Муниципальное
образовательное учреждение
Тысяцкая
основная общеобразовательная школа
Методическая
разработка урока
по
математике по теме
«Величины.
Единица длины – километр» 4 класс
УМК
Школа России
Составила:
Шестипалова Юлия Алексеевна
учитель
начальных классов
Цель урока: Познакомить
с названием новой величиной измерения длины – километр. Дать представление об
использовании данной величины на практике, о соотношении с другими известными
мерами длины.
Задачи:
Предметные:
-исследование
ситуации, требующей введения новой единицы измерения длины;
-познакомить с
новой единицей измерения длины — километром;
-постановка
проблемы;
-выдвижение
гипотезы и доказательство;
-совершенствовать
вычислительные навыки и навыки решения задач.
Формировать УУД:
-личностные УУД:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
-умение определять
и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
-планировать свои
действия в соответствии с поставленной задачей;
-высказывать свое
предположение.
Коммуникативные УУД:
-умение оформлять
свои мысли в устной форме;
- слушать и
понимать речь других;
-договариваться о
правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные УУД:
-отличать новое от
уже известного с помощью учителя;
-добывать новые
знания;
-находить
ответы в учебнике, использовать жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Цель урока: Познакомить
с названием новой величиной измерения длины – километр. Дать представление об
использовании данной величины на практике, о соотношении с другими известными
мерами длины.
Оборудование: учебник
математики 4 класс М.И. Моро, 1ч.; компьютер; мультимедийный проектор;
презентация; художественное слово; карточки с готовой печатной основой для
индивидуальной работы; карточки для работы в парах; карточки с заданиями
разного уровня сложности для закрепления нового материала (на каждого
ученика); звёзды голубого, жёлтого, красного, белого цветов.
Тип урока: изучение
нового материала; урок -путешествие.
Ход
урока:
I.
Организационный момент
Учитель: Поприветствуем гостей.
Ученица:
Мы рады приветствовать
вас в нашем классе.
Возможно, есть классы и
лучше и краше.
Но пусть в нашем классе
вам будет светло.
Пусть будет уютно и очень
легко!
Учитель:
Пусть сегодня для нас всех,
На уроке сопутствует успех!
-
Улыбнитесь друг другу. Садитесь, ребята.
Учитель:
Сегодня необычный урок. Мы совершим космический
полёт на одну из планет Солнечной системы. Догадайтесь на какую?
Ученик: Это планета Солнечной системы, названа в
честь древнеримского бога войны, почти в 2 раза меньше Земли.
Ученики: Марс.
Учитель: Вы
должны быть достойными представителями Земли, поэтому должны взять с собой
только самое необходимое. Что это?
Ученик: Знания, умения.
Учитель: Какая
наука нам в этом поможет? Математика.
- Позвольте
мне быть капитаном полёта, а вы – экипаж космической ракеты.
- Экипаж к полёту готов?
1. Проверьте осанку в кабине
ракеты. Всё ли на месте?
2. Проверьте положение бортового журнала
(тетради)
3. Записи нужно делать чётко, разборчиво,
чтобы их смогли читать все космонавты Земли, которые будут следить за нашим
полётом. А с нами в полет отправляются наши гости.
Учитель: Давайте
зафиксируем в бортовом журнале дату отправления.
(дети записывают число, классная работа)
Учитель: Ждёт
нас быстрая ракета (слайд 2)
Для полёта на планету
Отправляемся на Марс
Звёзды, ждите в гости
нас!
II.
Актуализация опорных знаний
1. Устный счёт (слайд
3)
Учитель: Чтобы
избежать катастрофы при запуске ракеты, мы должны обязательно пройти и
расшифровать математическую туманность. Решив цепочку примеров, вы узнаете
интересное сведение о планете.
64:2 (32) :4 (8) *7 (56) +19 (75) :5 (15)
*4 (60) :15 =4
Итак, ребята, какая цифра получилась?
Учитель: Какое
отношение эта цифра может иметь к данной планете? Кто из вас догадался?
(учащиеся выражают свои мнения)
Учитель:
Марс – четвёртая планета по отдалённости от Солнца.
Учитель:
Внимание! 3,2,1…
- Что произошло? (на слайде Земля с тремя
кольцами). (слайд 4)
Ученики: Пришельцы
заковали Землю.
- Нам нужно срочно спасти планету и тогда
мы сможем полететь на Марс.
2. Учитель:
ваша задача: вычислить площадь, занятую пришельцами.
(слайд 5)
Условие: даны
2 прямоугольника: большой – со сторонами 20 см и 6 см; маленький – со сторонами
13см и 2 см.
Ученики: Площадь,
занятая пришельцами составляет 94 кв.см.
(на слайде Земля с двумя полосками)
(слайд 6)
3. Учитель:
Посмотрите, пришельцы не только заковали Землю, но и посылают на неё
метеоритный дождь. (слайд 7)
- Что изображено на метеоритах? (числа)
(слайд 8)
- Прочитайте числа. (364120; 999; 56065;
2347; 200)
(в тетрадях) -
Запишите числа в порядке возрастания.
- Проверьте правильность выполнения
задания по слайду.
(200, 999, 2347, 56065, 364120) (слайд
8)
- Кто справился с заданием?
(взаимопроверка).
- Кто допустил ошибки?
Учитель:
- Замените число 2347 суммой разрядных
слагаемых (2000+300+40+7).
- Сколько классов в числе 56065? Назовите
их? (в этом числе 2 класса: класс единиц и класс тысяч).
- Что обозначает цифра «4» в записи числа
364120? (единицы тысяч второго класса)
(На слайде Земля с одним кольцом)
Учитель:
Молодцы! Осталось преодолеть всего лишь одно препятствие, и мы сможем лететь
на Марс. (слайд 9)
Логические задачи:
Задание на смекалку:
по рядам (слайд 10)
- в записи 4444 поставьте между
некоторыми цифрами арифметические знаки так, чтобы получилось выражение,
значение которого равно:
1 ряд: 16; 2 ряд: 88, 3 ряд: 448.
Ответы: (4+4+4+4=16); 44+44=88;
444+4=448).
(первый решивший с каждого ряда выполняет
задание у доски).
Учитель: Все
ли достойны лететь на планету?
- Внимание! 3,2,1,0, пуск!
III.
Подготовка к изучению нового материала.
Учитель: Посмотрите,
что это такое? (слайд 11)
Ученики: Разные величины.
Учитель: Что такое величина?
Ученики: То, что можно измерить и результат выразить числом.
72см; 720мм; 600дм; 60м; 240см; 2400мм,
350 дм; 3500см, 720 кг.
Учитель: Ребята,
а какая величина здесь лишняя?
( кг – это единицы массы; а остальные величины – единицы длины).
Учитель: Какие
единицы длины вы знаете? Назовите, начиная с наименьшей.
Ученики: называют (1мм, 1см, 1 дм, 1м).
Задание в тетрадях: Некоторые
величины равны между собой, давайте найдем пару. Соедините равные единицы
длины: (работа в парах, дети выполняют задание на готовой печатной основе)
- Проверка по слайду. (слайд 12)
Учитель: Молодцы,
наш экипаж приблизился к планете Марс.
Учитель:
К Марсу путь был очень длинный
Стоп!
Выходим из кабины.
После
долгого полета нам нужна разминка. Сейчас мы с вами проведем физкультминутку (слайд
13).
Физкультминутка
(мелодия «sergey_sirotin-magic»
).
IV.
Изучение нового материала.
Учитель:
Вот мы и на планете. На чём будем продолжать свой
путь?
Ученики:
Марсоход. (слайд 14)
Учитель:
Кто о нём что-нибудь знает?
Ученики:
Марсоход — планетоход, предназначенный для
изучения Марса, как луноход - для изучения Луны.
Учитель: На нём мы продолжим исследование планеты Марс. Мы
будем измерять расстояние, которое будем проходить.
-Сможем ли мы воспользоваться знакомыми нам
единицами длины: мм, см, дм, м, почему? Ваши предположения.
Ученики: высказывают предположения: нам понадобится новая
единица длины.
Учитель: Кто знает, как она называется?
Ученики: километр.
Учитель: назовите тему урока, над которой будем работать?
(слайд 15)
Ученики: Единица длины - километр.
Учитель: Что измеряют с помощью этой единицы длины?
Ученики: большие расстояния.
Учитель: Верно. Слово километр принято коротко
записывать так: км (точку в конце ставить не нужно).
- В названии единицы длины – километр часть слова
нам уже знакома – метр, а часть слова «кило» нет. Это слово взято из
французского языка и означает «тысяча». Вывод. Сколько метров в 1 км?
Ученики: 1 км = 1000 м
Учитель: запишите в бортовой журнал название новой
единицы длины.
- Сравним наши выводы с материалом учебника
(стр.38)
Ребята, а давайте посмотрим, что говорится в
учебнике про эту единицу длины?
(ученики читают и заучивают правило).
V.
Первичное
закрепление материала
1. Учитель: Знание этого материала поможет нам преодолеть
возникшее препятствие. (слайд 16)
устно: Определи: сколько метров содержат: 3км=…м; 7км=…м;
9км=…м
- Преврати метры в км: 2000м=…км; 4000м=…км; 8000м=…км
Молодцы! Ну а теперь в путь!
2. Учитель: Поверхность
Марса неровная: рвы, канавы, но преодолеть эту дорогу нам поможет правильно
решенная задача. (слайд 17)
С
этим препятствием нам поможет справиться правильно решённая задача.
Задача:
От двух остановок, расстояние между которыми 2км 100м отошли 2 марсохода. Один
из них прошёл 140м, а другой – 160м. Каким стало расстояние между ними?
(слайд 18)
Учитель:
Всё ли вам понятно в условии задачи?
-
Как может двигаться транспорт? ( навстречу друг к другу или в разные стороны).
Учитель
совместно с детьми разбирает оба варианта решения данной задачи:
1
вариант решения задачи:
-
Рассмотрим случай, если марсоходы движутся навстречу друг к другу.
-
Что известно в задаче?
(
Какой путь проехал 1 марсоход (140м), второй (160м), начальное расстояние между
ними).
2
вариант решения задачи:
если
марсоходы движутся в разных направлениях.
-
Расстояние, пройденное каждым марсоходом изменилось? (нет)
-
Расстояние между остановками изменилось? (нет)
-
А между марсоходами изменится? (да)
-
Почему? (марсоходы движутся в разных направлениях)
-
Как изменится расстояние между марсоходами? (станет больше).
-
Что нужно сделать с километрами, чтобы правильно решить задачу? (перевести в
метры)
Учитель:
предлагает детям по выбору решить задачу; 2 человека решают задачу у доски.
-
Проверка (слайды: 19, 20).
-
Какую новую единицу длины использовали при решении задач? А сколько в 1 км -
…м?
Физкультминутка для глаз
(слайды:
21-25)
3.
Учитель: Как вы думаете, есть ли жизнь на Марсе?
(Вопрос
об этом остаётся открытым и спорным. Там по земным меркам очень холодно, мало
кислорода. Но кто это?) (слайд 26)
Ученики:
инопланетяне.
Учитель:
Обычно они не показываются людям, но видно у них что-то произошло, они передают
сигнал SOS,
просят у вас помощи.
-
Здесь какие-то схемы. Расшифровав их, мы сможем прочитать послание, которое они
передают нам. А что это за схемы?
Задание:
Уравнение (разный уровень сложности) (ученики
решают на индивидуальных листах, на обратной стороне листа записывают и
показывают ответ)
х+34=18*5
(х=56) 239 – х= 183 (х=56)
Учитель:
Все смогли решить?
Учитель:
Помогли инопланетянам, теперь мы сможем расшифровать послание (слайд 27).
Читают
послание: по приблизительным данным учёных расстояние
от Земли до Марса составляет около 70 млн. км. Ребята, как вы считаете, это
большое расстояние? Действительно, чтобы долететь до этой планеты, человеку
понадобится 2,5 года.
VI.
Закрепление материала
Учитель:
Ну что, нам пора возвращаться домой. Любой исследователь, возвращаясь на
Землю, должен предоставить отчёт о проделанной работе. Мы с вами составим
сейчас свой отчёт, в котором покажем чему научились в путешествии. (слайд 28)
Самостоятельная
работа учащихся: (по карточкам разного уровня
сложности дети выбирают сами себе задание)
Учитель:
Итак, 1 группа: выполняют задание на красных звёздах
Вставь
пропущенные числа:
5000м=…км 48 км=…м
24000м=…км 305 км=…м
2 группа: выполняют
задание на жёлтых звёздах
Вставь пропущенные числа:
3125м=…км…м 2455 км
=…км…м
2 км 537 м = …м 7407м=
…км…м
VII.
Итог урока.
Завершилось
наше путешествие. Мы приземлились на родную Землю.
-
Кому было легко преодолевать препятствия на пути?
-
Понравилось ли вам наше путешествие?
-
Чем?
-
Что нового узнали о планете Марс?
-
А какой единицей величины мы измеряли расстояние, которое прошли?
VIII.
Домашнее задание: (слайд 29)
IX.
Рефлексия (слайд 30)
Учитель:
Давайте оценим свою работу во время путешествия. Поднимите:
-
голубую звезду, если вы довольны своей работой во время путешествия, потому
что почти не ошибались;
-
жёлтую звезду – если вам иногда было трудно и вы ошибались;
-
красную звезду – кто считает, что надо ещё немного постараться и тогда будет
успех !
-
Спасибо за работу! Путешествие закончилось. Всего доброго! (слайд 31)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.