найти свойства природного газа .

Раньше природный газ, который выходил из земных трещин и горел, считали «священным огнём» и строили храмы около тех мест, где он горел. Сегодня свойство природного газа гореть без дыма и давать при этом много тепла делает его эффективным горючим материалом. Природный газ сопутствует месторождениям нефти.



* К нам природный газ и нефть по трубам перекачивают с Сахалинской области



  1. Работа в печатной тетради на с.18 № 30. Заполнить в таблице горючие полезные ископаемые

  2. Физминутка слайд № 13

Руды чёрных и цветных металлов -слайд № 14

  • Хабаровский край богат различными полезными ископаемыми. Особенно много в крае рудных полезных ископаемых: железная руда и руды цветных металлов

  • Знакомства с рудными породами (коллекция)

  • Записать названия руд в таблицу ( печатная тетрадь)


  1. Исследование железной руды по группам. Сейчас мы исследуем железную руду


*Провести исследовательскую работу с помощью карточки инструкции


Карточка инструкция

Название _________

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Плотное или рыхлое ___________________

Полезные свойства _____________________________

____________________________________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Подготовь сообщение о данной породе


  • Какая группа расскажет о своём исследовании

Из красного и бурого железняка выплавляют железо, чугун и сталь (показ металлов)


  • Опыт с компасом (магнитный железняк отклонил стрелку компаса)

  • Что вызвало отклонение стрелки? (магнит, эта руда богатая, в ней много железа)

  • Месторождения железной руды – в Тугуро- Чумиканском районе


  1. Из цветных руд получают медь, алюминий, свинец, серебро, золото и другие металлы. Эти металлы называют цветными потому, что они имеют разнообразную окраску. В природе металлы могут встречаться и в чистом виде. Среди горных пород можно найти чистое золото, серебро, медь. Ну а сейчас юные исследователи расскажут о своих исследованиях: какие полезные ископаемые есть в нашем Охотском районе слайд № 15, 16


  1. Базальт исследовал Алексейцев Сергей слайд № 17

Базальт- это наиболее распространённый природный камень возникший после извержения вулкана. Базальт имеет чёрный, дымчатый, тёмно-серый или зеленовато-чёрный цвет. Основу его состава образует полевой шпат. Базальты покрывают дно океанов и большие пространства суши.

Из него можно лить тёмное стекло, трубы, изоляторы.

Данный минерал используется в качестве строительного камня.

Виды базальта отличаются друг от друга. Самой известной торговой маркой является разновидность под названием «базальтина». Это материал итальянского происхождения. Его прочность сравнима с прочностью гранита.

Другая разновидность- азиатская. Её отличает тёмно- серая окраска. Его широко используют в дизайнерских и архитектурных целях.

Мавританский зелёный базальт имеет насыщенный тёмно- зелёный оттенок

Сумеречный базальт привозят из Китая. Он имеет дымчато- серый или чёрный цвет. Его признают самым крепким и износо – морозостойким среди всех разновидностей данного минерала.

Месторождения базальта у нас в стране расположены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

  1. Нефрит исследовала Ким Лиза слайд № 18


Нефрит- замечательная особенность этой породы в её вязкости. Обломки нефрита очень сложно расколоть на куски. Прочность нефрита можно сравнить с хорошими сортами стали. Он в 2 раза прочнее стали.

Цвет разнообразный- от белого до желтоватого, травянистого, изумрудного, болотного, до почти чёрного. Встречается голубой и красный нефрит, но он редок и очень ценен. Окраска зависит от содержания железа и примесей хрома и марганца.

Нефрит используют в качестве поделочного камня и как уникальный материал для изготовления ювелирных и декоративно- художественных изделий.

Люди использовали его как камень для изготовления очень прочного оружия и орудий труда, позже- в качестве предметов и украшений.

14.Золото исследовал Арбузов Саша слайд № 19

Чистое золото- мягкий металл жёлтого цвета.

Люди добывают золото с незапамятных времён. С золотом человечество столкнулось уже в V веке до нашей эры в самородном состоянии.

В России до петровских времён золото не добывалось. Оно ввозилось в обмен на товары. Первое открытие запасов золота было сделано в 1732 году в Архангельской губернии. Была обнаружена золотая жила.

В России существует около 16 золотодобывающих компаний. Лидером добычи золота в России является компания «Полюс Золото», на которую приходится около 20% рынка.

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы. Золото издавна использовалось многими народами в качестве денег. Но золотые монеты утвердились только к XIX веку.

Самым крупным потребителем золота является ювелирная промышленность. Ювелирные изделия изготавливают не из чистого золота, а из сплавов с другими металлами для его прочности и стойкости.

Золото добывают в Охотском районе на Хакандже, Юрьевское месторождение и Озёрное.

  1. Также золото добывают в Аяно- Майском районе, в Николаевском районе разрабатывается. В Хабаровском крае более 500 россыпных месторождений, из них 200 уже разработали



  1. Кварц

hello_html_4c860f2e.gifhello_html_36ea598.gif


горный хрусталь халцедон

hello_html_715845c0.gifhello_html_2f2fbc6a.gif



сердолик агат

16.Горный хрусталь исследовала Логвина Настя –слайд № 20

Горный хрусталь- минерал. Бесцветная прозрачная разновидность кварца. Красивый декоративно- коллекционный камень, используется для украшения интерьеров. Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний. Изготавливают из него линзы. Окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни. Горный хрусталь используется для изготовления ювелирных изделий и предметов роскоши.

В Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра I , выточенный из цельного куска горного хрусталя, бочонок, перечница, кружка, чаши и т.д.Коллекция посуды из горного хрусталя имеется в Музее истории искусства в Вене. В Американском музее истории в Нью- Йорке имеется печать русской работы в виде Атласа, держащего на плечах земной шар.

В России XVIII - XIX веках из горного хрусталя вырезали табакерки, пуговицы, печатки. Церковную утварь.


  1. Сердолик исследовала Конищева Ира слайд № 21

Сердолик- минерал, цвета от жёлтого до красного

Название минерала связано с окраской камня, сердолик от древнерусского означает «обликом как сердце».

Используется в изготовлении ювелирных изделий. Сравнительно недорогой поделочный камень. Из него изготовляют бусы, амулеты, статуэтки, шкатулки.

Современные исследования показали, что камень красноватого цвета успокаивает нервную систему, улучшать кровообращение и укреплять иммунитет.

Месторождением сердолика богата и Россия- лучшие месторождения сердолика находятся на Дальнем Востоке, в том числе и в Охотском районе


21.Агат исследовала Перкова Саша – слайд № 22

Агат- минерал- разновидность халцедона. Разновидности агата: голубой, чёрный, звёздчатый, дисковой, деревянистый, бастионный, глазковый и т.д.

Месторождения встречаются в извержениях и в осадочных породах. В Охотском районе также есть этот минерал.

Ценный поделочный и полудрагоценный камень широко используется в ювелирном деле и как материал для художественной резьбы. Применяется в точном приборостроении.

С древних времён использовался для изготовления украшений, печатей, сосудов и для вырезания изображений.

VI. Рефлексия. слайд № 22


Подведём итог нашего урока, используя карточки на столах:

  • Сегодня я узнал

  • Было интересно

  • Было трудно

  • Я выполнял задания

  • Я понял, что

  • Я научился

  • Меня удивило

  • Урок дал мне для жизни

  • Мне захотелось

  • Я расскажу своим родителям


VII.Домашнее задание: слайд № 23 с.45-48, тетрадь печатная с. 18 № 30 –дописать в таблицу строительные полезные ископаемые и удобрения.


Приложение

Тест

  1. Выбери правильное утверждение

  • Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле

  • Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли

  • Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку

  1. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

  • Гранит

  • Рубин

  • Руда

  1. Металлы – это:

  • Соль, агат, базальт

  • Медь, алюминий, железо, олово

  • Известняк, глина, песок

  1. Из железной руды получают:

  • Чугун, сталь

  • Алюминий , гранит

  • Бриллиант, малахит


Карточка инструкция

Название _________

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Хрупкость ___________________

Полезные свойства _____________________________

____________________________________________


1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Какое свойство применяют

5.Подготовь сообщение о данной породе



Карточка инструкция

Название _________

Цвет _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Полезные свойства _____________________________

____________________________________________


1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Опусти в воду, плавает ли в воде

3.Какое свойство применяют

4.Подготовь сообщение о данном полезном ископаемом

МКОУ СОШ с. Булгин Бочкова Татьяна Васильевна Страница 9



Название документа полезные ископаемые богатства недр.ppt

Ничего на свете нет богаче Недр земных, что нам принадлежит. С сотворенья мир...
Тест 1. Выбери правильное утверждение: Полезные ископаемые- это всё, что нахо...
3. Металлы- это: Соль, агат, базальт Медь , алюминий, железо, олово Известняк...
Полезные ископаемые- богатства недр Цель: исследовать полезные ископаемые наш...
Горючие полезные ископаемые
Получение каменного угля
Торф Пётр I в 1703 году издал указ: «Искать всемерно торф, чтобы было подспор...
Нефть
Нефть
Природный газ с.46
 Руды чёрных и цветных металлов
Карта полезных ископаемых Охотского района
Краеведческий музей Охотского района
Базальт
Нефрит
Золото
Горный хрусталь
Сердолик
Агат
Итог урока: Сегодня я узнал Было интересно Я выполнял задания Я понял, что Я ...
Домашнее задание С. 45-48, тетрадь с. 18 № 30
Ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce...
1 из 25

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2 Ничего на свете нет богаче Недр земных, что нам принадлежит. С сотворенья мира,
Описание слайда:

Ничего на свете нет богаче Недр земных, что нам принадлежит. С сотворенья мира, не иначе, Эти клады под землёй лежат… Степан Щипачёв

№ слайда 3 Тест 1. Выбери правильное утверждение: Полезные ископаемые- это всё, что находит
Описание слайда:

Тест 1. Выбери правильное утверждение: Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле Полезное ископаемое- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку 2. Горные породы, из которых получают металлы: Гранит Рубин Руда

№ слайда 4 3. Металлы- это: Соль, агат, базальт Медь , алюминий, железо, олово Известняк, г
Описание слайда:

3. Металлы- это: Соль, агат, базальт Медь , алюминий, железо, олово Известняк, глина, песок 4. Из железной руды получают: Чугун, сталь Алюминий , гранит Бриллиант, малахит

№ слайда 5 Полезные ископаемые- богатства недр Цель: исследовать полезные ископаемые нашей
Описание слайда:

Полезные ископаемые- богатства недр Цель: исследовать полезные ископаемые нашей местности Свойства полезных ископаемых Значение добычи и использование Сравнивать, обобщать, делать выводы

№ слайда 6 Горючие полезные ископаемые
Описание слайда:

Горючие полезные ископаемые

№ слайда 7 Получение каменного угля
Описание слайда:

Получение каменного угля

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Торф Пётр I в 1703 году издал указ: «Искать всемерно торф, чтобы было подспорье
Описание слайда:

Торф Пётр I в 1703 году издал указ: «Искать всемерно торф, чтобы было подспорье дровам» В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций сейчас в России около 80.

№ слайда 10 Нефть
Описание слайда:

Нефть

№ слайда 11 Нефть
Описание слайда:

Нефть

№ слайда 12 Природный газ с.46
Описание слайда:

Природный газ с.46

№ слайда 13
Описание слайда:

№ слайда 14  Руды чёрных и цветных металлов
Описание слайда:

Руды чёрных и цветных металлов

№ слайда 15 Карта полезных ископаемых Охотского района
Описание слайда:

Карта полезных ископаемых Охотского района

№ слайда 16 Краеведческий музей Охотского района
Описание слайда:

Краеведческий музей Охотского района

№ слайда 17 Базальт
Описание слайда:

Базальт

№ слайда 18 Нефрит
Описание слайда:

Нефрит

№ слайда 19 Золото
Описание слайда:

Золото

№ слайда 20 Горный хрусталь
Описание слайда:

Горный хрусталь

№ слайда 21 Сердолик
Описание слайда:

Сердолик

№ слайда 22 Агат
Описание слайда:

Агат

№ слайда 23 Итог урока: Сегодня я узнал Было интересно Я выполнял задания Я понял, что Я нау
Описание слайда:

Итог урока: Сегодня я узнал Было интересно Я выполнял задания Я понял, что Я научился Меня удивило Урок дал мне для жизни Мне захотелось Я расскажу своим родителям

№ слайда 24 Домашнее задание С. 45-48, тетрадь с. 18 № 30
Описание слайда:

Домашнее задание С. 45-48, тетрадь с. 18 № 30

№ слайда 25 Ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-18
Описание слайда:

Ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/?interface=catalog&class[]=43&subject[]=16 единая коллекция ЦОР- календарь погоды Википедия .ru- полезные ископаемые Охотского района http://www.mining-enc.ru/z/zoloto/- горная энциклопедия: базальт, золото, сердолик, агат, горный хрусталь, нефрит. Каменный уголь, нефть, торф http://www.catalogmineralov.ru/search/?searchid=1029985&text=%E3%EE%F0%ED%FB%E9+%F5%F0%F3%F1%F2%E0%EB%FC&x=29&y=7- каталог минералов: нефрит, агат, сердолик, горный хрусталь http://yandex.ru/images/- базальт, торф, каменный уголь

Название документа технологическая карта по окружающему миру 4 кл. Полезные ископаемые Хабаровского края.doc

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе

Ф.И.О. Бочкова Татьяна Васильевна

Тема. Богатства недр

Цель: ознакомление учащихся с объектами природы своей местности

Задачи:

  • Показать значение добычи и использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей;

  • Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд);

  • Учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

  • Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых


Планируемые результаты:

Личностные:

  • Устойчивый интерес к изучению природных ископаемых своего края

Предметные :

  • Давать характеристику погоды

  • Приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования

  • Характеризовать особенности природы своего края: важнейшие полезные ископаемые своего края


Метапредметные:

Регулятивные:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные

  • Находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе и Интернете

  • Понимать информацию, представленную в виде текста и диаграммы

  • Выделять существенную информацию из научно- популярных статей

Коммуникативные

  • Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе

Тип урока: О.Н.З.


Используемые ресурсы:

Учебник «Окружающий мир». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 4 класс, 2014 года, УМК «Планета знаний»; Рабочая тетрадь к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир», 4 класс, 2014г.; физическая карта России, карта Хабаровского края, коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, торф, нефть; лупы, компас, гвозди

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

действия









  1. Мотивация к учебной деятельности

  • Если мы посмотрим на карту полезных ископаемых Хабаровского края, то увидим на ней настоящие россыпи квадратов, треугольников и кружочков. Давайте вместе попробуем разобраться в загадке «Где что лежит?»

-Прежде чем отправиться в подземное путешествие, послушаем погоду.

  • Давайте послушаем синоптика о сегодняшней погоде



Включение в деловой ритм урока.

Мотивирует на работу на уроке



Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Тест:


  1. Выбери правильное утверждение

  • Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле

  • Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли

  • Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку

  1. Горные породы, из которых получают металлы, называются:

  • Гранит

  • Рубин

  • Руда

  1. Металлы – это:

  • Соль, агат, базальт

  • Медь, алюминий, железо, олово

  • Известняк, глина, песок

  1. Из железной руды получают:

  • Чугун, сталь

  • Алюминий , гранит

  • Бриллиант, малахит


Выявляет уровень знаний о полезных ископаемых, подводит детей к теме урока


Повторяют пройденный материал, чтобы понять тему урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

  1. Выявление места и причины затруднения

  • В чём причина затруднения?


Подводит детей к теме урока

Выделяют проблему

Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; формулирование проблемы

  1. Построение проекта выхода из затруднения

  • Постановка цели урока

  • Сформулируйте тему урока. Тема урока «Полезные ископаемые - богатства недр»



Подключает учащихся к постановке задач на уроке

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.






Регулятивные: планирование, познавательные– моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Реализация построенного проекта

  • Рассказ учителя. Наш Хабаровский край является частью великого рудного пояса, который расположен в западной части Охотского моря вдоль Тихого океана. Титанические силы Земли, смявшие её покров в грандиозные каменные складки, вынесли из глубинных недр и обнажили для человека ископаемые сокровища. По разнообразию и запасам минерального сырья наш регион относится к числу богатейших районов страны.

Чем богаче страна полезными ископаемыми, тем больше возможностей для её экономического развития, а значит , повышение уровня жизни населения. Вот почему так важно знать о свойствах важнейших полезных ископаемых и их использовании.


  1. Какие полезные ископаемые вы знаете? (строительные)

*А как человек использует эти полезные ископаемые?


  1. Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

*Какие виды топлива вы знаете?

*Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами)

*Почему сейчас не отапливают дровами? (истреблялись леса, дрова не могли выделить большое количество тепла)

*Что сейчас человек использует вместо дров?

3. Исследование свойств каменного угля (по группам)

*На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых. Я предлагаю вам исследовать свойства каменного угля с помощью инструктивной карточки

*Какая группа будет рассказывать о свойствах каменного угля?

4. В Хабаровском крае много залежей каменного угля, некоторые выходят прямо на поверхность, даже шахты рыть не надо.

Самая большая угольная «кочегарка» края находится на ю-в *Буреинский каменноугольный бассейн.

*Бикин

*Хабаровск (бурый уголь)

*Охотск (бурый уголь)

5. Каменный уголь исследовал Ромашов Сергей . Слово исследователю(слайд) – демонстрация

6. Исследование свойств торфа (карточка инструкция)

  • Какая группа расскажет об исследовании торфа

  • Вывод: уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф

  • Торф исследовал Тен Ваня–демонстрация пособий

  • Месторождения торфа находятся вдоль реки Амур и в Охотском районе

7.Исследование нефти по пособию

* Какая группа расскажет об исследовании нефти

* Нефть исследовала Крупницкая Саша – слайд

8.Природный газ слайд

9.Исследование железной руды по группам

* Провести исследовательскую работу с помощью карточки инструкции

  • Какая группа расскажет о своём исследовании

  • Опыт с компасом

  • Что вызвало отклонение стрелки? (магнит)


Учитель рассказывает: о значении полезных ископаемых

Как человек использует полезные ископаемые














Организует повторение изученных полезных ископаемых











Организует работу в группах по исследованию полезных ископаемых




Местонахождение полезных ископаемых на физической карте Хабаровского края

Проведение опыта



















Вспоминают строительные полезные ископаемые










Исследуют полезные ископаемые по инструкции в группах и отчитываются о проделанной работе.

Определение на карте местоположения полезных ископаемых определёнными значками.




Ученики отчитываются о проделанной работе во внеурочное время: исследование полезных ископаемых, которые есть в нашей местности

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование , поиск необходимой информации,

общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: работа в группе с одноклассниками

выражение своих мыслей, своего мнения

6 . Первичное закрепление нового материала

  1. Работа в печатной тетради на с.18 № 30. Заполнить в таблице горючие полезные ископаемые

  2. Из цветных руд получают медь, алюминий, свинец, серебро, золото и другие металлы. Эти металлы называют цветными потому, что они имеют разнообразную окраску. В природе металлы могут встречаться и в чистом виде. Среди горных пород можно найти чистое золото, серебро, медь. Ну а сейчас юные исследователи расскажут о своих исследованиях: какие полезные ископаемые есть в нашем Охотском районе


Направляет работу на закрепление новых знаний: заполнение таблицы о горючих полезных ископаемых

Ученики заполняют таблицу в печатной тетради

Регулятивные: контроль, оценка

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра

7.Самостоятельная работа : исследование полезных ископаемых Охотского района

* Базальт исследовал Алексейцев Сергей – слайд

* Золото исследовал Арбузов Саша – слайд

* Горный хрусталь исследовала Логвина Настя –слайд

* Нефрит исследовала Ким Лиза – слайд


*Видео ролик «Нефрит»- Ким Лиза


* Сердолик исследовала Конищева Ира – слайд

* Агат исследовала Перкова Саша



Ученики отчитываются о проделанной работе во внеурочное время: исследование полезных ископаемых, которые есть в нашей местности

Регулятивные: выполнение планирования своих действий с поставленной целью

Познавательные: представлять информацию, найденную из различных источников; общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,


8.Включение в систему знаний и повторение

-Работа в печатной тетради с. 19 № 34, № 35

  • Чем руды отличаются от других полезных ископаемых?

  • Из какого полезного ископаемого получают металлы?


Направляет работу детей: нахождение ответа на вопрос в тексте учебника

Объясняют , делают выводы, рассуждают

Познавательные:

Сравнение, обобщение

Коммуникативные:

Постановка вопросов









9.Рефлексия


Подведём итог нашего урока, используя карточки на столах:

  • Сегодня я узнал

  • Было интересно

  • Было трудно

  • Я выполнял задания

  • Я понял, что

  • Я научился

  • Меня удивило

  • Урок дал мне для жизни

  • Мне захотелось

  • Я расскажу своим родителям


Домашнее задание: с.45-49, тет. с. 18 № 30, №31

Организует рефлексивное обсуждение и самооценку результатов работы на уроке.

Создаёт условия для самостоятельной домашней работы

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование



МКОУ СОШ с. Булгин Бочкова Татьяна Васильевна Страница 7



методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые- недра земли" (4класс0
  • Начальные классы
Описание:

Был проведён открытый урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Полезные ископаемые нашей местности» по УМК «Планета знаний». Урок может быть использован по любому УМК начальной школы. При проведении урока были использованы следующие ИКТ: ЦОР – Календарь погоды и презентация «Полезные ископаемые Охотского района». Также были использованы: карточки- инструкции для самостоятельного  исследования полезных ископаемых; коллекция полезных ископаемых. За месяц до урока было проведено исследование полезных ископаемых Охотского района во внеурочной деятельности. На уроке дети работали в группах. Урок соответствует ФГОС НОО.

 

Автор Бочкова Татьяна Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3092
Номер материала 31334
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓