Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыМетодическая разработка урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые- недра земли" (4класс0

методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые- недра земли" (4класс0

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ багатства недр 4класс.doc

Тема: Полезные ископаемые - богатства недр

Автор: Бочкова Т.В.         

Цель: ознакомление учащихся с объектами природы своей местности

Задачи:

1)     Показать значение добычи и использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей;

2)     Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и  цветных руд);

3)     Учить сравнивать, обобщать,  делать выводы;

4)     Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых

Оборудование:

            Учебник «Окружающий мир». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 4 класс, 2014 года, УМК «Планета знаний»; Рабочая тетрадь к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир», 4 класс, 2014г.; физическая карта России, карта Хабаровского края, коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, торф, нефть, руды металлов; лупы, компас, гвозди; ЦОР «Календарь погоды»; презентация «Полезный ископаемые- богатства недр»

Послушаем синоптика о погоде :ЦОР Календарь погоды

 

I.       Мотивация 

Мы ведём репортаж с урока «Окружающего мира» в 4 классе

 Булгинской  средней школы с.Булгин.

Мы проводили исследования полезных ископаемых  Хабаровского края и Охотского района.

- Ребята, вы конечно любите  приключенческие книги, фильмы, где герои ищут таинственные клады, спрятанные пиратами в глубоких подземельях.

- Давно нет на земле пиратов, но люди по-прежнему ищут подземные сокровища.

-Об  искателях кладов написал в своём стихотворении  «Геологи» поэт Степан Щипачёв:  слад №2

 

            Ничего на свете нет богаче

            Недр земных, что нам принадлежат.

            С сотворенья мира, не иначе,

            Эти клады под землёй лежат

-Если мы посмотрим на карту полезных ископаемых Хабаровского края, то увидим на ней настоящие россыпи квадратов, треугольников и кружочков.

            Давайте вместе попробуем разобраться в загадке «Где что лежит»

 

II . Актуализация знаний

Тест. Слайд № 3, 4

1.      Выбери правильное утверждение

·         Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле

·         Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли

·         Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку

2.      Горные породы, из которых получают металлы, называются:

·         Гранит

·         Рубин

·         Руда

3.      Металлы – это:

·         Соль, агат, базальт

·         Медь, алюминий, железо, олово

·         Известняк, глина, песок

4.      Из железной руды получают:

·         Чугун, сталь

·         Алюминий , гранит

·         Бриллиант, малахит

 

III. Построение проекта выхода из затруднения - слайд № 5

1.      В чём затруднялись?

2.      Постановка цели

3.      Тема урока «Полезные ископаемые- богатства недр»

 

IV. Реализация построенного проекта

1.      Объяснение учителя.

            Наш Хабаровский край является частью великого рудного пояса, который расположен в западной части Охотского моря  вдоль Тихого океана. Титанические силы Земли, смявшие её покров в грандиозные каменные складки, вынесли из глубинных недр и обнажили для человека ископаемые сокровища. По разнообразию и запасам минерального сырья наш регион относится к числу богатейших районов страны.

            Чем богаче страна полезными ископаемыми, тем больше возможностей для её экономического развития, а значит , повышение уровня жизни населения. Вот почему так важно знать о свойствах важнейших полезных ископаемых и их использовании.

            Бесконечно разнообразны сокровища наших гор и долин. Как в драгоценной шкатулке лежат в недрах Земли уголь и железная руда, золото и оловянная руда, редкие металлы, голубая яшма и горный хрусталь. Целые горы сложены мрамором разных цветов. Глыбы гранита и базальта. Во многих районах в неограниченном количестве – песок и гравий.

 

2.      Какие полезные ископаемые вы знаете? (строительные)

*А как человек использует эти полезные ископаемые?

 

3.      Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

*Какие виды топлива вы знаете?

*Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами)

*Почему сейчас не отапливают дровами? (истреблялись леса, дрова не могли выделить большое количество тепла)

*Что сейчас человек использует вместо дров?

Горючие полезные ископаемые

 

1.      Исследование свойств каменного угля (по группам)

*На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых. Я предлагаю вам исследовать свойства каменного угля с помощью  карточки - инструкции

 

 Карточка инструкция

Название _________

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Хрупкость ___________________

Полезные свойства ____________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Какое свойство применяют

5.Подготовь сообщение о данной породе

         *Какая группа будет рассказывать о свойствах каменного угля?

           

2.      В Хабаровском крае много залежей каменного угля, некоторые выходят прямо на поверхность, даже шахты рыть не надо.

Самая большая угольная «кочегарка» края находится на ю-в

 *Буреинский каменноугольный бассейн

*Хабаровский район  (бурый уголь)- очень глубоко залегает, на глубине150м , поэтому его не добывают

*Комсомольский район (бурый уголь)

*Охотский район (бурый уголь) – используется для местных кочегарок

3.      Каменный уголь  исследовал Ромашов Сергей . Слово исследователюслайд № 6, № 7, № 8

            Бурый уголь- горючее полезное ископаемое. Материалом для образования бурого угля послужили лиственные деревья и торфяные растения, которые постепенно разлагались под водой без доступа воздуха под слоем глины и песка. Первой стадией истлевания  после торфа является бурый уголь. Дальнейшее разложение завершается превращением в каменный уголь и антрацит и даже графит.

            На глубине в 1километр из 20-метрового слоя торфа получается пласт бурого угля толщиной в 4 метра. На глубине в 3 километра слой торфа превратится в пласт каменного угля толщиной в 2 метра. На большей глубине от  6 км  , 20 метровый слой торфа становится пластом антрацита толщиной в 1,5 метра. Чем глубже находится торф, тем качественнее будет уголь.

            Как топливо бурый уголь в России и многих странах употребляется значительно меньше, чем каменный уголь. Однако из-за низкой стоимости и маленьких котельных он более популярен и занимает около 80%. У нас в Охотском районе  используют бурый уголь, который здесь и добывают.

Добыча угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведётся открытым и закрытым способом. Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты у нас в России до 1200 метров.

            Учитель. Различают несколько видов каменного угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Самый молодой уголь- бурый, а самый древний- антрацит, который образовался более 200млн лет назад. Антрацит при горении выделяет больше тепла и поэтому считается самым ценным.

4.      Исследование свойств  торфа  (карточка инструкция) слайд № 9

Карточка инструкция

Название _________

Цвет _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Полезные свойства ________________________

 

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Опусти в воду, плавает ли в воде

3.Какое свойство применяют

4.Подготовь сообщение о данном полезном ископаемом

 

·          Какая группа расскажет об исследовании торфа ( опыт горения торфа)

 

5.      Вывод: уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф.

6.Торф   исследовал Тен Ваня–демонстрация пособий у доски

      Торф образуется  из отмирающих корней болотных растений- пушицы, осоки, мха сфагнума, которые опускаются на дно болот. На болотах высокая влажность и недостаток воздуха. В таких условиях растительные остатки полностью не разлагаются и накапливаются по 1мм в год на дне болот. Постепенно  слои спрессовываются и получается бурое вещество- торф. Высохший торф хорошо горит.

       Используют  торф в качестве удобрения на полях, в теплицах и парниках. Из торфа изготавливают: воск, парафин, органические красители, уксусную кислоту, смазочные масла, активированный уголь. Торф хорошо впитывает влагу, поэтому его используют для подстилки животным.

Слайд № 9 ( 2, 3)

             В старину  торф называли «горючей землёй». Петр 1 в 1703 году издал указ: «искать всемерно торф, чтобы было подспорье дровам». В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций сейчас в России около 80

 

Учитель.*Месторождения торфа находятся вдоль реки Амур и  на Охотском побережье

 

6.      Нефть  исследовала  Крупницкая Саша – слайд-№     10, 11  демонстрация пособия

            Нефть- одно из горючих полезных ископаемых, которое широко используется в наше время. Слово «нафата» в переводе с арабского означает «извергать». Действительно при бурении скважин нефть вырывается из недр земли фонтанами чёрной маслянистой горючей жидкости. Одни учёные утверждают, что нефть образовалась из остатков древних растений и останков животных, другие – из минеральных веществ. Известна нефть с древних времён. Её ещё называли горным маслом.        Использовали нефть для обмазки днищ лодок, для освещения жилища и улиц, из неё делали лекарства. Бензин, керосин, соляр, парафин, вазелин, дизельное топливо, мазут- это продукты переработки нефти.

         Из нефти делают пластмассы и синтетические волокна. Также используют нефть в парфюмерной и косметической промышленности для изготовления мазей, кремов и в бумажной промышленности.  Двадцатый век иногда называют веком нефти.

            Нефть легче воды. Это свойство нефти приводит к большим бедствиям. При аварии судов, перевозящих нефть, она растекается  тонкой плёнкой, покрывая огромные пространства воды и причиняя большой ущерб растениям и животным морей и океанов. Особенно страдают птицы. Оказавшаяся в воде нефть может воспламениться.

 

         Учитель.*Нефть занимает особое место в экономике, потому что очень широко применяется в промышленности. Её называют «чёрным золотом» , так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире.

            Нефть нашли в  Охотском районе, на Шантарских островах и в Сахалинском заливе

 

7.      Природный газ - слайд №  12 – Зачитать по учебнику на с. 46 природный газ и найти свойства  природного газа .

Раньше природный газ, который выходил из земных трещин и горел, считали «священным огнём» и строили храмы около тех мест, где он горел. Сегодня свойство природного газа гореть без дыма и давать при этом много тепла делает его эффективным горючим материалом. Природный газ сопутствует месторождениям нефти.

 

            * К нам природный газ  и нефть по трубам перекачивают  с Сахалинской области

 

8.      Работа в печатной тетради на с.18 № 30. Заполнить в таблице горючие полезные ископаемые

9.       Физминутка  слайд №  13

Руды чёрных и цветных металлов -слайд № 14

·         Хабаровский край богат различными полезными ископаемыми. Особенно много в крае рудных полезных ископаемых: железная руда и руды цветных металлов

·         Знакомства с рудными породами (коллекция)

·         Записать названия руд в таблицу ( печатная тетрадь)

 

10.  Исследование железной руды по группам. Сейчас мы исследуем железную руду

 

*Провести исследовательскую работу с помощью карточки инструкции

 

Карточка инструкция

Название _________

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Плотное или рыхлое ___________________

Полезные свойства _____________________________

____________________________________________

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Подготовь сообщение о данной породе

 

·         Какая группа расскажет  о своём исследовании

Из красного и бурого железняка выплавляют железо, чугун и сталь (показ металлов)

 

·         Опыт с компасом (магнитный железняк отклонил стрелку компаса)

·         Что вызвало отклонение стрелки?  (магнит, эта руда богатая, в ней много железа)

·         Месторождения железной руды – в Тугуро- Чумиканском районе

 

11.  Из цветных  руд получают медь, алюминий, свинец, серебро, золото и другие металлы. Эти металлы называют цветными потому, что они имеют разнообразную окраску. В природе металлы могут встречаться и в чистом виде. Среди горных пород можно найти чистое золото, серебро, медь. Ну а сейчас юные исследователи расскажут о своих исследованиях: какие полезные ископаемые есть в нашем Охотском районе слайд № 15, 16

 

12.  Базальт  исследовал Алексейцев Сергей слайд № 17

            Базальт- это наиболее распространённый природный камень возникший после извержения вулкана. Базальт имеет чёрный, дымчатый, тёмно-серый или зеленовато-чёрный цвет. Основу его состава  образует полевой шпат. Базальты покрывают дно океанов и большие пространства суши.

            Из него можно лить тёмное стекло, трубы, изоляторы.

Данный минерал используется в качестве строительного камня.

         Виды базальта отличаются друг от друга. Самой известной торговой маркой является разновидность под названием «базальтина». Это материал итальянского происхождения. Его прочность сравнима с прочностью гранита.

            Другая разновидность- азиатская. Её отличает тёмно- серая окраска. Его широко используют в дизайнерских и архитектурных целях.

            Мавританский зелёный базальт имеет насыщенный тёмно- зелёный оттенок

            Сумеречный базальт привозят из Китая. Он имеет дымчато- серый или чёрный цвет. Его признают самым крепким и износо – морозостойким среди всех разновидностей данного минерала.

            Месторождения базальта у нас в стране расположены в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

13.  Нефрит исследовала Ким Лиза слайд № 18

 

         Нефрит- замечательная особенность этой породы  в её вязкости. Обломки нефрита очень сложно расколоть на куски. Прочность нефрита можно сравнить  с хорошими сортами стали. Он в 2 раза прочнее стали.

            Цвет разнообразный- от белого до желтоватого, травянистого, изумрудного, болотного, до почти чёрного. Встречается  голубой и красный нефрит,  но он редок и очень ценен. Окраска зависит от содержания железа и примесей хрома и марганца.

            Нефрит используют в качестве поделочного камня и как уникальный материал для изготовления ювелирных и декоративно- художественных изделий.

            Люди  использовали его как камень для изготовления очень прочного оружия и орудий труда, позже-  в качестве предметов и украшений.

14.Золото  исследовал Арбузов Саша слайд № 19

      Чистое золото- мягкий металл жёлтого цвета.

            Люди добывают золото с незапамятных времён. С золотом человечество столкнулось уже в V веке до нашей эры в самородном состоянии.

            В России до петровских времён золото не добывалось. Оно ввозилось в обмен на товары. Первое открытие запасов золота было сделано в 1732 году в Архангельской губернии. Была обнаружена золотая жила.

      В России существует около 16 золотодобывающих компаний. Лидером добычи золота в России является компания «Полюс Золото», на которую приходится около 20% рынка.

            Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы. Золото издавна использовалось многими народами в качестве денег. Но золотые монеты утвердились только к XIX веку.

      Самым крупным потребителем золота является ювелирная промышленность. Ювелирные изделия изготавливают не из чистого золота, а из сплавов с другими металлами для его прочности и стойкости.

            Золото добывают в Охотском районе на Хакандже, Юрьевское месторождение и Озёрное.

14.  Также золото добывают в  Аяно- Майском  районе, в Николаевском районе разрабатывается. В Хабаровском крае более 500 россыпных месторождений, из них 200 уже разработали

 

15.                                      Кварц    

 

 


            горный хрусталь                                  халцедон

 

 

 


                                               сердолик                                                       агат

16.Горный хрусталь исследовала Логвина Настя –слайд №  20

         Горный хрусталь- минерал. Бесцветная прозрачная разновидность кварца. Красивый декоративно- коллекционный камень, используется для украшения интерьеров. Горный хрусталь применяется в радиотехнике для получения ультразвуковых колебаний. Изготавливают из него линзы. Окрашенные кристаллы горного хрусталя применяются как полудрагоценные камни. Горный хрусталь используется для изготовления ювелирных изделий и предметов роскоши.

            В Оружейной палате Московского Кремля находятся различные сосуды из горного хрусталя: самовар Петра I , выточенный из цельного куска горного хрусталя, бочонок, перечница, кружка, чаши и т.д.Коллекция посуды из горного хрусталя имеется в Музее истории искусства в Вене. В Американском музее истории в Нью- Йорке имеется печать русской работы в виде Атласа, держащего на плечах земной шар.

            В России  XVIII - XIX веках из горного хрусталя вырезали табакерки, пуговицы, печатки. Церковную утварь.

 

16.  Сердолик исследовала Конищева Ира слайд № 21

            Сердолик- минерал, цвета от жёлтого до красного

             Название минерала связано с окраской камня, сердолик от древнерусского означает «обликом как сердце».

            Используется в изготовлении ювелирных изделий. Сравнительно недорогой  поделочный камень. Из него изготовляют бусы, амулеты, статуэтки, шкатулки.

            Современные исследования показали, что камень красноватого цвета успокаивает нервную систему, улучшать кровообращение и укреплять иммунитет.

            Месторождением сердолика богата и Россия- лучшие месторождения сердолика находятся на Дальнем Востоке, в том числе и в Охотском районе

 

21.Агат исследовала Перкова Саша – слайд № 22

            Агат- минерал-  разновидность халцедона. Разновидности агата: голубой, чёрный, звёздчатый, дисковой, деревянистый, бастионный, глазковый и т.д.

            Месторождения встречаются в извержениях и в осадочных породах. В Охотском районе также есть этот минерал.

            Ценный поделочный и полудрагоценный камень широко используется в ювелирном деле и как материал для художественной резьбы. Применяется в точном приборостроении.

            С древних времён использовался для изготовления украшений, печатей, сосудов и для вырезания изображений.

VI. Рефлексия. слайд № 22

 

            Подведём итог нашего урока, используя карточки на столах:

·         Сегодня я узнал

·         Было интересно

·         Было трудно

·         Я выполнял задания

·         Я понял, что

·         Я научился

·         Меня удивило

·         Урок дал мне для жизни

·         Мне захотелось

·         Я расскажу своим родителям

 

VII.Домашнее задание: слайд № 23 с.45-48, тетрадь печатная  с. 18 № 30 –дописать в таблицу строительные  полезные ископаемые и удобрения.

 

Приложение 

Тест

1.      Выбери правильное утверждение

·         Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле

·         Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли

·         Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку

2.      Горные породы, из которых получают металлы, называются:

·         Гранит

·         Рубин

·         Руда

3.      Металлы – это:

·         Соль, агат, базальт

·         Медь, алюминий, железо, олово

·         Известняк, глина, песок

4.      Из железной руды получают:

·         Чугун, сталь

·         Алюминий , гранит

·         Бриллиант, малахит

 

Карточка инструкция

Название _________

Цвет и блеск _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Хрупкость ___________________

Полезные свойства _____________________________

____________________________________________

 

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Сравни твёрдость, проведи по нему гвоздём

3.Опусти в воду, плавает ли в воде

4.Какое свойство применяют

5.Подготовь сообщение о данной породе

 

 

Карточка инструкция

Название _________

Цвет _____________

Состояние (твёрдое, жидкое)_____________

Запах ________________

Легче или тяжелее воды _______________

Полезные свойства _____________________________

____________________________________________

 

1.Рассмотри под лупой и опиши цвет

2.Опусти в воду, плавает ли в воде

3.Какое свойство применяют

4.Подготовь сообщение о данном полезном ископаемом

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые- недра земли" (4класс0"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по занятости населения

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ полезные ископаемые богатства недр.ppt

Скачать материал "Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые- недра земли" (4класс0"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок окружающего мира  
	в 4классе
МКОУ СОШ с Булгин  Охотского района
Бочк...

    1 слайд


    Урок окружающего мира
    в 4классе

    МКОУ СОШ с Булгин Охотского района
    Бочкова Татьяна Васильевна

  • Ничего на свете нет богаче
Недр земных, что нам принадлежит.
С сотворенья мир...

    2 слайд

    Ничего на свете нет богаче
    Недр земных, что нам принадлежит.
    С сотворенья мира, не иначе,
    Эти клады под землёй лежат…
    Степан Щипачёв

  • Тест 
1. Выбери правильное утверждение:
Полезные ископаемые- это всё, что нах...

    3 слайд

    Тест
    1. Выбери правильное утверждение:
    Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле
    Полезное ископаемое- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли
    Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку

    2. Горные породы, из которых получают металлы:
    Гранит
    Рубин
    Руда

  • 3. Металлы- это:
Соль, агат, базальт
Медь , алюминий, железо, олово
Известняк...

    4 слайд

    3. Металлы- это:
    Соль, агат, базальт
    Медь , алюминий, железо, олово
    Известняк, глина, песок

    4. Из железной руды получают:
    Чугун, сталь
    Алюминий , гранит
    Бриллиант, малахит


  • Полезные ископаемые-богатства недрЦель: исследовать полезные ископаемые наше...

    5 слайд

    Полезные ископаемые-
    богатства недр
    Цель: исследовать полезные ископаемые нашей местности
    Свойства полезных ископаемых
    Значение добычи и использование
    Сравнивать, обобщать, делать выводы

  • Горючие полезные ископаемые

    6 слайд

    Горючие полезные ископаемые

  • Получение каменного угля

    7 слайд

    Получение каменного угля

  • 8 слайд

  • Торф 
Пётр I  в 1703 году издал указ: «Искать всемерно торф, чтобы было подсп...

    9 слайд

    Торф

    Пётр I в 1703 году издал указ: «Искать всемерно торф, чтобы было подспорье дровам»
    В 1920 году в Подмосковье была построена Шатурская электростанция, которая до сих пор работает на торфе. Таких электростанций сейчас в России около 80.

  • Нефть

    10 слайд

    Нефть

  • Нефть

    11 слайд

    Нефть

  • Природный газ
с.46

    12 слайд

    Природный газ

    с.46

  • ФИЗМИНУТКА

    13 слайд

    ФИЗМИНУТКА

  • 

Руды чёрных и цветных  металлов

    14 слайд



    Руды чёрных и цветных металлов



  • Карта полезных ископаемых Охотского района

    15 слайд

    Карта полезных ископаемых Охотского района

  • Краеведческий музей Охотского района

    16 слайд

    Краеведческий музей
    Охотского района

  • Базальт

    17 слайд

    Базальт

  • Нефрит

    18 слайд

    Нефрит

  • Золото

    19 слайд

    Золото

  • Горный хрусталь

    20 слайд

    Горный хрусталь

  • Сердолик

    21 слайд

    Сердолик

  • Агат

    22 слайд

    Агат

  • Итог урока:Сегодня я узнал
Было интересно
Я выполнял задания
Я понял, что
Я н...

    23 слайд

    Итог урока:
    Сегодня я узнал
    Было интересно
    Я выполнял задания
    Я понял, что
    Я научился
    Меня удивило
    Урок дал мне для жизни
    Мне захотелось
    Я расскажу своим родителям

  • Домашнее заданиеС. 45-48, тетрадь с. 18 № 30

    24 слайд

    Домашнее задание
    С. 45-48, тетрадь с. 18 № 30

  • Ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce...

    25 слайд

    Ресурсы:
    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/233227e7-4ae8-4aff-bcce-181c9a9ce25e/?interface=catalog&class[]=43&subject[]=16 единая коллекция ЦОР- календарь погоды
    Википедия .ru- полезные ископаемые Охотского района
    http://www.mining-enc.ru/z/zoloto/- горная энциклопедия: базальт, золото, сердолик, агат, горный хрусталь, нефрит. Каменный уголь, нефть, торф
    http://www.catalogmineralov.ru/search/?searchid=1029985&text=%E3%EE%F0%ED%FB%E9+%F5%F0%F3%F1%F2%E0%EB%FC&x=29&y=7- каталог минералов: нефрит, агат, сердолик, горный хрусталь
    http://yandex.ru/images/- базальт, торф, каменный уголь


Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ технологическая карта по окружающему миру 4 кл. Полезные ископаемые Хабаровского края.doc

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе

Ф.И.О. Бочкова Татьяна Васильевна

Тема. Богатства недр

Цель: ознакомление учащихся с объектами природы своей местности

Задачи:

·         Показать значение добычи и использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей;

·         Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и  цветных руд);

·         Учить сравнивать, обобщать,  делать выводы;

·         Исследовать на основе опытов свойства некоторых полезных ископаемых

 

Планируемые результаты:

Личностные:

·        Устойчивый интерес к изучению природных ископаемых своего края

Предметные :

·        Давать характеристику погоды

·        Приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования

·        Характеризовать особенности природы своего края: важнейшие полезные ископаемые своего края

 

Метапредметные:

Регулятивные:

·        Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью

Познавательные

·        Находить необходимую информацию в учебнике,  справочной литературе и Интернете

·        Понимать информацию, представленную в виде текста и диаграммы

·        Выделять существенную информацию из научно- популярных статей

Коммуникативные

·        Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в группе

Тип урока: О.Н.З.

 

Используемые ресурсы:

Учебник «Окружающий мир». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 4 класс, 2014 года, УМК «Планета знаний»; Рабочая тетрадь к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир», 4 класс, 2014г.; физическая карта России, карта Хабаровского края, коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, торф, нефть; лупы, компас, гвозди

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

 

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

действия

1.      Мотивация к учебной деятельности

·         Если мы посмотрим на карту полезных ископаемых Хабаровского края, то увидим на ней настоящие россыпи квадратов, треугольников и кружочков. Давайте вместе попробуем разобраться в загадке «Где что лежит?»

-Прежде чем отправиться в подземное путешествие, послушаем погоду.

·        Давайте послушаем синоптика о сегодняшней погоде

 

Включение в деловой ритм урока.

Мотивирует на работу на уроке

 

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.      . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Тест:

 

1.      Выбери правильное утверждение

·         Полезные ископаемые- это всё, что находится в земле

·         Полезное ископаемые- это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли

·         Полезные ископаемые- это всё, что служит человеку

2.      Горные породы, из которых получают металлы, называются:

·         Гранит

·         Рубин

·         Руда

3.      Металлы – это:

·         Соль, агат, базальт

·         Медь, алюминий, железо, олово

·         Известняк, глина, песок

4.      Из железной руды получают:

·         Чугун, сталь

·         Алюминий , гранит

·         Бриллиант, малахит

Выявляет уровень знаний о полезных ископаемых, подводит детей к теме урока

Повторяют пройденный материал, чтобы понять тему урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков.

3.      Выявление места и причины затруднения

·        В чём причина затруднения?

 Подводит детей к теме урока

Выделяют проблему

Регулятивные: целеполагание; Познавательные: постановка вопросов; формулирование проблемы

4.       Построение проекта выхода из затруднения

·        Постановка цели урока

·        Сформулируйте тему урока. Тема урока «Полезные ископаемые - богатства недр»

 

Подключает учащихся к постановке задач на уроке

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

 

 

 

 

Регулятивные: планирование, познавательные– моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5.      Реализация построенного проекта

·         Рассказ учителя. Наш Хабаровский край является частью великого рудного пояса, который расположен в западной части Охотского моря  вдоль Тихого океана. Титанические силы Земли, смявшие её покров в грандиозные каменные складки, вынесли из глубинных недр и обнажили для человека ископаемые сокровища. По разнообразию и запасам минерального сырья наш регион относится к числу богатейших районов страны.

            Чем богаче страна полезными ископаемыми, тем больше возможностей для её экономического развития, а значит , повышение уровня жизни населения. Вот почему так важно знать о свойствах важнейших полезных ископаемых и их использовании.

 

1.      Какие полезные ископаемые вы знаете? (строительные)

*А как человек использует эти полезные ископаемые?

 

2.      Для самых разных нужд человека необходимо топливо.

*Какие виды топлива вы знаете?

*Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами)

*Почему сейчас не отапливают дровами? (истреблялись леса, дрова не могли выделить большое количество тепла)

*Что сейчас человек использует вместо дров?

3. Исследование свойств каменного угля (по группам)

*На столах у вас лежат образцы полезных ископаемых. Я предлагаю вам исследовать свойства каменного угля с помощью инструктивной карточки

            *Какая группа будет рассказывать о свойствах     каменного угля?

4. В Хабаровском крае много залежей каменного угля, некоторые выходят прямо на поверхность, даже шахты рыть не надо.

Самая большая угольная «кочегарка» края находится на ю-в  *Буреинский каменноугольный бассейн.

*Бикин

*Хабаровск (бурый уголь)

*Охотск  (бурый уголь)

5. Каменный уголь  исследовал Ромашов Сергей . Слово исследователю(слайд) – демонстрация

6. Исследование свойств  торфа  (карточка инструкция)

·         Какая группа расскажет об исследовании торфа

·         Вывод: уголь сгорает почти полностью и выделяет при горении больше тепла, поэтому уголь более ценное топливо, чем торф

·         Торф   исследовал Тен Ваня–демонстрация пособий

·         Месторождения торфа находятся вдоль реки Амур и  в Охотском районе

7.Исследование нефти по пособию

*  Какая группа расскажет об исследовании нефти

* Нефть  исследовала  Крупницкая Саша – слайд

8.Природный газ слайд

9.Исследование железной руды по группам

* Провести исследовательскую работу с помощью карточки инструкции

·         Какая группа расскажет  о своём исследовании

·         Опыт с компасом

·         Что вызвало отклонение стрелки?  (магнит)

Учитель рассказывает: о значении полезных ископаемых

Как человек использует полезные ископаемые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует повторение изученных полезных ископаемых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует работу в группах по исследованию полезных ископаемых

 

 

 

Местонахождение полезных ископаемых на физической карте Хабаровского края

Проведение опыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают строительные полезные ископаемые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследуют полезные ископаемые по инструкции в группах и отчитываются о проделанной работе.

Определение на карте местоположения полезных ископаемых определёнными значками.

 

 

 

Ученики отчитываются о проделанной работе во внеурочное время: исследование полезных ископаемых, которые есть в нашей местности

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование , поиск необходимой информации,

общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: работа в группе с одноклассниками

выражение своих мыслей, своего мнения

6 .  Первичное закрепление нового материала

1.      Работа в печатной тетради на с.18 № 30. Заполнить в таблице горючие полезные ископаемые

2.      Из цветных  руд получают медь, алюминий, свинец, серебро, золото и другие металлы. Эти металлы называют цветными потому, что они имеют разнообразную окраску. В природе металлы могут встречаться и в чистом виде. Среди горных пород можно найти чистое золото, серебро, медь. Ну а сейчас юные исследователи расскажут о своих исследованиях: какие полезные ископаемые есть в нашем Охотском районе

Направляет  работу на закрепление новых знаний: заполнение таблицы о горючих полезных ископаемых

Ученики заполняют таблицу в печатной тетради

Регулятивные: контроль, оценка

познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, коммуникативные: управление поведением партнёра

7.Самостоятельная работа : исследование полезных ископаемых Охотского района

* Базальт  исследовал Алексейцев Сергей – слайд

* Золото  исследовал Арбузов Саша – слайд

* Горный хрусталь исследовала Логвина Настя –слайд

* Нефрит исследовала Ким Лиза – слайд

 

*Видео ролик «Нефрит»- Ким Лиза

 

* Сердолик исследовала Конищева Ира – слайд

* Агат исследовала Перкова Саша

Ученики отчитываются о проделанной работе во внеурочное время: исследование полезных ископаемых, которые есть в нашей местности

Регулятивные: выполнение планирования своих действий с поставленной целью

Познавательные: представлять информацию, найденную из различных источников; общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

8.Включение в систему знаний и повторение

        -Работа в печатной тетради с. 19 № 34, № 35

·         Чем руды отличаются от других полезных ископаемых?

·         Из какого полезного ископаемого получают металлы?

Направляет работу детей: нахождение ответа на вопрос в тексте учебника

Объясняют , делают выводы, рассуждают

Познавательные:

Сравнение,  обобщение

Коммуникативные:

Постановка вопросов

9.Рефлексия

 

Подведём итог нашего урока, используя карточки на столах:

·         Сегодня я узнал

·         Было интересно

·         Было трудно

·         Я выполнял задания

·         Я понял, что

·         Я научился

·         Меня удивило

·         Урок дал мне для жизни

·         Мне захотелось

·         Я расскажу своим родителям

 

Домашнее задание: с.45-49, тет. с. 18 № 30, №31

Организует рефлексивное обсуждение и самооценку результатов работы на уроке.

Создаёт условия для самостоятельной домашней работы

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

 личностные: смыслообразование

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Методическая разработка урока по окружающему миру на тему "Полезные ископаемые- недра земли" (4класс0"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Был проведён открытый урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Полезные ископаемые нашей местности» по УМК «Планета знаний». Урок может быть использован по любому УМК начальной школы. При проведении урока были использованы следующие ИКТ: ЦОР – Календарь погоды и презентация «Полезные ископаемые Охотского района». Также были использованы: карточки- инструкции для самостоятельного  исследования полезных ископаемых; коллекция полезных ископаемых. За месяц до урока было проведено исследование полезных ископаемых Охотского района во внеурочной деятельности. На уроке дети работали в группах. Урок соответствует ФГОС НОО.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 395 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 837
    • ZIP 3.4 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бочкова Татьяна Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бочкова Татьяна Васильевна
    Бочкова Татьяна Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 58178
    • Всего материалов: 18

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 144 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 845 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 218 человек

Мини-курс

Методы и подходы проведения трекинга и менторства

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

"С понедельника — начну!.." Практическое руководство к модификации образа жизни

Перейти к трансляции