Тема: Полезные ископаемые - богатства недр
Автор: Бочкова Т.В.
Цель:
ознакомление учащихся с объектами природы своей местности
Задачи:
1) Показать значение добычи и использование полезных ископаемых в
хозяйственной деятельности людей;
2) Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных
ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд);
3) Учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
4) Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых
Оборудование:
Учебник
«Окружающий мир». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 4 класс, 2014 года, УМК «Планета
знаний»; Рабочая тетрадь к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной,
А.И.Саплина «Окружающий мир», 4 класс, 2014г.; физическая карта России, карта
Хабаровского края, коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, торф, нефть,
руды металлов; лупы, компас, гвозди; ЦОР «Календарь погоды»; презентация
«Полезный ископаемые- богатства недр»
Послушаем синоптика о погоде :ЦОР Календарь погоды
I.
Мотивация
Мы ведём репортаж с урока «Окружающего мира» в 4 классе
Булгинской средней школы с.Булгин.
Мы проводили исследования полезных ископаемых Хабаровского края и
Охотского района.
-
Ребята, вы конечно любите приключенческие книги, фильмы, где герои ищут
таинственные клады, спрятанные пиратами в глубоких подземельях.
-
Давно нет на земле пиратов, но люди по-прежнему ищут подземные сокровища.
-Об
искателях кладов написал в своём стихотворении «Геологи» поэт Степан
Щипачёв: слад №2
Ничего на свете нет богаче
Недр земных, что нам
принадлежат.
С сотворенья мира, не
иначе,
Эти клады под землёй
лежат…
-Если мы посмотрим на карту полезных ископаемых Хабаровского
края, то увидим на ней настоящие россыпи квадратов, треугольников и кружочков.
Давайте вместе попробуем разобраться в загадке
«Где что лежит»
II .
Актуализация знаний
Тест. Слайд
№ 3, 4
1.
Выбери правильное утверждение
·
Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле
·
Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди
добывают из глубин и поверхности земли
·
Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку
2.
Горные породы, из которых получают металлы, называются:
·
Гранит
·
Рубин
·
Руда
3.
Металлы – это:
·
Соль, агат, базальт
·
Медь, алюминий, железо, олово
·
Известняк, глина, песок
4.
Из железной руды получают:
·
Чугун, сталь
·
Алюминий , гранит
·
Бриллиант, малахит
III. Построение
проекта выхода из затруднения - слайд № 5
1.
В чём затруднялись?
2.
Постановка цели
3.
Тема урока «Полезные ископаемые- богатства недр»
IV. Реализация
построенного проекта
1.
Объяснение учителя.
Наш
Хабаровский край является частью великого рудного пояса, который расположен в
западной части Охотского моря вдоль Тихого океана. Титанические силы Земли,
смявшие её покров в грандиозные каменные складки, вынесли из глубинных недр и
обнажили для человека ископаемые сокровища. По разнообразию и запасам
минерального сырья наш регион относится к числу богатейших районов страны.
Чем
богаче страна полезными ископаемыми, тем больше возможностей для её
экономического развития, а значит , повышение уровня жизни населения. Вот
почему так важно знать о свойствах важнейших
полезных ископаемых и их использовании.
Бесконечно разнообразны
сокровища наших гор и долин. Как в драгоценной шкатулке лежат в недрах Земли
уголь и железная руда, золото и оловянная руда, редкие металлы, голубая яшма и
горный хрусталь. Целые горы сложены мрамором разных цветов. Глыбы гранита и
базальта. Во многих районах в неограниченном количестве – песок и гравий.
2.
Какие полезные ископаемые вы знаете? (строительные)
*А
как человек использует эти полезные ископаемые?
3.
Для самых разных нужд человека необходимо топливо.
*Какие
виды топлива вы знаете?
*Как
вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами)
*Почему
сейчас не отапливают дровами? (истреблялись леса, дрова не могли выделить
большое количество тепла)
*Что
сейчас человек использует вместо дров?
Горючие полезные ископаемые
1.
Исследование свойств каменного угля
(по группам)
*На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых. Я предлагаю вам
исследовать свойства каменного угля с помощью карточки - инструкции
Карточка
инструкция
Название _________
Цвет и блеск _____________
Состояние (твёрдое, жидкое)_____________
Запах ________________
Легче или тяжелее воды _______________
Хрупкость ___________________
Полезные свойства ____________________
1.Рассмотри под лупой и опиши цвет
2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём
3.Опусти в воду, плавает ли в воде
4.Какое свойство применяют
5.Подготовь сообщение о данной породе
|
*Какая группа
будет рассказывать о свойствах каменного угля?
2.
В Хабаровском крае много залежей каменного угля, некоторые
выходят прямо на поверхность, даже шахты рыть не надо.
Самая большая угольная «кочегарка» края находится на ю-в
*Буреинский
каменноугольный бассейн
*Хабаровский район (бурый уголь)- очень глубоко залегает, на глубине150м ,
поэтому его не добывают
*Комсомольский
район (бурый уголь)
*Охотский район (бурый уголь) – используется для местных кочегарок
3.
Каменный уголь исследовал Ромашов Сергей . Слово
исследователю – слайд № 6, № 7, № 8
Бурый
уголь- горючее полезное ископаемое. Материалом для образования бурого угля
послужили лиственные деревья и торфяные растения, которые постепенно
разлагались под водой без доступа воздуха под слоем глины и песка. Первой
стадией истлевания после торфа является бурый уголь. Дальнейшее разложение
завершается превращением в каменный уголь и антрацит и даже графит.
На
глубине в 1километр из 20-метрового слоя торфа получается пласт бурого угля
толщиной в 4 метра. На глубине в 3 километра слой торфа превратится в пласт
каменного угля толщиной в 2 метра. На большей глубине от 6 км , 20 метровый
слой торфа становится пластом антрацита толщиной в 1,5 метра. Чем глубже
находится торф, тем качественнее будет уголь.
Как
топливо бурый уголь в России и многих странах употребляется значительно меньше,
чем каменный уголь. Однако из-за низкой стоимости и маленьких котельных он
более популярен и занимает около 80%. У нас в Охотском районе используют бурый
уголь, который здесь и добывают.
Добыча
угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведётся открытым и закрытым
способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые
глубокие шахты у нас в России до 1200 метров.
Учитель. Различают несколько видов каменного угля:
бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Самый молодой уголь- бурый, а
самый древний- антрацит, который образовался более 200млн лет назад.
Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым
ценным.
4.
Исследование свойств
торфа (карточка инструкция) слайд № 9
Карточка
инструкция
Название _________
Цвет _____________
Состояние (твёрдое, жидкое)_____________
Запах ________________
Легче или тяжелее воды _______________
Полезные свойства ________________________
1.Рассмотри под лупой и опиши цвет
2.Опусти в воду, плавает ли в воде
3.Какое свойство применяют
4.Подготовь сообщение о данном полезном ископаемом
|
·
Какая группа расскажет об исследовании торфа ( опыт горения
торфа)
5.
Вывод: уголь
сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь
более ценное топливо, чем торф.
6.Торф
исследовал Тен Ваня–демонстрация пособий у
доски
Торф образуется из отмирающих корней болотных растений- пушицы,
осоки, мха сфагнума, которые опускаются на дно болот. На болотах высокая
влажность и недостаток воздуха. В таких условиях растительные остатки полностью
не разлагаются и накапливаются по 1мм в год на дне болот. Постепенно слои
спрессовываются и получается бурое вещество- торф. Высохший торф хорошо горит.
Используют торф в качестве удобрения на полях, в теплицах и
парниках. Из торфа изготавливают: воск, парафин, органические красители,
уксусную кислоту, смазочные масла, активированный уголь. Торф хорошо впитывает
влагу, поэтому его используют для подстилки животным.
Слайд № 9 ( 2, 3)
В старину торф называли «горючей землёй».
Петр 1 в 1703 году издал указ: «искать всемерно торф, чтобы было подспорье
дровам». В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция,
которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций сейчас в России
около 80
Учитель.*Месторождения торфа находятся вдоль реки Амур и на
Охотском побережье
6.
Нефть исследовала
Крупницкая Саша – слайд-№ 10, 11 демонстрация пособия
Нефть- одно из горючих полезных ископаемых,
которое широко используется в наше время. Слово «нафата» в переводе с арабского
означает «извергать». Действительно при бурении скважин нефть вырывается из
недр земли фонтанами чёрной маслянистой горючей жидкости. Одни учёные
утверждают, что нефть образовалась из остатков древних растений и останков
животных, другие – из минеральных веществ. Известна нефть с древних времён. Её
ещё называли горным маслом. Использовали нефть для обмазки днищ
лодок, для освещения жилища и улиц, из неё делали лекарства. Бензин,
керосин, соляр, парафин, вазелин, дизельное топливо, мазут- это продукты
переработки нефти.
Из нефти делают пластмассы и синтетические волокна.
Также используют нефть в парфюмерной и косметической промышленности для
изготовления мазей, кремов и в бумажной промышленности. Двадцатый век
иногда называют веком нефти.
Нефть легче воды. Это свойство нефти приводит к большим
бедствиям. При аварии судов, перевозящих нефть, она растекается тонкой
плёнкой, покрывая огромные пространства воды и причиняя большой ущерб
растениям и животным морей и океанов. Особенно страдают птицы. Оказавшаяся в
воде нефть может воспламениться.
Учитель.*Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень
широко применяется в промышленности. Её называют «чёрным золотом» , так как от
цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире.
Нефть нашли в Охотском районе, на Шантарских
островах и в Сахалинском заливе
7.
Природный газ - слайд № 12 –
Зачитать по учебнику на с. 46 природный газ и найти свойства
природного газа .
Раньше
природный газ, который выходил из земных трещин и горел, считали «священным
огнём» и строили храмы около тех мест, где он горел. Сегодня свойство
природного газа гореть без дыма и давать при этом много тепла делает его
эффективным горючим материалом. Природный газ сопутствует месторождениям нефти.
* К нам
природный газ и нефть по трубам перекачивают с Сахалинской области
8.
Работа в печатной
тетради на с.18 № 30. Заполнить в таблице горючие полезные ископаемые
9.
Физминутка слайд
№ 13
Руды чёрных и цветных металлов -слайд № 14
·
Хабаровский край богат различными полезными ископаемыми.
Особенно много в крае рудных полезных ископаемых: железная руда и руды цветных
металлов
·
Знакомства с рудными породами (коллекция)
·
Записать названия руд в таблицу ( печатная тетрадь)
10. Исследование железной руды по группам. Сейчас мы исследуем железную руду
*Провести исследовательскую работу с помощью карточки
инструкции
Карточка
инструкция
Название _________
Цвет и блеск _____________
Состояние (твёрдое, жидкое)_____________
Запах ________________
Легче или тяжелее воды _______________
Плотное или рыхлое ___________________
Полезные свойства _____________________________
____________________________________________
1.Рассмотри под лупой и опиши цвет
2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём
3.Опусти в воду, плавает ли в воде
4.Подготовь сообщение о данной породе
|
·
Какая группа расскажет о своём исследовании
Из красного и бурого железняка выплавляют железо, чугун и
сталь (показ металлов)
·
Опыт с компасом (магнитный
железняк отклонил стрелку компаса)
·
Что вызвало отклонение стрелки? (магнит, эта руда богатая,
в ней много железа)
·
Месторождения железной руды – в Тугуро- Чумиканском районе
11. Из цветных руд получают медь, алюминий, свинец, серебро, золото и
другие металлы. Эти металлы называют цветными потому, что они имеют
разнообразную окраску. В природе металлы могут встречаться и в чистом виде.
Среди горных пород можно найти чистое золото, серебро, медь. Ну а сейчас юные
исследователи расскажут о своих исследованиях: какие полезные ископаемые есть в
нашем Охотском районе слайд № 15, 16
12. Базальт исследовал Алексейцев Сергей –
слайд № 17
Базальт-
это наиболее распространённый природный камень возникший после извержения
вулкана. Базальт имеет чёрный, дымчатый, тёмно-серый или зеленовато-чёрный
цвет. Основу его состава образует полевой шпат. Базальты покрывают дно океанов
и большие пространства суши.
Из
него можно лить тёмное стекло, трубы, изоляторы.
Данный
минерал используется в качестве строительного камня.
Виды базальта отличаются друг от друга. Самой известной торговой маркой
является разновидность под названием «базальтина». Это материал итальянского
происхождения. Его прочность сравнима с прочностью гранита.
Другая
разновидность- азиатская. Её отличает тёмно- серая окраска. Его широко
используют в дизайнерских и архитектурных целях.
Мавританский
зелёный базальт имеет насыщенный тёмно- зелёный оттенок
Сумеречный
базальт привозят из Китая. Он имеет дымчато- серый или чёрный цвет. Его
признают самым крепким и износо – морозостойким среди всех разновидностей
данного минерала.
Месторождения
базальта у нас в стране расположены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
13. Нефрит исследовала Ким Лиза – слайд № 18
Нефрит- замечательная особенность этой породы в её вязкости. Обломки
нефрита очень сложно расколоть на куски. Прочность нефрита можно сравнить с
хорошими сортами стали. Он в 2 раза прочнее стали.
Цвет
разнообразный- от белого до желтоватого, травянистого, изумрудного, болотного,
до почти чёрного. Встречается голубой и красный нефрит, но он редок и очень
ценен. Окраска зависит от содержания железа и примесей хрома и марганца.
Нефрит
используют в качестве поделочного камня и как уникальный материал для
изготовления ювелирных и декоративно- художественных изделий.
Люди
использовали его как камень для изготовления очень прочного оружия и орудий
труда, позже- в качестве предметов и украшений.
14.Золото исследовал Арбузов Саша –
слайд № 19
Чистое золото- мягкий металл жёлтого цвета.
Люди добывают золото с незапамятных времён. С золотом
человечество столкнулось уже в V
веке до нашей эры в самородном состоянии.
В России до петровских времён золото не добывалось. Оно
ввозилось в обмен на товары. Первое открытие запасов золота было сделано в 1732
году в Архангельской губернии. Была обнаружена золотая жила.
В России существует около 16 золотодобывающих компаний. Лидером
добычи золота в России является компания «Полюс Золото», на которую приходится
около 20% рынка.
Золото является важнейшим элементом мировой финансовой
системы. Золото издавна использовалось многими народами в качестве денег. Но
золотые монеты утвердились только к XIX
веку.
Самым крупным потребителем золота является ювелирная
промышленность. Ювелирные изделия изготавливают не из чистого золота, а из
сплавов с другими металлами для его прочности и стойкости.
Золото добывают в Охотском районе на Хакандже, Юрьевское
месторождение и Озёрное.
14. Также золото добывают в Аяно- Майском районе, в Николаевском районе
разрабатывается. В Хабаровском крае более 500 россыпных месторождений, из них
200 уже разработали
15. Кварц
горный хрусталь
халцедон
сердолик агат
16.Горный хрусталь
исследовала Логвина Настя –слайд № 20
Горный хрусталь- минерал. Бесцветная прозрачная разновидность кварца.
Красивый декоративно- коллекционный камень, используется для украшения
интерьеров. Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения
ультразвуковых колебаний. Изготавливают из него линзы. Окрашенные кристаллы
горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни. Горный хрусталь
используется для изготовления ювелирных изделий и предметов роскоши.
В
Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного
хрусталя: самовар Петра I , выточенный из цельного куска
горного хрусталя, бочонок, перечница, кружка, чаши и т.д.Коллекция посуды из
горного хрусталя имеется в Музее истории искусства в Вене. В Американском музее
истории в Нью- Йорке имеется печать русской работы в виде Атласа, держащего на
плечах земной шар.
В
России XVIII - XIX веках из горного хрусталя вырезали табакерки, пуговицы, печатки.
Церковную утварь.
16. Сердолик исследовала Конищева Ира –
слайд № 21
Сердолик-
минерал, цвета от жёлтого до красного
Название
минерала связано с окраской камня, сердолик от древнерусского означает «обликом
как сердце».
Используется
в изготовлении ювелирных изделий. Сравнительно недорогой поделочный камень. Из
него изготовляют бусы, амулеты, статуэтки, шкатулки.
Современные
исследования показали, что камень красноватого цвета успокаивает нервную
систему, улучшать кровообращение и укреплять иммунитет.
Месторождением
сердолика богата и Россия- лучшие месторождения сердолика находятся на Дальнем
Востоке, в том числе и в Охотском районе
21.Агат
исследовала Перкова Саша – слайд № 22
Агат- минерал- разновидность халцедона.
Разновидности агата: голубой, чёрный, звёздчатый, дисковой, деревянистый,
бастионный, глазковый и т.д.
Месторождения встречаются в извержениях и в
осадочных породах. В Охотском районе также есть этот минерал.
Ценный поделочный и полудрагоценный камень
широко используется в ювелирном деле и как материал для художественной резьбы.
Применяется в точном приборостроении.
С древних времён использовался для изготовления
украшений, печатей, сосудов и для вырезания изображений.
VI. Рефлексия. слайд
№ 22
Подведём
итог нашего урока, используя карточки на столах:
·
Сегодня я узнал
·
Было интересно
·
Было трудно
·
Я выполнял задания
·
Я понял, что
·
Я научился
·
Меня удивило
·
Урок дал мне для жизни
·
Мне захотелось
·
Я расскажу своим родителям
VII.Домашнее
задание: слайд № 23 с.45-48, тетрадь печатная с. 18 № 30 –дописать в
таблицу строительные полезные ископаемые и удобрения.
Приложение
Тест
1.
Выбери правильное утверждение
·
Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле
·
Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди
добывают из глубин и поверхности земли
·
Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку
2.
Горные породы, из которых получают металлы, называются:
·
Гранит
·
Рубин
·
Руда
3.
Металлы – это:
·
Соль, агат, базальт
·
Медь, алюминий, железо, олово
·
Известняк, глина, песок
4.
Из железной руды получают:
·
Чугун, сталь
·
Алюминий , гранит
·
Бриллиант, малахит
Карточка
инструкция
Название _________
Цвет и блеск _____________
Состояние (твёрдое, жидкое)_____________
Запах ________________
Легче или тяжелее воды _______________
Хрупкость ___________________
Полезные свойства _____________________________
____________________________________________
1.Рассмотри под лупой и опиши цвет
2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём
3.Опусти в воду, плавает ли в воде
4.Какое свойство применяют
5.Подготовь сообщение о данной породе
Карточка
инструкция
Название _________
Цвет _____________
Состояние (твёрдое, жидкое)_____________
Запах ________________
Легче или тяжелее воды _______________
Полезные свойства _____________________________
____________________________________________
1.Рассмотри под лупой и опиши цвет
2.Опусти в воду, плавает ли в воде
3.Какое свойство применяют
4.Подготовь сообщение о данном полезном ископаемом
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.