Главная / Начальные классы / Методическая разработка урока по лексической теме "Зимующие птицы"(3 класс)

Методическая разработка урока по лексической теме "Зимующие птицы"(3 класс)

ТЕМА: «Зимующие птицы».

Цель: - расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить согласовывать существительные с числительными;
- учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент.

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы, 
Чем бы поживиться.

Как вы думаете , какой теме сегодня будет посвящен наш урок? (зимующим птицам)
2. Игры на развитие внимания

-Найди два одинаковых кораблика, раскрась их тоже одинаково;

-Повтори рисунок

3. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц)
Вопросы:
1. Какие из птиц вам знакомы?
2. Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы.)
3. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие, осёдлые.) Каких птиц не видно в последнее время? (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.) Куда исчезли эти птицы? (Улетели в тёплые края.)
4. Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелётные.)
5. Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму? (Боятся холодов.)
6. Вспомните, чем питаются птицы? (Спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.)

Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щелях домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несолёного сала.

4.Задания на развитие памяти:

-«Чего не стало?»

-«Запомни»

5. Физкультминутка «Журавли учатся летать»
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и 
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. 
Пальчиковая гимнастика «Уточка»
Шла уточка бережком, («идут» двумя пальчиками по столу, 
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой 
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)
6. Отгадывание загадок, вывешивание раскрасок на доску, затем раскрашивание обучающимися.

Умный мальчишка
В сером армячишке
Прыгает, шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)

В красной шапке расшитой,
В чёрненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня-красота?
Тут-тук-тук, да тра-та-та!
(Дятел)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)

На шесте дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам – враг.
(Грач)

Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт «ку-ку…ку-ку»?
(Кукушка)

В синей шапочке из Ситца

Прилетела к нам (Синица).

ЛЕТЕЛИ ТРИ …..

ЧЕРНЫ, ПЕСТРОГОЛОВЫ (вороны)

7.Вопросы на развитие мышления «Ответьте утверждения словами «да» или «нет» (из книги «Развитие словесно-логического мышления и связной речи», Задания и упражнения стр.17-18)
5. Игра «Один- много»
Кукушка – кукушки, журавль - журавли, 
скворец - скворцы, соловей - соловьи, 
жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди, 
грач - грачи, утка - утки, 
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты, гусенок – гусята.

6. Игра «Кто как голос подает».
Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет, 
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

7. Игра «У кого кто?».
У кукушки – кукушонок, кукушата. 
У журавля - журавленок, журавлята. 
У скворца - скворчонок, скворчата. 
У лебедя - лебеденок, лебедята. 
У грача - грачонок, грачата. 
У утки - утенок, утята. 
У аиста – аистенок, аистята. 
У гуся – гусенок, гусята.


11. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?



Методическая разработка урока по лексической теме "Зимующие птицы"(3 класс)
  • Начальные классы
Описание:

ТЕМА: «Зимующие птицы».

Цель: - расширение и активизация словаря.
Задачи: - образовывать множественное число существительных;
- учить согласовывать существительные с числительными;
- учить изменять существительные по падежам;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать мелкую моторику;
- развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент.

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы, 
Чем бы поживиться.

Как вы думаете , какой теме сегодня будет посвящен наш урок? (зимующим птицам)
2. Игры на развитие внимания

-Найди  два одинаковых кораблика, раскрась их тоже одинаково;

-Повтори рисунок

 3. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц)
Вопросы:
1. Какие из птиц вам знакомы?
2. Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы.)
3. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие, осёдлые.) Каких птиц не видно в последнее время? (Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.) Куда исчезли эти птицы? (Улетели в тёплые края.)
4. Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелётные.)
5. Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму? (Боятся холодов.)
6. Вспомните, чем питаются птицы? (Спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомыми, затем те, которые едят плоды и семена растений, т.к. убран урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замёрзнут водоёмы.)

Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, дятлы, вороны) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать себе еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щелях домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несолёного сала.

4.Задания на развитие памяти:

-«Чего не стало?»

  -«Запомни»

5. Физкультминутка «Журавли учатся летать»
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и 
поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. 
Пальчиковая гимнастика «Уточка»
Шла уточка бережком, («идут» двумя пальчиками по столу, 
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой 
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)
6. Отгадывание загадок, вывешивание раскрасок на доску, затем раскрашивание обучающимися.

Умный мальчишка
В сером армячишке
Прыгает, шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)

В красной шапке расшитой,
В чёрненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
Что за песня-красота?
Тут-тук-тук, да тра-та-та!
(Дятел)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - … (снегири)

На шесте дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его… (скворец)

Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам – враг.
(Грач)

Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт «ку-ку…ку-ку»?
(Кукушка)

В синей шапочке из Ситца

Прилетела к нам (Синица).

ЛЕТЕЛИ ТРИ …..

ЧЕРНЫ, ПЕСТРОГОЛОВЫ (вороны)

7.Вопросы на развитие мышления «Ответьте утверждения словами «да» или «нет» (из книги «Развитие словесно-логического мышления и связной речи», Задания и упражнения стр.17-18)
5. Игра   «Один- много»
Кукушка – кукушки, журавль - журавли, 
скворец - скворцы, соловей - соловьи, 
жаворонок – жаворонки, лебедь - лебеди, 
грач - грачи, утка - утки, 
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты, гусенок – гусята.

6. Игра «Кто как голос подает».
Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет, 
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

7. Игра «У кого кто?».
У кукушки – кукушонок, кукушата. 
У журавля - журавленок, журавлята. 
У скворца - скворчонок, скворчата. 
У лебедя - лебеденок, лебедята. 
У грача - грачонок, грачата. 
У утки - утенок, утята. 
У аиста – аистенок, аистята. 
У гуся – гусенок, гусята.


11. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?

 

 

Автор Манеева Н.С.
Дата добавления 09.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 397
Номер материала 55934
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓